ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Политика, что показалось интересным

Кепка власти на ушах у бизнеса

В Пермской торгово-промышленной палате 12 сентября прошел "круглый стол" по теме "Бизнес и власть. Единство и противоречия"

Наша городская власть на "круглом столе " была представлена хоть и не "самим", но все же вполне основательно: начальником управления экономики и инвестиций Николаем Фадеевым с замами, специалистами отдела налогообложения и предпринимательства, правового отдела. А также зампредом Пермской городской Думы Игорем Сапко . То есть к мероприятию отнеслись серьезно, без VIP-экономии.

Радостных известий, явно рассчитанных на ответный восторг представителей малого и среднего бизнеса, тоже не жалели. А известия такие: горадминистрация безжалостно ликвидирует муниципальные предприятия - с тем, чтобы важные для города функции могли выполнять частники. Особенно это касается неэффективно работающего жилищно-коммунального хозяйства. Власти очень желательно передать в частные руки оказание услуг по содержанию жилья, очистке дворовых и придомовых территорий, по ремонтным работам. Власть была весьма удручена, когда большинство выставленных на конкурс муниципальных заказов никакого интереса у предпринимателей не вызвали.

Но генеральный курс остается неизменным. В ноябре, например, бизнесменов порадуют тем, что выставят на торги право работы на маршрутах, ныне обслуживаемых двумя автобусными и четырьмя электротранспортными муниципальными предприятиями. Еще одно направление, которое власть зарезервировала для частников, - удаление и переработка бытовых отходов.

Сам Николай Анатольевич сейчас почти разработал и вот-вот представит на подпись мэру механизм взаимодействия бизнеса и городской администрации, некую автономную схему, способную работать сама по себе, невзирая на человеческий, то бишь чиновничий, фактор. Даже если меня уволят, сказал г-н Фадеев, это ничего не изменит. Система продолжит функционирование.

Вообще Николай Анатольевич производит впечатление человека неумолимо радикального в своих реформаторских усилиях. Он с удовольствием поведал собравшимся, что его кличка - "пермский Чубайс". А возглавляемое им управление кличут еще и экономической контрразведкой. Здесь присматривают за всеми отраслевыми структурами администрации Перми. Здесь разрабатывался и план ухода от налоговых зачетов, из-за которых городской бюджет терял до 40% доходов.

Разрабатываемый механизм взаимодействия власти и бизнеса тоже достаточно радикален. Вскоре заботами управления на подпись главе города ляжет постановление о создании в мэрии специальной структуры, которая избавила бы предпринимателей от произвола всевозможных проверяющих и согласующих контор федерального подчинения. "Думаете, мы не знаем, что такое пожарники, что такое СЭС? - бестрепетно ставил вопрос ребром "пермский Чубайс". - У вас появится выбор: отдать в муниципальную структуру свои бумаги, и она сама станет собирать согласования. Попробуй-ка пожарник содрать взятку с чиновника этой структуры..."

При районных администрациях появится институт представителей мэрии, ответственных за связь с предпринимателями. Николай Анатольевич называет их "датчиками". Их задача - собирать жалобы и предложения и напрямую доводить их до городских властей. Важный момент: они будут числиться не в штате райадминистраций , а в номенклатуре управления экономики.

Создается компания " Пермь-Оксофорд инновейшнс ", трое чиновных пермяков уже командированы в английский город-побратим, известный не только старейшим в мире университетом, но и богатым опытом местного муниципалитета по части использования частным бизнесом конверсируемых мощностей государственного сектора. Стало быть, в Перми собираются открывать частникам путь к простаивающим мощностям наукоемкой "оборонки".

Наконец, город в этом году выделил 20 млн рублей на гарантии кредитования банками малых предприятий.

Вот, как говорится, "от нашего стола - вашему столу". Чувствовалось, что исполнительная и законодательная ветви городской власти горды оптимистическим букетом административных мер, принесенным на заседание. И вообще, с административной высоты положение малого бизнеса представляется очень даже неплохим. Оказывается, городская власть вовсе не рассматривает частников только как дойную корову для бюджета. В качестве налогоплательщиков они, оказывается, ей вовсе и не интересны. Лишь бы зарабатывали прилично, чтобы содержать семьи и помогать близким . "Поскольку предприниматель среди 10-15 своих родственников чаще всего - единственный, кто зарабатывает прилично, то пусть он лучше выступает в роли кормильца, а если налоги недоплатит, то мы на это закроем глаза. И это, - со значением сказал г-н Фадеев, - не только моя личная точка зрения".

А заместитель председателя городской Думы Игорь Сапко отметил, что власть открыта для взаимодействия. А если взаимодействия между властью и предпринимателем не налаживается, то это проблемы предпринимателя. После чего г-н Сапко досрочно покинул заседания "круглого стола". Ну, это понятно, деньки сейчас для думцев горячие...

Неудивительно, впрочем, что перечисленный "букет" подарков предпринимателям и вообще оценка властями состояния малого бизнеса в Перми не вызвали слез умиления у присутствовавших частников, равно как и возгласов "Вот теперь только и работать, господа! Быстро расходимся - и за дело". Когда это так случалось, чтобы предприниматели всем довольны были...

Попробуем взглянуть их глазами на предложенные властью правила игры, на административные новации. Что касается "Пермь-Оксфорд инновейшнс ", то сейчас о роли этой организации в процессе освоения малым бизнесом невостребованных основных средств госпредприятий говорить рано. Слишком мало информации - с кем и как она станет работать. Кроме того, неплохая идея может запутаться в затейливых извивах "вертикали власти". Ведь бывает: нужное федеральное постановление есть, а механизм его реализации напрочь отсутствует.

Павел КУДРЯВЦЕВ, генеральный директор НПП " Тривектр ":

- Существует решение совместного заседания коллегий министерств госимущества и по антимонопольной политике: "О содействии развитию малого предпринимательства", протокол 2.4. В этом протоколе есть пункт "Наделение субъектов малого предпринимательства имуществом, относящимся в настоящее время к государственной собственности". Имеется в виду как раз неиспользуемая собственность. Так вот, один из объектов, на котором я работаю - в федеральной собственности, и 10 лет государством не используется. Мы там наладили производство, довели его до нормального состояния. Но платить за аренду приходится очень много.

Я уже забросал письмами Тушнолобова , Чебыкина - наделите меня этим имуществом. Но все разводят руками: постановление красивое, но механизма реализации нет!

А появится у меня свое, не арендуемое имущество, то не станет и проблем с банкирами. Будет что дать в залог.

"Гарантийный фонд" для кредитования банками МП можно только приветствовать. Есть только одно "но". О фонде этом 20-миллионном, похоже, толком не слышали ни предприниматели, ни банкиры. А ведь год уже кончается... И это говорит об отсутствии должного информирования частного сектора о полезных для него нововведениях. Рассчитывать, что информационный голод универсальным образом утолят сайт горадминистрации и публикуемые раз в год в "Вечерке" условия конкурса на муниципальные заказы, мягко говоря, утопично.

А проблема неиспользуемых основных фондов крупных - не только государственных - предприятий и проблема городских гарантий под банковские кредиты для малого бизнеса интересным образом стыкуется.

Валерий СЕВАСТЬЯНОВ, директор Пермского филиала Импэксбанка :

- Сейчас ситуация с финансовыми ресурсами такая: банки не знают, куда деть деньги, а предприниматели не могут их получить. Ведь им, как правило, нечего заложить. Как банкир я могу быть полностью уверен, что предприниматель вернет мне кредит, я готов дать его под честное слово, без всякого залога. Но пойти на это не решусь. Потому что этот кредит сразу попадет в так называемую 4-ю группу - "необеспеченный". И я, выдавая частнику, скажем, миллион, должен еще миллион зарезервировать - таковы сегодняшние требования Центробанка.

Значит, проблема в том, чтобы появилось какое-то обеспечение. Например, гарантия городской администрации. Но за этой гарантией тоже должны стоять какие-то активы. Недвижимость у горадминистрации есть, значит, можно создать фонд и гарантировать банковские кредиты. Но, как правило, имеющихся активов недостаточно.

Чтобы решить эту проблему, надо связать ее с другой. С проблемой, характерной для крупного бизнеса. Взять, например, строительные предприятия. У них тьма неиспользуемых основных фондов и прочего имущества. У ППСО целое производство законсервировано. Они готовы отдать его в муниципальные руки, причем бесплатно, поскольку пока основные фонды и оборудование висят на их балансе , за них надо платить налоги. А это удорожает себестоимость жилья, дорогие квартиры трудно продать...

Если бы муниципальная власть создала что-то вроде еще одного фонда имущества, в который принимала то, что предприятиями не используется и что они готовы снять с баланса, то за счет этого фонда можно было бы гарантировать кредитные варианты банков для малого предпринимательства.

Остается еще раз посетовать на затруднения с информацией. Видимо, сложности возникают не только с движением ее от власти к бизнесу, но и в обратном направлении. Ситуацией стоит озаботиться.

Валерий ГОЛУБЧИКОВ, директор ООО "Норд ЛТД":

- Вот у меня в руках "Свидетельство участника выставки "100 лучших товаров России". Мы этот документ заработали самостоятельно, не получив ни от областной, ни от городской администраций никакой информации, что такая выставка состоится. Узнали о ней случайно. Пермская область официально делегировала на нее... "ЛУКОЙЛ". Послать представителей малого бизнеса в голову не пришло.

... И все же наибольшие разногласия, едва ли не конфронтацию вызвал вопрос о передаче частникам функций, с которыми не справляются муниципальные предприятия. ЖКХ, общественный транспорт, переработка бытовых отходов...

Нельзя не согласиться с представителями бизнеса: городская власть в этом случае не столько интересом предпринимателей озабочена, сколько за их счет хочет решить свои проблемы. Но насколько взаимовыгодно могут в данном случае увязываться интересы обеих сторон?

Городская власть предлагает заработать на муниципальных заказах . То, что частники интереса не проявляют, Н. Фадеев объясняет их недоверием: мол, вдруг да городская казна не расплатится "живыми" деньгами (прецеденты бывали). Но нынче бюджет города профицитный , город обязательно заплатит - только возьмитесь.

А частники не хотят. Говорят: не наше это дело.

Бизнес не должен хвататься за любую возможность заработать. У него есть профильное, хорошо знакомое направление работы. Поспешная диверсификация, конъюнктурные метания, попытки освоения новых сфер деятельности любой учебник маркетинга называет грубейшей ошибкой, ведущей к потере управляемости. Вот муниципальная власть и услышала в ответ:

- Мне что, бросить бизнес, в котором я 7 лет, и идти подметать улицы?

- Как вы это себе представляете - человек вдруг взял и занялся дорожным строительством? Вы знаете, сколько сейчас стоит грейдер?

Вряд ли стоит ожидать, что солидные, давно осваивающие свою бизнес-нишу частные фирмы вдруг развернутся на 180 градусов и с веселым клекотом спикируют на приманку муниципального заказа. Уборка дворовых территорий может стать частным предпринимательством, только если дворник дядя Вася вдруг пошлет подальше свое домоуправление, приватизирует метлу, соберет все справки, зарегистрируется в райадминистрации и раз в год удачно купит газету "Вечерняя Пермь": ну-ка, что там пишут про конкурсы за право скрести асфальт и поливать клумбы? Надеяться, как это делает Н. Фадеев, что такие вот дяди Васи со временем сольются в консорциумы, как песчинки мало-помалу слипаются в скалы, значит, быть не столько радикалом Чубайсом, сколько идеалистом Гайдаром. Ведь по статистике всего 7% трудоспособного населения способны решиться на экономическую самостоятельность, на открытие собственного дела. Среди дворников этот процент, надо думать, еще ниже.

И еще одна позиция, по которой разногласия между властью и бизнесом, видимо, никогда не сойдут на нет . Власть не хочет разбираться с частными затруднениями конкретных предпринимателей. На то и конкуренция, чтобы выживали сильнейшие . Это ведь вполне логично - решать нужно проблемы, общие для всех. Иначе утонешь в текучке. И вообще, как выразился г-н Фадеев, "если чиновник озаботился отдельными интересами предпринимателя, этот чиновник должен сесть".

Только дело в том, что общих проблем слишком много - наверное, столько же, сколько законов и всяких разных нормативных актов. И поскольку их много, то кажется, будто они не общие, а частные.

А малые и средние предприятия страдают не от конкуренции с себе подобными . Они сейчас за право выжить по большей части конкурируют с государством. То есть увлеклись азартной игрой, партнер в которой произвольно меняет правила.

Вот в райадминистрациях появятся "датчики". Но до какой же степени нужно не доверять районным властям, чтобы создавать параллельную службу для взаимодействия с предпринимателями? Получается, как в старой сказке: в государстве существует полиция, а также тайная полиция, которая следит за обычной, и еще совершенно секретная полиция, следящая за тайной... Чиновничью пирамидку недоверия можно надстраивать бесконечно.

Валерий ГОЛУБЧИКОВ:

- В районной администрации мне выдали анкету из 20 пунктов: "Имеете претензии?", "Имеете проблемы?" и т. д. Во всех пунктах поставил "да", кроме : "Имеете ли взаимодействие с райадминистрацией ". Ой, говорят, такую анкету в мэрию нельзя посылать, а то нас на уши поставят. Ну, ладно - только не указывайте свою фамилию и какой район, а то, не дай Бог, Трутнев узнает, откуда такая анкета пришла...

Что касается "структуры", которая должна встать между предпринимателем и проверяльщиками , то надежной защиты от чиновничьего рэкета она обеспечить не сможет. Те же пожарные и санэпиднадзор предъявляют свои требования на самом законном, хоть подчас и малоразумном , основании . И "отмазать" предпринимателя на муниципальном уровне не удастся.

Другое дело, если с бизнесмена требуют согласований, выплат, отчислений и пр., законом не положенных. Это тоже умеют и любят. И если несостоявшийся взяткодатель предпочтет обратиться в суд и выиграет его, то никакого наказания для изобретателя канцелярских волокит в этом случае не предусмотрено... Однако что помешает муниципальному чиновнику сговориться с федеральным ? Это что, два разных биологических вида, один берет, а у другого рука не поднимается? Как бы предпринимателям с этим нововведением не пришлось "отстегивать" уже в два кармана... Или тут тоже можно "датчиков" приспособить?

Павел КУДРЯВЦЕВ, генеральный директор НПП " Тривектр ":

- Мы разработали автоомывающую жидкость "Зима", запустили производство, провели рекламную кампанию, обзавелись кругом покупателей, до сих пор телефоны раскалены - "Давайте, давайте!" А нам запретили его производить. Главный санитарный врач нашей страны издал постановление, в котором отметил, что "Зима" при использовании по назначению не приводит к отрицательному воздействию на организм человека. Но в связи с тем, что "у нас в стране есть большое количество - я цитирую, - социально опущенного населения", производство и реализация этого продукта была запрещена.

"ЛУКОЙЛ" со своим аналогичным продуктом из-за этого постановления залетел на несколько десятков миллионов, у него все склады им затарены . Что делать? Начинаем разбираться. Производить и продавать запрещено. А импортировать - можно. Пожалуйста, импортно продается по 75 рублей за литр. У нас было - 35 рублей за 5 литров. Значит, был у постановления "социальный заказ".

Сколько у нас проверяющих с тех пор перебывало, и СЭС, и торгинспекция - не производим ли? Нет, уже не производим. А потребителям приходится заезжать в ларек, покупать бодяжную водку и - туда, в бачок омывателя .

Написал Чебыкину , получил ответ: пожалуйста, подавайте в суд на главного санитарного врача России. Куда уж нам - "ЛУКОЙЛ" не решается...

Конечно, совершенно справедливо высказалась г-жа Гилиатулина из правового управления: у каждого уровня власти своя сфера ответственности и нельзя требовать от низовой, муниципальной решения проблем, которые вне ее компетенции. Но предприниматели-участники "круглого стола" ни в какую не согласны с этой логикой.

Владимир ВЛАСОВ, генеральный директор ООО " Эвергрин ":

- Власть должна воспринимать наши проблемы независимо от уровня своей компетенции. Ведь мы дойти до самого верха не можем, нас там никто не примет и слушать не захочет. А у власти низовой есть возможность выйти на ступенечку выше. У той - еще на ступенечку . Это в случае, если действительно есть желание помочь.

Но вот почему Аксененко ездит к Тулееву заключать тарифное соглашение? И почему он просто-напросто выгоняет из своего кабинета Игоря Николаевича Шубина, поскольку у министра путей сообщения есть только два мнения - одно его, Аксененко, а второе неверное?..

И под конец - нечто вроде анекдота, который рассказал директор ООО "Норд ЛТД" Валерий Голубчиков.

Встречается это Лужков с московскими предпринимателями. Кладет на трибуну свою кепку и говорит: выставляю ее на аукцион. Кто купит, получит право беспрепятственного доступа в мой кабинет, мы с ним напрямую порешаем все его конкретные вопросы. Торг был ожесточенный, кепка ушла за немалые деньги. А Лужков тут же выставил вторую кепку... Но выигравшие, действительно, смогли миновать все рогатки на пути к кабинету московского властителя. Именно там они смогли добиться - нет, не эксклюзивных преференций, а элементарного выполнения норм, законов и принципов справедливости. Которые как бы "для всех", но попробуй-ка на них претендовать, если ты не в нужной кепке.

Павел КОПЕЙЩИКОВ.

www.nk.permonline.ru

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru