ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Санкт-Петербург: документы, статьи, постановления, заметки

Что мешает инвестициям на Северо-Западе России?

Фрагмент выступления заместителя полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любови Совершаевой на конференции по развитию финансового рынка на Северо-Западе РФ (Вологда, февраль 2003 года).

Долгие годы социалистической экономики, в условиях централизованного планового хозяйства, инвестиционный процесс в нашей стране жестко регулировался государством. И, несмотря на очевидные издержки, это позволяло поддерживать производственный потенциал страны в достаточно хорошем состоянии. С разрушением старого хозяйственного механизма и уходом государства из экономики произошло резкое сокращение инвестиций в сферу производства.

На общем фоне довольно позитивных изменений в экономике Северо-Запада, объем иностранных инвестиций в 2002 году сократился на 5,2%. При этом наблюдается некоторое увеличение отечественных инвестиций: видимо, произошло определенное накопление капитала, и теперь российские олигархи готовы вкладывать и уже вкладывают средства в нашу экономику. И все же общий объем инвестиций катастрофически мал.
По мнению специалистов, для перехода к стабилизации и подъему экономики необходимо повысить совокупную долю инвестиций в ВВП, как минимум, до 25%. Только таким образом можно обеспечить превышение ввода новых производственных мощностей над их выбытием и создать условия для функционирования расширенного воспроизводства.

Объективная оценка ситуации в 2001-2002 годах на уровне Российской Федерации в целом и на Северо-Западе в частности, говорит о снижении политических рисков для инвестиций. В то же время, рейтинги страновых рисков, публикуемые в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, продолжают относить Россию к категории стран, капиталовложения в которые не целесообразны.

Помимо объективных причин это во многом связано с тем, что остаются нерешенными многие проблемы, как общефедерального уровня, так и узкорегионального. В частности, в экономике регионов и отдельных предприятий до сих пор не решены следующие вопросы:
- менеджмент предприятий ориентирован на ведение двойной системы учета и информационно закрыт от акционеров и потенциальных инвесторов;
- информация о предприятиях в большинстве случаев или необъективна или не содержит показатели, отражающие их реальное состояние;
- инвестиционные проекты не отработаны на соответствие общепринятым международным требованиям и не вызывают интереса со стороны потенциального инвестора;
- сведения о регионах (субъектах) и перспективах их развития представляются в форме, не позволяющей сделать выводы о целесообразности капиталовложений;
- мало пропагандируются успехи достигнутые в результате реализации отдельных проектов в субъектах РФ .

С другой стороны, высокие инвестиционные риски, связаны:
- с непрогнозируемыми накладными расходами, которые требуются для получения различных согласований и разрешений;
- с высоким уровнем непредвиденных затрат, возникающих при развитии производства;
- с неподконтрольностью действий менеджеров некоторых предприятий акционерам и инвесторам;
- с ведением дел менеджерами при отсутствии у них достаточных профессиональных знаний и опыта, предпринимательской инициативы.

В то же время инвесторы вынуждены нести довольно большие непроизводительные затраты:
- высокие таможенные пошлины на ввозимое импортное оборудование и технологии;
- высокие налогов при переходе прав собственности на технологии и оборудование от их поставщика к производителю конечной продукции;
- чрезмерное налогообложение как действующего производства так и предприятий в период запуска и развития производства.

Есть и еще один пласт проблем, мешающих инвестициям в России в целом и на Северо-Западе, в частности. Эти проблемы связаны с несовершенством действующего законодательства в области инвестиций. Федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и «Об иностранных инвестициях в РФ», принятые в 1999 году, являются недостаточными основаниями для коренного изменения инвестиционных процессов в реальном секторе экономики.

Думается, на переходный период необходимо введение со стороны государства, жесткой амортизационной политики, предусматривающей целевое использование амортизационного фонда предприятий, только в интересах инноваций и расширенного воспроизводства. Развитию инвестиционной деятельности также препятствуют частые изменения налогового и таможенного законодательства.

Наконец, высокий уровень реальных ставок на финансовом рынке России также не способствует увеличению инвестиций. При тенденции устойчивого замедления темпов инфляции ставка рефинансирования ЦБ РФ снизилась. Но все равно она остается неприемлемой с позиций привлечения кредитных ресурсов в реальный сектор экономики, что существенно сокращает число инвестиционных проектов, которые могут обеспечить сравнимую доходность вложения средств в России.

Кроме всего вышеперечисленного, на количество инвестиций на Северо-Западе влияет субъективный фактор. Из-за отсутствия объективной информации о регионах и пропаганды достигнутых успехов и мер, предпринимаемых местными администрациями для улучшения инвестиционного климата в отдельно взятых регионах, у инвесторов происходит обобщение негативных тенденций и проблем на все регионы в целом. В результате, инвестиционный климат в Российской Федерации продолжает оцениваться в международных финансово-промышленных кругах как неблагоприятный без учета территориальной специфики, а совокупный страновый риск сохраняется на недопустимо высоком уровне.

Однако Россия слишком велика и многообразна для того, чтобы можно было говорить о ее инвестиционном климате, как о некой интегральной характеристике, отражающей реальное положение дел в каждой точке страны. Между тем, как показывает опыт, основная часть потенциальных инвестиционных ресурсов принадлежит частным владельцам, не имеющим достаточных знаний о регионах России и ориентирующимся именно на интегрально-страновые характеристики и события, наиболее ярко освещаемые средствами массовой информации.

Как следствие, развитие инвестиционных процессов на сегодня ограничивается совершением отдельных сделок, которые, в большинстве случаев, происходят по инициативе крупных компаний, которые способны оценивать риски в каждом конкретном случае и проводящих на российском рынке политику экспансии и активного продвижения своей продукции.

С одной стороны, положительный эффект от такого рода инвестиций бесспорен, так как при этом увеличиваются налоговые поступления в бюджет и создаются новые рабочие места, но, с другой стороны — он ни в коей мере не распространяется на российских предпринимателей, заинтересованных в привлечении инвестиционных ресурсов в их собственные инвестиционные проекты и не носит массового характера, способного существенно изменить состояние отечественной экономики.

Необходимы альтернативные подходы к созданию адекватного инвестиционного климата в каждом из регионов и способы привлечения инвестиционных ресурсов, отвечающих современным требованиям. Одним из таких способов может стать, например, рынок ценных бумаг...
Для выработки эффективных механизмов привлечения инвестиций и преодоления негативных тенденций, необходимо объединений усилий бизнеса и власти. Вместе возможно не только увеличить количество инвестиций на Северо-Западе, но и эффективно использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы.

Росбалт, 10/03/2003, ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru