|
> Экономика на современном этапеКонец монополии на «трубу»?На днях в правительстве России было принято решение о том, что государство не будет бороться за 100-процентное участие в строительстве трубопровода Западная Сибирь — Мурманск. Этому предшествовал большой скандал между крупнейшими нефтяными компаниями и госкомпанией «Транснефть». Обе стороны жестко защищали собственные позиции, однако четкого водораздела между бизнесом и государством так и не было проведено.Что стоит за этими спорами — желания олигархов заполучить еще один «кусок» государственного «пирога» или непростая ситуация в этом сегменте российской экономики? А и Б сидели на трубеВсе магистральные нефтепроводы в России эксплуатируются компанией «Транснефть», 100% обыкновенных и 25% привилегированных акций которой находятся в руках Министерства имущественных отношений РФ. Как заявил на коллегии Минтранса председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников, «бизнес может и должен конкурировать с государством во всех сферах транспортного процесса». Напомним, что толчком к возобновлению дискуссии о частных трубопроводах в России стала подписанная в конце 2002 года губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым и рядом крупнейших российских нефтяных компаний декларация о намерениях в отношении строительства трубопровода Западная Сибирь — Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция — Мурманск. Глава «Транснефти» Семен Вайншток в интервью АКС сравнил возможность строительства частных трубопроводов с продажей государственной границы. А какова политика государства в транспортной подотрасли вообще? «Трубе» — труба?Российская трубопроводная система наиболее активно развивалась в 60-80-е годы прошлого века. Как сообщил первый вице-спикер верхней палаты парламента Валерий Горегляд, сейчас примерно треть российских трубопроводов имеют более чем 20-летний срок эксплуатации. Выработали свой ресурс долговечности до 70% нефтяных резервуаров. Не меньше износ основных фондов, эксплуатируемых и другой госкомпанией — «Транснефтепродуктом» (ТНП), которая «держит» в России около 20% рынка транспортировки светлых нефтепродуктов. По мнению экспертов, основная задача, которая должна быть поставлена при определении стратегии развития трубопроводного транспорта, — это модернизация всей существующей инфраструктуры. Отсутствие внятной программы такой модернизации, считает президент исследовательского фонда «Институт стратегического развития ТЭК» Владимир Милов, может привести к тому, что происходит сейчас в электроэнергетике, и ради чего собственно пришлось начать реформу РАО «ЕЭС России». Больше того, по его мнению, отсутствие современных трубопроводов мешает дальнейшему экономическому развитию страны. Значительная часть территории России не имеет доступа к ресурсам газа — газифицировано лишь 60% населенных пунктов России. Развитию месторождений Восточной Сибири и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции начинает мешать отсутствие транспортных магистралей, по которым сырье можно доставлять из регионов добычи до пунктов их последующей переработки. Похожая ситуация и с экспортом. У наблюдателей складывается впечатление, что у государства нет внятной внешнеэкономической стратегии экспорта, импорта и, что немаловажно, транзита энергоресурсов. Это и стало одной из причин длительных и ожесточенных споров по обоснованию целесообразности или нецелесообразности отдельных транспортных маршрутов. И еще о роли государства. Мнения без комментариевПредседатель Комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников считает, что при определении путей развития трубопроводного транспорта следует отказаться от двух мифов, первым из которых является тот, что инфраструктура должна принадлежать только государству. Он считает, что стоит отказаться от политической логики, а руководствоваться логикой экономической. Замминистра энергетики Владимир Станев утверждает, что темы для спора здесь нет никакой. Препятствий для участия частных инвесторов в действующем законодательстве нет. «Мифы мы выдумываем сами», — заявляет он. — «Никакой разницы между открытыми акционерными обществами «Транснефть» и «ЛУКОЙЛ» с юридической точки зрения нет», — сказал Станев на заседании «круглого стола» в Совете Федерации. Разница только в составе акционеров, и в том, что у одной основной бизнес состоит в добыче нефти, а у другой — в ее транспортировке. Не существует запретов и на участие в строительстве трубопроводов тех компаний, для которых этот бизнес непрофильный.<з> Как бы оппонируя главе «Транснефти» и, что примечательно, премьер-министру, он напоминает, что российское законодательство уже сейчас позволяет строить трубопроводы, в том числе и магистральные, любому юридическому лицу и даже предпринимателю без образования юридического лица. Другой разговор, «дойдет» ли претендент до финиша, то есть пройдет ли государственные экспертизы. Но если пройдет эти экспертизы, то никто не помешает ему строить какие-либо объекты. Правда, сомнений в том, что подобные препоны всегда преодолеют госкомпании «Газпром», «Транснефть» и «Транснефтепродукт», у Станева нет. Именно их замминистра энергетики считает единственными профессионалами на рынке строительства трубопроводов. Более конкретна позиция на этот счет позиция Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) в лице замминистра Анатолия Голомолзина. Он согласен с тем, что транспортная система является элементом геополитики. В то же время основной задачей антимонопольного законодательства является недопущение перемещений товаров и услуг в границах Российской Федерации. И вопросы развития трубопроводного транспорта — это и вопросы развития товарных рынков. Больше того, демонополизированная транспортная система сможет более гибко реагировать на изменения рынка, считает замминистра. Обеспечить же экономическую безопасность государства, к чему апеллируют противники демонополизации трубопроводного транспорта, возможно, имея на вооружении уже действующие инструменты. Один из них, по мнению замминистра МАП, — это механизм концессионного соглашения. О чем спор?Получается, что заместитель руководителя одного из министерств выступает с прямо противоположными, чем премьер-министр, заявлениями? Но в целом, эксперты предполагают, что еще один сектор российской экономики ждет передел. И от того, как быстро государство определится с условиями, на которых оно готово поделиться собственностью с частным капиталом, зависит гораздо большее, чем просто судьба нескольких трубопроводных проектов... Игорь Шатров, Москва |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |