ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Экономика на современном этапе

Решения Правительства ПРЕСС - РЕЛИЗ* # 359

Финансовая помощь

Основная часть финансовой помощи из федерального бюджета будет предоставляться через Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - регионов (ФФПР). В 2001 г. завершается реформирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР). Методика распределения средств ФФПР на 2001 год основана на оценке объективных различий в бюджетных потребностях и налоговом потенциале субъектов Российской Федерации. Распределение дотаций ФФПР проводится по двум направлениям исходя из необходимости создания стимулов для развития собственной налоговой базы субъектов РФ (1 этап - 80% объема) и поддержания минимально гарантированного уровня бюджетной обеспеченности (П этап - 20% объема фондов). В перспективе части трансфертов ФФПР может придан целевой характер с ориентацией на долевое со-финансирование приоритетных расходов региональных бюджетов.

На первом этапе реформы в составе федерального бюджета будет создан Фонд компенсаций, через который должно осуществляться финансирование (в форме целевых субвенций региональным бюджетам) сохраняющихся прямых "федеральных мандатов", прежде всего - социальных пособий и льгот. Общий объем этого Фонда должен полностью покрывать возложенные на региональные бюджеты федеральными законами финансовые обязательства по выплате социальных пособий и льгот, а его средства - распределяться между всеми без исключения субъектами Федерации, вне зависимости от их бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учетом удорожающих факторов). В дальнейшем, по мере расширения практики выплаты соответствующих федеральных пособий непосредственно гражданам через органы Федерального казначейства и органы социальной защиты, размер Фонд компенсаций будет сокращаться вплоть до его полной ликвидации (или присоединения к ФФПР).

Дополнительными элементами механизма финансовой помощи субъектам Федерации станут Фонд регионального развития (со-финансирование инвестиционных программ по развитию регионов) и формируемый за счет займов международных финансовых организаций Фонд развития (реформирования) региональных финансов (поддержка, на конкурсной основе, экономических и бюджетных реформ в регионах).

Основные подходы к формированию и распределению финансовой помощи должны быть определены федеральным законодательством и среднесрочным финансовым планом, при рассмотрении же ежегодного закона о федеральном бюджете могут корректироваться параметры, непосредственно связанные с приоритетами и условиями федеральной бюджетной политики на очередной год. На завершающем этапе реформы субъекты Российской Федерации должны иметь возможность самостоятельно рассчитывать основной объем полагающейся им финансовой помощи из федерального бюджета как на очередной бюджетный год, так и на среднесрочную перспективу (за исключением средств, распределяемых на конкурсной основе). Аналогичные принципы и механизмы оказания финансовой помощи должны действовать и в отношениях "субъект Федерации - муниципальные образования".

В целях реализации одного из ключевых требований реформы - поддержания для субнациональных бюджетов жестких бюджетных ограничений - в течение бюджетного года не должны применяться какие-либо формы финансовых перечислений в региональные бюджеты, не утвержденные в федеральном бюджете с разбивкой по регионам. Соответственно, из бюджетного законодательства, бюджетной классификации и отчетности должны быть исключены категории "средства, передаваемые в порядке взаимных расчетов" и "бюджетные ссуды". Первые, в случае необходимости, могут быть заменены конкретными категориями целевой финансовой помощи в рамках соответствующих фондов, вторые - авансовыми трансфертами Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда поддержки муниципальных образований.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику и исходит из того, что в предстоящий период конечной целью денежно-кредитной политики должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений - сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для устойчивого экономического роста.

Благоприятное состояние государственных финансов, опирающееся на стабильный рост экономики, сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета, рационализация заимствований на внутреннем и внешнем рынках, сокращение государственного долга и, в том числе, задолженности Правительства перед Банком России, является важнейшим условием проведения денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции.

Постановка целей и проведение денежно-кредитной политики в период до 2010 года будут также определяться следующими условиями: высокой степенью чувствительности экономики страны к изменениям внешнеэкономической ситуации, и особенно зависимостью платежного баланса от конъюнктуры мировых цен на экспортные товары и объемов платежей по внешнему долгу; интенсивностью и структурой притока иностранного капитала в российскую экономику; сокращением непроизводительного оттока капитала; продолжающимися процессами освобождения экономики от неденежных форм расчетов; результатами реформирования банковского сектора; повышением прозрачности и проведением структурных мер в реальном секторе экономики.

Реализация денежно-кредитной политики будет осуществляться в условиях режима плавающего валютного курса, позволяющего обеспечивать соответствие уровня курса рубля фундаментальным экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны на уровне, адекватном складывающейся экономической ситуации. Задачей Банка России остается сглаживание неоправданно резких колебаний обменного курса на внутреннем валютном рынке.

Исходя из соответствия конечной цели денежно-кредитной политики основным задачам экономической политики государства, Банк России при формировании и осуществлении денежно-кредитной политики в ближайшие годы будет опираться на анализ широкого спектра экономических показателей, при этом темпы роста денежной массы будут рассматриваться в качестве одного из важнейших индикаторов проведения денежно-кредитной политики. В дальнейшем при формировании соответствующих макроэкономических, финансовых и институциональных условий возможен переход на иные принципы формирования денежно-кредитной политики.

Повышению эффективности денежно-кредитной политики будет способствовать постепенное погашение Правительством Российской Федерации задолженности Центральному Банку Российской Федерации, а также переоформление части имеющегося портфеля государственных ценных бумаг Банка России в рыночную ликвидную форму, что даст возможность в последующем расширить операции Банка России на открытом рынке.

При осуществлении денежно-кредитной политики Банк России будет учитывать процесс интеграции с Республикой Беларусь.

Основной предпосылкой для осуществления действенной и пользующейся доверием единой государственной денежно-кредитной политики является обеспечение независимости Центрального банка Российской Федерации в выполнении его основных функций и, в частности, отсутствие какого-либо давления со стороны органов законодательной и исполнительной власти. Это прежде всего означает, что не будет допускаться прямое кредитование федерального бюджета, в том числе путем приобретения Банком России государственных ценных бумаг при первичном размещении.

При формировании и реализации денежно-кредитной политики будут соблюдаться принципы транспарентности и информационной открытости.

3. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда требуется активная государственная политика, направленная как на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, так и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения структурных сдвигов, хотя и требует принятия мер уже в настоящее время, не может быть решена в короткие сроки и будет являться приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В среднесрочной перспективе и на период до 2010 года основными задачами структурной политики государства являются:

- исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;

- повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;

- содействие развитию системы высшего и среднего специального образования, адекватного потребностям модернизации традиционных и развития "новых" секторов экономики;

- снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;

- стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;

- сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;

- повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям;

- реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

- конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;

- минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;

- открытость экономики;

- либерализация экономической деятельности на микроуровне.

Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических задач - таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра, основанного на сценарии "активного позиционирования на рынках" . Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ предприятий и производств, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы.

Структурная политика будет направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить "традиционные" экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также "новые" экспортные отрасли в сфере услуг.

Стимулирование экспортеров на использование прибыли и амортизации для вложений в техническое перевооружение своих предприятий, должно сопровождаться мерами по повышению участия в этом перевооружении отечественного машиностроения. Дополнительные заказы и финансовые инвестиции со стороны экспортеров, создают предпосылки для роста внутреннего спроса, в первую очередь на продукцию отечественного инвестиционного машиностроения.

Важнейшей задачей является диверсификация экспорта с постепенным увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей с относительно высокой добавленной стоимостью, на конкретных узких сегментах рынка, где имеются выраженные конкурентные преимущества. В частности, продукции промежуточных и высоких переделов лесопромышленного, металлургического и химического комплексов, авиапромышленности, атомной промышленности, энергетического машиностроения, отдельных сегментов рынка судостроения, вооружений, услуг космического комплекса.

Приоритетными направлениями государственной инвестиционной политики станут комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу, прежде всего, в сферах высоких технологий.

Ограниченность рычагов структурной политики, связанная с макроэкономическими ограничениями инвестиционных вложений в инфраструктуру и сферу услуг резко ограничивают круг возможных приоритетов государственной деятельности в этих сферах. К ним следует отнести:

- развитие транспортной сети, телекоммуникаций и связи;

- развитие жилищно-коммунального хозяйства;

- программы энерго- и ресурсосбережения;

- информатизацию и развитие экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Основными направлениями политики государства в области управления государственным имуществом должны стать:

- приватизация значительной части предприятий и хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности;

- повышение эффективности управления государственным имуществом.

Основными мерами , направленными на повышение эффективности управления государственными предприятиями и хозяйственными обществами являются:

- преобразование государственных предприятий в акционерные общества

- реформирование системы представительства интересов государства в акционерных обществах

- ревизия государственной собственности, принятие решений о сохранении акций в государственной собственности, передаче в собственность субъектов Федерации, приватизации или ликвидации, определение масштабов и структуры дочерних и аффилированных предприятий, пресечение попыток "уводить" государственные активы из-под государственного контроля.

При формировании системы управления государственным имуществом необходимо предусмотреть механизм использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета. При этом приоритет должен отдаваться не фискальным целям, а созданию благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности

Преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества.

Правовой статус более чем 11 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики.

В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества. Решением проблемы должно стать ускорение преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества либо в казенные предприятия.

Оптимизация участия государства в хозяйственных обществах.

В настоящее время проводится составление реестра федерального имущества, а также начат анализ эффективности использования государственного имущества государственными унитарными предприятиями. Следует принять решение о дальнейшем функционировании всех федеральных госпредприятий.

Аналогичную работу следует провести по пакетам акций, находящихся в государственной собственности. Исходя из анализа эффективности нахождения хозяйственного общества в государственной собственности следует принять решение относительно:

- закрепления акций хозяйственного общества в государственной собственности;

- передачи акций в собственность на субфедеральный или муниципальный уровень;

- приватизации хозяйственного общества;

- ликвидации хозяйственного общества.

В случае принятия решения о закрепления акций в государственной собственности применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются государственными органами в исключительных случаях и только при назначении государственных служащих представителями в указанные организации. Предложения о способе достижения цели представляются управляющими и оцениваются на конкурсной основе.

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует, и которой будут руководствоваться лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом. Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего.

Для эффективного контроля за деятельностью предприятий и организаций, остающихся в собственности и под контролем федеральных властей целесообразно разработать единые механизмы и формы мониторинга деятельности таких предприятий, создать соответствующий банк (базу) данных и обеспечить регулярный анализ результатов и эффективности деятельности государственного сектора.

Управление государственной недвижимостью.

Для обеспечения эффективного управления государственной недвижимостью необходимо:

1) сформировать полный реестр федеральной недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;

2) четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью;

3) установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки.

4) разработать и внедрить методику определения рыночной ставки арендной платы за использование государственного недвижимого имущества с применением методов массовой оценки;

5) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения федеральным имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал);

6) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;

7) урегулировать вопросы приобретения государством объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых может осуществляется приобретение указанных объектов;

8) на время преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% участием государства установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью). Безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;

9) выявить и изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Ввести запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в регионе. Сократить льготы при использовании объектов недвижимости. Обеспечить прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц;

10) использовать для эффективного управления недвижимостью механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогичный гражданско - правовому, поскольку государство при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками. Определить норматив отчисления средств органам по управлению недвижимостью с последующим зачетом их в счет финансирования из бюджета;

11) изменить существующий механизм продажи недвижимости, так как он допускает приобретение объектов по низким ценам. Право на приобретение недвижимости подобным образом принадлежит ограниченному кругу лиц в соответствии с законодательством о приватизации. Указанное право должно быть сохранено, но на ограниченный срок. Цена продажи должна определяться на основании рыночной оценки;

12) установить для всех субъектов Российской Федерации единый порядок принятия решений об использовании федеральной недвижимости (прежде всего в отношении сдаваемых в аренду объектов), обеспечивающий оперативность принятия решений;

13) обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление федеральной недвижимостью.

Приватизация государственного имущества.

Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества должно упростить порядок их приватизации. В этих условиях целесообразным представляется к 2004 году в ходе приватизации сократить государственный сектор экономики до 1,5-2,5 тысяч предприятий.

Реализация предложенного сценария должна привести к тому, что:

- полностью приватизируются отрасли (за исключением объектов, обеспечивающих национальную безопасность), имеющие потенциал выживания и роста (пищевая промышленность, транспорт (за исключением железнодорожного и трубопроводного), металлургия, нефтяная промышленность, подотрасли машиностроения, производящие продукцию для конечного потребления населением). В эти отрасли привлекаются отечественные и иностранные инвестиции. Акции соответствующих компаний обращаются на рынке ценных бумаг;

- количество государственных предприятий и учреждений сокращается до минимума, который может быть профинансирован государством (в виде прямого бюджетного финансирования и оплаты госзаказа);

- на высвобождаемых площадях и оборудовании ликвидированных государственных предприятий формируются новые бизнесы.

Создание нормативной базы нового этапа приватизации требует принятия нового Закона о приватизации. Сфера действия закона в новой редакции должна быть расширена, поскольку ряд ограничений, введенных действующим Законом о приватизации в 1997 году, носят искусственный характер.

Законодательно должны быть установлены требования обязательного включения прав на результаты интеллектуальной деятельности в состав приватизируемого имущественного комплекса, предусмотрен порядок оценки и приватизации имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не отраженных в балансе предприятия в качестве нематериальных активов. При этом необходимо установить ограничения на приватизацию имущественных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности с целью обеспечения национальной безопасности, а также порядок их коммерческого использования.

Закон должен установить единый правовой режим ограничений по приобретению определенных видов имущества нерезидентами на основе федеральных законов об иностранных инвестициях в Российской Федерации и о запретах и ограничениях на деятельность иностранных инвесторов. Иностранные физические и юридические лица не могут быть покупателями государственного и муниципального имущества исключительно в случаях, установленных федеральными законами об иностранных инвестициях в Российской Федерации. Также необходимо законодательно урегулировать ограничение доступа иностранных инвесторов в стратегически значимые отрасли.

Для упорядочения отношений по продаже земли под приватизированными предприятиями в закон должна быть включена соответствующая статья. Должен быть установлен принцип одновременности отчуждения объекта недвижимости и занятого им земельного участка, определены требования к установлению границ, занимаемых объектом недвижимости, определены виды земельных участков, не подлежащих отчуждению в соответствии с законом, в том числе участки сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда, особо охраняемых земель, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим отчуждения и др.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Развитие транспортного комплекса относится к приоритетным задачам государственной деятельности. Основная цель развития транспортного комплекса - создание условий для улучшения социально-экономического положения России путем снижения издержек транспортировки товаров и грузов по территории страны, улучшения качества транспортных услуг, предоставляемых населению, обеспечения растущих потребностей экономики в транспортных услугах.

В целях координации действий органов власти различного уровня, предприятий и инвестиционных институтов развитие транспортного комплекса необходимо осуществлять на основе положений единой государственной транспортной политики и в соответствии с комплексной программой модернизации транспортной системы России.

При этом должны быть учтены как потребности экономики в развитии инфраструктуры внешнеторговой деятельности: использованию преимуществ геополитического положения страны и укреплению ее роли в мировой хозяйственной системе, так и интересы интеграции внутреннего рынка.

Основными задачами развития транспортного комплекса являются:

- формирование единого транспортного пространства на территории России как обязательного условия существования единого внутрироссийского рынка;

- обеспечение необходимого уровня мобильности населения и транспортной доступности регионов и населенных пунктов для всех категорий граждан;

- обеспечение безопасного функционирования транспорта и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам;

- повышение координации в развитии транспортной инфраструктуры, разработке и реализации крупных проектов в области транспортного строительства, создания новой транспортной техники и технологий;

- интеграция транспортных и производственно-распределительных процессов. Создание мультимодальных перевозочных систем а также систем товарораспределения, основанных на принципах логистики;

- интеграция транспортного комплекса в мировую транспортную систему, формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием выгод географического положения России;

- создание гибкой системы транспортных тарифов, учитывающей интересы пользователей транспортных услуг и обеспечивающей расширенное воспроизводство в транспортном комплексе;

- комплексная информатизация транспорта. Реструктуризация транспортных технологий в пользу наиболее экологичных и энергосберегающих.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Экономическое развитие страны требует надежного функционирования естественных монополий, прежде всего в электроэнергетике, газовой и железнодорожной отраслях при минимизации стоимости их услуг. Реструктуризация естественных монополий является основой снижения издержек и самих монополий, и потребителей их услуг, привлечения в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения их услуг в период возрастающего спроса на них. Необходимо достижение компромисса экономических интересов между укреплением финансово-хозяйственного положения этих отраслей, необходимым для их надежной работы и удовлетворения платежеспособного спроса на их услуги, и сдерживанием соответствующих компонентов затрат как самих естественных монополий, так и других российских товаропроизводителей.

Государственная политика в этой сфере будет направлена на решение следующих задач:

- реструктуризация указанных отраслей с целью четкого разграничения естественно монопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности, стимулирование конкуренции во втором случае и усиление государственного контроля в первом;

- сохранение преимуществ интегрированных систем - технологической целостности, управляемости и надежности;

- отказ от затратного принципа ценообразования на услуги субъектов естественных монополий, разделении тарифов на естественно монопольную и конкурентную составляющие;

- выравнивание условий налогообложения производителей и потребителей разных видов топлива, а также разных транспортных услуг;

- полная организационная и финансовая прозрачность деятельности предприятий указанных отраслей;

- создание благоприятных условий для постепенной демонополизации отраслей, появления в их конкурентных сегментах новых участников;

- обеспечение недискриминационного доступа независимых производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном антимонопольном регулировании;

- прекращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей.

Структурные преобразования в естественных монополиях отраслей ТЭК.

Целями реструктуризации естественных монополий в отраслях ТЭК являются повышение эффективности и инвестиционной привлекательности этих отраслей, снижение издержек потребителей их услуг при условии надежного удовлетворения платежеспособного спроса.

Структурные преобразования в ТЭК должны быть направлены на развитие рыночных отношений и механизмов в сфере топливо- и энергоснабжения, разделение потенциально конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности.

Государственная политика в этой сфере будет основываться на следующих принципах .

Институциональные преобразования в отраслях ТЭК не должны приводить к потере объективных преимуществ существующих интегрированных систем топливо и энергоснабжения: технологичной целостности, управляемости и надежности. Эти преобразования должны осуществляться при полной организационной и финансовой прозрачности.

Должен быть определен механизм представления интересов государства и организаций ТЭК на внешних энергетических рынках.

Органы государственного регулирования естественных монополий в отраслях ТЭК, помимо экономически обоснованного тарифного регулирования, должны обеспечить открытый и недискриминационный доступ потребителей и независимых производителей к услугам этих монополий.

Выделение потенциально конкурентных видов деятельности должно быть ориентировано на дерегулирование этих сфер деятельности. При этом государство будет проводить активную антимонопольную политику в этих областях. В том числе будет осуществляться антимонопольный контроль деятельности участников рынка, занимающих доминирующее положение, с целью недопущения злоупотребления этим положением, включая установление монопольных цен (тарифов).

Для обеспечения надежности и устойчивости топливо- и энергоснабжения на этапе становления энергетических рынков будут созданы регулируемые государством торговые площадки и операторы, при помощи которых будут осуществляться сделки на энергетических рынках, а также будет поддерживаться связь с технологическими операторами энергетических систем.

Будут разработаны процедуры лицензирования участников энергетических рынков на предмет соответствия как необходимым техническим требованиям, так и коммерческой добросовестности.

Структурные преобразования в газовой промышленности.

Целью структурных преобразований в газовой промышленности является повышение эффективности функционирования и инвестиционной привлекательности отрасли в условиях рыночной экономики и постепенной либерализации газового рынка для обеспечения интересов государства, газовых компаний и потребителей газа.

Развитие нерегулируемого сектора внутреннего рынка газа должно быть поддержано комплексом институционально-административных мер по совершенствованию структуры отрасли в рамках следующих направлений:

Совершенствование организационной структуры отрасли

Определение функциональных ролей хозяйствующих единиц должно быть проведено с целью разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер их деятельности, в отношении которых должны применяться соответствующие механизмы тарифного регулирования или антимонопольного контроля. Данное разграничение может быть первоначально проведено путем введения отдельной финансовой отчетности по каждому виду деятельности с вынесением этих видов деятельности в отдельные структурные единицы, создаваемые в рамках существующих организаций газовой отрасли с последующим их выделением в самостоятельные хозяйственные организации.

Затем этот процесс необходимо продолжить в направлении более четкого разграничения выделенных структурных единиц по сферам деятельности и повышения их хозяйственной самостоятельности. В газораспределительных организациях (ГРО) необходимо провести разграничение деятельности по транспортировке газа от сбытовых функций и других видов услуг по газоснабжению, не входящих в сферу естественной монополии.

В дальнейшем необходимо будет также определить организационные формы, функции и правовые условия участия во внутреннем газовом рынке на более поздних этапах его развития новых субъектов - коммерческих операторов, независимых поставщиков, биржевых операторов и других субъектов. Также в целях обеспечения финансовой и организационной прозрачности реструктуризации организаций газовой отрасли необходимо разработать механизмы экспертизы и контроля инвестиционных программ регулируемых организаций.

Поддержка развития конкуренции

В целях развития конкурентного сектора на внутреннем рынке газа необходимо:

- обеспечение поддержки процесса формирования независимых производителей и поставщиков газа, а также новых организаций - субъектов рынка, оказывающих на конкурентной основе услуги на рынке газа (организаторов биржевой торговли, поставщиков дополнительных системных услуг и т.п.);

- совершенствование ценового и тарифного регулирование в газовой отрасли, разработка и утверждение Основ ценообразования на природный газ и услуги, представляемые организациями газовой отрасли, Методических положений по расчету тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и по местным газораспределительным сетям;

- введение недискриминационных тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным и местным распределительным газопроводам (а в дальнейшем - других дополнительных услуг) и отладка механизмов доступа к этим газопроводам;

- развитие форм и повышение качества государственного контроля за хозяйственной деятельностью субъектов рынка, и в том числе введение системы антимонопольного регулирования хозяйственных отношений, возникающих в процессе поставок газа на нерегулируемом рынке газа;

- введение системы государственного контроля за соблюдением субъектами рынка установленных правил торговли газом, лицензионных требований и ограничений, установленных в их лицензиях;

- разработка правил работы газовых рынков, создание необходимой инфраструктуры, в т.ч. торговых площадок и операторов, при помощи которых будут осуществляться сделки и поддерживаться связь с техническими операторами газотранспортных систем, разработка правил эксплуатации единой системы газопроводов в условиях развития газового рынка России.

На первом этапе основными задачами являются:

- преодоление кризиса неплатежей;

- достижение безубыточности коммерческой деятельности организаций газовой отрасли на внутреннем рынке.

Задачами второго этапа являются:

- достижение безубыточности всех секторов рынка газа;

- создание условий для накопления инвестиционных ресурсов газовыми компаниями;

- прекращение практики перекрестного субсидирования, и, в частности, продаж газа населению по льготным ценам, поставок газа с применением понижающих и повышающих коэффициентов, применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа с целью финансирования программ газификации.

Структурные преобразования в электроэнергетике

Структурные преобразования в электроэнергетике должны способствовать повышению эффективности производства, передачи и сбыта электрической энергии на основе сохранения единства и развития сетевой и технологической инфраструктуры рынка электроэнергии, демонополизации и дерегулирования потенциально конкурентных секторов производства и сбыта электроэнергии. Структурные преобразования должны проводится с учетом технологических особенностей созданной единой энергетической системы страны, а также политических, экономических, организационных и других ограничений. Основной целью структурных преобразований является развитие электроэнергетики в качестве важнейшей инфраструктурной отрасли, обеспечивающей стабильное развитие экономики, повышение ее конкурентоспособности и удовлетворение платежеспособного спроса на энергию.

Достижение данной цели невозможно без:

- укрепления энергетической безопасности страны, необходимой для стабильного роста национальной экономики;

- создания привлекательного инвестиционного климата в электроэнергетике, способного обеспечить приток инвестиций, необходимых для преодоления кризиса;

- создания эффективно работающего рынка электроэнергии, а также ясных и недискриминационных правил его работы , что должно способствовать улучшению инвестиционной привлекательности страны в целом;

- создания стимулов к эффективному производству электроэнергии, и рыночных механизмов ценообразования, способствующих стабилизации роста, а в дальнейшей перспективе и снижению цен на электроэнергию у конечного потребителя;

- создания необходимой нормативно-правовой базы реформ.

Для этого потребуется решить следующие задачи:

- выделение естественно-монопольных видов деятельности (передача и диспетчеризация) в самостоятельные виды деятельности, регулируемые государством; сохранение и развитие единой сетевой инфраструктуры;

- создание коммерческой инфраструктуры рынка электроэнергии;

- обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре рынка всем производителям и потребителям электроэнергии.

- создание правовой базы электроэнергетики для новых условий хозяйствования.

Развитие единой сетевой инфраструктуры и формирование технологической инфраструктуры рынка электроэнергии, создание механизмов ее государственного регулирования.

Развитие единой сетевой инфраструктуры и формирование технологической инфраструктуры рынка электроэнергии является залогом целостности и управляемости энергетической системы страны и, как следствие, необходимым элементом ее энергетической безопасности. Учитывая сложности переходного периода в экономике и стратегическую важность инфраструктуры, необходимоусилить государственное влияние в этой области, обеспечить экономически обоснованное ценовое регулирование инфраструктурных услуг, обеспечить предсказуемость и эффективность развития этих отраслевых инфраструктур.

Для организации торговли на рынке электроэнергии необходимо создать коммерческую инфраструктуру рынка - централизованную торговую систему, систему расчетов за поставляемую энергию и оказываемые участникам рынка услуги, систему разрешения конфликтов на рынке.

Обязательным условием эффективного функционирования рынка электроэнергии является обеспечение недискриминационного доступа к технологической и коммерческой инфраструктуре рынка всем производителям и потребителям электроэнергии.

Наряду с демонополизацией сферы производства электроэнергии необходимо создать механизмы контроля за функционированием конкурентного рынка со стороны государства, обеспечивающие:

- равные возможности для участия в конкуренции всех субъектов рынка;

- экономическую эффективность процесса рыночного ценообразования , включая формирование цен на электрическую энергию и системные услуги, предоставляемые на конкурентных условиях;

- стабильность и прозрачность правил функционирования рынка электроэнергии.

Для решения поставленных задач необходимо реализовать следующие основные мероприятия:

1. Разработать механизм финансового и организационного разделения естественно-монопольных (передача электроэнергии, обеспечение системной надежности и ведение режимов работы) и потенциально конкурентных (генерация и сбыт) видов деятельности в электроэнергетике, включая реструктуризацию региональных энергетических компаний

2. Создать федеральную сетевую компанию и систему диспетчерского управления.

3. Создать Администратора торговой системы, основными функциями которого являются обеспечение равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, разработка и надзор за соблюдением правил оптового рынка, организация системы внесудебного урегулирования споров между участниками рынка и контроль за действиями системного оператора на предмет его влияния на эффективность оптового рынка.

4. Формирование правил работы рынка электроэнергии и становление его инфраструктуры

5. Формирование генерирующих компаний.

6. Значительное сокращение списка "неотключаемых" потребителей и повышение дисциплины их потребления

7. Разработка и утверждение перечня стратегически важных объектов на территории Российской Федерации, которым обеспечивается полное своевременное финансирование утвержденных лимитов потребления электроэнергии за счет средств федерального бюджета.

8. Разработка и утверждение исчерпывающего перечня групп потребителей, нуждающихся в финансовой поддержке в процессе перехода к конкурентному рынку.

9. Преодоление кризиса неплатежей и улучшение платежной дисциплины.

10. Рационализация ценовой политики.

11. Определение процедуры антимонопольного регулирования.

12. Обеспечение финансовой и организационной прозрачности субъектов электроэнергетики.

Структурные преобразования системы железнодорожного транспорта.

Основная цель структурной реформы железнодорожного транспорта - повышение эффективности его функционирования для удовлетворения платежеспособного спроса на железнодорожные перевозки в условиях растущих требований по объему и качеству перевозок.

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

- создание условий для развития рыночных механизмов функционирования железнодорожного транспорта;

- снижение на этой основе стоимости перевозок для потребителей транспортных услуг;

- обеспечение устойчивой работы железнодорожного транспорта, безопасности движения, качественного технологического развития системы российских железных дорог;

- обновление производственно-технической базы отрасли, создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций;

- обеспечение финансовой прозрачности всех видов деятельности, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;

- повышение мотивации поставщиков услуг, работников железнодорожного транспорта.

Основополагающими принципами реформирования железнодорожного транспорта являются:

- разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте;

- разделение основных (непосредственно связанных с перевозками) и неосновных видов деятельности. Отделение большей части вспомогательных и обслуживающих предприятий, их приватизация. Выделение объектов социальной сферы;

- разделение естественно-монопольного, конкурентного и потенциально конкурентного секторов в системе железнодорожного транспорта. Усиление государственного контроля в монопольном секторе и осуществление мер, направленных на стимулирование конкуренции;

- обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта всех потенциальных участников перевозочного процесса;

- обеспечение равноправной интеграции сети железных дорог федерального железнодорожного транспорта с железными дорогами, находящимися вне системы федерального железнодорожного транспорта, независимо от их организационно-правовой формы, что потребует принятия соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок их взаимодействия;

- сохранение экстерриториальности железных дорог.

При достижении основных целей реформы должны учитываться следующие ограничения:

- поддержание управляемости, бесперебойности, не ухудшение условий функционирования железнодорожного транспорта, безопасности перевозок.

- обеспечение целостности экономического пространства, недопущение разобщения регионов страны, а также ухудшение транспортного сообщения с другими странами.

- необходимость выполнения перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства;

- необходимость сохранения единой системы диспетчерского управления;

- самофинансирование предприятий железнодорожного транспорта - уровень тарифов, с учетом дотаций из бюджета, должен обеспечивать полное возмещение экономически обоснованных затрат и расширенного воспроизводства.

Структурные преобразования в естественных монополиях отрасли связь.

В настоящее время в отрасли связь проведена реструктуризация по подотраслевому принципу в части разграничения естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности операторов связи.

Результатом явилось ограничение широко распространенной практики тотального государственного регулирования цен (тарифов), что также способствовало приходу на рынок новых операторов связи, зарождению конкурентных отношений, а также положительно сказалось на экономических результатах деятельности отрасли.

Сегодня остро встает проблема снижения издержек производства, одним из путей решения которой является проведение в отрасли институциональных преобразований в направлении концентрации производства - создание объединений региональных операторов связи, специализирующихся на определенных видах деятельности. Такие преобразования позволят реально сократить не только непроизводительные, но и производственные затраты, обеспечить более высокий прирост объемов предоставления услуг, а также необходимую концентрацию инвестиционных ресурсов необходимых для удовлетворения спроса на услуги связи.

Создание противозатратного механизма ценообразования требует перехода от простых методов ценового регулирования к более совершенным, обеспечивающим мобильность принятия решений в зависимости от складывающейся экономической ситуации и стимулирующим спрос на услуги связи.

Механизм ценообразования должен базироваться на объективности в отражении затрат организаций связи при установлении тарифов, компенсации эксплуатационных затрат, получении необходимой прибыли, учете инфляционных процессов в экономике.

Совершенствование механизма регулирования ценообразования предполагает приведение тарифов в соответствие с реальной себестоимостью услуг, прекращение перекрестного субсидирования, тарификации услуг связи по двум категориям пользователей (население и организации).

Необходима прозрачность и системность применяемых методов ценового регулирования.

При достижении равновесия спроса и предложения на телекоммуникационном рынке должен быть осуществлен переход к регулированию тарифов по методу предельного ценообразования.

Необходимо принятие нормативных правовых актов по вопросам адресной государственной компенсации льгот в замен существующего порядка, когда операторы связи предоставляют установленные государством льготы за счет собственных средств, углубляя тем самым ценовые диспропорции и снижая эффективность своей деятельности в силу невозможности осуществления расширенного воспроизводства.

Такая система, с одной стороны, позволит обеспечить адекватность уровня потребления и оплаты услуги, а с другой, - создаст условия для более эффективного контроля качества предоставляемых услуг связи и для ускорения темпов модернизации существующих сетей.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Основной целью развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) является формирование нового облика оборонной промышленности, способной обеспечить определенные Военной доктриной Российской Федерации, планами военного строительства и Государственной программой вооружения на 2001-2010 годы потребности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в вооружении, военной и специальной техники (ВВТ) отечественного производства.

Для достижения основной цели развития ОПК необходимо:

- оптимизировать производственный потенциал ОПК путем вывода излишних мощностей из сферы военного производства и создания крупных диверсифицированных корпораций;

- обновить производственные фонды;

- уменьшить зависимость производства ВВТ от поставки комплектующих изделий, сырья и материалов из стран СНГ;

- эффективно использовать потенциал ОПК для развития гражданских секторов экономики;

- решить проблему обеспечения кадрами предприятий и организаций ОПК;

- поддержать научные школы в области создания ВВТ.

Процесс формирования нового облика ОПК условно можно разделить на два этапа.

Этап I (2001 - 2005 годы)

Основной целью первого этапа структурных преобразований в ОПК является формирование его структуры, отвечающей перспективным потребностям обеспечения Вооруженных Сил в военной технике, реальным возможностям расширения.

Основным содержанием первого этапа является оптимизация структуры военного производства. Осуществляется инвентаризация производственно-технологических цепочек ОПК, оценка в них экономического и технологического состояния предприятий, определение наиболее жизнеспособных и эффективных предприятий, вывод с рынка оборонной продукции неэффективных предприятий с учетом мобилизационных заданий, создание интегрированных структур на базе технологических коопераций (в первую очередь путем интеграции КБ с серийными заводами).

Эти меры позволят сконцентрировать доходы, снизить себестоимость продукции, сформировать механизмы эффективного использования полученной прибыли на инвестиции в разработки нового поколения военной техники, освоить новые экспортные рынки.

Концентрация ресурсов осуществляется прежде всего в создаваемых корпорациях ОПК в рамках государственного оборонного заказа для разработки вооружений и военной техники нового поколения и подготовки его серийного производства.

При этом реструктуризация путем концентрации не рассматривается как самоцель, а является средством реализации системного подхода к проблеме вывода ОПК из кризисного положения, обеспечения его поступательного развития.

Государство готово взять на себя ответственность за санацию основных комплексов, прежде всего ориентированных на военное производство. В то же время оно намерено стимулировать участие негосударственных партнеров как в реализации проектов освоения рыночных ниш, так и в управлении комплексами. Государство особенно заинтересовано в привлечении частных инвесторов в корпорации, перспективные для глубокой диверсификации.

Государственная поддержка конверсии будет иметь целевой, адресный характер и предоставляться организациям (предприятиям) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), реализацию инвестиционных программ (проектов) конверсии, компенсацию и социальные выплаты работникам.

Основой планирования процесса создания военно-промышленных корпораций в интересах решения их главной задачи (разработки и производства новейших образцов и систем вооружений и военной техники) станет Государственная программа вооружения на 2001-2010 годы и соответствующие целевые программы. В начале этапа, в соответствии с данными программами, будут определены головные организации по разработке и созданию опытных образцов, серийному изготовлению, проработана полная кооперация изготовителей (поставщиков) комплектующих изделий для видов вооружения, военной и специальной техники и по обеспечению жизненного цикла ВВТ.

Этап II (2006 до 2010 годы)

Главной задачей второго этапа структурных преобразований ОПК является развитие крупных диверсифицированных корпораций и повышение эффективности их деятельности, в том числе на базе межотраслевой кооперации.

Будет продолжена реконструкция и техническое перевооружение производственных фондов образованных корпораций и интегрированных структур, что позволит обеспечить поставку новых образцов ВВТ в соответствии с заданиями Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы, решить проблему замещения импорта комплектующих изделий, сырья и материалов.

По мере укрепления корпораций и интегрированных структур ожидается расширение выпуска на них гражданской продукции за счет управляемой коммерциализации технологий двойного назначения. Государство будет содействовать выходу наиболее успешно работающих корпораций ОПК за национальные границы, в том числе путем организации зарубежных подразделений в интересах приближения части производств, включая военное, к мировым рынкам сбыта.

РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, поддержку надежного продовольственного обеспечения страны, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства, формирование эффективного устойчивого производства агропродовольственной продукции, обеспечивающего потребности населения в продовольственных продуктах и предприятий пищевой промышленности в сельскохозяйственном сырье.

Основными задачами политики гарантированного продовольственного обеспечения населения страны являются:

- формирование конкурентных и эффективных рынков агропродовольственной продукции, создание правовой и институциональной инфрастуктуры их функционирования, защита от недобросовестной конкуренции и неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;

- разработка механизмов обеспечения продовольственной помощи регионам страны, оказавшихся в экстремальных ситуациях;

- создание системы обеспечения гарантий качества продовольствия, поступающего на внутренний рынок. Жесткий контроль над технологиями по всей продовольственной цепи - от поля до розничной реализации, а также контроль над качеством импорта;

Для поддержания наметившегося роста производства агропродовольственном секторе необходимо в ближайшее время реализовать следующие первоочередные меры:

- провести финансовое оздоровление отрасли, в том числе за счет реструктуризации задолженности сельхозпроизводителей бюджетам всех уровней, государственным внебюджетным фондам, поставщикам топливно-энергетических и других ресурсов;

- подготовить юридические и экономические условия для концентрации земли и капитала в руках эффективных производителей;

- восстановить с учетом рыночных условий систему страхования в сельском хозяйстве;

- сформировать систему кредитно-финансового обслуживания сельского хозяйства;

- создать систему государственного регулирования рынков основных видов сельскохозяйственной продукции.;

- создать условия для технологического переоснащения аграрного производства..

Регулирование рынков АПК

Основой функционирования рынков продукции, ресурсов, труда и капитала в АПК являются рыночные цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения. В то же время осуществляет мониторинг паритета цен в АПК и уровня доходов основных субъектов рынков, и в соответствии с данными этого мониторинга осуществляет регулирование соответствующих рынков. Центральные задачи государственного регулирования рынков заключаются в следующем:

- избежание резких колебаний цен;

- недопущение существенного снижения доходов значительных групп населения и предпринимателей;

- ограничение монополизации отдельных сегментов рынков;

- обеспечение равных конкурентных условий для всех участников рынков.

Регулирование агропродовольственных рынков

Правительство планирует разработать комплекс мер по расширению сбыта отечественной продукции для повышения доходности сектора. Второй важной задачей является формирование конкурентного рынка с гарантиями для всех его участников. Это позволит удерживать цены на равновесном уровне, повышая внутреннюю конкурентность отечественной продукции.

Поскольку рынки такой продукции могут быть дезориентированы при поддержке сельхозпроизводителей субсидиями, компенсациями, другими льготами, Правительство намерено изменить прежние формы поддержки аграрного производства.

В области внешнеторгового регулирования будет сформирована долгосрочная политика разумного протекционизма и поддержания экспорта.

Для расширения рынков сбыта агропродовольственной продукции будет использован следующий арсенал мер:

- поддержание российского экспорта агропродовольственной продукции (поддержание экспортных пулов и их зарубежных представительств, обеспечение экспортеров информацией о мировой рыночной конъюнктуре, экспортные гарантии по кредитам и т.п.);

- обеспечение закупок агропродовольственной продукции для государственных нужд исключительно на внутренних рынках, расширение закупок отечественной продукции компаниями с государственным капиталом;

- комплексная увязка программ социальной помощи отдельным группам населения с программами поддержки отечественных производителей агропродовольственной продукции (например, переключение региональных животноводческих дотаций на программы бесплатного питания в школах, больницах, других учреждения социального профиля);

- инициирование и поддержка союзов производителей в агропродовольственном секторе; проведение государственной кампании продвижения отечественной продукции.

Для улучшение конкурентной среды на агропродовольственных рынках Правительство будет осуществлять следующие меры

- уменьшение доли государственных закупок в прямой и косвенной (товарные кредиты и проч.) форме, снятие межрегиональных торговых барьеров, сокращение мер воздействия на цены в продовольственной цепи (особенно региональными администрациями);

- сокращение государственных программ товарного кредита, взаимозачетов и других суррогатных форм связи агентов рынка;

- поддержание конкуренции на рынках, в том числе путем формирования эффективной системы рыночной информации, отмены всевозможных преференций государственным (или работающим по поручению государства) торговым посредникам.

Регулирование рынка земли в сельском хозяйстве

Цивилизованный, регулируемый и контролируемый государством рынок земель сельскохозяйственного назначения необходим. Он создаст условия для концентрации земель в руках наиболее эффективных собственников и соответственно - для лучшего использования земельного ресурса, для привлечения инвестиций в село.

Оборот сельхозземель должен быть строго регламентирован и контролируем государством с соблюдением следующих принципов:

- частная собственность на землю является неотъемлемым элементом эффективного аграрного сектора;

- для эффективного перераспределения земельного ресурса между производителями необходим оборот земли и земельных долей;

- земельный оборот должен регулироваться законодательно, правовые нормы не должны оставлять основные процедуры оформления сделок с землей и земельными долями на усмотрение чиновников или стороны сделок, регулирование сделок с земельными долями должны быть максимально упрощены;

- права собственности на землю не распространяются на физические лица без российского гражданства и на юридичексие лица с участием иностранного капитала;

- в процессе оборота сельскохозяйственных земель должны сохраняться наиболее ценные, продуктивные сельскохозяйственные угодья, ведение сельскохозяйственного производства должно предусматривать соблюдение экологических требований, осуществление мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель, недопущение излишней фрагментации земельных участков;

- разнообразие природно-климатических и национально-демографических условий в субъектах Российской Федерации определяет возможность установления законодательством субъектов Российской Федерации особенностей использования земли в соответствии с нормами федерального законодательства;

- залог земель необходим для повышения кредитоемкости сельского хозяйства;

- государство должно обеспечить ведение земельного кадастра, открытого для всех экономических субъектов.

Исходя из перечисленных принципов земельных отношений в аграрном секторе Правительство намерено осуществить следующие меры:

- обеспечение прав собственников земельных участков и долей, снятие запрета на залог земель сельскохозяйственного назначения, развитие прав аренды и залога сельскохозяйственной земли;

- завершение формирования федерального законодательства по регистрации земельной собственности и по регулированию земельного оборота;

- более определенное распределение полномочий федерального и региональных законодательств в области регулирования земельного оборота, недопущение противоречий региональными нормативными актами федеральных правовых норм;

- завершение кампании по оформлению правоотношений между собственниками земельных долей и сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, использующими соответствующие земельные участки;

обеспечение полноценных возможностей выделения гражданам по их желанию при выходе из состава участников сельскохозяйственных организаций земельных участков для целей ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства.

www.government.ru   22 марта 2001

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru