|
> Лизинговые схемы. Документы, мнения.Об экономической эффективности лизинга.ВведениеЛюбое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента ... "Лизинг и коммерческий кредит". - М.: ИСТ - Сервис, 1993, С - 9. Что было?То было давно, еще до "перестройки". В СССР лизинговые операции проводились внешнеторговыми организациями, например такими как: "Автоэкспорт", "Совтрансавто", "Авиаэкспорт", "Совкомфлот", "Совфрахт", "Трактороэкспорт". Преобладающий объем операций (200 - 300 млн долл. в год Шемакин А. "Международный лизинг и деятельность стран членов СЭВ" Москва, журнал "Экономические науки", номер 4, 1990) приходился на торговлю Восток - Запад, прежде всего на импорт оборудования из развитых капиталистических стран. Внутренний лизинг не получал какого-либо заметного развития. Определенное регулирующие влияние сохранял за собой Внешэкономбанк. Внешнеторговые организации выступали в основном как потребители услуг, тогда как генерирующая роль в этой сфере принадлежала советским заграничным банкам и созданным с их участием лизинговым компаниям. Среди последних можно назвать: "Промлиз", созданную во Франции в 1974 году коммерческим банком для Северной Европы ("Эйробанк") и "Креди Леонэ"; "Ист - Вест - Лизинг" созданную "Морган Гренфилл энд Ко лтд" и Московским народным банком в Англии; "Донау-Банк" в Австрии. Не без основания считалось, что лизинг может стать одним из методов повышения эффективности экономики нашей страны. Тогда же появились первые предположения о том, что лизинг может быть эффективнее традиционных кредитных линий, открываемых иностранными банками на 7 - 8 лет в пользу Внешэкономбанка или дорогостоящего кредита Внешэкономбанка в иностранной валюте. Такова история вопроса.А что сейчас?Начиная со второй половины этого десятилетия лизинг пытаются внедрять в хозяйственную практику и одновременно занимаются его изучением (в большей степени на собственном опыте). К настоящему времени ситуация сложилась так, что существуют значительные расхождения в описании лизинга в зарубежной и отечественной литературе. За текущее десятилетие защищено несколько десятков кандидатских диссертаций и вышло достаточно большое количество малотиражных изданий посвященных лизингу. Однако общепризнанного описания лизинга в России в настоящее время нет. Следует ли из этого то, что практика лизинга в России имеет под собой иную, нежели на западе экономическую основу? Скорее всего, нельзя говорить об удовлетворительной теоретической разработке лизинговой формы капиталовложений в России и адекватности знаний отечественными специалистами-практиками этого финансового инструмента. Зарубежная хозяйственная практика убеждает в том, что возникающие по лизингу взаимоотношения имеют под собой достаточно прочную экономическую основу а отечественная экономическая теория пока этой основы не приводит. Степень разработанности проблемы уменьшается, если принять во внимание то, что достаточной практики лизинга в России еще нет, а уже имеющаяся во многих эпизодах демонстрирует несостоятельность ее создателей. Финансирование лизинга в кредитных портфелях стабильно работающих банков занимает доли процента. Наверное, это не случайно. Возвратность средств у большинства известных автору отечественных лизинговых фирм не превышает и 50 процентов от суммы начального финансирования. Те же, кто по тем или иным причинам не профинансировали ни одной лизинговой сделки, в условном рейтинге лизинговых фирм оказались далеко не на последнем месте. И тогда, "кризис жанра" породил социальный заказ на оправдание происходящего. В периодических изданиях появились статьи типа: "Преимущества лизинга не в коммерческой эффективности, а в удобном организационном механизме доступа к инвестиционным ресурсам" Москва, журнал "Лизинг - ревю", номер 2- 3, 1997 или "Заставь авиапром лизингу молиться, он лоб расшибет" Москва, газета "Комерсантъ - daili", номер 196, ноябрь 1997 или "Банки не могут, предприятия не хотят. Обзор сегодняшнего состояния лизингового рынка в России" газета "Экономика и жизнь, номер 12, март 1996. Много говорили об отсутствии должной законодательной базы и 16 января 1998 года, по инициативе Правительства РФ, Государственная Дума приняла решение о присоединении к "Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге". И далее (11 сентября 1998 года), преодолевая вето президента, Дума приняла федеральный закон "О лизинге", хотя в большинстве развитых стран законов по лизингу нет. С принятием закона многие связывали надежды на лучшее, однако, за прошедший год почти ничего не изменилось.Что будет?Наверное, список документов, имеющих непосредственное отношение к лизингу, будет пополняться с течением времени. Однако, в ближайшее время лизинг (как его принято понимать на западе) не найдет широкого применения в нынешних российских условиях. По данным многих литературных источников, объемы лизинговых операций в развитых странах составляют 25 - 30 % от общей суммы прямых инвестиций. В России, при всесторонней правительственной поддержке и непосредственного финансирования лизинга из бюджетов различных уровней, этот показатель составляет примерно 1 % в течении последних лет (по самым оптимистичным оценкам - 1,5 % к концу 1998 года). На основе анализа зарубежного опыта Минэкономики России был составлен прогноз развития лизинга в российской экономике до 2000 года. Предполагалось, что доля лизинга в общем объеме инвестиций в производство составит примерно 20 %, со следующей разбивкой по годам: 1997 г. - 5 %, 1998 г. - 12 %, 1999 г. - 16 %. Эти показатели не достигнуты на практике. По мнению автора, последнее свидетельствует об ошибках в экономической политике в отношении лизинга.Свой более подробный ответ на этот и другие вопросы автор выносит на обсуждение в последующем материале. Начнем с того, ответ на который знают все:Что такое "лизинг"?Требуется дать четкий ответ на этот вопрос, прежде чем начать изложение материала, по тому, что у экономистов нет однозначного мнения на этот счет.В комментариях к параграфу 6 второй части ГК РФ "финансовая аренда (лизинг)" на вопрос о том, что представляет собой лизинг, дается следующий ответ: "У современных западных юристов не вызывает сомнения, что так называемый "финансовый лизинг" (а точнее - финансовая аренда, поскольку слово "лизинг" является не переводом, а звуковой калькой соответствующего английского термина, обозначающего аренду) является разновидностью института аренды, хотя финансовая аренда и осложнена дополнительным элементом - фигурой продавца арендуемого имущества". Козырь О. М.. Аренда (комментарии ко второй части ГК РФ). - М.: Международный центр финансово-экономическогло развития, 1996, С - 344. В ГК РФ термин "лизинг" обозначает то же самое, что и термины финансовый лизинг и финансовая аренда. То есть, ГК РФ лизинг представляется как один из видов арендных отношений. Такой же подход использовался и во временном положении о лизинге, хотя комментариев к этому положению, раскрывающих интересующий вопрос, нет. "Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге" предполагает регулирование международных отношений только по финансовому лизингу. Имеющееся для лизинга правовая база свидетельствует о том, что под лизингом следует понимать один из видов арендных отношений. Иное понимание термина "лизинг" предлагается в работах известных авторов. Считается, что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия "финансирование аренды", "кредит - аренда" или "операции по финансированию аренды". Такой подход обусловлен точным переводом английского слова leasе как аренда. Получается, что под термином "лизинг" может пониматься не только финансовая аренда, но и другие арендные отношения. Лизинговые отношения не сводятся к отношениям финансовой аренды. Эта точка зрения ведет к тому, что лизингом можно считать прокат, контрактный наем, аренду с последующим выкупом и т.д. Пришедший на смену временному положению федеральный закон "О лизинге" регулирует отношения по долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному лизингу. Соответственно, в федеральном законе "О лизинге" даются определения финансового и оперативного лизинга. Действие документа распространяется на сделки как финансового, так и оперативного лизинга. Таким образом, основной вопрос терминологии лизинга заключается в том, что следует понимать под самим термином "лизинг" - только финансовый лизинг (финансовую аренду) или все арендные отношения? Все отечественные работы по лизингу последних лет, в любом случае, подразумевают выбор одного из двух приведенных подходов к использованию термина "лизинг". При этом, зачастую, авторы этот вопрос не рассматривают. (смотри список литературы). Именно из-за различного использования термина "лизинг" существуют значительные различия в описании складывающихся в лизинге экономических отношений. Создается мнимое представление о разнообразии форм одного и того же по своей сущности явления. Явные противоречия остаются не устраненными в то самое время, когда лизинг уже применяется в хозяйственной практике, формируется его законодательная база и активно ведутся конкретные теоретические разработки по различным аспектам лизингового бизнеса. В цели этой работы не входит задача отстаивать одно из двух видимых значений термина "лизинг" и оспаривать правоту другого. Однако, от выбранной автором позиции в большей степени зависит само исследование. В дальнейшем, под термином "лизинг", будет пониматься только "финансовая аренда", точно так же как этот термин понимается в ГК РФ, временном положении о лизинге и конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Если же иметь в виду федеральный закон "О лизинге", то под термином "лизинг" в моей работе понимается только "финансовый лизинг". Основываясь на том, что лизинг - это только одна из форм арендных отношений, логично было бы распознать его особенности. Самый простой для этого подход видится в приведении определения лизинга. Однако, в экономической науке отсутствует одно общепризнанное определение лизинга. С точки зрения автора, лизинг - это комплекс экономических отношений складывающихся в основанной на кредите инвестиционной операции, состоящей из покупки и последующей аренды актива. http://unlease.ru |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |