ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Финансы и финансовое обращение

Анализ внешней информации поможет оценить экономическую оправданность затрат

Между двумя учетами - налоговым и бухгалтерским - дистанция огромного размера. И хотя МНС России разрабатывает поправки в главу 25 Налогового кодекса, которые призваны устранить многие различия, значительная их часть никуда не денется. Именно поэтому в скором будущем инспекторы будут проводить проверки по налогу на прибыль с использованием ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Об этих и других готовящихся нововведениях нам рассказал руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России, действительный государственный советник налоговой службы РФ IIIранга Карен Иосифович ОГАНЯН.

Карен Иосифович, в январе 2004 года поступления в консолидированный бюджет по налогу на прибыль составили 29,88 миллиарда рублей против 27,14 миллиарда рублей за аналогичный период прошлого года. Таким образом, рост составил 10,1 процента. При этом поступления в федеральный бюджет упали. Как вы оцениваете эти цифры?

Мы должны понимать, что поступления по налогу на прибыль в I квартале 2004 года обусловлены суммой налога по итогам III квартала и авансовыми платежами IV квартала 2003 года. В свою очередь, поступления в I квартале 2003 года были обусловлены суммой налога в III квартале и авансовыми платежами в IV квартале 2002 года. Мы с вами помним, что в 2002 году ставка налога в федеральный бюджет составляла 7,5 процента, а в прошлом году уменьшилась до 6 процентов. Таким образом, произошло перераспределение поступлений налога в пользу территориальных бюджетов. Отсюда и падение по федеральному бюджету в январе 2004 года по отношению к январю 2003 года.

Есть и другие факторы, которые оказывают влияние на налоговые поступления. В числе положительных - экономический рост, рост сальдированного финансового результата в целом по экономике, уменьшение числа убыточных предприятий. В итоге, если бы ставка налога в федеральный бюджет не уменьшилась, в него бы поступила существенно большая сумма.

Но так или иначе мы анализируем ситуацию и будем дальше оценивать поступления налога на прибыль: в феврале, марте, в I квартале и т. д. Поскольку, на мой взгляд, один месяц не может говорить о тенденции поступления налога в году.

Один из резервов увеличения собираемости налогов - усиление налогового администрирования. Сейчас обсуждается радикальная идея повышения собираемости НДС - введение НДС-счетов. А чего ждать плательщикам налога на прибыль?

Мы, безусловно, ведем работу, направленную на усиление налогового администрирования. В частности, близится к завершению работа над внутренним документом по применению в контрольной работе ПБУ 18/02. Кроме того, мы готовим поправки в 25-ю главу Налогового кодекса, которые сблизят налоговый и бухгалтерский учет и тем самым упростят процедуру налогового администрирования.

Что именно планируется изменить?

Во-первых, открыть перечень прямых расходов и предоставить организациям право самостоятельно определять методику распределения таких расходов на остатки незавершенного производства и готовую продукцию. Во-вторых, мы стремимся сделать единым порядок определения первоначальной стоимости основных средств и товарно-материальных ценностей.

Также мы идем на то, чтобы максимально сблизить с бухучетом те методы, которые применяются в налоговом учете при выбытии товаров, при операциях с ценными бумагами. Даже есть идея сделать обязательным применение единых методов учета. То есть если организация применяет один метод в бухучете, она его же должна применять и в налоговом учете. И наоборот.

Мы будем тщательно прорабатывать эту и другие идеи и постараемся реализовать их на практике. Это направлено не только на улучшение налогового администрирования, но и в целом на то, чтобы сделать расчет налоговой базы более прозрачным.

Поправки планируется ввести в действие с 2005 года?

Думаю, что не раньше.

Вы упомянули о применении в перспективе в ходе налоговых проверок ПБУ 18/02. Можно об этом чуть подробнее? О чем идет речь?

Не секрет, что бухучет, основанный на принципе двойной записи, изначально содержит более совершенную систему контроля, чем налоговый учет. Поэтому целесообразно использовать те механизмы, которые есть в бухучете, для осуществления налогового контроля. ПБУ 18/02 предоставляет нам такую возможность. Ведь оно устанавливает цепочку, которая связывает налог на прибыль, рассчитанный исходя из данных налогового учета, и налог, рассчитанный по данным бухучета.

«Целесообразно использовать те механизмы, которые есть в бухучете, для осуществления налогового контроля. ПБУ 18/02 предоставляет нам такую возможность»

Здесь мне бы хотелось сразу оговориться. Во-первых, методика контроля, в основу которой положено ПБУ 18/02, не будет применяться тотально - она будет использоваться только в отношении крупнейших налогоплательщиков. Это будет достаточно серьезный инструмент, и он будет применяться точечно. Прежде всего в связи с его большой трудоемкостью.

Во-вторых, мы понимаем, что отследить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом рубль в рубль невозможно. К тому же далеко не все предприятия применяют ПБУ 18/02 в полном объеме. Поэтому система не будет идеальна. Но все же она позволит инспектору оценить достоверность налогового учета, опираясь на данные бухгалтерского. И это будет еще один дополнительный инструмент, который повысит качество налогового администрирования.

Карен Иосифович, на пресс-конференции в ноябре прошлого года вы рассказали, что скоро при анализе налоговой базы по налогу на прибыль налоговые инспекторы будут активно использовать информацию из внешних источников. Это позволит эффективнее выявлять схемы занижения доходов и завышения расходов и собирать необходимую доказательственную базу для обращения в суд[1]. Можно уже говорить о каких-либо успехах в этой сфере? Есть ли судебные прецеденты, когда была пересчитана налоговая база на основе собранных доказательств?

Открытый перечень затрат, предусмотренный 25-й главой, осложнил налоговый контроль. Выход нам видится в анализе информации из внешних источников, что поможет инспектору оценить экономическую оправданность тех или иных затрат. Косвенные данные из внешних источников - такие, как потребление сырья, электроэнергии, - помогут также и в выявлении схем сокрытия выручки. Ведь технологический процесс и экономика предприятия объективны, а учет по отношению к ним вторичен. Именно на такие объективные показатели из внешних источников мы и будем обращать внимание, оценивая экономическую оправданность затрат и степень достоверности данных налогового учета и отчетности в целом.

Сейчас у нас создается база данных, в которую будет поступать информация из внешних источников. Она будет анализироваться и в перспективе станет одним из инструментов для анализа налоговой базы в ходе камеральной проверки налоговой отчетности. Хочу обратить внимание, что такой анализ не предполагает в качестве прямого результата доначисление налога. Его цель - выявить проблемные точки, которым впоследствии будет уделяться пристальное внимание при выездной проверке.

Из каких источников налоговым органам уже поступает информация на регулярной основе?

У нас уже есть соглашение с МВД, ФСБ, в том числе с пограничной службой, таможней. Я думаю, что в ближайшее время будут заключены соглашения с энергоснабжающими организациями и организациями коммунального хозяйства.

Хорошо, допустим, данные о реальных затратах, скажем, электроэнергии какого-то налогоплательщика у инспектора будут. А откуда ему взять информацию о нормативных затратах? Ведь без них первые во многом теряют смысл.

Это серьезный вопрос. Инспектору придется изучать технологию. Именно для этого у нас создаются межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Инспекторы там специализируются на работе с представителями конкретных отраслей. При необходимости мы будем привлекать и специалистов-технологов. Не стоит забывать, что есть определенные нормативы, которые утверждены отраслевыми регулирующими органами, - они могут служить ориентиром. Наконец, можно вывести средние показатели по отрасли.

Словом, повторюсь, определение нормативных затрат - это серьезный вопрос, но разрешимый.

У нас есть три категории налогоплательщиков: крупнейшие, основные и прочие. Углубленную методику налогового контроля предстоит почувствовать на себе только крупнейшим?

Крупнейшим и основным.

Скажите, а уже есть прецеденты, когда подобная работа привела к добровольной доплате налога налогоплательщиком или положительному для налоговых органов решению суда?

Практика пока единичная и не позволяет говорить о каких-либо тенденциях. Работа с внешними данными только начинается. Это вопрос серьезный, и к нему нужно подходить крайне взвешенно: нам бы не хотелось создавать отрицательных прецедентов.

Сейчас стоит задача разработать и обкатать на практике хорошую методику. Если нам это удастся, мы получим очень серьезный инструмент контроля. Сейчас же нередко инспектор выходит на проверку крупного предприятия, не владея технологией, не зная, как предприятие работает и чем живет. И, естественно, приходит с пустым актом. На Западе инспектор выходит на предприятие, зная, что он будет смотреть. Он смотрит точечно. Отсюда - высокая эффективность контроля.

Карен Иосифович, с 2004 года введена новая декларация по налогу на прибыль. Ряд организаций должны были отчитаться по ней до 1 марта[2]. Однако большинству организаций это предстоит сделать до 28 апреля. Не могли бы вы назвать те моменты, на которые налогоплательщики должны обратить особое внимание при заполнении новой декларации.

Какие-то особые рекомендации дать трудно, потому что декларация не претерпела концептуальных изменений. Она просто сократилась. Кроме того, добавили раздел, связанный с соглашениями о разделе продукции, и раздел, куда выносятся итоговые суммы налога.

Единственное, что мне бы хотелось напомнить, так это то, что декларацию за 2003 год нужно сдать по старой форме[3]. Еще хотелось бы обратить внимание на один момент, касающийся организаций, в состав которых входят обособленные подразделения. Раньше организация должна была представить в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения выписку из листа 5а. Теперь по каждому обособленному подразделению заполняется лист 5а. Положительным моментом является то, что теперь на листе 5а не нужен оригинал подписи налогового органа по месту нахождения организации.

Новая декларация надолго?

Я думаю, да. Конечно, если будут внесены поправки в законодательство - придется менять. Но даже при изменении закона мы правим декларацию только в крайнем случае, когда уже нет другого выхода, когда это объективно необходимо.

Благодарим вас за интервью.

Беседу вели Наталья Попова
и Алексей Стариков


Источник: http://www.rnk.ru/rnk/article.phtml?code=1704



[1] См. также статью «Как оценить налоговую
базу по косвенным признакам» // РНК, 2003,
№ 21. - Примеч. ред.


[2] Срок перенесен с субботы 28 февраля в соответствии
со статей 61 НК РФ. - Примеч. ред.


[3] Утверждена приказом МНС России от 07.12.2001
№ БГ-3-02/542. - Примеч. ред.


 





   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru