ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Лизинговые схемы. Документы, мнения.

Лизинг - еще и инвестиционный механизм


Лизинг рассматривался, в силу льготного налогообложения, как особая форма поддержки малого предпринимательства, причем отмена налоговых и других льгот приводила к отрицательным последствиям.

Одним из важнейших шагов в регулировании лизинга в РФ считается принятие Федерального закона "О лизинге" в октябре 1998 года, хотя еще в период подготовки закон вызывал многочисленные замечания и нарекания. Так, в октябре 2000 г. прошли парламентские слушания "Основные направления развития лизинга в России".

Рассматривались два основных варианта изменений ФЗ "О лизинге". Законопроект, внесенный депутатом А. Г. Пузановским, основными принципами которого являлись утверждения, что лизинг не является разновидностью арендных отношений; ФЗ "О лизинге"имеет превосходство перед ГК РФ при регулировании лизинговых отношений и требуется максимально подробная и детальная регламентация действий участников лизинговой сделки. Предложения депутатов А. Г. Аксакова, И. Д. Грачева, В. А. Семенова и В. Н. Тетерина заключались в противоположных утверждениях - лизинг (финансовая аренда) - разновидность арендных отношений; ФЗ "О лизинге" должен соответствовать Гражданскому кодексу РФ, как это предусмотрено п. 2 ст. 3 ГК РФ и предоставлена достаточная свобода сторонам сделки при определении условий договора.

Принятый 29 января 2002 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" урегулировал некоторые противоречия, которые были в старой редакции закона. Наименование закона, как и слово "лизинг", заменено на "финансовую аренду (лизинг)". Изменилось и определение понятия "лизинг". В новой редакции закона лизинг определяется как "совокупность экономических отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга". Но изменение понятия "лизинговая деятельность" все еще подтверждает инвестиционную направленность лизингового механизма. Определение "договора лизинга" полностью соответствует определению, данному в Гражданском кодексе, параграф 6 "Финансовая аренда".

При этом следует разделять экономические и правовые подходы к пониманию лизинга. С точки зрения экономистов лизинг имеет ярко выраженную инвестиционную направленность. Так, при осуществлении лизинговой сделки обязательным ее элементом является инвестирование в приобретение основных средств (предмета лизинга).

Лизинговые сделки совершаются в большинстве своем финансовыми и инвестиционными организациями, при этом факт инвестирования денежных средств сопряжен с различными видами рисков. С правовой точки зрения лизинг является ни чем иным, как финансовой арендой. Но в условиях российской экономики для того, чтобы лизинг был признан и получил широкое распространение, нужно воспринимать его именно как инвестиционный механизм.

Лизинг как вид инвестиционной деятельности должен быть поддержан государством. Меры государственной поддержки лизинга в России в большинстве своем носят декларативный характер, и для их реализации требуется разработка целевых пакетов подзаконных актов, регулирующих лизинговые операции и государственную поддержку лизинга в отдельных отраслях.

Федеральным законом от 6 августа 2001 года N 110 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", были определены нормы главы 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса, оказывающие существенное влияние на развитие лизинговой индустрии в России.

Окончательное принятие главы 25 НК РФ внесло дополнительные изменения, которые касались порядка определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, включения имущества, полученного/переданного в лизинг в соответствующую амортизационную группу (в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы) стороной, на балансе которой будет содержаться имущество (при этом свободный выбор балансодержателя сохраняется), выбора метода начисления амортизации - линейного и нелинейного, права применения коэффициента ускоренной амортизации - не выше трех. Причем это право может быть реализовано как при линейном, так и при нелинейном методе начисления амортизации. Но на основные средства, относящиеся к 1 - 3 группам (срок полезного использования от 1 до 5 лет), не может быть применен коэффициент ускорения, если используется нелинейный метод.

Установлены ограничения, касающиеся ввоза автомобилей и микроавтобусов со стоимостью свыше 300 тыс. рублей и 400 тыс. рублей соответственно. Норма амортизации на такие средства составит 0,5 от действующей нормы, при этом коэффициент ускорения составит соответственно 1,5 вместо 3. Такой барьер затронет прежде всего ввоз импортных автомобилей и микроавтобусов, стоимость которых превышает указанные суммы, таким образом прослеживается поддержка отечественных производителей. Коренных изменений, повлекших за собой ухудшение на рынке лизинговых услуг, новый НК РФ не внес.

На самом деле использование благоприятного амортизационного и налогового режимов является не льготами или уступками, а объективными чертами, которые присущи лизингу, без которых он существовать и развиваться не сможет. Ускоренная амортизация, которая считается отрицательным моментом налоговой политики государства, на самом деле является выгодной для самого государства: позволяя производственным предприятиям снижать налогооблагаемую базу сегодня, оно помогает тому, что завтра сэкономленные средства будут направлены на развитие производства. Лизинг, помогая встать на ноги малым предприятиям, модернизировать производство, выпускать конкурентную продукцию, как следствие, помогает увеличивать налоговые поступления в бюджет.

Помимо ускоренной амортизации во многих странах одним из существенных государственных стимулов развития рынка лизинговых услуг является "инвестиционная скидка", которая представляет собой снижение налоговых платежей в случае реинвестирования прибыли компании в оборудование и некоторые другие активы. Инвестиционная скидка предоставляется в процентах к общему объему новых капиталовложений или капиталовложений в новое оборудование.

Все вышеперечисленное показывает, что государственное регулирование лизинговых отношений в Российской Федерации проходит период становления. Одним из обязательных условий дальнейшего успешного развития и функционирования лизингового бизнеса является его надежное правовое обеспечение нормами законодательства. Все без исключения участники лизинговой сделки заинтересованы в строгих юридических гарантиях надлежащего выполнения договорных обязательств. С учетом все более широкого применения лизинга в России субъекты Российской Федерации предпринимают собственные шаги по решению возникающих трудностей с применением лизинга.

Но для дальнейшего развития лизинга в России требуется приведение валютного и таможенного законодательства в соответствии с ФЗ "О лизинге", что позволит дать новый толчок развитию лизинга с использованием зарубежной техники и технологий. Так, необходимо внести изменения в ТК РФ в части сроков уплаты таможенных платежей и сборов на оборудование, ввозимое на территорию РФ с целью передачи в лизинг, в соответствии с ФЗ "О лизинге". Также требуется решение ЦБ РФ о лицензировании операций, связанных с движением капитала, и относительно текущих операций в соответствии с ФЗ "О лизинге".

В связи с присоединением к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге регулирование международного лизинга ФЗ "О лизинге" является нецелесообразным и влечет за собой ряд проблем, связанных с соответствием условий, установленных в нем, с соответствующими нормативными актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность и вышеуказанной Конвенции.

Если сделка лизинга является международной, то существует три возможных варианта применимого к ней права:

- право страны, избранное сторонами сделки, применяется, если стороны определили право при совершении сделки либо в результате последующего соглашения. Здесь не существует никаких ограничений в выборе. Это может быть как право страны лизингодателя или лизингополучателя, так и право любой другой страны;

- Оттавская Конвенция о международном финансовом лизинге используется, если лизингодатель и лизингополучатель не определили применимое право и находятся в странах - участниках Конвенции, или если договоры лизинга и поставки предмета лизинга регулируются правом одной из стран - участниц Конвенции;

- право страны лизингодателя применяется в случаях, когда сделка не регулируется Конвенцией, и стороны не определили применимое право.

Учитывая влияние, которое способен оказывать развитый рынок лизинговых услуг на инвестиционный климат в стране, этой проблеме стоит уделить пристальное внимание, и лизинг займет соответствующее мировой практике место в экономике России.

Материалы взяты с сайта: http://business.rin.ru/

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru