ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Прочее: статьи, аналитика, обзоры

До и после Манежа

Открываем дискуссию

Пожар в Манеже 14 марта, в одночасье сгубивший один из шедевров русского классического зодчества, вновь со всей остротой поставил перед всеми нами вопрос о судьбе памятников отнюдь не в любовном, до предела натянутом треугольнике «Власть - Рынок - Культура».

Публикациями сегодняшнего номера «МП» открывает дискуссию о роли архитектурного наследия, его месте в завтрашнем облике столицы. Приглашаем к участию в обсуждении представителей администрации, архитекторов, художников, журналистов.

Наш адрес в Интернете: [email protected]

Памяти памятника

Архитектура триумфа

Конец XVIII - начало XIX века были для России эпохой военных и политических побед и успехов - временем Екатерины Великой, Александра Благословенного, Суворова, Кутузова… Под стать эпохе и архитектура - «время, схваченное в камне». Зодчие работали тогда преимущественно в классическом стиле: ордерные системы, «трофеи» в тимпанах, величественные колонны, словом, «архитектура Триумфа».

Этот стиль оставался господствующим и в первые десятилетия архитектурного возрождения Москвы после Отечественной войны и пожара 1812 года. Одним из бесспорных шедевров этого времени был Манеж.

…Комиссия по строению Москвы (так называлась тогда главная архитектурно-планировочная инстанция столицы) первоначально не собиралась застраивать площадку перед Кремлем между Воскресенскими и Троицкими воротами. Но в 1817 году ожидался приезд в Белокаменную императора Александра I; и для смотра войск, победителей Бонапарта, в крытом помещении было принято решение о срочном строительстве огромного Экзерциргауза - в дословном переводе с немецкого «здание для строевой подготовки». На постройку отводилось полгода: весной начали, к ноябрю, к пятой годовщине победы над иноземным нашествием, окончили.

Функциональное военное назначение памятника предопределило основные архитектурные и конструктивные требования. В истории русского зодчества еще не было опыта создания столь масштабного внутреннего пространства: внутри Манежа можно было без труда выстроить и организовать строевые учения полносоставного пехотного полка. Автором уникального проекта стал инженер-генерал Огюстен Бетанкур, нормандского происхождения, испанского титулования (подробности опускаем), а в русской службе Августин Августинович. Замечательной находкой его стали перекрытия - знаменитые стропильные «фермы Бетанкура», восходившие конструктивно к кровельным стропилам крупнейших римских и византийских базилик, но увеличенные в пролете до небывалой ширины в 45 метров.

Поскольку Августин Августинович по долгу службы (он возглавлял в тот период военно-строительное ведомство Петербурга) не мог сам воплотить свой проект, это было поручено другому «русскому французу» Льву Львовичу Карбонье. Но и этот, тоже генерал-инженер, по массе обязанностей, лишь руководил объектом, а строить, как обычно бывает, довелось человеку куда менее титулованному - инженер-поручику Кашпереву.

То ли по просчету Бетанкура, то ли по неточности исполнителей, фермы стали проседать уже вскоре по завершении строительства. Бетанкур снова все пересчитал и представил императору проект переделки и укрепления конструкций. Это было в 1819 году, но дожить до исправления своего проекта генералу не было суждено. В 1824 году за него это выполнил инженер Р.Р.Бауса. Архитектурный декор, внешний и внутренний, был доверен Осипу Бове, руководителю вышеупомянутой Комиссии по строению. В январе 1827 года Экзерциргауз был наконец сдан кремлевскому Дворцовому ведомству.

Впрочем, для строевой подготовки он, если и использовался, то совсем недолго. С 1831 года москвичи видят в его стенах все что угодно, кроме военных парадов. Здесь дирижировали оркестрами Гектор Берлиоз и Иоганн Штраус. Здесь развернулась в 1872 году знаменитая Промышленная выставка, давшая начало Историческому и Политехническому музеям. Здесь был даже действующий храм: старожилы Москвы помнят ротонду-пристройку со стороны Кремля, ставшую алтарем перенесенной в Манеж древней церкви Николы в Сапожке. (Церковь просуществовала в Манеже до начала XX столетия.) В основном же здание использовалось, как и в наши дни, для выставочных целей.

...В десятом часу вечера 14 марта в слуховых окнах чердака огромного здания были замечены первые языки пламени. Полчаса спустя над Манежем бушевал сорокаметровый костер.

Предсказанный или заказанный?

В первых же публикациях в СМИ к пожару прилагались самые разные эпитеты - от «предсказанного» до «подстроенного». И те, и другие авторы имели в виду бурные дебаты, происходившие вокруг планов реконструкции Манежа в последние годы и особенно прошлой осенью. Авторы, склонные именовать пожар «предсказанным», ссылались на «огнеопасность», устарелость конструкций, несоблюдение правил противопожарной безопасности. Подчеркивали, что уже много лет различные московские инстанции говорили о необходимости срочных мер по реконструкции Манежа.

Аргументация других, напротив, как раз и основывалась на явной заинтересованности московского архитектурного и особенно инвестиционного истеблишмента в «реконструкции любой ценой». Не будем пытаться предвосхитить результаты следствия. Хотя предвидеть результат суммарный кажется несложно: подлинные причины пожара вряд ли когда-нибудь будут раскрыты.

Уже сейчас отпали как совершенно несостоятельные версии о коротком замыкании, искре от сварочных работ, окурка или случайно влетевшей в окно петарды. Специалисты по пожарам МЧС и ФСБ пришли к выводу о том, что чердак здания не мог загореться случайно. «Пожару предшествовал мощный выброс тепловой энергии, создать который можно только с помощью горючих жидкостей или пиротехнических средств». «Отрицательной» уликой является в этой версии и отсутствие улик: профессионально устроенный пожар предполагает именно уничтожение улик в первую очередь.

Да, кровля Манежа была целиком построена на деревянных конструкциях. Но едва ли эти конструкции могли воспламениться от какой-либо случайной искры. Прежде всего, по причине их массивности. 40-миллиметровые доски пола, 30-миллиметровая обрешетка крыши, стропила и чердачные перекрытия из мощного бруса. Мифом оказалось и наличие имевшихся якобы на чердаке залежей табака, торфа, опилок. Ни одного из признаков, свойственных горению подобных материалов, при тушении Манежа не было обнаружено. Да их и не могло быть. Достаточно вспомнить, что до 1956 года здание использовалось как правительственный гараж. Как справедливо подчеркивают специалисты, любая попытка «оснастить» чердак здания легковоспламеняющимися материалами рассматривалась бы в те годы как подрасстрельная диверсия.

Бонапарт отдыхает

В декабре минувшего года, сразу после думских выборов, состоялся очередной эфир телевизионной передачи бывшего министра культуры (или «бывшей культуры»?) Михаила Швыдкого «Культурная революция». Автору этих строк довелось полемизировать в той передаче с О.М.Толкачевым на тему, нужно ли приватизировать памятники культуры. И ведущий, М.Е.Швыдкой, пытался, как ему казалось, «сразить» оппонента вопросом: но разве они горят, приватизированные или заинвестированные памятники? На что автору пришлось ответить тоже достаточно категорично: горят! Тогда мы могли обосновать свой взгляд лишь примерами подмосковных усадеб, которые действительно зачастую сначала поджигаются для занижения ценности и категории охраны, а затем передаются для восстановления заранее известным инвесторам. В страшном сне автор не посмел бы тогда предположить, что слова о горящих памятниках сбудутся так скоро и на таком архитектурном шедевре - одном из символов Москвы.

О поджоге Манежа как наиболее правдоподобной версии говорил на Общественном градостроительном совете Москвы председатель комиссии по охране культурного наследия Союза художников Алексей Клименко.

Действительно ли настолько правдоподобно?

…Только в прошлом году в Центральном округе столицы горело 1287 зданий. Бонапарт отдыхает. По порядку это сопоставимо с количеством зданий (около шести тысяч), погибших в устроенном его мародерами московском пожаре 1812 года. При этом в Москве 2004 года не было вроде бы ни оккупантов, ни боевых действий; ни один мародер или поджигатель не был схвачен и предан суду.

По предположениям не одних лишь архитекторов, таким нехитрым и вполне безнаказанным методом «столичные застройщики высвобождают земельные участки под новые магазины, офисы и элитные жилые кварталы» («Российская газета», от 19.03.04). Способ стар, как сам капиталистический мегаполис: известный по американским боевикам пожар в Старом Чикаго освободил в свое время место для бурного строительства города.

Новое наступление на архитектурное наследие?

«Я не могу представить себе человека, который пошел бы на это, - цитирует одна из газет ответ Иосифа Орджоникидзе на вопрос, не мог ли возникнуть и в самом деле у кого-либо соблазн именно так обойти сковывающий инвесторов по рукам и ногам закон об охране памятников.

Человека - и я не могу представить.

Но достаточно показателен сам тон некоторых наших СМИ, обсуждающих проблему гибели и реконструкции Манежа. Приходилось читать, что «урок Манежа, Военторга и других подобных старых сооружений состоит в том, что даже самые ценные архитектурные памятники, исчерпав свои технические возможности, превращаются в угрозу для жизни людей». Нашлись даже авторы, готовые использовать обугленный остов творения Бетанкура и Бове в качестве своеобразной дубины для войны… С кем бы вы думали? С «охранниками старины», «эстетствующими патриотами», «любителями архитектурного нафталина».

Так называют иные журналисты архитекторов и художников, дерзающих и в нынешней постперестроечной России отстаивать право на жизнь великих памятников отечественной культуры. Скажем прямо: отвратительно, но не оригинально. Именно так, заклеймив «архитектурный нафталин», боролись с памятниками Москвы и с памятью народа и в эпоху Генплана тридцатых, и при сломах хрущевского времени. И также обзывали «лжепатриотами» и «реакционерами» основателей Общества охраны памятников в шестидесятые, тоже пытавшихся в «жесточайшей схватке с московскими властями» отстоять последние сохранившиеся еще тогда столичные реликвии.

Идеологи «Манежного Рубикона» (так называлась статья в «Московской правде» от 16 марта 2004 года) пытаются даже инсценировать своеобразный фильм ужасов о неких «зданиях-убийцах», «готовых в любое время погрести под своими дряхлеющими останками ни в чем не повинных людей».

Итак, защитники старины и культуры с одной стороны - и защитники жизни и здоровья граждан, с другой. Вполне в современном стиле («мир после 11 сентября», «Европа после 11 марта») нас призывают открыть новую эпоху - «Москва после 14 марта». Якобы с пожаром в Манеже «в Москве был перейден незримый Рубикон многолетнего противостояния… У московских властей не остается другого шанса, кроме как выиграть «по Черчиллю» городскую войну памятников, чтобы сберечь жизни москвичей, в этой войне не участвующих, но периодически играющих ужасную роль ее случайных и нелепых жертв... Пожар в Манеже бросил московским властям последнюю перчатку».

…Давно не приходилось читать чего-либо настолько «ужасного» и «нелепого». Не станем говорить о притянутом в качестве союзника известном русофобе Черчилле, который, кстати, никогда не был замечен во вражде против своих, британских памятников и традиций. Но объявлять «войну» памятникам отечественной истории?

Николай Лисовой, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН
Фото Владимира Чижикова


   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru