ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Прочее: статьи, аналитика, обзоры

Наша коррумпированная элита угробит страну

Виктор Макушин

Интервью с президентом промышленной группы «МАИР»

На седьмом российском экономическом форуме в Лондоне бизнесмены из России не стали задавать представителям правительства острых вопросов или вступать с ними в очную полемику. Не вызвало возражений даже газетное интервью главы Министерства финансов Алексея Кудрина, в котором он говорил о положительном воздействии на бизнес дела ЮКОСа , не было также дискуссии о налоговой политике кабинета Михаила Фрадкова (НДПИ и т.д.). Часть бизнесменов, побывавших в Лондоне, сообщили RBC daily , что ездили туда обсудить с коллегами деловые вопросы и им было не до формальной повестки дня. Другие, видимо, согласны с политикой правительства. Фактически только один бизнесмен выступил с критикой действующей власти в России. О том, что как стоит выстроить работу исполнительной власти, RBC daily рассказал президент промышленной группы «МАИР» Виктор Макушин .

- Как Вы оцениваете выступление на конференции российских бизнесменов?

- Мне не понравились почти все выступления на конференции. Я на них смотрю и вижу, что у наших суперлиберальных министров идей серьезных нет. По секрету: на самом деле нет концепции и понимания того, что надо делать. Как-то один очень либеральный мини стр с тр ибуны рассказывал, что главная проблема бизнеса, оказывается, заключается в том, что трудно открыть предприятия. Я понял их логику: если работать не умеешь, то назовись либералом и рассказывай, что реформы гениальные, вот только народ достался жутко непонимающий своего реформенного счастья. И идет который год поток реформаторов – Егоров Гайдаров, Анатолиев Чубайсов, сейчас вот Герман Греф с Алексеем Кудриным. И рассказывают они нам – бизнесу – сказки о том, что скоро налоги будут меньше и, вообще, все будет для бизнеса шикарно, в 2006 году – что там НДС – ЕСН сократят. Дорогие, не вешайте нам лапшу на уши – о том, что будет потом. Лучше верните мне мои 35 млн долларов НДС, которые моим предприятиям уже год не возвращаете. Ведь дружественным фирмам новых и старых либералов НДС возмещается. А поповоду выступления бизнесменов, то не о том говорите, ребята, не о том думаете. Все же сейчас поглощены мыслью: где купить яйца Фаберже? Коллеги, а о Родине думать не пробовали… все эти годы? Да не о той Родине – не за океаном там, где паспорта и счета, а о той, где деньги качаете, на востоке – «Россия» называется.

- Но разве Вы не согласны с выступавшими коллегами и чиновниками, которые говорили о необходимости создания эффективной системы управления государством?

- Я абсолютно согласен с выступающими в том, что сегодня наиважнейшая задача, стоящая перед Россией, – это создание эффективной системы управления страной, формирование по-настоящему дееспособного правительства. Почему наиважнейшая? Да потому что еще несколько лет такого реформирования – и Россия неизбежно потеряет реальный суверенитет, ее ресурсы будут поделены, вероятно, США, Европой и Китаем. Я не хочу, чтобы мой народ, мое государство были лишены возможности самостоятельно пользоваться тем, что оставили нам наши предки. Какие успехи? Какая цена на нефть? Цены на нефть – наш успех? Мы стоим у последней черты. И поэтому ceйчac нам нужно мощное, умное, решительное и, если потребуется, беспощадное в утверждении либер a льныx реформ правительство, которое быстро смогло бы преодолеть главную проблему России – неконкурентоспособность ее экономики.

Какую основную цель должно преследовать это новое правительство, чтобы д oc тичь тогo , o чeм говорили в Лондоне? Главное – это сломать, ликвидировать основные деструктивные силы, подавляющие рост конкурентоспособного бизнеса, препятствующие эффективным инв ec тициям . Первый блок – это так называемые олигархи, о которых здесь говорили в каждом выступлении. Которые, во-первых, монополизировали большую часть экономики страны – у нас сплошь и рядом монополии, поэтому конкуренции нет. Во-вторых, за счет административного ресурса (а правильнее сказать – за счет взяток) они создали механизм перекачивания прибыли из других отраслей и ресурсов государства себе в карман. Они лишают конкурентный бизнес сре дств дл я развития, они делают экономику все более сырьевой, потому что именно на сырье легче всего заниматься этим грабежом. Поэтому не позднее осени, если правительство у нас либеральное, нужно ввести такие налоги и р e нтныe платежи, чтобы нефтью было заниматься не более интересно, чем, например, машиностроением. Вот это либерализм! Чтобы зарабатывать бизнесу можно было только производительным трудом, а не взятками – что, по сути, только и умеют наши олигархи делать.

- А после того как правительство разберется с бизнесменами, что ему делать?

- Есть вторая группа – это бюрократия, особенно региональная. Реально сегодня 90% бизнесменов бизнесменами не являются, это служащие у различного рода чиновников. Чиновниками сегодня фактически подмят бизнес. Но самое страшное другое: создан механизм мощной поддержки неконкурентоспособных бизнесов. Почему? Да потому что конкурентоспособные предприятия, производящие инновационную продукцию, совершенствующие свои технологии, не получают инновационную премию из-за того, что неконкурентоспособные предприятия могут легко восстановить, например, свою ценовую конкурентоспособность, просто поделившись прибылью с чиновниками, что и происходит сплошь и рядом. Я не знаю, какая должна быть прибыльность, чтобы преодолеть этот огромный барьер, который создают чиновники своими постановлениями или своим бездействием. Потому что сегодня «своим» предприятиям возмещается НДС при экспорте, «чужие» – могут ждать годами. «Свои» компании могут не выполнять лицензионные требования, не доплачивать налоги, иметь особые тарифы на энергоносители и т.д. и т.п. Поэтому сейчас нужно (наш президент как-то применил выражение «мочить») такую бюрократию «мочить»! Сократить ее не на 20–30%, а в разы.

- Вам часто приходится «общаться» с лишними чиновниками?

- Я возглавляю крупную по меркам России структуру, в апреле объем реализации будет более 100 млн долл. –оборот более 1 млрд долларов в год. До 70% своего времени мне приходится заниматься не управлением бизнеса, не внедрением новых технологий или организационных ноу-хау, а тем, чтобы отбиваться от всякого рода проверяющих, запрещающих и требующих. Приходят этакие (видно же сразу) « сиры e и убогиe » интеллектуально. Почему они не в бизнесе? Да потому что ничего не могут создать. Могут лишь пристроиться на какую-то должность и воровать, воровать, воровать. Ребята, если сами не умеете работать, не д a л вaм Бог способностей – так не мешайте другим работать!

- И какой Вы видите структуру власти, которая оставит Вам время на работу?

- Выскажу не очень популярную ныне мысль. Управление страной должно быть более централизованным. Все действия и функции любых органов власти, прежде всего на местах, должны быть контролируемы соответствующими федеральными структурами. Функции, имеющие принципиальное значение для экономики, должны быть не просто контролируемы, а управляемы (например, пресловутое лицензирование). Все распоряжения (по крайней мере, касательно работы экономических субъектов) должны идти с уровня не ниже министерств, а принципиальные – решаться на уровне аппарата правительства. И никаких этих агентств и служб с их н o рмaтивными актами. Я надеюсь, что их полгода подержат и ликвидируют. Хочется верить, что это просто такая грамотная уловка, чтобы понять, кто есть кто. А то, если они начнут создавать какие-то нормативные акты, мы вернемся туда, от чего пытаемся уйти.

Также необходимо четкое разделение функций правительственных органов: управленческих, контрольно-учетных, инновационных и предоставление услуг. Считаю большой ошибкой н a деление подразделений министерств любыми функциями контроля, кроме как контроля за работой своих же сотрудников. Принципиально важно, чтобы разделение функций было централизованно на уровне министерств и аппарата правительства. Разделение не в министерствах, когда министрам якобы подчиняются какие-то там контрольные и другие органы, которые услугикакие-то там оказывают населению. Это необходимо, чтобы любые существенные экономические противоречия, которые естественно возникают, были очевидны на уровне людей, непосредственно обличенных властью, достаточной для их рaзрешeния .

Я вам открою один маленький секрет. Почему сейчас ведутся разговоры о том, чтобы что-то передать регионам, чтобы сделать министров такими вот «настоящими, великими», способными принимать глобальные решения? За этим кроется то, что я сказал в начале беседы, – на самом деле люди не знают, что делать. Они будут ходить к Владимиру Владимировичу, будут рассказывать, что, знаете, мы очень умные и чрезвычайно либеральные люди, все у нас хорошо, реформы мы придумали замечательные, но только вот на низах... На деле эти люди неспособны принимать грамотных решений, и за такого рода финтами с агентствами и службами они скрывают свою некомпетентность.

- Какой могла бы быть структура правительства?

- Наличие множества агентств и служб, подчиненных министерству, только забюрократизирует процесс управления экономикой. Считаю, что достаточно будет десятка министерств c подконтрольными (напрямую подчиненными) территориальными органами. Структура могла бы выглядеть так: Министерство экономики с подконтрольными ему институтами разрабатывают экономическую модель страны в текущем режиме on-line , моделируют процессы в различных отраслях. Постоянно инвентаризируют (в споре пусть рождается истина) концепции управления, которые применяют министерства, непосредственно управляющие экономикой. Экономикой управляют несколько министерств: Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности (может быть Министерство военной промышленности). Отдельное министерство могло бы управлять государственной собственностью и предоставлять услуги государства.

- Тем не менее на конференции Вы окончили свое выступление на грустной ноте, сказав, что не очень верите в том, что так может быть…

- Я двенадцать лет в бизнесе. Жизнь научила смотреть на вещи реально, п o этoму я вам так скажу: на самом деле, конечно, ничего не будет. Будет PR и сдача одной позиции за другой – наша коррумпированная, «импотентная» элита угробит страну. Поэтому я делаю это выступление больше для очистки совести, выполняю свой долг перед моим несчастным русским народом и его передовой частью – русским бизнесом. Настоящим бизнесом, а не этими, подвластными разным чиновникам людьми, якобы бизнесменами. Ну и, конечно, все равно есть маленькая надежда: а вдруг еще можно что-то сделать.

www.rbcdaily.ru/comments/index.shtml?2004/04/28/54340

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru