ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Экологические проблемы

Состояние природной среды и проблемы экологии на Кольском полуострове

к оглавлению

Часть 7. Государственный экологический контроль, управление качеством окружающей среды, законодательная и нормативная база

7.1 Пути решения проблем управления качеством окружающей среды

Оглавление

Система и структура управления. Рассматривая систему управления качеством окружающей среды, необходимо принимать во внимание деятельность не только Госкомэкологии России, но и других ведомств природноресурсного блока, поскольку многие экологические проблемы возникают на стадиях добычи, эксплуатации и переработки природных ресурсов. В целом, система централизованного ведомственного управлений охраной окружающей среды и природопользованием требует существенной модернизации, реструктуризации для того, чтобы обеспечивать устойчивое, т. е. экономически эффективное и экологически безопасное природопользование. До настоящего времени не решены вопросы обоснованного, эффективного разграничения полномочий между Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами. Заключенные соглашения о разграничении полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды носят, в значительной степени, рамочный характер. Нуждается в уточнении и детализации распределение функций между специально уполномоченными в сфере природопользования и охраны окружающей среды органами власти каждого уровня. Это относится к вопросам учета и экономической оценки природных ресурсов, установления лимитов использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, системы платежей, лицензирования природопользования, экологического контроля, мониторинга и экспертизы, экологического образования и др. Недостаточная эффективность управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования объясняется также проблемами информационного обеспечения процесса принятия решений.

Нормативно-правовое обеспечение. Учет экономических и экологических аспектов требует комплексного подхода к природопользованию и охране окружающей среды. Для реализации этого подхода на практике необходимо реформировать законодательную и нормативную систему регулирования природопользования. Нормативная правовая база регулирования охраны окружающей среды и природопользования характеризуется следующими основными недостатками:

  • недостаточно четкое и обоснованное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • несовершенство системы платежей за загрязнение окружающей среды (включая механизм их индексации), других экономических и финансовых инструментов природопользования;
  • недостаточно четкое разграничение функций и отсутствие должной координации между органами, осуществляющими контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • отсутствие условий для комплексного подхода к природопользованию;
  • недостаточная регламентация целевого использования средств, предназначенных для воспроизводства природных ресурсов;
  • несовершенство системы информационного обеспечения государственного регулирования природопользования;
  • отсутствие должного законодательного закрепления форм участия общественных организаций и граждан в контроле за использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов.

Экономический и финансовый механизмы. Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов, для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах. Ставки платы за загрязнение окружающей среды, как правило, не позволяют ни предотвратить, ни компенсировать экологический ущерб. Применение принципа "загрязнитель платит" направлено на создание механизма экономической ответственности субъекта хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности. Помимо этого решается важная задача - создание дополнительного источника финансирования мероприятий в области охраны окружающей среды. Этот принцип реализуется через взимание платы за загрязнение окружающей среды, величина и эффективность которой во многом определяются уровнем нормативов (ставок) платы за загрязнение. Действующие нормативы платы за загрязнение окружающей среды были утверждены в 1992 г. и рассчитывались для экономических условий, стоимостных (ценовых) показателей и пропорций, существовавших в народном хозяйстве на 1990 - 1991 г.г. За прошедший период они резко изменились, что не нашло адекватного отражения в нормативах платы за загрязнение. Нормативы платы за загрязнение как ценовые показатели подлежат государственному регулированию, в т. ч. посредством установлении коэффициента индексации. Элементом экономического механизма охраны окружающей среды являются экологические фонды, средства которых формируются за счет платы за загрязнение и служат дополнительным источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий. Несмотря на относительно низкий объем платы за загрязнение, экологические фонды играют важную роль. В условиях неудовлетворительного состояния бюджетов всех уровней для ряда субъектов Российской Федерации их средства являются практически единственным источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий.

Таким образом, решение проблемы повышения эффективности платы за загрязнение как экономического стимула одновременно позволяет улучшить условия финансировании природоохранной деятельности.

Платежи за природопользование не базируются на экономической оценке природных ресурсов (объектов) и воздействий на окружающую среду не по причине отсутствия или несовершенства самой экономической оценки, а из-за несовершенства налоговой системы, без изменения которой невозможно существенно повысить платежи как за воздействие на окружающую среду, так и за использование природных ресурсов, пока не удается в полной мере обеспечить важнейшей, с экономической точки зрения, функции собственника природных ресурсов, которая заключается в присвоении дохода от использования принадлежащих ему природных ресурсов, соответствующих их экономической оценке выбросы и сбросы загрязняющих веществ целесообразно рассматривать в качестве формы использования такого специфического природного ресурса как ассимиляционный потенциал. Развитие методологии экономической оценки природных объектов и экологических воздействий и разработки по внедрению: экономических оценок оказываются невостребованными. Не разработаны методы оценки стоимости объектов живой природы - почвенно-земельных ресурсов, естественного растительного покрова, в т.ч. лесов, объектов и ресурсов животного и растительного мира и их сообществ в составе национального богатства. В системе национальных счетов не производится корректировка основных экономических показателей с учетом экономических оценок последствий экологических воздействий. Эта проблема тем более актуальна, чем больше расхождения между платой за природные ресурсы и экологические воздействия, с одной стороны, и их экономической оценкой, с другой. Практически не применяются широко и успешно используемые в зарубежной практике экологические налоги, такие как налоги на потребление экологически вредной продукции: например, на некоторые виды упаковки, удобрений, автомобильные аккумуляторы, шины, топливо и техническое масло. Не применяются залогово-возвратные инструменты эффективные в тех случаях, когда упаковка, тара или другая продукция может быть повторно использована или вторично переработана, а также, если продукция содержит вещества, особенно вредные для окружающей среды (люминесцентные лампы, автомобильные шины и аккумуляторы). Не находит применения такой действенный инструмент как ускоренная амортизация оборудования природоохранного назначения, что также препятствует увеличению возможностей финансирования оснащения предприятий природоохранным оборудованием.

Недостаточно активно и широко внедряется экологическое страхование, которое могло бы позволить аккумулировать значительные финансовые средства целевым образом для преодоления негативных экологически последствий техногенных аварий.

Лицензирование. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1416 "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 26 февраля 1996 г. № 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" и от 26 мая 1997 г. № 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской федерации по охране окружающей среды" Госкомэкология России и его территориальные органы осуществляют лицензирование следующих видов деятельности в области охраны окружающей среды:

  • утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);
  • проведение экологической паспортизации сертификации, экологического аудирования;
  • осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;
  • добывание, сбор, продажа, скупка, обмен, пересылка, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенным в Красную книгу Российской федерации, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов.

Кроме того, даны полномочия по лицензированию: МПР России по недро- и водопользованию, Рослесхозу по проведению авиалесоохранных работ и ряду других министерств и ведомств.

Экологическая сертификация. Система обязательной сертификации по экологическим требованиям разработана в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации "О реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996-1997 годы" от 21 марта 1996 г. № 321 и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 12 декабря 1991 г. № 2061-1, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1991 г. №2300-1, Законом Российской федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993г. №5151-1, Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 5 декабря 1995г., Указом Президента Российской федерации "Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности" от 19 августа 1993г. №1267, постановлением Правительства Российской Федерации "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии" от 21 марта 1994г. №223. Система обязательной сертификации по экологическим требованиям зарегистрирована в Государственном реестре постановлением Госстандарта России от 1 октября 1996 г. № 66-А (Свидетельство №РОСС.RU.0001.01ЭТОО).

Система обязательной сертификации по экологическим требованиям вводится с целью обеспечения соблюдения природоохранительного законодательства. По мере развития Системы в настоящий перечень могут быть включены другие объекты. Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются:

  • предприятия, производства (в том числе опытно-экспериментальные);
  • продукция, использование которой может причинить вред окружающей среде;
  • отходы производства и потребления, обращение с ними;
  • системы управления охраной окружающей среды.

Экологическое страхование . Одним из важных факторов обеспечения экологической безопасности страны, защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания может стать экологическое страхование как механизм формирования денежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховых взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращении загрязнения окружающей среды. Введение в действие экологического страхования в России является особенно актуальным в связи с высокой степенью вероятности аварийного загрязнения окружающей природной среды, низким уровнем капиталовложений в природоохранную сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 15 Закона Российской федерации "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов" от 21 июля 1997г. №116-ФЗ вводится обязательное страхование ответственности за причинение вреда окружающей природной среде в случае аварии на опасных производственных объектах. Введение экологического страхования позволит возместить по экспертным оценкам экономических институтов до 40% убытков, причиняемых третьим лицам экологическими авариями, вовлекая финансовые средства страховых компаний, и, тем самым, снижая нагрузку на местный и федеральный бюджеты. Экологическое страхование может стать источником дополнительного финансирования природоохранных мероприятий из фонда превентивных мероприятий страховщика и путем инвестирования им средств на развитие безотходных и природоохранных технологий. Образован Консультативный совет по экологическому страхованию из представителей Госкомэкологии России и экологических фондов, научных и страховых организаций, занимающихся вопросами экологического страхования, а также представителей заинтересованных министерств и ведомств и финансовых структур. Основной задачей Совета является формирование правовой и нормативно-методической базы для введения экологического страхования и планирование эффективного использования резервов превентивных природоохранных мероприятий, образующихся в страховых компаниях.

Экологическое аудирование. Работы по экологическому аудированию предусмотрены постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г. №1416 "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 26 февраля 1996г. №168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" и от 26 мая 1997г. №643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской федерации по охране окружающей среды". В 1995г. Европейским союзом был принят пакет документов по экологическому менеджменту и экологическому аудированию (стандарты серии ISO 14000). В настоящее время эти стандарты представлены в качестве проектов стандартов Российской федерации.

Государственная экологическая экспертиза. В условиях сложной экономической ситуации и нарастающего обострения экологических проблем должны быть осуществлены надлежащие меры по предотвращению принятия экологически непродуманных решений уже на стадии разработки соответствующей документации.

Принято постановление Правительства Российской федерации "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе" от 22 сентября 1993 г. № 942. Введен в действие федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ, разработан план мероприятий по реализации данного закона, в соответствии с которым принято постановление Правительства Российской федерации "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" от 11 июля 1996 г. №698 и ряд др. Государственная экологическая экспертиза осуществляет предупредительный контроль а области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, следит за соблюдением законодательных и нормативных требований по вопросам технологической безопасности, конструктивной надежности, строительной устойчивости, экологической допустимости и экономической целесообразности реализации намечаемой деятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации.

Цель государственной экологической экспертизы - обеспечение принятия экологически обоснованных хозяйственных и иных решений органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами.

Опыт проведения экспертизы показывает, что слабо прорабатываются вопросы оценки воздействия на окружающую среду и раздел "Охрана окружающей среды" ТЭО, без должного учета требований рационального природопользования. Более 40% рассматриваемой системой государственной экологической экспертизы документации возвращается на доработку.

Государственный экологический контроль. В целях повышения эффективности государственного экологического контроля за период 1992 - 1997гг. приняты постановления Правительства Российской федерации "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель" от 17 августа 1992г. №594, "О мерах по комплексному решению проблем обращения с радиоактивными отходами и прекращению захоронения их в морях" от 23 июля 1993г. №710, "О специально уполномоченных государственных органах Российской федерации в области охраны окружающей природной среды" от 28 сентября 1993г. №943, "Об утверждении Порядка осуществления федеральной службой лесного хозяйства России и её территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов" от 1 июня 1998г. №544. "О специальных уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 15 апреля 1996г. №457, "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" от 1 июля 1996г. №766 и перечень опасных отходов, импорт (транзит) которых на (через) территорию Российской федерации запрещается, а экспорт подлежит государственному регулированию и перечень опасных отходов, трансграничные перевозки которых подлежат государственному регулированию и др. Однако функции контроля за состоянием окружающей среды и источников вредного воздействия распределены между ведомствами, что ведет к снижению эффективности контроля.

Экологический мониторинг. Ни одна из существующих систем и служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды не была ориентирована на комплексную оценку состояния окружающей среды, информационную поддержку комплексных природоохранных задач. Определенные сдвиги стали происходить с принятием нормативного правового акта по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) - постановления Совета Министров-Правительства Российской федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229. В области формирования ЕГСЭМ за прошедший период достигнуты существенные положительные результаты. Так, налажено межведомственное взаимодействие на федеральном уровне ЕГСЭМ; разработаны нормативные документы; в 48 субъектах Российской федерации развернуты работы по созданию территориальных подсистем ЕГСЭМ, в 20 регионах созданы и функционируют региональные информационно-аналитические центры, оснащенные современными компьютерными технологиями, включая ГИС-технологии обработки данных. В рамках развития межгосударственной системы экологического мониторинга подготовлено и одобрено государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) - членов Межгосударственного экологического совета (МЭС) "Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга" Отмечая большой объем работ по созданию ЕГСЭМ, к основным недостаткам в данной области следует отнести несовершенство нормативной правовой базы и отсутствие до настоящего времени межведомственного Федерального информационно-аналитического центра экологического мониторинга. Во исполнение постановлений Правительства Российской федерации от 20 августа 1992 г. № 600 "О единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской федерации" от 2 ноября 1995 г. № 1085 "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" ("ЕГАСКРО") проводится работа по совершенствованию государственного контроля радиационной обстановки в стране в соответствии с современными требованиями и оперативное обеспечение органов государственной власти, государственного управления всех уровней и населения достоверной информацией о состоянии радиационной обстановки. Эффективность реализации программы определяется объединением усилий министерств и ведомств унификацией методов и технических решений в соответствии с общим техническим заданием и другими общесистемными нормативными документами, что позволило снизить объемы финансирования, необходимые для создания территориальных подсистем и системы в целом.

Концепция безопасности. Настоящая концепция отражает современные взгляды на задачи, принципы, методы и механизмы обеспечения экологической безопасности. Проблема обеспечения экологической безопасности является закономерным следствием тех огромных изменений, которые наблюдаются с начала века в окружающей человека среде инструментальными методами, а во второй половине нашего века - дистанционными, в том числе спутниковыми методами. Эти данные показывают, что изменения охватили всю планету и развиваются в направлении ухудшения условий существования людей и многих других организмов: изменяется состав атмосферы, истощается озоновый слой, деградируют земли, быстро нарастает исчезновение видов и т.д. Все эти изменения идут со скоростями, многократно превышающими естественные колебания, они сказываются на здоровье людей и так или иначе влияют на благополучие всех стран, в том числе и России. Глобальный экологический кризис затрагивает все человечество, все стороны жизни людей, но по-разному проявляется в каждой стране в зависимости от ее природных условий, экономической и социальной ситуации. Поэтому требуется выработка концепции экологической безопасности для каждой страны. Такая работа ведется во многих государствах, хотя на международном уровне она недостаточно скоординирована. 7.2 Экологическая безопасность

Оглавление

Глобальные аспекты. Глобальная экологическая ситуация характеризуется продолжающимся развитием экологического кризиса, несмотря на предпринятые за последние 20 лет усилия по создания международной и национальных инфраструктур по охране окружающей среды, реализации десятков международных и сотен региональных и национальных программ по очистке и восстановлению локальных участков окружающей среды, формированию системы природоохранного законодательства во многих странах, разработке ресурсосберегающих технологий и общих затратах на эту деятельность порядка 1,3 трилл.долл. В сопоставлении с периодом до 1970г. эти усилия представляются беспрецедентными, но их очевидная недостаточность свидетельствует о том, что для предотвращения экологической катастрофы необходимы гораздо более радикальные демографические, социальные и экологические меры. чем все предпринятое до сих пор.

Все глобальные тенденции развития экологического кризиса проявляется и в России.

Глобальный экологический кризис свидетельствует о том, что естественный механизм стабилизации окружающей среда нарушен непрерывно возрастающей хозяйственной деятельностью человека, модность которой в энергетическом исчислении (в основном за счет использования ископаемого топлива - 90%) достигла 10% мощности фотосинтеза и охватила 61% поверхности суши. Во многих развитых странах мира ухе практически не осталось ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий, также как и в большинстве густонаселенных развивающихся стран. При следовании по пути, которым человечество шло последние 50 лет, даже продолжение и расширение предпринимавшихся за последний период природоохранных мер не изменит глобальные тенденции экологического кризиса, ведущие к планетарной экологической катастрофе.

Национальные аспекты. Экологическая ситуация и факторы, влияющие на нее, имеют свои специфические черты, которые необходимо учитывать в системе экологической безопасности.

Промышленность России все еще остается по преимуществу добываяще милитаристской, несмотря на существенное снижение выпуска в этих сферах, так как на фоне общего спада производства доля этой части промышленности практически не изменилась, а она включает экологически опасные ресурсо- и энергоемкие производства.

В целом технический потенциал России остается на уровне 60 - 70-х годов, т.е. соответствует периоду "грязной индустрии", что означает значительно большие, чем в постиндустриальных странах, затраты сырья, энергии и воды как на физическую единицу продукции, так и на единицу валового национального продукта.

Высокий уровень износа технических средств в промышленности, особенно химической, приводит к росту штатных и аварийных выбросов загрязнителей, повышает риск аварий с тяжелыми экологическими последствиями. Низкий технический уровень действующих очистных сооружений и высокая степень их износа, определяют малую эффективность систем очистки, что выражается, в частности, в отставании снижения потока загрязнений в окружающую среду от спада производства. В результате за 1991-1994 гг. при уменьшении валовых загрязнений растут удельные загрязнения на единицу продукции. Особенностью России является также высокий уровень загрязнения ряда регионов токсичными и радиоактивными веществами. Уровень загрязнения этими веществами остается самым высоким в мире.

Неэффективное и экологически неоправданное использование территории, в том числе в сельском хозяйстве - одна из самых существенных особенностей страны. Нарушенная хозяйственной деятельностью территория в России составляет почти 9 млн.км2. Это дает очень высокий показатель нарушенности на одного жителя - 6,2 га. В то же время в США этот показатель равен 3,5 га, в Германии. Франции и Испании, совокупное население которых равняется населению России, этот показатель составляет всего 0,62 га на одного жителя, а в Японии, где число жителей лишь немного меньше российского, он равен 0,3 га.

Россия, однако, существенно отличается от перечисленных стран тем, что у них практически не осталось ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий, тогда как в России такая площадь составляет около 45% территории (более 8 млн.км2). Однако у подавляющей части политиков, хозяйственных руководителей, экономистов и значительной части населения отсутствует ясное понимание огромной экологической ценности как для России, так и для всего мира этой территории, экосистемы которой очищают и воспроизводят окружающую среду. Обычно эту территорию рассматривают только как "кладовую" Пригодных для эксплуатации ресурсов и сферу хозяйственной экспансии.

Современная Россия переживает процесс перехода от централизованно управляемой к социальной рыночной экономике, от тоталитарного к демократическому режиму правления. Это может стать фактором, определяющим возможность принципиально нового подхода к речению глобальных, национальных и локальных экологических проблем, на основе всего накопленного научного опыта в этой области.

Локальные аспекты. Нарушенная хозяйственной деятельностью территория России (порядка 9 млн. км2) не представляет однородного массива экологических деформаций. На этом пространстве выделяются участки, составляющие около 15% всей территории страны, которые находятся в неблагоприятной либо чрезвычайной экологической ситуации или состоянии экологического бедствия. В основном это крупные промышленные центры и примыкающие к ним земли, а также отдельные сельскохозяйственные районы, в особенности некоторые районы орошения и осушения. Всего в стране выделено около 290 таких участков - территорий повышенной экологической опасности.

Выделенные участки (ареалы) характеризуются специфическими наборами экологических нарушений, списками основных массовых и токсичных загрязнителей, нарушениями отдельных сред, степенью воздействия на естественные экосистемы и здоровье человека.

В частности, в России примерно 100 городов имеют высокие уровни загрязнения воздушного бассейна. Особо выделяются участки с высоким уровнем радиоактивного загрязнения в результате Кыштымской и Чернобыльской аварий.

На территориях повышенной экологической опасности полностью нарушена способность естественных экосистем компенсировать антропогенные нарушения окружающей среды. Там сформировались условия, не обеспечивающие безопасность людей, высоки уровни заболеваемости, особенно среди детей.

Огромную роль в развитии и в возможности решения острых экологи-ческих проблем на локальном уровне играет экономическая и социальная специфика, которая формировалась десятилетиями, а иногда столетиями, Можно выделить два характерных типа социально-экономического освоения территории. Первый - промышленные комплексы, включающие достаточно крупные и разнообразные экологически опасные производства, начиная от энергетических и металлургических и кончая химическими и машинострои-тельными; второй - отдельные крупные или гигантские однопрофильные предприятия с жилым комплексом при них (типично для добывающей про-мышленности, энергетики и др.). Такое предприятие - основной (может быть единственный) в районе не только нарушитель окружающей среды, но и работодатель.

Таким образом, на фоне глобального экологического кризиса на тер-ритории России развивается национальный экологический кризис, слагаю-щийся из крупных, подчас чрезвычайных локальных нарушений окружающей среды, которые вносят свой вклад и в развитие глобального кризиса. В результате основная часть населения страны и общество в целом сущест-вуют в условиях повышенной экологической опасности. 7.2.2 Основные стратегические задачи

Оглавление

Путь к экологической безопасности России лежит через решение смежной стратегической задачи - сохранение всеми доступными методами не нарушенной хозяйственной деятельностью территории с сохранившимся объемом естественной биоты, которая должна стать центром восстановления естественной природной среды и биоты в объеме, необходимом для обеспечения устойчивости окружающей среды. Восстановление естественной природной среда на нарушенных территориях следует проводить шаг за шагом, прежде всего отказываясь от бездумного растрачивания важнейшего экологического ресурса России - территории. Решение этой задачи затрагивает все стороны развития общества - экономическую, социальную и политическую эта стратегическая задача обеспечения экологической безопасности на все обозримое будущее.

Второй важной стратегической задачей остается локальная очистка окружающей среды в местах повышенной Экологической опасности, т.е. в местах наибольшей концентрации населения, промышленности и сельскохозяйственного производства, на базе нормирования качества окружающей среды, внедрения систем очистки и ресурсосберегающих технологий. Она же включает частичное восстановление на нарушенных землях естественных экосистем - природных участков. В целом решение этой задачи не только способствует улучшению условий жизни и работы людей, но и помогает решать основную стратегическую задачу, так как направлено на более эффективное использование территорий. Эта стратегическая задача для каждой конкретной территории имеет свой срок выполнения.

Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране или на отдельной территории, для ее достижения необходима активная международная деятельность. Наблюдаемые глобальные изменения окружающей среды - следствие совокупной хозяйственной деятельности всех государств. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселенные развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развиваются страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения Процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от нее и перехода к расширению таких территорий. Ключевым здесь является вопрос сохранения тропических лесов - самых мощных регуляторов и стабилизаторов окружающей среды. Разработка таких механизмов является задачей ближайшей перспективы.

7.2.3 Основные принципы реализации стратегии экологической безопасности

Оглавление

Для решения основных стратегических задач обеспечения экологической безопасности необходимо опираться на весь спектр известных в мировой практике принципов. Их следует реализовывать на всех уровнях: международном, федеральном (национальном) субъектов Федерации и местном. К этим принципам относятся:

  • затраты на действия, усугубляющие экологическую опасность на любом территориальном уровне (например, запрет на освоение ненарушенных территорий, запрет на хозяйственную или иную деятельность, экологические последствия которой непредсказуемы, запрет на выброс в окружающую среду определенных веществ и т.д.);
  • территориальная компенсация - при вовлечении в хозяйственное использование или при других нарушениях естественных участков территории обязательна компенсация восстановлением ранее нарушенной территории с равноценной или большей по продуктивности естественной биотой;
  • наращивание особо охраняемых территорий;
  • предупреждение ущерба - проведение мероприятий по предупреждению еще не начавшихся, но ожидаемых в результате хозяйственной или иной деятельности нарушений окружающей среды с целью их полного предотвращения или ограничения минимальными допустимыми нагрузками;
  • согласованность - согласование любой хозяйственной деятельности и связанных с ней природоохранных мероприятий, с одной стороны, между властными органами, природопользователем, общественностью и отдельными гражданами, а с другой стороны, с основными стратегическими задачами экологической безопасности;
  • ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду различных видов текущей и потенциальной хозяйственной и иной деятельности и их экологическое экспортирование;
  • разрешительность - получение разрешения на любой вид деятельности, ведущей к нарушениям и деформациям окружающей среды;
  • декларирование - обязательное предупреждение общественности, граждан и властных органов о тех или иных действиях, технологиях, веществах и т.д., могущих привести к нарушениям окружающей среды и ухудшению здоровья людей;
  • регистрация - регистрация новых веществ, особо опасных веществ, биотехнологий, технологий генной инженерии и т.д.;
  • экологическое нормирование потребления территории, изъятия ресурсов, выбросов вредных веществ, уровней загрязнения, остаточных веществ и т.д.;
  • платность ресурсов с учетом их экологической значимости;
  • налогообложение на выбросы загрязнителей и другие нарушения окружающей среды;
  • ответственность (в тон числе материальная) "виновников нарушений окружающей среды за предотвращение ущерба его устранение и компенсацию ущерба";
  • информированность - свободный доступ отдельных граждан, общественности, средств массовой информации и природоохранных органов к экологической информации и информации о нарушениях окружающей среды;
  • научная обоснованность природоохранных мероприятий;
  • обязательность согласованных международных действий. Перечисленные принципы могут быть использованы при разработке федеральной региональной и местной экологической политики.
7.2.4 Механизмы реализации

Оглавление

Решение стратегических задач обеспечения экологической безопасности требует дальнейшего развития природоохранной инфраструктуры России.

Один из самых важных элементов реализации этих задач - дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершенной системы специального экологического законодательства и нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности. Со временем появится необходимость экологизацин и основного закона страны - Конституции в таких позициях, как общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов, прав и обязанности граждан, с тем чтобы обеспечить приоритет проблем экологической безопасности. Система экологического законодательства должна также способствовать развитию природоохранной инфраструктуры.

Другим важнейшим механизмом реализации задач обеспечения экологической безопасности является информационная инфраструктура - система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, начиная от инвентаризации ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий и всех точечных и диффузионных источников загрязнения окружающей среды и кончая текущей информацией о состоянии окружающей среды и экологически приемлемыми внедряемыми технологиями. Такая деятельность должна развиваться прежде всего на локальном уровне и уровне субъектов Федерации, где происходят основные экологические события, с постепенным созданием на этой основе федеральной системы информационного обеспечения экологической безопасности. Характеристики окружающей среда, имеющие глобальное значение или оговоренные международными соглашениями должны оцениваться в федеральных системах информационного обеспечения.

Еще одним важнейшим элементом инфраструктуры для обеспечения экологической безопасности служит система экологического воспитания, обучения и образования. Без ясного понимания существа стоящих перед человечеством и Россией экологических проблем не может быть сознательного и ответственного отношения к их решению. Поэтому необходимо создать систему программ и учебников для начальной и средней школы и систематических курсов лекций по экологической безопасности для всех специальностей в высшей школе в качестве обязательных, которые было бы разумно сочетать с курсами о здоровом образе жизни. Основной целью таких программ, учебников и курсов лекций должны быть переориентация мышления, изменение системы ценностей - от потребительской к природоохранной, осознание природы как фундамента жизни на земле и здоровья человека. Это принципиально важно, так как в настоящее время во всех облостях знаний, в том числе в естествознании, система подготовки направлена на обучение поиску, измерению, использованию и потреблению природных ресурсов. В таком же направлении должна быть переориентирована деятельность средств массовой информации, которые активно формируют сознание людей.

Фундаментальным элементом инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат научные исследования и разработки, в первую очередь исследования взаимодействия человека с биосферой и тех условий требований и ограничений, которые накладывают законы ее развития на деятельность человека с его социальными, экономическими и политическими системами. Научные исследования и разработки должны также служить обоснованием развития всех элементов инфраструктуры.

Невозможно решать стратегические задачи обеспечения экологической безопасности без развитой инфраструктуры финансирования. Некоторые источники финансирования следует реализовать в обязательном порядке на основе законодательства, но их круг может быть существенно расширен. Инфраструктура финансирования в первую очередь должна расширяться на местном уровне и уровне субъектов Федерации, где происходят основные нарушения окружающей среды. 7.2.5 Заключение

Оглавление

Настоящий документ, излагающий концепции обеспечения экологической безопасности России, является своего рода директивой для природоохранных органов всех уровней и должен лежать в основе их повседневной и намечаемой деятельности в пределах их компетенции. Его реализация, исходящая из объективных возможностей каждого природоохранного органа на настоящем и последующих этапах развития, должна шаг за шагом способствовать выходу из локального, регионального и глобального экологических кризисов и все более надежно обеспечивать экологическую безопасность человека и общества в целом на территории России, а также вносить свой вклад в обеспечение экологической безопасности всего человечества. Настоящая Концепция разработана коллективом авторов (научный руководитель - доктор географических наук К.С.Лосев) и утверждена Председателем государственного комитета Российской Федераии по охране окружающей среды. 7.3 Государственный экологический контроль

Оглавление

В 1999 году на территории Мурманской области осуществлялся экологический контроль на 1300 предприятиях, организациях, войсковых частях.

По результатам проверок государственными инспекторами Государственного комитета по охране окружающей природной среды выдано 747 актов и обязательных предписаний.

По фактам нарушения природоохранительного законодательства составлено 217 протоколов, постановлений, о возмещении ущерба, штрафов.

Всего допущено 12 случаев аварийного загрязнения природной среды, в том числе:

г. Оленегорск-8, ОФТС ОГУЭП "Мурманскоблэнерго"

10.06.99г. в 9-оо час обнаружен аварийный сброс нефтепродуктов из камеры управления емкости №3 на рельеф и ручей территории ОФТС в количестве 20 тонн (250 руб.47 коп.).

п. Никель, ОАО "ГМК Печенганикель"

В результате аварийной ситуации на водоводе, через дренажную канаву хвостохранилища обогатительной фабрики на промплощадке г. Заполярный в период с 18.02. по 26.04.99 г. в реку Нама-йоки поступило 1401 кг дитиофосфата, что привело к экстремально высокому загрязнению реки. Ущерб, причиненный окружающей природной среде, составил 132681 руб.52 коп.

г. Мурманск, ООО "Русская водолазная компания".

14.01.99 г. водолазный катер "Протей", принадлежащий компании, затонул у причала № 3 Мурманского морвокзала. В результате затопления катера воды Кольского залива загрязнены нефтью в количестве 12 кг. Экологический ущерб составил 818 руб.26 коп.

г. Заозерск, 1965 ОМИС СФ.

6.02.99 г. в результате неплотно прикрытой задвижки на топливопроводе, произошло переполнение расходной емкости на ТЦ-58 мазутом. Через резервуар отстоя мазут поступил на рельеф территории ТЦ и акваторию губы Б.Лопаткина в количестве 2000 кг. После проведенной очистки рельефа и территории собрано 1950 кг мазута. Безвозвратно утеряно 50 кг мазута. Экологический ущерб составил 3382 руб.50 коп.

г. Полярный, в/ч 20400 СФ.

18.02.99 г. обнаружено загрязнение дизельным топливом марки Л-62 рельефа болота и льда пожарного водоема на территории топливного склада. В природную среду поступило 10983 кг диз.топлива. После проведенной очистки собрано 10756 кг нефтепродуктов. Безвозвратно утеряно 227 кг диз.топлива. Экологический ущерб составил 15356 руб.55 коп.

г. Мурманск, танкер "Azctic Suan"

27.08.99 г. при производстве буксировочных операций у причала № 2 НПК ММРП с танкера в воды Кольского залива сброшено 300 кг флотского мазута.

Экологический ущерб составил 20457 руб.

г.Кировск, ОАО "Апатит"

В ночь с 1 на 2 ноября 1999 г. в результате аварий из цистерны с мазутом на рельеф местности, подъездные пути вытекло 19 тонн флотского мазута. Экологический ущерб составил 41014 руб.35 коп.

г. Апатиты, ООО "Норд-Вояж"

4.12.99 г. на территории Апатитской дистанции пути произошел пожар цистерны с бензином марки Аи-92. В результате пожара сгорело 41,038 тонны бензина, что привело к выбросу в атмосферу загрязняющих веществ. Экологический ущерб составил 3596 руб.47 коп.

п. Видяево, в/ч 98676

25.03.99 г. на территории ТЦ-801 из мазутного резервуара произошел разлив мазута марки Ф-5 в количестве 7315 кг. После проведенной очистки рельефа собрано и утилизировано 6585 кг мазута.

Безвозвратно утеряно 730 кг мазута. Экологический ущерб составил 64199 руб.85 коп.

г. Кандалакша, предприятие "Кандалакшская дистанция электроснабжения ГУП "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги".

23.04. и 26.04.99 года предприятие из 2-х трансформаторов тяговой подстанции произвело сброс на рельеф местности 18,4 тонны трансформаторного масла. Экологический ущерб составил 148707 руб. (не взыскано).

г. Мурманск, ООО "Аванс"

12.10.99 г. при затоплении ССВ-516 "Лира" произошел сброс на акваторию Кольского залива 2,5 тонн нефтепродуктов. Экологический ущерб составил 170470 руб.31 коп.

Кольский район, птицефабрика "Снежная"

3.10.99 г. с пометохранилища птицефабрики при разливе дамбы, допущен аварийный сброс пометосодержащих сточных вод на рельеф местности и через ручей Земляной в реку Кола в объеме 8000 м3. Экологический ущерб составил 127920 рублей (не взыскано).

Общий экологический ущерб составил 728854 рубля.

Взыскано 452227 руб. 7.3.2 Государственный контроль за использованием земель

Оглавление

Руководствуясь Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ и другими нормативными документами, госземинспектора рай(гор)земресурсов в 1999 году провели 1285 проверок на площади 46.8 тыс. га. При этом в 1.4 раза по сравнению с 1998 годом увеличился охват инспекторскими проверками земельных площадей. За этот период выявлено 1088 нарушений земельного законодательства на площади 13 тыс. га, из которых 79% устранено. Эффективность проводимых проверок по сравнению с 1998 годом возросла на 3.4%.

Проводились также целевые проверки: сельскохозяйственных угодий, земель лесного фонда, и соблюдения установленного порядка изъятия и перевода лесных земель в нелесные, соблюдения требований земельного законодательства при выделении земельных участков под строительство жилья и коммерческих помещений, а также при передачи коммерческим структурам в аренду помещений, при заключении договоров купли-продажи и совершении других сделок с земельными участками.

Из всех выявленных нарушений земельного законодательства наибольшее количество 546 (практически половина) приходится на самовольное занятие земельных участков, в том числе 371 земельный участок был занят гражданами. 130 нарушений приходится на нерациональное использование сельхозземель и использование земельных участков не по целевому назначению, 83 нарушения связаны с захламлением земель, 115 с нарушением сроков возврата временно занимаемых земель, 149 с систематическим не внесением платежей за землю.

К нарушителям земельного законодательства применялись различные меры воздействия. Всего оформлено и передано на рассмотрение 1105 материалов организационно-правового характера по нарушениям земельного законодательства (протоколов, предписаний и требований). 252 нарушителя земельного законодательства привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 280 тыс. рублей. 7.4 Государственный контроль природных ресурсов Краткие сведения о недропользователях

Оглавление

На территории Мурманской области работает 76 недропользователей (372 объекта недропользования), из них пять крупные горнодобывающие предприятия: ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ОАО "Севредмет". Остальные предприятия осуществляют добычу неметаллических полезных ископаемых, преимущественно общераспространенных. На пять основных предприятий приходится более 98% платежей за недра и отчислений на ВМСБ. 7.4.2 Эффективность государственного контроля за недропользователями

Оглавление

Абсолютное большинство замечаний устранены в установленные сроки. Предприятия, изменившие свое название или организационно-правовую форму, переоформили лицензии. Стартовые платежи уплачены.

Резко изменилось положение дел с уплатой налога за право пользования недрами и отчислений на ВМСБ в бюджеты разных уровней. Большинство предприятий погасили имеющиеся задолженности. Показатели отчислений на ВМСБ по наиболее крупным предприятиям области на 01.12.99 г.

Предприятие

Полезные ископаемые

Показатели

Размер отчислений, тыс. руб.

Всего

В том числе:

Федер.

Обл.

Предпр.

ОАО "Олкон"

Железные руды

Сальдо на 1.1.99 г.

План на 1999 г.

Начислено

Уплачено

Задолженности (-)

Переплата (+)

-19210

9655

13752

6383

 

-3915

3914

6436

5283

 

-1153

2349

3862

1100

 

-2762

3392

3454

ОАО "Ковдорский ГОК"

Железные руды

План

Начислено

7473

8429

2422

2734

2422

2734

2629

2962

Апатитовый концентрат

План

Начислено

7501

18548

2178

5385

2178

5385

3145

7778

Итого

Сальдо

План

Начислено

Уплачено

Задолженности (-)

Переплата (+)

-17747

14974

26977

17178

 

+940

4600

8119

6529

 

-1590

4600

8119

10649

 

+2530

5774

10740

ОАО "Кольская ГМК"

Cu-Ni комплексные руды

Сальдо

План

Начислено

Уплачено

Задолженности (-)

Переплата (+)

0

42178

50901

 

 

-

10780

11556

11556

 

-

9621

10645

10645

 

-

21777

28700

ОАО "Апатит"

Нефелиновый концентрат

План

Начислено

9108

4252

3554

1659

2222

1037

 

Апатитовый концентрат

План

Начислено

48298

87712

18442

36782

16047

25748

 

Итого

Сальдо

План

Начислено

Уплачено

Задолженности (-)

Переплата (+)

-22444

57406

91964

 

 

+23021

21996

38441

37366

 

-1075

18269

26785

50925

 

+24096

17141

26738

ИТОГО : по четырем наиболее крупным предприятиям.

Сальдо

План

Начислено

Уплачено

Задолженности (-)

Переплата (+)

-59401

124213

183595

134053

 

+ 20090

41290

64552

60734

 

-3818

34839

49411

73319

 

+23908

48084

69632

Кроме проведения контрольной деятельности выполнена большая работа по обоснованию и составлению Порядка расчетов платежей за недра и отчислений на ВМСБ применительно к условиям работы конкретных предприятий. Завершена работа по составлению Порядка расчетов для ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ДГУП "Магнетитский щебеночный завод". Порядок расчета согласован с Мурманским управлением Госгортехнадзора РФ и Государственной налоговой инспекции по Мурманской области. В настоящее время разрабатываются Порядок расчета платежей для ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорслюда", ОАО "Севредмет".

7.5 Международное сотрудничество

Оглавление

  • Проект по установке солнечных батарей на российских маяках начался в 1996 году.
  • Цель этого проекта - установка экологически чистых источников энергии вместо радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), которые используются на российских маяках. На первом этапе был заменен РИТЭГ на маяке, который расположен на острове Большой Айнов. Этот остров входит в состав Кандалакшского заповедника. Стоимость первого этапа составляла 266 тысяч норвежских крон.

    В 1998 году было подписано еще одно Соглашение между Губернаторами Мурманской области и провинции Финнмарк. По Соглашению предполагалось заменить 4 РИТЕга. Оборудование ввезено, но летом 1999 г. было установлено только две солнечные батареи. Остальные будут установлены в 2000 году. Стоимость второго этапа проекта составляла 638,5 тысяч норвежских крон.

  • Проект по развитию альтернативных атомной энергии источников питания
  • Цель проекта - развитие ветроэнергетики на Кольском полуострове. В 1998 году было подписано Соглашение между Губернаторами Мурманской области и провинции Финнмарк (Норвегия) по установки двух ветроагрегатов: на пограничной заставе "Поной" и в поселке Терибирка. Но вместо "Териберки" принято решение об установки ветроизмерительной мачты на турбазе "Лесная". Летом 1999 года на "Поное" и "Лесная" были установлены мачты для измерения характеристик ветра. После анализа полученных данных будет определена необходимая комплектность ветроагрегатов. Стоимость первого этапа проекта составили 110 тысяч норвежских крон. Проект будет продолжен в 2000 году.

  • Проект "Системы инженерного обустройства на площадке №928-Ш с целью предотвращения транзитного фильтрационного потока в районе сооружения №5"
  • Цель этого проекта - сокращение загрязнения радиоактивными веществами окружающей среды (акватории Мотовского залива).

    Российскими специалистами был разработан этот проект. Проектные работы финансировались из государственного бюджета по Федеральной целевой программе "Обращение с РАО и т. д" Реализация этого проекта проводилась полностью за норвежские деньги. В 1998 году был подписан Договор между Губернским правлением провинции Финнмарка (департамент по охране окружающей среды) и Государственным комитетом по охране окружающей среды Мурманской области по финансированию реализации проекта норвежской стороной. Стоимость проекта составляла 6,2296 миллионов норвежских крон.

    Работы начались осенью 1998 года, а 7 сентября этого же года Государственная комиссия приняла строительные работы. Этот проект является составной частью комплекса работ по нормализации радиоэкологической обстановки на береговой технической базе в губе Андреева.

    Строительство инженерного сооружения устраняет контакт транзитного потока подземных вод с фундаментом старого аварийного хранилища для отработанного ядерного топлива. Подземные воды по другому руслу отводятся от здания. В результате чего прекращается вынос радиоактивных веществ из загрязненной территории в акваторию Мотовского залива. Работы проводились без посещения норвежской стороной района строительства. Контроль над строительством осуществлял Государственный комитет по охране окружающей среды Мурманской области посредством фотографирования проводимых работ. Фотографии передавались норвежской стороне.

  • Создание автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в (МТ АСКРО) в Мурманской области
  • Цель создания такой системы - оперативное обеспечение органов государственной власти Мурманской области, органов управления и надзора в области радиационной безопасности, а также населения достверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии радиационной обстановки, фактах, характере, масштабе и последствиях ее ухудшения.

    На основании Постановления Правительства № 600 от 20 августа 1992 года вышло Постановление Администрации Мурманской области от 27.03.96 г. № 90 о региональной целевой программе "Создание единой государственной автоматизированной подсистемы контроля радиационной обстановки на территории Мурманской области (МТ АСКРО)".

    Работы по созданию МТ АСКРО начались в 1994 году. В создании этой системы принимает участие Норвегия, Финляндия и Российские организации.

    Территориальный центр создан на базе Мурманскгидромета. Локальные центры предполагается разместить на Кольской атомной станции и на Северном Флоте.

    Финансирование работ по созданию МТ АСКРО осуществляется из следующих источников:

    • Федерального бюджета - в части мероприятий федеральной целевой программы по созданию ЕГАСКРО в целом и по созданию ведомстенных подсистем и служб на территории области.
    • Бюджетов отраслей, собственных средств предприятий и других внебюджетных источников финансирования - в части и развития ведомстенных подсистем и служб на территории области.
    • Бюджета Мурманской области и привлекаемых внебюджетных источников финансирования.
    7.5.2 Измерение выбросов загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников

    Оглавление

    Данный проект осуществлялся в период с 1995 по 1999 годы. Финансирование проекта производилось Министерством окружающей среды Финляндии. В проекте принимали участия с финской стороны Институт химических технологий Государственного технологического института, отделение экологии, с Российской - специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области. Совместные измерения на источниках загрязнения атмосферного воздуха, выполненные на предприятиях, расположенных на территории Мурманской области и Хельсинки, показали хорошую сопоставимость результатов параллельных измерений. Таким образом, система охраны окружающей среды располагает средствами измерения и специалистами способными оценивать воздействие источников на загрязнение атмосферного воздуха в европейском стандарте.

    7.5.3 Российско - Шведский проект "Оздоровление бассейна реки КОЛА" (КРЕП - KREP)

    Оглавление

    Цель проекта : Поэтапное с помощью организационных мер улучшение качества воды реки Кола и оздоровление экологического состояния бассейна реки - чистая питьевая вода для населения, живущего вдоль реки и г. Мурманска.

    С 1997 года Мурманскгоскомэкология вместе с неправительственной организацией СЕНТЕК (Швеция) приняли решение о совместной программе по окружающей среде бассейна реки Кола, исходя из того, что бассейн реки имеет жизненно-важное значение для большей части населения Мурманской области, поэтому задача оздоровления экологической ситуации в бассейне реки является жизненно-необходимой. Шведская сторона по своей инициативе вызвалась помочь в решении этой проблемы. Шведская сторона оказала содействие в приобретении аналитического и компьютерного оборудования, а также программных средств. Координация осуществлением проекта осуществляется шведской стороной.

    Участники проекта:

    Государственный комитет по охране окружающей среды Мурманской области.

    Мурманское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Комитет природных ресурсов по Мурманской области.

    Областной центр сан-эпидемнадзора.

    ГОУП "Мурманскводоканал".

    Комитет по земельным ресурсам Мурманской области.

    Мурманский государственный технический университет.

    Международный центр обучения и развития при техническом университете г. Лулео.

    Инженерное отделение по экологии при техническом университете г. Лулео.

    Рабочие группы

    В рамках программы КРЕП для повышения эффективности её осуществления были созданы рабочие группы со своими целями и задачами:

  • Рабочая группа №1 - Мониторинг и экологический контроль;
  • Рабочая группа №2 - Экологическая информация - Базы данных;
  • Рабочая группа №3 - Привлечение общественных организаций, граждан, руководителей предприятий и администраций районов, городов, посёлков к работе по проекту (Ассоциация водопользователей реки Кола);
  • Рабочая группа №4 - Финансирование отдельных подпрограмм проекта;
  • Рабочая группа №5 - Координация с другими экологическими программами (например, с EMP).
  • В 1999 году основными участниками проекта осуществлён отбор проб воды в реке Кола от её истоков и до её устья. Отбор проб был произведён в 25 пунктах вдоль русла реки. В лабораториях участников проекта был проведён физико-химический анализ проб по 18 ингредиентам. Результаты анализа занесены в базу данных, созданную на основе ACCESS-97 for WINDOWS .

    Пункты отбора проб нанесены на электронную карту масштаба 1:200000, для этого использовался ГИС ArcView. Каждый пункт отбора проб связан со своей атрибутивной таблицей, в которой содержатся данные анализа.

    Найдена зависимость распределения плотности отдельных ЗВ вдоль русла реки, что позволило выявить участки реки с повышенной плотность ЗВ и выйти на предприятия и населённые пункты интенсивно загрязняющих реку. Создана Ассоциация водопользователей реки Кола. 7.5.4 Международное сотрудничество в области земельных отношений

    Оглавление

    В рамках реализации программ "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932 и "Программы создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра в Мурманской области "199б-2000г.г.", Мурманская область сотрудничает со Сведсервей (Швеция), которая оказывает содействие в вопросах внедрения земельной кадастровой информационной системы в Мурманской области.

    28 августа 1998 года был подписан договор о реализации 1 этапа трехлетнего Соглашения о сотрудничестве между Правительством Мурманской области, Минземстоем РФ и Национальной земельной службой Швеции (Сведсервей АБ). Задачи проекта в Мурманской области заключаются в создании методов управления надежной системой регистрации недвижимости для защиты прав собственности с использованием современных технологий, а также с применением рациональных и экономичных методик обработки операций с недвижимостью и в создании гарантий пополнения бюджета за счет земельных платежей и налогов. Первоочередной задачей проекта в Мурманской области является разработка стандарта и методологии кадастрового картографирования. Для успешного решения вопросов в рамках кадастрового проекта в Мурманской области создана Комиссия по управлению Российско-Шведским кадастровым проектом и группа реализации проекта и была составлена программа мероприятий по реализации Российско-Шведского Соглашения от 28 августа 1998 года на 1999 год.

    Было проведено 4 встречи между консультантами и участниками проекта для планирования и оценки его реализации.

    В результате обсуждения была создана техническая платформа по регулированию географической и атрибутивной базы данных.

    Руководители администраций районов, председатели земельных комитетов и руководитель департамента юстиции по регистрации прав Мурманской области принимали участие в ознакомительной поездке в г.Лулео, Швеция.

    7 специалистов земельных комитетов Мурманской области принимали участие в семинаре и обучении картографированию в г.Кируна, Швеция, в котором также принимали участие специалисты Архангельской области и Республики Карелия.

    Кадастровая индексная карта является основным направлением для Мурманского проекта. Эксперты из Швеции и России обсуждали и работали над методикой и стандартом кадастровой индексной карты применительно к российским условиям. Был проведен анализ методики и технологии создания кадастровых индексных карт, применяемых в настоящее время. Это служит базой для работы по созданию стандарта и методики. Сейчас идет обсуждение содержания географической базы данных. Были проведены переговоры о том, что необходимо для кадастровых работ. С учетом сегодняшнего производства и будущей модернизации географической базы данных время и расходы в равной степени были приняты во внимание.

    Географическая информация должна быть доступна пользователям базы данных. Поэтому была проведена работа по анализу и определению символов, которые следует использовать. Здесь возникают проблемы касающиеся создания символов с использованием картографического программного пакета. Это находится в стадии разработки. В настоящее время разработан классификатор символов и стиль черчения для первого слоя кадастровой индексной карты "Границы", который будет предложен для обсуждения на планируемых семинарах в рамках проекта

    Особое внимание обращается на качество аспектов собранных данных. Все данные должны иметь информацию о своем происхождении. Для этого разрабатывается модель.

    Земельный комитет не имеет доступа к государственной координатной системе для географической информации в области, так как она является секретной. Это решится, если станет возможным создать единую областную местную систему координат. Земельный комитет знает об этой проблеме и работает над ней. 7.6 Государственная экологическая экспертиза

    Оглавление

    В 1999 году экспертами Мурманскгоскомэкологии, внештатными экспертами рассмотрено 317 различных документов, представленных на государственную экологическую экспертизу. В качестве внештатных экспертов в течение года было привлечено 51 ученых и специалистов научно-исследовательских институтов, органов надзора и контроля, предприятий и организаций.

    № п/п

    Наименование документа

    Количество представленных документов

    Согласовано

    Отправлено на доработку

    1.

    Акты выбора площадок (трасс), проекты (РП), экологические обоснования объектов хозяйственной деятельности

    128

    48

    2.

    Проекты (РП) рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ

    28

    7

    3.

    Материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду

    161

    29

    4.

    Объекты Госэкологоэкспертизы, приведенные в пп. 1, 2, 3, поступившие после доработки по замечаниям Госэкологоэкспертизы

    36

    10

    При подготовке экспертных заключений используются сертифицированные программные средства по расчетам выбросов вредных веществ в атмосферу от различного типа производств (котельные, сварочные работы, автотранспортные предприятия) и их рассеиванию в атмосферном воздухе, определению предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты.

    Кроме того, сотрудники отдела ведут большую работу с проектными организациями по улучшению подготовки предпроектной и проектной документации в части учета в должной мере требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. В результате количество отклоненной и отправленной на доработку документации снизилось с 66,4% в 1990 году до 25,5% в 1999 году. Проведение государственной экологической экспертизы в 1990-1998 гг.

    Год

    Количество расмотренной предпроектной и проектной документации

    Согласовано

    Отправлено на доработку и отклонено

    1990

    521

    175

    346 (66,4 %)

    1991

    531

    175

    363 (67,5 %)

    1992

    248

    166

    82(33,1%)

    1993

    402

    185

    217(54,0%)

    1994

    347

    185

    162(46,7%)

    1995

    266

    129

    137(51,5%)

    1996

    313

    182

    131(41,9%)

    1997

    250

    146

    104(41,6%)

    1998

    278

    175

    103(37,05%)

    1999

    317

    233

    84 (26,5%)

    В отдел поступает предпроектная и проектная документация различной направленности: конверсионной, оборонной, рыбохозяйственной, геологоразведочной, горнорудной, металлургической, автодорожной. Среди них немало природоохранных и социально значимых.

    Так, реализация экологического обоснования очистка общего стока комбината "Североникель" от тяжелых цветных металлов уменьшит суммарный сброс тяжелых металлов с 195,5 до 29,8 т/год.

    Хороший экологический эффект будет получен от реализации проекта "Опытно-промышленной установки (ОПУ) автогенной плавки медного концентрата АО "Комбината Североникель".

    Большое внимание было уделено экспертами охране морских вод и сохранению биологических ресурсов при рассмотрении материалов, обосновывающих на 2000 год общие допустимые уловы промысловых рыб, водорослей, беспозвоночных и морских млекопитающих в исключительной экономической зоне и внутренних морских водоемах Российской Федерации.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.96 г. № 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" в течение 1999 года было выдано 124 лицензий и 53 временных разрешений по 8 видам деятельности. За нарушения лицензионных условий за этот же период было приостановлено действие 37 лицензий (всего проверено 27 лицензиатов).

    Заключение: выводы, прогнозы, рекомендации

    Оглавление

    Представленные в докладе материалы свидетельствуют о том, что антропогенное влияние на состояние загрязнения объектов окружающей среды расположенных на территории Кольского полуострова значительно.

    Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия цветной металлургии.

    На состояние поверхностных вод суши влияют предприятия горнодобывающего комплекса, металлургического, теплоэнергетического и коммунального хозяйства области.

    Основными источниками загрязнения морской среды являются морские гражданские предприятия и организации оборонного комплекса.

    На состояние лесных, тундровых и озерных экосистем влияние оказывают не только вредные выбросы местных предприятий, но и удаленных, в том числе зарубежных.

    Заслуживает внимание проблема экономии воды и тепла, велики их потери при транспортировке от водоисточников до водопотребителей.

    Восстановление земель, нарушенных различными видами деятельности, проводилось в недостаточных объемах из-за отсутствия средств.

    Состояние различных видов биоресурсов, включая рыбные запасы, существенных изменений не претерпело.

    Качество подземных вод в целом по области отвечает требованиям, предъявляемым к воде хозяйственно-питьевого назначения. Имеющиеся отклонения по содержанию железа и марганца, вызванные природными факторами, отмечены в отдельных точках области. По химическому составу подземные воды родников, используемых населением для питьевых целей, в целом соответствуют ГОСТу "Вода питьевая", хотя отдельные родники загрязнены, а в некоторых отмечается тенденция роста загрязнения отдельными компонентами. Большинство родников не оборудованы, зоны санитарной охраны не обустроены, нет контроля за бактериологическим состоянием.

    Интенсивная хозяйственная деятельность в ряде промышленных районов области привела к существенному загрязнению поверхностных вод, доля которых в общем балансе водоснабжения составляет 95%. По комплексной оценке качества они относятся к умеренно-загрязненным и загрязненным. В этой связи для области актуален вопрос о переориентации хозяйственно-питьевого водоснабжения из поверхностных источников на подземные.

    Водопотребность населения области в воде питьевого качества не обеспечена разведанными эксплуатационными запасами подземных вод в связи со слабой изученностью потенциальных запасов.

    В результате хозяйственной деятельности предприятий промышненности общая площадь загрязненых земель составляет около 19250 кв. км., образуя сплошную дугообразную полосу от г. Никеля до г. Полярные Зори и распространяясь далее на юг (22% западной части Мурманской области).

    По степени химического загрязнения почв (как основного показателя оценки состояния геологической среды при картировании) на территории западной части Мурманской области выделены:

    • территории с весьма неблагоприятным экологическим состоянием - 2100 кв. км, в т.ч. Мончегорский район площадью 1400 кв. км, можно характеризовать как район экологического бедствия;
    • территории с неблагоприятным экологическим состоянием - 11150 кв. км;
    • территории с умеренно-благоприятным экологическим состоянием - 6000 кв.км.

    Остаются проблемы, возникшие за время эксплуатации атомных энергетических установок, главное место занимает практически полное отсутствие мощностей по кондиционированию радиоактивных отходов и отсутствие предприятия, способного принять отходы на захоронение.

    Требуют неотложного решения вопросы вывода из эксплуатации и утилизации судов гражданского и военного флотов.

    Анализ данных о санитарном благополучии населения Мурманской области, характеризующих состояние здоровья населения и среды обитания человека в 1999 году свидетельствует о том, что в области продолжает сохраняться напряженное положение с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Среди причин смерти по-прежнему ведущими являются болезни органов кровообращения, злокачественные новообразования, несчастные случаи и отравления.

    Продолжает ухудшаться структура и качество питания населения, обостряются проблемы обеспечения людей доброкачественной питьевой водой. Ухудшение санитарно-технического состояния водопроводных сооружений и сетей, несоблюдение требований санитарной охраны водоисточников приводит к риску увеличения инфекционной заболеваемости и вспышкам кишечных инфекций.

    Внедряемые подходы и элементы рыночной экономики не сопровождаются адекватными действиями по созданию безопасных для жизни и безвредных для здоровья условий труда, сохранению здоровья работающих.

    Активные меры по проведению массовой иммунизации населения позволили снизить заболеваемость дифтерией, корью.

    Крайне неблагоприятная эпидемиологическая ситуация складывается с заболеваемостью туберкулезом и венерическими болезнями, требует экстренных мер по переориентации профилактических мероприятий, проводимых службами здравоохранения.

    Отсутствие обнадеживающих признаков повышения уровня жизни населения области и решения других острых социально-экономических проблем в условиях стабилизировавшегося уровня загрязнения среды обитания не позволяет сделать оптимистический прогноз улучшения состояния здоровья населения и медико-демографических показателей.

    Вместе с тем следует отметить снижение воздействия на окружающую природную среду от предприятий, расположенных на территории области. Несколько снизились выбросы тяжелых металлов от ОАО "Комбинат "Североникель", "ТЕКОС".

    Активно осуществляется сотрудничество между Россией, США и Норвегией в рамках проекта "Мурманская инициатива" в области обращения с ядерными и радиоактивными отходами.  

       Объявления
    © 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru