ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Экономика на современном этапе

Авторитет и авторитарность

Архангельский губернатор Анатолий Ефремов считает, что главы регионов должны назначаться президентом и наделяться самыми широкими полномочиями по контролю над экономикой.

Юлия Новоселова

Даже те, кто критикует Анатолия Ефремова за чрезмерную жесткость и командный стиль в отношениях с бизнесом, признают, что именно это и помогло экономике региона избежать краха при переходе к рыночным отношениям. А он здесь был особенно труден, поскольку большую часть трудоспособного населения области составляли военные и работники оборонных предприятий - именно эти сферы в начале 90-х практически перестали финансироваться. Тогда же сократились ракет с космодрома в Плесецке и прекратились испытания ядерного оружия на Новой Земле. Многочисленные специалисты оказались не у дел. Другая важнейшая для Архангельского региона отрасль - лесопромышленный комплекс (ЛПК) - также впала в затяжной кризис. Оборудование предприятий "валютной лесопилки страны" уже не соответствовало времени, а на его замену необходимы были миллионы долларов. Старейший морской порт России в Архангельске тоже оказался не приспособлен к новой системе отношений - практически все грузопотоки перетянул на себя Санкт-Петербург.

За счет чего удалось переломить ситуацию? - таков был первый вопрос корреспондента "Эксперта" губернатору Архангельской области Анатолию Ефремову.

- В девяносто шестом году, когда я сел в кресло губернатора области, на северодвинских оборонных предприятиях "Севмаш" и "Звездочка" задолженность по зарплате достигала полутора лет, бюджетники не получали денег восемь месяцев, пенсионеры - полгода. Каждый день я шел на работу через строй учителей, медиков, коммунальщиков. Мне даже предлагали ходить с черного хода. Но какой же я губернатор, если пойду на работу с черного хода?

Для начала мы стали собирать руководителей предприятий по отраслям и обсуждать наши проблемы. Например, руководители предприятий лесопромышленного комплекса сами просили объединить их. Но этого я не мог: приватизация уже произошла, и взять все эти ООО, ТОО, ОАО под государственный контроль было невозможно.

Создали мы тогда департаменты, чтобы изучать ситуацию в отраслях, чтобы можно было проводить совместные с представителями бизнеса совещания и вырабатывать решения. Снизили вдвое налог на имущество, освободили от налога на приобретение транспортных средств. Деньги, поступающие в дорожный фонд, направили на строительство дорог в лесах, чтобы лесозаготовители туда пошли.

Прошло два с лишним года, ситуация выправилась, и мы отменили льготы. Они просили меня, чтобы еще на годик, на два продлил, но это было невозможно: у меня голодные учителя и медики стояли. Но мы помогли ЛПК в трудный момент. В девяносто шестом году я создал координационный совет, который возглавил бывший председатель облисполкома, ныне пенсионер Виктор Третьяков. Он семнадцать лет руководил областью и знает все медвежьи углы. Бывало так: приносят мне бумагу, и я готов ее подписать, но если координационный совет скажет, что я не прав, всегда прислушаюсь. В те сложнейшие для региона времена координационный совет и Виктор Михайлович замечательную службу сослужили области.

Тогда же, в девяносто шестом, написали двухлетнюю антикризисную программу. Первый вариант, предложенный комитетом экономики, я забраковал. Там чуть ли не в каждом пункте в графе "источник средств" стояли слова "федеральный бюджет". Я им весьма резко сказал: такую программу и дурак напишет. Надо подумать, что мы сами можем сделать.

Мы привлекли к этому делу экспертов, директоров предприятий, ученых, вывезли всех в санаторий "Беломорье" и устроили мозговой штурм. С утра до вечера спорили, но антикризисную программу в итоге сочинили. Это был комплекс налоговых льгот и мероприятий по поддержке бизнеса. Выполнив ее за год, стали действовать дальше - выполнили среднесрочную, а сейчас мы разработали долгосрочную программу на две тысячи первый-две тысячи пятый годы. Сегодня у нас темпы роста производства меньше, чем в прошлые два года, но нельзя рывками идти вперед. Мы устойчиво развиваемся.

- Но предприятиям оборонной промышленности вряд ли поможешь областными антикризисными программами. Это же сфера федеральной власти...

- Да, на оборонных предприятиях была ужасная ситуация. Можно, конечно, было пойти по самому простому пути - выполнять только объемы работ по госзаказу. Но тогда многие высококвалифицированные специалисты были бы выброшены на улицу. А дальше нет работы, дальше море. Нас вытащила из этой ситуации компания "Росшельф", когда дала заказ на строительство буровой платформы. Хоть и немного, но живые деньги пошли. Потом предприятия начали выполнять оборонный заказ по ремонту индийских подводных лодок, и сегодня уже три лодки отремонтированы.

Отмечу, что тогда денег не было ни у кого. "Рыбфлот" согласился сделать заказ "Звездочке", но деньги давал иностранный банк, и только под губернаторскую гарантию. Я тогда рискнул на двадцать миллионов долларов. И пока первый корабль не построили, спал очень плохо. Риск был большой, но он был оправдан. Первый корабль назвали "Ягры", по названию места, где он строился. Потом построили второе судно - "Архангельск". Это судно стоит шесть миллионов долларов без учета аппаратуры, которой в нем на два миллиона. Сегодня наши предприятия ВПК занимаются не только оборонным заказом, они начали строить суда для пограничников, судовые винты, колесную пару для МПС, кузова, ледобуры.

- Многие предприятия окрепли, встали на ноги, они уже и не помнят, что власть в чем-то им помогала. Они ведь могут и не послушать ваших советов или указов?

- Пусть попробуют не послушать! У нас одних комиссий проверяющих около пятидесяти! Мы не лезем в хозяйственные функции предприятий, но являемся регуляторами. Вырубаешь лес, как грабитель, - завтра вместо лесосеки штрафы получишь! Не платишь налоги, воруешь - порекомендуем на ВЧК (чрезвычайная областная комиссия. - "Эксперт") сходить. А ВЧК боятся как огня, как когда-то боялись бюро обкома партии. Раньше партбилет отнимали, а сейчас уголовное дело заводят. Приходят руководители, главбухи на комиссию, объясняют, почему не платят налоги, и, как правило, в итоге находят деньги. Я всем, кто бы к нам ни пришел, говорю: работать будете по российским законам и по нашим правилам. Первая задача - рабочие места и развитие производства. Вторая - налоги. Третья - экология. Если предприятие эти три основных принципа соблюдает, тогда администрация будет с ним работать душа в душу. А если вы что-то нарушаете, то извините - будем разговаривать по-другому. В суде.

Дальше. Любое предприятие, которое пришло в область, должно нести социальную нагрузку.

- Так все просто?

- Они же понимают, что если приходят в область работать, то должны ей помогать. Например, наша команда "Водник" по хоккею с мячом была в тяжелейшем положении. Помню, когда она завоевала звание чемпиона страны, ребята отказывались получать золотые медали, им тогда полгода не платили зарплату. Сегодня их серьезно поддерживает компания "ЛУКойл". Она и топливо поставляет нам зачастую в долг. Это тоже много. Мы уже три года не замерзаем, а до этого десять лет подряд была самая замерзающая область. А если компания не хочет социальными проблемами региона заниматься, извините. Тогда я не подпишу соглашение о сотрудничестве. А без этого, естественно, будет к ней и отношение соответствующее.

- В вопросе бюджетных отношений между центром и областью вы такой же жесткой позиции придерживаетесь?

- Архангельский регион представляет собой сложный субъект федерации. Ненецкий автономный округ (НАО), который входит территориально в состав Архангельской области, является самостоятельным субъектом, со своим бюджетом и со своими органами управления. И тут были определенные трудности. Сегодня положение изменилось в корне за счет того, что центр аккумулировал ресурсы. Ситуация по налогам такая: примерно двадцать процентов остается у нас, остальное забирает центр. В отношении алмазов, которые начали добывать на месторождениях области, мы будем вести переговоры с правительством по процентам. Что касается нефти и газа, основная добыча идет в НАО, он получает двадцать процентов (было шестьдесят), пять целых три десятых процента - область (было двадцать), а остальное - Россия. И это справедливо.

Сегодня мы наблюдаем дисбаланс в отношении распределения денег между субъектами РФ. А ведь все субъекты должны в одинаковой ситуации быть. Люди-то у нас одни, россияне, и они не виноваты, если живут в области, где нет минерально-сырьевых ресурсов. Алмазы, золото, нефть и газ - это же российское достояние. Вот поэтому налоги должны собираться в центр, а уж потом - "всем сестрам по серьгам". Чтобы наполнение бюджета суммарно у всех субъектов было примерно равное. Раньше у нас в каждом муниципальном образовании могли устанавливать свои ставки учителям, доплаты и прочее. Это хорошее дело, но все должны находиться в равной ситуации, поэтому мы перевели учительство на областной бюджет. Почему в одном районе области, где есть ЦБК, зарплата выплачивается вовремя, а в Мезени, где работают не меньше, нежели в Коряжме, Новодвинске, учитель должен иметь задолженность по зарплате? Надо выравнять всех, чем мы и занимаемся.

- У дотационного региона, каким вы являетесь, больше возможностей для помощи бюджетникам, вы подпадаете под многие федеральные программы...

- Наша область дотационная, но в ближайшие годы мы сумеем выйти из этой ситуации. Начали добычу алмазов на Ломоносовском месторождении, по планам бюджеты России и области будут получать пятьдесят миллионов долларов. В недрах архангельской земли есть золото и платина, к освоению которых мы еще не приступали. Не тронуты пока запасы нефти и газа в Мезенском районе и на шельфе Баренцева моря. Сегодня в области стабильно работает возрожденный лесопромышленный комплекс. Сложностей, несомненно, там много: цена на продукцию напрямую зависит от конъюнктуры европейского рынка, и есть некоторые проблемы с наполнением бюджета.

Один из грандиозных проектов, который, надеемся, осуществится, - создание Северного морского транспортного коридора. Замысел таков: суда до пятнадцати тысяч тонн из Архангельска пойдут на норвежский Киркенес, а оттуда по всему миру. Это поможет стабильно загружать наш порт. Другой приоритетный проект области - строительство атомных станций. Более десяти лет назад местные депутаты выступили против него, но сейчас проект получил одобрение российского правительства, пришло первое финансирование из центра, и наши оборонные предприятия будут строить плавучую атомную станцию в Северодвинске мощностью девяносто мегаватт. Северодвинские "Звездочка" и "Севмаш" с огромнейшими цехами (крыша одного цеха - пять футбольных полей) требуют больших энергозатрат. Параллельно с проектом строительства плавучей станции прорабатываем документы по строительству стационарной, чтобы обеспечивать себя электроэнергией. В будущем плавучую станцию можно в любой момент направить в Мурманск, Нарьян-Мар. Она не требует особых затрат на обслуживание: нужно лишь охрану обеспечить и раз в шесть лет заполнять топливом - она будет работать как часы.

У нас в Архангельске два аэропорта, один из которых международный - Талаги, из него осуществляются прямые перелеты в Скандинавию, Цюрих. Еще в доперестроечные времена у восемнадцати городов России был выигран тендер, чтобы наш аэропорт стал промежуточным пунктом для перелетов через Северный полюс к Америке. Этот проект будет осуществляться совместно с итальянской компанией "Аления". Так что, надеюсь, у нас есть шанс в ближайшие годы перестать быть дотационной областью.

- Но сегодня многие губернаторы утверждают, что регионам невыгодно быть донорами, а сложившаяся ситуация вполне устраивает регионы-реципиенты: одни работают, а другие ждут, пока им дадут субвенции.

- Вы считаете, что я сейчас работаю по алмазам, по другим минерально-сырьевым ресурсам, чтобы деньги получила только область? Вы не правы. Таких губернаторов гнать надо. В стране должна быть единая политика. Не должно быть такой ситуации, когда отдельно взятая Архангельская область завтра начала добывать алмазы и стала жить лучше.

- Но если сегодня больше денег осталось бы в области, больше можно было бы инвестировать и, соответственно, быстрее выйти на другой уровень развития региона.

- Как губернатор области я "за", но как человек государственный я должен помнить о том, что каждый регион должен стартовать с одной площадки. У нас сегодня хорошие перспективы по добыче нефти и газа в море. Море - это ведь тоже ресурс государственный, российский, но мы строим буровые платформы, используем свои суда, даем людям работу, даем необходимую базу, все это работает. Это рабочие места, это зарплата, это налоги. И это область получать будет.

- А больной вопрос распределения полномочий между субъектами и центром как должен решаться? Кто должен распоряжаться недрами?

- За субъектами должно оставаться так называемое право ключа. Например, сегодня компании просятся добывать алмазы в море. А я бы близко туда никого не пустил, на материке алмазов полно - работайте. В Белом море огромные захоронения химического оружия, которое в свое время сбрасывали с наших кораблей. Нет еще таких технологий, которые позволили бы сегодня вести безопасную добычу алмазов в нашем море.

Я был в Намибии, смотрел, как они добываются: идет судно, выбирая все подряд, отделяет алмазы, а остальное сбрасывает обратно. А если мы сегодня вскроем контейнеры в Белом море, что может быть? Вот тогда мы увидим небо в алмазах! Мы же здесь лучше знаем территорию. Знаем, что нужно сегодня делать с лесом. Из Москвы же не видно, где можно рубить. А в конечном итоге, если лес здесь вырубить, экологический фон нарушится, с кого люди будут спрашивать? С Москвы ведь не спросят. Поэтому полномочия делегировать надо на места - и спрашивать, конечно. Я вообще считаю, что губернатор должен назначаться из центра. Тогда многие меньше говорили бы о политике, а больше думали о регионе.

- Но где гарантия, что "назначенец" будет знать территорию?

- Тогда пусть центр разбирается с ним. Назначать надо человека, владеющего ситуацией, понимающего экономику края или области, с государственным мышлением, который не продаст все завтра с молотка иностранцам. Была у нас по алмазам такая ситуация. Двадцатисемипроцентным пакетом "Севералмаза" владела компания De Beers. Она нас просила, чтобы мы ей передали областной процент. И если бы мы это сделали, компания стала бы хозяйкой на месторождении. Нет, мы не пошли на это. Но когда пришла российская компания "Алроса", мы передали ей свой процент. А так в области были бы деньги иностранные...

- У российского бизнеса не было денег, их и сегодня недостаточно, чтобы делать серьезные финансовые вливания. Неужели в период становления государства есть разница, какие инвестиции пришли в область? Лишь бы пришли.

- Очень большая разница. Вот возьмем Архангельский ЦБК, у которого акции сегодня за границей. И на кого рабочие сегодня работают? На зарубежного дядю? Пусть бы был наш, российский, собственник. Он подконтролен всем нашим органам, правительству, подотчетен и управляем. В смутное время кто-то продал акции за гроши, а ловкие люди эти акции купили и перепродали за границу. А вы думаете, что на Западе много станут заботиться о нашем будущем?

- Тем не менее на территории области много иностранных собственников и инвестиций.

- Да, они есть и пусть будут. Но подход областной администрации к инвестициям такой: в первую очередь инвестиции областные, затем российские, а потом иностранные. Конечно, сегодня мы не можем диктовать условия предприятиям, вызвать директора и сказать: Иван Иванович, возьмешь в российском банке или областном под такой процент, только не ходи за границу! В трудное время, когда кредитная ставка была чуть ли не двести процентов, кто мог такой кредит взять? Ни одно предприятие. И никто их за это не осуждает, нельзя было раньше по-другому работать - только идти к иностранцам оставалось. И я ходил и пойду еще, потому что области это необходимо. Вы правы, у нас еще немного компаний в России, которым под силу большие, стратегические инвестиции. Но сегодня по объемам инвестиций в область мы стабильно идем вверх.

- Немудрено. Нефть, газ, лес, алмазы... Видимо, инвесторов уговаривать не приходится.

- Само ничего не делается. Сегодня власть выступает в роли свахи между предприятиями и инвесторами. На презентации за границу ездит не только губернатор - ездят представители бизнеса. Но, конечно, жулика и проходимца мы не возьмем с собой. Если приехала делегация с губернатором, с представителями администрации области, значит, мы несем ответственность за это предприятие. И с нас потом спросят: кого нам привезли, с кем познакомили? Пока бизнес не встал крепко на ноги, помогать предприятиям и быть с ними рядом необходимо.

О нашем регионе иностранцы имели весьма смутное представление. Часто вспоминаем нашу поездку в Голландию. Тогда никто из первых лиц не пришел на презентацию, прислали своих замов. А те замы, увидев, ахнули, и на банкете нам пришлось вторую презентацию области проводить, уже для первых лиц. Из Голландии к нам через месяц прилетела делегация из тридцати человек своими глазами все посмотреть. Потом мы провели презентации в Германии, Бельгии. В Брюсселе представление региона проходило в здании Европарламента (кстати, это не удавалось ни одному российскому региону). Увидев наши ракеты и спутники, подводные лодки и буровые платформы, которые у нас строят, увидев пиломатериалы, целлюлозу, бумагу, картон, все наши транспортные схемы, иностранцы были ошеломлены. К нам стали относиться совершенно по-другому! И это не просто восторги, цифры говорят сами за себя: с Голландией у нас в полтора раза увеличился товарооборот, со Швецией - в четыре с половиной. И так со многими странами. Мы сразу по показателям выросли значительно: если в девяносто седьмом году товарооборот составлял двенадцать миллиардов шестьсот миллионов рублей, то в девяносто девятом - двадцать семь миллиардов сто миллионов, в двухтысячном уже сорок два миллиарда восемьсот миллионов, а в прошлом году он составил пятьдесят миллиардов девятьсот миллионов рублей в сопоставимых ценах.

Эксперт, #11 (366) 2003

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru