ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Инвестиции в недвижимость. Документы, мнения, комментарии

Общероссийский инвестиционный фон. Информация и методы

После двух лет довольно энергичного подъема с середины 2001 года тенденция изменилась - экономический рост в России начал замедляться

Одна из основных причин - недостаточные темпы структурной перестройки экономики. На многих российских предприятиях производственные мощности изношены более чем наполовину, к тому же они морально устарели (зачастую уже на момент ввода в эксплуатацию). По нашим оценкам, сразу после кризиса 1998 года отечественная промышленность имела значительный резерв незадействованных мощностей, что могло обеспечить 22-25% роста производства. Сейчас этот резерв исчерпан - так же, как потенциал дешевого рубля.

Новый импульс экономическому развитию России может дать лишь значительное - двух-трехкратное по сравнению с существующими - увеличение инвестиций. Но основные параметры инвестиционного развития страны свидетельствуют об обратном: в 2001 году снизились темпы роста инвестиций в основной капитал, а объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и вовсе сократился на 11,1%. Соответственно, если в 1999 году падение промышленного производства было зафиксировано в десяти регионах, в 2000 году лишь в Калмыкии и Агинском-Бурятском АО, в 2001 году вновь в 11 регионах, а в первой половине 2002 года - уже в 28.

О дефиците инвестиций красноречиво свидетельствует и неуклонный рост уровня износа основных фондов российской экономики. Мировой опыт показал, что инвестиционный тип развития, напротив, характеризуется снижением этого уровня и интенсивным притоком ПИИ (их доля в общем объеме инвестирования достигает 25-35%). Именно поэтому, когда говорят о привлечении инвестиций, имеют в виду прежде всего осторожного и прихотливого иностранного инвестора. А он-то как раз не хочет идти в Россию, как его ни зазывают на инвестиционных форумах и конференциях, которых только в этом году было проведено более 70.

Прямые иностранные инвесторы вновь теряют интерес к России. Их отпугивает пресловутый инвестиционный климат. Невзирая на все заклинания, иностранцы не хотят оценить наши достижения последних лет.

Показательный пример - наши позиции в международных национальных (страновых) рейтингах сравнительной инвестиционной привлекательности. В отличие от Советского Союза, который в рейтинге журнала Euromoney за 1988 год занимал 17-е место (сразу вслед за Италией и Тайванем), Россия пока не может подняться из хвоста первой сотни. И что хуже всего, нет каких-либо признаков поступательного движения.

Для сравнения: по оценке Euromoney, на сентябрь 2000 года по уровню инвестиционной привлекательности Казахстан занимал 81-е место в мире, на сентябрь 2001-го - 76-е, а на март 2002-го - уже 70-е место (лидер среди всех стран СНГ). Россия за это же время пропустила вперед не только Казахстан и Азербайджан (95-е место), но и небезызвестную Папуа-Новую Гвинею (89-е место).

Международные рейтинговые агентства также не жалуют Россию. По крайней мере ни одно из них никогда даже не рассматривало возможность присвоения России рейтинга инвестиционного уровня. В результате мы проигрываем в конкурентной борьбе на мировом рынке прямых инвестиций уже не только Китаю, странам Восточной Европы и Балтии, но и своему более динамичному южному соседу - Казахстану.

В то же время нельзя сказать, что международный бизнес не замечает больших возможностей России. По индексу инвестиционной уверенности британской компании A. T. Kearney (отражает мнение лидеров крупнейших транснациональных корпораций о целесообразности покупки предприятий и создания бизнеса в стране) Россия занимает уже на 17-е место среди 60 стран. Это означает, что зарубежные инвесторы хотели бы вкладывать деньги в Россию. Однако существующие условия пока удерживает их от принятия такого решения.

Информация и методы

Инвестиционная привлекательность регионов России определяется двумя основными характеристиками: инвестиционным риском и инвестиционным потенциалом.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска. Ранг региона по каждому виду риска определялся в результате упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска (принят за единицу).

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 российских регионов.

Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммировались - каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион характеризуется не только рангом, но и количественной оценкой, позволяющей установить, насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион.

Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп. По результатам исследования все регионы в этом году распределились между следующими группами:

- максимальный потенциал - минимальный риск (1A);

- высокий потенциал - умеренный риск (1B);

- высокий потенциал - высокий риск (1C, в настоящем рейтинге в эту группу не вошел ни один регион);

- средний потенциал - минимальный риск (2A, в этой группе на этот раз тоже нет ни одного региона);

- средний потенциал - умеренный риск (2B);

- средний потенциал - высокий риск (2C);

- низкий потенциал - минимальный риск (3A);

- пониженный потенциал - умеренный риск (3B1);

- пониженный потенциал - высокий риск (3C1);

- незначительный потенциал - умеренный риск (3B2);

- незначительный потенциал - высокий риск (3C2);

- низкий потенциал - экстремальный риск (3D).

В этом году методика претерпела несколько изменений, позволивших более адекватно оценивать инвестиционный климат в текущих условиях.

В определенной степени был актуализирован состав показателей, использованных при расчете криминального риска: показатель "число убийств и покушений на убийства" был заменен на более репрезентативный, на наш взгляд, показатель числа тяжких и особо тяжких преступлений, а абстрактные "преступления экономической направленности" заменены на "преступления, связанные с употреблением и сбытом наркотиков".

В законодательном риске мы начали учитывать новые тенденции в инвестиционном нормотворчестве: наличие стратегий и долгосрочных программ экономического или инвестиционного развития региона, наличие каталогов инвестиционных проектов и кадастров инвестиционных площадок, практику бюджетного субсидирования процентной ставки кредитов коммерческих банков, взятых юридическими лицами для осуществления инвестиционных проектов, и т. д.

Наконец, в этом году удалось завершить разграничение показателей областей, краев и автономных округов. Согласно статье 5 Конституции РФ, все субъекты являются равноправными, тем не менее Госкомстат РФ и ряд федеральных структур по-прежнему включают данные по автономным округам (и даже бюджеты) в состав информации по краям и областям, в которые они входили до 1993 года. В наибольшей степени очистка от данных по автономным округам повлияла на положение Тюменской области, позволив ей занять реальное место среди регионов России по рангу инвестиционного риска и потенциала.

Для сопоставления объемов отечественных капитальных вложений с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) первые были переведены в валютный эквивалент по курсу доллара соответствующих лет.

Основные информационные источники: данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, правовой базы данных "Консультант плюс - Регионы", базы данных рейтингового агентства "Эксперт РА". Была использована и информация администраций отдельных субъектов федерации, присланная по специальному запросу или представленная на сайтах регионов в Интернете.

Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск была получена как обычно - в результате опросов, проведенных среди экспертов российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий в 2001-м и 2002 году. В опросе принимали участие эксперты БКГ "Менеджмент - консалтинг", The Boston Consulting Group, Русского банка развития, Альфа-банка, ЗАО "РОЭЛ Консалтинг", ОАО "Кировский завод", Немецкого института развития промышленности (BFA), ОАО "Пермские моторы", ОАО "Нижнекамскнефтехим" и др. Впервые в качестве экспертов были привлечены руководители инвестиционных департаментов ряда субъектов федерации. Результаты опроса показали, что за посткризисный период представления инвесторов об инвестиционной привлекательности и важности отдельных факторов заметно изменились (график 2). В области рисков изменения в экспертных оценках можно объяснить тем, что у значительной части населения сохраняется низкий уровень жизни, государственные же социальные гарантии при этом постоянно сокращаются. В силу этого еще больше возросла экспертная оценка значимости социального и особенно криминального рисков.

По-прежнему экспертов в наименьшей степени волнует экологический риск, наибольшее же значение придается законодательному. Особенно возросла экспертная оценка значимости рисков, связанных с региональным нормотворчеством в инвестиционной сфере. Это подтверждает высокую степень влияния активности региональных властей на формирование инвестиционного климата.

С точки зрения экспертов, российские регионы важны для инвестора прежде всего как источник квалифицированных трудовых ресурсов и потребительский рынок. В наибольшей степени выросла экспертная значимость институционального потенциала, обеспечивающего функционирование рыночной экономики. Это свидетельствует о продвижении к более цивилизованному рынку, основанному на более глубоком разделении функций производства и услуг.

Продолжает снижаться значимость внутреннего финансового потенциала регионов. Сохраняется дефицит финансовых ресурсов населения и предприятий, а бюджетные ресурсы теряют свою регулирующую роль в инвестиционном процессе. В нынешних условиях региональные власти в качестве действенных мер бюджетного регулирования деятельности инвесторов могут применять лишь субсидирование процентов по кредитам и снижение арендной платы за землю. Региональные бюджеты в большинстве своем не в состоянии предоставить финансовые гарантии инвесторам и сформировать залоговые фонды.

ЭКСПЕРТ

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru