ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google



>  Лизинговые схемы. Документы, мнения.

Лизинг недвижимости и эффективное управление земельными ресурсами

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Земельные ресурсы, с позиций собственника (в том числе и в первую очередь в условиях РФ, государственного или муниципального собственника), являются одними из важнейших ресурсов, обеспечивающих:

- достижение стратегических целей собственника (стратегических целей государственного и муниципального управления);

- решения главных задач собственника (в том числе, сформулированных в государственных и региональных программах социальных, экономических, экологических и др. преобразований и развития).

Подобная же важная обеспечивающая роль земельных ресурсов имеет место для негосударственных собственников (особенно – для крупных собственников). Среди других типов обеспечивающих ресурсов: финансовые, трудовые, материально-технические, информационные и т.д., а также подобные земельным ресурсам ресурсы типа недвижимости.

Таким образом, цели и задачи управления земельными ресурсами являются вторичными, обеспечивающими в сравнении с главными целями и задачами собственника (соответственно, для государственного и муниципального собственника – декларированными целями и задачами общественно полезного, социально справедливого, национально безопасного, экономически эффективного государственного и муниципального управления).

В числе наиболее часто формулируемых целей и задач управления земельными ресурсами, стоящими перед государственными и муниципальными собственниками, можно отметить экономически эффективное использование и развитие земельных ресурсов (недвижимости) и наполнение бюджета, а также максимальное улучшение положительного бюджетного баланса, рост поступлений и сокращение расходов при выполнении поставленных ограничений, нормативное (экологически, биологически и т.п.) содержание земель.

В Федеральной концепции управления государственным имуществом земельные участки упомянуты в составе управляемого государственного имущества (федеральной недвижимости). Таким образом, сформулированные в Концепции цели максимального увеличения доходности и поступлений в федеральный бюджет за счет операций с государственным имуществом (и, соответственно, федеральной недвижимостью) охватывает и земельные ресурсы. Сегодня определена идея создания и правового урегулирования единых объектов управления, включающих земельные участки и иные объекты недвижимости, единых имущественных комплексов типа “здания – земля – инфраструктура”. Цели и задачи оптимизации структуры государственного сектора, имущественных комплексов унитарных предприятий, выявления и приватизации излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального недвижимого имущества в полной мере распространяется на земельные ресурсы, входящие в упомянутые единые объекты и имущественные комплексы.

Экономически эффективное управление земельными ресурсами основывается на всестороннем анализе финансовых потоков, в той или иной форме наполняющих и расходующих бюджет собственника в связи с реализацией своих правомочий и обязанностей по отношению к принадлежащей им земельной собственности, а также от взаимодействий с другими земельными собственниками. Речь идет обо всех видах собственников (всех уровней государственной федеральной, субфедеральной и муниципальной, а также негосударственной, в том числе, частной собственности), действующие на территории данного субъекта управления.

Множество источников поступлений в бюджет (а также иные внебюджетные фонды) от действий с земельными ресурсами целесообразно систематизировать следующим образом:

- бюджетные поступления от реализации правомочий распоряжения – от операций с правовым статусом земельных ресурсов (продажа, приватизация и т.п.);

- бюджетные поступления от реализации правомочий пользования – по результатам эффективного использования земельных ресурсов (сдача в различные формы аренды, отчисления по результатам хозяйственной деятельности с участием государственного и муниципального собственника);

- налоговые поступления, а также бюджетные поступления по результатам лицензионной, контрольно-ревизионной и иной подобной управленческой деятельности (штрафы, лицензионные и иные сборы, пени и т.д.).

Среди направлений расходования бюджетных средств (в сфере управления земельными ресурсами) должны быть не забыты следующие:

- расходы, связанные с осуществлением обязанностей собственника по ответственному содержанию объектов в рамках установленных градостроительных норм, стандартов и правил (биолого-почвенных, сельскохозяйственных, строительных, архитектурно-планировочных, санитарно-эпидемиологических и т.п.), охране, страхованию и т.д.;

- расходы для реализации полномочий владения, в том числе, на плановое развитие земельных ресурсов (улучшение земель, изменение направлений использования, новое строительство и др.).

Для полноты анализа и выявления потенциала эффективного управления необходимо учитывать как реальные финансовые потоки прямых доходов и расходов (бюджетные поступления от продаж, налоговых платежей, бюджетные расходы на содержание, принудительный выкуп и т.д.), так и условные финансовые потоки:

- упущенные доходы (например, из-за предоставляемых льгот, неправильно установленной нормативной базы и т.д.);

- возможные рисковые ущербы (с учетом резервных фондов, заложенных на случай таких негативных вероятностных событий);

- потенциально возможные сопутствующие доходы и расходы, определяемые как следствие основной деятельности конкретных объектов, как, например: рост налогооблагаемого дохода гостиничного и торгового бизнеса в связи с возможностями более эффективного использования расположенных на земельных участках зданий и помещений (городских залов собраний, объектов-памятников и т.д.).

Сегодня лизинг недвижимости носит в большей степени оперативный характер, то есть имущество передается в аренду на срок, который короче его экономического функционирования (амортизационного периода). При этом отношения между арендатором и арендодателем заключаются в виде соглашения (договора аренды) на сравнительно небольшой срок. Аренда за пользование земельным участком, в качестве платежа за использование земли, по уровню выше земельного налога, что должно содействовать вовлечению земли в экономический оборот. Уровень арендной платы в настоящее время устанавливается по усмотрению собственника (по усмотрению местных администраций на государственные земли). Расчет арендной платы осуществляется на основе ставок земельного налога с учетом территориально-экономического зонирования и площади земельного участка. Кроме того, арендная плата сегодня увязывается с видом деятельности (применяется корректирующий коэффициент на вид деятельности). Арендатор осуществляет свою деятельность с момента регистрации, обязуется не вмешиваться в хозяйственную деятельность арендодателя и уплачивать арендную плату с момента регистрации договора аренды.

В России сложилась практика регулирования арендной платы волюнтаристским путем, скачки цен на недвижимость влекут за собой стихийное изменение арендной платы, как правило, в сторону ее увеличения. Представляется целесообразным, увязывать арендную плату с уровнем цен на землю и недвижимость (земельно-имущественный комплекс в целом). В настоящее время налоги от недвижимости в России составляют не более 1% в бюджете страны, тогда как еще в 1914 году эта доля была более 60%. В развитие рынка недвижимости возможно заложить рыночную составляющую в базовый принцип расчета арендной платы. Ставка аренды недвижимости может составлять 1,5-3% от рыночной цены недвижимости, которая в свою очередь различна за счет фактора местоположения и имеет тенденцию роста в центре и снижения к периферии территории. При расчете арендной платы не должен учитываться вид деятельности. Арендная плата (лизинг недвижимости) в условиях рынка выступает экономическим регулятором эффективного использования земли и планирования использования земель. Возможно применение повышенных ставок аренды для “вредных” предприятий с целью изменения их местоположения, например, высвобождение земли в центре города или высвобождение “излишней” земли.

Задача измерения потенциала развития как потенциала эффективного управления является одной из ключевых. Определение меры и направлений возможных улучшений является необходимым условием для выработки стратегии и тактики эффективного управления.

Применительно к объектам недвижимости типа свободных земельных участков, участков с объектами незавершенного строительства, участков и объектов, возможных или предназначенных для улучшений, задача измерения потенциала развития включает такие компоненты как:

- анализ градостроительного назначения данной территории, данного земельного участка и объекта (если в градостроительных документах, генплане есть информация непосредственно для данного объекта);

- исследование секторов рынка недвижимости, в рамках которых возможно развитие деятельности рассматриваемого объекта и реализация результатов развития;

- оценка реальной осуществимости развития земельных участков по всем аспектам возможной реализации: правовой, физической (производственно-технологической и т.п.), организационно-правовой, и финансовой.

Для более сложных и продолжительных во времени проектов развития, в том числе, когда результат развития остается у заказчика как приносящая доход недвижимость, необходимо применять более сложные динамические модели.

Доклад на конференции: Перспективы развития лизинга в Поволжье

ГАРМАШ Л.П., к.э.н., ст. преподаватель кафедры экономики национальных природных ресурсов Самарской государственной экономической академии.

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru