ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Лизинговые схемы. Документы, мнения.

Лизинг сегодня законный вид инвестиционной деятельности в России


В общем системном кризисе экономики России инвестиционный кризис является самым жестоким и тяжелым. По опубликованным данным в период с 1992 по 1997 годы при среднегодовых темпах падения валового внутреннего продукта на 7,5 %, валовой продукции промышленности на 10 % инвестиции в реальный сектор экономики сокращались в среднем за год более чем на 25 %. И это при том, что сегодня мы имеем 70 - 90 процентный уровень изношенности основных фондов большинства российских промышленных предприятий и предприятий сферы услуг. Очевидно, широкомасштабное перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий - ключ к решению экономических проблем России. Предельно ясно, что здесь без инвестиций в основные фонды не обойтись.

В свое время именно лизинг был предложен и поддержан правительством, как инструмент, позволяющий решать инвестиционные проблемы реального производства.

Сегодня он таким и остается, только теперь этот инструмент более выверен и отлажен, а в проекте закона "О лизинге" он определен как вид именно инвестиционной деятельности.

В кажущейся, на первый взгляд, сложности лизинговой сделки, на самом деле, заложена предельная простота и ясность взаимоотношений всех ее участников. Здесь каждый занимается своим делом: лизингополучатель с максимальной отдачей эксплуатирует поставленное оборудование и тем самым обеспечивает стабильность (экономическую и социальную) собственного предприятия. Поставщик оборудования обеспечивает комплектность поставки и гарантийное обслуживание, финансовое учреждение следит за выполнением кредитного договора, страховая компания оценивает риски сделки и отслеживает момент наступления страхового случая, а лизингодатель следит за правильностью использования лизингового оборудования и исправностью поступления лизинговых платежей. Именно на последнем, замыкаются все нити сделки. В результате, лизингополучатель с его ограниченными свободными финансовыми ресурсами не утруждает себя заботой поиска кредита в банке, относит приобретаемое оборудование на себестоимость продукции, причем по ускоренной в три раза амортизации и по расчетам специалистов, подтвержденным практикой, экономит 15 - 20 % от стоимости оборудования. Банк, или кредитное учреждение, получает гарантии возврата кредита и процентов по нему в виде реально существующего и исправно работающего оборудования. Лизинговая компания, как координатор интересов всех сторон сделки за свои хлопоты получает вознаграждение от лизингополучателя.

В настоящее время лизинг в основном ориентирован на работу с солидными в финансовом и экономическом отношении или обладающими высоким социальным статусом лизингополучателями. Например, компания "МЕДЛИЗИНГ" работает на уровне краевых и городских больниц. Эти медицинские учреждения платят 20 % предоплаты от стоимости оборудования и получают его в свое пользование с условием полной оплаты поставки в течение 2 - 10 лет. Обычно это оборудование первой необходимости, без которого невозможна современная диагностика при лечении детей, больных старшего возраста. Все оказываются в выигрыше от лизинга, и прежде всего - больные. Сплошь и рядом из-за отсутствия диагностического оборудования больных вынуждены направлять на обследование в больницы и поликлиники, зачастую находящиеся за сотни километров от их местожительства, где и своих больных сверх меры. Многие вынуждены оплачивать такие поездки за свой счет, выкраивая из далеко не богатого семейного бюджета последние рубли.
Для региональных администраций это важнейший вопрос социальной политики. Ведь в данном случае поставляется высококачественное и высокопроизводительное оборудования, гарантирующее самый широкий охват пациентов, и, следовательно, доступность медицинских услуг для всех слоев населения. Многие руководители регионов нас понимают и поддерживают. Они выступают гарантами во взаимоотношениях лизингополучателя с лизинговой компанией. Хотя, существующая сегодня практика формирования бюджетов всех уровней предусматривает финансирование только жизненно необходимых затрат.

В условия лизинга, как минимум, входит доставка оборудования заказчику, монтаж, пуско - наладочные работы, гарантийное обслуживание в течение года, обучение специалистов и врачей работе на аппаратуре, как в крупнейших клиниках Москвы, России, так и за рубежом. При этом оплата обучения учитывается в стоимости оборудования.

Основу законности сделок по лизингу оборудования до недавнего времени составляли глава в Гражданском кодексе (где лизинг именуется исключительно как финансовая аренда), да ряд постановлений правительства России и инструктивных писем финансовых и экономических ведомств. Нормативная база при отсутствии сильных традиций лизинга в России "по определению" грешит неопределенностями и противоречиями, усложняет схемы сделок и допускает вольность толкования тех или иных действий участников сделки фискальными органами. Это делает российский лизинг бизнесом с высокими рисками и отпугивает реальных инвесторов как российских, так и зарубежных.

В июне-июле, с незначительным разрывом по времени, прошли второе и третье чтения федерального закона "О лизинге". Более чем затянувшийся срок подготовки второго чтения был вызван не столько большим количеством поправок (их поступило около 300), сколько значительной остротой и противоречивостью содержавшихся в них предложений. Одни настаивали на том, что Гражданский кодекс самодостаточен для регулирования лизинговых отношений и самостоятельный закон не нужен, другие пытались описать в законе всю гамму правоотношений лизингового бизнеса, третьи делали основной упор на вопросы амортизации оборудования и недвижимости, настаивали на законодательном закреплении или развитии существующей но часто не работающей, системы льгот для лизинговых компаний, четвертые пугали этими льготами, подрезающими, по их мнению, принципы конкуренции и т. д.

Разработчиками закона была сделана попытка согласовать большинство, подчас противоречивых, мнений, что позволило подойти ко второму чтению с проектом, который, по мнению многих депутатов и специалистов, стал более содержательным, более юридически выразительным и нормативно строгим.

В принципе, ратификация в начале 1998 года нашим парламентом конвенции УНИДРУА позволяет работать лизинговым компаниям на внешнем рынке в соответствии с международными требованиями. Но несоответствие нормам конвенции норм лизинговой деятельности внутри страны не дает возможности в полной мере воспользоваться преимуществами, заложенными в этой конвенции, повышает риски иностранных инвесторов, что неизбежно влечет за собой удорожание инвестиционных проектов для российского участника. И здесь речь идет, прежде всего, о защите прав инвестора, то есть того, кто "за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю... во временное владение и пользование с переходом или без перехода..." к последнему права собственности на этот предмет. Собственно говоря, вся вторая глава закона, а это треть всего его объема, посвящена именно этой проблеме и является его основой (экономика лизинга в той или иной мере уже была прописана в различных нормативных актах правительства и в основном эти нормы опробованы на практике).

Она настолько подробно описывает весь процесс заключения и реализации сделки, что уже сейчас, до принятия закона, может служить ориентиром для многих участников рынка. Еще важно то, что многие нормы этой главы можно трактовать как нормы прямого действия.

В силу специфики предмета закона ("по экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям") он неизбежно вторгается в сферу кредитно - денежных и финансовых отношений. Здесь, очевидно, потребуется внесение изменений в гражданский, налоговый и таможенный кодексы. Учитывая, что это достаточно сложная процедура, разработчики закона постарались как можно подробнее, и в соответствии с действующим законодательством, прописать весь перечень инвестиционных затрат, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга, порядок взаиморасчетов, механизм ускоренной амортизации и пр. Теперь, по нашему мнению, внесение поправок в указанные законодательные акты во многом будет "делом техники".

В России пока только говорят об ожидаемом лизинговом буме, но все предпосылки к этому, на наш взгляд, имеются. По крайней мере, динамика объемных и качественных показателей рынка лизинговых услуг позволяет на это надеяться. И здесь мы, конечно, рассчитываем на государственную поддержку, формы которой наработаны мировым опытом и отечественной практикой.

К сожалению, в силу чисто технических причин, в законе напрямую не нашли отражение вопросы лизинга в сфере малого и среднего бизнеса. Единственное, что нам удалось, это включить физических лиц в состав возможных участников лизинговых сделок. Хотелось бы, чтобы более четко и подробно были определены нормы, касающиеся лизинга недвижимости, страхования сделок.

Материалы взяты с сайта: http://business.rin.ru/

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru