|
> Санкт-Петербург: документы, статьи, постановления, заметкиФормирование инвестиционного климата в Петербургском регионеВ условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежат инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата.Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций. Оценки инвестиционного климата колеблются в широком диапазоне от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности. Решению одной из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устранение дефицита инвестиционных ресурсов и т.д. То есть инвестиционная активность и экономический рост взаимообусловлены . В начале экономических реформ Санкт-Петербург значительно уступал по признакам инвестиционной привлекательности Москве и ряду добывающих и осуществляющих первичную переработку экспортно-ориентированных видов сырья (нефте- и газодобыча, переработка леса, металлургия) регионов Севера и Сибири. Это предопределялось высокой долей населения пенсионного возраста; чрезвычайно большим (почти 70%) удельным весом организаций, работавших в системе ВПК, научных и иных учреждений, финансируемых из бюджета; слабым развитием бизнес-инфраструктуры. Перспективы развития инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге связаны с двумя основными источниками: государственные ресурсы (средства бюджетов и внебюджетных фондов), и частный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, отложенные средства населения, иностранные инвестиции). Поскольку бюджетные средства не являются предметом исследования в настоящей статье, остановимся на работе властных органов Санкт-Петербурга по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций. Администрацией Санкт-Петербурга применяется система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику города и предупреждение их оттока: Особое значение для повышения эффективности инвестиционного процесса имеют Законы, принятые Законодательным собранием Санкт-Петербурга: "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга", определяющий инструменты, которыми город пользуется для привлечения инвестиций; "О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах", который предлагает условия предоставления и размер налоговых льгот для инвесторов; "Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга", регулирующий вопросы предоставления инвесторам недвижимости, находящейся в управлении или в собственности Санкт-Петербурга; "О градостроительном планировании развития и градостроительном регулировании использования и застройки территории Санкт-Петербурга". В настоящее время ведется работа по корректировке вышеуказанных законов, внесению в них продиктованных действительностью изменений и дополнений. В частности, главной целью изменений в законе "Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга" является обеспечение возможности заключения предварительных договоров об инвестиционной деятельности и проведения предварительных инвестиционных торгов. Кроме того, в ближайшее время предполагается приступить к разработке нового закона "Об основах градостроительства Санкт-Петербурга", в котором будут распределены полномочия между Законодательным Собранием, исполнительными органами власти и местным самоуправлением. Отсутствие такого законодательно закрепленного распределения не способствует развитию градостроительства в Санкт-Петербурге, как отдельного направления в политике города. Без него не будет юридической базы для генерального плана развития Санкт-Петербурга, а также будут трудности с утверждением градостроительной документации по новым территориям. Серьезным шагом вперед, в перспективу развития Санкт-Петербурга, стал Стратегический план. Предлагаемая им модель развития Санкт-Петербурга, подразумевает сосредоточение усилий отраслевых органов управления на реализации конкретных проектов в рамках определенных городским сообществом приоритетных направлений и первоочередных проектов, в продвижении которых город заинтересован до такой степени, что использует для этого определенные финансовые стимулы. Упомянутые городские проекты осуществляются из внебюджетных источников, причем первоначальные затраты, составляющие, как правило, менее 1% от стоимости строительства, употребляются на подготовку инвестиционных предложений, то есть на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов, причем последняя не является собственно архитектурным проектом в привычном понимании этих слов. Предполагается, что пакет информации, совместно подготавливаемый несколькими городскими ведомствами - Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом экономики и промышленной политики, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитетом финансов - будет содержать сведения о перспективных градостроительных планах (пробивка автомагистралей, реконструкция кварталов и т. п.), регламент или систему ограничений, связанных с функциональными (определяющими разрешенные виды деятельности) и пространственно-физическими параметрами (например, плотность застройки, этажность), виды и условия обязательных платежей и обременении (охранные обязательства, сервитуты и пр.), исходные данные о наличии инженерных ресурсов, оценку недвижимости в рассматриваемой зоне. За счет средств бюджета Санкт-Петербурга разрабатываются бизнес-планы инвестиционных проектов, осуществляемых или поддерживаемых администрацией Санкт-Петербурга, проводится экспертиза экономической эффективности инвестиционных работ, обучаются сотрудники администрации Санкт-Петербурга в области проектного финансирования, что позволит городу в ближайшем будущем реализовать большое число инвестиционных проектов, привлечь в город инвестиции и организовать новые рабочие места. Кроме содействия проектам, находящимся на стадии реализации, администрация Санкт-Петербурга инициирует новые проекты, потенциально интересные для инвесторов и учитывающие нужды региона. Разрабатываемый городом механизм работы над инвестиционными проектами города, в части их подготовки, включает в себя следующие этапы: 1 этап - проработка общих принципов использования городской территории, таких, как функциональное использование территории и плотность размещения бизнеса. Созданный порядок разработки городских инвестиционных проектов существенно увеличивает привлекательность города для инвестиций во все виды инфраструктур. В рамках V Петербургского экономического форума с целью продвижения инвестиционных проектов и развития инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге, а также Ленинградской области и других регионах была проведена "Программа инвестиционного сотрудничества", особую значимость которой придали специально отобранные проекты и предложения 26 предприятий и организаций, выступающих в роли инициаторов инвестиционных проектов (администрации различных регионов, консалтинговые структуры, строительные и финансовые организации). Предварительный отбор инвестиционных предложений в основном базируется на классической качественной, а затем и количественной оценке основных параметров жизнеспособности инвестиционных проектов. Благодаря проводимой в Санкт-Петербурге инвестиционной политике, объемы инвестиций в экономику города, в том числе и иностранных (см. рис.), постоянно увеличиваются. Исходя из этой посылки состояние в жилищном секторе Санкт-петербургского инвестиционно-строительного комплекса представляет для нас определенный инте-рес в плане оценки перспектив его развития. Анализ показывает, что ситуация здесь характеризуется определенной устойчивостью. В отличие от средних показателей по стране в Санкт-Петербурге, начиная с 1997 г., началось увеличение объемов жилищного строительства, такая же тенденция продолжилась и в последующие годы. В 2000 г. в Санкт-Петербурге введено в эксплуатацию 1080,9 тыс.кв.м жилья, что составляет 100,8 % от уровня 1999 г. Вновь построено 167 многоквартирных жилых домов (14344 квартир, 990,3 тыс.кв.м), реконструировано 22 жилых корпуса (629 квартир, 54,7 тыс.кв.м), построено 215 индивидуальных домов (35,9 тыс.кв.м). За счет средств инвесторов и индивидуальных застройщиков введено 1055,9 тыс.кв.м общей площади, что составило 97,6 % от общего ввода. За счет бюджетных средств введено 25 тыс.кв.м. Не менее напряженные задачи установлены и на текущий 2001 г., в котором намечается обеспечить ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования в объеме, превышающем 1 млн.кв.м, в том числе за счет средств инвесторов не менее 950 тыс.кв.м, за счет бюджетных средств - 60 тыс. кв.м, за счет средств индивидуальных застройщиков 40 тыс.кв.м . При этом ставится задача добиться ритмичного ввода жилья по месяцам и посредством опционных торгов перейти к долгосрочному планированию на два-три года. Наряду с развитием жилищного строительства следует отметить такие крупные проекты строительства в Санкт-Петербурге, планируемые на ближайшую перспективу как: - комплекс защитных сооружений с обеспечением предварительной защиты от наводнений и сквозным проездом от Ольгино в Бронку; Кроме того, для инвесторов привлекательным фактором является принятая на областном уровне инвестиционная законодательная база, отразившая весь лучший опыт регионов России. Правительство и Законодательное собрание Ленинградской области проводят работу в данной области, охватывая следующие основные направления: развитие регионального инвестиционного законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки предпринимательства; формирование информационной открытости региона; создание развитой специализированной рыночной инфраструктуры, поддерживающей инвестиционный процесс; реструктуризация предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Правительство Ленинградской области постоянно работает над тем, чтобы увеличивать долю частных инвестиций: российских, иностранных и смешанных, в том числе и привлекать мелкого инвестора. На территории Ленинградской области зарегистрировано более 200 организаций с участием иностранного капитала малого и среднего бизнеса и под них также разрабатывается ряд иностранных инвестиционных проектов. Следует заметить, что малые предприятия выступают, например, в роли поставщиков комплектующих для крупных компаний, что является стимулом для развития малых предприятий. Таким образом, одним из принципов развития инвестиционной привлекательности области является создание равных возможностей для всех инвесторов, в том числе мелких и иностранных. К настоящему времени между Правительством Ленинградской области и иностранными и российскими инвесторами заключено более 30 договоров об осуществлении инвестиционной деятельности на общую сумму планируемых инвестиций около 700 млн. долл. США, в том числе: - с иностранными инвесторами - на сумму 655 млн. долл. США; Разработаны и каждый год корректируются "Каталог инвестиционных проектов Ленинградской области" (около 100 проектов) и "Каталог инвестиционных проектов малых предприятий" (около 200 проектов). Для удобства размещения новых объектов и перепрофилирования уже существующих разрабатывается и ежегодно корректируется "Каталог свободных производственных площадей". Следует отметить, что проблемы управления инвестициями связаны с обеспечением инвесторам особых экономических условий. В связи с этим притоку инвестиций в Ленинградскую область способствует положительный налоговый климат: существенные льготы по налогу на прибыль, по дорожным налогам и др. Организации освобождаются от налогов в первые три года деятельности или на срок их окупаемости. Кроме того, в соответствии с законом "Об инвестиционном налоговом кредите" организации могут претендовать на инвестиционный налоговый кредит, а также получать поручительства Правительства Ленинградской области по займам и кредитам (в соответствии с Постановлением Губернатора Ленинградской области "О порядке выдачи поручительств Правительства Ленинградской области по займам и кредитам на инвестиционные цели на конкурсной основе"). Среди организаций Ленинградской области значительные налоговые льготы получили такие компании как ОАО "ЭРА-Хенкель", ООО "Термолайн", ОАО "Ленстройкерамика", ЗАО "Каменногорская фабрика офсетных бумаг" и др. Динамика роста объемов инвестиций в последние годы выглядит следующим образом: 1997 г. - 110 млн. дол.; 1998 г. - 180 млн. дол.; 1999 г. - 340 млн. дол. За 2000 г. объем инвестирования за счет всех источников финансирования на развитие экономики и социальной сферы области по полному кругу предприятий и организаций составил 18 млрд. руб. За этот год в экономику области поступил общий объем иностранных инвестиций на сумму 380 млн. долл. США (в 1,3 раза больше уровня 1999 г.). Общая потребность региона в инвестиционных ресурсах составляет сегодня не менее 10 млрд. долларов США. Строительство новых крупных комплексов производства при реализации инвестиционных проектов является превалирующим, и его доля составляет около 60%. Доля инвестиций, направляемых на реконструкцию, тоже достаточно велика - 40%. Сегодня, в отличие от Санкт-Петербурга, в области гораздо проще найти свободную площадку и построить новый объект, чем вкладывать деньги в реконструкцию комплекса, который был построен 40-50 лет назад . В связи с потребностью индивидуального строительства на селе на 2000 была разработана и принята Комитетом по сельскому хозяйству Ленинградской области региональная целевая подпрограмма "Крестьянский дом" программы "Свой дом" в Ленинградской области. Разработчик программы - ОАО "Проектно-строительное объединение "Леноблагрострой" - определил этапы реализации программы, ее цель, составил основной перечень задач и мероприятий программы, произвел расчет необходимых финансовых ресурсов, запланированных по программе на 2000 г., спрогнозировал ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффекты от реализации программы, а также важнейшие целевые показатели программы, кроме того, была разработана система организации контроля за выполнением программы. На развитие индивидуального жилищного строительства положительно влияет выпуск строительных материалов на предприятиях Ленинградской области (рост объемов производства в 2000 г. по сравнению с 1999 г. составил 12 %). - запуск завода "Бессер" на АОЗТ "Трест-49" в г. Гатчина; - корпорация "Катерпиллар" с лета 1998 г. ведет в Тосненском районе на площадке в 24 га строительство завода "Катерпиллар Тосно" по производству комплектующих изделий для строительной и дорожной техники и сборке строительной техники. Завод является организацией со 100% иностранным капиталом. Инвестиции составляют около 50 млн. долларов США; Правительство Ленинградской области также ведет работу по взаимодействию с другими регионами. В целях начала практической реализации соглашения с администрацией Вологодской области о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве комитетом по строительству создана информационная база о возможных поставках в Вологодскую область строительных материалов и изделий на 2001-2004 гг. В рамках действующего соглашения с Правительством Республики Карелия подготовлена "Программа сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях на 2001 - 2003 гг.". Как видим, положительная инвестиционная политика в Санкт-Петербурге и Ленинградской области способствует формированию нормального инвестиционного климата в рассматриваемых субъектах Федерации, где созданы все предпосылки для привлечения инвестиций и обеспечения программы устойчивого развития Петербургского региона. Ряд видных ученых неоднократно высказывались за объединение двух субъектов РФ, начиная с разработки межсубъектных проектов межотраслевого характера. Такая работа по воссоединению обоих регионов могла бы начаться с АПК, региональной транспортной системы, туристического и санаторно-курортного комплексов региональной системы, что отмечается в обращении 39-го Годичного собрания Санкт-Петербурга научных советов РАН по экономическим проблемам (2001 г.) к губернатору Санкт-Петербурга В.А. Яковлеву и губернатору Ленинградской области В.П. Сердюкову. Однако, формирование системы двухсторонних договоров и адекватных им механизмов реализации назрело именно в инвестиционно-строительных комплексах обоих субъектов Федерации, и эта работа смогла бы приблизить решение тех или иных задач интеграции Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Асаул А.Н. // Экономика Украины, №1, 2002 г. |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |