ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Политика, что показалось интересным

Новые факторы мировой политики как предпосылки появления концепции личностной безопасности

Глава 1. Глобализация

Главным фактором, влияющим на мировую политику в конце два-дцатого - начале двадцать первого веков, является глобализация. Без рассмотрения ее сущности, причин, основных форм и возможных по-следствий для мировой системы анализ современной мировой политики и политики в области безопасности будет, по меньшей мере, неполным. Прежде всего, представляется необходимым остановиться на определе-нии глобализации. Сам термин "глобализация" был впервые использо-ван 40 лет назад в примечании в статье в "Экономисте". Однако идея модернизации в рамках единого рынка относится еще к работам Сен Симона и Маркса.

В настоящее время, несмотря на широкое употребление термина "глобализация", отсутствует единство взглядов между представителями различных научных дисциплин относительно самого феномена глобали-зации.

В экономических дисциплинах "образы" глобализации многообразны и построены на основах идей постиндустриализма и информационного общества. При этом представление об информационной экономике, ста-новление которой как бы венчает процесс глобализации, остается край-не неопределенным.

Экономический подход к глобализации определяет ее как модель полностью международно интегрированных рынков, удовлетворяющих двум условиям:

· свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капитала;

· уравнивание в статусе иностранных инвесторов (и иностранных граждан, работающих за границей) со статусом собственных граждан. То есть в экономическом смысле - отсутствие иностранцев .

Ричард О"Брайен ввел в обращение термин "конец географии", озна-чающий мир, в котором национальные законы уже не всегда действуют на собственной территории, где финансовые фирмы функционируют как глобально интегрированные предприятия, а не как просто многона-циональные компании, где фондовые рынки открыты для иностранных портфельных инвесторов, а не ограничены в доступе лишь для граждан собственных стран . Однако, как и с другими аспектами глобализации, не вполне ясно, что является фундаментально новым. Еще в средние века существовали многонациональные банки (ломбарды), зарубежные займы, торговля финансовыми обязательствами. Бум банковской дея-тельности, характеризующий вторую половину 1970-х и начало 1980-х годов имеет множество параллелей в истории.

Поэтому глобализация не является совсем новым явлением. Она действительно имеет исторические корни. К концу девятнадцатого века глобальная экономика была достаточно взаимозависима. Технология развивалась довольно быстрыми темпами. Имелась в наличии глобаль-ная культура. Границы были даже более открыты, чем сейчас. Однако с конца 1970-х годов интеграция рынков капиталов и товаров превзошла все предыдущие показатели и продолжается до сих пор. При этом но-вым является не существование международного бизнеса. Новым явля-ются его масштабы. В настоящее время 35000 транснациональных кор-пораций и их более чем 150000 иностранных филиалов создают основу для международной системы производства. Поскольку эта система ме-ждународного производства, которая организуется, управляется и пла-нируется фирмами, доминирует над системой производства, регулируе-мой национальными правительствами, происходит коренное изменение в экономической основе и легитимности государств . Еще президент Никсон в своем послании Конгрессу "Внешняя политика США в 1970-х" отмечал: "Мы видим новые проблемы, которые пересекают географиче-ские и идеологические границы и затрагивают все мировое сообщество. Многие эти проблемы связаны с природой современных технологий. Они отражают сжатие земного шара и растущую взаимозависимость" . Вторая характеристика, нынешней глобализации - распространение но-вых информационных технологий. Согласно определению ОЭСР, гло-бализация связана с развитием глобального производства и информаци-онных сетей .

Новое качество глобализации состоит не только в том, что повыша-ется уровень взаимозависимости и взаимной уязвимости государств. Фактически ослабевает внутренний суверенитет государств по все большему спектру политических направлений. Глобализация ограничи-вает поле деятельности правительств отдельных стран в плане возмож-ности суверенного формирования своих обществ, изолированного ре-шения проблем, затрагивающих национальную территорию.

Основы нынешней глобализации были заложены Соединенными Штатами сразу вслед за Второй мировой войной. Стратегия для этого состояла из трех элементов: обеспечение безопасности, демократизации и экономического развития. Были созданы соответствующие институты: НАТО, система поддержки некоммунистических режимов, программы восстановления Германии и Японии, ГАТТ, МВФ и Всемирный банк.

Необходимой предпосылкой для глобализации в большинстве регио-нов было отсутствие военных действий или острой внутренней борьбы. Хотя стабильное и безопасное окружение часто и принимается за дан-ность, оно является необходимой предпосылкой экономического роста. Другая предпосылка - распространение после холодной войны в боль-шинстве развивающихся стран принципов рыночной экономики. Кроме того, к предпосылкам глобализации относятся разумная налоговая и денежная политика, свободное распространение информации, защита частной собственности и подотчетность (хотя бы в какой-то степени) государственных структур и крупных корпораций обществу.

На наш взгляд, существуют три фактора, способствующие процессу глобализации. Во-первых, и это было признано теоретиками, развитие глобальной капиталистической системы стало возможным в результате фрагментации международной политической системы на соперничаю-щие государства. Разделение политической власти между целым рядом государственных акторов позволило частным акторам со специфически-ми, не привязанными к конкретному месту активами (то есть мобильны-ми в международном отношении активами) "избежать" национальных юрисдикций и играть на противоречиях между различными государст-вами. Во-вторых, до недавнего времени большинство факторов произ-водства были лишь в очень малой степени мобильны. В двадцатом же столетии технологические изменения снизили стоимость связи и транс-порта и вовлекли гораздо большие сегменты экономики и общества в международные взаимодействия. В-третьих, внутриполитические струк-туры промышленно развитых стран создали сферы частной деятельности и затем помогли проецировать их на международную арену. Именно эти частные акторы и являются двигателями глобализации. Поэтому для то-го, чтобы понять глобализацию, необходимо понять, какое место част-ные акторы занимают в национальной экономической сфере ведущих стран.

Основной движущей силой глобализации является информационная революция. Другая движущая сила - рыночная конкуренция, выну-дившая крупные корпорации распространить свои операции на разви-вающие страны.

Почти все стороны современной жизни были затронуты информаци-онной революцией. Одно из наиболее серьезных ее последствий - гло-бализация экономики. Наиболее заметным ее проявлением является то, что бизнес должен иметь глобальный доступ к рынкам, финансам, парт-нерам и т.д. В долгосрочной перспективе более важна связь националь-ных экономик всего мира. Как отмечалось Комиссией по национальной безопасности США, "экономические спады, которые ранее были эпизо-дическими и локальными, могут благодаря интеграции глобальных фи-нансовых рынков стать системными по происхождению и более гло-бальными по последствиям" .

По мнению отечественных исследователей, глобализация мировой экономики - понятие более широкое, чем интеграция, поскольку пред-полагает взаимозависимость даже не связанных тесно друг с другом частей мировой экономики. Понятия экономической глобализации и интернационализации хозяйственной жизни отражают усиление взаи-мозависимости мира. Однако интернационализация означает, что у на-циональных экономик появляются международные интересы, требую-щие многостороннего сотрудничества. Глобализация же акцентирует тот факт, что проблемы любой экономики, любого рынка со временем превращаются в мировые, глобальные и требуют для своего решения не просто многосторонних, но и всеобщих усилий .

Тот факт, что в преддверии XXI в. исследователи, политики и ди-пломаты переместили акцент с взаимозависимости участников между-народных отношений на тенденции глобализации мировой политики и экономики, был обусловлен ростом влияния в деятельности мирового сообщества новых факторов, проявивших себя лишь в самое последнее время . В результате, по словам С.Стрэндж, международная политиче-ская экономия уже не является подразделом международных отноше-ний. Скорее, международные отношения могут стать подразделом меж-дународной политической экономии .

Используя экономическое определение глобализации, следует пом-нить, что экономическая глобализация является зависимой переменной, находящейся под действием более широких изменений. Для ее понима-ния необходимо понять не только экономические, но и политические, социальные и этические измерения информационной революции и дру-гих новых факторов, действующих в мировой системе.

Другой способ определения глобализации - сочетание юридических и организационных категорий. Ричард О"Брайен выделял следующие виды деятельности:

· внутренняя деятельность;

· международная деятельность, связанная с продажей товаров и услуг, финансовыми потоками, движением людей через границы;

· многонациональная деятельность, связанная с деятельностью в более чем одной стране одновременно;

· оффшорная деятельность, проходящая вне юрисдикции конкретных государств;

· глобальная деятельность, отличающаяся от международной, много-национальной и оффшорной степенью интеграции и координации. По-купатели в этом случае получают действительно глобальное обслужи-вание, а производство организуется, почти не принимая во внимание национальные границы.

Глобализация означает смесь международной, многонациональной, оффшорной и глобальной деятельности .

В рамках культурологии глобализацию понимают весьма по-разному: и как тенденцию к созданию некой единой мировой культу-ры/цивилизации; и как растущую взаимосоотнесенность различных культур, не порождающую новую культуру, а построенную либо на господстве одной из них, либо на их "концерте"; и как более сложные схемы, например, общность сознания, включающего в себя проекции глобального мира, продуцируемые локальными цивилизациями. Налицо полярно противоположные трактовки. Преодоление такой полярности намечено, пожалуй, в постановке проблемы о возрождении идентично-сти в условиях информационной революции (Мануэль Кастеллс).

Между тем в собственно социологических дисциплинах выход к идее мирового социума обозначен более скромно. В них глобализацию трак-туют скорее как многосторонний процесс взаимосвязывания структур, культур и субъектов в мировом масштабе (Маргарет Эрчер) или же как процесс, размывающий географические границы социокультурных нормативов и сопровождаемый растущим осознанием этого (Малком Уотерс). Наконец, тот же процесс определяют как интенсификацию об-щественных отношений в мировом масштабе, так что события в тех или иных отдаленных друг от друга местах оказываются взаимосвязанными (Антони Гидденс). В итоге глобализация предстает как сжатие мира в одно целое, чуть ли не в одну точку, с одновременным осознанием этого целого локальными частями (Роланд Робертсон).

Пространственный и даже пространственно-временной аспект глоба-лизации находит отражение в географических дисциплинах, особенно в их исторических ответвлениях. Во франкоязычной литературе "мондиализа-цию" (эквивалент "глобализации") понимают как трансакционный процесс, порождаемый всевозможными обменами между разными частями земного шара, или как своего рода всеобщий обмен в масштабах человечества .

В теории международных отношений все чаще говорят о необхо-димости анализировать не только транс- и кросснациональные феноме-ны, но и мировой социум. В теории международных отношений понятие "глобализация" тесно связано с активно обсуждавшимися в 1970-80-х годах концепциями взаимозависимости участников международных от-ношений. В этом же ряду стоят представления о мировом, или глобаль-ном, гражданском обществе. По мнению Х.Булла, глобализация - это распространение европейской системы государств по всему миру и ее трансформация в систему государств глобального измерения .

Конференция ООН по развитию определяет глобализацию как появ-ление вспомогательных организаций, которые имеют своей миссией управление увеличившейся сетью действий и трансакций .

Определение глобализации как долгосрочного процесса предполага-ет переход к некоему глобальному состоянию мира - состоянию, при котором взаимосвязанные сети делают традиционные границы не столь значимыми . Это новое глобальное состояние также неотделимо от глобального управления, при котором мировое сообщество должно взять на себя "большую коллективную ответственность в широком спектре областей, включая безопасность" . Такой подход подчеркивает существующий "дефицит управления", или несоответствие между су-ществующими правилами, регулирующими торговые трансакции, и правилами, действующими в других областях. Наконец, подобное гло-бальное состояние предполагает некое единство человеческого духа, выражаемое в общем наборе основных норм.

Некоторые исследователи отделяют политическую глобализацию от экономической. По их мнению, политическая глобализация означает, что политические события (конфликты, политическая борьба, выборы и т.п.) в той или иной стране, которые, согласно господствовавшим до сих пор представлениям являются исключительно их внутренним делом и не допускают вмешательства извне, могут приобретать глобальное зна-чение и затрагивать интересы других государств. Политическая глобали-зация потребует, таким образом, какой-то приемлемой формы преодоле-ния принципа невмешательства и будет сопровождаться внедрением в мировую практику новых механизмов обеспечения мира - миротворческих операций или международных санкций против "плохих" режимов .

По словам А.С.Панарина, "глобализацию можно определить как про-цесс ослабления традиционных территориальных, социокультурных и государственно-политических барьеров (некогда изолирующих народы друг от друга и в то же время предохраняющих их от неупорядоченных внешних воздействий) и становления новой, "беспротекционистской" системы международного взаимодействия и взаимозависимости" . Как он считает, мир глобален в смысле "объективной взаимозависимости народов; он несравненно менее глобален в смысле субъективной политической готовности действительно сообща, на основе добросове-стной партнерской кооперации, решать глобальные мировые или регио-нальные проблемы. Мир глобален в смысле наращивания каких-то единых, сквозных транснациональных измерений и пространств; он несравненно менее глобален, если принять во внимание тот факт, что преимуществами такой глобальности пользуются одни (наиболее разви-тые страны-гегемоны), а издержки несут другие, представляющие так называемое догоняющее, или зависимое, развитие. Политику следует признать одним из интегрирующих факторов, связующим судьбы наро-дов и готовящим единую историческую перспективу человечества (хо-тя, скорее всего, совсем не ту, о которой нам уже успели поведать "ве-ликие учения"). Если политика есть производство власти, то глобальная политика есть драма, связанная с производством, распределением и пе-рераспределением власти в мировом масштабе. Если политика есть драма производства власти, то, следовательно, только в глобальном ми-ре речь идет уже не об ограниченной теми или иными национальными рамками, а поистине безраздельной, тотальной власти" .

Выделяются различные подходы к тому, какие формы можно при-дать процессу глобализации.

Первый подход мыслит возникающее мировое сообщество в виде уве-личенной модели национального государства. Его сторонники выдвигают идею мирового правительства. Однако такому институту не будет хватать легитимности. Пожалуй, большинство теоретиков международных отно-шений согласились с преждевременностью идеи создания мирового пра-вительства. Поэтому в ближайшее время мировая система вряд ли будет иметь центральный институт, обеспечивающий подчинение отдельных акторов существующим нормам . В этом смысле основной характери-стикой международных отношений по-прежнему является анархия.

Второй подход видит реформированную ООН в качестве главного действующего лица в управлении процессом глобализации. Однако этот подход не уделяет должного внимания роли частных акторов. Попытки же реформирования ООН (до сих пор неудачные) с целью обеспечить доступ этих акторов к процессу принятия решений будут рассмотрены в последнем разделе данной работы.

Представители третьего подхода главными действующими лицами процесса глобализации видят гегемонистскую державу США или дру-гие сверхдержавы, которые решают глобальные проблемы на своих ус-ловиях. Этот подход получил, в частности, распространение в национа-листических кругах самых различных по уровню развития стран.

Четвертая группа считает необходимым так называемое кооператив-ное глобальное управление. Подробнее это направление будет рассмот-рено в седьмой главе.

Естественно, выбор той или иной формы процесса глобализации на-ходит отражение и в политике в области безопасности ведущих держав, а также в развитии новых концепций безопасности. При этом следует учитывать, что глобализация проходит во многих формах. Экономиче-ская глобализация - лишь одна из них. Временные задержки между различными формами способствуют конфликтам.

Последствия глобализации неоднозначны, как неоднозначны и их оценки. Как писали Ергин и Станслоу, "возникает новая действитель-ность. Это не процесс, а условие - глобальность, мировая экономика, в которой традиционные и знакомые границы преодолеваются или стано-вятся неуместными. Конец Советского Союза и коммунизма перекроил карту мировой политики и подчинил идеологию как доминирующий фактор в международных делах" .

Если глобализация есть движение к этому глобальному состоянию, тогда ее основной характеристикой будет являться интеграция. Т.Фридман, определял глобализацию как "интеграцию рынков, нацио-нальных государств и технологий в степени, которая не встречалась ранее" . Интеграция означает в данном контексте процесс, состоящий из двух элементов. Одно из значений интеграции означает интенсифика-цию контактов, но вовсе не обязательно наличие общих ценностей. Более высокая форма интеграции означает общую идентичность, ос-новывающуюся на нормах, а не на принципах, вроде общности языка или этничности. Интеграция в этом значении является основой для плюрали-стического общества .

Хотелось бы отдельно подчеркнуть достаточно конфликтный харак-тер, который принимает процесс глобализации в последние годы. Один из становящихся все более распространенных типов конфликтов - конфликт по поводу распределения ее плодов. Растущее благосостояние и интеграция могут даже увеличивать политическую нестабильность, поскольку ве-дут к большей экономической зависимости, что создает ощущение опасности. Рост благосостояния и нестабильность очень часто идут рука об руку. Классическим примером может служить пери-од с 1900 по 1914 годы, когда уровень межгосударственной торговли достиг беспрецедентных масштабов при постоянно усиливающейся на-пряженности в политической сфере. Поэтому в ближайшем будущем растущее глобальное процветание может привести к росту нестабильно-сти. Сама глобализация кроме очевидных преимуществ может иметь негативные последствия.

Первая группа таких последствий лежит в области экономики. Большинство экономистов положительно оценивают глобализацию, поскольку для них главной ценностью является эффективность. Глоба-лизация же поощряет рыночное поведение, которое требует эффектив-ности. Результат глобализации за последние годы - экономический рост и рост реального дохода населения многих стран мира. Критики глобализации связывают ее с распространением бедности. Они уверены, что глобализация, помимо всего прочего, разрушает самобытные куль-туры и ухудшает состояние окружающей среды. Примером может быть Доклад Программы развития ООН, который указывает на то, что глоба-лизация угрожает личностной безопасности .

Финансовый кризис в настоящее время может распространиться по всему миру за считанные часы. Азиатский кризис был первым настоя-щим кризисом глобализации. Падение тайского бата повлияло на боль-шинство стран Азии, затем Южной Америки. Снижение доверия, свя-занное с азиатским кризисом, дошло и до России, вызвав финансовый кризис. В Индонезии, которая была наиболее затронута кризисом, эко-номический рост снизился на 14 процентов за один год. Правительство Сухарто пало, сепаратистские движения значительно активизировались. Кризис был вызван, прежде всего, внутренней политической и струк-турной слабостью государств, которые ему подверглись. Однако глоба-лизация усилила эти слабости. Хотя она и принесла достаточно высокие темпы роста в большую часть азиатского региона, она также привела к большому объему краткосрочных заимствований и огромному количе-ству сомнительных проектов. Финансовый сектор был слаб и недоста-точно регулируем. Система социальной защиты была просто не способ-на сгладить последствия кризиса. Реакция же международного сообще-ства лишь ухудшила ситуацию.

Нестабильность во многом является следствием скорости работы фи-нансовых рынков. Быстрота перемещения данных по всему миру усили-вает нестабильность движений денежных средств и может повергнуть фондовые рынки в кризис в течение считанных минут. Денежные средст-ва могут быть изъяты практически мгновенно и при достаточно слабом государственном контроле над этим процессом. За исключением энерго-носителей ни один товар не имеет столь сильного влияния на государства, какое имеют денежные потоки. Поэтому полное отсутствие государст-венного контроля над ними может увеличивать конфликтный потенциал.

Адекватные процессу глобализации рынков правила игры в мировой экономике необычайно трудно установить, не в последнюю очередь потому, что властные отношения в политике и экономике очень сильно отличаются друг от друга, постоянно меняются в связи с быстрым раз-витием мировых экономических процессов . Разработка правил в об-ласти глобальной экономики замедлилась также из-за того, что быстро набирает силу отчуждение между все еще по преимуществу государст-венными национальными секторами и частным сектором в экономике, который все больше интернационализируется.

Таким образом, силы, которые обычно ассоциируются с экономиче-ской глобализацией, в краткосрочной перспективе угрожают стабильно-сти некоторых ключевых стран, усугубляют социальное и экономиче-ское напряжение и увеличивают потенциал противодействия глобализа-ции. Некоторые регионы, похоже, вообще не способны успешно конку-рировать в глобальной экономике и поэтому могут перейти к агрессив-ному поведению.

Другая негативная тенденция - усиление этнических конфликтов. Как писал Г.Киссинджер, "мир может превратиться в двухъярусную систему, в которой глобализирующиеся элиты связаны общими ценно-стями и технологиями, в то время как большая часть населения чувству-ет себя исключенной [из процесса глобализации] и обращается к нацио-нализму и этничности в попытках освободиться от того, что она считает американской гегемонией" . По мнению М.Кастельса, "националисти-ческие движения как движения, рационализирующие интересы опреде-ленной элиты, создают национальную идентичность, которая, в случае ее успеха, поддерживается государством-нацией, затем распространяет-ся пропагандой среди его граждан до такой степени, что они готовы отдать жизнь за свою нацию" . Национализм не обязательно является элитным феноменом. Более того, чаще всего в настоящее время нацио-нализм является реакцией против глобальных элит. Конечно, глобали-зация не является единственной причиной обострения этнических кон-фликтов, однако информационная прозрачность делает их доступными широкой аудитории и усиливает их.

Национализм может быть определен как теория политической леги-тимности, постулирующей, что политическое объединение (государст-во) и национальное объединение должны совпадать . Национализм подразумевает коллективную национальную идентичность. Он нацелен на сохранение и защиту государства, которое защищает нацию и кото-рое является единственным легитимным источником власти.

Численность существующих этнических групп в начале XXI века оценивается в 2-5 тысяч . Большинство из существующих 191 госу-дарств являются этнически гетерогенными, причем имеется тенденция к росту этой гетерогенности. Следствием этого и является усиление кон-фликтного потенциала.

Сущность национализма заключается в идентификации индивида с нацией или национальным государством. Глобализация приводит к личной идентификации с глобальным сообществом и не требует личной идентификации с государством. Государство, формирующееся без нацио-нальной идентификации, с населением, которому по-прежнему требуется идентификация с какой-либо группой, подвержено общественному рас-колу. Индивиды идентифицируют себя не с государством, а с кланами, семьями, территориями, определенной культурой или субкультурой.

Третья группа негативных последствий глобализации связана с тем, что она разделяет мир на лагеря "победителей" и "побежденных". Чем менее развита страна, тем меньше она выигрывает от глобализации. В легко адаптирующихся странах глобализация укрепляет стабильность и благосостояние. Однако некоторые страны должны бороться лишь за то, чтобы сохранить свое место на мировом рынке. Ширящийся разрыв между этими странами и остальным миром приводит к их внутренней и региональной нестабильности. Некоторые страны вообще не в состоя-нии сохранить свое место в глобальной системе. Это приводит к обост-рению этнических конфликтов и распространению терроризма. К при-мерам подобной схемы развития событий можно отнести то, что азиат-ский экономический кризис привел к нестабильности в Индонезии и, в итоге, к размещению миротворческих сил ООН в Восточном Тиморе.

Глобализация порождает зависть и возмущение многих стран и групп, которые хотят присоединиться к глобальной экономике, но еще не являются ее частью. Усложняют ситуацию и остатки напряженности между развитыми странами (пример - нежелание Великобритании в полной мере принять ценности ЕС).

Внутри самих стран есть как выигравшие, так и проигравшие в ре-зультате глобализации. Хотя какая-либо страна могла и улучшить свое положение в результате глобализации, некоторые сегменты общества могли серьезно пострадать. В этом причины протестов против глобали-зации в развитых странах.

"Победители" (как на международном, так и на национальном уров-не) завоевывают еще больше, а "побежденные" еще больше теряют. В результате основное ядро рыночных демократий, пользуясь плодами глобализации, становится еще более интегрированным. В то же время менее развитые страны в результате глобализации дезинтегрируются. Они могут не иметь никаких стимулов для того, чтобы придерживаться международных норм поведения. Такие страны вместе с противозакон-ными транснациональными организациями могут присоединиться к уже существующим странам (странам-изгоям), не соблюдающим общепри-нятые нормы. Обладание же такими государствами оружием массового поражения таит в себе несколько угроз. Одна из них заключается в том, что они могут использовать эти вооружения для оказания давления на соседей. Другая - состоит в том, что они могут сдерживать внешнюю интервенцию, что позволит им проводить агрессию против соседей с использованием обычных вооружений.

Как правило, глобализация приносит большую часть своих плодов элитам и городскому среднему классу. Если эта доля растет слишком быстро, а остальные части общества не получают от глобализации ниче-го позитивного в результате наличия монополистов или коррупции, правительство может потерять свою легитимность. Это имело место в случае Индонезии. В случае, когда правительство искусственно сдер-живает глобализацию путем, например, ограничения свободного досту-па к информации и изоляции своих граждан, могут иметь место выступ-ления среднего класса (случаи Китая или Ирана).

Ширящийся разрыв в доходах как внутри стран, так и между стра-нами и регионами является достаточно большой проблемой. Имеет ме-сто и разрыв между странами с хорошим доступом к новым информа-ционным технологиям и теми, кто такого доступа не имеет.

Каждая страна должна выбрать между участием в глобальной эконо-мике и постоянной бедностью. Участие означает, что государство (а не только предприниматели конкретной страны) должно следовать опреде-ленным правилам поведения. Как писали Р.Кохэйн и Дж.Най "Прозрач-ность становится важным активом для стран, ищущих инвестиций. Спо-собность скрывать информацию, которая была ценной для авторитарных государств, подрывает доверие и прозрачность, необходимые для привле-чения инвестиций и поддержания глобальной конкурентоспособности" .

Подобная система может привести к образованию альянса тех, кто выступает против глобальной элиты. Стабильность новой системы бу-дет зависеть от того, сможет ли глобальная элита эффективно контро-лировать это большинство. Кроме того, новая система должна, по край-ней мере, выглядеть справедливой для большинства населения.

В странах со слабыми правовыми и институциональными структу-рами глобализация также обострила и проблемы взяточничества и кор-рупции. Проанализировав более 30 экономических, политических и со-циальных индикаторов в 34 странах, А.Т.Керни пришел к выводу, что быстро глобализирующиеся страны испытывают стремительный рост коррупции . Коррупция в этих странах выходит из под контроля и мо-жет вызвать падение правительств или банкротство корпораций.

В результате нового деления мира оказалась сломанной не только привычная ось "запад-восток". Требует серьезных корректив и модель "север-юг".

Согласно одному из сценариев, вследствие этих процессов глобаль-ные элиты будут преуспевать, однако большинство населения не смо-жет воспользоваться плодами глобализации. Рост населения и нехватка ресурсов приведут к упадку развивающихся стран и станут источником миграционных потоков. Новые технологии не смогут решить возник-шие проблемы, являясь лишь инструментом криминальных сетей. Управление будет неэффективным как на национальном, так и на меж-дународном уровне .

В-четвертых, по мнению некоторых исследователей, с потерей го-сударством контроля над экономикой происходит революционная трансформация глобальной системы безопасности . Страны, отказываю-щиеся участвовать в глобальной экономике, должны все более отставать от участвующих в ней. По мере роста этого отставания они могут обра-титься к военной агрессии и терроризму. Чаще всего те, кто не пользуется плодами глобализации, винят в этом не себя, а заговорщиков вовне .

Решения, принимаемые многонациональными финансовыми инсти-тутами или инвесторами на другом конце мира, могут определять эко-номическое положение нации в той же степени, как и решения, приня-тые ее лидерами. По словам Джессики Мэтьюз, "правительства не про-сто теряют автономию в глобальной экономике. Они делят власть (включая политические, социальные роли и функции, связанные с безо-пасностью) с бизнесом, с международными организациями и множест-вом неправительственных организаций" .

Новое качество глобализации состоит не только в том, что повыша-ется уровень взаимозависимости и взаимной уязвимости государств. Фактически ослабевает внутренний суверенитет государств по все большему спектру политических вопросов. Глобализация ограничивает возможности правительств отдельных стран для суверенного формиро-вания своих обществ и самостоятельного решения проблем, затраги-вающих национальную территорию. В результате наряду с глобализа-цией в области экономики возникает новая глобальная система полити-ческих отношений. Она является всеобъемлющей системой, состоящей из множества взаимосвязанных подсистем. При этом взаимозависимая глобальная система просто не может позволить сбоев в какой-либо из составляющей ее подсистем. Основной проблемой ближайшего буду-щего будет обеспечение того, чтобы местные конфликты разрешались до того, как они выйдут на уровень этой глобальной системы. При этом в ближайшем будущем трудно ожидать установления стабильного по-рядка на длительный период. Возможно, для разрешения возникающих проблем возникнут новые глобальные организации (не такие долговеч-ные, как организации прошлого).

Факторами, влияющими на новое распределение силы являются:

1. Новая территориальность, то есть конкретные территории, где глобализация материализуется в конкретных институтах и процессах. Эта материализация происходит, главным образом, в так называемых высокоразвитых странах.

2. Новые режимы для регулирования межграничных экономических трансакций. К юридическим новациям относится, например, дерегуля-ция. В данном контексте деругуляция является не просто снижением значения государства, а важным механизмом обеспечения межгосудар-ственного консенсуса в вопросах глобализации, позволяющим совме-щать суверенитет и транснациональную деятельность корпоративных экономических акторов .

3. Рост экономической активности, происходящей в электронной форме.

4. Формирующаяся глобальная система, размывающая старые гра-ницы между внешней и внутренней политикой и между экономикой и национальной безопасностью. События в одной сфере могут иметь по-следствия в другой.

5. То, что внешнеполитическая стратегия в условиях глобализации должна основываться на междисциплинарном анализе, учитывающем все аспекты глобализации, включая не только торговые, финансовые, технологические, военные, политические, и социальные, но и культур-ные, религиозные, психологические, исторические и иные аспекты. Хо-листический подход является единственно возможным.

Глобализация не ограничивается лишь собственно глобальным уровнем. Она ведет к региональной интеграции. Она создает новый кон-текст для применения национальной мощи. Сочетание новых техноло-гий, международных институтов, органов местного самоуправления и негосударственных акторов ослабляет монополию национальных госу-дарств на осуществление властных полномочий и создает новые формы управления . Меняется и способность государств обеспечивать собст-венную безопасность.

Наконец, глобализация действует и на индивидуальном уровне. От-дельные диссиденты могут привлекать внимание глобальной аудитории. Глобализация приводит к дифференциации индивидов в обществе друг от друга и от признанных авторитетов. Кроме того, она позволяет граж-данам взаимодействовать совершенно иным образом, в том числе и по проблемам, связанным с безопасностью.

Пятой проблемой является то, что глобализация также создает труд-ности с охраной окружающей среды. Связанная проблема - более лег-кое распространение инфекционных заболеваний.

Таким образом, глобализация имеет целый ряд как положительных, так и отрицательных последствий. Для того чтобы понять стратегические последствия глобализации, необходимо проанализировать как нынеш-нюю структуру, так и процесс изменений в нынешней мировой системе. Между ними существует большая разница. Структура связана с основны-ми характеристиками мировой системы: основными акторами, их взаимо-отношениями друг с другом, их взаимодействиями. Процесс связан с ди-намикой изменений мировой системы, которые меняют систему нынеш-нюю и приводят к созданию системы новой. Во время холодной войны наибольшее значение имела структура, поскольку мир был стабилен в результате двухполярности. В нынешних условиях структура сохраняет свое значение. Однако для анализа международных отношений более важен процесс изменений. Причина этого в том, что мировая система не является стабильной. Многие изменения не являются ни эволюционными, ни линейными. Они приведут к тому, что структура мировой системы будущего будет существенно отличаться от нынешней.

Во-первых, следует признать, что противоречие между усиливаю-щейся потребностью мира в единой экономике и господством нацио-нально-государственной формы хозяйствования представляет собой основное противоречие современной эпохи - если угодно, эпохи гло-бализации, сменившей эпоху холодной войны.

Устойчивое развитие - развитие, которое удовлетворяет нынешние потребности, не принося в жертву способность будущих поколений удовлетворять их нужды, при этом не нарушая государственный суве-ренитет . Для достижения этой цели необходимо международное сотрудничество. В то же время многие существенные вопросы, связанные с устойчивым развитием, могут рассматриваться не только с глобальной, но и с местной точки зрения. Они требуют децентрализованного сотрудничества и действий на местах. Они требуют действий, которые поддерживаются одновременно и правительствами, и гражданским обществом. Для достижения этих целей необходимо одновременно задействовать местные, национальные и международные ресурсы и институты.

Идеология устойчивого развития (sustainable development) привлека-тельна по целям и как идеал, но (как и всякая идеология) неопределенна по путям и средствам достижения поставленных целей. Она - первый ответ мирового сообщества на бесспорный и пугающий факт резкого и глубокого дестабилизирующего воздействия человека на природно-физический комплекс. Вместе с тем уже сейчас очевидно и в целом при-знано, что возврат к прежнему экологическому балансу невозможен, а установление нового потребует в качестве условия и предпосылки ко-ренных перемен не только в технологиях, но образе жизни, социальных ожиданиях, во всем устройстве общества и мира.

Во-вторых, региональные и международные организации и прави-тельства должны взаимодействовать с гораздо большим количеством негосударственных акторов. Глобальная экономика дала корпорациям беспрецедентные ресурсы. В настоящее время агентами международ-ных экономических изменений являются глобальные организации биз-неса. При этом их успех зависит от того, в какой степени они способны осознать требования нового, крайне конкурентного окружения. Другие организации, индивиды и даже правительственные органы (включая военных) могут извлечь для себя преимущества, следуя по пути, ука-занному этими глобальными организациями бизнеса. Реакция ТНК на глобализацию является ключом для понимания того, какие силы, идеи и взгляды будут формировать общечеловеческое будущее.

Будущее глобальных организаций бизнеса формируют процессы, происходящие в пяти сферах:

1. Глобализация экономики и ее переход к цифровым технологиям.

2. Ситуация геополитического мирового беспорядка.

3. Борьба за экологический баланс.

4. Новое внимание к идеологическим и этническим факторам.

5. Конфликты по поводу культурной самобытности .

Мир глобальных корпораций заметно изменился в результате техно-логической революции. Глобальные многонациональные корпорации встречают новые вызовы и пытаются воспользоваться новыми возмож-ностями, создаваемыми глобальными рынками. Это приводит к неви-данной до сих пор консолидации (и слияниям). Глобальные компании имеют цели и интересы, которые распространяются за пределы нацио-нальных границ. Глобальная информационная система, которая требу-ется для поддержки этих компаний, во многом ответственна за рост Ин-тернет, международной телекоммуникационной и транспортной инфра-структуры.

Причем многие из корпораций являются политически активными. Неправительственные организации, которые ранее в основном интере-совались внутриполитическими проблемами, вышли на международный уровень. В силу самой природы глобализации, международное сотруд-ничество сейчас нарушает внутренний суверенитет и требует участия негосударственных акторов .

В-третьих, индустриализация, модернизация, технологическое раз-витие имели место на протяжении последних двух столетий. Однако различные страны и культуры отвечали на эти процессы по-разному (например, капиталистическая Европа и социалистическая Россия). Ре-зультатом этого является нынешний многообразный мир. Это многооб-разие не может исчезнуть быстро в результате глобализации. Глобали-зация, вероятнее всего, приведет не к доминированию единственной модели государственного устройства, а к новому многообразию.

В-четвертых, глобализация впервые в истории создает действительно международную систему. Это означает, что акторы и действия, предпри-нятые в одном месте, действуют на другие части мира. В прежние вре-мена некоторые регионы создавали единые политические и экономиче-ские системы. Примером может служить Европа перед Первой мировой войной. Однако настоящая система не существовала, поскольку все клю-чевые акторы находились рядом друг с другом. Для существования сис-темы необходимо, чтобы изменения в одном из компонентов, находя-щемся на периферии системы, приводило к существенному изменению другой части, расположенной на противоположной части системы.

В-пятых, теоретически глобализация кладет конец учету геополитиче-ских мотивов, поскольку страны могут добиться своих экономических целей рыночными методами, а безопасности путем многостороннего со-трудничества. На практике, хотя крупные державы и желают участвовать в мировой экономике, они проводят самостоятельную политику в области безопасности, не всегда подчиняясь американской гегемонии.

Примером может служить нынешняя Россия, которая хотя и потеря-ла значительную часть своей мощи, все еще обладает некоторыми ре-сурсами для проведения самостоятельной внутренней политики, поли-тики в области безопасности и самостоятельного экономического курса. РФ как раз и провозглашает основной целью внешней политики защиту национальных интересов.

Внешняя политика КНР также декларирует защиту национальных интересов. Однако ситуация здесь сложнее, чем в случае России. Внеш-няя политика КНР находится под влиянием целого комплекса иногда противоречивых идей. Кроме того, страна находится в периоде роста. Долгое время Китай был азиатской континентальной державой, обеспо-коенной доминированием или даже оккупаций со стороны иностранных империалистов (как это было во время Второй мировой войны). С недав-них пор внешняя политика КНР стала более ориентирована на внешний мир. Основным фактором было желание выйти на мировой рынок. Кро-ме того, геополитическое расширение стало дополнительным фактором.

Таким образом, глобализация не устраняет традиционные геополи-тические соображения. Правительства и различные негосударственные акторы мотивированы не только экономическими стимулами. По-прежнему существуют конфликты из-за территории и границ, ресурсов, этнических и культурных различий. Создается сочетание старых кон-фликтов и конфликтов, вызванных формирующейся глобальной систе-мой.

В-шестых, глобализация создает новый контекст, в котором государ-ственная мощь используется формальным и неформальным образом. Региональные и международные институты, местные власти, негосудар-ственные акторы (в особенности большие ТНК) и некоторые неправи-тельственные организации используют некоторые инструменты глобали-зации и ослабление государственной монополии на власть. Некоторые властные полномочия перемещаются на международную арену. Некото-рые - на местный уровень. С растущим использованием неправительст-венными организациями и корпорациями новых информационных тех-нологий создаются новые центры силы. Глобализация приводит к изме-нениям в международном праве и росту роли таких организаций, как ВТО или ООН. Эти изменения могут привести к созданию новых путей для урегулирования глобального конфликта в экономической и полити-ческой областях и в сфере безопасности. Однако вне пределов так назы-ваемого "трансатлантического содружества" новые системы безопасно-сти развиваются гораздо медленнее и обычно бывают неформальными.

В-седьмых, глобализация ведет к образованию новой международ-ной структуры, которая находится в точке бифуркации. Она разделена на страны, интегрированные в новую глобальную структуру и придер-живающиеся новых норм глобальной экономики, и страны, не успевшие интегрироваться в эту новую структуру и поэтому готовые подвергнуть сомнению новые нормы глобального порядка.

Глобализация не может быть отделена от других тенденций развития международного общества. Она не может быть понята вне более широ-кого контекста. Нынешнее международное общество отличается от об-щества перед холодной войной. Имеются и схожие черты. Схожесть может прослеживаться, например, в продолжающемся использовании в различных частях мира классических инструментов внешней политики, таких, как сохранение баланса сил, стремление к региональной гегемо-нии, сдерживание.

При оценке глобализации необходимо не смешивать ее инструмен-ты и ее последствия. В отношении международной системы наиболее заметные инструменты глобализации относятся к сфере технологии. Понимание важности этих инструментов ведет к необходимости осмыс-лить их последствия.

Фраза Киниичи Омае "безграничный мир", вполне отражает тот ра-дикальный прогресс и жизнь за пределами ограничений, налагаемых государством-нацией, которые и составляют во многом темы многих работ по глобализации. Концепция глобализации в таком понимании имеет смысл для старших управляющих растущих инновационных ком-паний, пользователей Интернет, специалистов в области связи, путеше-ственников. Однако концепция является не просто описательной, а нор-мативной. Многие пытаются ис-пользовать ее для слома нерыночных барьеров и препятствий мобильности. Другие обращают внимание на реальные или вымышленные угрозы своей идентичности и способности их правительств управлять ходом событий .

Глобалистский проект, сформулированный в последней трети XX века, некоторые исследователи рассматривают в качестве замены двух сошедших со сцены либо существенно потесненных идеологий Нового времени - либерализма и коммунизма . Под предлогом разоблачения формационной теории Маркса концепция глобализации вместо класси-ческой временной триады - "прошлое - настоящее - будущее", про-поведует дихотомию "традиционное - современное". При этом пред-полагается, что победа современности (персонифицированной ведущи-ми странами Запада) является "полной и окончательной", а принципы, с которыми Запад подходит к миру, - незыблемыми и непререкаемыми. Этот страх перед будущим как иным, отличным от наших предожиданий, парализует творческое воображение прогнозистов, отказывающихся при-знавать будущее, не укладывающееся в наши излюбленные схемы .

Сторонники глобализации заявляют, что она в конечном итоге вы-нудит все правительства проводить миролюбивые, демократические, основывающиеся на законности и рыночных принципах политики, что приведет к лучшему состоянию мировой системы.

Согласно господствующей мифологии, глобализация - это процесс:

· неизбежный, фатально предопределенный;

· универсализирующий или нивелирующий все различия - от эконо-мических до культурных;

· тождественный вестернизации или американизации;

· однонаправленный, то есть безальтернативный;

· стирающий не только различия, но и неравенства и устраняющий суверенное "территориальное" государство.

Наиболее распространенное мнение гласит, что в долгосрочной пер-спективе рост свободного рынка и новые технологии решают больше проблем, чем создают.

Критики глобализации, напротив, заявляют, что она способствует уве-личению прибылей корпораций за счет работников, подрывает демокра-тию, ухудшает экологическую обстановку, понижает стандарты здоровья и охраны труда, способствует культурному нивелированию, способствует распространению преступности и эскалации вооруженных конфликтов.

В оппозиционных построениях все эти стереотипы глобалистского мэйнстрима выступают как бы в перевернутом виде. Глобализация предстает в них процессом:

· не предопределенным или неизбежным, а обратимым;

· имеющим альтернативу в виде национальных и почвеннических идентичностей, противополагаемых вестернизации и американизации;

· углубляющим неравенства и расчленения в сложившемся мироуст-ройстве, которое трансформируется в систему, где господствует глобаль-ный корпоративный капитализм .

Масштабы глобализации означают, что международная система мо-жет быть понята не только как отношения между государствами, но и как сеть взаимодействий, которая связывает людей вместе .

Подводя итог, можно отметить, что оценки влияния глобализации на мировую систему крайне неоднозначны. Открытие стран и обществ в международной системе имело как позитивные, так и отрицательные последствия. Хотя, в общем, растущая взаимозависимость приносит многие блага, она создает и новые угрозы и увеличивает уязвимость. К ним относятся распространение потенциально опасных технологий, ос-лабление государств, появление негосударственных акторов с непред-сказуемым поведением, отсутствие каких либо форм отчетности и кон-троля над деятельностью многих глобальных акторов, повышение уяз-вимости глобальной инфраструктуры.

По-разному рассматриваются и перспективы глобализации. Многие рассматривают избрание Д.Буша (мл.) президентом в 2000 году, которое совпало с окончанием экономического бума в США, в качестве пово-ротного пункта в истории ведомой Соединенными Штатами глобализа-ции. Например, Д.Грэй, который связывает "проект глобализации" с администрацией Клинтона, отмечал, что президентство Буша является проявлением глобализации. Другие аналитики считают, что истоки "проекта глобализации" относятся к 1970-м годам, а не ко времени пре-зидентства Клинтона. Более того, несмотря на окончание экономическо-го бума, изменения в мировой конфигурации финансовых и корпора-тивных сил означают, что даже если правительство США столкнется с оппозицией неолиберальному курсу, оно не сможет обратить процесс глобализации вспять. Новые вызовы процессу глобализации еще не воз-никли. Старые же (государственный социализм советского образца или государство развития в Восточной Азии) исчезли .

Существует несколько причин для уверенности, что отказ от поли-тики глобализации если не невозможен, то крайне маловероятен. Во-первых, технология сама по себе является достаточно мощной движу-щей силой процесса. Кросграничные потоки информации будут расти независимо от решений политиков. Во-вторых, системы международно-го управления (правила и институты) гораздо более развиты сейчас, чем это было в 1930-х годах. В-третьих, несмотря на драматичность кризиса 1998 года, он несравним с межвоенным периодом .

Вполне возможно (хотя и маловероятно), что неудачное стечение обстоятельств или некомпетентность превратят недавние признаки сла-бости системы в коллапс, наподобие кризиса 1929 года. Но даже если этого не случиться, существует вопрос по той системе управления, на которой основывается нынешняя экономическая интеграция.   Глава 2. Информационная революция

См. печатную версию ( ЗАКАЗ )  

Глава 3. Международная организованная преступность  

Международную организованную преступность часто называют важным фактором, который в двадцать первом веке будет влиять на мировую политику. Транснациональные преступные объединения (ТПО) становятся признанными акторами этой политики. На наш взгляд, существует несколько причин подобного усиления роли ТПО.

Во-первых, в случае, когда ТПО пытаются начать деятельность в конкретной стране, они не всегда встречают противодействие. Многие правительства обеспокоены не столько источником валютных поступ-лений, сколько собственным политическим выживанием. Кроме того, для организованной преступности возросшая международная торговля означает дополнительные возможности для проникновения в экономики отдельных стран и диверсификации преступной деятельности. Во мно-гих странах, где приватизация шла одновременно с демократизацией, организованная преступность смогла завладеть бывшими государствен-ными предприятиями.

Во-вторых, рост трансатлантической экономической деятельности облегчил сокрытие нелегальных сделок и перемещений, поскольку пра-воохранительные органы и таможенные службы могут проверять только небольшое количество грузов и людей, поступающих на их территорию.

Долгое время глобализация, взаимозависимость и повышение значе-ния транснациональных негосударственных акторов рассматривались лишь как положительные тенденции в международных отношениях. Однако глобализация и взаимозависимость не только привели к появле-нию т.н. "глобальных граждан", но и способствовали росту ТПО.

Существует соблазн охарактеризовать угрозу со стороны трансна-циональной организованной преступности как прямую угрозу полити-ческой стабильности, общественному благополучию, а также сущест-вующим финансовым институтам. Хотя это и привлекает общественное внимание к проблемам преступности, это является преувеличением. К тому же это дает основания критикам заявлять, что после холодной войны аппарат национальной безопасности нуждается в новой угрозе и врагах и дает преступным организациям статус, которого они не заслу-живают. На самом деле, как заявляют многие исследователи , лидеры преступных организаций выполняют не столько функции главы пред-приятия, сколько функции управления и арбитража в спорах. Кроме того, рассматривая организованную преступность безоговорочно в ка-честве негативного явления, можно не заметить те блага, которые орга-низованная преступность предоставляет населению (причем не только вовлеченному в организованную преступность). Деньги, заработанные преступным путем, инвестируются в экономику, иногда вызывая подъ-ем в целых регионах. Торговля незаконными товарами для некоторых стран может быть главным источником валютных поступлений. Иногда организованная преступность дает единственную возможность полу-чить работу. В обществах, где более традиционные пути продвижения по общественной лестнице недоступны большим группам населения, участие в структурах организованной преступности может быть доста-точно привлекательным. Говоря об угрозе со стороны международной организованной преступности глобальной финансовой системе, можно отметить, что преступные группировки вовсе не нацелены на разруше-ние этой системы. Напротив, они заинтересованы в ее использовании и продолжении ее существования.

www.kis.ru

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru