ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Земля: земельный рынок, подборка документов

Земля пошла в оборот

В России появился Закон об обороте сельхозземель. В конце июня его, наконец, приняла Госдума. Сам по себе факт этот стал своего рода революцией как для аграриев, так и для законодателей.

Вопрос об обороте сельхозземель был снят с повестки дня при обсуждении Закона РФ о земле и выведен в отдельный документ - столь сильны были разногласия депутатов. Но и этот отдельный документ, несмотря на пристальное внимание к нему Президента, был много раз переработан и перекроен с целью достижения компромисса между ярыми его противниками (аграрно-коммунистическим лобби) и сторонниками свободного оборота сельхозземель. И вот - свершилось. 10 июля 2002 г. Закон был утвержден Советом Федерации. Правда, и здесь не обошлось без пафоса: сенатор от Краснодарского края Николай Кондратенко назвал 10 июля самым трагическим днем в более чем десятилетней истории российского парламентаризма и предрек российскому селу печальное будущее. В июле Закон был одобрен Президентом. Он вступит в силу уже зимой 2003 г.

Иностранцам - ни пяди российской земли

В соответствии с Законом, владение и распоряжение землей сельскохозяйственного назначения обусловлено целым рядом ограничений, в случае нарушения которых земля может быть изъята у собственника. Главным спорным моментом Закона стало право иностранцев покупать земли сельхозназначения. В ходе обсуждения законопроекта еще на заседании Госсовета было предложено определить Указом Президента пограничные регионы и, как выразился губернатор Орловской области Егор Строев, "другие наиболее острые территории", где местные власти не готовы сами решить вопрос о возможности продажи земли иностранцам. Ожидалось, что Президент поступит именно так. Однако для того, чтобы найти "национальный консенсус" по такому сложному законопроекту, Президент все же решил немного отойти от первоначального правительственного варианта и согласился с возможностью законодательно запретить покупку земли иностранцами. При этом Владимир Путин напомнил, что "право иностранцев покупать землю существует во многих странах. Но, возможно, на каком-то этапе, пока мы не урегулируем рынок и не поймем, что происходит в этой сфере, не следует спешить с продажей земли иностранцам".

На этом и порешили. В итоге Законом продажа земли не гражданам России запрещена. Иностранцы могут только взять землю в аренду, которая может быть долгосрочной - до 49 лет. То же касается и людей без гражданства, а также фирм, в которых доля иностранного капитала превышает 50%. Это решение во многом определило судьбу законопроекта и склонило на его сторону тех, кто раньше выступал категорически против введения сельхозземель в оборот, опасаясь "распродажи Родины". Правда, эксперты утверждают, что иностранный капитал без особых трудностей сможет обойти эти ограничения и приобрести землю через посредников. Регулирование же оборота земель в регионах возложено на местные власти. Цену, по которой субъект Федерации может купить у собственника землю, устанавливает Правительство. В Законе нет прямого запрета на изъятие сельхозучастков, однако основанием для этого может стать ущерб, нанесенный окружающей среде. При этом решение об изъятии может принять только суд. Преимущественное право при покупке земли у собственника имеют местные власти, и если в течение месяца субъекты Федерации отказываются от приобретения участка по заявленной цене, собственник может продать его другому покупателю, но цена не должна быть ниже предложенной субъекту Федерации.

По мнению главы Минэкономразвития Германа Грефа, принятый Закон является революционным, взвешенным и соответствует Земельному и Гражданскому кодексам. А сам факт его принятия имеет важное значение для упрощения отношений в АПК - ведь "теневой", полулегальный оборот сельхозземель существовал и до принятия Закона, что способствовало коррупции и придавало самым невинным операциям с землей криминальный оттенок. Наличие "теневого" оборота сельхозземель, кстати, было для многих депутатов одним из серьезных аргументов за принятие Закона - законодателям лишь оставалось закрепить "де-юре" то, что давно уже существует "де-факто".

Кроме того, и Минэкономразвития, и Правительство уверены, что Закон позволит создать условия для повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора. Ведь, по данным аграрного комитета Госдумы, в бюджете на 2003 г. доля сельского хозяйства составит, скорее всего, около 27 млрд. руб., в то время как для нормального развития сельского хозяйства необходимо 100-107 млрд. руб. Так что инвестиции сельскому хозяйству более чем нужны. И в этой области после принятия Закона наметились серьезные перспективы. Правда, основная доля инвестиций в российский сельскохозяйственный сектор - инвестиции иностранные. И, на первый взгляд, ограничения в Законе для иностранцев могли бы остановить инвесторов. Но, по мнению аналитиков, это играет не столь большую роль. До сих пор иностранные инвесторы спокойно работали с землей на правах аренды. По итогам 2001 г. доля привлеченных инвестиций в общем объеме вложений в сельское хозяйство России составила 33%. При этом около 6-7% данного объема, т. е. почти 2 млрд. долл., пришлось на иностранные инвестиции.

Центр реформы

Самым важным в принятом документе для законодателей стало то, что Закон не позволяет использовать сельскохозяйственные земли по другому назначению. Президент особенно настаивал на том, что в Законе должна быть прописана ответственность за нецелевое использование земли, чем склонил на свою сторону многих губернаторов. А глава аграрного комитета Госдумы Геннадий Кулик подчеркнул, что Закон этот просто необходим аграриям, поскольку в нем четко прописаны права 11,7 млн. человек, которые владеют земельными долями (в общей сложности объем этих долей превышает 170 млн. га сельхозземель). Теперь эти владельцы земельной собственности могут пустить свою землю в рыночный оборот.

Это давно уже происходит, поскольку значительное число собственников на селе не используют свою землю "на полную": одни уже разучились, другие боялись это делать из-за неясностей с законом, третьи давно уже "окольными путями" отдали ее на откуп фермерам. Теперь под этим оборотом появится законодательная база. Однако аренда паев, на чем настаивал Белый дом, так и не была депутатами отменена. Законодатели пришли в к выводу, что не стоит пока стремиться к идеалу, и закрепили законодательно существующий ныне порядок аренды (Правительство настаивало на том, чтобы отменить аренду паев и ввести практику их передачи в доверительное управление).

Появится теперь ясность и для фермерских хозяйств, которые существовали все это время фактически "на грани" закона. Многие фермерские земли просто рационально не использовались, поскольку хозяин не знал, что сулит ему завтрашний день. Однако, согласно Закону, физические лица в рамках одного административного района могут владеть не более чем 10% земель. И это даже меньше, чем планировалось вначале, правда, и это ограничение при желании несложно обойти. Несмотря на то, что принятый Закон устраивает далеко не всех, он уже содержит реальный механизм для оборота сельхозземель и для дальнейшего развития сельского хозяйства.

Что нас ждет завтра

Так, агропроизводители полагают, что решение вопроса об обороте земель будет способствовать появлению на селе эффективного собственника и нормального рыночного механизма перераспределения. Кроме того, с введением Закона российские хозяйства получат инструмент для получения кредитов. По словам президента российского агрохолдинга "Русагрокапитал" Якова Шляпочника, в соответствии с новым законодательством, трейдеры смогут увеличить объемы префинансирования посевных и уборочных кампаний, если будут иметь в залоге землю или банковскую гарантию, обеспеченную залогом. Особенно это касается крупных агропромышленных холдингов.

Однако, по словам Шляпочника, мелким хозяйствам воспользоваться новыми возможностями будет сложнее. Правда, при этом глава "Русагрокапитала" считает, что новый Закон оставляет местным властям право исходить из политической конъюнктуры, а не экономической целесообразности при регулировании сельскохозяйственной деятельности. "Этот Закон будет носить рамочный характер, что предоставит субъектам Федерации право детализировать земельные отношения с учетом специфики региона вплоть до введения моратория на оборот сельхозземель", - полагает он. Вместе с тем, по мнению Шляпочника, данный документ является лишь частью нового аграрного законодательства, которое необходимо создать. Сейчас, когда в негосударственном секторе производится более 90% всей сельхозпродукции, участие государства должно быть минимальным, и создание правовой основы рыночных преобразований в аграрном секторе как раз и есть одна из форм такого участия.

Интересы церкви

В процессе разработки нового Закона начала предъявлять свои права на землю и Русская православная церковь. Патриарх Алексий II даже предложил свою поправку в Закон, которая предполагает передачу православным монастырям земель, которые они возделывают. Патриарх считает, что земли эти возделываются в том числе и для многочисленных паломников. В качестве примера он ривел Троице-Сергиеву Лавру, где, по его словам, сегодня ежедневно приходит на трапезу около тысячи человек. Вопрос возвращения Русской православной церкви земельной собственности, утраченной после 1917 г., Алексий II уже обсудил с представителями Совета Федерации

Предложение нашло понимание у главы комитета СФ по аграрно-продовольственной политике Ивана Старикова, который считает, что восстановление земельной собственности РПЦ поможет сохранить значительную часть земельного фонда страны от незаконной распродажи земли. Сенатор считает, что восстановление земельной собственности должно проводиться на основе предоставления земель сельхозназначения из фонда перераспределения, а также путем заключения добровольных договоров. Основными экономическими принципами восстановления земельной собственности РПЦ станут целостность, сохранность, неотчуждаемость, неделимость, неприкосновенность (гарантия от конфискации), целевое использование, а также участие в рыночном обороте сельхозземель через механизм аренды.

"Аграрно-продовольственный комплекс, получивший новый импульс с принятием Закона "Об обороте сельхозземель", нуждается в таком традиционно эффективном собственнике и хозяйствующем субъекте, как Русская православная церковь", - заявил Иван Стариков. По его мнению, это поможет создать в сельской местности центры экономической и политической стабильности. Сенатор считает, что должен быть разработан специальный Закон "О восстановлении земельно-имущественного комплекса Русской православной церкви и других традиционных конфессий". Но, учитывая то, сколько времени заняли у законодателей подготовка, обсуждение и принятие законов о земле и об обороте сельхозземель, можно смело сказать, что до возвращения РПЦ конфискованных земель все же пока еще далеко.

Светлана Карташова

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 9

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru