|
> Экологические проблемыОб экологической экспертизеФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе Законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статья 3. Принципы экологической экспертизы Экологическая экспертиза основывается на принципах :
Статья 4. Виды экологической экспертизы В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти 1. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы. 2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе. 3. Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:
4. Органы судебной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 6. Вопросы ведения субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы К ведению субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы на соответствующих территориях относятся:
Статья 7. Полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы 1. К полномочиям федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы относятся:
2. Федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы имеет право:
3. Федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы обязан:
Статья 8. Полномочия, права и обязанности территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы 1. К полномочиям территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы относятся:
2. Территориальные специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы имеют право:
3. Территориальные специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы обязаны:
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области экологической экспертизы 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:
2. Органы местного самоуправления имеют право:
Статья 10. Государственная экологическая экспертиза Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; 2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; 3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности; 4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; 5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; 6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; 7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;
1) доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; 2) изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды; 3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; 4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; 5) внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат:
1) проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ субъектов Российской Федерации, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; 2) проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектов Российской Федерации, в том числе промышленности; 3) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил субъектов Российской Федерации; 4) проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования; 5) проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
1) схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований; 2) генеральные планы городов, других поселений и их систем; 3) проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений; 4) генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон; 5) проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов; 6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;
1) доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; 2) изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды; 3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; 4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; 5) внесения изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Статья 13. Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы Специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации) и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы. Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы 1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчикам материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
2. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, соответствующих требованиям пунктов 1 и 2 настоящей статьи. 4. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. 5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. 6. Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона. 8. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда. Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы 1. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов. 2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются соответствующим специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Статья 16. Эксперт государственной экологической экспертизы 1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии. 2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях. 3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:
5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
6. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы на договорной (контрактной) основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Оплата труда штатных сотрудников, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы, производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Статья 17. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 2. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы:
Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы 1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. 3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. 4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также требованиям законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным. Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти. 6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, - банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы. 7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. 8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке. ГЛАВА IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы 1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение. Статья 20. Общественная экологическая экспертиза Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы 1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. 2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. 3. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
4. На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы 1. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии. 2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным. 3. В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы. 4. Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения. Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы 1. В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
2. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим. 3. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы 1. Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. 2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 3. В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30-34 настоящего Федерального закона. 4. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам. ГЛАВА V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ Статья 26. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:
Статья 27. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:
Статья 28. Финансирование государственной экологической экспертизы 1. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 2. Финансовые средства на осуществление государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы перечисляются заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в том числе органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представляющими в соответствии с настоящим Федеральным законом материалы на государственную экологическую экспертизу, на специальный субсчет специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы. 3. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы несет ответственность за целевое использование этих средств. 4. Использование финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основе предложений специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы. Статья 29. Финансирование общественной экологической экспертизы Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления. ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ Статья 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: 1) непредставление документации на экологическую экспертизу; 2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; 3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы; 4) создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; 5) уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; 6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы; 7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются: 1) нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы; 2) нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; 3) неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей; 4) нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы; 5) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству; 6) необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе. Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются: 1) нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов; 2) необоснованность выводов заключения экологической экспертизы; 3) фальсификация выводов заключения экологической экспертизы; 4) сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются: 1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; 2) выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы; 3) организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями); 4) прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы; 5) незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы. Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. Статья 31. Уголовная ответственность Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР. Статья 32. Административная ответственность Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях". Статья 33. Материальная ответственность Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде и законодательством субъектов Российской Федерации о труде. Статья 34. Гражданско-правовая ответственность 1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. ГЛАВА VIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Статья 35. Разрешение споров в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации и между муниципальными образованиями Споры в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации разрешаются посредством согласования решений по предметам спора и принятия согласительных документов. В случае отсутствия таких решений споры в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Споры в области экологической экспертизы между муниципальными образованиями разрешаются в судебном порядке в соответствии с процессуальным законодательством. ГЛАВА IX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 36. Международные договоры Российской Федерации Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. ГЛАВА Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 38. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом 1. Предложить Президенту Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести в соответствие с ним свои правовые акты, принятые по вопросам реализации объектов государственной экологической экспертизы. 2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести в соответствие с ним свои правовые акты, принятые по вопросам экологической экспертизы и реализации объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе. 3. Ведомственные правовые акты, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ www.ecolife.org.ua |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |