ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Законы Российской Федерации

Закон о гражданстве, мигранты и интересы России

Валерий Тишков , директор Института этнологии и антропологии РАН  

Текст выступления на Парламентских слушаниях   "Миграция в России: проблемы и противоречия". 4 апреля Государственная дума РФ

Новый закон о гражданстве Российской Федерации в случае его окончательного одобрения в нынешнем виде не исправляет, а усугубляет некоторые совершенные ошибки и возникшие проблемы, связанные с распадом СССР. Ошибкой в 1991 году было отсутствие договоренности о введении исторического срока (например, десять лет) для определения бывшими гражданами СССР места выбора страны своего проживания и свободного обретения соответствующего гражданства. Распалась не империя, а распалось историческое российское государство, в котором граждане были связаны многими социальными, культурными и личностными связями. Вполне естественным было их желание в зависимости от ситуации в каждом из новых государств и собственных интересов определяться с тем, где им удобнее, безопаснее и перспективнее обеспечивать свое жизненное существование. Никакой другой принцип (место рождения, этническое происхождение, языковая компетенция и прочее) не может быть взят за основу обретения гражданства, ибо, как минимум, еще одно-два поколения (а возможно и дольше), многие бывшие жители СССР и даже вновь родившиеся, например, в Восточной Украине, северном Казахстане или в Крыму, будут ощущать себя единой социально-культурной общностью, что, кстати, они хорошо доказывают во время пребывания в эмиграции или дальних странах, где русские евреи, украинцы, армяне и другие говорящие на русском языке и жившие в СССР ведут себя как единая группа и даже играют все в тот же КВН. Поэтому человек, родившийся в Алма-Ате, учившийся в Ленинграде, работавший в Харькове, имел и должен сохранить право обрести гражданство не только трех государств (Казахстана, России и Украины), но и любого другого государства, образовавшегося на территории бывшего СССР. К сожалению, этот подход в условиях быстрого распада и нового геополитического соперничества, а так же в силу слабой компетенции новых лидеров и управленцев не был реализован, и возможность эта ушла в прошлое.

В таком случае нынешняя политика в сфере гражданства и миграции должна исходить из современных и будущих потребностей новых государств. В чем состоят эти потребности, если исходить из задач развития и обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения и национальной безопасности, на которую чаще всего ссылаются неофиты по части регулирования миграционной политики?

Почти для всех пост-советских государств, кроме Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, эти интересы состоят в привлечениии внешних демографических ресурсов, которые, помимо недр и промышленных предприятий, составляют основу социально-экономического развития государства. Причина такого особого интереса кроется в современном типе воспроизводства населения постсоветских государств, которое отличается низким или даже отрицательным естественным ростом (смертность выше рождаемости). Кроме того, ряд стран (Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина и страны Балтии) переживали в 1990-е годы заметную утрату населения через эмиграцию, которая направлялась в Россию или в страны Запада. В этом плане из всех постсоветских государств страной-получателем мигрантов была только Россия, которая благодаря данному обстоятельству фактически компенсировала потери населения, если конечно считать всех иммигрантов, находящихся в стране.

В принципе за человеческие ресурсы должна была бы развернуться конкуренция между государствами бывшего СССР. Тем более , что советские граждане представляют собой вполне качественное и культурно схожее население, которое может относительно легко адаптироваться и приносить пользу стране нового проживания. Однако и этого вполне ожидаемого и рационального отношения к миграции не наблюдается. Главной помехой стала дискриминационная, основанная на неоправданных страхах . н а сиюминутных личных расчетах и на намеренно разжигаемых фобиях миграционная политика новых государств. Эта сфера государственного управления и эта сторона общественной жизни оказались новыми вызовами, для совладания с которыми не оказалось должной компетенции и благоприятного общественного климата. Во многих случаях возобладал шкурный интерес поживиться освобождающимся жильем или занять престижные должности отъезжающих на " исторническую родину". В ряде государств верх взял паталогический национализм, нацеленный на строительство этнически гомогенной нации с уверенным демографическим большинством. Потери, которые понесли от такой политики почти все постсоветские государства, намного больше, чем мифические выгоды с обеспечением становления новых независимых наций и их безопасности.

В выигрыше оказались пока только Российская Федерация, которая была и остается наиболее притягательным местом жизненного обустройства, уступая в этом преимуществе только, пожалуй, только странам Балтии. Тот трудовой вклад и те услуги, которые оказывают нашей стране постоянно переселившиеся или временные мигранты, поистине огромны, и эти дивиденты страна будет получать еще долго. Россия может и должна строить свою политику на дальнейшем привлечении иммигрантов из стран бывшего СССР. Ее территория и ресурсы, а также трудовые потребности вполне могут позволить прием не менее одного миллиона мигрантов в год. Селиться мигранты будут в городах, тем более , что процесс формирования городских центров далеко не исчерпан. Именно города составляют источник роста страны и ее дальнейшей модернизации. Попытки направить мигрантов на подъем пустующих территорий сельского заселения являются тщетными. Тем более , что адаптация мигрантов в селах идет гораздо сложнее по ряду объективных причин. Хотя не следует исключать варианты аграрного заселения на основе своего рода российской системы гомстедов (предоставления для мигрантов дешевых участков земли в личную собственность), что может быть притягательным для некоторой части сельского населения Молдовы, стран Закавказья и Средней Азии. Но и в этом случае территорией вероятного заселения могут быть только южная Сибирь, Поволжье и юг России. Несмотря на воспаленную реторику краснодарских и ставропольских шовинистов, эти земли заселены сравнительно слабо, если брать по мировым стандартам и по реальным возможностям эффективного хозяйствования.

Что нужно сделать в связи с намерением государства реформировать миграционную политику и "навести порядок" в данной сфере? Прежде всего, срочно решить проблемы облегченной регистрации и трудоустройства уже находящихся в стране нескольких миллионов временных (или незарегистрированных) мигрантов. Это должно включать и быстрое предоставление российского гражданства. Сделать это нужно как можно быстрее, чтобы новожители страны попали в учет так называемого постоянного населения, который пройдет в октябре 2002 года в ходе российской переписи. Будет позором, если несколько десятков тысяч турок-месхетинцев в Краснодарской и Ростовской областях не получат в ближайшие месяцы гражданство, которого они ожидают уже несколько лет после вынужденной миграции из Средней Азии. В Грузию эти жители России все равно не переедут и не нужно здесь питать иллюзии и укреплять отчуждение среди крайне полезных мигрантов.

Полученные в результате либерализации с получением статуса, включая получение гражданства (своего рода амнистии давних и недавних мигрантов из стран бывшего СССР, но не только их, ибо есть еще афганцы и курды, за которых мы тоже в ответе), дополнительные два-три миллиона жителей к общей численности смягчат апокалиптические прогнозы о вымирании россиян и не позволят России по численностьи населения уйти из первой десятки стран мира. Глупо в итоге, продиктованном антимигрантской ксенофобией и некомпетентностью недосчета населения страны позволить по этому показателю выйти вперед тому же Пакистану, где вообще с точки зрения населения настоящий "проходной двор". Высокий ранг государства с точки зрения численности аселения является не таким уж маловажным и об этом следует заботиться.

Чтобы исправить негативную тенденцию нескольких последних лет, когда многие молдаване и украинцы стали предпочитать уезжать на заработки не в Россию, а в Турцию, Болгарию, Грецию или Италию, нужно внести дополнение к принятому закону о гражданстве и установить для жителей постсоветских государств облегченные режимы въезда, получения права на работу и обретения гражданства. Этот вопрос имеет не только экономическое, но и политическое значение. Чем больше молдаван будет зарабатывать себе на жизнь в России, тем меньше будет антироссийских митингов в Кишеневе . Приравнивание граждан стран СНГ ко всем другим иностранцам по части въезда в Россию и проживания в ней — это саморазрушительный шаг с точки зрения экономики и политики.

Наконец, есть проблема адаптации и восприятия мигрантов в российском обществе. Вопросы криминального поведения или неуплаты налогов мигрантами должны быть адресованы не столько самим мигрантам, которые в массе своей ведут себя послушно и даже покорно, терпя многие лишения и сверхэксплуатацию их труда. Это есть вопросы обеспечения правил и условий их пребывания соответствующими органами власти, а также работодателями. Именно последние, а не сами мигранты, являются неплательщиками налогов. С них и должен быть первый спрос. Мигранты нуждаются в защите и поддержке со стороны остального общества, а не в презрении и отторжении. Для этого необходимо объяснять выгоды, которые страна и каждая конкретно местность получают от труда новых граждан и временных мигрантов. К сожалению, в России имеет место обратное: многие политики и СМИ занимают антииммигрантские позиции, разжигая неоправденные страхи и ксенофобию, вплоть до поощрения деятельности экстремистских групп.

У Росии скромный опыт приема большого числа мигрантов из других стран. В XX веке его вообще не было. Но в прошлые века именно массовые заселения мигрантов (немцев, поляков, корейцев) помогли освоению и развитию многих террторий страны. Сейчас наступил именно такой исторический период, когда без массовой внешней иммиграции страна не сможет развиваться .И благо, что эта иммиграция только формально является внешней, а на самом деле она остается движением населения в рамках исторического российского государства. Если Россия не воспользуется этой благоприятной ситуацией в ближайшее десятилетие, тогда ввозить иммигрантов придется из стран Африки и Азии. Они тоже могут быть неплохими и даже очень полезными новожителями страны, но свои, советские, все же лучше.

Мне предоставляется, что инициативу в обновлении иммиграционной политики могли бы взять на себя не столько Москва, сколько российские регионы, хотя в Москве и принимаются основные законы по части миграции и гражданства. Кто раньше поймет преимущества иммиграции, тот и выиграет в развитиии и в обустройстве собственного населения. К сожалению, в некоторых регионах, особенно в южно-российском, " иноэтничные мигранты" рассматриваются как основная причина социальных проблем и конфликтов, принимаются дискриминационные акты и осуществляются насильственные действия против мигрантов, предлагаются несостоятельные проекты федеральных законов по миграции (совместный проект Краснодарского края и Республи Адыгея) . п ри такой политике в данном вопросе ситуация будет только ухудшаться, особенно по мере демографического роста тех же месхетинских турок и укрепления их способности к самоорганизации в условиях изоляции и жестокого противостояния. Вариант с переселением в Грузию нереалистичен и неосуществим по целому ряду причин, а насильственное переселение невозможно. Как бы не было трудно менять в этом вопросе давнюю политику местных властей и части экспертного сообщества в сторону скорейшей интеграции мигрантского населения, но делать это придется, и чем раньше, тем лучше. А на Закон о гражданстве было бы полезно наложить президентское вето.

Автор: Валерий Тишков , директор Института этнологии и антропологии РАН

(Текст выступления на Парламентских слушаниях

"Миграция в России: проблемы и противоречия".

4 апреля Государственная дума РФ)

Новый закон о гражданстве Российской Федерации в случае его окончательного одобрения в нынешнем виде не исправляет, а усугубляет некоторые совершенные ошибки и возникшие проблемы, связанные с распадом СССР. Ошибкой в 1991 году было отсутствие договоренности о введении исторического срока (например, десять лет) для определения бывшими гражданами СССР места выбора страны своего проживания и свободного обретения соответствующего гражданства. Распалась не империя, а распалось историческое российское государство, в котором граждане были связаны многими социальными, культурными и личностными связями. Вполне естественным было их желание в зависимости от ситуации в каждом из новых государств и собственных интересов определяться с тем, где им удобнее, безопаснее и перспективнее обеспечивать свое жизненное существование. Никакой другой принцип (место рождения, этническое происхождение, языковая компетенция и прочее) не может быть взят за основу обретения гражданства, ибо, как минимум, еще одно-два поколения (а возможно и дольше), многие бывшие жители СССР и даже вновь родившиеся, например, в Восточной Украине, северном Казахстане или в Крыму, будут ощущать себя единой социально-культурной общностью, что, кстати, они хорошо доказывают во время пребывания в эмиграции или дальних странах, где русские евреи, украинцы, армяне и другие говорящие на русском языке и жившие в СССР ведут себя как единая группа и даже играют все в тот же КВН. Поэтому человек, родившийся в Алма-Ате, учившийся в Ленинграде, работавший в Харькове, имел и должен сохранить право обрести гражданство не только трех государств (Казахстана, России и Украины), но и любого другого государства, образовавшегося на территории бывшего СССР. К сожалению, этот подход в условиях быстрого распада и нового геополитического соперничества, а так же в силу слабой компетенции новых лидеров и управленцев не был реализован, и возможность эта ушла в прошлое.

В таком случае нынешняя политика в сфере гражданства и миграции должна исходить из современных и будущих потребностей новых государств. В чем состоят эти потребности, если исходить из задач развития и обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения и национальной безопасности, на которую чаще всего ссылаются неофиты по части регулирования миграционной политики?

Почти для всех пост-советских государств, кроме Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, эти интересы состоят в привлечениии внешних демографических ресурсов, которые, помимо недр и промышленных предприятий, составляют основу социально-экономического развития государства. Причина такого особого интереса кроется в современном типе воспроизводства населения постсоветских государств, которое отличается низким или даже отрицательным естественным ростом (смертность выше рождаемости). Кроме того, ряд стран (Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина и страны Балтии) переживали в 1990-е годы заметную утрату населения через эмиграцию, которая направлялась в Россию или в страны Запада. В этом плане из всех постсоветских госуда рств стр аной-получателем мигрантов была только Россия, которая благодаря данному обстоятельству фактически компенсировала потери населения, если конечно считать всех иммигрантов, находящихся в стране.

В принципе за человеческие ресурсы должна была бы развернуться конкуренция между государствами бывшего СССР. Тем более , что советские граждане представляют собой вполне качественное и культурно схожее население, которое может относительно легко адаптироваться и приносить пользу стране нового проживания. Однако и этого вполне ожидаемого и рационального отношения к миграции не наблюдается. Главной помехой стала дискриминационная, основанная на неоправданных страхах . н а сиюминутных личных расчетах и на намеренно разжигаемых фобиях миграционная политика новых государств. Эта сфера государственного управления и эта сторона общественной жизни оказались новыми вызовами, для совладания с которыми не оказалось должной компетенции и благоприятного общественного климата. Во многих случаях возобладал шкурный интерес поживиться освобождающимся жильем или занять престижные должности отъезжающих на " исторническую родину". В ряде государств верх взял паталогический национализм, нацеленный на строительство этнически гомогенной нации с уверенным демографическим большинством. Потери, которые понесли от такой политики почти все постсоветские государства, намного больше, чем мифические выгоды с обеспечением становления новых независимых наций и их безопасности.

В выигрыше оказались пока только Российская Федерация, которая была и остается наиболее притягательным местом жизненного обустройства, уступая в этом преимуществе только, пожалуй, только странам Балтии. Тот трудовой вклад и те услуги, которые оказывают нашей стране постоянно переселившиеся или временные мигранты, поистине огромны, и эти дивиденты страна будет получать еще долго. Россия может и должна строить свою политику на дальнейшем привлечении иммигрантов из стран бывшего СССР. Ее территория и ресурсы, а также трудовые потребности вполне могут позволить прием не менее одного миллиона мигрантов в год. Селиться мигранты будут в городах, тем более , что процесс формирования городских центров далеко не исчерпан. Именно города составляют источник роста страны и ее дальнейшей модернизации. Попытки направить мигрантов на подъем пустующих территорий сельского заселения являются тщетными. Тем более , что адаптация мигрантов в селах идет гораздо сложнее по ряду объективных причин. Хотя не следует исключать варианты аграрного заселения на основе своего рода российской системы гомстедов (предоставления для мигрантов дешевых участков земли в личную собственность), что может быть притягательным для некоторой части сельского населения Молдовы, стран Закавказья и Средней Азии. Но и в этом случае территорией вероятного заселения могут быть только южная Сибирь, Поволжье и юг России. Несмотря на воспаленную реторику краснодарских и ставропольских шовинистов, эти земли заселены сравнительно слабо, если брать по мировым стандартам и по реальным возможностям эффективного хозяйствования.

Что нужно сделать в связи с намерением государства реформировать миграционную политику и "навести порядок" в данной сфере? Прежде всего, срочно решить проблемы облегченной регистрации и трудоустройства уже находящихся в стране нескольких миллионов временных (или незарегистрированных) мигрантов. Это должно включать и быстрое предоставление российского гражданства. Сделать это нужно как можно быстрее, чтобы новожители страны попали в учет так называемого постоянного населения, который пройдет в октябре 2002 года в ходе российской переписи. Будет позором, если несколько десятков тысяч турок-месхетинцев в Краснодарской и Ростовской областях не получат в ближайшие месяцы гражданство, которого они ожидают уже несколько лет после вынужденной миграции из Средней Азии. В Грузию эти жители России все равно не переедут и не нужно здесь питать иллюзии и укреплять отчуждение среди крайне полезных мигрантов.

Полученные в результате либерализации с получением статуса, включая получение гражданства (своего рода амнистии давних и недавних мигрантов из стран бывшего СССР, но не только их, ибо есть еще афганцы и курды, за которых мы тоже в ответе), дополнительные два-три миллиона жителей к общей численности смягчат апокалиптические прогнозы о вымирании россиян и не позволят России по численностьи населения уйти из первой десятки стран мира. Глупо в итоге, продиктованном антимигрантской ксенофобией и некомпетентностью недосчета населения страны позволить по этому показателю выйти вперед тому же Пакистану, где вообще с точки зрения населения настоящий "проходной двор". Высокий ранг государства с точки зрения численности аселения является не таким уж маловажным и об этом следует заботиться.

Чтобы исправить негативную тенденцию нескольких последних лет, когда многие молдаване и украинцы стали предпочитать уезжать на заработки не в Россию, а в Турцию, Болгарию, Грецию или Италию, нужно внести дополнение к принятому закону о гражданстве и установить для жителей постсоветских государств облегченные режимы въезда, получения права на работу и обретения гражданства. Этот вопрос имеет не только экономическое, но и политическое значение. Чем больше молдаван будет зарабатывать себе на жизнь в России, тем меньше будет антироссийских митингов в Кишеневе . Приравнивание граждан стран СНГ ко всем другим иностранцам по части въезда в Россию и проживания в ней — это саморазрушительный шаг с точки зрения экономики и политики.

Наконец, есть проблема адаптации и восприятия мигрантов в российском обществе. Вопросы криминального поведения или неуплаты налогов мигрантами должны быть адресованы не столько самим мигрантам, которые в массе своей ведут себя послушно и даже покорно, терпя многие лишения и сверхэксплуатацию их труда. Это есть вопросы обеспечения правил и условий их пребывания соответствующими органами власти, а также работодателями. Именно последние, а не сами мигранты, являются неплательщиками налогов. С них и должен быть первый спрос. Мигранты нуждаются в защите и поддержке со стороны остального общества, а не в презрении и отторжении. Для этого необходимо объяснять выгоды, которые страна и каждая конкретно местность получают от труда новых граждан и временных мигрантов. К сожалению, в России имеет место обратное: многие политики и СМИ занимают антииммигрантские позиции, разжигая неоправденные страхи и ксенофобию, вплоть до поощрения деятельности экстремистских групп.

У Росии скромный опыт приема большого числа мигрантов из других стран. В XX веке его вообще не было. Но в прошлые века именно массовые заселения мигрантов (немцев, поляков, корейцев) помогли освоению и развитию многих террторий страны. Сейчас наступил именно такой исторический период, когда без массовой внешней иммиграции страна не сможет развиваться .И благо, что эта иммиграция только формально является внешней, а на самом деле она остается движением населения в рамках исторического российского государства. Если Россия не воспользуется этой благоприятной ситуацией в ближайшее десятилетие, тогда ввозить иммигрантов придется из стран Африки и Азии. Они тоже могут быть неплохими и даже очень полезными новожителями страны, но свои, советские, все же лучше.

Мне предоставляется, что инициативу в обновлении иммиграционной политики могли бы взять на себя не столько Москва, сколько российские регионы, хотя в Москве и принимаются основные законы по части миграции и гражданства. Кто раньше поймет преимущества иммиграции, тот и выиграет в развитиии и в обустройстве собственного населения. К сожалению, в некоторых регионах, особенно в южно-российском, " иноэтничные мигранты" рассматриваются как основная причина социальных проблем и конфликтов, принимаются дискриминационные акты и осуществляются насильственные действия против мигрантов, предлагаются несостоятельные проекты федеральных законов по миграции (совместный проект Краснодарского края и Республи Адыгея) . п ри такой политике в данном вопросе ситуация будет только ухудшаться, особенно по мере демографического роста тех же месхетинских турок и укрепления их способности к самоорганизации в условиях изоляции и жестокого противостояния. Вариант с переселением в Грузию нереалистичен и неосуществим по целому ряду причин, а насильственное переселение невозможно. Как бы не было трудно менять в этом вопросе давнюю политику местных властей и части экспертного сообщества в сторону скорейшей интеграции мигрантского населения, но делать это придется, и чем раньше, тем лучше. А на Закон о гражданстве было бы полезно наложить президентское вето.

Автор: Валерий Тишков , директор Института этнологии и антропологии РАН

(Текст выступления на Парламентских слушаниях

"Миграция в России: проблемы и противоречия".

4 апреля Государственная дума РФ)

Новый закон о гражданстве Российской Федерации в случае его окончательного одобрения в нынешнем виде не исправляет, а усугубляет некоторые совершенные ошибки и возникшие проблемы, связанные с распадом СССР. Ошибкой в 1991 году было отсутствие договоренности о введении исторического срока (например, десять лет) для определения бывшими гражданами СССР места выбора страны своего проживания и свободного обретения соответствующего гражданства. Распалась не империя, а распалось историческое российское государство, в котором граждане были связаны многими социальными, культурными и личностными связями. Вполне естественным было их желание в зависимости от ситуации в каждом из новых государств и собственных интересов определяться с тем, где им удобнее, безопаснее и перспективнее обеспечивать свое жизненное существование. Никакой другой принцип (место рождения, этническое происхождение, языковая компетенция и прочее) не может быть взят за основу обретения гражданства, ибо, как минимум, еще одно-два поколения (а возможно и дольше), многие бывшие жители СССР и даже вновь родившиеся, например, в Восточной Украине, северном Казахстане или в Крыму, будут ощущать себя единой социально-культурной общностью, что, кстати, они хорошо доказывают во время пребывания в эмиграции или дальних странах, где русские евреи, украинцы, армяне и другие говорящие на русском языке и жившие в СССР ведут себя как единая группа и даже играют все в тот же КВН. Поэтому человек, родившийся в Алма-Ате, учившийся в Ленинграде, работавший в Харькове, имел и должен сохранить право обрести гражданство не только трех государств (Казахстана, России и Украины), но и любого другого государства, образовавшегося на территории бывшего СССР. К сожалению, этот подход в условиях быстрого распада и нового геополитического соперничества, а так же в силу слабой компетенции новых лидеров и управленцев не был реализован, и возможность эта ушла в прошлое.

В таком случае нынешняя политика в сфере гражданства и миграции должна исходить из современных и будущих потребностей новых государств. В чем состоят эти потребности, если исходить из задач развития и обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения и национальной безопасности, на которую чаще всего ссылаются неофиты по части регулирования миграционной политики?

Почти для всех пост-советских государств, кроме Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, эти интересы состоят в привлечениии внешних демографических ресурсов, которые, помимо недр и промышленных предприятий, составляют основу социально-экономического развития государства. Причина такого особого интереса кроется в современном типе воспроизводства населения постсоветских государств, которое отличается низким или даже отрицательным естественным ростом (смертность выше рождаемости). Кроме того, ряд стран (Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина и страны Балтии) переживали в 1990-е годы заметную утрату населения через эмиграцию, которая направлялась в Россию или в страны Запада. В этом плане из всех постсоветских госуда рств стр аной-получателем мигрантов была только Россия, которая благодаря данному обстоятельству фактически компенсировала потери населения, если конечно считать всех иммигрантов, находящихся в стране.

В принципе за человеческие ресурсы должна была бы развернуться конкуренция между государствами бывшего СССР. Тем более , что советские граждане представляют собой вполне качественное и культурно схожее население, которое может относительно легко адаптироваться и приносить пользу стране нового проживания. Однако и этого вполне ожидаемого и рационального отношения к миграции не наблюдается. Главной помехой стала дискриминационная, основанная на неоправданных страхах . н а сиюминутных личных расчетах и на намеренно разжигаемых фобиях миграционная политика новых государств. Эта сфера государственного управления и эта сторона общественной жизни оказались новыми вызовами, для совладания с которыми не оказалось должной компетенции и благоприятного общественного климата. Во многих случаях возобладал шкурный интерес поживиться освобождающимся жильем или занять престижные должности отъезжающих на " исторническую родину". В ряде государств верх взял паталогический национализм, нацеленный на строительство этнически гомогенной нации с уверенным демографическим большинством. Потери, которые понесли от такой политики почти все постсоветские государства, намного больше, чем мифические выгоды с обеспечением становления новых независимых наций и их безопасности.

В выигрыше оказались пока только Российская Федерация, которая была и остается наиболее притягательным местом жизненного обустройства, уступая в этом преимуществе только, пожалуй, только странам Балтии. Тот трудовой вклад и те услуги, которые оказывают нашей стране постоянно переселившиеся или временные мигранты, поистине огромны, и эти дивиденты страна будет получать еще долго. Россия может и должна строить свою политику на дальнейшем привлечении иммигрантов из стран бывшего СССР. Ее территория и ресурсы, а также трудовые потребности вполне могут позволить прием не менее одного миллиона мигрантов в год. Селиться мигранты будут в городах, тем более , что процесс формирования городских центров далеко не исчерпан. Именно города составляют источник роста страны и ее дальнейшей модернизации. Попытки направить мигрантов на подъем пустующих территорий сельского заселения являются тщетными. Тем более , что адаптация мигрантов в селах идет гораздо сложнее по ряду объективных причин. Хотя не следует исключать варианты аграрного заселения на основе своего рода российской системы гомстедов (предоставления для мигрантов дешевых участков земли в личную собственность), что может быть притягательным для некоторой части сельского населения Молдовы, стран Закавказья и Средней Азии. Но и в этом случае территорией вероятного заселения могут быть только южная Сибирь, Поволжье и юг России. Несмотря на воспаленную реторику краснодарских и ставропольских шовинистов, эти земли заселены сравнительно слабо, если брать по мировым стандартам и по реальным возможностям эффективного хозяйствования.

Что нужно сделать в связи с намерением государства реформировать миграционную политику и "навести порядок" в данной сфере? Прежде всего, срочно решить проблемы облегченной регистрации и трудоустройства уже находящихся в стране нескольких миллионов временных (или незарегистрированных) мигрантов. Это должно включать и быстрое предоставление российского гражданства. Сделать это нужно как можно быстрее, чтобы новожители страны попали в учет так называемого постоянного населения, который пройдет в октябре 2002 года в ходе российской переписи. Будет позором, если несколько десятков тысяч турок-месхетинцев в Краснодарской и Ростовской областях не получат в ближайшие месяцы гражданство, которого они ожидают уже несколько лет после вынужденной миграции из Средней Азии. В Грузию эти жители России все равно не переедут и не нужно здесь питать иллюзии и укреплять отчуждение среди крайне полезных мигрантов.

Полученные в результате либерализации с получением статуса, включая получение гражданства (своего рода амнистии давних и недавних мигрантов из стран бывшего СССР, но не только их, ибо есть еще афганцы и курды, за которых мы тоже в ответе), дополнительные два-три миллиона жителей к общей численности смягчат апокалиптические прогнозы о вымирании россиян и не позволят России по численностьи населения уйти из первой десятки стран мира. Глупо в итоге, продиктованном антимигрантской ксенофобией и некомпетентностью недосчета населения страны позволить по этому показателю выйти вперед тому же Пакистану, где вообще с точки зрения населения настоящий "проходной двор". Высокий ранг государства с точки зрения численности аселения является не таким уж маловажным и об этом следует заботиться.

Чтобы исправить негативную тенденцию нескольких последних лет, когда многие молдаване и украинцы стали предпочитать уезжать на заработки не в Россию, а в Турцию, Болгарию, Грецию или Италию, нужно внести дополнение к принятому закону о гражданстве и установить для жителей постсоветских государств облегченные режимы въезда, получения права на работу и обретения гражданства. Этот вопрос имеет не только экономическое, но и политическое значение. Чем больше молдаван будет зарабатывать себе на жизнь в России, тем меньше будет антироссийских митингов в Кишеневе . Приравнивание граждан стран СНГ ко всем другим иностранцам по части въезда в Россию и проживания в ней — это саморазрушительный шаг с точки зрения экономики и политики.

Наконец, есть проблема адаптации и восприятия мигрантов в российском обществе. Вопросы криминального поведения или неуплаты налогов мигрантами должны быть адресованы не столько самим мигрантам, которые в массе своей ведут себя послушно и даже покорно, терпя многие лишения и сверхэксплуатацию их труда. Это есть вопросы обеспечения правил и условий их пребывания соответствующими органами власти, а также работодателями. Именно последние, а не сами мигранты, являются неплательщиками налогов. С них и должен быть первый спрос. Мигранты нуждаются в защите и поддержке со стороны остального общества, а не в презрении и отторжении. Для этого необходимо объяснять выгоды, которые страна и каждая конкретно местность получают от труда новых граждан и временных мигрантов. К сожалению, в России имеет место обратное: многие политики и СМИ занимают антииммигрантские позиции, разжигая неоправденные страхи и ксенофобию, вплоть до поощрения деятельности экстремистских групп.

У Росии скромный опыт приема большого числа мигрантов из других стран. В XX веке его вообще не было. Но в прошлые века именно массовые заселения мигрантов (немцев, поляков, корейцев) помогли освоению и развитию многих террторий страны. Сейчас наступил именно такой исторический период, когда без массовой внешней иммиграции страна не сможет развиваться .И благо, что эта иммиграция только формально является внешней, а на самом деле она остается движением населения в рамках исторического российского государства. Если Россия не воспользуется этой благоприятной ситуацией в ближайшее десятилетие, тогда ввозить иммигрантов придется из стран Африки и Азии. Они тоже могут быть неплохими и даже очень полезными новожителями страны, но свои, советские, все же лучше.

Мне предоставляется, что инициативу в обновлении иммиграционной политики могли бы взять на себя не столько Москва, сколько российские регионы, хотя в Москве и принимаются основные законы по части миграции и гражданства. Кто раньше поймет преимущества иммиграции, тот и выиграет в развитиии и в обустройстве собственного населения. К сожалению, в некоторых регионах, особенно в южно-российском, " иноэтничные мигранты" рассматриваются как основная причина социальных проблем и конфликтов, принимаются дискриминационные акты и осуществляются насильственные действия против мигрантов, предлагаются несостоятельные проекты федеральных законов по миграции (совместный проект Краснодарского края и Республи Адыгея) . п ри такой политике в данном вопросе ситуация будет только ухудшаться, особенно по мере демографического роста тех же месхетинских турок и укрепления их способности к самоорганизации в условиях изоляции и жестокого противостояния. Вариант с переселением в Грузию нереалистичен и неосуществим по целому ряду причин, а насильственное переселение невозможно. Как бы не было трудно менять в этом вопросе давнюю политику местных властей и части экспертного сообщества в сторону скорейшей интеграции мигрантского населения, но делать это придется, и чем раньше, тем лучше. А на Закон о гражданстве было бы полезно наложить президентское вето.  

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru