ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 7(904) 512 00 09
 
 Юристы       Конференция       Библиотека       Объявления       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Разделы
Авторское право
Гражданское право
Жилищное право
Имущественные споры
Примирительная палата
Семейное право
Новости периодики


   Новости периодики  ( документов: 133 )
Больше Большого

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

До сих пор столичный Большой театр и питерская Мариинка конкурировали исключительно в сфере тонких материй художественного творчества. С появлением проекта реконструкции, реставрации и развития Государственного академического Мариинского театра поле битвы за звание первого театра России расширяется. Реконструкция Большого стоит US 250 млн., Мариинки - US 186 млн. Такие объемы инвестиций предполагают и государственные субсидии, и гарантии Минфина под кредитование из любых источников. Иными словами, судьба каждого из реконструктивных проектов напрямую зависит от патронажа на федеральном уровне

Большая теснота

На первый взгляд, владения Мариинского театра огромны: главное здание на Театральной площади, административные корпуса через дорогу (Театральная ул., 18), несколько домов на пер. Матвеева плюс цех декораций в доме 20 по ул. Писарева. И все же одному из немногих доходных, всемирно известных, так сказать, "конвертируемых" учреждений культуры Санкт-Петербурга тесно. Нынешний коллектив куда многочисленней труппы середины прошлого века. Кроме того, за сто сорок лет, истекшие со дня открытия Императорского театра, требования к технологическим параметрам театральных зданий сильно изменились. Имидж преуспевающего, процветающего, передового театра XXI века строится на совершенно иной сценографии и новейших аудио-визуальных эффектах. Даже для того, чтобы обеспечить современное качество декораций и надлежащий темп их смены, Мариинке позарез нужны обширная арьерсцена, сценические "карманы", закулисные пространства. При этом технологические реформы не должны "взломать" неприкосновенную форму здания, фигурирующего в двух охранных перечнях: своде особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (Указ Президента РФ от 06.11 1993) и списке памятников истории и культуры федерального значения (Указ Президента РФ от 20.02.1995 за №176).

Архив "БН": Датой рождения Мариинского театра, названного по имени супруги Александра II, следует считать 2 октября 1860 года. В тот день давали оперу Глинки "Жизнь за царя". Спектакль увенчался рукоплесканием царской ложи и овацией зала. Императорский музыкально-драматический театр был возведен зодчим А. К. Кавосом на месте сгоревшего театра-цирка. До того эпицентром театральной жизни столицы был Большой (Каменный) театр, стоявший на противоположной стороне площади (остатки его стен в 1890-х годах включены архитектором В. В. Николя в нынешнее здание Консерватории). Еще раньше, в середине XVIII века пустырь к северу от Никольского собора звали Карусельной площадью: там располагалась "карусель" барейтора Батеса - амфитеатр для вольтижировки и конных игр.

Пышная отделка голубого с золотом пятиярусного зала Мариинки дошла неизменной до наших дней, как и хоровод муз на плафоне, расписанном художником Э. Франчиоли. Но то, что "великолепнейший в Европе" театр страдает от нехватки подсобных помещений, выяснилось уже в первые годы его жизни. В 1883-1886 г.г. архитектор В. А. Шретер модернизировал здание: надстроил боковые флигели, устроил фойе верхних ярусов, расширил главное фойе и вестибюль театра. Чуть позже он заново декорировал фасады в духе времени: неоренессанс уступил место эклектике. В блокаду здание пострадало от бомбежек, восстанавливать его начали еще за год до окончания войны. В 1966-1970 г.г. были пристроены корпуса вдоль Театральной площади и Крюкова канала, отремонтированы подъемный занавес, сценические машины и механизмы (арх. С. Гельфер; инж. Н. Филиппов)

Большая Кулиса

Дальнейший рост и развитие гигантского театрального организма сдерживают не только охранные табу, но и "физические" границы - Крюков канал, улицы и площадь. По заданию дирекции театра специалисты бюро Генерального плана Санкт-Петербурга под руководством главного архитектора города Олега Харченко и его заместителя по инженерным вопросам Виталия Зенцова произвели доскональный анализ градостроительной ситуации окрестностей Мариинки. Они пришли к такому выводу: остается зарываться под землю и шагать через Крюков канал. Там, по соседству с ДК им. Первой Пятилетки предлагается выстроить "вторую сцену" - еще один театр со зрительным залом, равным первому по емкости. Главным фасадом он будет обращен на улицу Союза Печатников, напротив запланирована небольшая площадь со сквером.

Две Мариинки, старую и новую, соединит мостовой переход через Крюков канал, напоминающий знаменитый венецианский Мост вздохов. Правда, проектанты назвали его по-другому - "Большая Кулиса". Дело в том, что на мосту разместятся помещения арьерсцены, обслуживающей оба театральных зала. Таким образом, историческое здание сохранит свои габариты; его фасады и ценные интерьеры будут тщательно отреставрированы. Переделки сведены к минимуму: они коснутся лишь узкого коридора за сценой и небольших фрагментов стены в местах примыкания мостового перехода. При этом акустические качества мариинской сцены нисколько не пострадают.

Часть технических помещений и автостоянок придется упрятать в трехэтажное подземелье под новым театром и под самой Театральной площадью, где, по планам развития метрополитена, должны также появиться подземный вестибюль и переходы. Площадь преобразится под стать парадному звучанию ансамбля - это будет комфортное и эстетически завершенное пространство с зонами паркингов, мощеными пешеходными островками, газонами, и памятниками Чайковскому и Мусоргскому визави с их бронзовыми коллегами - Римским-Корсаковым и Глинкой.

Большие расходы

Разумеется, архитектура нового театра и "Большой Кулисы" станет предметом конкурсного проектирования. Работа I мастерской Бюро Генплана - всего лишь постановка задачи, пунктирный контур будущего проекта, позволяющий прикинуть его объемы и стоимость. Следующий этап проектно-изыскательских работ с привлечением специализированных организаций даст полную картину со всеми геологическими и гидрогеологическими характеристиками площадки. Будут получены ответы на вопросы о необходимости усиления конструкций зданий, набережной и мостов Крюкова канала (Торгового и Декабристов), о типах фундаментов для нового моста и многом другом. Немалых денег - 140 млн. рублей - потребует освобождение площадки строительства нового театра. Предстоит расселить жильцов 42 квартир дома 5 по набережной Крюкова канала, выстроить новое здание для средней школы №243 (ул. Союза Печатников, 1), а также компенсировать снос одного из дворовых флигелей Профсоюзного центра отдыха и досуга (бывшего ДК им. Первой Пятилетки).

Досье "БН": Полная стоимость осуществления проекта реконструкции, реставрации и развития Государственного академического Мариинского театра оценивается в 3,7 млрд. рублей (по нынешнему курсу это эквивалентно US 186 млн.). В эту сумму включены расходы (в млн. рублей) на: реконструкцию и полное техническое перевооружение старого здания - 1193; строительство нового здания - 1112, моста с арьерсценой - 588, подземной автостоянки на 350 мест под новым театром - 59; расширение и укрепление набережных Крюкова канала - 34; строительство склада реквизита и декораций в промзоне "Шушары" - 14; реконструкцию инженерной инфраструктуры - 18; компенсационное строительство - 140; благоустройство территории (расширение Торгового моста, пешеходные зоны, и пр.) - 28. Строительство перегона метро "Сенная площадь" - "Театральная площадь" и подземного паркинга на 200 мест под Театральной площадью потребует дополнительных 1271 млн. рублей. При условии ритмичного финансирования реализовать проект можно в течение пяти лет.

Большие амбиции

Застрельщиком преобразований Мариинского театра выступает его директор и художественный руководитель Валерий Гергиев. Полет его фантазии неудержим: декорацией для массовых действ и балетно-оперных мистерий он видит не только сцену подопечного театра, но также "Новую Голландию", набережные и площади Петербурга. В борьбе за пальму первенства, покровительство сильных мира сего, высокую оценку критиков и международное признание гергиевская Мариинка явно одерживает верх над васильевским Большим. В прошлом году труппа ГАБТ показала на британской сцене новую редакцию "Лебединого озера". Авторитетная "Дейли телеграф" назвала спектакль "самым жалким зрелищем, в котором все слабые места традиционных постановок соединились с тщетностью поиска новизны ради новизны". Зато отзывы о нынешних лондонских гастролях Мариинки - сплошной панегирик. И это - бальзам на израненную комплексами душу культурной столицы. О финансовой стороне гергиевских экспериментов говорят с придыханием. Будто бы одни муслиновые драпировки к "Войне и миру" обошлись в US 60 тысяч, а цифры настоящих и будущих гонораров Андрона Михалкова-Кончаловского или Михаила Шемякина и произнести-то боязно...

Харизматический лидер Мариинского театра "на ты и за руку" с особами царской крови, президентами и банкирами. Кажется, по взмаху его волшебной палочки вот-вот откроются сейфы и кредитные линии... Вездесущий ВБРР с нескрываемым интересом присматривается к Театральной площади. Земляки верят в патриотизм, счастливую планиду и кипучую энергию Гергиева. Почему бы всемирно известному дирижеру и талантливому импрессарио не попробовать себя в роли удачливого девелопера?

bulletin.spb.ru

  Документы