ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 7(904) 512 00 09
 
 Юристы       Конференция       Библиотека       Объявления       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Разделы
Авторское право
Гражданское право
Жилищное право
Имущественные споры
Примирительная палата
Семейное право
Новости периодики


   Имущественные споры  ( документов: 7 )
Регулируемый рынок и хозяйственное законодательство

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

1990 В. В. ЛАПТЕВ *

Проведение экономической реформы, переход к регулируемой ры­ночной экономике невозможны без существенного улучшения хозяйст­венного законодательства. В условиях отказа от административных и развития экономических методов управления правовое регулирование хозяйственных отношений становится важнейшей формой руководства экономикой. В таких условиях возрастает роль хозяйственного права как действенного инструмента регулирования хозяйственной деятель­ности.

Поэтому вполне обоснованно то, что в последнее время для регу­лирования хозяйственных отношений приняты многие законы и другие нормативные акты. В них формируются новые хозяйственно-правовые институты, призванные юридически обеспечить переход к регулируе­мому рынку. Такая работа полезна и необходима для обновления за­конодательства, но в результате возрастает количество законодательных актов, снижается их взаимосогласованность и затрудняется практиче­ское применение.

Иными словами, продолжает существовать и усиливается традици­онно присущий хозяйственному законодательству недостаток — множе­ственность и бессистемность нормативных актов по регулированию хо­зяйственных отношений. До сих пор хозяйственное законодательство не составляет единой системы, отсутствует системообразующий закон, ко­торый был бы стержнем всего хозяйственного законодательства. Между тем на необходимость систематизации и кодификации хозяйственного законодательства указывалось еще в принятых в 1987г. в разгар эконо­мической реформы Основных положениях коренной перестройки управ­ления экономикой.

Поиск путей улучшения правового регулирования хозяйственных, отношений в условиях перехода к рыночному хозяйству является важ­нейшей задачей. Некоторые соображения по этому вопросу высказаны в коллективной статье «Мнение юристов»,1 авторы которой предлагают в качестве «основополагающего стержня» издать Свод гражданских за­конов СССР. Высказывая такое предложение, они считают, что иного варианта, альтернативы нет. С таким утверждением трудно согла­ситься, имеется и другой, более предпочтительный путь улучшения пра­вового регулирования хозяйственных отношений.

Этот вариант основывается на том, что в условиях перехода к регулируемому рынку надо не растворять хозяйственное законодательство в гражданском, а, наоборот, развивать специальное регулирование хо­зяйственных отношений. Становление новой системы хозяйствования требует адекватного отражения и закрепления в законодательстве про­исходящих экономических процессов, а это может быть сделано только в специальном хозяйственном законодательстве. Если гражданское за­конодательство регламентирует имущественные отношения вообще, то хозяйственное законодательство определяет порядок ведения хозяйст­венной деятельности, регулирует хозяйственные отношения.

Разумеется, хозяйственное и гражданское право связаны между со­бой, но они являются разными отраслями права. Хозяйственное право охватывает регулирование отношений как по горизонтали, так и по вер­тикали, что дает возможность обеспечить защиту прав предприятий и других хозяйствующих субъектов во всех многообразных связях, скла­дывающихся при ведении хозяйственной деятельности.

Попытка регламентировать хозяйственные отношения гражданским законодательством в прошлом нередко приводила к неблагоприятным результатам. Основополагающим законом по регулированию хозяйствен­ных отношений в период застоя и господства административно-команд­ной системы были Основы гражданского законодательства. Однако они регулируют только горизонтальные отношения, а отношения по управ­лению хозяйственной деятельностью ими не охватываются, в резуль­тате чего договор в Основах гражданского законодательства оказался полностью подчиненным административному акту. Раздельное регулиро­вание горизонтальных и вертикальных хозяйственных отношений с не­избежностью приводило к ущемлению хозяйственной самостоятельности предприятий.

В науке хозяйственного права уже в тех условиях были разрабо­таны концепции договора по вертикали, имущественной ответственности органов управления перед предприятиями, правового регулирования внутрихозяйственных отношений, обоснованы предложения о расшире­нии компетенции государственного арбитража, о рассмотрении им хо­зяйственных споров не только по горизонтали, но и по вертикали. Мно­гие из этих предложений восприняты законодательством, что послужило подготовке нового хозяйственно-правового инструментария, необходи­мого для перехода к рыночной экономике.

Нам могут возразить, что переход к рынку означает развитие то­варно-денежных отношений, а они регулируются гражданским правом, значит, нужен гражданско-правовой подход к регулированию хозяйст­венных отношений. Но ведь мы понимаем рынок не как стихию, речь идет о переходе к рынку, регулируемому государством в интересах всего общества. Регулируемый рынок требует сочетания правовой регламен­тации хозяйственных отношений по горизонтали и вертикали, а это обеспечивается их охватом единым хозяйственным законодательством.

Правовая регламентация хозяйственных отношений в современных условиях не может быть обеспечена в рамках Свода гражданского за­конодательства СССР, поскольку по своей природе гражданское право не охватывает весь комплекс отношений, складывающихся в ходе хо­зяйственной деятельности. Вообще непонятно, зачем нужно издавать Свод гражданских законов СССР, когда у нас уже есть Свод законов СССР, в котором четыре тома из десяти посвящены законодательству о народном хозяйстве. Не слишком ли много будет сводов? Не приведет ли издание еще одного свода на уровне Союза ССР к чрезмерному огра­ничению прав союзных республик в области регулирования хозяйст­венных отношений?

Нельзя не учитывать и того, что издание Свода законов СССР не привело к существенному улучшению законодательства. Да иначе и быть не могло, ибо всякий свод законов включает действующие законы, издание свода представляет собой инкорпорацию законодательства, тогда как при радикальном изменении системы хозяйствования нужно создать основополагающий закон, который явится единым стержнем развития всего хозяйственного законодательства. А это может быть обеспечено только путем кодификации хозяйственного законодательства.

Теоретические основы кодификации хозяйственного законодатель­ства были разработаны в науке хозяйственного права. Но многие поло­жения этой науки, как и других юридических дисциплин, должны быть пересмотрены и приспособлены к новым условиям хозяйствования. Ме­няющиеся при переходе к рынку условия хозяйствования требуют но­вых подходов к решению хозяйственно-правовых проблем, разработки новых теоретических положений, существенно важных для концепции хозяйственного права. В связи с этим вызывает удивление критика В. А. Рахмиловичем концепции хозяйственного права на основе анализа разработанного еще до начала перестройки проекта Хозяйственного кодекса 2. Подобная критика ведется без учета современного состояния хозяйственно-правовой концепции и преследует лишь цель любой ценой доказать «несостоятельность» науки хозяйственного права.

Между тем в условиях перехода к новой системе хозяйствования роль науки хозяйственного права существенно возрастает. Сейчас дол­жна быть разработана целостная концепция правового регулирования хозяйственной деятельности в новых условиях. Конечно, для этого надо пересмотреть некоторые положения науки хозяйственного права, сло­жившиеся в условиях централизованного управления экономикой, но не соответствующие задачам развития регулируемого рынка.

Курортная недвижимость побережья Болгарии для отдыха и инвестиций:
      снижение цен на 6 - 10 % в год
          студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
                двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
                      трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
                             + ВНЖ в Болгарии

Какие же положения хозяйственно-правовой концепции подлежат пересмотру и обновлению? Прежде всего, это относится к субъектам хозяйственного права, каковыми ранее признавались только социали­стические организации и их подразделения. Теперь к их числу должны 'быть отнесены также индивидуальные предприятия и другие хозяйствую­щие субъекты. А это означает появление новых видов субъектов хозяй­ственного права.

Необходимы новые подходы и к пониманию методов правового ре­гулирования хозяйственных отношений: метод обязательных предписа­ний, который ранее был основным, постепенно утрачивает свое значе­ние, а на первый 'план выдвигается метод автономных решений (ме­тод согласования). Возрастает и роль метода рекомендаций, который с успехом может быть использован при планировании хозяйственной деятельности в условиях отказа от директивного планирования, сокра­щения объема государственных заказов.

Меняется и структура хозяйственного права. Ранее сложилось по­нимание системы хозяйственного права как включающей сле­дующие крупные разделы: общие положения, правовое регулирование функциональных видов деятельности, правовое регулирование отдель­ных отраслей экономики. Однако в современных условиях, когда рас­ширяются права союзных республик в экономической сфере, возрастает роль правового регулирования хозяйственных отношений в региональном аспекте. Этому комплексу вопросов должно быть отведено надле­жащее место в системе хозяйственного права, правовое регулирование хозяйственных отношений в региональном аспекте должно составлять в ней самостоятельный раздел.

Расширение прав союзных республик в сфере экономики не может не влиять и на формы кодификации хозяйственного законодательства. В науке хозяйственного права в течение ряда лет выдвигалось предло­жение об издании Хозяйственного кодекса СССР, и разрабатывались проекты этого закона, соответствовавшие задачам совершенствования правового регулирования хозяйственных отношений в условиях центра­лизованного управления экономикой. Однако сейчас, когда существенно расширяются права союзных республик, укрепляется их экономическая самостоятельность, нужен иной подход к кодификации хозяйственного законодательства. В современных условиях целесообразно издать не ко­декс, а Основы хозяйственного законодательства, определив в них лишь важнейшие положения хозяйственной деятельности, на базе которых союзные республики будут самостоятельно издавать свои хозяйственно-правовые законы, что позволит им регулировать хозяйственные отноше­ния без детальной регламентации со стороны центра. По существу, именно такой вариант кодификации хозяйственного законодательства определен в Законе «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» от 10 апреля 1990г.3, в ст.1 кото­рого указывается, что к ведению Союза ССР относится установление законодательных основ хозяйственной деятельности.

Предложение об улучшении правового регулирования хозяйствен­ных отношений путем издания Основ хозяйственного законодательства поддержано на состоявшейся в мае 1990г. международной научной конференции в Киеве. Она была посвящена вопросам преподавания хо­зяйственного права в высших учебных заведениях, что в условиях пере­хода к регулируемой рыночной экономике приобретает весьма важное значение. Однако наряду с проблемами преподавания хозяйственного права большое внимание было уделено совершенствованию правового регулирования хозяйственных отношений, развитию хозяйственного» права, причем подчеркивалось возрастание роли этой отрасли права в новых условиях.

При переходе к рыночной экономике важно учитывать и опыт пра­вового регулирования в капиталистических странах. В них рыночные отношения получили большое развитие, сложилось законодательство, регулирующее хозяйственные отношения. Разумеется, речь идет не о механическом переносе на отечественную почву опыта буржуазных стран, а о его творческом использовании в наших социально-экономических w политических условиях. Это поможет улучшить правовую регламента­цию хозяйственных отношений в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике в нашей стране.

В указанной статье В. Н. Кудрявцева, С. С. Алексеева, Ю.'Х. Кал­мыкова и В. Ф. Яковлева проводится мысль о том, что историческое развитие в других странах приводит к регулированию хозяйственных отношений гражданским законодательством, причем авторы ссылаются на Францию, где с 1804г. действует Гражданский кодекс. Не учитыва­ется, однако, что во Франции был принят и Торговый кодекс, который регулирует хозяйственные отношения. При этом термином «торговля» в нем охватывается не только купля-продажа, но и деятельность по осуществлению работ, оказанию услуг в сфере хозяйствования. По при­нятой в прошлом и начале этого века терминологии под торговыми отношениями понималось то, что на современном языке мы называем хозяйственными отношениями. Значит, Торговый кодекс — это по существу Хозяйственный кодекс.

Вопросы развития хозяйственного трава во Франции подробно об­суждались на международной научной конференции «Принципы Вели­кой Французской революции и хозяйственное право». Конференция про­ходила в Париже в ноябре 1989г. под эгидой Международной ассоциа­ции хозяйственного права в рамках мероприятий, посвященных двух­сотлетию Великой Французской революции. Опыт Франции свидетель­ствует о регулировании хозяйственных отношений на основе не граж­данского, а торгового или хозяйственного законодательства. Причем с научных позиций высказываются два подхода к трактовке этого за­конодательства: одни ученые рассматривают его как включающее нормы традиционных отраслей права, прежде всего гражданского и адми­нистративного, другие считают, что сложилась самостоятельная отрасль права — хозяйственное право4.

Развитие хозяйственно-правовой концепции во Франции тесно свя­зано с осуществляемым в этой стране регулированием экономики. При преобладании частного хозяйства во Франции имеется немало крупных государственных предприятий, например автомобильный завод «Рено». Регулирование экономики осуществляется с помощью индикативного планирования, для проведения которого создан специальный государственный орган — Государственный секретариат планирования, который является как бы французским Госпланом. Он разрабатывает проекты перспективных государственных планов, которые принимаются парла­ментом. Сейчас действует план на 1989—1992гг. В нем предусмотрены цели экономического развития, реализация которых обеспечивается с .помощью налоговой, кредитной политики и другими косвенными ме­тодами. Министерство промышленности заключает «плановые договоры» с предприятиями и организациями, которые получают экономические льготы за участие в выполнении общегосударственных программ. По­нятно, что все это нельзя охватить гражданским законодательством, отсюда развитие специального хозяйственного или торгового законода­тельства, появление хозяйственно-правовой концепции во французской юридической науке.

Специальное законодательство по регулированию хозяйственных отношений сложилось и в ФРГ, где наряду с Гражданским уложением принято Торговое уложение. Именно оно и другие специальные законы регулируют хозяйственные отношения. В 1990г. в ФРГ издан сборник нормативных актов «Важные хозяйственные законы».5 В нем содер­жатся 16 крупных законов, в том числе Торговое уложение. Акционер­ный закон, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, За­кон о правовом положении предприятий и концернов, Закон о векселях, Закон о чеках. Гражданское уложение в сборнике хозяйственных зако­нов не приводится.

Таким образом, опыт иностранных государств свидетельствует о том, что наряду с гражданским сложилось специальное хозяйствен­ное (торговое) законодательство. Растворение хозяйственного законода­тельства в гражданском привело бы к ухудшению правового регулиро­вания хозяйственных отношений, снижению его эффективности.

Для юридического обеспечения развития регулируемой рыночной экономики в нашей стране надо всемерно улучшать хозяйственное за­конодательство, издать общесоюзные Основы хозяйственного законода­тельства как базу совершенствования хозяйственных отношений и принятия хозяйственно-правовых нормативных актов в союзных как. Всемерное развитие хозяйственного законодательства — необхо­димое условие становления регулируемой рыночной экономики.

* Академик АН СССР, заведующий сектором Института государства и права.

1 Кудрявцев В., Алексеев С., Калмыков Ю., Яковлев В. Мнение юристов // Правда. 1990. 7 июня.

2 Рахмилович В. А. О хозяйственном праве и путях развития хозяйствен­ного законодательства//Советское государство и право. 1989. № 10. С. 48—49.

Черное море, Болгария, недвижимость. Дешевле просто не бывает:
      снижение цен на 6 - 10 % в год
          студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
                двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
                      трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
                             + ВНЖ в Болгарии

3 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 270.

4 Farjat G. Droit economique. Paris, 1971.

5 Wichtige Wirtschaftsgesetze. Verlag Neue Wirtschafts-Briefe. Herne, 1990.

Источник информации: Правоведение. - 1990. - № 5. - С. 57 - 62. ( )

  Документы