ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Политика, что показалось интересным

Заявление Глобальных профсоюзов в связи с ежегодными заседаниями МВФ и Всемирного банка

(Вашингтон, 28-29 сентября 2002 г.)

[ 29 Сентября 2002 года ]

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОФСОЮЗЫ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ СВОБОДНЫХ ПРОФСОЮЗОВ (МКСП)

ФЕДЕРАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОФСОЮЗОВ

ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ ПРИ ОЭСР (ПКК)

Заявление Глобальных профсоюзов в связи с ежегодными заседаниями

МВФ и Всемирного банка

(Вашингтон, 28-29 сентября 2002 г.)

ИЗМЕНЯЯ МОДЕЛЬ:

ПОЛИТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ И ОШИБКИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ДВИЖИМОЙ КОРПОРАЦИЯМИ

Вступление

1. Скандалы вокруг корпораций должны способствовать тому, чтобы Международные финансовые институты пересмотрели некоторые базовые принципы

Призрак международной финансовой нестабильности продолжает преследовать мировую экономику; однако уникальная особенность заключается в том, что основными источниками нестабильности стали огромные, многонациональные корпорации, располагающиеся в наиболее сильных в экономическом отношении странах мира, а не финансовые рынки стран с развивающейся экономикой. Политика Международных финансовых институтов, направленная на поддержку приватизации, дерегулирование рынков и открытость для иностранных инвестиций, была основана на предположении о том, что эти корпорации по своей сути более эффективны и устойчивы к коррупции, чем любые государственные органы власти в развивающихся странах. Большое количество скандалов вокруг корпораций должно заставить Международные финансовые институты пересмотреть некоторые из своих основных допущений, а также вытекающие из них политику и практику. К ним относятся отказ от государственных пенсионных программ в пользу приватизированных фондов, приватизация основных видов услуг без соответствующего регулятивного контроля и осуществление макроэкономических программ строгой экономии, которые могут приносить преимущества финансовому сектору, но идти во вред огромному большинству населения. Вместо этого Международные финансовые институты должны принять альтернативную политику, которая содействовала бы росту, регулированию и достойному труду женщин и мужчин во всем мире, основываясь на профсоюзных предложениях, изложенных в данном заявлении.

Воздействие “расплавления” корпораций на развивающиеся страны

2. Международные финансовые институты перевалили вину за политические провалы

За прошедшие пять лет экономические и финансовые кризисы разразились на рынках нескольких развивающихся стран, приведя к негативным последствиям иногда на глобальном, а чаще на региональном уровнях. Они имели место в Восточной Азии (1997 г.), России (1998 г.), Турции (2001 г.) и Аргентине (2001 г.). Все эти случаи касались стран, которые располагающиеся в Вашингтоне Международные финансовые институты приводили в качестве примера для подражания в связи с рыночными реформами и проводимой ими политикой. Тем не менее, когда положение в этих странах стало достоянием гласности, Международные финансовые институты быстро переложили вину на вновь раскрытые домашние грехи, а не на политику, которую они проводили сами, поддерживая или терпимо относясь к чрезмерно тесным связям политических лидеров с представителями частного сектора, коррупции среди высших менеджеров, займам, предоставляемым банками на подозрительных условиях, или неадекватному, независимому контролю над финансовыми рынками.

3. Коррупция в самом сердце наиболее мощной экономики мира

Кажется, что в 2002 г. основной источник международной финансовой нестабильности кроется в сердце мирового капитализма: в расположенных в США крупных многонациональных корпорациях. Недавняя череда крушений корпораций высветила сферу действия высших руководителей компаний, извлекающих огромные личные прибыли из разваливающихся корпораций, крупные финансовые институты, потворствующие коррумпированным корпоративным методам, массовое мошенничество с отчетностью и до смешного слабый регулирующий контроль. Эти злоупотребления в частном секторе наиболее сильных в экономическом отношении стран заставляют казаться низким уровень коррупции в странах с развивающейся экономикой и придают новое значение понятию “дружественный капитализм”.

4. Последствия для остального мира

Мириады скандалов и крушений крупных корпораций из США отражаются и на глобальной экономике. В 2000 г. МВФ предупреждал о вероятности того, что структурные ошибки в крупных индустриальных странах, включая США с их завышенной стоимостью ценных бумаг. Скандалы вокруг корпораций лишь усугубляют структурные проблемы экономики США и, вероятно, приведут к замедлению роста и повышению уровня бедности в глобальном масштабе. Трудящиеся женщины и мужчины обычно становятся первыми жертвами подобных экономических трудностей. В своем выступлении в 2000 г. Джозеф Штиглиц - лишенный вскоре своего поста экономист Всемирного банка и будущий лауреат Нобелевской премии - говоря о восточно-азиатском финансовом кризисе, заявил: “Безрасчетное предоставление займов финансовыми институтами в сочетании с переменчивыми ожиданиями инвесторов могли ускорить эти кризисы; однако издержки в виде ширящейся безработицы и стремительно падающей заработной платы легли на плечи трудящихся”.

5. Трудящиеся становятся первыми жертвами ошибок частного сектора

Также как и в конце 1990-х годов, трудящиеся женщины и мужчины страдают от опасностей, связанных с ошибками частного сектора. Десятки тысяч работников Enron, WorldCom и других корпораций США потеряли не только свои рабочие места и зарплату, но во многих случаях и пенсионные доходы, в то время как высшие руководители компаний получили наличными стоимость своих акций, иногда зная о том, что фирмы должны обанкротиться. Воздействие этих корпоративных провалов распространилось по всему миру, в том числе в результате политики Международных финансовых институтов. Например, Enron получила прибыль от финансируемой Всемирным банком приватизации энергетического сектора в нескольких странах. В Индонезии Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям Всемирного банка (MIGA) заставило правительство выплатить компенсацию компании Enron в размере 15 миллионов долларов США после того, как правительство аннулировало контракт, заключенный между Enron и бывшим диктатором Сухарто, который новое правительство посчитало вымогательским. В статье 4 Консультативного отчета МВФ по Мозамбику (июль 2002 г.) отмечается, что прогнозируемые показатели роста пришлось снизить из-за приостановки крупных инвестиций в проект по производству чугуна и стали, в котором Enron фигурировала как основной участник и который базировался на дешевой электроэнергии, которую Международные финансовые институты рекомендовали Мозамбику поставлять иностранным инвесторам. Международные последствия фиаско Enron известны, так как несколько месяцев назад началась передача имущества компании. Ясно, что последствия многочисленных других корпоративных скандалов, разразившихся после этого, например, вокруг телекоммуникационных гигантов, еще не до конца выяснены.

6. Стиль управления корпорациями в США не должен служить моделью для остального мира

Международные финансовые институты не играли важной роли в развитии структур управления корпорациями, символизирующими не функционирующие методы, используемые американским капитализмом, что сейчас становится очевидным. Однако Всемирный банк, конечно же, продвигает эту модель в развивающихся странах через свой Сектор по управлению корпорациями, который пока в целом оставался невосприимчив к попыткам профсоюзов убедить его в необходимости серьезного отношения к проблемам, волнующим все заинтересованные стороны. Весьма иронично, что банку следует это делать, хотя в США ведутся дебаты о необходимости пресечения произвола со стороны крупных корпораций и установления действительно независимого контроля; для этого были приняты новые законодательные меры. Сектор Всемирного банка по социальной защите также стремительными темпами продолжает работать, содействуя частичной, а иногда и полной приватизации государственных пенсионных систем. Это перекликается с действиями по приватизации системы социального обеспечения в США, лишь усиливающими неприязнь, поскольку стоимость акций, в которые будет инвестироваться основная часть приватизированных средств, остается в высшей степени нестабильной.

Требуется новый подход Всемирного банка к пенсионной реформе

7. Провалы приватизации системы социального обеспечения в Латинской Америке

Еще задолго до резкого падения стоимости акций многие программы приватизации системы социального обеспечения в развивающихся странах уже сталкивались с серьезными трудностями. В Латинской Америке, где Всемирный банк в течение более 15 лет стремится создать “многостолпную” систему частично приватизированных пенсионных фондов, многие потеряли веру в приватизированные схемы в результате резкого снижения норм прибыли, в значительной мере связанного с вымогательскими административными сборами, взимаемыми со средств частными финансовыми учреждениями. В Аргентине будущие пенсионеры потеряли, таким образом, в среднем 23 % своих взносов; эта цифра во много раз выше расходов на управление пенсионными программами в государственном секторе. Кроме этого, остающиеся в государственном секторе структуры реформированных пенсионных систем региона зачастую устанавливали жесткие финансовые ограничения на государственные финансы, поскольку взносы перемещаются из государственного сектора, несмотря на остающиеся обязательства. В Аргентине приватизация пенсионного обслуживания явилась основной причиной дефицита в государственном секторе, конечным результатом которого стало объявление страной дефолта в декабре 2001 г.

8. Та же модель использовалась в Центральной и Восточной Европе

Всемирному банку еще предстоит осознать накапливающиеся проблемы пенсионных реформ, в осуществлении которых он участвовал. В одной из своих публикаций в январе 2001 г. банк хвастался тем, что он стал “ключевым игроком и признанным кладезем знаний о пенсионной реформе”, что “первый заем исключительно для пенсионной реформы был предоставлен Аргентине”. Год спустя Financial Times заявила, что пенсионная система в Аргентине “еле волочит ноги”. Неудачные пенсионные реформы в Латинской Америке не умерили пыл Всемирного банка в продвижении этой же формулы в других регионах мира, особенно в странах с переходной экономикой в Европе и Азии. Принятая в мае 2002 г. стратегия предоставления помощи Болгарии ставит в качестве условия предоставления в будущем займов Всемирным банком осуществление многостолпной пенсионной программы, предусматривающей частные фонды, хотя и признает, что “рынков капитала практически не существует”.

9. МВФ также поддерживает сокращение системы государственного социального обеспечения

МВФ не принимал активного участия в разработке программ, но также поддерживал частичную отмену государственных пенсионных программ и других форм социального обеспечения. В отчете, предоставленном консультантами в июне 2002 г. по Венгрии, выражено беспокойство по поводу решения правительства отменить некоторые из принятых ранее решений, касающиеся приватизации пенсионных фондов, и укрепить государственную составляющую. Фонд не ограничивается только развивающимися странами. В отчете по Нидерландам, вышедшем в июне 2002 г., рекомендуется, чтобы правительство рассмотрело возможность повышения пенсионного возраста и снижения выплат в рамках государственной пенсионной программы, хотя и признается, что нынешний режим является устойчивым в финансовом отношении. В отчете по Канаде в марте 2002 г. фонд рекомендовал правительству и дальше сокращать доступ к программе страхования на случай безработицы в этой стране, хотя ряд реформ, проведенных в 1990-е годы, и так привел к тому, что в настоящее время пособия по безработице получает менее половины безработных страны.

10. Международные финансовые институты должны рекомендовать странам совершенствовать, а не разрушать государственную социальную защиту

Глобальные профсоюзы считают, что Международные финансовые институты должны содействовать тому, чтобы страны разрабатывали всеобъемлющие программы социальной защиты, включая пенсии, пособия по безработице, помощь детям, охрану материнства, пособия в случае болезни и травматизма. Все эти программы являются важными составляющими эффективных стратегий по снижению уровня бедности, что по заявлениям обоих Международных финансовых институтов является их высшей целью. Конечно же, Всемирный банк мог бы играть позитивную роль в оказании помощи странам в плане повышения устойчивости, уровня пособий и охвата государственными пенсионными программами. К сожалению, нынешний подход банка, поддерживающий сокращение государственных программ и передачу взносов частным операторам фондов под предлогом облегчения бремени для государства, часто ставил пенсионеров в тяжелое положение, а на правительства ложились более высокие социальные обязательства и еще более тяжелое финансовое бремя.

Приватизация – не ответ

11. Стратегия развития частного сектора излагает основные правила, ограничивающие деятельность государственного сектора

В апреле 2002 г. Всемирный банк представил окончательный вариант своей стратегии развития частного сектора. Хотя она четыре раза пересматривалась после своего появления почти год назад, основной смысл остался неизменным. Являясь более чем стратегией создания благоприятного климата для инвестирования и создания новых рабочих мест в частном секторе, она, в сущности, определяет основные правила, направленные на ограничения деятельности государственного сектора. Что касается, например, инфрастуктуры для водо –и энергоснабжения, в документе отмечается, что “следует устранить необоснованные барьеры для доступа частных фирм”. В отношении здравоохранения и образования записано, что “государственное финансирование основных видов услуг является ключевой составляющей” этой стратегии, в частности, там, где существует “позитивный имидж”, например, государственное финансирование программ вакцинации населения.

12. Программы приватизации Всемирного банка нарушают гарантии

В новой стратегии Всемирного банка, конечно, содержатся некоторые гарантии, которые были включены в ответ на жесткую критику, вызванную предыдущими вариантами. Эти гарантии касаются должного внимания к государственному финансированию услуг, надлежащего регулирования и доступа бедной части населения к насущным видам обслуживания. К сожалению, разработчики планов банка на уровне стран часто сохраняли акцент этой стратегии, направленный на защиту частного сектора, а не на гарантии. Например, в программе помощи для Филиппин, начавшейся в июне 2002 г., записано, что МБРР будет предоставлять займы на планы водоснабжения и санитарии лишь в том случае, если жители “продемонстрируют” желание платить, а частный сектор – активно реагировать”. Ни слова не сказано о рассмотрении вариантов как государственного, так и частного сектора, о надлежащем регулировании, бесплатном или дешевом обслуживании малоимущих потребителей. Начавшаяся в апреле 2002 г. новая программа помощи для Мексики делает акцент на важности инвестиций частного сектора в здравоохранение и образование на том основании, что это необходимо, чтобы помочь стране выполнить цели развития, поставленные в “Программе тысячелетия”. К примеру, Международные финансовые институты должны предоставить заем в размере 10 миллионов долларов США для строительства пяти начальных школ для обеспечения “качественного, двуязычного образования” учащихся, которые будут платить за обучение. Банк обосновывает такой вид расходов на элитное школьное образование тем, что “это несколько облегчит бремя на государственную систему”, не учитывая при этом аспекта справедливости и возможного альтернативного использования подобных средств для открытия школ, в которые ходили бы дети из малоимущих семей.

13. Принцип условности МВФ в отношении приватизации

Хотя МВФ заявлял, что приватизация больше не является одной из его “основных сфер деятельности” и не должна фигурировать в качестве условия предоставления займов посредством “упрощения принципов условности”, политические документы, подготовленные сотрудниками фонда на уровне стран, все еще полны рекомендаций о приватизации, например, энергетических компаний и банков в Пакистане, или энергетической и телекоммуникационной компании в Коста-Рике. И это несмотря на то, что правительству этой страны пришлось в 2000 г. отказаться от планов приватизации из-за массовых протестов населения.

14. Негативные последствия приватизации

В другом случае МВФ поддержал в апреле 2002 г. условие предоставления займа Всемирным фондом для Буркина-Фасо, предусматривающее отмену монополии SOFITEX на маркетинг хлопка. МВФ одобряет требование о приватизации, хотя и признает в отчете, что государственное предприятие сделало Буркина-Фасо “одним из наиболее конкурентноспособных производителей хлопка в мире”. В докладе по Польше в июне 2002 г. выражается беспокойство по поводу планов правительства снизить темпы приватизации, хотя и разделяется мнение правительства о том, что недавний резкий рост уровня безработицы почти до 20 % в значительной мере обусловлен сокращениями рабочих мест, проводимыми частными предприятиями. Фонд рекомендует польскому правительству “вдохнуть новые силы” в приватизацию.

15. Поддерживать общественное обслуживание, также как и частное, и соблюдать гарантии

Глобальные профсоюзы настоятельно рекомендуют Международным финансовым институтам прекратить их движимую идеологией кампанию давления на развивающиеся страны с целью приватизации общественного обслуживания. Международные финансовые институты доходят даже до того, что посредством условий предоставления займов заставляют правительства отказываться от таких видов обслуживания, как водоснабжение и здравоохранение, которые в развитых странах обычно предоставляются государственным сектором. При разработке программ на уровне стран Всемирный банк должен, по крайней мере, выполнять взятые на себя гарантии, включенные в окончательный вариант стратегии развития частного сектора, предусматривающие справедливый доступ как государственного, так и частного сектора к предоставлению наиболее важных услуг, обеспечивать функционирование надлежащих регулятивных режимов, а также гарантировать предоставление бесплатных или дешевых услуг потребителям с низкими доходами.

Последовательная поддержка основных трудовых норм

16. Поддержка трудовых норм входит в противоречие с реформами, финансируемыми Всемирным банком

Всемирный банк, МВФ, Международные финансовые институты и региональные банки развития выразили свою поддержку основным трудовым нормам, и банки имеют обязательства по их поддержке. Недавние публикации Всемирного банка подтверждают позитивную роль основных трудовых норм и содействие безопасной, хорошо оплачиваемой занятости снижению уровня бедности. Глобальные профсоюзы приветствовали эти заявления в поддержку этих норм и улучшения условий труда, но отметили, что программы или политические консультации часто создают впечатление, противоречащее этой политике. Например, в апреле 2002 г. правительству Мексики рекомендовалось отказаться от ряда практикуемых методов труда на основании того, что “инвесторы НАФТА возмущаются мексиканскими положениями о труде”. Имеются в виду выплата выходного пособия, заключение отраслевых коллективных договоров, участие в прибылях, продвижение по службе с учетом возраста и регистрация программ обучения, организуемых фирмами. В качестве финансового стимула для реализации рекомендуемых изменений Всемирный банк предложил Мексике специальный заем МБРР для реструктуризации рынка.

17. Участие МВФ в реформировании трудовых отношений

Хотя МВФ не считается специалистом по вопросам, касающимся рынка труда, это, кажется, не умеряет пыла его сотрудников давать рекомендации по этой проблеме. Вот лишь некоторые из них: Тунису следует пересмотреть централизованную систему заключения тарифных соглашений; Турции – прекратить индексацию заработной платы, несмотря на то, что последние два года ей реальный размер резко снижался; Польше – устранить барьеры, мешающие большей гибкости рынка труда, включая уменьшение размера минимальной зарплаты, хотя трудящиеся в этой стране и без того практиковали “умеренность в вопросе заработной платы”. МВФ также рекомендовал Польше уменьшить размер налога с фонда заработной платы для финансирования социальных программ под предлогом того, что это помешает созданию новых рабочих мест. И это несмотря на то, что в соседних Чехии и Венгрии этот налог намного выше, чем в Польше, а уровень безработицы - ниже.

18. Координировать практику работы с политической поддержкой основных трудовых норм

Глобальные профсоюзы настоятельно рекомендуют МВФ и Всемирному банку добиваться того, чтобы политические рекомендации или условия предоставления займов на уровне стран сочетались с их поддержкой основных трудовых норм. Международные финансовые институты могли бы делать это, направляя на рассмотрение в МОТ предложения, которые могут воздействовать на трудовые нормы, прежде чем их реализовывать. Соблюдение основных трудовых норм должно быть интегрировано в практику работы Всемирного банка, например, политику закупок, где этот аспект должен стать обязательным элементом документов, направляемых для участия в конкурсах на получение контрактов. Кроме этого, Всемирному банку не следует финансировать реструктуризацию или приватизацию предприятий или секторов, если наемным работникам не предоставляется свобода вступления в профсоюз или если менеджеры отказываются вступать в переговоры с существующим профсоюзом.

Поднимая производство и регулируя движение капитала

19. Необходимо положить конец догматичной программе, проповедующей свободную торговлю

Открытие развивающихся стран безудержной свободной торговле и движению капитала было одной из традиционных составляющих политики реструктуризации, проводимой международными финансовыми институтами. В последнее время они признавали, что либерализация торговли может иногда иметь вредные последствия, что защита национальных отраслей экономики может приносить благоприятные результаты, что видно из докладов, касающихся, например, Аргентины и Мозамбика. Подобное изменение позиции можно только приветствовать.

20. Развитие внутреннего производства наряду с экспортом

Хотя профсоюзы давно осознали, что международная торговля и инвестиции, конечно же, могут способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест, они также выступали против того, чтобы делать неограниченную свободу торговли жесткой догмой, которую необходимо применять при любых обстоятельствах. Догматичный подход может наносить тяжелый ущерб, о чем свидетельствуют упоминаемые выше примеры. Глобальные профсоюзы рекомендуют Международным финансовым институтам продолжить селективный, постепенный подход, применявшийся ими в некоторых из недавних политических рекомендаций отдельным странам, признавать законное желание развивать национальное сельское хозяйство и промышленность для обслуживания внутреннего рынка. При либерализации торговли Международные финансовые институты должны поощрять страны к введению адекватных регулирующих механизмов для трудящихся и общин, чьи интересы она будет затрагивать. Глобальные профсоюзы также настоятельно рекомендуют Международным финансовым институтам применять подобный подход к либерализации движения капитала. Примером последнего является одобрение МВФ “осторожного подхода” России к либерализации счетов движения капиталов (статья IV доклада, апрель 2002 г.), без сомнения, обусловленного экономическим кризисом в этой стране в 1998 г. и сохраняющимся высоким уровнем утечки капитала.

Политика стимулирования занятости и реструктуризации долгов: уроки аргентинского кризиса

21. Настаивание МВФ на дальнейшем ужесточении экономии усугубит депрессию в Аргентине

Правительство Аргентины было вынуждено объявить дефолт в отношении иностранных займов в декабре 2001 г., на четвертом году резкого спада экономики, вызванного в значительной мере нежизнеспособной политикой в отношении обменного курса и бесконечной чередой программ жесткой экономии. Дополнительными факторами явились непродуманная, несвоевременная реформа в сочетании со стремительной приватизацией государственных предприятий. Все эти программы разрабатывались и осуществлялись при финансовой поддержке Международных финансовых институтов; однако Международные финансовые институты никогда не обращались к проблеме неуплаты по огромным внешним долгам. Хотя МВФ, в конце концов, пришлось признать девальвацию аргентинского песо после многолетнего настаивания на жестком паритете с завышенным курсом американского доллара, он продолжает требовать применения жестких мер экономии в качестве условия предоставления новых займов. Фонд делает это, несмотря на тот факт, что подобные меры лишь усугубят спад; в августе официальный уровень безработицы уже приближался к четверти всей рабочей силы, и МВФ ожидает, что в 2002 г. валовой национальный продукт Аргентины сократится на 15 %.

22. Воздействие аргентинского кризиса на регион

МВФ защищал свою политику в Аргентине, утверждая, что она успешно способствовала предупреждению пагубного влияния на другие страны региона. Но МВФ пришлось прибегнуть к срочному выделению займов трем другим странам МЕРКОСУР (Бразилии, Парагваю, Уругваю). С начала этого года экономические условия в каждой из этих трех стран значительно ухудшились. Было выражено беспокойство по поводу того, что аргентинский кризис может отразиться на перспективах роста в Чили - стране, которую международные финансовые институты раньше считали неуязвимой к экономической нестабильности в других странах этого континента.

23. Аналогичная политика МВФ в других странах

Большинство экономистов списали со счетов жесткую экономию как средство от спада уже после катастрофических последствий применения подобной политики в первые годы Великой депрессии 1930-х годов в промышленных странах. Экономисты МВФ этого явно не сделали. Они требовали сокращения социальных и других государственных расходов в качестве условия получения займов МВФ не только от Аргентины, но и от других стран, сталкивающихся с экономическими трудностями, например, Турции и Туниса.

24. Необходимость политики, способствующей росту и упорядоченной реструктуризации долгов

Глобальные профсоюзы считают, что надлежащей реакцией на экономическую депрессию является политика, способствующая росту и созданию новых рабочих мест, а не предусматривающая массовых сокращений, ограничивающая потребление и инвестиции. Это должно быть первоочередной задачей при оказании помощи Аргентине и другим переживающим спад странам в вопросе выхода из экономического кризиса. Перед лицом существующей опасности замедления темпов роста мировой экономики Международные финансовые институты должны призывать правительства и их центральные банки к координации макроэкономической политики с целью придания импульса росту экономики и занятости. Глобальные профсоюзы также стремятся к тому, чтобы МВФ срочно создал механизм, который бы позволил осуществлять упорядоченную реструктуризацию и снижение внешнего долга стран, оказавшихся в кризисной ситуации. Глобальные профсоюзы приветствовали инициирование МВФ дебатов о создании независимого механизма реструктуризации долгов и дали рекомендации о том, как мог бы выглядеть подобный механизм, чтобы он мог учитывать интересы всех заинтересованных сторон; причем он должен быть создан как можно скорее, чтобы смягчить страдания людей в Аргентине и предотвратить подобные ситуации в других частях мира.

Расширить список беднейших стран с большой задолженностью и обеспечить подлинное участие гражданского общества в подготовке стратегических документов по снижению уровня бедности

25. Было приостановлено выполнение решения об освобождении от уплаты долгов в отношении некоторых стран, имеющих на это право

Объявленная с шумихой в 1999 г. инициатива в отношении беднейших стран с большой задолженностью (БСБЗ) первоначально предполагала предоставление значительного облегчения долгового бремени 42 странам в течение двух лет. Согласно докладу, сделанному в апреле 2002 г., лишь пять стран смогли фактически дойти до стадии полного соответствия статусу БСБЗ. Еще 21 страна получила право на начало получения платежей в рамках сокращения долгов, однако позднее МВФ приостановил выплаты восьми из них из-за невыполнения ими конкретных “требований”, выставленных Международными финансовыми институтами. Двумя из стран, которым были приостановлены выплаты для сокращения долгов, являются Малави и Замбия, где в настоящее время несколько сот тысяч граждан столкнулись с угрозой голодной смерти в результате сильной засухи, поразившей этот регион Юга Африки.

26. Необходимо расширить список стран БСБЗ, чтобы снизить долги до устойчивого уровня

В дополнение к медленным темпам выполнения, последний отчет об инициативе БСБЗ также подтвердил то, что профсоюзы и другие организации утверждали с самого начала, а именно, что даже после реализации этой программы уровень долгов большинства стран останется нестабильным. Прогнозы эффективности помощи БСБЗ строились на нереально оптимистических сценариях роста, исходили из того, что экономическая ситуация в большинстве стран БСБЗ ухудшилась лишь из-за недавнего падения товарных цен. Глобальные профсоюзы вместе со многими другими организациями требовали расширить рамки инициативы БСБЗ в отношении как количества стран, имеющих право участия, так и размера предоставляемой помощи. Ясно, что большинство стран БСБЗ не достигнет целей развития, поставленных в “Программе тысячелетия”, включающих в себя снижение наполовину уровня крайней бедности и обеспечение всеобщего начального образования, если не будет увеличена помощь для обслуживания долгов.

27. Одобренные стратегические документы по снижению уровня бедности (PRSP) почти не содержат новых политических подходов

Требование о том, чтобы страны подготовили стратегические документы по снижению уровня бедности для получения права на облегчение долгового бремени и получение займов на льготных условиях, было выдвинуто в 1999 г. вместе с инициативой, касающейся БСБЗ. Одной из важных особенностей такого подхода является то, что документ должен быть сформулирован и осуществлен правительством при участии гражданского общества для обеспечения развития новаторских подходов к снижению уровня бедности, чего можно ожидать, например, от неправительственных организаций. Хотя на август этого года были полностью подготовлены лишь 17 стратегических документов по снижению уровня бедности, они были слабы в плане выдвижения новых подходов в таких ключевых сферах, как макроэкономическая политика.

28. Отсутствие подлинного и эффективного участия гражданского общества

Одной из причин отсутствия новых подходов является недостаточное участие гражданского общества. МКСП имеет членские организации в 70 странах; недавно она направила жалобы, касающиеся недостаточного вовлечения профсоюзов в подготовку стратегических документов по снижению уровня бедности. Их отсутствие отражается в том, что в некоторые из документов не были включены такие вопросы, как занятость или трудовые нормы, которые бы наверняка подняли профсоюзы. Даже в случаях, когда в этот процесс вовлечены профсоюзы и другие организации гражданского общества, их вклад ослабляется, если они не входят в состав редакционных комитетов, как это было, например, в Замбии, Маврикии и других странах. Глобальные профсоюзы заявили, что Международные финансовые институты не должны утверждать стратегические документы по снижению уровня бедности, если в их подготовке не участвовали профсоюзы.

Консультации с профсоюзами

29. Необходимость повышения как качественного, так и количественного уровня консультаций с профсоюзами

Профсоюзы давно просили, чтобы Международные финансовые институты консультировались с ними до завершения разработки своих программ и политики, как на уровне стран, так и на международном уровне. И в последние годы Международные финансовые институты стали чаще консультироваться с профсоюзами. Например, после того, как МВФ объявил в октябре 2000 г., что будет более систематически консультироваться с профсоюзами при подготовке своих отчетов, членские профсоюзы МКСП отмечали значительный рост приглашений на переговоры с миссиями МВФ. В отчетах сотрудников фонда также стало делаться больше ссылок на позицию профсоюзов по конкретным темам (часто противоречащим мнению МВФ). Однако многие членские профсоюзы жалуются на то, что консультации МВФ и Всемирного банка часто носят поверхностный, небрежный характер, что отсутствует адекватная документация до и даже во время переговоров. Глобальные профсоюзы рекомендуют Международным финансовым институтам совершенствовать как качество, так и количество консультаций с профсоюзами на уровне стран.

30. От игнорирования профсоюзов в процессе реструктуризации проигрывают все.

Руководители Всемирного банка заявляли о том, что когда этот банк финансирует реструктуризацию предприятия или сектора, будут привлекаться к консультациям их представительные профсоюзы. К сожалению, практика Всемирного банка не всегда соответствует этим благим намерениям. В июне 2002 г. профсоюзы Грузии начали кампанию протеста против массовых увольнений, объявленных ирландской фирмой, выигравшей финансируемый банком контракт по управлению двумя государственными энергетическими компаниями. С профсоюзами никто не советовался, хотя коллективные договоры в этих компаниях предусматривают консультации с профсоюзами, прежде чем могут проводиться массовые сокращения. В Болгарии учителей два года держали в неведении о разработанной и финансируемой банком реформе сектора образования, а представители банка отказались обсуждать эту реформу с представителями профсоюзов. В конечном счете, им пришлось это сделать, но лишь после того, как профсоюз учителей организовал общенациональную забастовку в мае 2002 г. В результате переговоров банк сразу же объявил о приостановке и пересмотре плана реформы с учетом предложений профсоюза, так как последний смог наглядно доказать, что этот план был основан на ошибочной информации. Данный пример демонстрирует, как консультации с трудящимися, интересы которых затрагивает реструктуризация и приватизация, могут пойти на пользу всем заинтересованным сторонам.

31. Регулярные консультации международных финансовых институтов с глобальными профсоюзами создают возможность эффективных перемен

На глобальном уровне Международные финансовые институты договорились участвовать в процессе регулярных переговоров с глобальными профсоюзами, а также в контроле над ходом выполнения принятых решений и более глубоком обмене мнениями по конкретным темам. В прошлом году делегации глобальных профсоюзов участвовали в переговорах о привлечении профсоюзов к разработке стратегических документов по снижению уровня бедности и о последствиях приватизации для трудящихся, найдя их полезными. Эти и некоторые другие темы будут включены в программу переговоров между представителями глобальных профсоюзов и международных финансовых институтов, а также исполнительными директорами, намеченных на октябрь 2002 г. Глобальные профсоюзы приветствовали готовность международных финансовых институтов к регулярному диалогу, но они ожидают, что это приведет к изменению практики их работы на уровне стран, что оказало бы положительное воздействие на трудящихся и бедную часть населения. Трудящиеся женщины и мужчины заинтересованы во многих из целей, провозглашаемых Международными финансовыми институтами, начиная с увеличения числа рабочих мест с более высоким уровнем обеспечения и условий труда, и кончая повышением доходов, более высоким уровнем социальной защиты и качеством общественного обслуживания. Профсоюзы готовы поддерживать политику Международных финансовых институтов, если они сделают это реальностью.

Выводы: двигаясь от Монтеррея, Нового партнерства для африканского развития (NEPAD) и Йоханнесбурга к подлинному изменению политики Международных финансовых институтов

32. Международные финансовые институты должны признать ошибки глобализации, осуществляемой корпорациями

Важные инициативы, касающиеся международного развития, были недавно приняты на Международной конференции по финансированию ради развития (Монтеррей, Мексика, март 2002 г.), посредством Нового партнерства для африканского развития (NEPAD), которые были одобрены как на саммите “Большой восьмерки” (Кананскис, Канада, июнь 2002 г.), так и на саммите Африканского союза в Дурбане (июль 2002 г.). Ожидается, что организованный ООН второй Саммит Земли в Йоханнесбурге примет скоординированную программу, содержащую глобальное обязательство проводить устойчивую социальную и экологическую политику, чтобы осуществить цели развития, поставленные в “Программе тысячелетия”, и поднять уровень жизни в глобальном масштабе. Как показывает данное заявление, слишком часто политика Международных финансовых институтов отстает или даже противоречит глобальному консенсусу о проведении социально ориентированной политики, которая бы эффективно обеспечивала соблюдение прав человека и основных трудовых норм, а также достижение более высокого уровня жизни трудящихся женщин и мужчин. Нынешний кризис модели движимой корпорациями глобализации, которую Международные финансовые институты восхваляли в течение многих лет, дает этим институтам возможность пересмотреть свои последние политические рекомендации, определить вместо этого альтернативные политические рамки, соответствующие императивам социального развития.

 

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru