ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Недвижимость и бизнес: подборка документации

Особенности слияния и поглощения в России на примере ОАО "Северсталь"

Любая компания осуществляет стратегическое планирование своей деятельности: проводит ретроспективный анализ макро- и микросреды, формирует корпоративные цели и стратегии, пути и методы их осуществления.

Зарубежные теоретические разработки в качестве одного из альтернативных направлений деятельности компании выделяют диверсификацию бизнеса, а из методов реализации выбранных стратегий - слияния и поглощения.

Ансофф (1987) утверждает, что компания должна выбрать диверсификацию в качестве вектора роста, когда цель и производимый продукт новы для нее. Он выделяет 4 основные причины диверсификации:

поставленные цели не соответствуют масштабам существующего портфеля производимых продуктов

нераспределенная прибыль превышает валовые расходы в пределах существующего портфеля продуктов

стратегия диверсификации более прибыльна, чем стратегия экспансии

в своей деятельности корпорация руководствуется принципом - "в саду соседа трава зеленее"

По мнению Клемента и Гринспана (1998) объединяются наиболее конкурентоспособные компании. Но, фактически, только после объединений многие фирмы становятся более привлекательными. В результате продукты, услуги или качественные характеристики одной компании компенсируют их недостаток в другой. При слиянии и поглощении для достижения наилучшего результата необходимо концентрировать совместные усилия на:

увеличении, а не снижении затрат

оптимизации деятельности по созданию совместного предприятия
долгосрочных выгодах

При реализации этих действий возникает возможность увеличения доходов.

Блик и Эрнст (1993) утверждают, что стратегия слияний и поглощений - это скупка опыта, капиталов и доступа к покупателю. Она достаточно эффективна, т.к. рынки различны по своей структуре и географическим признакам (культура, предпочтения потребителей, история экономического развития, политика правительства). Они выделяют три основных фактора, влияющих на структуру рынка - макро-, микроэкономический и человеческий.

Теорию диверсификации через поглощения активно развивали Салтер и Вейнхолд (1979). Они выделяли несколько причин диверсификации: желание смягчить неблагоприятную рыночную конъюнктуру, связанную с циклическими колебаниями, снизить удельные затраты на НИОКР, организовать франчайзинговую деятельность и многие другие.

Диверсификация через поглощение не только позволяет реализовать стратегии за достаточно быстрое время, но и позволяет сократить расходы по выходу на новые рынки. Этот вариант особенно привлекателен, если диверсификация деятельности связана с развитием внеоборотных активов (патентов, торговых марок и т.п.) Горизонтальная диверсификация означает выход на новые продуктовые рынки, вертикальная - изменение основных функциональных направлений деятельности.

С точки зрения Хаббарда (1999) существуют 2 вида корпоративных приобретений: дружественные слияния и поглощения (акцептованные Советами Директоров компаний), а также враждебные, организованные конкурентами и навязанные приобретения (неакцептованные).

Моррис (2000) выделяет следующие факторы, влияющие на покупку головной компанией других предприятий:

необходимость ускоренного роста

стремление к вертикальной интеграции

приобретение внеоборотных активов и персонала

инвестиции в продуктовый портфель

стремление сменить сферу деятельности

акции приобретаемой компании достаточно ликвидны

Он выделил 4 варианта политики головной компании в зависимости от степени интеграции менеджмента: политика полной автономии, финансовый контроль, централизация и интеграция основных функций (как правило, административные и маркетинговые службы), полная интеграция.

Активизировавшиеся в последние годы в мире процессы слияний и поглощений, по мнению Рейчла (2001), связаны со следующими факторами:

микроэкономический - изменение структуры себестоимости и соотношения постоянных и переменных затрат в промышленном секторе (увеличение доли постоянных издержек - НИОКР, маркетинг, проч. - и приближение переменных издержек в некоторых видах бизнеса к нулю)

макроэкономический - "либерализационный пресс" на всех рынках (приближение реальности к классическому понятию "рынок совершенной конкуренции", ломаются барьеры входа-выхода)

человеческий - "давление на стоимость" (увеличение внимания рабочей силе)

Вплоть до 1985 года европейская сталелитейная промышленность была в государственной собственности. Хотя приватизация началась в 1988 году (British Steel), она продолжается до сих пор (Восточная Европа). Разгосударствление повлекло за собой целую серию слияний и поглощений, существенно консолидировавших стальную индустрию Европы.

По оценкам зарубежных специалистов в 1999 году доля ЕС в производстве и потреблении стали составляла порядка 20% (60% из этого или 91.5 млн. - Западная Европа). Процессам консолидации особенно были подвержены производители листа. В 1997 году 9 компаний Западной Европы концентрировали производство 60% плоского проката региона, а в 1999 году - 5 компаний 64%.

Последняя волна слияний и поглощений началась в 1997 году - Thyssen и Krupp (Германия) объединились, сконцентрировав свое внимание на производстве плоского проката (продают все мощности по производству сортового проката).

Затем Arbed (Люксембург) приобретает 35% акций испанской Aceralia (производство проката и продукции дальнейших переделов). Позднее к группе присоединяются производители листового проката и прутков и катанки.

Европейский лидер в производстве листового проката Usinor в 1999 году приобретает бельгийскую Cockerill Sambre и постепенно отказывается от производства сортового проката (продает заводы).

В 1999 году British Steel объявляет об альянсе с Hoogovens. Новая компания CORUS становится крупнейшим производителем стали в Европе.

Таким образом, основной особенностью диверсификации европейской сталелитейной промышленности является ориентация на совместную работу в рамках объединений компаний, усиление взаимодействия в рамках общей структуры.

Кроме того, сегодня европейские сталелитейные компании связывают свои планы в отношении дальнейшей консолидации и глобализации с востоком. Уже сейчас, по крайней мере, 4 производителя в Европе имеют возможность расширять свою деятельность в крупных регионах-потребителях плоского проката - Северной и Южной Америке, Азии, Европе. Однако открытым остается вопрос об объединении европейского производителя и одной из сталелитейных компаний США.

Основным отличием процесса диверсификации металлургических компаний в нашей стране от аналогичных процессов в Европе является то, что российские производители предпочитают формировать значительные вертикально и горизонтально интегрированные конгломераты.

Термин "поглощение" не определен в российском законодательстве, но под ним понимается сделка, в результате которой одна компания имеет возможность контролировать действия другой или приобретает ее активы. "Слияние" предполагает передачу требований и обязательств нескольких компаний другой.

Первая волна слияний и поглощений в России происходила в условиях правового вакуума, в отсутствие опыта экспансии рынка и какой бы то ни было практики в этом вопросе. Даже сейчас ряд вопросов (корпоративное управление, защита прав миноритарных акционеров и т.п.) определены неадекватно, если определены вообще. Отсутствует государственное регулирование процессов слияния и поглощения.

Особенности слияния и поглощения в России объясняются условиями, в которых наши компании приватизировались и управляются. Например, в США акционерный капитал распылен между множеством акционеров, ни один из которых не обладает блокирующим пакетом. В России крупными компаниями управляют, как правило, группы, обладающие большинством голосов (50% плюс 1 акция с правом голоса), которые очень часто действуют через сеть подчиненных им прочих акционеров.

Российские компании предпочитают диверсифицироваться через поглощение, а не слияние (сияние акцептуется 75% голосов акционеров). Централизированные во времена плановой экономики, после либерализации предприятия во многом разрушили свои старые хозяйственные и технологические связи. Кроме того, в современной России вопрос слияний в правовом плане очень сложен, процедура оформления занимает более года.

Кроме того, российская сталелитейная промышленность в технологическом плане намного отстает от своих зарубежных коллег. С 1991 по 1998 гг. инвестиции в основные фонды сократились в 3 раза. Сегодня 88,5% доменных, 50% конвертерных печей и 86% прокатных станов работают сверх срока полезного использования.

На российских металлургических предприятиях низка производительность труда. В 90-х гг. общий объем производства снижался более высокими темпами, нежели численность промышленного персонала во избежание социальных волнений (многие металлургические предприятия являются градообразующими). Сейчас численность рабочей силы на российских сталелитейных предприятиях - в сравнении с зарубежными - все еще высока.

Северсталь - лидер российской черной металлургии. В условиях ухудшающейся конъюнктуры компания ориентируется на сокращение производства. Северсталь постоянно модернизирует и обновляет свои производственные фонды. Постоянно сокращается производство в мартеновских печах, увеличивается доля стали, разлитой на МНРС.

Увеличивается доля поставок на внутренний рынок, где основные потребители - авто- и металлургические заводы (ВАЗ - мы покрываем 2/3 потребностей покупателя, ГАЗ - 90%, УАЗ - 100%, Выксунский МЗ - более 90%, Челябинский ТЗ - 2/3, ЧСПЗ).

Существует, по крайней мере, 2 причины успешных поставок на внутренний рынок: во-первых, качество проката "Северсталь" удовлетворяет потребности отечественных автозаводов, во-вторых, ряд наших крупных потребителей входит в группу компаний "Северсталь" (ЧСПЗ увеличил поставки на приобретенные УАЗ и ЗМЗ). Все это - результат выбранного топ-менеджментом пути реализации стратегии диверсифиации.

Приобретение ОАО "УАЗ" "Северсталью" для многих стало неожиданностью (7,6 млн. долларов займов; долги по поставкам сырья и материалов, по заработной плате и отчислениям в бюджет - 137 млн. долларов).

Эта покупка стала одним из пунктов реализации стратегии диверсификации в продукт с высоким уровнем добавленной стоимости (х/к прокат для автомобилестроения).

Кроме того, российская автомобильная промышленность, по оценкам специалистов, имеет достаточно высокую привлекательность. К 2005 году прогнозируется увеличение производства автомобилей до 45-46 млн. штук (почти в 2 раза). Эта информация подтверждается Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ. Однако доля автомобилей в России составляет лишь 3,5% мирового количества, на 1000 россиян приходится лишь 170 автомобилей (что в 2,5 - 4 раза меньше, чем в развитых странах).

Ежегодно в Россию импортируется порядка 700000 подержанных автомобилей. Тем самым Россия не только стимулирует мировое автомобилестроение, но и поддерживает свой статус "автомобильной свалки". В связи с этим Министерство транспорта, совместно с Министерством экономического развития и торговли и Министерством промышленности, науки и технологии принимают ряд мер в целях поддержания и развития автомобильной промышленности России.

УАЗ - четвертый по размерам производитель в России. Он специализируется на производстве полноприводных автомобилей, мини-вэнов и легких грузовиков. Поэтому "Северсталь" планирует стать достаточно серьезным игроком на этом рынке.

Однако такой компании, как УАЗ, для реструктуризации производства и увеличения конкурентоспособности требуется порядка 100 млн. долларов инвестиций. "Северсталь" достаточно много работает с УАЗом: сформирован новый бизнес-план и инвестиционные программы. "Северсталь" открыла стабилизационную кредитную линию УАЗу. Сформирован координационный комитет по совместному решению технических, оперативных и финансовых вопросов.

Таким образом, "Северсталь" в приобретении УАЗа руководствовалась стратегией диверсификации, выбрав метод поглощения. Причем, согласно матрице Ансоффа, в данном случае "Северсталь" начинает производить новый продукт (автомобили) на новом рынке (автомобильный рынок). Т.е. осуществляется вертикальная интеграция.

Можно выделить следующие причины приобретения УАЗа:

финансовая стратегия - несовпадение фаз циклических колебаний в автомобильной и сталелитейной промышленности позволит снизить потери от изменения рыночной конъюнктуры

стратегия входа на рынок - автомобильный рынок в России достаточно привлекателен

стратегия вертикальной интеграции - возможность контролировать затраты на всех этапах; укрепление связей с поставщиками

потенциальные активы

Эти причины породили первую фазу поглощения УАЗа - финансовый контроль и контроль за проведением реструктуризации предприятия. Осуществляется функциональная интеграция в целях проникновения "Северстали" на новый рынок. В последствии ожидается полная интеграция обеих компаний для достижения эффекта экономии масштабом деятельности.

Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"

Терно В.В., ОАО "Северсталь" ,Череповец

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru