ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Экологические проблемы

Состояние природной среды и проблемы экологии на Кольском полуострове

к оглавлению

Часть 4. Особо охраняемые природные территории Мурманской области

Оглавление

На территории Мурманской области расположены следующие особо охраняемые природные территории:

  • три заповедника: Кандалакшский государственный природный заповедник (площадь 70,5 тыс .г а), Лапландский государственный биосферный заповедник (площадь 278,4 тыс.га), государственный природный заповедник " Пасвик " (площадь 14,73 тыс.га);
  • девять государственных природных заказников, общей площадью 664.16 тыс .г а, из них:
  • три государственных природных заказника Федерального значения (общая площадь 394,37 тыс.га.);
  • шесть государственных природных заказников областного значения (из них два комплексных природных) общей площадью 224.7 тыс .г а (из них комплексных природных 92,9 тыс.га);
  • 51 памятник природы, общей площадью 3,8 тыс .г а, из них:
  • 4 памятника природы Федерального значения;
  • 45 памятников природы регионального (областного) значения;
  • 2 природных объекта, объявленных памятниками природы решениями местных (районных) администраций.
  • национальных парков и природных парков на территории области нет.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий 1031,6 тыс. га, что составляет 7,1% от площади региона (площадь Мурманской области - 14 490,2 тыс .г а). Однако из этого перечня действительно охраняемыми можно считать только территории заповедников, двух комплексных природных заказников и памятников природы, общей площадью - 410,7 тыс .г а, занимающих 2,83% Кольского полуострова.   4.2 Природные заказники

Оглавление

Заказниками объявляются участки суши (акватории), ценные в природоохранном, экологическом, эстетическом, или ином отношениях. Они создаются для сохранения и воспроизводства, восстановления или всего природного комплекса (комплексные заказники), или отдельных видов природных ресурсов (зоологические, ботанические, охотничьи и т.д.). В заказнике полно или частично, на всей территории или на ее части, постоянно или временно запрещены или ограниченны хозяйственная, рекреационная или иная деятельность, противоречащая целям организации заказника. В области учреждение заказников происходило без изъятия участка земли (акватории) у землевладельцев (землепользователей). Их охрану осуществляют организации, в ведении которых они находятся, специальные штаты для этого не комплектуются.

В зависимости от природоохранной и иной ценности охраняемых комплексов, заказники могут иметь федеральное или региональное значение.

На территории Мурманской области в настоящее время функционируют следующие особо охраняемые территории этой категории:

  • Государственный природный (охотничий) заказник Федерального значения " Канозерский " - организован на основании решения Мурманского облисполкома от 23.08.1989 г. № 286 и приказа Главохоты РСФСР от 04.11.89г. № 315. Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области.

    Площадь - 65,667 тыс.га.

  • Государственный природный (охотничий) заказник Федерального значения "Мурманский тундровый" - организован на основании решения Мурманского облисполкома от 13.05.87г. № 193 и приказа Главохоты РСФСР от 17.07.87г№ 279. Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Площадь - 295,0 тыс.га.
  • Государственный природный (охотничий) заказник Федерального значения " Туломский " - организован на основании решения Мурманского облисполкома от 13.12.89г. № 399 и приказа Главохоты РСФСР от 15.01.1990 г.№ 9. Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области.

    Площадь - 33,7 тыс.га.

  • Государственный природный (охотничий) заказник регионального значения " Сейдозеро ". Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Организован решением Мурманского облисполкома от 24.11.82 г. № 538. Площадь -17 400 га.
  • Государственный природный (охотничий) заказник регионального значения " Понойский ". Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Организован решением Мурманского облисполкома от 22.04.81 г. № 212. Площадь -98 600 га.
  • Государственный природный ( рыбохозяйственный ) природный заказник на реке Нота. Входит в структуру Мурманского бассейнового управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства ( Мурманрыбвод ). Организован решением Мурманского облисполкома от 21.03.84г. № 133. Площадь -15 800 га.
  • Государственный природный (биологический) заказник " Варзугский ". Входит в структуру управления " Мурманрыбвод ". Организован Постановлением Правительства Мурманской области № 4-ПП/ от 03.02.2000г. на месте одноименного рыбохозяйственного заказника.
  • Поскольку во внутрихозяйственных (целевых) заказниках охраняется либо охотофауна либо ихтиофауна, а не экосистемы в целом (на них не распространяется режим землепользования, определенный земельным кодексом для земель природоохранного назначения), то в природно-заповедный фонд можно отнести только два, в которых охраняются в естественном состоянии сообщества горных тундр, первичных лесов, болот и озер, как места обитания редких и типичных видов флоры и фауны и как фактор поддержания экологического баланса:

  • Государственный природный (комплексный) заказник " Кутса ". Организован постановлением Администрации Мурманской области от 21.06.94г. № 259.

    Площадь - 52 000 га.

  • Государственный природный (комплексный) заказник " Колвицкий ". Организован постановлением Администрации Мурманской области от 21.06.94г. № 258.

    Площадь - 40 900га.

  • В то же время комплексные заказники должны стать в области основной формой территориальной охраной природы, с одной стороны, в наиболее полной степени (кроме заповедников) охраняющие естественные природные комплексы, и, с другой стороны, не ущемляющие права местного населения. 4.3 Государственные памятники природы

    Оглавление

    В 1980 году решением облисполкома памятниками природы объявлены 36 отдельных природных объектов и небольших участков суши и акватории. Из этого числа памятников было: 11 - геологических, два - гидрологических, девять - ботанических, два - природно-исторических и два геолого-исторических полигона. В 1985 году бывший Госплан РСФСР по предложению областного и центрального Советов Всероссийского общества охраны природы перевел четыре памятника местного значения (из числа перечисленных выше) в ранг "государственных памятников природы республиканского значения". Это были: "Залежь Юбилейная" в Ловозерских горах, " Астрофиллиты горы Эвеслогчорр " в Хибинских горах, " Эпидозиты мыса Верхний наволок" на полуострове Толстик в Кандалакшском заливе и "Озеро Могильное" на острове Кильдин в Баренцевом море.

    В 1986 г. облисполком принял решение об объявлении памятниками природы еще 14 объектов . с реди которых один - геологический, три - гидрологических, десять - лесные. Кроме того, один памятник природы образован решением Апатитского горисполкома.

    Вся работа проводилась Всероссийским обществом охраны природы, которым готовились решения исполнительной власти, оформлялись паспорта и охранные обязательства. Довольно широкому охвату территории области и разнообразию выделяемых объектов способствовало то, что активистами ВООП являлись специалисты и ученные разного профиля, хорошо знакомые с природой региона.

    В настоящее время перед природоохранными органами стоит задачи сохранения и научно-обоснованного развития сети охраняемых территорий, в том числе ПП. Исходя из вышеизложенного, необходимыми этапами этого процесса представляются:

  • дальнейшее обследование существующих памятников природы с целью выявления их современного состояния, полного описания и каталогизации;
  • исключение из списка ПП объектов, потерявших ценность или находящихся в очень плохом состоянии;
  • организация новых ПП и расширение границ существующих (исходя из рекомендаций специалистов).
  • За 1998-1999 годы Мурманскгоскомэкологией подготовлены материалы на утверждение около 20 новых природных объектов данной категории, и в течение 2000 года планируется их частичное обследование и утверждение в органах власти. 4.4 Национальные и природные парки. Перспектива развития сети ООПТ Мурманской области

    Оглавление

    Основным направлением развития сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области является создание целостного и функционально связанного сочетания различных категорий таких территорий, отличающихся по целям создания и режиму охраны. Формирование каркаса системы основывается на комплексном анализе природных и социально-экономических условий. Это является необходимой предпосылкой стабилизации экологической обстановки.

    Основным нормативным документом в обеспечении этого процесса в Российской Федерации служит Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года №572-р, которым утвержден перечень государственных природных заповедников и национальных парков на территории Российской Федерации в 1994-2005 годах. По Мурманской области, согласно этого перечня, считается перспективным создание одного заповедника (" Енозерский тундровый" площадью 300 тыс. га, на базе "Мурманского тундрового заказника") и двух национальных парков (" Кутса ", площадью 113,2 тыс .г а, и "Терский берег", площадью 250 тыс. га).

    С 1998 года Мурманскгоскомэкологией и Управлением лесами Мурманской области, при поддержке Министерства охраны окружающей среды Финляндии, реализуется проект по созданию ряда охраняемых территорий, в том числе национальных парков (НП) " Кутса " (на базе существующего одноименного комплексного заказника), "Терский берег", включенных в вышеуказанное постановление Правительства РФ, а так же национального парка "Хибины" и ООПТ "Лапландский лес".

    Рассматриваемые проекты основываются на соглашении о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между российской Федерацией и Республикой Финляндия (1992 г) и выполняются в рамках Российско-Финляндской программы по развитию устойчивого лесного хозяйства и сохранения биологического разнообразия на Северо - Западе России.

    Совместная деятельность в рамках проекта включает:

  • обследование указанных территорий;
  • обоснование оптимальных границ ООПТ по экологическим и социально-экономическим параметрам;
  • разработку технико-экономических обоснований и схем организации и развития национальных парков.
  • Кроме того, одним из направлений работы по развитию сети охраняемых территорий должно являться расширение уже существующих ООПТ, как за счет заповедных зон, так и за счет буферных. Так, например, по Кандалакшскому заповеднику, является перспективным увеличение его площади путем присоединения Кийских островов с прилегающей полосой акватории, материкового участка, примыкающего к Гавриловскому архипелагу заповедника, островов Средние луды ( Кандалакшский залив Белого моря). По заповеднику " Пасвик " - организация биосферного полигона с музеем под открытым небом и лесной школой. 4.5 Красная книга Мурманской области

    Оглавление

    В продолжалась работа по проекту "Красная книга Мурманской области", в которой принимают участие Мурманскгоскомэкология , заповедники " Пасвик ", Кандалакшский , Лапландский, ПАБСИ, ММБИ, ПИНРО, ИППЭС, Управление охотничьего хозяйства, Областной Совет ВООП. Заказчиком работ выступает областной комитет экологии, координатором - заповедник " Пасвик ".  

       Объявления
    © 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru