ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Недвижимость и бизнес: подборка документации

Конкурентоспособность российского бизнеса: отказ от иллюзий

Как Вы думаете, что обеспечивает выживание для значительной части российского бизнеса? Передовой менеджмент? Уникальная стратегия развития?

Недавно я спросил одного директора, что обеспечивает ему преимущество перед американским конкурентом.

Директор ответил: "Во-первых, моя продукция всегда будет дешевле, потому что существуют специфические российские преимущества (дешевые газ, рабочая сила, нефть). Во-вторых, американцы тупые, а русские люди, как известно гораздо умнее и уже научены создавать новые разработки в тяжелых условиях. И вообще, не надо нас с американцами сравнивать. Мы слишком разные. У моей компании оборот 50 миллионов долларов, а у них 7 миллиардов".

Да, с поправкой на определенную долю расизма, этот Директор прав. Стоимость природного газа и электроэнергии в России в 5-7 раз меньше, чем в США. Зарплата рабочего меньше в 10-20 раз. И даже с учетом производительности труда, которая в России ниже раз в пять, выигрыш в затратах все равно получается солидный.

Однако, насколько долговечны эти конкурентные преимущества нашей страны? Сколь долго монополисты будут за свой счет повышать конкурентоспособность российских компаний? К сожалению, приходится констатировать, что это время уже закончилось. Тарифы растут и растут все быстрее. Чубайса естественно больше заботит модернизация мощностей РАО "ЕЭС России", чем судьба далекого завода. РАО "Газпром" объявило о планах ежегодно увеличивать стоимость природного газа для российских потребителей на 30%. При таких темпах через пять лет стоимость газа в России будет такой же, как в Западной Европе.

Заработная плата квалифицированного персонала будет расти. Возможно, так же быстро, как и цена энергоресурсов. Это объясняется все возрастающей нехваткой квалифицированного персонала. Не хватает не только топ-менеджеров, а просто нормальных рабочих. Рабочих, которые не пьют, вовремя выполняют свою работу и не прячут брак под станком.

Еще один "ресурс" более низких затрат некоторых российских компаний - небольшая доля амортизации в себестоимости, что объясняется явно недостаточным воспроизводством основных средств.

Мы считаем, есть предпосылки к тому, что через два года производство продукции в США не будет дороже, чем в России. В том числе это объясняется использованием многими российскими компаниями неэффективных технологий и низкой производительности труда. А через 4-5 лет производить технологичную продукцию в России, возможно, будет уже дороже, чем на Западе.

Для сохранения и развития конкурентоспособности многим российским компаниям надо значительно повысить уровень своих разработок, технологий. Какие изменения в организации бизнеса необходимы для этого?

1. Концентрация

В данной ситуации российским диверсифицированным компания стоит подумать о сокращении количества бизнесов. Для достижения мирового уровня конкурентоспособности компании должны осуществить огромные вложения в персонал, перспективные разработки, продвижение. Полноценно развивать несколько бизнесов может оказаться не под силу. Только ясно это может стать слишком поздно.

2. Интеграция

Крупнейшие российские компании в списке 500 крупнейших компаний мира находятся где-то в районе четвертой сотни. Что уж говорить о средних по российским меркам компаниям. Возможности вкладывать сопоставимые с западными компаниями ресурсы в развитие бизнеса для средних российских компаний просто отсутствуют.

Это является предпосылкой для укрупнения российского бизнеса за счет слияний и поглощений. Соответственно, будет снижаться концентрация собственников. Такие ситуации как сейчас, когда один, или два человека владеют некоторыми крупнейшими российскими компаниями будут встречаться все реже.

В дальнейшем, в целях привлечения капитала, сохранения рынков, развития конкурентоспособности российские компании будут вынуждены осуществлять допэмиссии акций, привлекать международных инвесторов, выходить на глобальный рынок слияний. В конечном счете, российский бизнес все в меньшей степени будет оставаться чисто российским. Может быть в этом и есть его спасение.

3. Изменение мышления

Некоторые российские компании реального сектора обладают устаревшим мышлением. В их представлении бизнес - это обязательно наличие функций закупки, разработки, производства, продажи. Однако, единственным обязательным атрибутом для компании является торговая марка. Все остальное можно или делать самим, или приобретать у сторонних компаний по аутсорсингу (по русски "кооперация"). Критерии здесь - качество и цена. Должно быть в порядке вещей заказать разработку продукта в Италии, производство в Азии, а продвижение рекламному агентству в Нью-Йорке.

Кроме этого, аутсорсинг - это один из мощнейших рычагов повышения производительности труда, т.е. выручки на работника.

Самое простое для наших компаний - оставить все как есть. Однако, боюсь, что в этом случае через пять лет в России останется только добыча нефти и выпечка хлеба. Грустно…

Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"

Борис Дука, Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ",
Санкт-Петербург

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru