ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Ипотечное кредитование на современном этапе

Ипотечное жилищное кредитование в Республике Марий Эл

(Из доклада Государственному собранию Республики Марий Эл зам. главы правительства, министра строительства и архитектуры РМЭ Абрамова А.М.).

  Современная социально-экономическая ситуация и сложившиеся тяжелейшие условия в вопросах финансирования и наращивания объемов строительства жилья в республике заставляют нас искать новые, более эффективные пути для решения задач обеспечения доступным жильем большей части населения.

  Учитывая, что время бесплатного распределения жилья безвозвратно прошло, нам сейчас необходимо найти методы и способы, во-первых, обеспечить социальным жильем наименее защищенную часть населения и, во-вторых, дать возможность остальным гражданам приобретать жилье на условиях льготного кредитования. В этом отношении развитие ипотечного долгосрочного кредитования кажется наиболее перспективным и практически единственным путем, способным решить жилищную проблему.

  Система ипотечного жилищного кредитования - это инструмент, призванный не только снять острейшую потребность населения в жилье, но и способствовать выводу страны из экономического кризиса.

  Широкие возможности ипотечного жилищного кредитования для решения инвестиционных и социальных проблем, по существу, в стране и в том числе в республике не используются.

  В настоящее время на федеральном уровне в значительной мере создана законодательная база для внедрения ипотечного жилищного кредитования. Это принятые законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", законодательно оформлена деятельность оценочных, риэлтерских и страховых компаний, участвующих в системе ипотечного кредитования.

  Однако практически создать рынок ипотечных кредитов сверху на федеральном уровне для всех регионов, как показала практика, невозможно.

  Многие субъекты Российской Федерации осознали необходимость решения этой проблемы на местах и активно начали формировать свои региональные системы внедрения ипотечного жилищного кредитования с учетом местных особенностей.

  Республиканской комиссией по контролю за подготовкой и реализацией программы внедрения ипотечного кредитования жилищного строительства в Республике Марий Эл, созданной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.03.99 N 136, разработан пакет документов, обеспечивающих создание нормативно-правовой и методической базы практического внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Марий Эл.

  На рассмотрение Государственного Собрания представляется проект Закона Республики Марий Эл "Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Марий Эл", который будет являться законодательной основой для практического создания у нас в республике рынка ипотечных кредитов.

  Проектом закона Республики Марий Эл устанавливается порядок образования, функционирования и развития в Республике Марий Эл строящейся на договорных отношениях системы, направленной на улучшение жилищных условий граждан, основанной на кредитовании под залог жилых помещений.

  Ипотечное жилищное кредитование в Республике Марий Эл проектом закона предусматривается осуществлять на принципах долгосрочности, целевого назначения ипотечных кредитов, рефинансирования кредитных организаций, выдающих ипотечные жилищные кредиты, защищенности прав кредиторов, обеспечения жилищных прав граждан-заемщиков и членов их семей.

  Проектом закона определяются участники ипотечного жилищного кредитования и источники финансирования, а также порядок образования Республиканского фонда жилья и ипотеки Республики Марий Эл, его правовая форма, основные функции и порядок образования материальных ресурсов и расходов на финансирование уставной деятельности фонда.

  Проектом закона устанавливается, что расходы на финансирование уставной деятельности Республиканского фонда жилья и ипотеки Республики Марий Эл должны предусматриваться в Законе Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл" в качестве отдельной статьи расходов, с установлением предельной процентной ставки за пользование ипотечным кредитом.

  При формировании республиканского бюджета на 2000-й год уже необходимо будет предусмотреть расходы на образование и начало формирования материальных ресурсов Республиканского фонда жилья и ипотеки, с тем чтобы в 2000-м году реально "раскручивать" механизм ипотечного кредитования в республике.

  В целях обеспечения конституционных прав граждан на жилище и удовлетворения интересов кредиторов по договорам, обеспеченным залогом жилых помещений, в случаях обращения взыскания на принадлежащее гражданам заложенное жилье, законом предусматривается формирование резервного жилищного фонда, пригодного для временного проживания, куда будут переселяться граждане и члены их семей по минимальным социальным нормам.

  Следует отметить, что Республиканская комиссия по контролю за подготовкой и реализацией программы внедрения ипотечного кредитования жилищного строительства в Республике Марий Эл при подготовке пакета документов, составляющих нормативно-правовую базу ипотечного жилищного кредитования в Республике Марий Эл, использовала опыт российских регионов, Российской ипотечной ассоциации, а также материалы состоявшегося 16-17 апреля 1999 года в г. Москве Всероссийского совещания строителей, на котором впервые рассмотрены на всероссийском уровне проблемы развития ипотечного жилищного кредитования и определены конкретные пути внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в России.

Материал предоставлен 

консультантом по вопросам архитектуры и градостроительства 

Министерства строительства и архитектуры Республики Марий Эл 

В.ФЕДОРОВЫМ  

Закон Республики Марий Эл

N 165-3 от 23.09.99

"Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Марий Эл"

(Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 16.09.99).

  Настоящим законом устанавливается порядок образования, функционирования и развития в Республике Марий Эл строящейся на договорных отношениях системы, направленной на улучшение жилищных условий граждан, основанной на кредитовании под залог жилых помещений.

  Ипотечное жилищное кредитование в Республике Марий Эл осуществляется на принципах долгосрочности, целевого назначения ипотечных кредитов, рефинансирования кредитных организаций, выдающих ипотечные жилищные кредиты, защищенности прав кредиторов, обеспечения жилищных прав граждан-заемщиков и членов их семей.

  Правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл, Жилищным кодексом РСФСР, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральными законами "О банках и банковской деятельности", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и правовыми актами Республики Марий Эл.

Статья 1. Система ипотечного жилищного кредитования

Система ипотечного жилищного кредитования применительно к настоящему закону - совокупность и структура отношений, возникающих между участниками системы, а также условий возникновения таких отношений при осуществлении ипотечного жилищного кредитования.

  Ипотечное жилищное кредитование применительно к настоящему закону - отношения, складывающиеся в процессе предоставления кредитов в целях приобретения жилья, обеспеченных залогом жилых помещений, исполнения кредитных договоров, обращения взыскания на предмет залога и его реализации с публичных торгов.

Статья 2. Участники системы ипотечного жилищного кредитования

Участниками системы ипотечного жилищного кредитования являются:

  - кредитные организации, осуществляющие ипотечное жилищное кредитование;

  - заемщики;

  - залогодатели;

  - залогодержатели;

  - Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл;

  - Правительство Республики Марий Эл;

  - иные организации, осуществляющие свою профессиональную деятельность в соответствии со стандартами Республиканского фонда жилья н ипотеки Республики Марий Эл (риэлтерские, страховые, оценочные организации и т.п.).

  Указанные субъекты вправе не использовать в правоотношениях, связанных с ипотечным жилищным кредитованием, стандарты Республиканского фонда жилья и ипотеки Республики Марий Эл. Однако применительно к правоотношениям, основанным не на стандартах Республиканского фонда жилья и ипотеки Республики Марий Эл, данные субъекты не будут являться участниками системы ипотечного жилищного кредитования, определяемой настоящим законом.

Статья 3. Источники финансирования системы ипотечного жилищного кредитования

Источниками финансирования системы ипотечного жилищного кредитования являются:

  - заемные средства Республиканского фонда жилья и ипотеки Республики Марий Эл, в том числе средства, вырученные от реализации ценных бумаг, обеспеченных поручительством Правительства Республики Марий Эл;

  - собственные средства Республиканского фонда жилья и ипотеки Республики Марий Эл;

  - средства кредитных учреждений, иных юридических и физических лиц;

  - иные средства.

Статья 4. Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл

Организатором и координатором системы ипотечного жилищного кредитовании в Республике Марий Эл является Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл, учредительные документы которого утверждаются Правительством Республики Марий Эл.

  Имущество Республиканского фонда жилья и ипотеки Республики Марий Эл образуется путем внесения денежных средств и других материальных ресурсов. В качестве имущества Республиканскому фонду жилья и ипотеки Республики Марий Эл может передаваться жилищный фонд, который может использоваться для формирования резервного жилищного фонда.

  Расходы на финансирование уставной деятельности Республиканского фонда жилья и ипотеки Республики Марий Эл предусматриваются в Законе Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл" в качестве отдельной статьи расходов, с установлением предельной процентной ставки за пользование ипотечным кредитом.

Статья 5. Функции Республиканского фонда жилья и ипотеки Республики Марий Эл

Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл разрабатывает стандарты и правила ипотечного жилищного кредитования, в соответствии с которыми строятся отношения в рамках системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Марий Эл, которые утверждаются Правительством Республики Марий Эл.

  Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл обеспечивает финансирование ипотечного жилищного кредитования строительства, реконструкции и приобретения жилья, приобретает право требования по кредитным договорам, обеспеченным залогом жилых помещений и соответствующим стандартам ипотечного жилищного кредитования.

  Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл осуществляет экспертную и консультационную деятельность по вопросам ипотечного жилищного кредитования, оказывает содействие банкам и иным кредитным институтам в организации рациональной практики проведения ипотечного жилищного кредитования, а также осуществляет иную деятельность, направленную на развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

Статья 6. Стандарты ипотечного жилищного кредитования

Стандарты, разрабатываемые Республиканским фондом жилья и ипотеки Республики Марий Эл, представляют собой единообразные требования к участникам системы ипотечного жилищного кредитования, к порядку заключения и существенным условиям договоров, регулирующих отношения между участниками системы ипотечного жилищного  кредитования (виды, размеры и сроки кредитов, процентные ставки за пользование ими; требования к жилым помещениям, принимаемым в залог, к соотношению стоимости залога и размера кредита и т.д.).

Статья 7. Налогообложение при ипотечном жилищном кредитовании

Налогообложение доходов, образующихся в результате деятельности при ипотечном жилищном кредитовании, производится в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Резервный жилищный фонд

В целях обеспечении охраны конституционных прав граждан на жилище и удовлетворения интересов кредиторов по договорам, обеспеченным залогом жилых помещений, Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл формирует резервный жилищный фонд (далее - резервный фонд).

  Резервный фонд предназначен для предоставления залогодателям и членам их семей, не имеющим альтернативного жилья, в случае обращения взыскания на принадлежащее им заложенное жилье.

  Резервный фонд состоит из жилых домов (жилых помещений), пригодных для временного проживания, и может включать дома гостиничного и коридорного типа.

  Порядок формирования, предоставления и пользования жилыми помещениями резервного фонда определяется Правительством Республики Марий Эл.

Статья 9. Вступление настоящего закона в силу

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Марий Эл

В.КИСЛИЦЫН

Как правильно подготовить материалы на получение вновь или продление лицензии на строительную деятельность

В процессе экономической реформы в строительном комплексе стало значительно больше организаций, включающихся в строительную деятельность, но зачастую недостаточно подготовленных к ней.

  Сегодня лицензирование является одной из действенных форм защиты прав потребителей от незаконной, неквалифицированной, а порой опасной для человека деятельности. Став механизмом, стимулирующим развитие предпринимательства, в первую очередь, в сфере малого и среднего бизнеса, оно помогает его государственному регулированию.

  Вступивший в силу Федеральный закон N 158-Ф3 от 25.09.98 "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также применяющиеся в части, не противоречащей настоящему федеральному закону, постановления Правительства РФ устанавливают необходимый перечень документов, которые представляет лицензиат в лицензирующий орган.

  В ходе осуществляемого надзора Территориальным центром государственного лицензирования при Минстрое Республики Марий Эл за лицензионными требованиями и условиями нередко выясняется, что лицензиат на момент проверки по каким-то причинам изменил либо свой юридический адрес, либо почтовый адрес, что в большинстве случаев приводит к невозможности проконтролировать его деятельность как субъекта.

  В соответствии со статьей 7 п. 1 вышеназванного закона вид деятельности, на осуществление которой получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными в Регистрационной палате или администрацией соответствующего района, поставленным на учет в налоговом и статистическом органах.

  Таким образом, при лицензировании для юридического лица необходимыми данными должны являться: юридический адрес соискателя (место его государственной регистрации - статья 54 ГК РФ), адрес фактического местонахождения. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник - обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения, при этом лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

  В случае невыполнения требований данной статьи вступает в силу статья 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство", статья 7 п. 2 Градостроительного кодекса и статья 2 п. 1 Закона РФ "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" с правом применения штрафных санкций. Статьей 10 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что за предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вплоть до аннулирования действия лицензии.

  Лицензирующий орган отказывает в выдаче лицензии при обнаружении в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации. За период осуществления лицензирования Территориальным центром было отказано в выдаче лицензий более 120 субъектам, в т.ч. в текущем году - 6.

  Невыполнение лицензиатом предписаний, распоряжений, решений лицензирующих и других надзорных органов рассматривается как нарушение статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и действие лицензии приостанавливается на срок до 6 месяцев с информированием в трехдневный срок соответствующих государственных надзорных органов и налоговых служб.

  Территориальным центром лицензирования было приостановлено действие более 30 лицензий субъектов. Ряду из них после выполнения предписаний надзорных органов и замечаний Государственной лицензионной комиссии Минстроя Республики Марий Эл действие лицензий было восстановлено, а таким, как АК ПСП Марпотребсоюза, ПТУ-3, АООТ "СМУ-14", АОЗТ "Фасад", Волжская ГООИ и ряду других, аннулированы.

  Чтобы правильно подготовить материалы на получение или продление лицензии на строительную деятельность, центром лицензирования соискателям выдается установленная форма подачи заявления, в котором перечислен весь перечень представляемых документов и сведений о своей деятельности или намерениях на таковую. Заявление заполняется печатным текстом, под подписями указывается должность и фамилия подписавшего и дата.

  Формы заявлений подразделены по видам деятельности:

  - выполнение строительно-монтажных, проектных, изыскательских работ, производство строительных материалов, осуществление функций заказчика, а также заявления физического лица на предпринимателъскую строительную деятельность с указанием и представлением паспорта, его серии, номера, кем выданного и копий документов о профессиональном образовании, а также сведений об обучении на различных курсах, когда, допуски к специальным работам, если запрашиваются таковые. Причем просроченные удостоверения и допуски к спецработам не берутся во внимание.

  В приложении к лицензии должен быть указан перечень основных фондов, имеющихся на балансовом учете с указанием их балансовой стоимости, который бы позволял выполнять испрашиваемые работы. А также перечень технологических карт, типовых узлов и деталей на испрашиваемые виды работ.

  В документах должны быть отражены система подготовки кадров, состояние технической учебы, а руководители, главные инженеры и главные специалисты подают заявления по установленной форме на получение или подтверждение (продление) квалификационного сертификата, который выдается после прохождения предлицензионной подготовки и сдачи экзамена по компьютерным прогнозно-диагностическим и профессиональным программам на ПЭВМ.

  Лицензия не может быть выдана без наличия у субъекта соответствующего набора нормативных документов по строительству, проектированию и ценообразованию, материально-технической базы или договора аренды на нее.

  Для юридических лиц к списку ИТР прилагать ксерокопии трудовых книжек и сертификатов о профессиональной пригодности, для постоянных рабочих - список с указанием профессии, разряда.

  Особое внимание обращается на систему контроля качества за строительно-монтажными работами и выпускаемой продукцией, наличие лабораторного контроля или договора с аккредитованными или аттестованными лабораториями. Перечень требований указан в прилагаемых формах к заявлению. Ответственные по контролю качества, создание и порядок работы комиссий по качеству должны быть закреплены соответствующими приказами.

  При продлении лицензий, кроме того, за подписью руководителя и главного бухгалтера дать сведения по затрате средств, потраченных за последние годы на мероприятия по технике безопасности, перечень наличия спецодежды и акты проверок состояния техники безопасности на объектах. На это должны обратить особое внимание специалисты-эксперты инспектирующих органов при составлении заключения проверяемых организаций.

  Лицензия не может быть выдана без наличия сведений и соответствующих приказов по организации охраны труда, наличия службы и ответственных должностных лиц, обеспеченности законодательными и нормативными документами, порядка инструктажа и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обеспеченности спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, наличия системы контроля охраны труда.

  Такие же сведения должны содержаться об условиях соблюдения пожарной безопасности.

  При продлении действия лицензий представлять копии актов проверки качества за прошедший год, итогов лабораторных испытаний, паспортов и сертификатов на применяемые материалы и изделия.

  Для предприятий стройиндустрии, заводов и других производств, сбрасывающих сточные воды в водоемы или канализацию и вредные выбросы в атмосферу, - сведения об организации охраны окружающей среды (наличие очистных сооружений или установок для очистки вредных выбросов в атмосферу и эффективности их работы) и наличие заключения или лицензии Минэкологии.

  К заявлениям также должны быть приложены копии разрешений инспектирующих государственных органов на право выполнения работ и оказание услуг (РГТИ, Минэкологии, санэпиднадзора, пожнадзора, Госэнергонадзора и т.д.), а также копии заключений специализированных экспертных базовых центров и предписания надзорных органов за последние два года, если таковые имеются.

  Прилагается также справка аккредитованной страховой компании о страховании профессиональной ответственности.

  Если у организации нет собственной или арендуемой производственной базы, постоянных рабочих, собственных средств производства - оснастки, инвентаря, инструментов, машин и оборудования, механизированного инструмента и т.д., - то организация не может претендовать на лицензию по осуществлению подрядной деятельности. При выполнении определенных условий и квалификационного соответствия она может получить лицензию на инжиниринговые услуги, т.е. посредническую деятельность.

  Все эти требования предписаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.96 N 351 и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30.07.96 N 269. Если не выполняется какое-либо из вышеуказанных требований, по решению Государственной лицензионной комиссии Минстроя республики Территориальный центр государственного лицензирования вправе приостановить или аннулировать действие лицензии со всеми вытекающими из этого последствиями.

Лицензии, действующие в РМЭ на 1 сентября 1999 года:

  Итого - 436 (из них просроченных более 1 месяца - 12)

  Строительно-монтажные работы - 359

  Производство строительных материалов - 97

  Проектные работы - 70 (22 - физ. лица; 32 - основ. орг-ции)

  Заказчики - 107

  Генподрядчики - 97

  Инжиниринговые услуги - 24 (5 - физ. лица)

  Разработка градостроительной документации - 13 (7 - физ. лица)

  Архитектурная деятельность - 11 (8 - физ. лица)

  Инженерные изыскания - 17 (6 - физ. лица)

  Инвалидские организации - 21

  Физические лица - 47

  Двойные лицензии - 12 организаций

  Итого - 377 организаций (без физ. лица).

В.АЛТУХОВ, 

начальник Территориального центра государственного лицензирования 

при Минстрое Республики Марий Эл

Государственная вневедомственная экспертиза в Республике

Деятельность Управления государственной вневедомственной экспертизы в последнее время была ориентирована на  проведение эффективного контроля за качеством проектной документации и в первую очередь за соблюдением нормативных требований по обеспечению надежности и эксплуатационной безопасности запроектированных объектов, а также их энергоемкости.

  Всего Управлением госэкспертизы за период с января 1997 года по настоящее время была проведена экспертиза проектно-сметной документации по 244-м объектам на общую заявленную стоимость строительства в ценах 1991 года 146 миллионов рублей. Из-за недостаточно высокого качества проектов и допущенных ошибок возвращено на доработку 54 проекта (т.е. 22,1% от общего количества).

  По предложениям экспертизы уменьшен расход топливно-энергетических ресурсов, металла, цемента.

  За счет исключения экспертизой необоснованных затрат и завышенных объемов работ стоимость строительства по рекомендованным к утверждению проектам снижена на 3,5 миллиона рублей в ценах 1991 года (или на 3,3%), в текущих ценах выразится в сумме более 17 млн. руб., что позволит дополнительно построить 4500 квадратных метров жилья.

  Управлением госэкспертизы подготовлен "Порядок проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной документации и проектов строительства в Республике Марий Эл". Утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл.

  Разработан "Порядок выдачи технических условий на проектирование, согласования документации на строительство инженерных сетей и сооружений, а также оплаты указанных услуг на территории Республики Марий Эл". Порядок утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл.

  За два с половиной года проверена деятельность 32 проектных организаций и даны экспертные заключения на право заниматься проектированием. Семи проектным организациям было отказано в ряде видов проектной деятельности из-за низкого качества проектов, а также отсутствия в штате организации необходимых специалистов, нормативно-технической базы.

  Завышение затрат на проектно-изыскательские работы допускают практически все проектные организации. В 30 рассмотренных сметах на проектные работы снижены затраты в среднем на 13,4%.

  Немало нареканий от заказчиков высказано в адрес строительных организаций по составлению договорных цен на строительство объектов, поэтому Управлением госэкспертизы проверены расчеты договорных цен и актов выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ по 29 заказам. В результате уменьшена стоимость работ на сумму более 10% от представленных объемов.

  Управлением госэкспертизы будут приниматься впредь еще более строгие меры к проектным организациям, допускающим низкое качество проектов вплоть до лишения лицензии.

  В то же время Управление госэкспертизы направит все силы на совершенствование экспертной деятельности, в том числе:

  - осуществление целенаправленной работы по внедрению в проекты прогрессивных технологий, конструкций, материалов, изделий и конкурентоспособной продукции, расширение пропаганды передовых технических решений, используя для этих целей тематические выставки, семинары, средства массовой информации и периодической печати;

  - усиление контроля за качеством проектной продукции в части соблюдения в ней требований нормативных документов, особенно связанных с обеспечением конструктивной надежности и эксплуатационной безопасности запроектированных объектов;

  - регулярное информирование о проведенной работе органов исполнительной власти, а также надзорных и контрольных органов строительного комплекса.

Характерные ошибки, допущенные в проектно-сметной документации, рассмотренной в Управлении госэкспертизы при Минстрое Республики Марий Эл

1. Нарушение требований строительных норм CHиП 11-01-95 по порядку разработки, согласованию и составу проектной документации на строительство;

  - неполнота исходных материалов для проектирования;

  - отсутствие в составе ПСД одобренных обоснований инвестиций;

  - не в полном объеме представляются материалы по техническому обследованию конструкций зданий при разработке проектов реконструкции и капитального ремонта;

  - отсутствуют дефектные ведомости по объемам капитального и текущих ремонтов;

  - в проектах отсутствуют технико-экономические показатели.

2. Нарушение требований градостроительных норм по размещению объектов строительства (СНиП II-07-01-89* и Градостроительный кодекс РФ):

  - по инсоляции существующих жилых домов;

  - нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации.

3. Нарушение требований противопожарной безопасности зданий СНиП 21-01-97:

  - по пределу огнестойкости конструктивных элементов;

  - по эвакуационным выходам из зданий и помещений.

4. Завышение объемов работ в сметах.

  Завышение несущей способности фундаментов.

  Недостаточная конструктивная надежность фундаментов, каркаса.

5. В материалах геологических изысканий отсутствуют данные по шурфам, которые необходимы при проектировании пристроев к существующим зданиям.

  В нарушение требований СНиП ведется проектирование объектов вспомогательного назначения без геологических данных.

6. Принятие конструктивных решений, в том числе и по инженерным коммуникациям, без вариантной проработки, которая позволила бы принять наиболее экономичное и надежное в эксплуатации решение.

Э.СПИРИНА,

начальник Управления госэкспертизы

Пензенская область

Межрегиональная Конференция "жилье и Ипотека"

14 и 15 сентября 1999 г. в г.Пензе и г.Заречном прошла первая межрегиональная конференция "Жилье и ипотека". В ее работе приняли участие представители экономического управления Президента РФ, Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, Госстроя РФ, Минатома РФ, Минобороны РФ, Центрального банка РФ, Федерального долгового центра РФ, Госкомсевера РФ, Международного института строительства, ассоциации "Север-Центр", руководители национального агентства оценки, страховых компаний, Межрегиональной ипотечной компании, Академии госслужбы при Президенте РФ, Ассоциации ипотечных банков, губернаторы - руководители региональных администраций и мэры городов Поволжского региона, главы администраций ЗАТО Минатома РФ и Минобороны РФ, использующих систему "Эффект".

  В своей приветственной речи губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев отметил, что в нынешних экономических условиях без ипотечного кредитования улучшение жилищных условий граждан и развитие строительного комплекса невозможно. Используя ипотеку, можно оживить жилищное строительство, создать новые рабочие места не только в строительном комплексе, но и в смежных областях, расширить налогооблагаемую базу. Губернатор подчеркнул, что в области, по социологическим опросам, существует достаточное количество семей, которые хотят улучшить свои жилищные условия, но не могут сразу купить квартиру за полную стоимость. Такие семьи, имея стабильный источник дохода, могли бы купить квартиру в рассрочку. Бюджетные средства, привлеченные в эту государственную программу, оправдают себя. Правительство Пензенской области рассматривает ипотечное кредитование населения как один из важнейших социально-экономических факторов развития региона. Эта программа дает гражданам жилье, строителям - работу, а бюджету - возвращение вложенных в ипотеку средств.

  На конференции с докладом выступил В.С.Казейкин - ответственный секретарь координационно-аналитической группы при комиссии Госдумы РФ, вице-президент ОАО "Межрегиональная ипотечная компания" (г.Москва), один из главных разработчиков "Интегрированной системы управления программами жилищного строительства и долгосрочного кредитования на региональном и муниципальном уровне (система "Эффект")". На взгляд В.С.Казейкина, ипотека поможет Пензенскому региону решить жилищную проблему и выйти из экономического кризиса. В г.Пензе в настоящее время насчитывается 29459 очередников, и за прошлый год очередь уменьшилась на 2%, но благодаря внедрению программы ипотечного кредитования "Эффект" в г.Пензе и г.Заречном уже до конца 1999 г. сотни семей улучшат свои жилищные условия. К внутренним источникам финансирования ипотеки можно отнести средства, замороженные в незавершенном строительстве; образовавшуюся дебиторскую задолженность предприятий и организаций перед бюджетами всех уровней; средства населения, сосредоточенные в стоимости приватизированных квартир.

  Впервые реализация системы "Эффект" началась полтора года назад в г.Сарове Нижегородской области, в начале этого года она начала реализовываться в г.Рязани. Опыт внедрения этой системы показал, что она позволяет за 1,5 - 2 месяца наладить процесс ипотечного кредитования, привлечь в жилищное строительство на каждый рубль внебюджетных целевых средств от 4 до 8 рублей дополнительных средств, сделать целевые средства возвратными и платными за счет их выдачи гражданам под 7 - 10% годовых в рублях на 10 - 15 лет, вовлечь в оборот приватизированные квартиры с вторичного рынка, в течение года увеличить темпы жилищного строительства в 1,3 - 1,5 раза, создать новые рабочие места, активизировать налоговые поступления в бюджеты всех уровней и, самое главное, ускорить решение жилищной проблемы граждан, в первую очередь, зарегистрированных в очереди на улучшение жилищных условий, переселенцев, военнослужащих, чернобыльцев и других категорий населения.

Решение первой Межрегиональной конференции "Жилье и ипотека"

Конференция отмечает, что опыт реализации системы "Эффект" в течение 2-х лет показал, что она позволяет в условиях отдельно взятого региона или города Российской Федерации за 1,5 -2 месяца наладить процесс долгосрочного жилищного кредитования населения, привлечь в жилищное строительство на 1 рубль внебюджетных целевых средств от 4 до 8 рублей из средств граждан, сделать целевые средства возвратными и платными за счет их выдачи гражданам по 7 -10% годовых в рублях на 10 - 15 лет, вовлечь в оборот приватизированные квартиры со вторичного рынка, в течение года увеличить темпы жилищного строительства в 1,3 - 1,5 раза, создать новые рабочие места, активизировать налоговые поступления в бюджет всех уровней и ускорить решение жилищной проблемы граждан, в первую очередь зарегистрированных на улучшение жилищных условий, переселенцев, военнослужащих и других категорий граждан.

Конференция приняла решение:

  1. Просить Комитет по приватизации, собственности и хозяйственной деятельности ускорить принятие поправок в законодательство по долгосрочному жилищному кредитованию населения и, в первую очередь Закон "Об ипотеке" и формирование экспертного совета по ипотечному кредитованию. Провести в октябре 1999 года в г.Казани парламентские слушания по законодательному обеспечению ипотечного кредитования.

2. Учитывая социальную значимость рассматриваемого вопроса для экономики РФ, рекомендовать Госстрою РФ и Министерству экономики РФ использовать опыт региональных фондов ипотечного кредитования и основные принципы системы "Эффект" при разработке окончательной редакции согласованной "Концепции развития системы жилищного ипотечного кредитования в Российской Федерации".

3. Просить Центральный банк РФ и Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг ускорить выпуск нормативных документов по выпуску и обращению ценных бумаг, обеспеченных закладными. Провести совместно с Межрегиональной ипотечной компанией и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг эксперимент по обороту ценных бумаг, эмитированных в национальной валюте и обеспеченных закладными.

4. Предложить Федеральному долговому центру при Правительстве РФ в рамках рабочей группы, созданной совместно с Межрегиональной ипотечной компанией, ускорить разработку и согласование нормативно-правовой базы по вовлечению в жилищное строительство дебиторской задолженности предприятий строительного комплекса и смежных с ним организаций.

5. Рекомендовать главам региональных администраций и муниципальных образований к внедрению систему "Эффект" с учетом особенностей местной нормативно-правовой базы в городах, входящих в экономическую ассоциацию "Большая Волга", Краснодарского края, Калининградской, Смоленской областей и других регионах.

6. Рекомендовать объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя РФ использовать систему "Эффект " для повышения эффективности выполнения федеральных целевых программ "Свой дом" и "Государственные жилищные сертификаты".

7. Просить Министерство региональной политики и национальностей РФ выступить координатором внедрения системы "Эффект" в регионах России применительно к решению вопросов обеспечения жильем вынужденных переселенцев и беженцев.

8. Предложить Министерству обороны РФ, Минатому РФ, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству природных ресурсов РФ и Госкомсеверу РФ принять участие совместно с Межрегиональной ипотечной компанией в создании единой информационной системы по отселению граждан из ЗАТО, переселению из местностей, подвергшихся воздействию после аварии на Чернобыльской АЭС, переселению из районов Крайнего Севера на базе системы общероссийского технического информационного канала Управления делами Президента РФ.

9. Провести эксперимент в рамках договорных отношений между администрацией Ханты-Мансийского автономного округа, Пензенской областью и Межрегиональной ипотечной компанией по использованию единой информационной системы для повышения эффективности реализации программы переселения и других федеральных программ.

10. Предложить заинтересованным участникам совещания выступить учредителями газеты и журнала "Ипотека - опыт регионов".

11. Одобрить опыт работы научно-учебного центра по проведению семинаров и курсов по подготовке специалистов в области долгосрочного жилищного кредитования и рекомендовать главам исполнительной власти направить своих специалистов на обучение в этот центр.

12. Принять предложение газеты "Российская Федерация" и журнала "Мир строительства" о том, что они являются постоянными информационными органами, освещающими внедрение и распространение системы "Эффект" в исполнительных и законодательных органах РФ, субъектах РФ, государствах СНГ и странах Балтии.

13. Провести в декабре 1999 года в городе Геленджике вторую Межрегиональную конференцию по анализу опыта внедрения системы "Эффект" и предварительным результатам эксперимента по использованию информационной системы и началу формирования рынка ценных бумаг, обеспеченных закладными.

Ипотека: жилье гарантируется

Пензенская область является третьим регионом заключившим соглашение на использование интегрированной системы "Эффект". В короткие сроки была проведена большая работа по созданию системы ипотечного кредитования населения, принятию нормативных актов, выделению необходимых средств, помещений и техники, обучению специалистов в г.Сарове, отбору банков, страховых компаний и оценочных фирм.

  Откуда же возьмутся деньги на реализацию ипотечной программы?

  Руководством области было решено по возможности обойтись без западных валютных кредитов, а рассчитывать на местные резервы. Бюджетами г.Пензы предусмотрено выделить на финансовое обеспечение программы в 1999 г. 6 млн. руб., г.Заречного - 4 млн. руб., области - 10 млн. руб. по статье "госкапвложения" (строка "Ипотечное строительство "Программы капитального строительства на 1999 г."). Для реализации программы ипотечного кредитования возможно также привлечение средств федерального бюджета, выделяемых по программам отселения северян, "Государственные жилищные сертификаты", "Свой дом" и т.д., и, конечно же, средств граждан.

  Кто же может воспользоваться ипотечными кредитами?

  Основной группой, на которую ориентирована программа, являются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и стоящие в очереди на получение жилья. Но выплачивать кредит сейчас могут позволить себе лишь те семьи, чей среднедушевой доход на человека в месяц больше 1600 руб., что соответствует 5,6% населения области (87 тыс. человек). Поэтому основная масса потенциальных участников программы будет приобретать квартиру большей площади, сдавая в счет оплаты имеющееся жилье. Концепция пензенской муниципальной программы и правила продажи в кредит предусматривают, что право на участие имеют граждане, зарегистрированные по месту жительства в г.Пензе и в г.Заречном, у которых общая площадь не превышает социальной нормы на одного человека (33 кв. м на семью из одного человека, 42 кв. м на семью из двух человек и по 18 кв. м на семью из трех и более человек).

  В первую очередь в программе примут участие на льготных условиях 29459 семей из числа очередников, из них реально состоятельны для участия в первом этапе программы 7300 семей. Именно они смогут претендовать на получение кредита на улучшение жилищных условий под 7 - 10 % годовых в рублях с его последующей выплатой в течение 10 - 15 лет. При этом в зависимости от качества и характеристик выбранной квартиры им придется оплатить денежными средствами первоначальный взнос в размере не менее 10% от ее стоимости в рублях и передать, с их согласия, в зачет свою старую квартиру. В настоящее время все поданные заявления обработаны с помощью компьютерной программы, которая по нескольким критериям составила списки участников на получение кредита. Была сформирована база данных, разделенная на пять групп по типам требуемого жилья:

  1 группа - требуется 1-комнатная квартира;

  2 группа - требуется 2-комнатная квартира;

  3 группа - требуется 3-комнатная квартира;

  4 группа - требуется 4-комнатная квартира;

  5 группа - требуется 5-комнатная квартира.

  По каждой группе был сформирован список претендентов в соответствии с критериями приоритетности для дальнейшего участия в программе.

Критерии приоритетности следующие:

  1 критерий - экономический.

  Преимущественным правом приобретения жилья пользуется гражданин, которому требуется меньшая сумма рассрочки. Расчет велся с точностью до 5 тысяч рублей.

  2 критерий - жилищный.

  При равных условиях по первому критерию преимуществом пользуется гражданин, сдающий собственное жилье в зачет оплаты приобретаемого жилья.

  3 критерий - социальный.

  При равных условиях по первым двум критериям приоритет отдается гражданину, имеющему более раннюю дату постановки на учет в очереди на улучшение жилищных условий на предприятии или по месту жительства.

  Данные списки утверждаются главой администрации города и меняться уже не будут, что позволит полностью избежать субъективного подхода к распределению кредитов. На первом этапе программы (1999 - 2000 гг.) предполагается использование практически уже готовых домов в микрорайонах Арбеково, Терновка и в районе АПЗ-24 г.Пензы и в г.Заречном.

  Каковы же условия кредитования?

  Они несколько различны для г. Пензы и г. Заречного. В Пензе размер обязательного ежемесячного платежа не должен превышать 30% совокупного месячного дохода, в Заречном эта норма составляет 20%. В Заречном сумма первоначального взноса (10% плюс старое жилье) должна составлять не менее 70% от стоимости нового жилья. Для Пензы норма - 60%. Сумма рассрочки платежа за квартиру в Заречном рассчитывается исходя из 5% годовых, и срок погашения кредита - от 7 до 15 лет. В Пензе годовой процент - 7, и срок погашения - от 5 до 15 лет. Обеспечением рассрочки является залог приобретаемой квартиры. Реализацией программы в Пензе занимается Пензенский внебюджетный фонд "Жилье" (тел. 55-07-10), в Заречном - муниципальный фонд жилья и ипотеки и МУП "Агентство недвижимости Заречного".

  Данная программа рассчитана на 5 лет с последующим ее продолжением. Уже в этом году несколько сотен семей Пензенской области смогут получить новые квартиры и будут иметь достойное жилье, не уступающее по характеристикам зарубежному.

Извлечения из Пензенской муниципальной ипотечной программы "Жилье в кредит"

(Программа утверждена решением Пензенской городской Думы от 25.06.99 N 390/32).

  "2. Утвердить "Правила продажи гражданам жилья в кредит с условием рассрочки платежа в рамках Муниципальной ипотечной программы".

  3. Установить, что на период 1999-2000 гг. в рамках Муниципальной ипотечной программы продажа жилья осуществляется только гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий".

Условия участия в программе

Продажа жилья в кредит с условием рассрочки платежа осуществляется Пензенским муниципальным фондом "Жилье" (далее по тексту - Фонд).

  Право на участие в программе имеют граждане:

  зарегистрированные по месту жительства в г.Пензе;

  имеющие не более социальной нормы общей площади на одного члена семьи (33 кв. м на семью из одного человека, 42 кв. м на семью из двух человек, по 18 кв. м на человека на семью из трех и более человек).

Условия продажи жилья в кредит

1. Оплата не менее 60% от стоимости приобретаемого жилья (в зачет оплаты гражданин может продать Фонду имеющееся в его собственности жилье).

2. Оплата денежными средствами первоначального взноса за приобретаемое жилье в размере не менее 10% от стоимости приобретаемого жилья в кредит.

3. Размер обязательного ежемесячного платежа в погашение рассрочки не должен превышать 30% совокупного (семейного) ежемесячного дохода. В доход включается для работающих граждан заработок по месту основной работы, для пенсионеров - установленный размер пенсии.

4. Оформление залога на приобретаемое жилье.

Условия предоставления рассрочки

1. Рассрочка предоставляется на срок от 5 до 15 лет.

2. Сумма рассрочки рассчитывается исходя из 7% годовых.

3. Сумма рассрочки не может превышать 40% от стоимости приобретаемого в кредит жилья.

4. Рассрочка погашается равными ежемесячными платежами, начиная со следующего месяца после регистрации права собственности на приобретаемое жилье.

5. Сумма и срок рассрочки, размер ежемесячного  платежа устанавливаются Фондом по соглашению с гражданином и в соответствии с приложением к настоящим Правилам.

Как рассчитать сумму рассрочки

Сумма рассрочки рассчитывается следующим образом: стоимость приобретаемого у Фонда жилья минус стоимость продаваемого собственного жилья, минус первоначальный взнос в размере не менее l0% от стоимости приобретаемого жилья. Если собственное жилье в счет оплаты приобретаемого гражданин не продает, то деньгами оплачивается не менее 60% стоимости приобретаемого жилья.

Порядок подачи заявлений

Для приобретения жилья в кредит гражданин должен подать заявление установленного образца.

  Выдача бланков заявлений, прием и регистрация заявлений граждан осуществляются администрациями районов города Пензы совместно с Фондом.

  Информация о сроках сбора заявлений доводится Фондом и районными администрациями до сведения граждан через средства массовой информации.

  Для регистрации заявлений граждане представляют следующие документы:

  паспорт, удостоверение личности (военный билет) для военнослужащих;

  справку о включении в очередь на улучшение жилищных условий по месту жительства или работы (для граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий).

  В заявлении необходимо указать:

  покупателей жилья;

  тип приобретаемого жилья;

  сумму и срок рассрочки;

  размер совокупного (семейного) дохода покупателей;

  продается или не продается собственное жилье в счет оплаты приобретаемого;

  состоит ли заявитель в очереди на улучшение жилищных условий.

Порядок продажи жилья

1. Фонд предоставляет гражданину для осмотра один вариант из имеющегося в собственности Фонда жилья (всего таких предложений может быть сделано не более пяти). В случае отказа гражданина от данного варианта указанная квартира предлагается следующему по списку гражданину.

2. После получения согласия гражданина приобрести предлагаемое жилье Фонд и гражданин заключают предварительный договор, определяющий цену продаваемого в кредит жилья, размер первоначального взноса, стоимость приобретаемого у гражданина жилья и другие существенные условия сделки.

3. Гражданин оплачивает первоначальный взнос за приобретаемую квартиру.

4. После оплаты первоначального взноса Фонд и гражданин заключают договор на приобретение жилья. Договор составляется на условиях, оговоренных в предварительном договоре.

5. Фонд и гражданин заключают договор залога приобретенного в рассрочку жилья.

6. Гражданин вселяется в приобретенную квартиру после регистрации прав собственности на приобретаемое жилье.

Материал предоставлен региональным представителем по Пензенской области

Л.УСАНОВОЙ

Самарская область

Губернатор Самарской области Постановление от 28.09.99 N 276

"О государственной жилищной инспекции Самарской области"

В целях приведения структуры государственной жилищной инспекции Самарской области в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.97 N 1303 " О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам" постановляю:

1. Образовать государственную жилищную инспекцию Самарской области (далее - жилищная инспекция) и утвердить прилагаемое Положение о жилищной инспекции.

2. Утвердить прилагаемые структуру и штатную численность жилищной инспекции.

3. Установить, что жилищная инспекция финансируется из средств, предусмотренных областным бюджетом по разделу "Государственное управление и местное самоуправление", и других источников финансирования в пределах действующего законодательства.

4. Назначить на должность начальника государственной жилищной инспекции Самарской области - главного государственного жилищного инспектора Самарской области Казадаева Алексея Петровича.

5. Признать утратившим силу Постановление главы администрации области от 12.07.96 N 193 "О государственной жилищной инспекции Самарской области".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора - директора департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации области Латкина А.А.

Губернатор Самарской области К.ТИТОВ

Утверждено

постановлением губернатора

Самарской области от 28.09.99 N 276

Положение о государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Положение)

1. Общие положения

1.1. Государственная жилищная инспекция Самарской области (далее - жилищная инспекция) является структурным подразделением администрации Самарской области на правах главного управления.

  1.2. Главной задачей жилищной инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности, а также содействие в проведении реформирования жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в целях обеспечения обоснованного и сбалансированного поэтапного перехода к обеспечению населения необходимым качеством и количеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, повышения заинтересованности в экономии ресурсов при оказании и получении жилищно-коммунальных услуг.

  1.3. Жилищная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1086, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области, приказами и решениями Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, указаниями Главной государственной жилищной инспекции и настоящим Положением.

  Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими деятельность жилищной инспекции, являются:

  настоящее Положение;

  Методические рекомендации по определению структуры, численности и условий оплаты труда работников государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации;

  Методические указания по составлению статистической отчетности о работе государственной жилищной инспекции;

  Рекомендации по порядку оформления и выдачи государственной жилищной инспекцией субъекта Российской Федерации представлений на приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление деятельности по использованию и содержанию жилищного фонда;

  Методические разработки по оформлению и заполнению бланков предписаний, актов, протоколов, журнала, применяемых в работе государственной жилищной инспекцией субъекта Российской Федерации;

  Положение о порядке применения финансовых санкций за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий;

  Инструкция о порядке проверки государственной жилищной инспекцией субъекта Российской Федерации соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.) и рациональному использованию в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды.

  Жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

  1.4. Основными принципами деятельности жилищной инспекции являются:

  законность действий при проведении инспекционных обследований;

  подконтрольность и подотчетность губернатору области и Главной государственной жилищной инспекции и координация деятельности со стороны заместителя губернатора области, курирующего жилищно-коммунальное хозяйство;

  взаимодействие с органами государственного управления и контролирующими территориальными органами Российской Федерации и Самарской области, органами местного самоуправления, их службами, выполняющими функции заказчика и подрядчика на жилищно-коммунальное обслуживание потребителей, собственниками жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также с общественными объединениями и гражданами.

  1.5. Жилищная инспекция является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банках, бланки, угловой штамп и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом, ответчиком в суде.

  1.6. Государственные жилищные инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.

  1.7. Финансирование деятельности жилищной инспекции осуществляется за счет средств областного бюджета и других источников финансирования в пределах действующего законодательства.

2. Задачи и функции жилищной инспекции

2.1. Основными задачами жилищной инспекции являются:

  контроль за соблюдением требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных отношений (гражданами, собственниками жилищного фонда независимо от форм собственности, управляющими организациями, подрядными организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и администрацией Самарской области);

  защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов и нормативам потребления;

  выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, которые влияют на безопасность проживания и создают угрозу здоровью или жизни граждан, принятие необходимых мер по выявленным нарушениям.

  2.2. В соответствии с основными задачами жилищная инспекция осуществляет контроль за:

  использованием и сохранностью жилищного фонда и придомовых территорий;

  техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;

  реализацией в рамках договорных отношений между подрядчиками и заказчиками прав и обязанностей сторон и их направленности на защиту интересов потребителей;

  использованием бюджетных ассигнований целевого назначения в жилищно-коммунальном хозяйстве;

  обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и тарифов за их потребление;

  осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;

  рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;

  соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.);

  соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;

  техническим состоянием мест общего пользования (лестничных клеток, подъездов, подвалов, лифтов) и придомовых территорий;

  соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;

  проведением конкурсов на обслуживание и ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;

  выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;

  наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;

  наличием у предприятий, организаций и частных компаний (лиц) лицензий на право проведения работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;

  исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях.

  2.3. Жилищная инспекция планирует, организует и осуществляет инспекционные обследования в городах и других населенных пунктах на территории Самарской области. Инспекционные обследования осуществляются жилищной инспекцией, ее филиалами или представителями в городах и населенных пунктах с привлечением общественных жилищных инспекторов.

  2.4. Инспекционные обследования могут быть следующих видов:

  плановые, проводимые в соответствии с утвержденным графиком (комплексные обследования жилых зданий, проводимые раз в пять лет, выборочные - раз в год);

  неплановые, проводимые вновь назначенным инспектором при включении в список подконтрольных объектов новых жилых зданий, изменении собственника этих объектов, по жалобам и заявлениям граждан, организаций, поручению губернатора области или распоряжению руководства жилищной инспекции.

  2.5. Жилищная инспекция обобщает, анализирует информацию по данным инспекционных обследований, ведет базу данных по состоянию всех подконтрольных объектов. Жилищная инспекция представляет Главной государственной жилищной инспекции и губернатору области статистическую отчетность по единым формам, утвержденным в установленном порядке.

  2.6. Жилищная инспекция принимает участие в подготовке общероссийских и разрабатывает собственные нормативные и методические документы по контролю качества содержания жилых домов, придомовых территорий и предоставлению коммунальных услуг, а также оказывает консультационную и техническую помощь владельцам подконтрольных объектов, предприятиям, организациям или гражданам, осуществляющим эксплуатацию жилых домов и придомовых территорий.

3. Права жилищной инспекции

3.1. Жилищная инспекция имеет право:

  проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности. Право входа в жилые и нежилые помещения, связанные единым инженерным оборудованием, а также на объекты коммунального назначения обеспечивается согласием проживающего. В случае отказа допуск инспектора на объект может быть осуществлен по решению суда, а в случае возникновения угрозы жизни и имуществу граждан - с представителями правоохранительных органов;

  требовать в пределах компетенции жилищной инспекции представления необходимой информации и документов в ходе проверки от собственников жилищного фонда, а также организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, независимо от формы их собственности и подчинения;

  давать предписания собственникам жилищного фонда, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;

  давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и норм, связанных с управлением, использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;

  вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

  применять финансовые санкции и взыскивать соответствующие суммы штрафов (до принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию жилищного фонда и придомовых территорий, а также за неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков в порядке и на условиях, устанавливаемых Положением о порядке применения финансовых санкций за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, принятым решением Самарской губернской Думы от 25.07.98 N 98;

  рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", на домовладельцев-граждан и организации, а также на должностных лиц, уполномоченных представлять интересы собственника в кондоминиуме в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;

  участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции;

  проверять соблюдение порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;

  заключать договоры на оказание консультационных услуг и проведение технической экспертизы по вопросам содержания, эксплуатации жилищного фонда;

  создавать филиалы, технические и учебные центры, а также другие службы для осуществления консультационных и технических услуг по обследованию зданий и сооружений.

  3.2. Основанием для выполнения требований жилищной инспекции является предписание или акт государственного жилищного инспектора установленной формы.

  Если выявленные нарушения влияют на безопасность проживания, представляют угрозу здоровью и жизни граждан или (и) могут причинить значительный ущерб имуществу юридических и физических лиц и требуют незамедлительных действий, выдается предписание, копия которого направляется органам местного самоуправления по принадлежности.

  В предписании, помимо выявленных нарушений, указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ.

  Предписание подписывается инспектором и другими участниками инспекционных обследований:

  собственниками подконтрольных объектов;

  представителями предприятий или гражданами, осуществляющими содержание подконтрольных объектов;

  представителями сторонних организаций, участвующими в инспекционном обследовании;

  общественными жилищными инспекторами.

  В случае несогласия собственников подконтрольных объектов (их представителей), представителей предприятий, организаций, осуществляющих содержание подконтрольных объектов, с фактами и выводами, изложенными в предписании, они имеют право сделать соответствующую запись и представить необходимые подтверждающие документы.

  3.3. В случае отказа собственников подконтрольных объектов (его представителей) или представителей предприятий, организаций, осуществляющих содержание подконтрольных объектов, принять предписание, в нем инспектором делается соответствующая отметка и предписание направляется в адрес стороны, допустившей нарушения, по почте с уведомлением о вручении.

  3.4. Отказ от принятия предписания не является препятствием для его составления и выдачи, применения финансовых санкций, а также выполнения необходимых работ в установленные сроки.

  3.5. При невыполнении требований, изложенных в предписании по срокам, перечню и объемам работ, составляется акт, являющийся основанием для применения соответствующих финансовых санкций.

4. Обязанности жилищной инспекции

4.1. Жилищная инспекция обязана:

  соблюдать требования действующего законодательства, нормативных правовых документов;

  проводить инспекционные обследования подконтрольных объектов в соответствии с установленной периодичностью и соблюдением технологических требований;

  в случае несоблюдения нормативно-технических требований по использованию и содержанию жилищного фонда и придомовых территорий:

  а) применять финансовые санкции к предприятиям, организациям, являющимся собственниками подконтрольных объектов или осуществляющим их содержание;

  б) подготавливать и направлять в административные комиссии материалы для принятия административных мер воздействия к физическим лицам и руководителям предприятий и организаций, являющихся собственниками или обслуживающих подконтрольные объекты;

  представлять в соответствии с заключенными договорами необходимую информацию собственникам жилищного фонда, предприятиям и гражданам, осуществляющим его содержание и ремонт, о действующих нормативных документах и требованиях по качеству содержания жилищного фонда.

5. Ответственность жилищной инспекции

5.1. Жилищная инспекция в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством несет ответственность:

  за необъективную информацию о состоянии и уровне обслуживания жилищного фонда и придомовых территорий;

  за нарушение сроков и технологии проведения инспекционных обследований;

  за действия, ведущие к нарушению прав и интересов граждан и собственников подконтрольных объектов.

  5.2. Государственные жилищные инспекторы за неисполнение своих обязанностей по осуществлению контроля за содержанием и ремонтом подконтрольных объектов несут персональную дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке.

6. Управление жилищной инспекции

6.1. Жилищную инспекцию возглавляет начальник жилищной инспекции - главный государственный жилищный инспектор Самарской области, который назначается губернатором области по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией.

  6.2. Начальник жилищной инспекции - главный государственный жилищный инспектор Самарской области:

  несет персональную ответственность за организацию деятельности жилищной инспекции и выполнение возложенных на нее задач, представляет интересы жилищной инспекции во взаимоотношениях с другими предприятиями, организациями, гражданами, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом инспекции;

  представляет ежегодную смету расходов на содержание жилищной инспекции в администрацию области;

  издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные к исполнению всеми работниками инспекции;

  организует и координирует работу общественных жилищных инспекторов на соответствующей территории;

  назначает и увольняет работников жилищной инспекции, определяет структуру и штаты подразделений в пределах утвержденной численности, распределяет обязанности, утверждает положения об отделах (службах, филиалах), должностные инструкции и положение о премировании работников.

7. Образование и использование финансовых средств и материально-техническое обеспечение жилищной инспекции

7.1. Средства, поступающие от применения финансовых санкций, распределяются в соответствии с пп.4.1, 4.2 раздела IV Положения о порядке применения финансовых санкций за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, утвержденного решением Самарской губернской Думы от 25.07.98 N 98.

  Средства, направляемые на развитие и материально-техническое обеспечение, в размере 10 процентов перечисляются плательщиками на расчетный счет жилищной инспекции одновременно с платежами в соответствующие бюджеты.

  7.2. Оплата труда, материально-бытовое обеспечение, транспортное и медицинское обслуживание работников жилищной инспекции осуществляются в порядке и на условиях, установленных для соответствующих категорий государственных должностей государственной службы Самарской области.

  7.3. Все специалисты жилищной инспекции подлежат обязательному личному страхованию за счет средств областного бюджета.

  7.4. Жилищная инспекция для выполнения возложенных на нее задач и функций обеспечивается необходимыми помещениями, средствами связи, транспортом, техническими средствами контроля и другими материально-техническими ресурсами.

8. Порядок рассмотрения заявлений и жалоб

8.1. Заявления и жалобы на действия должностных лиц жилищной инспекции рассматриваются в установленном порядке в течение одного месяца со дня поступления.

  8.2. Действия должностных лиц жилищной инспекции могут быть обжалованы в судебном порядке.

  8.3. Подача жалоб и рассмотрение спорных вопросов не приостанавливают выполнение обжалуемых решений должностных лиц жилищной инспекции.

  8.4. Спорные вопросы по решениям должностных лиц инспекции рассматриваются руководителем инспекции или Главной государственной жилищной инспекцией.

9. Реорганизация и ликвидация инспекции

Реорганизация и ликвидация жилищной инспекции  осуществляется по решению губернатора области.

Утверждено

постановлением губернатора

Самарской области от 28.09.99 N 276

Структура государственной жилищной инспекции Самарской области

 

Правонарушения в строительстве

По итогам сентябрьских проверок штрафные санкции на сумму свыше 57 тысяч рублей предписала областная инспекция Госархстройнадзора ряду предприятий области, допустивших правонарушения в сфере строительства.

  На этот раз в "сети" ГАСН попали четыре предприятия. ОАО "АвтоВАЗтранс" - за неисполнение ранее выданного предписания о прекращении работ по строительству автомобильной дороги на участке Елховка - Низовка в местах пересечения с газопроводом высокого давления до получения согласования с владельцем газопровода. Крестьянско-фермерское хозяйство "Резерв" без оформленного в установленном порядке разрешения вело строительство автозаправочной станции на автодороге Борское - Коноваловка. За низкое качество строительно-монтажных работ на участке с.Мокша - п.Коммунар Большечерниговского района оштрафовано СУ-827 АО "Самарадорстрой". И, наконец, еще одно предприятие попало в "черные списки" по операции "Бетон-99", проводимой ГАСН, - ОАО "Жигулевские материалы": производимые здесь бетонные смеси и щебень не соответствуют государственным стандартам.

О.ЛЕОНИДОВА

Поволжье – регион, наиболее подготовленный к развитию системы ипотечного жилищного кредитования

Министр строительства России Анвар Шамузафаров, приехавший в Самару 14 октября, посетил Дом-музей строителей, где открылась выставка живописи и графики самарца Павла Якушева, приуроченная одновременно к 85-летнему юбилею и 65-летию творческой деятельности художника.

  Г-н Шамузафаров любезно согласился ответить на вопросы корреспондента “Строй-инфо”.

  - Какова цель вашего приезда в Самару?

  - Основная цель - подготовка заседания Правительства Российской Федерации, которое должно пройти 21 октября этого года в Белом доме в Москве. Заседание планируется посвятить развитию ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации. В преддверии  заседания мы совершаем поездку по регионам, знакомимся с тем, как ипотечное жилищное кредитование развивается на территориях и какие шаги для этого делаются. Надо сказать, что в Самарской области сделано немало для эффективного развития ипотечного жилищного кредитования, а главное - создана нормативно-правовая база. Средства на развитие ипотечного кредитования предусмотрены в проекте областного бюджета следующего года.

  Мы приехали, чтобы обсудить вопросы формирования фонда временного проживания для граждан, которые уже взяли кредит и оказались по каким-то причинам неплатежеспособными. Как нам стало известно, у вас подготовлено решение о том, как выйти из такой ситуации.

  Нам важно понять, как осуществляется связь между федеральным правительством, Государственной Думой и регионами. Что мы не дорабатываем в этой деятельности, что мы не в полной мере учитываем в специфике регионов, что нам нужно поправить в нашей федеральной политике?

  Другая цель визита напрямую связана с тем, что нам удалось получить сверхплановые дополнительные государственные жилищные сертификаты для вашей области. Не далее как сегодня, по приезде, мы эти жилищные сертификаты предоставляли увольняемым в запас военнослужащим, которые переходят в разряд гражданских лиц, но могут уйти в отставку, только получив или приобретя жилье.

  Я надеюсь, что на заседании правительства 21 октября в полной мере прозвучит голос Самарской области, связанный с опытом Самарского региона по развитию различных систем жилищного финансирования и системы ипотечного жилищного кредитования. Думаю, что в федеральном бюджете 2000 года удастся предусмотреть как средства на развитие программы “Государственные жилищные сертификаты” в объемах, необходимых для решения этой проблемы, так и средства на развитие ипотечного жилищного кредитования. Пока же мы - исполнительная, законодательная власть, власть субъектов федерации - синхронизируем наши действия, сверяем наши мысли. И я уверен в том, что нас ждет успех.

  - Какова, на ваш взгляд, ситуация с ипотечным кредитованием в других регионах Поволжья, является ли Самарская область приятным исключением из общего правила?

  - Мы рассматриваем Поволжье как регион, наиболее подготовленный к развитию системы ипотечного жилищного кредитования. Достаточно энергичные шаги в этом направлении делаются в Нижнем Новгороде, активно работает Саратовская область.

  Только что в Самарской областной администрации было подписано соглашение между Институтом экономики города  и обладминистрацией по подготовке необходимых нормативных документов. Сегодня мы обсуждали вопрос о предоставлении Самарской области кредитов МБРР. Нижний Новгород такой кредит уже получил. В чем-то впереди они, в чем-то - Самарская область. У нас ровное отношение ко всем регионам, желающим достичь результатов.

  В третьей декаде ноября г-н министр собирается нанести визит в Саратовскую область.  

www.zodchiy.ru

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru