|
> Экономика на современном этапеМожет ли российская сталь конкурировать?Российская промышленность претерпела огромные изменения в течение последних 12 лет со времени разрушения экономических структур Советского Союза. Последовавший за этими изменениями экономический кризис стал причиной значительного снижения выпуска промышленной продукции; приватизационные схемы сделали абсолютно непрозрачными отношения собственников и менеджмента; отсутствовал как таковой реальный рынок капитала; криминал угрожал стабильности в промышленности; бартерные сделки пронизывали торговые отношения; персонал предприятий бездействовал в огромных заводах, которые продолжали освещать и отапливать. В конце концов, Россия не выполнила обязательств по государственному долгу в августе 1998, что стерло банковские счета множества фирм, когда рубль обрушился с 6 до 24 рублей за доллар США.Подобная катастрофическая среда едва ли может рассматриваться, как благоприятная почва для возникновения конкурентоспособной промышленности. Тем не менее, в этот же самый период имели место подающие надежды изменения. История российской сталелитейной отраслиРоссийская сталелитейная отрасль представляла около 50% мощностей по производству стали бывшего Советского Союза. В сочетании с Украиной, производство различных продуктов в отрасли было распределено по крупным заводам в таких городах как Череповец, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк и Липецк, для удобного доступа к коксующемуся углю Печерского и Кузнецкого бассейнов и железной руды Курского месторождения. Благодаря исторически сложившейся специализации, Украина до сих пор является крупнейшим импортером стали на российский рынок. В 1999 году объем импорта стали из Украины в Россию составил $523 млн., что равняется 48% ввозимой в Россию стали. За Украиной следует Германия с $268 млн. В 1992 году в России было произведено 67 млн. тонн стали, в отрасли было занято 795 000 человек. В 1999 производство сократилось до 43 млн. тонн, количество работающих сократилось до 680 000 человек. Спад охватил всю российскую экономику и промышленность. К примеру, производство комбайнов в 1998 составило всего 4,8% от уровня 1990 года, выпуск автомобилей сократился вдвое, и, что важно, значительно сократились затраты на ВПК. В большей степени все это произошло потому, что быстро разрушенные механизмы плановой экономики не были заменены рыночной инфраструктурой, которую мог бы использовать бизнес. Большую часть прошедшего десятилетия в российской сталелитейной отрасли заняло появление настоящего частного сектора. Этот сектор сегодня состоит из неплохо управляемых бизнесов, активно решающих стратегические задачи, стоящие перед отраслью. Новое поколение российских менеджеров сменило в промышленности гвардию "красных директоров". Этот новый вид менеджмента заметно отличается от своих предшественников - свободно владеет английским и другими языками, обучался в ведущих бизнес-школах, работает с международными консультантами, развивает более эффективные бизнесы, успешно выходит на международные рынки. И российская сталелитейная промышленность один из лучших примеров этих изменений. Менеджмент Северстали, Новолипецка и ЕвразХолдинга обновили производство, провели кампанию по расширению экспорта продукции, которая была поддержана девальвацией рубля. Российская сталь - экспортная отрасльБольшим шоком для отрасли было падение рубля в августе 1998 с 6 до 24 рублей за доллар США. Далее девальвация шла не так резко к 31 рублей за доллар. Но это, очевидно, дало отрасли преимущества во внешней торговле, которые были незамедлительно использованы. Объем экспорта на рынки ЕС, Тайваня, Китая и США составил $5,7 млрд.Девальвация позволила экспорту вырасти почти на 50% в долларовом выражении. В то же время импорт оставался на том же уровне, благодаря равноценной девальвации украинской валюты, главного импортера, и неэластичному характеру спроса на определенные виды немецкой стали. Дешевая российская сталь, таким образом, наводнила США, Юго-Восточную Азию и европейские рынки, вызвав ответную реакцию: · в 1998 более 50 антидемпинговых расследований были начаты против российской стали; затраты российских производителей оценивались на основе более высоких вмененных затрат турецкой и бразильской сталелитейных отраслей, так как Россия не обладала статусом страны с рыночной экономикой · в феврале 1999 Северсталь заключила пятилетнее соглашение об ограничении российского экспорта на рынок США (520 000 тоннами холоднокатаной стали, 385 000 тоннами полуобработанной стали, 65 000 тоннами оцинкованных листов и т.д.) и соблюдении ценового режима · в ноябре 2001 на заседании OCED было предложено сокращение мирового производства стали на 90 млн. тонн, в рамках этого соглашения Россия сократила производство на 10 млн. тонн · в декабре 2001 ЕС сохранило размер импортных квот для России в 816 000 тонн, но включило в них 450 000 тонн борсодержащих сплавов, до того освобожденных от квотирования; от введения этого шага общие потери в продажах крупнейших поставщиков (Северсталь, Магнитогорск и Новолипецк) были оценены в $80 млн. · в марте 2002 Президент США, в соответствии со статьей 201 Закона о торговле на основании требований представителей американской сталелитейной отрасли, ввел 30%-е тарифы на слябы сверх квоты 4,5 млн. тонн в 2000 году, 30% на холоднокатаные плиты, листы с покрытием и горячекатаный брус, 15% на нержавеющий брус и конструкционный прут и 13% на определенные автомобильные детали. Внешние рынки к этому времени стали ключевыми для российской сталелитейной отрасли, составив 60% выпуска. Это сделало значимыми для отрасли все дела, связанные с квотами и тарифами. В настоящее время импорт стали в Россию в большей степени из Украины и Германии облагается в среднем тарифом в 8%. Экспорт стальных отходов, тем временем, облагается налогом в 15%, отмена которого по расчетам добавит около 25% к затратам на сырье в российской сталелитейной отрасли. Текущие переговоры с ЕС, как предполагается, снизят этот налог, который снизит затраты на сырье для европейской сталелитейной отрасли, в обмен на лучшие условия для импорта российских борсодержащих сплавов стали в ЕС. Российское правительство выигрывает от этого импорта и экспортных тарифов на стальные отходы около $230 млн. ежегодно. Это представляет другое сильное препятствие на пути к свободной торговле. В общем, ожидания заключаются в том, что экспорт российской стали в долгосрочной перспективе может стабилизироваться на уровне 20-22 тонн в среднем за год, в большей степени на рынках Юго-Восточной Азии, чем на рынке США. Российская сталь выжила и стала сильнее во времена кризиса, но сможет ли эта отрасль конкурировать в условиях членства России в ВТО и введения американских тарифов на ввоз стали? Российская сталелитейная промышленность конкурирует на основе низкой производительности труда и низких затрат на факторы производства - является ли это устойчивой формулой успеха? Отрасль сегодняВыпуск стали вырос до 51 млн. тонн в год и использование мощностей приближается к 100% на крупнейших заводах отрасли. Это делает Россию четвертой крупнейшей сталелитейной отраслью в мире после Китая, Японии и США. Технологии переключились от преимущественного использования мартеновских печей к конверторным, доля непрерывного литья в выпуске продолжает расти. 70% выпуска соответствует международным стандартам качества. Инвестиции направлены в улучшение окружающей среды. Непрофильные активы реструктурируются.Во-вторых, от массивного экспортоориентированного маркетинга отрасль сегодня, вероятно, движется обратно к внутреннему рынку по мере того, как зарубежные рынки становятся все более сложными. Обратно к внутреннему рынкуКризис мирового рынка стали заставил российскую промышленность сфокусироваться на внутреннем рынке, который восстанавливается от опустошения принесенного сменой систем. Выпуск российских автомобилей сегодня приближается к одному миллиону штук в год. Улучшения качества, достигнутые сталелитейной отраслью, привели к тому, что АвтоВаз больше не импортирует холоднокатаный лист, а полностью удовлетворяет свои потребности в этом виде продукции на внутреннем рынке.Внутренний спрос на арматуру усилился в связи с бумом, который переживает строительство. Спрос на трубы обслуживается такими заводами как ТМК, Северский и Волжский, работающими на полную мощность на поставки Газпрому и на другие проекты по строительству трубопроводов. По мере становления и укрепления местного рынка, в отрасли создаются сети дистрибуции похожие на те, что работают на западных рынках. Согласно прогнозам внутренний спрос может возрасти с 22 млн. тонн в 2000, что, в свою очередь, было на 40% выше спроса в 1998 году, до 27 млн. тонн - в 2005 и 33 млн. тонн - в 2010. Потребление стали на душу населения в России значительно ниже, чем в развитых экономиках, много ниже и доля продукции с высокой добавленной стоимостью. Что также дает пищу для оптимистических прогнозов развития спроса. Вступление России в ВТО не представляет угрозы со стороны импорта для рынков продукции отрасли с низкой добавленной стоимостью, где основными потребителями являются автомобильная промышленность и машиностроение. Автомобилестроению же угрожает в большей степени импорт подержанных автомобилей, чем импорт новых, так как первые находятся в одной ценовой нише с новыми российскими автомобилями. Около 150 000 подержанных автомобилей и 45 000 новых импортируется в Россию ежегодно. Это количество составляет 20% и дальнейшее открытие рынка повлияет на спрос на продукцию сталелитейной отрасли со стороны производителей автомобилей - АВТОВАЗа и ГАЗа. По этой причине российское правительство недавно ввело заградительные импортные тарифы на импорт подержанных автомобилей. Но и внутренний рынок, в той же мере, что и внешний, будет определяться конкурентоспособным соотношением цены-качества. Это возвращает нас к начальному вопросу о том, сможет ли российская сталь конкурировать на основе формулы "низкая производительность - низкие цены на ресурсы"? Точка переломаНастоящей переломной точкой для российской сталелитейной промышленности является то, что ее сегодняшняя конкурентоспособность зависит от сочетания низкой производительности и низких цен на ресурсы и наличия заводов, унаследованных у Советской эры по неоправданно низкой цене или вообще даром. Потребляя больше труда, энергии, сырья на тонну стали, чем международные конкуренты, российские производители в среднем платят меньше за единицу используемых ресурсов. Это - временное и неустойчивое конкурентное преимущество. Российские стандарты жизни будут расти по мере увеличения производительности, что, приведет, соответственно, к росту заработной платы; затраты на уголь, руду и электричество в российской экономике растут уже сегодня. Отрасль, по большей части, в принципе поддерживает предполагаемое вступление России в ВТО, потому что оно предоставит основу для урегулирования многих антидемпинговых разбирательств, с которыми сталкивается отрасль, а также предоставит статус рыночной экономики, следовательно, в антидемпинговых расчетах будут исчисляться реальные затраты российских производителей, а не более высокие вмененные турецкие.Как бы то ни было, работая на внешних рынках, российские производители соперничают с конкурентами, которые много инвестировали в последние 25 лет в повышение производительности, перешли на 100% на непрерывное литье. Прошло повышение эффективности потребления энергии в США при производстве тонких слябов. Конкуренты развивают производство тонкой полосы. С огромной скоростью возводятся заводы по производству прута в Азии. На мощностях этих "продвинутых" заводов достигаются очень низкие затраты на единицу выпускаемой продукции. Поэтому российская промышленность рассчитывает на конкурентные преимущества от географической изолированности страны и связанными с этим высокими транспортными издержками на внутреннем рынке. Однако, в равной степени российская сталь должна стать конкурентоспособной на тех международных рынках, где это возможно. Фактические и потенциальные шаги по развитию конкурентоспособности включают в себя Политическое лоббирование Российская сталелитейная отрасль рассматривает членство в ВТО как важную основу для того, чтобы быть иметь возможность обжаловать применение тарифов в соответствии с 201-й статьей Закона о торговли США и защитить себя от антидемпинговых расследований. Кроме того, в некоторых отраслях есть давление на российское правительство с целью защитить автомобильную промышленность от импорта подержанных автомобилей, а также защитить российскую сталь от низких цен на украинскую и казахскую сталь. Реструктуризация и консолидация отраслиСтруктура отрасли меняется сегодня в рамках вертикальной и горизонтальной интеграции. В советской экономике вертикальная интеграция промышленности была доминирующей формой организации, обеспечивающей безопасность поставок и обеспеченный спрос. Таким образом, каждый завод чаще имел свой собственный литейный цех, чем закупал продукцию у специализированного поставщика литья и поковок. Результатом такой вертикальной интеграции стала монополия внутренних поставщиков, отсутствие стимулов для достижения конкурентоспособного соотношения цены-качества, а фрагментация, скажем, производства литья мешала развитию новых технологий для высококачественного тонкостенного и высокоточного литья. Сталелитейная отрасль сейчас сконцентрирована в руках трех фирм, которые занимают 70% рынка. Горизонтальная концентрация растет, к примеру, ЕвразХолдинг объединяет Нижнетагильский, Западносибирский и Кузнецкий КМК, одновременно образуя альянс с Новолипецким, и это, - несмотря на то, что эти операторы не могут кооперироваться между собой в оперативной производственной деятельности, так как производят различные продукты. В стратегиях же по вертикальной интеграции существуют существенные различия. С одной стороны, - Северсталь, концентрирующаяся на обеспечении поставок коксующегося угля под угрозой враждебных действий алюминиевой отрасли по приобретению доли в сталелитейной отрасли через захват поставщиков коксующегося угля. Северсталь движется в начальные переделы, покупая месторождения коксующегося угля, в то же время интегрирует конечные переделы, покупая Коломенский завод, Ульяновский Автомобильный Завод и Заволжский Моторный Завод. Тем временем, противоположной более сфокусированной стратегии придерживается Новолипецкий меткомбинат, продав свой Завод холодильников "Стинол" итальянской Merloni за $119 млн., которые были направлены на капитализацию основного бизнеса. Инвестиции в отраслиВ отрасли реализуются и планируются крупные инвестиционные программы. Новолипецк имеет пятилетнюю инвестиционную программу в $1,1 млрд., Запсиб - $850 млн. на 10 лет. В этих программах запланированы обновление существующих заводов и создание новых мощностей, например, для производства проката с цинковым покрытием, нанесенным методом горячего погружения - Северсталь уже имеет подобный альянс с Usinor. Чтобы достичь успеха в будущем, отрасли необходимы: дальнейшие инвестиции в модернизацию заводов, повышение производительности, повышение точности и качества, расширение ассортимента продукции, который бы включал продукты с большей добавленной стоимостью, например, холоднокатаные, гальванизированные продукты, продукты с покрытиями и определенной ориентацией зерна, а также инвестиции в проекты по улучшению окружающей среды Джефф Крокер, ведущий консультант Technology Market Strategies. Автор статьи работает со многими отраслями российской промышленности с 1990 года. С г-ном Крокером можно связаться по электронной почте [email protected] |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |