ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Экономика на современном этапе

Финансовая трехлетка

В стране появился современный инструмент регулирования экономики

Незадолго до очередного Послания Президента Федеральному Собранию в российской экономической политике произошло событие, значение которого трудно переоценить. На заседании Правительства 29 апреля был одобрен трехлетний финансовый план, о необходимости которого экономисты говорили уже не один год и над которым специалисты Минфина и других ведомств денно и нощно работали несколько месяцев.

"В совокупности сфера государственных финансов России находится в стабильном состоянии, и мы можем проводить политику на среднесрочную перспективу и планировать финансовые ресурсы для преобразований в различных сферах экономики, - заявил премьер-министр Михаил Касьянов. - Среднесрочный финансовый план - новый элемент бюджетной политики, который стал возможным после трех лет благополучного развития".

По словам вице-премьера - министра финансов Алексея Кудрина, несмотря на ожидаемое с 2004 года снижение налогового бремени, финансовый план является сбалансированным на все три года. Достигнутый уровень доходов не будет снижаться, но также не будет и наращиваться. А. Кудрин подчеркнул, что в среднесрочной перспективе Правительство намерено отказаться и от прироста расходов, при этом расходы будут индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. В частности, в 2004 году планируется снижение расходов федерального бюджета по отношению к ВВП на 0,6 процента. Размер профицита в 2004 году запланирован на уровне 0,6 процента ВВП, в 2005 году - 0,9 процента ВВП.

Добавим, что это не просто новый элемент бюджетной политики, а механизм активного воздействия на экономику всей налогово-бюджетной системы, когда казна перестает быть простым мешком для собирания и последующей раздачи денег, а становится ядром государственного регулирования хозяйственных процессов.

Отметим также, что, пожалуй, впервые на уровне государственного документа зафиксировано долгосрочное согласование налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, пусть хотя бы пока в основном в сфере регулирования валютного курса. Согласно плану, предложенному Минфином, в 2004 году американская валюта подорожает до 32,9 рубля за доллар, а в 2005 году - до 33,8 рубля за доллар.

Разумеется, как и всякий план, одобренный документ не является догмой. Наоборот, это скорее как раз тот каркас, который предназначен для обеспечения стабильности в условиях возможных колебаний внутрихозяйственной и внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения выполнения задач одновременно одобренной Правительством вместе с финансовым планом среднесрочной программы социально-экономического развития. Однако в отличие от программы он не зря называется планом и приписывать ему излишнюю политико-идеологическую нагрузку представляется безосновательным. Как уже говорилось, это сложный инструмент поддержания пропорций в финансовой и денежно-кредитной сфере, наиболее благоприятных с точки зрения национальной конкурентоспособности, сбалансированного развития регионов и экономического роста в целом.

Поэтому параметры налоговых поступлений и бюджетных расходов, инфляции и динамики валютного курса нельзя считать просто прогнозами, сценарными условиями, росписью доходов и расходов на три года или, как поспешили заявить некоторые средства массовой информации, благими пожеланиями Правительства. Для поддержания каждого параметра в требуемых значениях в плане предусмотрены как стандартные, так и резервные меры.

Например, график выплаты внешних долгов существует и выполняется не сам по себе, а в рамках общей программы управления государственным долгом России. В свою очередь развитие рынка государственных ценных бумаг сделает более эффективным денежно-кредитное регулирование, что обеспечит снижение инфляции и, соответственно, процентных ставок. В этом же направлении будет действовать и сбалансированное исполнение бюджета, когда снижение налогового бремени будет подкреплено сокращением бюджетных расходов, а не создавать дефициты и провоцировать нарастание госдолга, инфляции и опять-таки процентных ставок.

Как видно, круг замкнулся. Без системы поддержания финансовой стабильности мы не будем иметь дешевых и "длинных" денежных ресурсов, инвестируемых в реальный сектор экономики. А предсказуемость инфляции и оптимизация денежного предложения останутся постоянной головной болью Правительства и Банка России.

Так что, повторим, трехлетний финансовый план - это не просто прикидочная смета доходов и расходов казны на несколько лет вперед. Это фундамент современной системы государственного регулирования экономики. Конечно, еще далеко не все кирпичи этой системы сделаны и заложены в подобающие им места - взять хотя бы довольно запутанные и произвольные схемы финансовых потоков между бюджетами разных уровней. И дело здесь не только в отставании законодательной базы, регулирующей финансовые взаимоотношения регионов и Центра. Уровень экономического развития большинства регионов еще слишком низок, чтобы полагаться на собственную налоговую базу при осуществлении ими бюджетных полномочий. С другой стороны, Правительство небезосновательно опасается, что закрепление за региональными бюджетами дополнительных источников налоговых поступлений отнюдь не будет способствовать искомой финансовой стабильности и прозрачности. На практике именно это обстоятельство, а не конъюнктурный "нефтяной" форс-мажор будет главным препятствием для осуществления трехлетнего финансового плана.

Евгений Васильчук
© "Российская газета", 2003 г.

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru