ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Политика, что показалось интересным

Кремль предъявит ультиматум Лукашенко

Исполняется семь лет со дня первого шага к созданию Союза России и Белоруссии. Годовщина совпала с завершением работы комиссии по разработке проекта Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии. Разработчики документа попытались соблюсти интересы обеих стран: ни о каком ущемлении прав Белоруссии и ее «поглощении» в проекте нет ни слова. Как, впрочем, и о многих критически важных моментах объединения России и Белоруссии. По мнению экспертов, пока что Москва, по сути дела, пускает объединительный процесс на самотек, чтобы не осложнять отношения с Минском накануне выборов. Однако впоследствии, считают они, Кремль может выступить с резкими ультиматумами в адрес Минска.

По мнению зампреда Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, процесс объединения двух стран сейчас идет «лучше, чем полгода или год назад». «Прекратилось публичное обсуждение форм объединения; оно возвратилось с политического на экспертный уровень, – сказал Константин Косачев в беседе с корреспондентом RBC daily. – Прежние всплески эмоций, в том числе со стороны первых лиц, были связаны с тем, что не было проработки вопроса, и на президентов тогда «свалили» слишком много проблем». Работа комиссии по разработке Конституционного акта, полагает депутат, поможет решить большую часть вопросов на «низовых» уровнях, и представить президентам двух стран уже более или менее выверенный документ. Кроме того, по словам г-на Косачева, в последнее время России удалось убедить белорусскую сторону принять все те решения, которые усиливают экономическую составляющую объединения. В первую очередь это решения в сфере приватизации, налоговых изъятий. «Россия по пути рыночных реформ продвинулась дальше, чем Белоруссия, – говорит Константин Косачев. – Для нас возвращение к их позициям означало бы шаг назад. Но нам удалось убедить Белоруссию в том, что рыночные изменения пойдут на благо ее экономике». По мнению депутата, снятие противоречий в экономике позволит обеим странам легче принимать политические решения по объединению. «К стадии принятия политических решений мы придем ориентировочно во второй половине года», – отмечает г-н Косачев. Однако зампред международного комитета Госдумы признает, что один из главных вопросов объединения так и остался нерешенным. «Нужно найти такую форму объединения, которая бы признавала суверенитет Белоруссии, но при этом учитывала бы и соотношение между экономиками России и Белоруссии», – говорит Константин Косачев.

Между тем руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев смотрит на объединительный процесс с куда большим скепсисом. По его мнению, написание проекта Конституционного акта нисколько не поможет продвинуть интеграцию двух стран. «Комиссия не решила главного вопроса: в этом проекте не решен вопрос о целях союзного государства, – говорит RBC daily г-н Фадеев. – Нет ответа и на вопрос о том, кто будет возглавлять союз – комиссия попросту решила уйти от решения этого вопроса». Согласно проекту Конституционного акта, государственную власть в Союзном государстве будут осуществлять Высший госсовет, парламент, Совет министров и суд. «Да, сейчас есть Высший госсовет, но как орган власти он недееспособен», – отмечает Александр Фадеев. В него, помимо двух президентов, входят премьер-министры и другие высшие чиновники обоих правительств. Но Госсовет собирается лишь время от времени и нерегулярно. Кроме того, говорит г-н Фадеев, все члены Госсовета отстаивают лишь свои национальные интересы. По его мнению, третья нерешенная проблема – какие полномочия и сферу компетенции будет иметь союзное государство.

По мнению Александра Фадеева, комиссия пошла по легкому пути – решила вынести все проблемные вопросы на суд двух президентов. «В течение апреля Геннадий Селезнев (спикер Госдумы РФ и сопредседатель Комиссии. – RBC daily) будет консультироваться с двумя президентами и, возможно, в конце месяца будет созван Госсовет для обсуждения проекта», – отмечает г-н Фадеев. Похоже, что вялотекущая разработка Конституционного акта вполне соответствует динамике объединительного процесса – точнее, полному ее отсутствию. «Активная интеграция не идет, – говорит Александр Фадеев. – Союзного государства нет, и его никто не строит – к его строительству еще даже никто не приступал». Основная масса шагов по объединению России и Белоруссии пришлась на пору правления первого президента России Бориса Ельцина. «Однако тогда это была чистой воды политическая конъюнктура, а когда дело дошло до конкретики, начались сложности», – отмечает г-н Фадеев. В принципе, говорит он, договор 1999 года о создании Союза мог стать конституцией – просто под другим названием. Но тогда, как, впрочем, и сейчас, для этого не было политической воли ни у одной из сторон.

Во время пребывания у власти Владимира Путина в отношениях России и Белоруссии появилось много весьма неприятных моментов, в том числе «газовые долги» перед Россией, «наезды» белорусских властей на российские компании. Александр Фадеев напоминает, что обычно президенты России и Белоруссии встречаются в день создания сообщества России и Белоруссии договором от 2 апреля 1996 года. «Но в этом году Лукашенко в Москву не приезжает, – отмечает эксперт. – Раньше президенты в этот день говорили много красивых слов, награждали друг друга орденами. Сейчас эти праздники становятся все скромнее». Г-н Фадеев обращает внимание на то, что за все время президентства Владимира Путина он и Александр Лукашенко не подписали ни одного совместного документа.

Единственным предложением Путина было ускорение введения единой валюты Союза. Вместо первоначально предполагавшейся даты – 1 января 2005 года, – президент предлагал ввести российский рубль в обращение на территории Белоруссии с начала 2004 года. Более того, по словам Александра Фадеева, Центральный Банк России сделал Белоруссии предложение, от которого трудно было отказаться. Центробанк предложил взять на себя все расходы и все расчеты по введению единой валюты. Но белорусская сторона, тем не менее, отказалась. «Руководство Белоруссии понимает, что если они перейдут на единую валюту другого государства, то о независимости Белоруссии придется забыть, – говорит г-н Фадеев. – Они останутся лишь чиновниками, но перестанут быть высшими руководителями». Поэтому Белоруссия продолжает настаивать на совершенно неприемлемых для России условиях. Во-первых, Минск желает получить право эмиссии единой валюты наравне с Центробанком РФ. Во-вторых, Белоруссия не желает гарантировать прозрачность своих бюджетных трат.

В результате, говорит Александр Фадеев, Владимир Путин поставил белорусское руководство перед выбором: либо весной будет окончательно принята программа введения единой валюты, либо Москва этот проект вообще «закрывает». Однако в целом, по мнению г-на Фадеева, тема объединения до выборов в России закрыта не будет. «Она пользуется спросом среди электората как в России, так и в Белоруссии», – отмечает он. Действительно, по данным ВЦИОМ, за объединение выступают 85% опрошенных, и лишь 9% против. Как сообщил RBC daily ведущий аналитик ВЦИОМ Леонид Седов, Александр Лукашенко входит в рейтинг политиков, пользующихся доверием россиян. С одной стороны, его рейтинг довольно скромен – всего три процента. Но с другой стороны, среди его «соседей-трехпроцентников» такие политические деятели России, как глава МВД Борис Грызлов, Сергей Степашин, Элла Памфилова и Сергей Глазьев. С этим мнением россиян Кремль, по всей видимости, не считаться не может. По той же причине видимость объединения или, по крайней мере, сотрудничества с Россией, выгодно и белорусскому президенту. «Лукашенко, видимо, будет объявлять референдум о продлении своих полномочий», – говорит Александр Фадеев. А поскольку большая часть населения Белоруссии также выступает за сближение с Россией в той или иной форме, сотрудничество с Москвой будет одним из козырей Лукашенко.

Однако после того как выборы и референдумы останутся позади, отношения между Москвой и Минском могут резко измениться. «Судьба власти в Белоруссии будет решаться уже не в Минске, а в Варшаве, Вашингтоне или Москве, – полагает г-н Фадеев. – Белоруссия как малое государство, не способное к самостоятельному развитию, будет неизбежно «прислоняться» к кому-то». По мнению сотрудника Института стран СНГ, Белоруссия будет тяготеть к тем странам, которые не инкорпорируют ее, но будут требовать «размена интересов». Так, отмечает Александр Фадеев, Белоруссия предлагает себя арабским странам и Китаю в качестве «точки опоры» в Европе. По его мнению, Москва постарается не остаться в стороне от определения «ориентации» Белоруссии. «Все противоречия можно разрешить – для этого нужна лишь политическая воля Москвы, – полагает г-н Фадеев. – До сих пор не было позиции по этому вопросу. Но теперь эта позиция, судя по всему, формируется». По мнению Александра Фадеева, решение в отношении Белоруссии после выборов 2004 года будет радикальным. «Не исключены ультимативные жесты в адрес Минска», – говорит эксперт.

www.rbc.ru

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru