[10] [10] Если принять во внимание стандартное положение о том, что богатство и политическая мощь идут рука об руку, значимость ТНК как субъектов политических рынков в принципе трудно переоценить.
Вместе с тем подобные сравнения не дают полной картины воздействия ТНК на экономическую политику суверенных государств. С одной стороны, ошибкой было бы интерпретировать результаты этих сравнений в том смысле, что высокий «политический вес» является единственным фактором, обусловливающим способность ТНК воздействовать на политику как стран базирования, так и принимающих стран. Стремление привлечь инвестиции зарубежных ТНК в национальную экономику заставляет как развивающиеся, так и экономически развитые страны формулировать свою экономическую политику таким образом, чтобы создать стимулы для осуществления на своей территории иностранных инвестиций. Иными словами, ТНК выступают в роли субъектов, интересы которых воздействуют на политику национальных государств даже в том случае, если сами ТНК не оказывают непосредственного давления на правительства конкретных стран (и вообще никак не выражают своих предпочтений относительно проводимого этими правительствами экономического курса).
Международная конкуренция за привлечение иностранных инвестиций в последние десятилетия приняла столь острый характер, что заставила международные финансовые институты выразить серьезную озабоченность по поводу ее потенциального воздействия на состояние фискальной системы стран, осуществляющих программы стимулирования иностранных инвестиций. Одобренное Всемирным банком еще в 1992 г. «Руководство по режиму регулирования прямых иностранных инвестиций» недвусмысленно не рекомендует использование специальных фискальных и финансовых стимулов для привлечения инвестиций зарубежных компаний. С тех пор рекомендации по сдерживанию инициативы национальных правительств в сфере предоставления льгот иностранным инвесторам из года в год появляются в материалах международных финансовых организаций, однако неочевидно, что эти рекомендации сколь-либо серьезно влияют на реальную политику в этой области.
С другой стороны, для оценки влияния ТНК на процессы выработки экономической политики принимающих стран необходимо учитывать лоббистские возможности национальных компаний, с которыми так или иначе сотрудничают работающие в соответствующих странах филиалы ТНК, а также компаний, с которыми ТНК образуют стратегические альянсы. Едва ли приходится сомневаться в том, что активизировавшийся в последнее время процесс заключения подобных альянсов между ТНК, зарегистрированными в различных странах (альянсов, которые получили несколько неэстетичное название «слоновьих свадеб»), будет оказывать в ближайшие годы самое действенное влияние как на протекание хозяйственных процессов в мировом масштабе, так и на эволюцию стратегий экономического регулирования в затронутых этим процессом странах.
Начиная с 1980-х гг. предпринимались активные усилия по теоретическому осмыслению связи между политическими и экономическими процессами, обусловливающими влияние ТНК на международный хозяйственный режим. Одной из наиболее оригинальных является предложенная Дж.Бхагвати « quid pro quo концепция иностранных инвестиций».
[11] [11] Опираясь на анализ реального поведения японских автомобилестроительных корпораций в первой половине
1980-х гг., эта концепция подчеркивает желание иностранных компаний осуществлять инвестиции за рубежом с целью снизить риск введения барьеров на пути экспорта своей продукции в соответствующие страны. Открывая производство на территории страны, компания замещает экспорт непосредственным обслуживанием внутреннего рынка. Тем самым она снижает стимулы правительства принимающей страны к введению более высоких внешнеторговых барьеров, а значит, обеспечивает себе возможность сохранять экономически эффективный объем экспорта в дополнение к производству на территории принимающей страны.
В теоретической литературе широко распространено представление о том, что присутствие ТНК на политических рынках страны базирования и принимающей страны обусловливает тенденцию к либерализации международного внешнеторгового режима даже в том случае, если ТНК более склонны к протекционизму, чем национальные компании.