ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Документация, документооборот, регламенты

Оценка стоимости бизнеса

Оценка стоимости бизнеса. Ольга Архангельская, Владислав Мягков

Оценка стоимости компаний – обширная тема, прежде всего потому, что вряд ли найдется много российских предпринимателей, одинаково понимающих слова “стоимость”, “оценка” и “компания”. Кроме того, различные компании и предприниматели могут по-разному использовать информацию о стоимости. Поэтому, прежде чем говорить о стоимости бизнеса, необходимо убедиться, что вовлеченные стороны оперируют одинаковыми понятиями, “говорят на одном языке”.

Часто приходится слышать от наших заказчиков: “Мне нужна оценка рыночной стоимости”. Но, как показывает практика, заказчик не всегда понимает, что стоит за этой фразой и какие другие варианты стоимостного анализа возможны. Попробуем разобраться в основных понятиях, связанных с оценкой, которыми являются: стоимость, методы оценки, предмет оценки, использование результатов оценки.

Стоимость.

Как показывает практика, участники рынка часто смешивают понятия цены и стоимости бизнеса. В реальных рыночных сделках мы наблюдаем цены, по которым происходят обмены вещей на деньги. Цена – категория достаточно случайная, это всего лишь та величина, по которой продавец согласился продать, а покупатель купить объект, причем цена– об ычно характеристика уже совершившейся сделки. Стоимость – это денежный эквивалент “истинной” ценности вещей для их владельцев. Решение о реконструкции гостиницы, которое принимает владелец гостиничного бизнеса, зависит от того, повысит ли планируемая реконструкция ее стоимость или нет – “стоит ли овчинка выделки?” Вот почему во многих случаях так важно знать величину стоимости.

Одно из заблуждений относительно стоимости состоит в том, что величина эта – некое независимое от людей свойство объекта, так же как, например, внутренний объем здания – его неизменная физическая характеристика. В соответствии с этим заблуждением считается, что у каждой вещи или компании есть ее “настоящая стоимость”, ее “ценник”. Такое суждение было бы почти верным при расчете стоимости исходя из затрат на производство. Но хотя современные оценщики не отказываются полностью от затратного подхода, для них это лишь один из методов оценки, причем не первый в их ряду.

На самом деле стоимость определяется не столько материальными характеристиками объекта оценки, сколько составом прав его владельца и характером предполагаемых операций относительно этих прав.

Так, говоря о рыночной стоимости какого-либо объекта, имеют в виду, что рынок свободной продажи аналогичных объектов достаточно развит, владелец объекта собирается передать права на объект какому-либо подходящему, но еще не определенному покупателю в обмен на денежную сумму, уплачиваемую общепринятым на данном рынке способом. Если по каким-то причинам права владельца объекта станут более ограниченными или повысятся риски при совершении операций, то стоимость объекта также упадет, хотя физически с объектом не произойдет никаких изменений. Вот почему стоимость – это не только свойство самого объекта, но по большей части – функция правовых и финансовых отношений по поводу объекта. Вот почему экономисты и оценщики различают несколько видов стоимости – кроме бухгалтерских понятий балансовой и полной восстановительной стоимости активов различают стоимость-в-пользовании , инвестиционную, рыночную, залоговую, ликвидационную, страховую и другие виды стоимости.

Приведем пример. У профессионального фотографа на груди висит фотоаппарат. Его стоимость-в-пользовании для фотографа выше рыночной ! Действительно, если вы предложите фотографу за его аппарат деньги в размере его рыночной стоимости, приблизительно равной сумме, за которую точно такие же аппараты продаются в ближайших магазинах, он не примет такого предложения. Аппарат нужен ему для съемок сейчас, деньги фотоаппарата не заменят, и продавать его он не собирается! Но фотограф, вероятно, согласится обменять свой аппарат на несколько большую сумму, если сочтет, что добавленная к рыночной стоимости сумма покроет его затраты времени на приобретение аналогичного аппарата, компенсирует ему возникающие при этом неудобства и риски и даст ему достаточную премию за все эти хлопоты. Этот пример может быть легко обобщен на любые активы, участвующие в успешном бизнесе, а также на бизнес в целом.

Оценивать стоимость-в-пользовании часто приходится, когда речь идет о действующей компании или активе. Что касается рыночной стоимости, то, несмотря на ее популярность, оценивать ее на практике, как ни странно, приходится достаточно редко, в тех случаях, когда оцениваемый актив или компания выставляются на рынок специально для продажи, причем продавец готов продать объект любому покупателю с типичными для данного рынка мотивами. Другие виды стоимости также часто оцениваются на практике– в Швеции, например, по данным статистики, оценщики чаще всего занимаются оценкой залоговой стоимости, обслуживая огромный рынок ипотеки, в который вовлечены почти все собственники недвижимости – и население, и фирмы.

Методы, применяемые при оценке.  

Оценка – это процесс установления стоимости объекта, завершаемый заключением о стоимости, проведенный квалифицированным оценщиком.

Оценщик выясняет ее величину аналитическими методами. Качественная оценка – это доказательная оценка, основанная на всех доступных оценщику фактах и подробно изложенная заказчику в отчете об оценке.

Основные методы оценки группируются в три принципиально различных подхода.

Первый – оценка стоимости методом чистых активов, при котором все активы и пассивы предприятия приводятся к определенному виду стоимости на дату оценки, принимая во внимание потенциальные доходы и расходы, связанные с каждой строкой баланса. Разница между активами и пассивами и составляет стоимость капитала – средств, остающихся в распоряжении предприятия после погашения всех обязательств. Недостаток этого метода состоит в том, что в нем трудно учесть рыночные факторы эффективности – часто компании обладают дополнительными нематериальными активами (такими, например, как качество клиентской базы) и пассивами (например, потенциальные иски к компании), которые не отражены на балансе предприятия и численное измерение которых затруднено. Кроме этого, метод чистых активов не учитывает особенностей предприятия как действующего комплекса, рассматривая его как совокупность разрозненных объектов. Таким образом, он не всегда применим для оценки действующих развивающихся предприятий.

Второй метод оценки основан на анализе достоверной рыночной информации о фактически свершившихся сделках с аналогичными объектами или компаниями. Например, “пять автозаправочных станций, по всем статьям похожих на мою, были проданы по цене от $230 тыс. до $250 тыс. Значит, можно ожидать, что стоимость моей находится в том же диапазоне”. Недостаток этого метода– он плохо учитывает меняющиеся рыночные тенденции. Если, например, рядом с рассматриваемой автозаправкой через год пройдет кольцевая дорога, то стоимость автозаправки гораздо выше ее нынешних аналогов, но цены прежних сделок на рынке этого не показывают. Также практика показывает, что данные о сопоставимых компаниях не всегда доступны, да и двух абсолютно одинаковых компаний не существует – они различаются по структуре активов и пассивов, стратегии развития и другим параметрам.

Третья группа методов оценки бизнеса связана с оценкой ожидаемых финансовых поступлений от деятельности компании. Это более надежный метод оценки, лишенный недостатков первого и второго методов, однако и наиболее сложный. Кроме того, он содержит существенную субъективную составляющую, поскольку использует предположения о будущем развитии и финансовых показателях компании.

Объект оценки.

Общераспространенные заблуждения относительно стоимости базируются на обыденном опыте сделок с личным имуществом, когда передача вещи покупателю – это и есть одновременно автоматическая передача обычных прав по ее пользованию, владению и распоряжению.

Не совсем так обстоит дело в случае объектов недвижимости или компаний. Вы не можете физически передать объект недвижимости или компанию ее новому владельцу. Вы должны передать права отдельно от вещи, гласно и публично через регистрационную систему, которая узаконивает эту передачу прав новому владельцу! Стоимостью обладает не сам объект, а права на него. Если права владельца сомнительны, то и стоимость объекта может оказаться почти нулевой.

Обычно вместе с правами покупатель компании получает как ее активы, так и ее обязательства, в том числе и финансовые. Так что исследование всех прав и обременений компании – важная составная часть оценки ее стоимости.

Нематериальные активы компании, такие как известность и репутация, товарный знак, авторские права, права на патенты или программное обеспечение, квалификация персонала, клиентская база, также имеют стоимость, если права на эти активы соответствующим образом оформлены, могут передаваться в сделках и приносить доход их владельцу.

Таким образом, при оценке стоимости компании важно точно определить, что, собственно, составляет оцениваемую стоимость– ма териальные активы компании, права и патенты, ее имя, репутация, установившиеся связи, списки клиентов, торговые марки, символы и какие операции предполагаются в отношении оцениваемых активов. Вот почему определение цели оценки и состава оцениваемых прав является одним из основных вопросов оценщика и консультанта при первых же переговорах с клиентом.

Цель оценки и использование результатов.  

Для владельца компании существует несколько основных вариантов стратегии.

Первый вариант – продажа компании в ближайшем будущем или даже немедленно. Такая цель обычно диктуется необходимостью получить финансирование капиталовложений в другую, более приоритетную для собственника сферу деятельности или означает решение просто выйти из данного бизнеса.

Второй вариант – это намерение максимально повысить стоимость компании и только затем приступить к ее продаже. Это отложенный вариант первой стратегии или специальный вид бизнеса, например девелопмент доходной недвижимости.

Третий вариант стратегии владельца – повышение текущей прибыли компании для ее реинвестирования в развитие того же или иного бизнеса. Такая стратегия объединяет интересы собственника и управляющего и, по-видимому, наиболее типична для компаний нынешней России, где собственники и управляющие – это часто одни и те же лица.

В случае, когда собственник выбирает первую стратегию и намерен продать компанию как можно быстрее, оценка стоимости компании бывает необходима собственнику при принятии решения о ее продаже на рынке. Собственник, конечно, может продавать компанию и без предварительной оценки, решая самостоятельно, с какой суммы начинать торг с покупателем. Вторая же и третья стратегии часто связаны с поисками средств финансирования для развития компаний. При получении кредитов и инвестиционных средств почти всегда встает вопрос об оценке залоговой или инвестиционной стоимости активов компании и/или оценке ее рыночной стоимости.

Кроме того, потребность оценки стоимости отдельных активов или группы активов возникает при самых разных ситуациях: при слияниях компаний, при перераспределении долей собственников, при изменении уставного капитала, в случае конфликтов между владельцами и управляющими, при планировании амортизационных отчислений, при приватизации компаний или, наоборот, наконец, при банкротствах, изъятии имущества по суду и при ликвидации компаний. В определенных случаях проведение оценки требуется по законодательству, в других– пр оводится заинтересованными сторонами для внутренних целей и принятия решений.

Цель оценки выясняется обычно из бесед с заказчиком. На этой стадии оценщик выступает, как правило, в роли консультанта, и вместе с заказчиком они выясняют – зачем клиенту понадобилась оценка и о какой стоимости идет речь.

Важным аспектом оценки является оформление результатов проведенной работы. В зависимости от того, кто будет использовать отчет об оценке, может быть предусмотрена различная подробность изложения. Российское законодательство об оценке не регламентирует, насколько подробно должна быть представлена в отчете информация о процессе и методах оценки. Вместе с тем международная практика предусматривает несколько видов отчетов – от короткого отчета-письма до подробнейшего отчета, детально описывающего все использованные данные и процесс оценки.

Выбор формы отчета подчиняется основному принципу оценщика – отчет не должен вводить в заблуждение пользователя. Таким образом, информированному пользователю, обладающему полными данными об объекте и условиях оценки, допустимо предоставление краткого отчета, в то время как отчет, подготовленный для других пользователей, должен содержать более подробное описание. Поскольку подготовка подробного “универсального” отчета в расчете на не информированного пользователя практически нецелесообразна, профессиональный оценщик обязан определить круг потенциальных пользователей отчета и специально оговорить это в отчете. Конечно, на практике невозможно исключить использование отчета другими лицами, однако такие пользователи должны понимать, что в используемом материале может отсутствовать описание достаточно значимых процедур, с учетом того, что те люди, для которых этот отчет предназначен, знают эти факты.

Заключение.

Как показывает наш многолетний опыт работы на российском рынке , перед тем, как выполнить работу для заказчика, часто приходится объяснять все вышеизложенные вопросы, и мы рады это делать, поскольку только в этом случае можно быть уверенным, что проведенная работа действительно будет полезна заказчику и действительно может быть использована по предполагаемому назначению. Довольно часты случаи, когда, получив стандартную “оценку рыночной стоимости” от оценщика, не сильно задумывающегося над сутью проблемы, заказчик обнаруживает, что это совсем не то, что ему нужно. Еще хуже, если он так и остается в неведении об этом.

Очень важно для предпринимателей и бизнесменов, сталкивающихся с вопросами оценки, подходить к этой проблеме с пониманием и руководствоваться не только формальными принципами. Только совместная работа может определить профессиональный и квалифицированный подход к вопросам понимания стоимости бизнеса.

Источник: журнал TopManager    

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru