|
> Политика, что показалось интереснымГосударства-неудачники Кавказа("Asia Times", США)Стефен Блэнк (Stephen Blank), 16 октября 2003Династическая преемственность власти становится все более привлекательной для стареющих правителей стран Средней Азии и Каспия, которые начинают задумываться о близкой смерти и опасаются за благополучие своих семей после своего ухода16 октября 2003 года. Есть все основания опасаться за стабильность в Азербайджане и Грузии. Если хотя бы одно из этих государств развалится, это станет крупной неудачей для региональной безопасности на Кавказе и для глобальной "войны с террором". Непосредственные и долговременные структурные причины потенциальной неудачи различны в каждом случае, но, в конечном итоге, они упираются в неспособность наладить в стране твердое, легитимное и компетентное управление - ситуация, которая стимулирует внешнее вмешательство и внутренние политические беспорядки. Азербайджан переживает смену правящего режима. Восьмидесятилетний президент Гейдар Алиев отказался от участия в очередных выборах по состоянию здоровья. Однако он и азербайджанская элита, преисполненные желания "сохранить "мерседес" в семье", назвали своим кандидатом в президенты его сына, Ильхама Алиева. Династическая преемственность власти становится все более привлекательной для стареющих правителей стран Средней Азии и Каспия, которые начинают задумываться о близкой смерти и опасаются за благополучие своих семей после своего ухода. Что касается Азербайджана, совершенно очевидно, что Ильхама Алиева ожидают неприятности. Хотя он заручился поддержкой и признанием со стороны всех главных международных собеседников Азербайджана, включая Армению, ясно, что азербайджанская элита испытывает серьезные сомнения в отношении его способностей, политического интеллекта и стойкости духа. Следует сказать, что никто не испытывал подобных сомнений в отношении его отца. Более того, его отец и плохое руководство со стороны азербайджанской элиты сделали эту страну классическим примером коррупции, а ее экономику поставили в полную зависимость от нефте- и газопроводов. Добавьте к этому неправильное распределение ресурсов и неспособность элиты разрешить взрывоопасный территориальный спор с Арменией, и станет понятно, что Ильхам является весьма уязвимым. Недовольство народных масс достигло высоких уровней, и оппозиция явно этим пользуется. В свою очередь, это привело к увеличению официального давления на оппозицию, которая распространяет в народе мнение, что выборы будут сфальсифицированы. Даже если выборы не будут сфальсифицированы - а это очень маловероятно, хотя и возможно - легитимность нового режима с самого начала будет поставлена под сомнение. Как в стране, так и за рубежом найдутся достаточно многочисленные и влиятельные силы, которые постараются подорвать остатки легитимности Ильхама. Когда к этому добавится давление со стороны иностранных государств, встанет вопрос о способности Ильхама оставаться у власти и успешно маневрировать между внутренним и внешним давлениями. Памятуя об этих перспективах, Баку в последнее время пытается укрепить свои военные связи как с Москвой, так и с Вашингтоном, однако его отношения с Ираном остаются плохими, и никакая поддержка извне не сможет гарантировать стабильность режима, если начнутся народные волнения, или если недовольство элиты перевалит за критическую отметку. Случай с Грузией - иной, пусть даже симптомы ее распада кажутся слишком знакомыми для развивающихся стран. Чрезмерный шовинизм стоил Грузии способности управлять значительной частью своей территории, на которой проживают многочисленные этнические меньшинства. Ее отношения с Абхазией и Южной Осетией заморожены, и сегодня эти провинции потихоньку сползают к квази-государственности, опирающейся на русские штыки и экономическую мощь России. В то же самое время президент Эдуард Шеварднадзе давно уже утратил волю и способность руководить грузинской экономикой. Коррупция и преступность в грузинском руководстве достигли легендарных пропорций, а ее вооруженные силы выживают только на основе этой коррупции, преступности и щедрой западной помощи. Поддержанная Соединенными Штатами программа подготовки и оснащения грузинской армии для борьбы с терроризмом оказалась успешной, однако неправильные действия в области управления экономикой Грузии дали Москве массу возможностей для превращения этой страны в своего экономического сателлита, не угрожая ей в военном плане. Поскольку Москва захватила командные высоты в энергетическом секторе Грузии - электроэнергия, нефть и природный газ поставляются из России - то практически она держит грузинскую экономику за горло, вне зависимости о настроений российской армии, которая по прежнему очень заинтересована в том, чтобы нанести удар по ненавистному г-ну Шеварднадзе. А между тем г-н Шеварднадзе явно слишком устал, чтобы и дальше агитировать за свою партию, вносить свежую кровь в правительство или бороться с вездесущей коррупцией. Его страна все глубже утопает в неправильном управлении, беспредельной коррупции, беззаконии и иностранном господстве в экономике. В августе Грузия была близка к тому, чтобы объявить дефолт, а г-н Шеварднадзе только и делал, что умолял об американской помощи. Хотя Вашингтон и заинтересован в том, чтобы Грузия не попала под пяту России, его ужасает перспектива закачивать помощь в экономический эквивалент "черной дыры". К тому времени, когда в 2005 году закончится президентский срок г-на Шеварднадзе, Грузия, вполне возможно, созреет либо для взрыва, либо для сокращения территории, а быть может, превратится еще в одно государство, целиком зависимое от Москвы и, в меньшей степени, от Вашингтона. Такие возможности никому не принесут выгоды. Россия не может себе позволить содержать государства-неудачники, хотя на словах утверждает обратное. Существует вероятность, что любое из таких государств-неудачников станет прибежищем для террористов "Аль-Каиды", как это было с Панкисским ущельем Грузии, которое граничит с Чечней. Неудача в Азербайджане или в Грузии чревата опасностью того, что Россия станет доминировать в ключевых объектах региональной энергетики, а это не отвечает интересам Азербайджана или Грузии, равно как Турции и Соединенных Штатов. Грузия и Азербайджан давно уже бесполезно умоляют Организацию Североатлантического договора (НАТО) взять их к себе - что крайне маловероятно - или хотя бы обеспечить защиту их странам и трубопроводам. Однако, если случится кризис, никто не может быть уверен в том, что другие страны не окажутся втянутыми в этот водоворот энергетических интересов и связанной с ними угрозы терроризма и этнических беспорядков. В настоящее время никто, кажется, не заинтересован в том, чтобы раскачивать лодку, из опасения того, что может произойти, если они начнут решительно действовать в любой из двух стран, о которых идет речь. Однако очевидно, что в них набирают силу тенденции распада, хотя никто, кажется, не способен или не желает им противодействовать. Неудача Грузии или Азербайджана стала бы серьезным ударом для "войны с терроризмом". Кавказ - очень важный для Соединенных Штатов театр, поскольку американское присутствие на Кавказе необходимо для поддержки военного присутствия США в Средней Азии. Россия, Иран и Турция также считают Кавказ зоной своих жизненно важных интересов. Таким образом, если какое-либо из вышеназванных государств развалится, не только их народы столкнутся с анархией, но возникнет также серьезная угроза для региональной безопасности. Сокращенный перевод: Виктор Федотов, ИноСМИ.Ru |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |