ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Лизинговые схемы. Документы, мнения.

Об экономической эффективности лизинга.

Введение

Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента ...

"Лизинг и коммерческий кредит". - М.: ИСТ - Сервис, 1993, С - 9.

Что было?

То было давно, еще до "перестройки". В СССР лизинговые операции проводились внешнеторговыми организациями, например такими как: "Автоэкспорт", "Совтрансавто", "Авиаэкспорт", "Совкомфлот", "Совфрахт", "Трактороэкспорт". Преобладающий объем операций (200 - 300 млн долл. в год Шемакин А. "Международный лизинг и деятельность стран членов СЭВ" Москва, журнал "Экономические науки", номер 4, 1990) приходился на торговлю Восток - Запад, прежде всего на импорт оборудования из развитых капиталистических стран. Внутренний лизинг не получал какого-либо заметного развития. Определенное регулирующие влияние сохранял за собой Внешэкономбанк. Внешнеторговые организации выступали в основном как потребители услуг, тогда как генерирующая роль в этой сфере принадлежала советским заграничным банкам и созданным с их участием лизинговым компаниям. Среди последних можно назвать: "Промлиз", созданную во Франции в 1974 году коммерческим банком для Северной Европы ("Эйробанк") и "Креди Леонэ"; "Ист - Вест - Лизинг" созданную "Морган Гренфилл энд Ко лтд" и Московским народным банком в Англии; "Донау-Банк" в Австрии. Не без основания считалось, что лизинг может стать одним из методов повышения эффективности экономики нашей страны. Тогда же появились первые предположения о том, что лизинг может быть эффективнее традиционных кредитных линий, открываемых иностранными банками на 7 - 8 лет в пользу Внешэкономбанка или дорогостоящего кредита Внешэкономбанка в иностранной валюте. Такова история вопроса.

А что сейчас?

Начиная со второй половины этого десятилетия лизинг пытаются внедрять в хозяйственную практику и одновременно занимаются его изучением (в большей степени на собственном опыте). К настоящему времени ситуация сложилась так, что существуют значительные расхождения в описании лизинга в зарубежной и отечественной литературе. За текущее десятилетие защищено несколько десятков кандидатских диссертаций и вышло достаточно большое количество малотиражных изданий посвященных лизингу. Однако общепризнанного описания лизинга в России в настоящее время нет. Следует ли из этого то, что практика лизинга в России имеет под собой иную, нежели на западе экономическую основу? Скорее всего, нельзя говорить об удовлетворительной теоретической разработке лизинговой формы капиталовложений в России и адекватности знаний отечественными специалистами-практиками этого финансового инструмента. Зарубежная хозяйственная практика убеждает в том, что возникающие по лизингу взаимоотношения имеют под собой достаточно прочную экономическую основу а отечественная экономическая теория пока этой основы не приводит. Степень разработанности проблемы уменьшается, если принять во внимание то, что достаточной практики лизинга в России еще нет, а уже имеющаяся во многих эпизодах демонстрирует несостоятельность ее создателей. Финансирование лизинга в кредитных портфелях стабильно работающих банков занимает доли процента. Наверное, это не случайно. Возвратность средств у большинства известных автору отечественных лизинговых фирм не превышает и 50 процентов от суммы начального финансирования. Те же, кто по тем или иным причинам не профинансировали ни одной лизинговой сделки, в условном рейтинге лизинговых фирм оказались далеко не на последнем месте. И тогда, "кризис жанра" породил социальный заказ на оправдание происходящего. В периодических изданиях появились статьи типа: "Преимущества лизинга не в коммерческой эффективности, а в удобном организационном механизме доступа к инвестиционным ресурсам" Москва, журнал "Лизинг - ревю", номер 2- 3, 1997 или "Заставь авиапром лизингу молиться, он лоб расшибет" Москва, газета "Комерсантъ - daili", номер 196, ноябрь 1997 или "Банки не могут, предприятия не хотят. Обзор сегодняшнего состояния лизингового рынка в России" газета "Экономика и жизнь, номер 12, март 1996. Много говорили об отсутствии должной законодательной базы и 16 января 1998 года, по инициативе Правительства РФ, Государственная Дума приняла решение о присоединении к "Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге". И далее (11 сентября 1998 года), преодолевая вето президента, Дума приняла федеральный закон "О лизинге", хотя в большинстве развитых стран законов по лизингу нет. С принятием закона многие связывали надежды на лучшее, однако, за прошедший год почти ничего не изменилось.

Что будет?

Наверное, список документов, имеющих непосредственное отношение к лизингу, будет пополняться с течением времени. Однако, в ближайшее время лизинг (как его принято понимать на западе) не найдет широкого применения в нынешних российских условиях. По данным многих литературных источников, объемы лизинговых операций в развитых странах составляют 25 - 30 % от общей суммы прямых инвестиций. В России, при всесторонней правительственной поддержке и непосредственного финансирования лизинга из бюджетов различных уровней, этот показатель составляет примерно 1 % в течении последних лет (по самым оптимистичным оценкам - 1,5 % к концу 1998 года). На основе анализа зарубежного опыта Минэкономики России был составлен прогноз развития лизинга в российской экономике до 2000 года. Предполагалось, что доля лизинга в общем объеме инвестиций в производство составит примерно 20 %, со следующей разбивкой по годам: 1997 г. - 5 %, 1998 г. - 12 %, 1999 г. - 16 %. Эти показатели не достигнуты на практике. По мнению автора, последнее свидетельствует об ошибках в экономической политике в отношении лизинга.Свой более подробный ответ на этот и другие вопросы автор выносит на обсуждение в последующем материале. Начнем с того, ответ на который знают все:

Что такое "лизинг"?

Требуется дать четкий ответ на этот вопрос, прежде чем начать изложение материала, по тому, что у экономистов нет однозначного мнения на этот счет.

В комментариях к параграфу 6 второй части ГК РФ "финансовая аренда (лизинг)" на вопрос о том, что представляет собой лизинг, дается следующий ответ: "У современных западных юристов не вызывает сомнения, что так называемый "финансовый лизинг" (а точнее - финансовая аренда, поскольку слово "лизинг" является не переводом, а звуковой калькой соответствующего английского термина, обозначающего аренду) является разновидностью института аренды, хотя финансовая аренда и осложнена дополнительным элементом - фигурой продавца арендуемого имущества". Козырь О. М.. Аренда (комментарии ко второй части ГК РФ). - М.: Международный центр финансово-экономическогло развития, 1996, С - 344. В ГК РФ термин "лизинг" обозначает то же самое, что и термины финансовый лизинг и финансовая аренда. То есть, ГК РФ лизинг представляется как один из видов арендных отношений. Такой же подход использовался и во временном положении о лизинге, хотя комментариев к этому положению, раскрывающих интересующий вопрос, нет. "Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге" предполагает регулирование международных отношений только по финансовому лизингу. Имеющееся для лизинга правовая база свидетельствует о том, что под лизингом следует понимать один из видов арендных отношений.

Иное понимание термина "лизинг" предлагается в работах известных авторов. Считается, что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия "финансирование аренды", "кредит - аренда" или "операции по финансированию аренды". Такой подход обусловлен точным переводом английского слова leasе как аренда. Получается, что под термином "лизинг" может пониматься не только финансовая аренда, но и другие арендные отношения. Лизинговые отношения не сводятся к отношениям финансовой аренды. Эта точка зрения ведет к тому, что лизингом можно считать прокат, контрактный наем, аренду с последующим выкупом и т.д. Пришедший на смену временному положению федеральный закон "О лизинге" регулирует отношения по долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному лизингу. Соответственно, в федеральном законе "О лизинге" даются определения финансового и оперативного лизинга. Действие документа распространяется на сделки как финансового, так и оперативного лизинга.

Таким образом, основной вопрос терминологии лизинга заключается в том, что следует понимать под самим термином "лизинг" - только финансовый лизинг (финансовую аренду) или все арендные отношения? Все отечественные работы по лизингу последних лет, в любом случае, подразумевают выбор одного из двух приведенных подходов к использованию термина "лизинг". При этом, зачастую, авторы этот вопрос не рассматривают. (смотри список литературы). Именно из-за различного использования термина "лизинг" существуют значительные различия в описании складывающихся в лизинге экономических отношений. Создается мнимое представление о разнообразии форм одного и того же по своей сущности явления. Явные противоречия остаются не устраненными в то самое время, когда лизинг уже применяется в хозяйственной практике, формируется его законодательная база и активно ведутся конкретные теоретические разработки по различным аспектам лизингового бизнеса. В цели этой работы не входит задача отстаивать одно из двух видимых значений термина "лизинг" и оспаривать правоту другого. Однако, от выбранной автором позиции в большей степени зависит само исследование. В дальнейшем, под термином "лизинг", будет пониматься только "финансовая аренда", точно так же как этот термин понимается в ГК РФ, временном положении о лизинге и конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Если же иметь в виду федеральный закон "О лизинге", то под термином "лизинг" в моей работе понимается только "финансовый лизинг".

Основываясь на том, что лизинг - это только одна из форм арендных отношений, логично было бы распознать его особенности. Самый простой для этого подход видится в приведении определения лизинга. Однако, в экономической науке отсутствует одно общепризнанное определение лизинга. С точки зрения автора, лизинг - это комплекс экономических отношений складывающихся в основанной на кредите инвестиционной операции, состоящей из покупки и последующей аренды актива.

http://unlease.ru

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru