ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Инвестиции в недвижимость. Документы, мнения, комментарии

Итальянский налет на Россию

Элита аэрокосмической отрасли Италии решила работать с нашими КБ и предприятиями без госпосредников

На прошлой неделе вместе с замминистра промышленности Италии Адольфо Урсо в Москву для участия в совместном семинаре прибыли руководители тридцати ведущих итальянских аэрокосмических и оборонных корпораций. В рамках визита генеральный директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев и руководитель Ассоциации итальянской аэрокосмической промышленности (AIAD), президент группы компаний Alenia Джорджио Заппа подписали генеральное соглашение о стратегическом партнерстве. Оно охватывает целый ряд направлений начиная с совместного создания тренировочных самолетов и исследования космического пространства в мирных целях и заканчивая работами по созданию глобальной космической навигационной системы Galileo. О том, как итальянцы собираются развивать сотрудничество с Россией, Джорджио Заппа рассказал "Эксперту".

- Чем вызван интерес столь представительной делегации к России именно сейчас?

- Еще в двухтысячном году Россия и Италия подписали межправительственное соглашение о развитии партнерства в различных областях экономики, в том числе в сфере авиации и космоса. С тех пор нам удалось сделать многое. Например, совместными усилиями фирмы Яковлева и компании Aeromacci сделана базовая версия Як-130, на основе которой будут разрабатываться учебно-боевые самолеты для ВВС России и, возможно, Италии. Весьма успешно реализуются проекты между "Росавиакосмосом" и компанией Alenia по созданию инфраструктуры для Международной космической станции (МКС). Взаимный интерес итальянцев и россиян постоянно растет, поэтому мы решили приехать и провести семинар. Его цель - совместными усилиями изучить возможности кооперации в ряде отраслей промышленности, связанных с космосом, телекоммуникациями, системами управления и навигации. То есть прозондировать почву, понять, как мы можем действовать на мировом рынке вместе. При этом прежние способы взаимодействия, я считаю, нужно изменить. Итальянские и российские предприятия сейчас ищут новые, нетрадиционные подходы к совместной работе, которые, если так можно выразиться, выходили бы за рамки государственной "крыши". Дело в том, что госструктуры инертны. Гораздо эффективнее работать напрямую. Сейчас мы так и начали поступать: на второй день проведения семинара руководители российских предприятий обсуждают новые проекты со своими итальянскими коллегами без госпосредников.

- Что это за проекты?

- Приоритет отдается программам в области спутниковой телекоммуникации. Например, мы собираемся активно развивать партнерство с компанией "Газком". Три месяца назад Агентство международного развития Италии (SIMEST) и наш крупнейший инвестиционный банк Mediobanca заключили генеральное кредитное соглашение с Внешторгбанком РФ на триста миллионов евро для финансирования экспорта в Россию инвестиционных товаров из Италии. Первым проектом в рамках соглашения стало открытие кредитной линии "Газкому" на десять миллионов евро. "Газком" будет закупать у Alenia Spazio высокотехнологичное оборудование (полезную нагрузку) и устанавливать его на свои спутники. Сейчас "Газком" эксплуатирует только один спутник "Ямал-100". Примерно сорок процентов частотных ресурсов этого аппарата используется для нужд "Газпрома", а шестьдесят процентов сдается в аренду другим компаниям. Но "Газком" намерен существенно пополнить свою орбитальную группировку. В ближайшие два года эта компания планирует запустить еще четыре спутника, но уже нового поколения - "Ямал-200". Сумма сделки может составить от пятидесяти до восьмидесяти миллионов долларов. Но мы хотим не просто продавать свою продукцию, а инвестировать в Россию и развивать совместный бизнес. Недавно концерн Finmeccanica приобрел оператора спутниковой связи компанию Telespazio. Поэтому мы планируем договориться с "Газкомом" о совместном предоставлении услуг спутниковой связи другим компаниям.

Другой наш перспективный проект связан с государственным предприятием "Космическая связь". Мы заключили соглашение о поставке полезной нагрузки для трех российских спутников связи серии "Экспресс-АМ" на сто тридцать миллионов долларов. Alenia предложила авансировать работы в размере пятнадцати процентов от стоимости полезной нагрузки, а оставшаяся часть средств будет выделена консорциумом банков, в который входят банк San Paolo LMI, Сбербанк России и другие кредитные организации.

- А как продвигается ваше сотрудничество с красноярским НПО прикладной механики имени Решетнева? В конце прошлого года Alenia планировала заключить контракт с красноярским предприятием на производство малых космических спутников, но этого так и не произошло.

- В данный момент этот контракт находится в подвешенном состоянии. Но сразу хочу сказать, что проблема здесь не в инвестициях. Спутники, о которых идет речь, будут эксплуатироваться на эллиптических орбитах. Они необходимы России для сопровождения лайнеров, летающих по кросс-полярным трассам, через Северный полюс. Сейчас мы вместе с российскими партнерами ищем оптимальное техническое решение, какой полезной нагрузкой комплектовать эти аппараты. Как только мы придем к согласию, проект стартует. Более того, в будущем мы планируем подписать с НПО прикладной механики и контракт на производство навигационного оборудования.

- Мировой рынок спутниковой связи переживает не лучшие времена. В основном из-за краха амбициозных проектов типа Iridium, ICO Global и других. Не боитесь, что ваши деньги будут выброшены на ветер?

- На рынке производства и запуска спутников действительно свирепствует кризис - в целом емкость рынка сократилась примерно на сорок процентов. Но не все так плохо. Например, бизнес по производству и запуску спутников на геостационарную орбиту достаточно стабилен. В целом же кризис будет продолжаться до тех пор, пока телекоммуникационные компании опять не начнут вкладывать деньги в свой бизнес, предлагать клиентам новые услуги. Вне всякого сомнения, нужно инвестировать в технологии по предоставлению широкополосного доступа через спутник. На эту услугу будет высокий спрос со стороны пользователей Интернета. Перспективным представляется и рынок услуг, связанных с позиционированием и навигацией (его емкость, по оценкам Еврокомиссии, оценивается в 10 млрд долларов в год. - "Эксперт"). Здесь мы видим большое поле для кооперации с Россией. Европа сейчас реализует программу создания системы спутниковой навигации Galileo. Предполагается, что группировка спутников начнет функционировать в две тысячи восьмом году. Преимущество этой системы в том, что ею смогут воспользоваться абоненты как российской системы ГЛОНАСС, так и американской GPS. Участие России в проекте Galileo, с одной стороны, может уменьшить его общую стоимость (три миллиарда восемьсот миллионов долларов), а с другой - повысить качество предоставляемой клиентам навигационной информации.

- Какие программы сотрудничества в области пилотируемой космонавтики Италия вместе с Европой может предложить России?

- Это в основном проекты, касающиеся МКС. Alenia Spazio уже договорилась с РКК "Энергия" о совместной работе в России по созданию систем заправки и причаливания автоматического передвижного модуля ATV. Это вспомогательный корабль, который создается под эгидой Европейского космического агентства (ЕКА). Система стыковки для ATV будет сделана на основе бартерного соглашения между "Росавиакосмосом" и ЕКА, после чего корабль предполагается запустить на ракете Arian.

Кроме того, сейчас мы обсуждаем с Россией возможность участия вашей страны в программе конструирования многоразовых космических кораблей нового поколения, аналогичных американским шаттлам. Идет работа над технико-экономическим обоснованием этой программы. У России накоплен богатый опыт по созданию челноков, есть масса неординарных технологических решений. Но решающим фактором здесь все-таки станут деньги. Чем больше инвестиций, тем больше роль России в этой программе.

- У России лишних денег на космос нет. Европа и США тоже не спешат раскошелиться - финансирование МКС постоянно сокращается.

- Это так, но никто не говорит, что финансирование не возобновится. Сейчас все зависит от NASA, ЕКА и "Росавиакосмоса". Мы ждем и надеемся на лучшее. Европа вложила более десяти миллиардов долларов в орбитальную станцию. И сейчас для нас крайне важно обеспечить независимый доступ к МКС с помощью кораблей многоразового использования. В сегодняшней ситуации, после трагической гибели Columbia и приостановки полетов шаттлов, я думаю, что развитие этих проектов будет ускорено.

- С космосом все ясно, давайте перейдем к самолетам. Буквально за неделю до вашего приезда глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев заявил, что не вполне удовлетворен темпами сотрудничества с Европой, в частности с корпорацией EADS (она контролирует концерн Airbus). Россия осталась за рамками программы строительства пассажирского лайнера-супергиганта A-380 (на пятьсот пятьдесят пять мест), хотя первоначально предполагалось ее активное участие в этом проекте. Это произошло в основном из-за противодействия компаний - партнеров EADS, в том числе и компании Alenia. Чем вы недовольны?

- Дело не в нашей компании. Alenia действительно один из основных инвесторов в программу A-380. Мы технически участвуем в создании этого лайнера, поставляем комплектующие. Но мы не определяем интеграционную политику EADS. В этой корпорации главную роль играют Франция и Германия. Именно с этими двумя странами у России наиболее тесные связи, с ними вам и предстоит преодолевать разногласия. Тем не менее подписанное между Россией и Италией соглашение о сотрудничестве в аэрокосмической сфере наверняка будет способствовать тому, чтобы Европа шире открыла дверь для России.

- То есть в будущем участию России, например в программе создания грузового A-380, на которое надеется руководство "Росавиакосмоса", европейцы препятствовать уже не будут?

- Все очень просто. Пул основных участников программы Airbus давно сформирован (в него входят Франция, Германия, Великобритания и Испания. - "Эксперт"). Но есть много европейских государств, которые могли бы участвовать в этой программе как субподрядчики. Наш опыт взаимодействия с Россией показывает, что такое сотрудничество вполне реально - в этом нет ничего невозможного. Я думаю, с EADS и Airbus у вас все разрешится само собой.

- Минуточку. Летом две тысячи первого года президент EADS Филипп Камю и главный исполнительный директор Airbus Густав Хумберт в один голос уверяли нас, что российский авиапром может стать полноправным членом программы строительства европейских самолетов, то есть частью концерна Airbus. Это предложение было сделано России в расчете на рост мирового рынка самолетов. Но потом в авиапроме разразился кризис, и все проекты были заморожены. Не повторится ли то же самое с Италией?

- Это естественно, что сотрудничество рождается на растущем рынке, к которому относится и Россия. Проблема заключается в том, что российский рынок пока еще не интегрировался в объединенную Европу. Для европейцев он остается во многом закрытым. Если бы Россия более активно проводила политику открытого рынка, это способствовало бы общему росту спроса, и результат, возможно, был бы иной. Вы привели пример Airbus. Это особый случай. Там очень сложная система взаимоотношений. У нас все проще. Наше сотрудничество предусматривает реализацию проектов между конкретными российскими и итальянскими предприятиями. Поэтому проблем возникнуть не должно.

- На последнем авиасалоне в Фарнборо вы подписали соглашение с президентом корпорации Boeing Филом Кондитом об участии компании Alenia в создании стратегической системы противоракетной обороны (ПРО). Какой участок работы возьмет на себя Alenia?

- На самом деле у Alenia с Boeing есть только рамочное соглашение, а конкретный фронт работ пока не определен. Что мы будем делать, выяснится позднее. Скорее всего, сотрудничество пойдет в трех направлениях. Во-первых, американцы заинтересованы в возможностях нашего военного спутника Sicral, который обеспечивает связь между минобороны Италии и воинскими подразделениями. Sicral был запущен год назад. Он будет покрывать пространство над Европой и Ближним Востоком в течение десяти лет. Во-вторых, США могут использовать наш опыт, накопленный в области создания радаров. И наконец, в-третьих, их могут заинтересовать научные разработки нашей компании Quadrics - она уже давно работает для некоторых исследовательских центров США.

- Руководство Boeing предложило и России поучаствовать в создании ПРО. Наш президент Владимир Путин заявил, что в принципе не исключает такой возможности. Если партнерство состоится, это как-то повлияет на бизнес вашей компании?

- Пока сказать сложно. Но я не думаю, что произойдут какие-то кардинальные изменения. Россия рассматривается как один из множества европейских партнеров по программе ПРО.

- Летом две тысячи первого года шесть европейских государств - Германия, Великобритания, Франция, Швеция, Испания и Италия - заявили о намерении реализовать амбициозную программу создания беспилотного истребителя, который должен основать следующее поколение за разрабатываемыми сейчас боевыми самолетами Eurofighter и Rafale. Между тем в США такая программа действует уже несколько лет, есть проекты и в России. Почему Европа так поздно спохватилась?

- Здесь мы полностью ориентируемся на Америку. Концепция развития ВВС США предусматривает, что их воздушный флот будет состоять из боевых самолетов двух типов - пилотируемых истребителей пятого поколения JSF и беспилотных самолетов, изготовленных с использованием технологии stealth. Узнав это, в Европе тоже почувствовали необходимость создания таких аппаратов. Поэтому мы приступили к своей, чисто европейской программе беспилотников UAV.

- Но американцы тратят на опытно-конструкторские разработки своих истребителей вчетверо больше европейцев - сорок миллиардов долларов против десяти. Насколько конкурентоспособен по техническим характеристикам ваш самолет будет в сравнении с американским?

- Конкурировать с США по всем системам самолета невозможно. В принципе мы можем сделать вполне конкурентоспособную модель, если у нас будет соответствующее финансирование. Но вы правильно сказали, что европейский бюджет этой программы составляет двадцать пять процентов от американского. А если мы возьмем расходы Европы и США на научные исследования по проекту беспилотных истребителей, то это соотношение составит один к шести не в нашу пользу. Поэтому мы вынуждены проводить селекционную работу, что-то ужимать - у нас же нет таких денег, как у американцев. Но это не страшно, США ведь не рассматриваются нами в качестве военного противника. Точно так же, как и Россия.

- На какой объем сотрудничества с Россией в аэрокосмической сфере рассчитывает выйти Италия?

- Я думаю, что можно вести речь о трех миллиардах долларов в течение десяти лет.

Интервью взял Алексей Хазбиев

Что такое итальянский авиапром

Аэрокосмическая промышленность Италии состоит более чем из трех десятков предприятий. Но в мире широко известны только четыре: Agusta (выпускает одноименные боевые ударные вертолеты), FiatAvio (самолеты и ракетные двигатели), группа Alenia (выпускает спутники, системы навигации и истребители Euro) и Marconi (средства связи, разведки и обнаружения). Все они объединены в полугосударственный концерн Finmeccanica. Это крупнейшая интегрированная структура в европейской аэрокосмической отрасли после EADS. Уставный капитал Finmeccanica - 6,2 млрд евро. На предприятиях концерна трудится 44 тыс. рабочих. Самый крупный вклад в бизнес Finmeccanica вносит группа компаний Alenia - консолидированный объем ее продаж составляет примерно 2 млрд долларов в год. Президент группы Alenia доктор Джорджио Заппа одновременно возглавляет Ассоциацию аэрокосмических предприятий Италии (AIAD) и занимает руководящие посты в концерне Finmeccanica. Доктор Заппа был активным сторонником интеграции Alenia и Finmeccanica в EADS. Руководство EADS предложило Finmeccanica создать совместное предприятие по разработке и производству боевых самолетов с равным участием и при этом обещало не продавать свой пакет акций в 46% в группе Dassault, с тем чтобы помешать семье Дассо заключить альянс с British Aerospace (BAe Systems) - прямым конкурентом Finmeccanica. Более того, топ-менеджеры EADS предлагали итальянцам приобрести 5% акций Airbus. Но эта сделка так и не состоялась. Против выступил премьер Италии Сильвио Берлускони, который предпочел сотрудничество с Boeing. Тем не менее опцион на акции Airbus по-прежнему сохраняется за Finmeccanica. Если сотрудничество итальянцев с Европой в гражданском авиастроении не заладилось, то в военной сфере успехи есть. Finmeccanica вместе с BAe Systems и EADS недавно договорились о создании СП, которое будет разрабатывать новые системы ПВО, боевые ракеты и ракетные снаряды 45 типов. Эта компания займет третье место на рынке ПВО после российского концерна "Алмаз-Антей" (производит С-300 и С-400) и американской корпорации Raytheon (выпускает системы Patriot).

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru