|
> Все об инновациях. Подборка документовВ начале – идея?Любую идею можно развить и реализовать, а можно и загубить. И вот здесь–то очень важно – кто автор идеи и кто ее реализует.Первым автором ИСП в Санкт–Петербурге был, конечно, Петр I. Он автор идеи строительства города – «Здесь будет город заложен». Харизма, как теперь говорят, Петра известна всем. Это одержимый в своей правоте человек, смелый, обладающий большой силой воли, интуицией и нечеловеческой работоспособностью. Ради реализации идеи он жертвовал всем, мог заразить окружающих своей одержимостью, убедить их в собственной правоте, а в случае несогласия заставить, жесточайше наказывая, сомневающихся и непокорных. Должен ли современный автор идеи обладать такими качествами?! В какой–то степени – да! Но не надо забывать, что мы живем в другом времени, в другой исторический период и, конечно же, у нас нет, да и слава Богу, такой безграничной власти, как у Петра I. Прикасаясь к такому градостроительному материалу, как Петербург, к этой сложнейшей и тончайшей историко–культурной ткани, современный автор идеи и архитектор должны не только обладать профессионализмом и теми чертами характера, которыми обладал Петр I, но и иметь безукоризненное чувство стиля, быть носителями культуры в комплексном понимании этого смысла, быть ответственными не только перед будущими горожанами, но и перед самой историей. Великий архитектор Ле Корбюзье возвел себе великий памятник – Чандигар. Спустя четверть века в этом городе люди жить не смогли. Основную массу градостроительных идей (ИСП) сегодня (как ни странно, а может быть и закономерно) выдвигают бизнесмены, предприниматели. Предпринимательство – это всегда создание чего–то нового, обладающего ценностью. По Владимиру Далю: «Предпринимать – решиться исполнить какое–нибудь новое дело, приступать к совершению чего–либо значимого. Предприимчивый – способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дело этого рода». Даже если другим это дело кажется абсолютно бесперспективным, а то и нелепым. Но, чтобы к выдвинувшему подобного рода идею не отнеслись как к городскому сумасшедшему, ему нужно обладать как минимум тремя качествами. Во–первых, способностью мыслить, то есть действовать в воображаемом, идеальном плане и тем самым готовиться к реальным поступкам. Во–вторых, занимать в коллективе лидирующие позиции, ибо подсознательно авторитет, как правило, ассоциируется с «начальствующим» положением. В–третьих, этот человек должен обладать харизмой. Насколько ярок, интересен и оригинален лидер, настолько он сможет заразить команду идеей и повести, увлечь за собой. Может ли в компании быть два или несколько харизматических лидеров, генерирующих идеи стратегического уровня? Грамотно реализовать сильную, красивую идею, по большому счету, – дело техники. Но техники, исправно работающей. Доктор Оформитель – придает законченную форму действиям команды, направляет внимание и пытается придать определенные рамки групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности. Такой человек может иметь официальную должность архитектора или ведущего проектировщика. Критик – анализирует проблемы с прагматической точки зрения, оценивает идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения. В большинстве случаев такой человек поступает как«скептик», уравновешивая оптимистические предложения генератора идей и оформителя. Критик предполагает, что все может пойти не так, как было задумано изначально. Завершающий – поддерживает в команде настойчивость в достижении цели, активно стремится отыскать работу, которая требует повышенного внимания и старается избавить команду от совершенных и несовершенных ошибок. Такой человек играет доминирующую роль во время тестирования системы на завершающей фазе жизненного цикла проекта. Вместе с тем его роль на более ранних фазах также необходима. Так, команде следует постоянно напоминать, что они не делают себе карьеру на всю жизнь, а всего лишь участвуют в проекте с жесткими сроками и промежуточными контрольными точками, которые необходимо достигать вовремя, чтобы не провалить проект. Современный архитектор – человек творческий, однако в отличие от других творческих профессий, таких как художник, поэт, писатель, музыкант – он не может творить столь же свободно. Он зависит от многих обстоятельств, от множества людей, от заказчиков, иногда не понимающих градостроительных проблем, а порой и невежественных. Характерно в этом плане недавнее высказывание одного известного архитектора. Говоря о несовершенствах нынешнего образования, он сетует: «Любые прихоти заказчиков профессиональные архитекторы как–то перемелют, переварят и причешут, – тому было немало примеров... Но когда качество образования падает, падает и сопротивляемость навязываемым идеям, когда за деньги готовы строить по схеме «чего изволите». Так и видится заказчик – «новый русский», пятерней в перстнях чешущий в затылке: «Ты уж, друг, изобрази мне этакое... авантажное... Да гляди, чтоб не как у других. А цену, сам знаешь, настоящую назначу». Вот поэтому архитектор должен быть не только художником и инженером–строителем одновременно, но и обладать огромным чувством ответственности перед будущими поколениями. Сейчас уже достаточно прецедентов сомнительного самоутверждения отдельных архитекторов, не делающих им чести и город не украшающих. Современная архитектура – это не только творчество индивидуума, но еще и огромная работа коллектива людей, поэтому архитектор должен быть еще и хорошим руководителем, обладать искусством управления. Качество современной архитектуры во многом зависит от знания архитектором новых технологий строительства, новых конструктивных решений, умения применить новые строительные и отделочные материалы и изделия и, наконец, – от умения использовать новые приемы синтеза искусств. О создании эстетически полноценной городской среды и о тех, кто ее создает, читайте в следующем номере «Строительного Еженедельника». В.А. Заренков, д.э.н., профессор СПб ГАСУ |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |