ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Санкт-Петербург: документы, статьи, постановления, заметки

Единство противоположностей

Инвестиционный риск и потенциал регионов Северо-Запада

Несмотря на все усилия, проводимые в стране реформы пока не дали важного результата - включения экономики России в международное разделение труда. Среди многих причин торможения этого процесса со стороны России не последними являются:

- отсутствие и необустроенность "внешнеэкономических ворот" России, прежде всего, морских;

- слаборазвитость внутрироссийской инфраструктуры, не дающей предприятиям глубинных регионов надежного выхода на внешние рынки.

В России существуют лишь 3 макрорегиона, претендующих на роль внешних "ворот": Северо-Западный, Южный (Азово-Черноморский) и Дальневосточный.

Северо-Западный регион должен стать приоритетным в указанном смысле, поскольку международное и межрегиональное экономическое сотрудничество в рамках европейского Севера дает России исключительный шанс для интеграции в европейскую и мировую экономику. Северо-Западный макрорегион напрямую связывает наиболее населенные и экономически развитые регионы России со странами Европейского Союза. Он исторически является базой освоения всего арктического побережья России, экономическое значение которого возрастает с каждым годом.

Северо-Западный федеральный округ России объединяет 11 субъектов федерации. По площади территории, численности населения и основным показателям социально-экономического развития его доля в стране составляет 9-10% (график 1). Лишь объем сельскохозяйственного производства вследствие объективных природно-климатических факторов составляет 7% с небольшим.

Регионы Северо-Запада неравнозначны в своем социально-экономическом развитии. Так, по численности экономически активного населения они различаются в 100 раз, по объему промышленного производства - в 20 раз и т. д. (табл. 1). Безусловным экономическим лидером в макрорегионе является Санкт-Петербург.

Регионы Северо-Запада с различной степенью успеха преодолевают экономический кризис (графики 2-4). Если промышленное производство в последние два года выросло во всех регионах, а в Ненецком автономном округе даже превысило уровень 1991 года, то рост сельскохозяйственного производства выражен не столь однозначно и повсеместно, а реальные денежные доходы населения в большинстве регионов так и не достигли уровня докризисного 1997 года, не говоря уже о предреформенном уровне.

Инвестиционный климат в регионах Северо-Запада

Вследствие своего географического положения Северо-Запад является заведомо более привлекательным для инвесторов, особенно иностранных, что подтверждается его повышенной долей в общем объеме отечественных и иностранных инвестиций по сравнению с важнейшими социально-экономическими показателями (график 1).

Согласно результатам инвестиционного рейтинга регионов России, проводимого Рейтинговым агентством "Эксперт-РА", регионы Северо-Запада, за исключением Санкт-Петербурга, имеют инвестиционный потенциал ниже среднего в расчете на один российский регион. С другой стороны, в девяти из одиннадцати регионов Северо-Запада инвестиционный риск ниже среднероссийского уровня (график 5 и табл. 2 и 6).

Низкий потенциал и низкий риск являются отличительной особенностью регионов Северо-Запада, а Новгородская, Калининградская области и Ненецкий автономный округ по результатам последнего рейтинга вошли в число десяти наименее рисковых регионов России (табл. 3). Поэтому основной задачей здесь является наращивание их инвестиционного потенциала, возможностей и мест привлечения инвесторов, а также их последующего ресурсного обеспечения (территория, инфраструктура, трудовые ресурсы). В принципе, власти субъектов федерации понимают эту задачу: за последний год регионы Северо-Запада "продвинулись" в рейтинге инвестиционного риска в среднем на 1,5 места, а в рейтинге потенциала - на 2,5 места (таблица 4). В большинстве регионов продолжается работа по совершенствованию законодательной базы инвестирования (табл. 5), а законодательство Новгородской области можно считать модельным для других регионов России.

Особенно благоприятными считают условия в регионах Северо-Запада иностранные инвесторы. Не случайно Ленинградская область и Санкт-Петербург - одни из лидеров в России по привлечению прямых иностранных инвестиций в течение целого ряда лет (график 5). По общему объему прямых иностранных инвестиций на душу населения в макрорегионе выделяются Ленинградская, Мурманская, Новгородская области, Санкт-Петербург и Республика Коми (график 6). В 2000 году начался усиленный приток иностранных инвестиций в Калининградскую, Вологодскую области и в Карелию.

Интенсивная деятельность иностранных инвесторов активизирует деятельность и отечественных (график 7). В семи регионах Северо-Запада среднедушевые объемы капитальных вложений в экономику превышают среднероссийский уровень.

Такие тенденции в инвестиционной деятельности создают хороший задел для нового экономического старта Северо-Запада.

Направления развития Северо-Запада

Для дальнейшего развития Северо-Запада и повышения его инвестиционной привлекательности необходимо не только дать дополнительный импульс существующим программам международного сотрудничества ("Баренцрегион", Балтийское сотрудничество), но и выработать принципиально новые предложения и программы. Так, создание современной транспортной инфраструктуры Северо-Запада и продление ее через Москву в Поволжье, на юг России, на Урал и далее - в Западную Сибирь позволит скрепить единым инфраструктурным каркасом подавляющую часть экономически освоенной территории России, облегчит возможности выхода российской продукции на мировой рынок. Это позволит, в частности, решить проблему организации добычи природных ресурсов арктического побережья и их транспортировки как на восток, так и на запад, которая пока не имеет удовлетворительного решения. Необходимо также найти приемлемые решения по организации международного транзитного сообщения по Северному морскому пути, сокращающему путь из Северной Европы в страны АТР на 15-20 суток.

Поэтому экономика Северо-Запада России должна быть реструктурирована, исходя из функций этого макрорегиона в общероссийском и европейском разделении труда. Это значит, что здесь целесообразно и наиболее перспективно развивать производства "на стыке" использования российских ресурсов, транспортируемых из глубинных районов страны и отечественных и западных современных технологий. То есть российский Северо-Запад должен "перехватить" значительную часть тех экономических преимуществ, которые пытаются использовать приграничные страны.

Отдел региональных рейтингов Рейтингового агентства "Эксперт-РА"

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru