ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Экономика на современном этапе

О некоторых причинах длительной безработицы

О некоторых причинах длительной безработицы , месте и целях социально-психологической адаптации незанятого населения, в проводимых государственной службой занятости мероприятиях по активной политике содействия занятости.

1.Социально-экономическая и социокультурная характеристика ситуации в России, основные проблемы в сфере занятости населения

Ныне не подлежат сомнению, что в ближайшие годы рост безработицы неизбежно будет сопровождать реформы хозяйственной системы России. Безработицу в современной России нельзя отнести целиком к циклической (вызванной спадом в хозяйственной жизни), структурной (вызвано:) несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест) или фрикционной (связанной с объективно необходимым движением рабочей силы). Причина безработицы отнюдь не в том, что народному хозяйству страны не нужны рабочие руки. В России все еще имеется неудовлетворительный спрос на самые необходимые товары, и спад не является следствием перепроизводства. Проводимые "силовыми методами"" структурные преобразования действительно вызывают значительное сокращение рабочих мест, в то же время имеется почти неограниченная возможность создания новых рабочих мест в новых секторах хозяйства.

Государство тратит немалые средства на трудоустройство высвобождаемых работников и выпускников учебных заведений, не нашедших спроса на рынке трудовых ресурсов. Однако вложение средств в искусственное создание рабочих мест не может быть эффективным - рабочие места, существование которых не вызвано экономической целесообразностью, "умирают" столь же быстро, как я создаются. Основная задача управления занятостью в современной России - соорганизовать процессы движения трудовых ресурсов с процессами структурных изменений в хозяйственной системе таким образом, чтобы минимизировать численность безработных граждан и уменьшить сроки вынужденной не занятости. К процессам движения трудовых ресурсов относятся пополнение трудовых ресурсов оканчивающей учебные заведения молодежью, высвобождение кадров, трудоустройство в форме найма или самозанятости и естественная убыль трудовых ресурсов вследствие смертности, инвалидизации, ухода на пенсию. Первые два из них пополняют рынок свободной рабочей силой и способствуют росту безработицы, два последних .способствуют ослаблению напряженности на рынке труда. Баланс этих процессов может быт.. достигнут только в случае соответствия высвобождаемых кадров и выпускников учебных заведений требованиям работодателей в социокультурном (в частности, профессиональном) .1 психологическом отношениях и готовности их к активному поиску работы.

Современные условия России коренным образом отличаются как от условий, существовавших несколько лад назад, когда складывались ментальность, идеология и профессиональная структура большей часта населения трудоспособного возраста, так и от условий, известных странам Запада или Дальнего Востока. Та часть хозяйственной системы России, которая унаследована от прошлого и включает наиболее емкие в кадровом отношении предприятия, была построена по принципу жесткой функционализации хозяйственных единиц, предусматривающей столь же жесткие взаимосвязи между ними. Каждое предприятие "советского"" типа может предложить для обмена или потребления не законченный товар, а лишь некий полуфабрикат - либо способно осуществлять лишь "сборку" готового к употреблению товара из полуфабрикатов. При этом упомянугый полуфабрикат не является рыночным товаром, поскольку имеет единственного (или немногих) возможного потребителя - то предприятие, которое займется его дальнейшей переработкой или иным употреблением. Каждое такое предприятие есть, по существу, участок, в лучшем случае - цех "нормального" предприятия, а последнее порой насчитывает десятки и даже сотни функционализированных производственных единиц, именуемых заводами, конструкторскими бюро и т.п. Подобная ситуация наиболее характерна для наиболее развитых отраслей народного хозяйства: машиностроения, относящегося к военно- промышленному комплексу, химической и нефтехимической промышленности.

В этих условиях далеко не каждое предприятие вообще может стать субъектом рыночных отношений (по крайней мере, по значительной части возможной номенклатуры его продукции). При этом технологическая инерционность, отсутствие на большинстве заводов современных автоматизированных систем конструирования, проектирования, подготовки производства, перестраиваемых технологических комплексов, отсутствие навыков эффективного использования имеющихся приводят к тому, что многие предприятия не имеют возможности изменить номенклатуру продукции и перейти от "полуфабрикатного" к товарному производству. Термин "товарная продукция" по отношению к таким предприятиям - не более чем условность, ибо "товар" не [сюжет стать объектом рыночного обращения. Неизбежным следствием становится прекращение функционирования подобных производственных единиц и массовое высвобождение работников.

Особенно сложные условия сложились на предприятиях военно - промышленного комплекса, обладающих уникальными специализированными технологическими комплексами, абсолютно непригодными для каких-либо технологических изменений - и столь же узко (хотя и на очень высоком уровне) подготовленными кадрами. Перемена профессии для работников таких предприятий психологически почти невозможна, а ситуация потери работы, в недавнем прошлом самой престижной, устойчивой и высокооплачиваемой, вызывает состояние психологического шока.

Тяжелое положение сложилось также в агропромышленном комплексе, где разрушение вертикальных связей нерациональной приватизацией хозяйств, а также отсутствие квалифицированного менеджмента (в особенности, в вопросах стратегического характерам привели к стремлению каждого цемента производственной структуры (например, в животноводстве - кормопроизводителей, репродукторов молодняка, откормочных хозяйств, перерабатывающих предприятий) “оттянуть” на себя максимальную долю обшей прибыли, возможной по всей вертикали от начальных звеньев до конечного потребителя - населения. Как следствие, наблюдаются искусственное увеличение планируемой рентабельности в каждом звене, завышение цен при передаче продукции из одного элемента производственной вертикали в другой, затем рост цены конечного продукта за пределы платежеспособного спроса населения и, в итоге, коллапс всей системы сельскохозяйственного производства. При этом действуют и негативные факторы, общие для всей хозяйственной системы, такие как рост цен на энергию и энергоносители, нерациональное налогообложение и др. Для крупных предприятий агропромышленного комплекса характерна та же узкая специализация, неспособность к перестройке технологии на новые виды товаров, как и для оборонных предприятий.

Итак, далеко не всегда существующие предприятия обладают достаточной технологической гибкостью, чтобы превратиться из функционализированного производственного участка в полноценное предприятие. Там, где это возможно, возможно и возникновение достаточно сильных "ростков" рыночного хозяйствования, подкрепленных материально- производственной базой, человеческим потенциалом и опытом работы. В остальных случаях развитие рыночных отношений возможно лишь с появлением новых субъектов рынка - прежде всего, предприятий малого и среднего бизнеса. Это предъявляет специфические требования к кадрам, которые могут найти устойчивые рабочие места только на предприятиях, уверенно "вписавшихся" в рынок. Однако требования работодателей к профессиональным и (даже в большей степени) личностным характеристикам работников на таких предприятиях, как правило, значительно отличаются от требований, предъявлявшихся в прошлом на государственных предприятиях. Это значительно осложняет решение проблем занятости.

Личностные и профессиональные характеристики граждан, составляющих сегодня невостребованный трудовой ресурс, сложились под влиянием общей социокультурной ситуации в стране.

Социокультурная ситуация современной России уникальна. Ее профессиональное исследование до сих пор не выполнено, однако отдельные нормы можно описать В России сложился странный комплекс эгалитарности и элитарности, разобщения и коллективизма, миссионерства и стяжательства, иждивенчества и стремления к самостоятельности, национального самомнения, доходящего до шовинизма, и комплекса национальной неполноценности, заставляющего просить помощи то с Запада, то с Востока; практической легкомысленности и глубины гуманитарной культуры, работоспособности и лени, выдающихся научных достижений и технологической беспомощности и т.д.

Среди норм, заслуживающих первоочередного внимания в связи с проблемой занятости, отметим внефункциональность социальных оценок (человек хорош или плох не в связи с результатами его труда, а по принципу “свой” - "не свой", при очень широком н расплывчатом толковании, кто есть "свой". Это имеет двоякие последствия в сфере занятости: с одной стороны, в общественном мнении может оказаться, что человек, прозябающий на государственном предприятии, выполняя ненужную работу за мизерную зарплату, оказывается “своим”" в гораздо большей степени, чем преуспевающий коммерсант, обеспечивший поставки в город дефицитных товаров за приемлемую цену - это обязательно повлияет на выбор желаемых направлений трудоустройства незанятыми гражданами. С другой стороны, во многих случаях при найме скорее возьмут человека, имеющего признаки "своего", чем квалифицированного работника Как следствие, гражданин, стремящийся получить работу у конкретного работодателя, должен уметь представить себя как потенциального "своего", удовлетворяя тем самым то требование работодателя, которое может оказаться наиболее весомым. Требование "быть своим" имело не меньшее (если не большее) значение и в предыдущие годы, однако содержание понятия "свой" в рыночном секторе сильно изменилось, а тот факт, что содержание этого понятия никак не формулируется, не дает возможности какой-либо конкретной подготовки по данному направлению. Очевидно, что решением проблемы может быть только психологическая гибкость претендента на рабочее место, умение ориентироваться в ситуации и изменять свое поведение, однако, именно эти качества являются у незанятых граждан наименее развитыми.

В числе наиболее распространенных следует отметить сложившуюся десятилетиями норму имитации деятельности (работа не "на результат", а "на отчетный показатель"). Очевидно, что в рыночном секторе работники - имитаторы не могут быть востребованы.

Огромное значение имеет укоренившаяся (возможно, первоначально на религиозных основаниях) точка зрения, что мир изначально совершенен, и все, что мешает ему "быть хорошим", есть результат не недостатков созидающей деятельности, а происков "темных сил" (эту роль на разных этапах отечественной истории играли дьявол, бояре, самодержец, кулаки, вредители, космополиты, диссиденты, неформалы, демократы, партократы, номенклатура, враги реформ и др.), а поэтому главная задача состоит не в том, чтобы что-то создать, а в том, чтобы бороться с “темными силами” и разрушать созданное ими (если таковое обнаруживается, так как "темные силы" действуют в той же традиции). Из этой нормы вытекает агрессивность некоторых безработных граждан, предпочитающих искать не работу, а виновников собственной незанятости среди государственных служащих, работодателей, требовать их ответственности за собственные неудачи и т. п. - подобное поведение нельзя считать конструктивным для решения вопросов трудоустройства.

Из иных характеристик социокультурной ситуации можно назвать отсутствие культуры целеполагания и связанное с этим отсутствие навыков планирования карьеры (что имеет значение для высвобождаемых ИТР и выпускников вузов и техникумов) и, наконец, веками присутствующую в российской ментальности надежду на некие "добрые силы" (ныне - в лице Бога. Президента или западного инвестора), которые без нашей собственной активности "спасут"" нас - эта особенность связана и с религиозным сознанием, и с исторически сложившимся приматом государства над личностью в массовом сознании. Из этой особенности сознания проистекает позиция социального иждивенчества, проявляющаяся, в частности, в том, что социально пассивной личностью служба занятости воспринимается не как помощник в трудоустройстве, а как патронажный орган, который может и должен найти подходящую работу любому человеку в любой ситуации, ничего не требуя от самого человека.

Этот список можно продолжить, однако и так уже ясно, что социокультурные и порождаемые ими социально - психологические характеристики ситуации создают массу трудностей для решения проблемы занятости нетрадиционными для нашей страны путями, т.е. когда нет "теплых мест" на устойчивых, гарантирующих относительную сытость своим работникам предприятиях, и вопрос о сытости и преуспевании каждого становится, главным образом, вопросом его собственной активности - при поддержке (но не патронаже) государства в лице службы занятости.

К общим (экономическим, социальным, социокультурным, социально - психологическим) характеристикам ситуации добавляются личностные проблемы незанятых граждан. Если раньше "работа искала человека", то теперь он сам должен искать ее. Но далеко не все готовы к этому. Неопределенность, нестабильность социально - экономической жизни приводит к появлению внутреннего дискомфорта, эмоциональной неустойчивости, разочарования, усиливающегося равнодушия и потери самоуважения, неуверенности в завтрашнем дне, ощущения несостоятельности своих запросов, элементарной зависимости и неспособности самостоятельно и осознанно принимать решения. Ориентация на жизнь "как все" приводит безработных к различным стрессам, соматическим болезням, растерянности и аффективным состояниям. Сегодня некоторые специалисты отмечают, что у безработных все чаще проявляются признаки психологических и психиатрических нарушений, синдром "преждевременного беспокойства". Многие находятся в затяжной депрессии. Очень часто это связано именно с потерей работы. Указанные состояния могут плохо отражаться на семейных отношениях, что, в свою очередь, способствует обострению патологических состояний. Особенно уязвимо молодое поколение. Трудности, связанные с получением первой работы, способствуют тому, что молодежь ожесточается и отдаляется от близких, друзей, общества.

По мнению немецких специалистов Ф.-Т. Готвальда и В. Ховальда, значительная часть людей страдает сегодня от распространения стереотипов мышления и поведения, характерных для "проигравших"" и в значительной степени отличающихся от мышления и поведения "победителей". Последние даже в затруднительных ситуациях не теряют веру в себя, так глубоко верят в свои способности, в правоту избранного образа жизни. Побеждает тот, кто не теряет времени, сознательно живет в настоящем, не чувствует себя связанным ни грузом прошлого, ни неопределенностью будущего. Важнейшим качеством, необходимым для успеха - в том числе, для успешного трудоустройства в критической социально-экономической ситуации - является мотивация к достижению. Именно это качество оказывается утерянным лицами, долгое время находящимися без работы.

Таким образом, основными проблемами в сфере занятости в настоящее время являются;

  • противоречие между развивающейся рыночной структурой хозяйственных отношений и узкой функционализацией, отсутствием технологической и кадровой гибкости наиболее емких в кадровом отношении предприятий, что приводит к свертыванию деятельности этих предприятий и массовому высвобождению кадров,
  • противоречие между требованиями работодателей, успешно "вписавшихся" в рыночные отношения, к наемным работникам и теми личностными и профессиональными качествами значительной части граждан, которые сформировались под влиянием общей социально - экономической и социокультурной ситуации в стране,
  • противоречие между необходимостью для каждого гражданина активно участвовать в обеспечении собственной занятости и личностными особенностями граждан, занимающих позицию социального иждивенчества.

Не только существующие, но и прогнозируемые на ближайшее будущее проблемы занятости следует связывать, во многом, с психологической и культурной (в частности, профессиональной) неподготовленностью значительной части населения к вступлению в хозяйственные отношения нового типа.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что одной из важнейших предпосылок решения проблем занятости в современной России является создание системы социокультурной и социально-психологической адаптации незанятого населения к жизни и деятельности в условиях рынка трудовых ресурсов. Необходима концентрация усилий государственных учреждений, общественных и коммерческих организаций, частных лиц по выявлению индивидуально-психологических причин, способствующих длительной безработице, на разработке модели адаптации и поддержки незанятого населения, в основу которой были бы положены не принципы иждивенчества, развивающей помощи.

2. Назначение, цели и задачи социокультурной и социально- психологической адаптации незанятого населения к жизни и деятельности в условиях рынка труда

Назначение социально-психологической адаптации состоит в том, чтобы выработать у безработных граждан (далее - клиентов) личностные качества, необходимые для трудоустройства в форме найма или самозанятости.

К требуемым личностным качествам относятся, например, способность понимать жизненные ситуации и адекватно на них реагировать, не впадая в состояния паники или апатии, умение изменять свое поведение в соответствии с ситуациями, навыки самоопределения, стойкая мотивация к достижению и др., а также некоторые “технические” навыки, например, умение заинтересовать работодателя предложением своего труда и т.п.

Понятие психологической адаптации, проводимой специалистами службы занятости, предполагает освоение комплексной программы, позволяющей клиенту осознать свое место в мире, ставить реальные жизненные цели и добиваться их достижения. Для безработного гражданина, не находящего спроса на свой труд, это, прежде всего, означает определение желаемой и возможной сферы деятельности и путей проникновения в эту сферу в реальных условиях.

В качестве результатов адаптации могут быть названы:

  • психологическая зрелость;
  • умение строить общение (коммуникативная компетентность);
  • навыки самоопределения;
  • мотивация к достижению;
  • навыки саморегуляции;
  • владение основами общеэкономических и правовых знаний, необходимых для понимания современной ситуации в стране и, следовательно, исключения психологического напряжения, страха за будущее, возникающего при непонимании;
  • умение получать, систематизировать, интерпретировать информацию о состоянии рынка труда, требованиях работодателей и т.д. - и использовать ее для собственного трудоустройства и другие.

Конкретные цели личностной адаптации определяются индивидуально каждым безработным, действующим совместно с опытным психологом - профконсультантом, на основе результатов самоопределения и диагностики. Целеопределение опирается, в первую очередь, на анализ и формирование мотивационной сферы клиента.

Основаниями для постановки конкретных целей и задач адаптации являются следующие положения.

Как известно, мотивы являются важнейшим компонентом психологической структуры деятельности человека. Мотив есть необходимый компонент процесса, ведущего человека к осуществлению реального целенаправленного действия. Более того, по мнению ведущих ученых, мотивы поведения людей, сформированные соответствующим образом, оказываются основным фактором повышения их психологической устойчивости для деятельности в нестабильных ситуациях. Психологическая устойчивость личности предполагает сохранение в трудных ситуациях ее психических процессов и состояний, которые позволяют действовать осмысленно и целеустремленно. Анализ выявляет сложную структуру детерминации жизнедеятельности человека:

- диалектика внешних и внутренних побуждений;

- диалектика сознательного и бессознательного;

- природные (органические, или биологические) потребности,

- потребности, обусловленные специфическими социальными факторами;

- динамические и содержательные аспекты мотивации и т.д. С этих позиций необходимо изучение мотивационной сферы личности безработного (его потребностей, интересов, целей, влечений, стремлений, желаний, установок, идеалов, эмоций, воли, роли бессознательного и т.п.), что позволит составить самому безработному гармоничный баланс критериев для наиболее адекватного выбора в профессиональной среде.

Существенной характеристикой понятия "мотив" признается трактовка его как внутреннего импульса, психофизиологического образования, непосредственно побуждающего индивида к реализации конкретного действия или бездействия, физического или духовного.

Понятие "мотивация" рассматривается гораздо шире, в применении к более широкой сфере активности (деятельности, поведения). Мотивация трактуется как процесс побуждения и как его результат, и как совокупность факторов, детерминирующих активность на разных уровнях в разные временные рамки сообразно окружающей социально-экономической среде.

В процесс мотивации вмешивается сознание: осмысливаются влечения и эмоции, осознаются ценности, стремления, глубинные потребности, волевые проявления - как сознательный выбор решения для конкретной ситуации действия. Важно понимать, что смыслообразование порождает новую мотивацию: каков смысл деятельности, таков и мотив. Осознание своих мотивов может иметь двоякое следствие: появление Целей-мотивов, когда новая внешняя мотивация совпадает с уже имеющимся внутренним мотивом и принимается субъектом, не меняя общую направленность его действий, и возникновение целей-антимотивов, когда мотивация внешняя и внутренняя не совпадают, противоречат друг другу, и активность субъекта будет направлена на подавление одной и реализацию другой мотивации, что наблюдается в среде безработных.

Трудности этого конфликта - следствие недостаточной включенности человека в свою общественную среду, недостаточное освоение общества как своего, результат нравственной незрелости, инфантильной позиции потребителя, позиции "Я за бортом жизни", а не участника общественных процессов.

Цель-мотив быстрого трудоустройства характерна для лиц, осознавших свои потребности, реально воспринимающих свое "Я" и окружающую действительность, склонных к компромиссам, умеющих нести ответственность за свои решения и поступки, честно воспринимающих себя и не играющих в "прятки"" с окружающими их людьми. Этот тип личности реже встречается среди безработных. Чаще встречается тип личности, не умеющий без внутреннего конфликта понять свои трудности, определить цели деятельности, тем самым человек вводит себя в состояние страха, провоцирует затяжной стресс. В конечном итоге это приводит к формированию целей - антимотивов, уклонению от активной деятельности по принципу “посижу и подожду - авось, что переменится"", не подозревая, какой ущерб они наносят этим своему психическому здоровью.

От пережитого неуспеха рождается чувство личностного неудовлетворения, эмоционального неблагополучия, происходит рассогласование между результатом деятельности человека и уровнем его притязаний, отчего самооценка либо падает, либо резко возрастает, дабы поддержать самоуважение, и появляется упорное нежелание снизить ее уровень (проявление защитного механизма), настойчивое стремление к самоутверждению, складывается неадекватное отношение к действительности, так называемый аффект неадекватности.

Поведение, поиск работы носят характер нервозности. Ситуация воспринимается с позиций "НЕ": "не понимают", "не хотят", " не берут", "не устраивает" и т.д.

Неуспех для безработного воспринимается трагедией, накладывая разрушительный отпечаток на его личность, семейные отношения, дружеские связи и т.д. И уже без помощи специалистов различного профиля выйти из этой ситуации нелегко.

Рождается сделка с совестью: быть безработным становится выгодно, так как еще несовершенны экономические и финансовые рычаги, основная масса принимает позицию "ребенка", которому "все должны", потому что он несчастный. Это позиция людей, живущих под чужую ответственность, ждущих заботы о себе, а не от себя - в конечном счете, нетворческая, безынициативная, пассивно-потребительская позиция. Создается изначально конфликтная ситуация между безработным и специалистами службы занятости. Начинается игра, бесплодное манипулирование временем, средствами, психическим здоровьем друг друга.

Поэтому нравственный аспект ориентации субъекта - один из самых главных, определяющий моральный выбор мотива действия безработного

Движущей силой самораскрытия личности является наличие мотивационного противоречия между тенденцией к активности (т.е. потребность работать, самореализововаться, получать вознаграждение за свой труд) и возможностями ее реализации - конкретными требованиями рабочего места (вакансии).

Неразрешение этого противоречия ведет к вышеперечисленным ситуациям, внутренним конфликтам.

Из сказанного выше следует, что основными задачами адаптации для каждого клиента являются анализ мотивационной сферы, формулирование и разрешение мотивационного противоречия. Этот процесс должен быть направлен на формирование цели - мотива быстрого трудоустройства и подавление цели - антимотива.

В качестве промежуточных, но необходимых задач рассматривается достижение таких личностных и “технологических"" результатов, как психологическая зрелость, коммуникативной компетентность, навыки самоопределения и др.

Освоение умения получать, систематизировать, интерпретировать и использовать для собственного трудоустройства информацию о состоянии рынка труда и требованиях работодателей - задача, строго говоря, выходящая за пределы социально-психологической адаптации и выполняемая путем научения. Однако она должна решаться совместно с задачами социально- психологической адаптации, образуя вместе с ними логически законченный комплекс, приводящий клиента к практическому завершению адаптационной работы -трудоустройству.

3. Средства и методы социокультурной и социально-психологической адаптации незанятого населения к жизни и деятельности в условиях рынка труда.

К средствам адаптации относятся информационные ресурсы, средства личностной и профессиональной диагностики, педагогики, психотерапии.

Методы адаптации, проводимые службой занятости в рамках активной политики содействия занятости населения, включают в себя психологическое тестирование и другие методы личностной и профессиональной диагностики, индивидуальные собеседования, лекции, консультации, деловые игры, в частности, моделирующие ситуацию найма, различные формы индивидуальной и групповой работы, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике. Наряду с методами, применяемыми в широком круге педагогических и психолога- психотерапевтических задач, существуют методы, специфические для адаптации безработных граждан. К их числу относятся следующие.

Важнейший метод работы с безработными гражданами - помощь в составлении ими индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы (ЛПП). Одна из функций проектов ЛПП в процессе адаптации состоит в том, что они позволяют структурировать цели Составление проекта включает осознание мотивов, определение целей и собственно разработку проекта. Необходимыми условиями разработки являются передача консультантом безработному набора способов действия и принятие безработным личной ответственности за решения, определяющие его судьбу. Оба условия должны быть выполнены в процессе адаптации, так как способность брать на себя ответственность в исходном состоянии безработного перед адаптацией, как правило, отсутствует.

Цели и проекты ЛПП позволяют мотивации найти социальное преломление, они помогают безработному интегрироваться в профессиональную социальную группу.

Важнейший момент адаптации (в частности, связанный и с разработкой проекта ЛПП) - осмысление жизненного опыта безработного гражданина Опыт является одним из источников эволюции мотивации, его осмысление помогает понять, почему мотивация изменяется, уменьшается и исчезает. Но, с другой стороны, мотивация изменяет восприятие и осмысление опыта; необходимо иметь в виду, что то или иное видение своей жизни (вплоть до отбора вспоминаемых фактов) может настолько сильно зависеть от преобладающих в данный момент мотивов, что в начале и в конце работы с клиентом приходится иметь дело как бы с разными людьми, прожившими совершенно разную жизнь. Помочь клиенту "раскрыться", увидеть в своем прошлом не только негативное (как бы обусловливающее и оправдывающее нынешнее состояние), но и позитивное, нацеливающее на активную жизненную позицию - задача психолога, ведущего процесс адаптации. Возрождение самоуважения у клиента - это первый шаг на пути к его успеху, возвращению в активную трудовую жизнь.

Поэтому для клиента необходимо, в первую очередь, освоение способов познания себя научиться не бояться себя и полюбить себя такого, какой "Я" есть, научиться позитивно воспринимать действительность, находить приемлемый и достойный выход из сложных жизненных ситуаций - все это входит в понятие "снова научиться жить".

Наиболее эффективный способ воздействия на безработного - формировать мотивацию каждого через мнение группы, так как группа выступает в роли посредника, своеобразного связующего звена между личной мотивацией и потребностями социума. Работа в группе используется как средство "знакомства" клиента с собой через зеркальное отражение от другого, как инструмент для создания и воссоздания динамических связей, организации оперативной психологической взаимопомощи под наблюдением психолога. Занятия в группе воспитывают коммуникативную компетентность и тренируют поведение в ситуации "здесь и теперь".

4. Структура адаптационной программы

Общая структура программы может быть представлена следующим образом: самопознание - вербализация процессов, осознанных безработным, генерализация и выработка концепции - проектирование личной профессиональной перспективы планирование действий - тренинг выполнения действий.

На начальном этапе адаптации запрос на самопознание безработного преобладает над запросом на профессиональное самоопределение. Сначала идет накопление знаний о себе, потом об окружающем мире и о себе в окружающем мире. Поэтому в начальной фазе адаптационной программы технология поиска работы отходит на второй план. Первичен запрос: "Кто я такой? Каков мой резерв?"

На данном этапе необходима индивидуальная и групповая работа с безработными гражданами по следующим направлениям:

· укрепление уверенности в себе, помощь в поиске и оценке сильных сторон личности,

· формирование мотивации к достижению,

· формирование умения строить общение,

· освоение способов поведения в ситуации "здесь и теперь",

· приобретение навыков самоопределения,

· выработка позитивного отношения к возможности трудоустройства и готовности изменить свою ситуацию.

Следующий этап - профессиональное самоопределение и обучение методам поиска работы.

Важно в минимальный промежуток времени предоставить клиенту максимум детальной информации о путях, которые перед ним открыты, оказать помощь в составлении плана действий, которые приведут к трудоустройству, большое значение имеет практическая отработка в процессе проведения занятий знаний и навыков поиска работы.

В настоящее время существуют рекомендации Федеральной службы занятости России по проведению мероприятий с безработными, включающих элементы социально-психологической адаптации. Ближе всего по целям и задачам к рассматриваемому случаю программы "Клубов ищущих работу" и "Новый старт".

"Клубы ищущих работу" (см. 1) (далее - клубы) осуществляют обучение клиентов методам самостоятельного поиска работы, оказывают им практическую помощь в применении полученных знаний и навыков, составлении индивидуальных планов поиска работы, создают условия для реализации этих планов, в том числе, осуществляют информационное обеспечение поиска работы. Клубы решают непосредственно задачу социально-психологической адаптации безработных граждан к условиям рынка труда, способствуют раскрепощению клиентов, укреплению уверенности в себе и повышению мотивации к трудоустройству. Происходит обучение общению, выработка коммуникативной компетентности как личностного качества, В рамках процесса, реализуемого клубом, находятся такие важнейшие задачи, как формирование психологической зрелости и навыков саморегуляции, жизненного и профессионального самоопределения. Ставится задача понимания реальности, в связи с чем ведется информирования клиентов по правовым и экономическим вопросам.

Клуб безработных (далее - Клуб) явится тем местом, где осуществляются контакты безработных друг с другом, с психологами и психотерапевтами, профконсультантами и другими специалистами, участвующими в адаптации. В Клубе проводятся тестирование и собеседования, встречи с предпринимателями, представителями городской администрации и службы занятости, лекции и консультации, тренинги, иные формы групповой и индивидуальной работы, включая описанные в предыдущих разделах настоящей концепции. Клуб организует неформальное общение безработных для снятия стрессов, вызванных проблемами трудоустройства, взаимной моральной поддержки, организации культурных программ. На базе Клуба могут также создаваться организации для взаимной материальной поддержки: кассы взаимопомощи, кредитные товарищества и т.п.

Членом Клуба может быть любом совершеннолетний гражданин, не имеющий работы или находящийся под угрозой ее потери, независимо от наличия официального статуса безработного. Основной состав членов Клуба формируется из числа лиц, имеющих статус безработного. В Клуб направляются, преимущественно, безработные граждане, трудоустройство которых вызывает затруднения, вследствие чего признается целесообразной ориентация их на самозанятость в форме предпринимательства или самостоятельный поиск работы по найму. Их участие в адаптационных программах оплачивается из средств Фонда занятости. Другие члены Клуба оплачивают адаптационные мероприятия самостоятельно.

Массовые мероприятия Клуба (встречи с представителями администрации, службы занятости, публичные лекции по вопросам занятости, не являющиеся элементами специальных лекционных циклов) открыты для всех граждан, не имеющих работы или находящихся под угрозой ее потери, независимо от наличия официального статуса безработного.

Клуб открыт для всех лиц, не имеющих работу или находящихся под угрозой ее потери, независимо от наличия официального статуса безработного.

Исключение из членов Клуба осуществляется только в случае нанесения Клубу, его членам или сотрудникам (консультантам, преподавателям, администрации и др.) прямого материального или морального ущерба. Трудоустроенные члены Клуба сохраняют или прекращают свое членство в нем исключительно по собственному желанию.

Клуб привлекает к сотрудничеству любые организации и физических лиц, способных внести свой вклад в выполнение миссии и назначения Клуба. С этой целью организации организуется информационная кампания в средствах массовой информации.

Стратегические принципы адаптационной деятельности клуба:

1. Принцип опоры на лидера, использовать в работе достижения бывших безработных, добившихся успеха в жизни благодаря успешной адаптации.

2. Принцип взаимности, нет адаптации адаптируемого без адаптации адаптирующего.

3. Принцип синергизма". развивать и использовать способность к эффективному взаимодействию, взаимодополнению сотрудников (консультантов, преподавателей и др.) и членов Клуба, вовлекая их в совместную деятельность по осуществлению адаптации.

4. Принцип безопасности, в Клубе никто и ни в каких целях не может нанести ущерб никому из его членов, сотрудников или гостей. Клуб является моделью общества, построенного на взаимном уважении, признании прав каждого на собственную точку зрения по любому вопросу. Стрессовые и конфликтные ситуации, создаваемые в специальных адаптационных мероприятиях (тренингах и т.п.) профессионалами-психологами (психотерапевтами), должны быть доведены до разрешения каждым участником под руководством и под ответственность тех же специалистов, которые участвовали в их создании. При этом определение срока и формы разрешения указанных ситуаций относится к исключительной компетенции этих специалистов.

5. Принцип максимальной мотивации". использовать любую возможность для усиления мотивации членов Клуба, особенно, вновь вступивших, к участию в адаптационной деятельности и в иных мероприятиях Клуба.

6. Принцип социальной востребованности продукта. поддерживать любые мероприятия, кем бы они ни проводились, если они способствуют выполнению миссии системы адаптации, используя средства, допустимые с точки зрения морали и закона.

Наряду с “Клубом ищущих работу” задачи социально-психологической адаптации призвана решать программа “Новый старт". В арсенале ее средств - совместное планирование работы, ежедневное обсуждение хода занятий (квази-рефлексия), упражнения по оценке своих качеств, в том числе, с помощью инвентаризации опыта, упражнения, ведущие к повышению самооценки и т.д.  

5. Статистический анализ положения дел на рынке труда Самарской области.

Состояние рынка труда в г. Самаре и Самарской области определяется, в основном, факторами общероссийского характера. К ним относятся общий экономический спад, вызванный структурной перестройкой народного хозяйства, сокращение государственных инвестиций в оборонный комплекс, резкое возрастание стоимости сырья и энергоносителей при относительном удешевлении рабочей силы, отсутствие опыта работы в рыночных условиях и др. Следствиями этих факторов являются резкое ухудшение финансовых показателей деятельности большинства предприятий и рост безработицы.

В настоящий момент официальный уровень безработицы относительно трудоспособного населения составляет 1,08%, что равно 21148 зарегистрированными органами службы занятости населения по Самарской области безработных граждан . Однако эта цифра не отражает всей полноты картины так как не включает скрытую безработицу. По прежнему остается высоким уровень неполной занятости (только за первое полугодие 1998 года по инициативе администрации предприятий и организаций в административных отпусках побывали 20 тыс. чел.).

В настоящий момент из общей численности экономически активного населения 1446 тыс. чел. (89%) заняты в экономике.

Преобладающая часть занятого населения (занятые - лица, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; не по найму на приносящий доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан; без оплаты на семейном предприятии. Выделяются виды занятости; вторичная, при которой люди трудятся на двух и более работах, неформальная (завуалированная), которая предполагает преднамеренное или непреднамеренное уклонение от налогов) 1065 тыс. чел. или 74% сосредоточены на крупных или средних предприятиях .

Продолжается отток рабочей силы из сферы производства в сферу услуг и отраслей рыночной экономики.

Изменение численности работающих в сторону увеличения отмечается в следующих отраслях: торговля и общественное питание, непроизводственные виды бытового обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство. Прирост численности в этих отраслях происходит за счет увеличения количества негосударственных предприятий. Практически неизменной остается численность занятых в ведущих отраслях экономики - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи

Интенсивно сокращалась численность работников в строительстве, легкой промышленности, цветной металлургии, нефтедобывающей, химической и нефтехимической промышленности.

Если провести анализ положение дел на рынке труда за несколько лет то можно сказать, что по данным официальной статистики ситуация несколько стабилизировалась. Однако причины, вызвавшие такое снижение нельзя однозначно оценить как позитивные.

В настоящий момент служба занятости Самарской области имеет задолженность по выплате пособий по безработице. Еще год- полтора назад пособия выплачивались относительно регулярно. В тот период когда заработная плата на большинстве предприятий выплачивалась с большими задержками, своевременное и регулярное получение пособия по безработице было довольно привлекательным для граждан.

По данным Департамента ФГСЗН по Самарской области , на конец 1998 года прогнозировалось высвобождение до 41360 человек. При численности занятых в народном хозяйстве около 145778 человек численность безработных на конец 1998 г. прогнозировалась на уровне 4,3% от численности экономически активного населения, а к 2000 году - 5%.

Основные показатели безработицы

(в среднем за год, тыс. чел.)
 

Отчет

Отчет

Отчет

Прогноз

 

1996

1997

1998

1999

2000

Безработные, всего

(неудовлетворенный спрос)

138,0

175,0

190

200

200

в процентах к экономически активному населению

8,5

10,7

11,6

12,2

12,3

Безработные, зарегистрированные в службе занятости

46,1

65,5

70

80

82

в процентах к экономически активному населению

3,4

4,0

4,3

4,9

5,0

в процентах к общей численности безработных

33,4

37,4

36,8

40,0

41,0

Не зарегистрированы в службе занятости

91,9

109,5

120

120

108

 

Особую напряженность на рынке труда будут создавать частично занятые, что приведет к сохранению скрытой безработицы, и ее уровень в 1999 году может сохраниться равным 17% от числа занятых в экономике.

Повышаются требования к работникам со стороны работодателей - к квалификации, уровню и качеству образования.

Низкий общеобразовательный и профессиональный уровень способствует попаданию в число длительно безработных.

На основе данных состава зарегистрированных безработных по уровню образования основное число приходится на граждан, имеющих среднее профобразование ( 27,9 %) , тогда как в 1996-1997 годах основное число безработных приходилось на граждан имеющих просто среднее образование (в среднем 40 %). Это свидетельствует о том , что углубился спад в наукоемких и техноемких отраслях. К тому же, у лиц имеющих среднее профессиональное образование уровень притязаний выше чем у лиц имеющих просто среднее образование , а следовательно им сложнее адаптироваться к сложившейся ситуации. Естественным образом повышается необходимость проведения с этой категорией граждан профориентационной работы.  

Состав безработных по уровню образования
 

30.06.96

31.12.96

30.06.97

31.12.97

31.12.98

 

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Численность безработных

45914

100

57643

100

69122

100

63503

100

21148

100

Имеющие высшее профобразование

4852

10,57

6692

11,61

8062

11,66

8149

12,83

4930

23,3

Имеющие среднее профобразование

9950

21,67

13070

22,67

16072

23,25

15640

24,63

5892

27,9

Имеющие начальное профобразование

6063

13,21

7779

13,5

7370

10,66

6204

9,77

3616

17,1

Имеющие среднее образование

17886

38,96

21886

37,97

28264

40,89

24945

39,28

4120

19,2

Не имеющие полного среднего образования.

7163

15,6

8216

14,25

9354

13,53

8565

13,49

2590

12,2

 

Продолжает увеличение удельного веса среди безработных лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, что свидетельствует о высвобождении инженерных кадров как следствие кризиса в наукоемком производстве.

Почти половина безработных (47,9 %) приходится на граждан, оставивших место работы по собственному желанию, на втором месте высвобожденные работники ( 33,2 %). Отчасти это объясняется тем, что предприятию невыгодно самостоятельно сокращать работников, ибо за это надо платить выходное пособие.

62,7% всех безработных приходится на возраст от 29 до 52 лет у женщин и 57 лет у мужчин, то есть на активное трудоспособное население.  

Распределение зарегистрированных безработных по возрасту
 

30.06.96

31.12.96

30.06.97

31.12.97

31.12.98

 

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Численность безработных

45914

100

57643

100

69122

100

63503

100

21148

100

16-17 лет

1175

2,56

1644

2,85

1790

2,515,

1820

2,87

269

1,3

18-24 лет

7588

16,53

10406

18,05

10910

15,78

10177

16,03

3669

17,3

25-29 лет

6286

13,69

7395

12,83

9016

13,04

7459

11,75

2033

9,6

предпенсионного возраста

2679

5,83

3044

5,28

3555

5,14

3914

6,16

1922

9,1

других возрастов

28186

61,39

35154

60.99

43851

63,44

40133

63,2

13255

62,7

 

Численность населения по возрасту на 1 января 1998 года

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
 

чел.

% к трудоспособному населению

Население в труд

оспособном возрасте

в том числе в возрасте , лет :

1957789

100

16 - 17 лет

96885

4,9

18 до 24 лет

346948

17,7

25 до 29 лет

232655

11,9

предпенсионного возраста

61951

3,2

других возрастов

1001931

51,2

 

Процент безработных в возрасте 16-17 лет равен 1,3 , а процент данной возрастной категории в общей численности трудоспособного населения составляет 4,9. Это обусловлено тем , что основная часть лиц возрастной категории 16-17 лет занята получением образования в средних , средних специальных (технических) и высших учебных заведениях.

В возрасте 18-24 лет находится 17,7% всего трудоспособного населения , в то время как лица данной категории в числе безработных составляют 17,3 %. Это связано с тем , что в период с 18 до 24 лет происходит дальнейшее самоопределение личности , большинство лиц данной возрастной категории продолжают повышать свой образовательный уровень. К 24 годам процесс обучения (получения профессии) заканчивается и новоявленные специалисты выходят на рынок труда в поиске работы.

Возрастная категория 25-29 лет составляет 11,9% от трудоспособного населения , из всех безработных эта категория составляет 9,6% . Связано это с тем, что в этот период происходит трудовая адаптация работников , вновь принятых на предприятие (в организацию). Они приобретают трудовые навыки , повышают свой профессиональный уровень. Если адаптация происходит успешно - работник “вписывается” в коллектив и продолжает свою трудовую деятельность , если нет - он вынужден менять место работы , искать возможные варианты трудоустройства.

Половину трудоспособного населения (51,2 %) составляют лица в возрасте от 29 до 52 лет у женщин и 57 лет у мужчин , они же составляют больше половины всех безработных (62,7 %). Объяснить это можно тем , что в возрасте 30-40 лет у людей повышается уровень притязаний , что связано с приобретением трудовых навыков и мастерства, требующих соответствующего повышения оплаты труда , а также с изменением социального статуса ( вступление в брак , рождение детей) , что также обуславливает необходимость в повышении дохода. Все это толкает людей на поиск более васокооплачиваемой работы , смену специальности (профессии) ,так как многие специальности становятся малозначимыми в связи с общим спадом экономики и остаются невостребованными на рынке труда. Что касается лиц в возрасте 40-50 лет , то здесь основополагающим фактором , вынуждающим людей уходить с работы или менять профессию (специальность) , является ухудшение здоровья.

Для категории лиц предпенсионного возраста (53-54 года для женщин и 58-59 лет для мужчин) наблюдается значительное расхождение доли безработных данной категории в общей численности безработных (9,1%) и доли лиц данной категории в численности трудоспособного населения (3,2%). Это обусловлено тем , что лицам данной возрастной категории очень сложно адаптироваться к сложившимся условиям. Проработав 25-30 лет на одном рабочем месте , став узкими специалистами в своей области они не хотят менять место работы , им сложно обучаться новой профессии (специальности) , а следовательно им сложнее трудоустроиться.

Безработица принимает застойный характер, ее средняя продолжительность в настоящий момент составляет 7 месяцев.  

Распределение безработных по продолжительности безработицы
 

Всего %

16-19 лет %

женщины %

инвалиды %

беженцы , переселен.%

Продолжительность безработицы

         

до 1 месяца

8,7

34,4

56,2

2,1

0,2

от 1 до 4 месяцев

35,0

34,1

60,3

2,6

0,3

от 4 до 8 месяцев

24,7

30,2

63,2

3,0

0,3

от 8 месяцев до 1 года

15,1

21,6

64,0

3,7

0,1

более 1 года

16,7

15,9

70,6

6,6

0,2

   

6. Некоторые объективные и субъективные барьеры, способствующие длительной безработице.

Длительное время понятие статуса “безработного” ассоциировалось в сознании людей с видом измученного жизнью, усталого, не востребованного капиталистическим обществом человека. На самом деле статус безработного, в его российском исполнении, может дать человеку определенные преимущества. Прежде всего это пособие по безработице. Согласно закона о занятости (см. 4, ст. 33) размер пособия определяется в зависимости о размера среднемесячной заработной платы по последнему месту работы, но не может превышать размера средней заработной платы по региону - 1209 рублей. (такой размер пособия получают около 6% безработных). Начисление происходит в течении года, но при условии большой выслуги лет оплачиваемый период может продлеваться еще примерно на полгода, и его размер составляет в течении первых трех месяцев - 75% от зарплаты, следующие четыре месяца - 60% и оставшийся срок - 45%. Таким образом если предъявить справку о среднем заработке в 2000 руб., то в конце года размер пособия будет составлять 900 руб., из которых правда будут удержаны все налоги. Это правило с успехом используется определенной категорией граждан примерно по следующей схеме. Происходит трудоустройство на местное предприятие (или на Север), где уже давно не платят, но начисляют большую зарплату и работа там не менее полгода. Затем увольнение, постановка на учет и регулярное получение (начисление) в течении года приличного пособия. Затем схема может быть повторена, главное точно выдержать установленные сроки. Это достаточно выгодно, особенно в сельской местности, где размер средней зарплаты не превышает 600 руб. Даже при условии задержки выдачи пособия деньгами, можно его получить в виде различных материальных ценностей (продукты, вещи, стройматериалы и т.д.).

Анализ категории безработных граждан, получающих пособие, близкое к максимальному показывает, что она перестает быть мобильным резервом рабочей силы в рамках существующего закона о занятости.

Очень выгодно при нахождении на учете в службе занятости долго болеть. Связи с тем, что деньги по больничным листам выплачиваются из фонда социального страхования, срок выплаты пособия может быть продлен на весь период болезни. Есть реальные примеры когда это растягивалось на полгода и более.

Второе, что дает статус безработного - трудовой стаж. Весь оплачиваемый срок засчитывается в трудовой стаж (см. 4, ст. 28). Таким образом можно его иметь нигде не работая.

Еще одним привлекательным моментом нахождения на учете является возможность бесплатно повысить свою квалификацию или получить новую профессии (водителя, оператора ЭВМ, бухгалтера и т.д.) за счет службы занятости. В законе обговорена такая возможность (см. 4., ст. 9). Однако органами службы занятости, с целью повышения эффективности использования получаемых от предприятий средств, направление на обучение ведется только под конкретное рабочее место. Это значит, что гражданин должен сначала найти сам или принять предложение службы занятости о немедленном последующем за обучением трудоустройстве. Данное правило закрепляется трехсторонним договором, по которому служба занятости обязуется оплатить обучение, гражданин пройти обучение, работодатель трудоустроить. В случае нарушения установленных обязательств предусматривается материальная ответственность сторон.

Отдельно стоит остановиться на психологических преимуществах нахождения в образе безработного. Зачастую эти выгоды не осознаются но тем не менее являются серьезным препятствием на пути изменения создавшегося положения. Это подтверждается данными официальной статистики из которых можно четко проследить разделение безработных на две категории:, заинтересованных в поиске работы и довольно быстро трудоустраивающихся и хронически безработных (42% безработных в сельской местности и 38,6% по области стоят на учете более 8 месяцев) (см. 3., стр.19).

Состав зарегистрированных безработных по продолжительности безработицы.
 

1996 год.

1997 год.

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

до 1 мес.

               

Всего

12.1

8,9

11,5

10,6

14

9,2

11,4

11,5

молодежь

10,8

8,9

10,2

10,6

13

8,6

9,5

9,7

в сельской местности

9,6

8,9

9,6

10,6

10,2

7

8,3

9,5

более 8 мес.

               

Молодежь

18,4

21,9

21,8

26,7

26,1

29,2

30,9

32,2

всего

22,8

23,6

26,9

30,1

29

31

36

38,6

в сельской местности

26,9

28,9

31,1

35,9

34,2

37

42,7

42,1

 

До настоящего времени изучение проблем безработицы в основном велось на основе результатов социологических исследований.

1. К.Х. Брайер “Безработица и неполная занятость”, Социологические исследования, 1993 год, № 10.

2. С.В. Петров, “Проблемы занятости в современной России”, Социологические исследования, 1995 год, № 5.

3. К.. А. Феофанов “Ценностно-нравственный аспект безработицы в России”, Социологические исследования, 1995 год, № 9.

4. К.О. Уильямс “О классовом характере безработицы и путях ее снижения”, Социологические исследования, 1997 год, № 5.

5. Г.Р. Хасаев, “Особенности региональной безработицы”, Социологические исследования, 1998 год, № 4.

6. Е.П. Сигареева “Безработные в структуре общества”, Социологические исследования, 1998 год, № 7.

7. И.М. Козина “Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий”, Социологические исследования, 1997 год, № 4.  

Попытка изучение индивидуально-психологиеских особенностей различных категорий безработных граждан была проведена в 1997 году к.ф.н. с.н.с МАИ Дудиной О.М. и соискателем института психологии РАН Ратниковой М.А. через призму локуса контроля. (см. 5)

........В ходе предварительных интервью с обратившимися в службу занятости было выявлено, что иногда уход из профессии (конкретного рабочего места) индивид воспринимал как совершенно самостоятельный поступок. В связи с чем выбираемая стратегия поведения характеризовалась как собственная деятельность по устранению возникших противоречий (интернал) и диалог велся от первого лица: “Я решил...”, “Я долго думал прежде, чем сменить место работы”.

Иначе вели себя те, кто не хотел менять судьбу. Они в большей степени ориентированы на помощь с стороны сотрудников службы занятости. В беседе с ними ощущается определенное отчуждение (экстернал), что проявляется в таких высказываниях : “Нам обязаны найти работу, потому что с нами поступили неправильно...”

Различие в выборе стратегии поведения проявилось в том, одни считают себя ответственными, а другие бездействуют, ожидаю помощи со стороны. В первом случае человек является победителем, если не обстоятельств, то, по крайней мере, себя, показывая уверенность в своих силах, определенный уровень социальной зрелости, способность адекватно реагировать на изменение социума и брать ответственность за принятие жизненно важных решений. Иначе - стратегия избегания ответственности, что выражается в нежелании быть субъектом собственной деятельности, в возложении обязанностей по принятию решения на других.

В качестве основной гипотезы проведенного пилотажного исследования являлся характер процесса принятия решения о смене места работы или профессии, обусловленный интегральным личностным свойством, отражающим степень его социализации, сформированность норм и принципов социального поведения.

Индикатором выступил локус контроля, введенный в науку Дж. Роттером. Он и его последователи определяли локус контроля как особый и фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого результата.

Под локусом контроля понимают свойство личности, ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным усилиям. В некоторой степени это мировоззрение, позволяющее определить собственное место и роль в процессе жизненного самоопределения.

Эмпирические данные о влиянии локуса контроля на поведение людей подтверждают, что продолжительность незанятости сильно коррелирует (соотносится) с уровнем экстернальности, т.е. чем сильнее человек возлагает ответственность за свою незанятость на государство, тем он дольше остается без работы. Те же, кто восстановил занятость за короткое время, отличаются большей степенью интернальности.

На основании полученных данных был выявлен социальный портрет интерналов и экстерналов.

Среди интерналов доминируют мужчины (65%), а среди экстерналов превалируют женщины (59,1%). Эти цифры подтверждаются данными официальной статистики. Соотношение между мужчинами и женщинами среди безработных существенно не изменилось по сравнению с прошлым годом (от 35,5% и 64,5% в 1996 году до 37,1% и 62,9% в 1997 году). Подобное наталкивает на мысль, что, вероятно локус контроля - важная полоролевая характеристика личности, которая формируется в процессе воспитания.

По возрасту группа интерналов моложе экстерналов: у них в два раза выше доля молодых до 30 лет.

Интерналы находятся в менее выгодном положении: у них 65% имеют критически-низкий уровень жизни, среди экстерналов 59,1%. Удовлетворительный уровень жизни встречается в группах почти одинаково: 23-25%, а хороший уровень жизни - в два раза чаще среди экстерналов.

Интерналы ощущают необходимость выхода из ситуации как самостоятельно принятое решение: 75% респондентов выбрали следующий вариант ответа: “Я сам хотел изменить свою жизнь, сменив место работы или профессию”. Только 15% интерналов воспринимают сделанный мим важный шаг, как вынужденный. Напротив у экстерналов превалирует именно вынужденность данного шага 54,5% выбрали ответ “Выбор новой профессии или места работы был для меня вынужденным. Я бы не стал ничего менять, если не обстоятельства”. Отсюда и различное отношение к принятому решению: если 75% интерналов довольны своим выбором, то среди таких экстерналов лишь 45%.

У подавляющего большинство интерналов (85%) работа занимает достаточно высокое положение в системе жизненных ценностей. Только 40% экстерналов относят содержание будущего труда в очень важным моментам, для остальных его конкретное наполнение не имеет решающего значения.

Интерналы показали относительную независимость от проблемной ситуации, рассматривая новую профессию и место работы не только как средство решения прагматической задачи на выживание, но и как средство нового этапа самореализации. Таким образом можно сделать вывод, что принятие ответственности за свою жизнь и результаты собственной деятельности наиболее развито у интерналов. Там где интернал видит для себя возможность трудоустройства, экстернал ищет внешние причины по которым его не берут на работу. Поведение интерналов при смене профессии и места работы приближает их действия к преобразующей стратегии преодоления. У экстерналов наблюдается предрасположенность к преобразующей стратегии преодоления..........

Таким образом основной психологической выгодой длительного пребывания в положении хронического безработного является стремление уйти от ответственности за изменение сложившегося положения дел и подтвердить собственную систему мировоззрения

Технология работы с клиентами службы занятости предусматривает обязательную перерегистрацию в течении двух недель (см. 6). В этот время ведется выдача направлений для трудоустройства. Клиент имеет право отказаться от предложенного ему потенциального рабочего места. При этом служба занятости не может предложить ему его повторно. Отказ может произойти непосредственно при выдаче направления или при собеседовании с работодателем, о чем последний обязан сделать отметку. При втором отказе к безработному могут быть применена приостановка выплаты пособия сроком на три месяца. Это правило не действует, если от кандидата отказывается работодатель. Поэтому достаточно повести себя соответствующим образом и от вас обязательно откажутся.

Все это называется вторичными выгодами, осознанно или бессознательно удерживающими гражданина в положении “официального” безработного. Естественно, что при трудоустройстве, все это теряется. Поэтому очень важным моментом в работе специалистов службы занятости с клиентом является выяснение, что потеряет человек в результате трудоустройства. И часто, с точки зрения клиента, потери оказываются значительными.

7. Цели и задачи изучения индивидуально-психологических причин, способствующих длительной безработице.

Связи с вышеизложенным большую практическую ценность будет иметь изучение индивидуально-психологических особенностей различных категорий граждан, оказавшихся в положении безработных с целью своевременного выделение “групп риска” и организация с ними соответствующих мероприятий по психологической поддержке. Это позволит повысить эффективность всех проводимых службой занятости программ активной политики содействия занятости за счет целесообразной концентрации сил и средств.

Выявление индивидуально-психологических особенностей, способствующих длительному пребыванию в положении безработного будет способствовать разработке программ по своевременной их коррекции, особенно в период начального профессионального становления личности.

Покажет необходимость внесения изменений в юридические нормативные документы по вопросам занятости населения как на региональном, так и федеральном уровне.                

Список литературы:

1. Примерное положение о “Клубе ищущих работу” ФГСЗН РФ (№ П-2-8-3 от 05.08.93 года)

2. Отчет Департамента ФГСЗН по Самарской области об официально зарегистрированной безработице по состоянию на 31.06.98 года.

3. Программа содействия занятости населения Самарской области на 1998 - 2000 годы., утвержденная постановлением губернатора Самарской области № 89 от 15.04.98 года.

4. Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации” от 11 апреля 1996 года.

5. О.М. Дудина, М.А. Ратникова, “Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию”, Социологические исследования, 1997 год, № 11.

6. “Технология работы центра занятости”, издание № 2, Москва, МинТруда, 1995 год.

psycology.narod.ru Конец формы  

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru