ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Лизинговые схемы. Документы, мнения.

Клебанов «подстрахует» бизнес ФЛК

С приходом министра Финансовая лизинговая компания постарается расширить объем операций в оборонном машиностроении, чтобы компенсировать «скромное» положение на рынке авиационного лизинга.

На прошлой неделе министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов был избран председателем совета директоров ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК). До последнего времени эта компания находилась «в тени» своего конкурента на лизинговом рынке – компании «Ильюшин Финанс», однако назначение Клебанова может кардинально изменить ситуацию. Участники рынка не исключают, что с приходом министра бизнес ФЛК станет более диверсифицированным. Если «Ильюшин Финанс» делает ставку на работу с предприятиями гражданской авиации, то ФЛК в значительной мере связана с лизинговыми проектами в оборонной промышленности, в том числе судостроении.

Финансовая лизинговая компания вышла на рынок лизинга в 1997 году, и тогда основное направление ее деятельности было связано с перевооружением российских мощностей ВПК, в первую очередь в области авиастроения. В 2001 году ФЛК выиграла тендер правительства РФ на получение государственной поддержки лизинговых программ в области гражданской авиации (вторым победителем был «Ильюшин Финанс»). По условиям конкурса, обе лизинговые компании должны были в обмен на бюджетную поддержку дать федеральным властям возможность получить контрольный пакет своих акций. Поэтому сегодня основные акционеры ФЛК – это правительство РФ (58% акций), Татарстан (20%), «Татнефть» и аффилированные с нею структуры (около 20%). В компании «Ильюшин Финанс» государству принадлежит 45% акций, еще 41,4% контролируется Национальным резервным банком (НРБ).

Первым проектом ФЛК в гражданской авиации стала сделка с хабаровской авиакомпанией «Дальавиа» (перевозчик получил в лизинг два среднемагистральных пассажирских самолета Ту-214). До сих пор основная деятельность ФЛК в области авиапрома связана именно со строительством Ту-214. Причем, по словам генерального директора ФЛК Евгения Зарицкого, спрос на эти самолеты на будущий год уже превышает предложение. «Казанское авиационное производственное объединение в следующем году может произвести всего четыре самолета, спрос же на них превышает шесть машин, – отметил г-н Зарицкий в беседе с корреспондентом RBC daily. – В ближайшее время мы планируем подписать контракты на поставку самолетов с несколькими крупными авиакомпаниями, входящими в десятку лидеров. Кроме того, на выставке МАКС-2003 будет заключен новый договор с «Дальавиа» на поставку 3 самолетов Ту-214».

В числе готовящихся «авиационных» сделок ФЛК – контракт по международному лизингу новых легких многоцелевых самолетов Ан-38 (изготовитель – Новосибирский авиазавод) для украинской авиакомпании «Карпатские международные авиалинии». По информации пресс-службы ФЛК, договор должен быть подписан в рамках переговоров на авиасалоне МАКС-2003. Правда, как отмечают эксперты, деятельность ФЛК в авиационной области все же выглядит достаточно «бледно» по сравнению с ее основным конкурентом – компании «Ильюшин Финанс». У последней по состоянию на январь 2003 года в активе сделки по сдаче в лизинг 16 самолетов Ил-96 для авиакомпаний «Аэрофлот – Российские авиалинии» и «Атлант-Союз», 46 самолетов Ту-204 (43 в пассажирском и 3 в грузовом вариантах) для авиакомпаний «Сибирь», «Красноярские авиалинии», «Ист Лайн» и «Кавминводы» и 3 самолета Ан-140 для авиакомпании «Сибавиатранс». Кроме того, в ближайшее время компания «Ильюшин Финанс» намерена подписать контракт на поставку четырех самолетов Ту-204-300 авиакомпании «Трансаэро».

«Позиции «Ильюшина» в авиапроме все же более сильные, чем у ФЛК, – сказал RBC daily редактор авиационного журнала «Воздушный транспорт» Игорь Григорьев, – особенно в свете намерения «Ильюшина» реорганизовать весь авиапром в вертикально интегрированную структуру и передать ее в доверительное управление частному капиталу, то есть им. Понятно, что если этот проект будет принят чиновниками, то управление доверят, скорее всего, «Ильюшину» как ее разработчику, а не ФЛК». Хотя, по-видимому, основной акционер «Ильюшин Финанс» – НРБ – не очень уверен в этом. Наличие второй лизинговой компании, работающей на государственные деньги, вызывает возмущение у председателя совета директоров НРБ Александра Лебедева. «Распределение ограниченных средств между двумя лизинговыми компаниями с государственным участием привело к распылению и без того скромных ресурсов и существенно снизило ожидаемый эффект от организации в России системы лизинга воздушных судов», – заявил г-н Лебедев на весеннем заседании правительства, посвященном проблемам отрасли.

Теперь же, с приходом Ильи Клебанова, как говорят участники рынка, становится понятно, что стратегии компаний расходятся: скорее всего, «Ильюшин Финанс» останется крупнейшим лизингодателем в области гражданской авиации, а интересы ФЛК постепенно сместятся в сторону оборонного машиностроения. «Лизинг авиатехники пока остается основной нашей сферой деятельности, – говорит Евгений Зарицкий, – на данный момент доля наших «авиационных» проектов в общем объеме сделок составляет более 50%, и пока такой расклад нас устраивает. Хотя вероятно, что к 2005 году произойдет распределение направлений и порядка 30% будет составлять авиапром, 35-40 – машиностроение и ВПК и около 30 – судостроение».

Три основных направления, которые собирается развивать ФЛК, – это лизинг ВПК, продукции машиностроения и судов. Как рассказал RBC daily представитель пресс-службы компании, уже оплачен первый заказ на санкт-петербургском судостроительном заводе «Пелла». Срок передачи судна лизингополучателю – госпредприятию, обслуживающему Махачкалинский порт, – октябрь текущего года. Программа рассчитана на 5 лет и предусматривает производство свыше 25 судов для 12 портовых хозяйств России. Еще одно направление деятельности ФЛК – модернизация основных средств предприятий ВПК. Так, программа лизинга производственного оборудования для ОАО ММЗ «Авангард», входящего в концерн «Алмаз-Антей», будет осуществляться с привлечением ФЛК. «Сейчас мы начинаем осуществлять программу перевооружения КАПО и перевооружения ВПК «Сухой», – говорит Евгений Зарицкий.

Наталья Бендина, 20.08.2003
РИА «РосБизнесКонсалтинг»

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru