|
> Земля: земельный рынок, подборка документовПравовое регулирование купли-продажи права аренды земельных участков по конкурсу в городе МосквеСпециальность: 12.00.06 - Аграрное право; природоресурсное право; экологическое право.АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Солдатенков Владимир Викторович - Москва 2001 г. Диссертация выполнена на кафедре аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Потребность в исследовании правового режима земель города Москвы, которые входят в состав объектов государственной собственности на землю Российской Федерации и города Москвы и участвуют в гражданском обороте по договору купли-продажи права аренды земельного участка, обуславливается необходимостью совершенствования законодательства о приватизации, создавшего нормативно-правовые условия для радикальной перестройки земельных отношений и ликвидации монополии государственной собственности на землю, существенных изменений социально-экономической структуры народного хозяйства. Научный поиск в этом направлении связан с нахождением ответов на важнейшие вопросы. Как организовать регулирование земельных отношений в городе Москве как городе федерального значения, имеющего статус субъекта Российской Федерации и городского поселения, осуществляющего функции местного самоуправления, чтобы в итоге оно позволило реализовать право граждан и их объединений на свободный выбор видов прав на землю, осуществление предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, свободу земельного оборота? Какими должны быть основополагающие принципы государственного регулирования земельного оборота, благоприятствующие формированию градостроительной системы партнерства между городскими властями, самоуправлением и частными лицами - владельцами недвижимого имущества, и потенциальными инвесторами? Каким должен быть экономический и правовой механизм , обеспечивающий стабильное поступление в городской бюджет и во внебюджетные фонды поступлений от земельного налога, арендной платы, продажи права аренды земельных участков? Каковы пределы децентрализации правового регулирования земельных отношений, не разрушающие принципа приоритета федеральных правовых источников в области земельного права, принятых по вопросам исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ по отношению к законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ? Какими должны быть гарантии, обеспечивающие единство земельного законодательства РФ и города Москвы? Современные исследователи правовых проблем земельной реформы в городе Москве отмечают тесную связь рыночной трансформации земельных отношений, демократизации земельной собственности, с одной стороны, сильного демократического государства и политической стабильности гражданского общества, с другой стороны. Это обусловлено принципиальными положениями общей концепции радикальной реформы общественных отно - шений , включающей демократизацию всех сторон общественной жизни, радикальную экономическую реформу, реформу политической системы, территориального управления. Важнейшей особенностью современного этапа земельной реформы является то, что вовлечение земельных отношений в рыночную экономику, связанное с правовым регулированием земельного оборота, прежде всего купли-продажи права аренды земельных участков, уже не может рассматриваться только как проблема земельного права. Регулирование порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже права аренды земельных участков призвано обеспечить пополнение городского бюджета в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 6 сентября 1995 г. (в редакции от 29 октября 1997 г.) за счет ресурсных платежей за использование арендованными городскими землями. Этот ключевой вопрос земельной реформы и коммерческого использования государственной земельной собственности является одним из сложнейших в современный период развития земельно-правовых отношений в России. В противоположность федеральному земельное законодательство г. Москвы с самого начала было ориентировано на более широкое применение института аренды городских земель, который является выгодным как арендодателя, так и для арендатора, заинтересованного в эффективном использовании арендованных земель. Земельные участки предоставляются в аренду не только собственникам, титульным владельцам зданий, строений, сооружений. Они предоставляются другим лицам для строительства и иного их использования. Такое предоставление осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Предоставление земельных участков на конкурсной основе связано с продажей права аренды земли. Наряду с этим по соглашению сторон право аренды приобретается у города арендаторами для совершения сделок с правами аренды земли. Совершаются сделки с правами аренды земли и с третьими лицами по сделкам залога (ипотеки), внесения в уставный капитал, уступки права аренды земли. Земельные участки могут предоставляться также в субаренду. Аренда выгодна городу, выгодна и Российской Федерации. До разграничения государственной собственности на землю средства, поступившие от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды, распределяются между бюджетами всех уровней в соотношении, установленном федеральным законодательством для распределения между указанными бюджетами арендной платы за землю. Актуальность исследования усиливается тем, что в условиях подготовки нового единого кодифицированного акта земельного законодательства, регулирующего частную собственность на землю, иные вещные, а также обязательственные права на землю и земельный оборот, осуществляемый посредством совершения гражданско-правовых сделок, допускаемых гражданским и земельным законодательством, российским законодателем в определенной мере может быть использован и правовой опыт г. Москвы, где была найдена оптимальная юридическая модель регулирования института купли-продажи права аренды городских земель, позволившая решить проблемы, связанные со значительным поступлением в городской бюджет арендных платежей и осуществлением мероприятий по совершенствованию социальной, жилищной и инженерно-технической инфраструктуры, выбором направлений инвестиций в строительство и реконструкцию объектов недвижимости. Состояние научной разработанности правовых проблем и круг источников. В Российской правовой литературе до сих пор отсутствуют работы, посвященные правовым проблемам оборота несельскохозяйственных земель. Показательно, что в современных учебниках по земельному праву, где традиционно выделяются главы или параграфы о сделках с земельными участками и договорах аренды земельного участка, исследование гражданско-правовых сделок с землей, как правило, ограничивается сделками по передаче земельных участков в аренду. Такого рода исследования строятся по общему правилу на основе общих норм гражданского законодательства об аренде и специального законодательства об аренде сельскохозяйственных земель. Институт купли-продажи права аренды земельных участков оказался невостребованным также в комментариях к земельному законодательству Российской Федерации и монографической литературе специалистов по земельному праву, исследовавших проблемы правового регулирования рыночного оборота сельскохозяйственных земель (Г. Е. Быстрое , Г. А. Волков, А. К. Голиченков , И. А. Иконицкая , О. М. Козырь, Н. И. Краснов). Диссертационные исследования М. С. Барашян , С. И. Герасина , Д. Б. Горохова, Б. В. Ко-котова , А. В. Кузнецова, М. Г. Пономарева, В. Э. Чуркина касаются также либо общих проблем совершения гражданско-правовых сделок с землей, либо ограничиваются рассмотрением специальных проблем купли-продажи и аренды земель сельскохозяйственного назначения в России и в зарубежных странах. Диссертант сосредоточил свое внимание на комплексном исследования института купли-продажи права аренды земельных участков по конкурсу; обобщении десятилетней практики развития земельных правоотношений в Москве как городе федерального значения, являющемся субъектом Российской Федерации и городским поселением, осуществляющим местное самоуправление; дискуссионных проблемах оборота городских земель; предложениях по совершенствованию законодательства, обеспечивающего гармоничное сочетание публичных и частных интересов органов власти и управления, инвесторов, подрядчиков, собственников и арендаторов недвижимости; привлечению инвестиций в недвижимость, в том числе за счет регулирования сроков аренды, льгот по арендной плате при инвестиционных условиях договоров аренды, формирования целевых фондов, привлечения средств страховых компаний. Предмет исследования - органичная, динамичная и развивающаяся целостная система принимаемых законодательными и исполнительными орга - нами Российской Федерации и Москвы нормативных правовых актов, регулирующих арендные отношения и сделки с правом аренды на земельные участки. Предметом данного исследования выступает также практика совершения сделок с правами аренды на земельные участки, проведения торгов в городе Москве, разрешения судебных споров, связанных с применением законодательства о сделках с правами аренды земли. Цель в задачи настоящего исследования. В соответствии с предметом исследования его основная цель заключается в том, чтобы обобщить и проанализировать основные положения законодательства города Москвы в соотношении с Российскими законодательными актами о купле-продаже прав аренды на земельные участки, выявить основные факторы, влияющие на развитие сделок с правами аренды земли, определить общие перспективы развития купли-продажи, уступки прав аренды земельных участков. Для достижения поставленной цели в рамках диссертационного исследования решаются следующие задачи: - проводится изучение источников правового регулирования купли-продажи права аренды земельных участков; - выявляются основные тенденции развития арендного законодательства, заложившего начало формированию рыночных механизмов в земельных отношениях; - дается классификация институтов пользования государственной собственности на землю при характеристике права собственности, права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования, права срочного (временного) пользования, аренды, сервитутов; - проводится разграничение гражданского и земельного законодательства при регулировании оборота земли, т. е. перехода земельного участка от одного лица к другому; - выявляется соотношение земельного законодательства Российской Федерации и законодательства г. Москвы; - рассматривается во взаимосвязи применение правовых институтов аренды и купли-продажи при проведении торгов по продаже прав аренды земельных участков и закреплении прав победителя торгов; - выявляются этапы проведения торгов по продаже права аренды земли с указанием на права и обязанности сторон на торгах; - определяется механизм закрепления прав победителя торгов и результатов их проведения; - проводится исследование правовой природы сделок с правами аренды земли и раскрывается право арендатора на совершение сделок с правом аренды согласно ст. 615 ПС РФ; - определяются особенности заключения договоров купли-продажи прав аренды земельных участков и государственной регистрации перехода (уступки) прав аренды от правообладателя к правоприобретателю . - рассматривается судебная практика арбитражных судов при разрешении споров, связанных с правом аренды, как имущественным правом; Методологической основой диссертация являлись такие общие методы исследования как анализ, синтез, обобщение, метод комплексного подхода; и частные: исторический, сравнительный, формально-логический методы исследования. В диссертации использовался принцип системного подхода к изучению системы правового регулирования купли-продажи права аренды земельных участков по конкурсу в городе Москве. Достоверность и обоснованность научных положений определяется применением сравнительного правоведения, позволяющим выявить особенности налогообложения недвижимого имущества России и города Москвы по сравнению с аналогичным правовым институтом ФРГ, Франции, Испании, Великобритании, Японии. При подготовке диссертационного исследования использован личный опыт автора как начальника юридического управления Московского земельного комитета Правительства Москвы. Теоретические основы диссертации. Основной теоретической базой диссертации послужили нормативные правовые акты РФ и города Москвы, направленные на совершенствование земельно-правовых отношений, включение в земельный оборот прав аренды земельных участков, административная и судебная практика, научные труды ученых-юристов и экономистов. При создании теоретической базы и понятийного аппарата диссертационного исследования использовались положения и выводы видных дореволюционных российских и советских юристов, работы которых были посвящены проблемам арендного законодательства и договорного права. Труды таких видных дореволюционных российских ученых, как Л. А. Кассо , Д. И. Мейер, Д. С. Розенблюм , О. А. Хауке , Г. Ф. Шершеневич касались исключительно общих гражданско-правовых проблем, связанных с уступкой прав, сделками купли-продажи недвижимого имущества, и не затрагивали особенностей правового регулирования оборота права аренды земельных участков -к ак имущественного права. Общие проблемы гражданско-правового регулирования арендных отношений и сделок с недвижимым имуществом раскрываются в трудах советских и российских ученых - цивилистов В. К. Андреева, В.В. Безбаха , М. И. Брагинского, С. Н. Братуся , В. В. Витрянского , А. Г. Гойхбарга , В. А. Дозорцева, С. А. Зинченко, О. С. Иоффе, А. Ю. Кабалкина , Ю.Х. Калмыкова, А. Л. Маковского, А. И. Масляева , В. А. Рахмиловича , Е. Н. Суханова, Ю. К. Толстого, Е. А. Флейшиц , Р. О. Халфиной , Л. В. Щенни-ковой , В. Ф. Яковлева. Настоящее исследование опирается на общую теорию частно-правового и публично-правового регулирования земельных отношений, разработанную специалистами по российскому земельному и аграрному праву- Г. А. Аксе-ненком , Г. С. Башмаковым , 3. С. Беляевой, С. А. Боголюбовым, М. М. Брин-чуком , Г. Е. Быстровым , М. Ю. Галятиным , А. К. Голичненковым , Л. И. Дембо , Б. В. Ерофеевым, Ю.Г. Жариковым , И. А. Иконицкой , М. И. Козырем, О. С. Колбасовым , Н. И. Красновым, М. С. Липецкером , Ф. Р. Мурат-шиным , Н. Т. Осиновым, Э. И. Павловой, В. И. Ф. Панкратовым, М. С. Па-шовой , Н. А. Сыродоевым , А. М. Турубинером, Л. П. Фоминой. В исследуемой сфере были изучены работы экономистов-аграрников -В . В. Алакоза , Н. С. Бондаря, В. В Жабина , Б. Д.. Завидова , Н. В. Комова , Ф. Р. Муратшина , А. А. Родина, С. И. Сая . В работе использовались активно работы Л. Д. БутаковаЮ . Коблера , Е. Лакосты ,, Д. Луни, Дональда С. Люблика , В. И. Потапова, И. С. Тихоцкой , Н. Хайнса , Уорда М. Хасси , Г. Ятцека , - специалистов по проблемам налогообложения недвижимости в зарубежных странах. Одним из источников написания диссертации явились подготовленные в рамках программы ООН исследователями Гарвардского университета Дональдом С. Любликом и Уордом М. Хасси модельные Основы мирового налогового кодекса, в котором дано современное понимание налоговой системы, проверенное на опыте большого числа стран. Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. В настоящей работе впервые в российской юридической литературе дается комплексный анализ правового регулирования купли-продажи посредством проведения торгов, а также уступки права на возмездной основе права аренды земельных участков в Москве на основе нормативных актов Российской Федерации и субъекта Российской федерации - г. Москвы, осуществляется обзор практики исполнения этапов проведения торгов, оформления результатов торгов, реализации правообладателями прав по обороту прав аренды. Диссертант ввел в научный и практический оборот ряд правовых источников, доктринальных положений, судебных прецедентов, не исследовавшихся ранее в отечественной литературе; на основе проведенного исследования выработал рекомендации, необходимые для закрепления в федеральном законодательстве, регулирующем земельный оборот посредством совершения гражданско-правовых сделок, в том числе купли-продажи права аренды земельных участков по конкурсу в городе Москве, как городе федерального значения, имеющего двойной статус: субъекта Российской Федерации и городского поселения, осуществляющего местное самоуправление. Основными теоретическими выводами и положениями, которые выносятся на защиту, являются: - вывод о том, что в связи с легализацией частной собственности на землю, дальнейшим развитием института вещных и иных прав на землю, признанием ее в качестве недвижимого имущества, усилением гарантий прав собственников, арендаторов, землевладельцев, землепользователей от необоснованного вмешательства в их предпринимательскую деятельность, правовое регулирование использования и охраны земли осуществляется обособленным от земельного гражданским законодательством поскольку земля выступает в качестве природного объекта и ресурса объекта хозяйственной деятельности гражданина и юридического лица, постольку земельные отношения регулируются обособленным от гражданского земельным законодательством; -в соответствии с концепцией социальных функций земельной собственности и принципом использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации, выраженных в ч. 2 ст.9 и ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, формулируется вывод о соотношении регулирования этих двух отраслей на основе сочетания частноправового и публичноправо-вого регулирования земельного оборота, в том числе купли-продажи права аренды земельных участков; - положение о том, что в условиях противоборства различных подходов к стратегии реализации экономической, в том числе и земельной, реформы под давлением идеологии и практики обвальной суверенизации субъектов РФ, в результате борьбы старых и новых элит за передел экономической и политической власти в центре и на местах, отдельные субъекты РФ под видом укрепления суверенитета либо в одностороннем порядке либо по договорам с Центром объявляют все земли, расположенные на их территории, либо исключительной собственностью субъекта РФ либо достоянием народа, а иногда коренного (титульного) народа, проживающего на соответствующей территории; - вывод о том, что проблема разграничения конкретных объектов государственной собственности на землю между РФ и ее субъектами должна быть решена прежде всего в головном кодифицированном акте земельного законодательства - ЗК РФ, призванном прежде всего определить юридические критерии, по которым возможно подразделение природных ресурсов на объекты федеральной государственной собственности и объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации; - исходную основу для определения таких критериев составляет ст. 71 Конституции РФ, устанавливающая предмет исключительного ведения РФ в соответствующих сферах, определенных видах деятельности, требующих единого централизованного управления объектами, необходимыми для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, функционирования жизнедеятельности народного хозяйства России в целом и развития отраслей народного хозяйства; - в соответствии с перечисленными выше юридическими критериями разграничения государственной собственности на природные ресурсы РФ и субъектов РФ в ЗК РФ, обеспечивающем национальную военно-политическую и экономическую безопасность страны, развитие экономики России как единого рыночного пространства (базовые инфраструктурные отрасли), могут быть выделены восемь категорий имущества, составляющих государственную федеральную собственность на землю; ЗК должен также закрепить процедуру разграничения государственной собственности, т. е. установить систему правил, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц по выявлению природных объектов, их индивидуализации, учету, всесторонней оценке, определению форм собственности, регистрации, передаче государственных зе - мель в ведение тех или иных организаций и учреждений. Правила процедуры разграничения государственной собственности на землю могут предусматривать создание различного рода комиссий, проведение конкурсов и аукционов, судебное и иное урегулирование споров между РФ и ее субъектами. Положения проектируемого Земельного кодекса необходимо согласовать с нормами 114 Конституции РФ, ст. ст. 124 и 125 ПС РФ, наделяющего только Правительство РФ правом осуществлять права Российской Федерации как собственника земли, если эти правомочия не делегированы иным государственным органам; - на основе сравнительно-правового исследования налогового законодательства Германии, Франции, Испании, Великобритании, Японии, а также Модельного налогового кодекса, подготовленного специализированными учреждениями ООН для государств, переходящих от «централизованной плановой экономики» к хозяйствованию по законам рынка, с учетом национальных правовых традиций представлены рекомендации по совершенствованию порядка обложения и учреждения единого налога на недвижимость, налоговая база которого складывается: 1) из стоимости земли, определяемой по справедливой рыночной цене; 2) стоимости строений и других объектов, расположенных на земельном участке; - положение об эффективности использования земельной собственности, приоритете и развитии договорных отношений по использованию земельных участков на условиях аренды, предоставления в аренду земельных участков для коммерческого использования на основе торгов либо купли-продажи права аренды земельных участков; -вывод о необходимости технического формирования единого объекта недвижимости: земельный участок и расположенное на нем строения, сооружения до совершения государством какой-либо сделки с этими объектами. Это касается и части земельного участка прилегающего к строению, сооружению, и являющегося необходимой территорией для их использования; - показана необходимость законодательного закрепления приоритета земельного участка перед недвижимым имуществом, расположенном на нем, а также отказа от определения вида государственной собственности в зависимости от вида государственной собственности на недвижимое имущество либо административной подчиненности юридического лица, являющегося его титульным пользователем; - вывод о заключении в письменной форме соглашений на участие в торгах, с урегулированием вопросов о задатке, сроках предоставления документов, других условиях проведения торгов; -сформулировано понятие «стоимость» и «цена» права аренды земельного участка, даны предложения по урегулированию методики определения стоимости и утверждения цены права аренды с учетом факторов, влияющих как на увеличение так и на снижение цены права аренды земельного участка; - определение сделок с правом аренды (вторичный рынок) как возможности реализации арендатором права аренды земельного участка при совершении сделки с этим правом с согласия арендодателя. Предлагается ввести разграничение предоставления согласия на два этапа предоставления: согласие на оформление сделки с правом аренды земельного участка; согласие на оформление конкретной сделки на условиях, обеспечивающих надлежащее исполнение договора аренды земельного участка новым арендатором при уступке права аренды. Предлагается законодательно разграничить согласие на сделку от согласия на реализацию права аренды земельного участка; - вывод о выделении в качестве самостоятельного основания для заключения договора аренды земельного участка судебного решения и административного акта органа государственной власти с учетом способа осуществления сделки и ее оформления в соответствии с документом, в силу которого оформлен результат такой сделки, например, протокол о результатах торгов, договор купли-продажи либо договор о намерениях; - вывод об образовании специализированных судов по рассмотрению земельных споров о границах, площади земельных участков, определении долей, выселении с самовольно занятых и застроенных земельных участков, споров по переводу на наследников прав аренды. К подведомственности специализированных судов может быть отнесено рассмотрение заявлений об отмене и признании недействительными постановлений о привлечении к административной ответственности граждан и юридических лиц. К юрисдикции специализированных судов можно также отнести споры, которые связаны с обжалованием гражданами и их объединениями распорядительных актов о предоставлении земельных участков, находящихся или граничащих с водными объектами, землями историко-культурного и иного подобного назначения. Практическая значимость диссертации, апробация результатов исследования. Научно-практические результаты диссертационного исследования были сформулированы в выступлениях автора на научных совещаниях и конференциях, публикациях и прошли апробацию в его практической деятельности на должности начальника юридического управления Москомзема Правительства Москвы. Диссертация подготовлена на кафедре аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии. Материалы диссертации могут быть использованы в законопроектной и правоприменительной практике, а также преподавании курса земельного права и спецкурсов гражданско-правовой специализации по проблемам правового регулирования оборота городских земель. Структура работы. Название, структура и объем диссертации обусловлены актуальностью и целями исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих семнадцать параграфов и списка литературы. И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы настоящего исследования, показана научная разработанность изучаемых проблем, формулируются цели, задачи и методы исследования, представлена научная новизна работы, а также рассказывается об апробации результатов исследования и их практической значимости. В первой главе - "Основы правового регулирования купли-продажи права аренды земельных участков" - дается общая характеристика законодательства о праве собственности и других правах на землю; общая характеристика законодательства о землепользовании г. Москвы о праве собственности и других правах на землю; анализируется общее соотношение земельного законодательства Российской Федерации и законодательства г. Москвы. Исследована эволюция законодательства о приватизации земель, сформулированы аргументированные и научнообоснованные выводы о двух основных этапах формирования и развития законодательства о земельной реформе: с 1990 по 2000 годы; второй - с 2000 года по настоящее время. Первый этап характеризуется формированием множественностью институтов пользования частными государственными и муниципальными землями, созданием условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель. Конституционно-обязательное обеспечение эффективного и экологически безопасного использования земли потребовало отказа от принципа бесплатности отношений между государством, как исключительным собственником земли и отдельными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами по поводу пользования земли, которое было лишено коммерческой основы. Диссертант обращает особое внимание на нормативное закрепление принципа единства свободы частной собственности и социальной «связанности» собственника, который воспринимается отечественными юристами в качестве важного условия осуществления земельной реформы. Другой важный аспект реформы, по мнению российских, германских специалистов, - законодательное регулирование деятельности компетентных государственных органов по организации использования земельных ресурсов, то есть по государственному управлению землепользованию в масштабе РФ, субъектов Федерации или отдельных регионов соответственно интересам всего общества (представляющим собой в конечном счете «окончательную цель» множества частных интересов). Проведенное исследование позволило выявить особенно после принятия ПС РФ, новые тенденции к выделению в системе закрепленных Гражданским кодексом норм собственности, специально посвященных земле, как объекту вещных прав (ст.ст. 260-287) и как объекту недвижимости (ст. 130). Такого рода тенденции послужили поводом для возобновления дискуссий о том, какой мере возможно применение норм гражданского права для регулирования земельных отношений? И каким, в связи с этим, в условиях рационального изменения земельной реформы должно быть соотношение общего гражданского и специального земельного законодательства при регулировании гражданско-правовых сделок с земельными участками? На основе анализа литературы по гражданскому и земельному праву 20-90-х годов, ЗК РСФСР 1922г., ПС РСФСР 1922 г., Общих начал землепользования и землеустройства 1928 г., Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961, ПС РСФСР 1964, ЗК РСФСР 1970 г., Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г, действующего гражданского и земельного законодательства, диссертант приходит к выводу о том, что вовлечение земельных отношений в рыночную экономику, связанное с правовым регулированием земельного оборота, в том числе купли-продажи, аренды, залога и других гражданско-правовых сделок, может осуществляться не только на началах, присущих частному праву. Опираясь при этом на концепцию социальной функции частной земельной собственности, которая в современном мире подвергается значительным ограничениям в публичном интересе и регулируется нормами не только частного, но и публичного права, автор приходит к выводу о том, что регулирование земельного оборота, в том числе купли-продажи права аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, должно осуществляться как специальными актами земельного законодательства, так и обособленным от земельного гражданским законодательством. Диссертант выявил определившуюся на втором этапе земельной реформы, начало которой связано с введение в действие 16 апреля 2001 г. главы 17 части первой ПС РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» и подготовкой по инициативе Правительства РФ нового ЗК РФ, новые тенденции, связанные с необходимостью «привести земельное законодательство в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, складывающимися в Российской Федерации », для «более успешного решения задач в сфере земельных правоотношений и создания предпосылок для экономического роста»1. В этом состоит смысл нового федерального земельного закона, так как устаревшее «осколочное», пробельное, противоречивое, нестабильное земельное законодательство первого этапа реформы осложняет процесс правоприменения и тормозит рыночный оборот земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, снижает эффективность налогообложения и уменьшает налоговые сборы. Законодательство об аренде земель первого этапа земельной реформы не могло найти широкого применения, так как ЗК РСФСР допускал прежние административные подходы к решению земельно-правовых проблем, необоснованно ограничивал сферу применения института аренды. К числу 1 Пояснительная записка к Проекту ЗК РФ, направленная Правительством РФ в Государственную Думу РФ 25.04.2001 года. И важнейших новых нормативных источников федерального значения , регулирующих аренду как самостоятельный вид землепользования, относится ГК РФ, в котором выделена глава 34 «Аренда», нормы которой позволяют применить институт аренды к земельным отношениям с учетом специфики земельного законодательства , складывающимся в сфере временного и воз-мездного пользования городскими землями. Основное внимание в гл. 1 диссертации обращается на исследование распорядительных актов администрации города об аренде земли Изначально и до настоящего времени аренда рассматривалась в качестве основного вида прав на землю. Москва как субъект Российской Федерации, город федерального значения - столица избрала аренду как доходный и оптимальный механизм по привлечению инвестиций в бюджеты России и Москвы. Приводятся данные по арендной плате и налогу; поступлений от реализации права аренды на торгах и посредством сделок купли-продажи (выкуп прав аренды). Одновременно, законодательно предусматривалась возможность передачи в частную собственность — фактически сохраняется исключительная государственная собственность на землю в Москве. В 90-е годы в г. Москве было принято более 100 нормативных правовых актов, регулирующих количественный и качественный учет земель, регистрацию прав собственности на землю, кадастровую оценку земель, создание инфраструктуры залогового кредитования. Земельное законодательство г. Москвы 90-х годов характеризуется осознанием значимости экономического стимулирования использования земель на основе более широкого применения правовых институтов продажи (выкупа) права аренды, арендной платы за землю, проведения торгов по продаже права аренды земли и выкупа (купли-продажи) арендаторами таких прав на землю. Для того , чтобы законодательно определить механизм, обеспечивающий повышение социально эффективного и рационального использования городских земель, законодатель определил приоритет института аренды земель по отношению к таким видам землепользования, как постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое вдадение , безвозмездное временное пользование. Одновременно на законодательном уровне был определен механизм, обеспечивающий расширение возможностей поступления в бюджет средств за счет платы за пользование земельными ресурсами. Был установлен порядок, при котором ставки земельного налога и арендной платы устанавливаются в зависимости от ценности территориально-экономических зон. Органам исполнительной власти было предоставлено право устанавливать поправочные коэффициенты к ставкам с учетом видов хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц и цели использования земельных участков. Предусматривались также льготы: частичное или полное освобождение от налога или арендной платы, внесение платы в рассрочку, налоге - вый кредит. Для определения платежей за городские земли были установлены средние ставки земельного налога, учитывающие экономические оценки территорий, данные Генерального плана развития, коэффициенты ценности территорий по различным градостроительным зонам, дифференцированные ставки земельного налога, нормативную цену земли. Исследование первой главы диссертации завершается анализом доктри-нальных положений о соотношении земельного законодательства РФ и законодательства г. Москвы. На основе анализа ст. 8 Правительственного проекта Земельного кодекса РФ, внесенного в Государственную Думу РФ 25 апреля 2001 г., диссертант высказывает возражение против нормативных положений Проекта, передающих исключительные полномочия по переводу земель из одной категории в другую на землях, находящихся в собственности РФ, органам исполнительной власти РФ. Эта позиция мотивируется необходимостью учета экономических интересов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, потери которых при реализации норм, содержащихся в ст. 8 Правительственного проекта кодекса, по подсчетам специалистов Москомархитектуры составят сотни миллионов долларов. Особое внимание при этом уделено порядку управления федеральными землями на территории г. Москвы, закрепленному ч. 2 ст. 24, ст. 25 Устава Москвы, ст. 8 Федерального закона «О статусе столицы Российской Федерации», п. 4 ст. 10 Договора о разграничении природных ресурсов, в том числе и земли, расположенной в границах г. Москвы, на природные ресурсы, относящиеся к федеральной собственности и собственности г . Москвы. Диссертант критически относится к передаче функций бывшего Гос-комзема Минимуществу , так как сфера отношений по объектам недвижимости: здание и земельный участок — минимальны, в том числе в Москве, из-за большого количества земель, не занятых производственными, административными и иными нежилыми объектами; выпадают из сферы регулирования этого учреждения земли иного назначения. Законодательно следует отдать приоритет земле, а не улучшениям на участке: зданиям, сооружениям. Земли населенных пунктов в Российской Федерации составляют малую долю относительно всех земель. Не все земли заняты строениями. Можно предположить, что структурные изменения принесут свои результаты в том случае, если акцент даже в имущественных отношениях переместится с имущественно-земельных на земельно-имущественные. Автор предлагает законодательно определить порядок технического формирования объекта недвижимости: земля и здание. После регистрации такой объект возможно классифицировать как единый объект недвижимости. Диссертант обосновывает возможность совершения сделок с таким объектом недвижимости и приходит к выводу о том, что задачи проводимой в Российской Федерации и г . Москве земельной реформы не выполнены: не создан механизм экономически эффективного и экологически безопасного использования приватизированных и арендованных земель, в т.ч. несельскохозяйственного назначения. Во второй главе «Понятие договора купли-продажи права аренды земельного участка» рассматриваются: общая характеристика положений гражданского законодательства о понятии сделки и договора купли-продажи; характеристика специального законодательства о понятии договора купли-продажи права аренды земельного участка. Исследуя понятия договора купли-продажи права аренды земельного участка, диссертант выделяет присущие ему родовые признаки, отраженные вп.1 ст.454,ст.ст.153, 158-164, ст.131, п .З ст.433 ПС РФ. Одновременно исследуется специальное законодательство о понятии договора купли-продажи права аренды с учетом видовых особенностей этого договора, закрепленных ст. 12 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, ст.85 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 606 ПС РФ, п.4 ст.454, п.2 ст.615, п.1 ст.339, п .З ст.340 ПС РФ. Ключевой вопрос второй главы диссертации - содержание сделки купли-продажи права аренды земельного участка, порядок организации торгов и непосредственного заключения договора купли-продажи, а также уступки права аренды земельного участка. При этом рассматриваются индивидуальные признаки земельного участка, относительно которого реализуется право аренды; условия освоения и использования земельного участка; цена права аренды земли; срок, на который будет заключен договор аренды земли. В сравнительно-правовом аспекте анализируются основные признаки договора купли-продажи права аренды земельного участка. На основе проведенного исследования формулируется вывод о том, что такой договор является двусторонним, возмездным, консенсуалышм , каузальным договором. Специальное законодательство является обязательным не только с точки зрения общего применения и использования относительно коммерческих организаций с определенной организационно-правовой формой предпринимательства. Оно является также определяющим при допуске к участию в торгах и заключении договоров. Правила этого законодательства устанавливают обязательные требования, которые должны учитываться при заключении договора, подлежат выявлению и доказыванию. В третьей главе «Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже права аренды земельных участков» диссертант особое внимание уделяет характеристике общих положений организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже права аренды земельных участков, условий участия в торгах; порядку подачи и приема заявок; порядку проведения торгов по продаже права аренды земельного участка; порядку II заключения договора купли-продажи права аренды земельного участка и передачи прав аренды. На основе анализа общих законоположений, содержащихся в ст.ст.447-449 ГК РФ и в нормативных правовых актах г. Москвы, гражданско-правовой литературе по вопросам продажи имущества с публичных торгов проводится исследование особенностей торгов в г. Москве; дается характеристика оценки стоимости права аренды земли, утверждения цены права аренды земли; проведения торгов при равных условиях, предложенных участниками торгов; условий и порядка проведения торгов; оформления результатов торгов; заключения договора аренды земельных участков. При этом отмечается, что применяемая в г. Москве процедура подачи и принятия заявлений не отражает всей полноты юридической значимости торгов. Автор убежден, что сами торги — суть сделки, поэтому участие в торгах должно оформляться соглашением. Для заключения договора лицо, получившее публичную оферту и желающее участвовать в торгах, обязано предоставить организатору торгов документы, обосновывающие платежеспособность такого лица, а также способность исполнять договор аренды земельного участка, уставные и иные документы. Предлагается дополнить положения о заключении в письменной форме соглашений на участие в торгах с урегулированием вопросов о задатке, сроках предоставления документов, других условиях проведения торгов. Ключевой вопрос третьей главы диссертации - процедура торгов в г. Москве по продаже прав аренды. Важным составным элементом указанной процедуры являются стороны, участвующие в сделке - торгах. От г. Москвы, как продавца прав аренды, выступают специально созданные комиссии при префектурах и Правительстве г. Москвы. Данное положение критически воспринимается автором, так как организацию и проведение торгов целесообразно возлагать на специализированные предприятия. По мнению диссертанта недопустимо привлекать к этой деятельности частные риэлторские фирмы, так как их цели и задачи зачастую не согласуются с доверенным им поручением органов власти. Такие отношения по продаже прав аренды земли при проведении торгов должны строиться со специализированными городскими предприятиями на договорной основе при жестком контроле проведения торгов. При этом крайне необходимо также проведение аккредитации по рассматриваемому виду деятельности. Участником торгов по приобретению права аренды могут выступать физические и юридические лица, чья деятельность предусматривает возможность финансирования коммерческих проектов. По результатам проведенного исследования формулируется вывод о том, что закрепление результатов торгов, обязательных для участников, должно оформляться двусторонним протоколом, имеющим силу договора; 17 при совершении сделки купли-продажи имущественного права - права аренды земли - договором купли - продажи, а также, в некоторых случаях, договором о намерениях. При наличии правового основания - одного из вышеуказанных документов возможно правовое воздействие, в том числе и в судебном порядке, на победителя конкурса по взысканию денежных средств и неустойки за несвоевременное их внесение. Торги не являются единственной формой предоставления земельных участков, на которых продается право аренды земли. Торги - формализованная и неудобная схема реализации при малом спросе и наличии градостроительных ограничений, связанных с освоением предоставляемого земельного участка. В этой связи предпочтительным является прямая сделка купли-продажи прав аренды земли на объекты с одним претендентом. В случаях, когда земельный участок вызывает действительный интерес нескольких субъектов, то с учетом максимальных градостроительных, экономических и других параметров торги целесообразно проводить в форме аукциона, а не конкурса. При этом формулируется вывод о том, что заключение договора посредством проведения торгов не является единственной формой продажи права аренды земельных участков. Нельзя ее назвать и приемлемой и удобной в условиях малого спроса на земельные участки относительно предложения и отсутствия у многих землепользователей денежных средств. Кроме того, такая процедура сопряжена с множеством формальных и подчас не нужных, но обязательных условий, как-то: рекламная кампания, участие в торгах не менее двух субъектов, соблюдение которых является не привлекательным для инвесторов, заинтересованных вложить значительные инвестиции в освоение земельных участков. Более предпочтительной, по убеждению автора, является прямая сделка купли-продажи прав аренды земли, поскольку она открывает возможность в рамках «вторичного рынка» совершать гражданско-правовые сделки с правом аренды и переоформлять переход прав и договоры аренды на правопри-обретателя права аренды. В этой связи предлагается в проектируемом Земельном кодексе предусмотреть порядок принятия решений и совершения сделок купли-продажи права аренды земли, когда проведение торгов малоэффективно и нецелесообразно, либо предусмотреть ценовой ценз с учетом показателей по срокам аренды земельных участков (краткосрочные - до 5 лет), значимости и объемам строительства. Эти показатели существенны, так как объем привлекаемых инвестиций на строительство может определять цену права аренды, в отличие от стоимости, то есть вводятся коэффициенты для привлечения инвестиций в развитие городской инфраструктуры. В четвертой главе диссертации: «Элементы договора купли-продажи права аренды земельного участка» рассматриваются: форма и государствен - II ная регистрация договора купли-продажи права аренды; стороны договора купли-продажи права аренды земельных участков и договоров аренды; права и обязанности; определение стоимости права аренды земельного участка; основания и порядок прекращения купли-продажи права аренды земельного участка; выкуп права аренды земельного участка. Исходным принципом исследования четвертой главы является вопрос об оформлении сделки купли-продажи права аренды земельного участка. В зависимости от вида оформления сделки: составления протокола результатов торгов; заключения договора купли-продажи (уступки, купчей); заключения смешанного договора решается вопрос о государственной регистрации данной формы сделки. В некоторых случаях возможно оформление соглашения о намерениях с возложением обязательств на стороны: такое соглашение регистрации не подлежит, однако стороны примут на себя обязательства по оплате средств за право аренды, заключения договора аренды земли и другие условия. Из содержания п. 5 ст. 448 ПС РФ следует, что протокол по результатам торгов требует подписания сторонами, имеет силу договора, но требование об его государственной регистрации в законе не содержится; на основании протокола стороны обязуются заключить соответствующий договор. По результатам торгов, предметом которых выступает право на заключение договора аренды земли /права аренды земли, стороны заключают договор аренды земли. Заключение договора купли-продажи земельного участка, когда предметом сделки выступает не право, а земельный участок, обязательно с последующей регистрацией и выдачей свидетельства о регистрации права собственности в едином государственном реестре. При заключении договора государственная регистрация обязательна. Возникают и другие вопросы, связанные с регистрацией договоров аренды земельных участков. Они в рамках рассматриваемой темы связаны с договорами купли-продажи права аренды земельных участков как поводом и основанием для изменения стороны в договоре аренды земельного участка и связанных в этом случае правами и обязанностями арендатора (как продавца, так и покупателя права аренды) земельного участка. Предоставление земельного участка представляет собой сложное правоотношение. Круг лиц при предоставлении земельного участка, проведению торгов, заключению договора аренды земельного участка, его регистрации различен. Сложна и структура государственных органов, участвующих в выработке решений и заключении договоров. Особенностью совершения сделки купли-продажи права аренды земли до заключения договора аренды земли является то, что на земельный участок договор аренды земельного участка еще не заключен, и, соответственно, право аренды земельного участка как имущественное право, возникшее из обязательственных отношений, не воз- никло. В этом случае следует констатировать, что предмета сделки на момент ее совершения до заключения договора аренды земли не существует. Тогда правомерно возникает вопрос о законности проведения торгов при отсутствии права аренды до заключения договора аренды земельного участка. Тем не менее, законодательными актами предусматривается проведение торгов по купле-продаже прав аренды. Решение данного вопроса видится в том, что данную сделку государство совершает под условием возникновения права аренды в будущем. Сделка под условием. Такое положение известно российскому законодательству, разрешающему, например, залог будущего урожая. Одним из способов уступки права аренды земли с последующей уступкой договора аренды земли является сделка купли-продажи (такие сделки как: мена и дарение, а также уступка в счет погашения долга ограничены Гражданским кодексом). Сделка купли-продажи права аренды земли арендатором (правообладателем) преобладает по сравнению с другими сделками по уступке прав аренды земли. Данная сделка совершается при наличии согласия арендодателя. После получения согласия арендатор заключает договор купли-продажи. Предметом купли-продажи является право аренды земли (доля в праве аренды земли) на весь земельный участок (его часть, части), в части приобретенного на возмездной основе у города посредством уплаты цены права аренды земли. Цена не должна быть ниже нормативной стоимости права аренды земли, определяемой (устанавливаемой) городской властью согласно городским нормативным актам. При заключении договора купли-продажи права аренды земли применяются правила п.4 ст.454 ГК РФ. Договор подлежит обязательной государственной регистрации. В договоре аренды земли кроме предмета и цены договора обычно предусматривается условие о переходе прав и обязанностей по договору аренды земли в полном объеме, за исключением уже исполненных обязанностей и реализованных прав от прежнего арендатора к новому арендатору. В этой связи возникает дилемма относительно перехода прав. С одной стороны, стороны могут установить его с момента заключения договора купли-продажи, то есть с момента государственной регистрации; с другой стороны, вряд ли условие, согласованное сторонами по сделке между арендаторами: прежним и новым, является обязательным для арендодателя, несмотря на государственную регистрацию договора купли-продажи и изначально полученное согласие на совершение сделки. Договор купли-продажи, в котором новый арендатор, будучи правообладателем, не является до внесения изменений в договор аренды стороной по договору аренды земли. Статус арендатора правообладатель после покупки (приобретения) права аренды земли приобретает не в силу договора купли-продажи, а соглашения между 21 арендодателем и сторонами по договору купли-продажи прав аренды земли к договору аренды земли, в котором и предусматривается собственно этот переход, признаваемый арендодателем. Для устранения противоречий между сроками по моменту перехода прав стороны могут в договоре установить, уточнить момент этого перехода. Особое внимание в четвертой главе уделено исследованию рыночной стоимости земельного участка - наиболее вероятной цене продажи участка на конкурентном и открытом рынке при осознанных и рациональных действиях покупателя и продавца, которые хорошо информированы и не испытывают давления чрезвычайных обстоятельств. Различные авторы предлагают различные методы определения рыночной стоимости земли. Центральным вопросом купли-продажи права аренды земли является цена. Определение цены права аренды устанавливается в г .М оскве на основании оценки права аренды. Цена права аренды утверждается специально созданными при правительстве г .М осквы и префектурах комиссиями. При определении цены учитываются различные показатели стоимости права аренды, формируемой из базовых ставок права аренды на земельные участки. Рассматривается необходимость разграничения понятий «стоимости» и «цены» права аренды, установления порядка их определения и методики , возможность применения ценных бумаг при обороте права аренды земли. В завершении четвертой главы дается анализ договора купли-продажи, равно как и протокола по результатам торгов, которые являются поводом для заключения договора аренды земли. По различным причинам договор купли-продажи может не быть исполнен. К таким причинам прекращения договора купли-продажи права аренды земли следует отнести основания, являющиеся основаниями для расторжения договора аренды земли. Совершение сделки купли-продажи прав аренды земли, где предметом выступает имущественное обязательственное право, обусловлено договором аренды земли. Главным образом, обусловлено сроком действия договора аренды земельного участка. При этом, покупатель права аренды не приобретает прав собственника на земельный участок, нельзя его назвать и собственником права аренды земельного участка (такой статус скорее условный) -п риобретатель права аренды по сделке становится только правообладателем такого права. Договор же купли-продажи выступает не в качестве основания для пользования земельным участком, а поводом для заключения договора аренды земли либо переоформления перехода прав при наличии действующего договора аренды земли. Способы оплаты: денежная форма, натуральная, ценными бумагами. В пятой главе диссертации: «Защита земельных прав арендаторов в суде» дается и анализируется общая характеристика дел по спорам, возникающим из договоров купли-продажи права аренды земельных участков, и 21 по спорам в области земельных правоотношений, а также подчеркивается, что судебное решение не всегда возможно исполнить в связи с некоторыми пробелами законодательства и слабостью исполнительной системы, заключающейся в примитивной оплате труда судебных приставов-исполнителей, отсутствии средств передвижения, достаточных механизмов воздействия на неисполнителей судебных решений. В результате, право, признанное вступившим в законную силу судебным решением, не всегда может быть реализовано при уклонении должника от добровольного исполнения и осуществляемых мерах по принудительному исполнению из-за практической незаинтересованности низкооплачиваемых исполнителей от государства. Таким образом, механизмы реальной защиты нарушенных и восстановленных в судебном порядке прав субъектов земельных правоотношений нуждаются не только в правовой обеспеченности, но и в материальном стимулировании, в том числе создании системы льгот, условий труда. Поскольку отношения по поводу аренды земель подчиняются общим требованиям, которые гражданское законодательство предъявляет к арендным отношениям, то основу законодательного регулирования этих отношений составляет Гражданский кодекс РФ. При этом также учитываются особенности купли-продажи прав аренды земли, проведения торгов, аренды земельных участков и земельное законодательство. На основе рассмотрения различными судебными органами, а также третейскими судами, различными административными комиссиями различных ведомств дел, связанных с разрешением земельных споров, а также вопросов, связанных с правонарушениями в сфере земельного законодательства, учитывая сложность этих споров, необходимость применения специальных знаний, диссертант обосновывает необходимость образования специализированных земельных судов. Диссертант предлагает к юрисдикции этих судов о±нести : споры по границам, площади земельных участков, определения долей, освобождение самовольно занятых и застроенных земельных участков, споры по переводу на наследников прав аренды и прочее, равно как и рассмотрение заявлений об отмене и признании недействительными постановлений о привлечении к административной ответственности может быть предметом ведения специализированных земельных судов, а также некоторые иные вопросы , связанные с этими спорами, а также споры, которые связаны с обжалованием гражданами их объединениями распорядительных актов о предоставлении земельных участков, находящихся или граничащих с водными объектами, землями историко-культурного и иного специального назначения. По теме диссертации диссертантом опубликованы следующие материалы: 1. Правовое регулирование сделок земли в городе Москве. Сборник тезисов. Проблемы развития экологического, аграрного, земельного зако - нодательства в субъектах Российской Федерации. Оренбург. 1997 год, с. 77-79; Понятие "вторичный рынок земли". Ежемесячный информационно-аналитический журнал "Городская собственность" № 1 (17) январь 1999 год. С. 35. Закрепление основных положений о праве собственности и других правах на землю в законодательстве Российской Федерации. Ежемесячный информационно-аналитический журнал "Городская собственность" № 3(19) Март 1999. Права граждан на землю. Нормы предоставления земельных участков гражданам в домовладениях. Ежемесячный информационно-аналитический бюллетень рынка недвижимости " RWAY ". № 50 май 1999 год, с. 8-9, и Ежемесячный информационно-аналитический журнал "Городская собственность" № 8-9 август-сентябрь 1999. Правовое регулирование купли-продажи права аренды земельных участков в Москве. Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Белоруссии, Украины и других стран СНГ, государств Балтии. Тезисы документов международной конференции. Минск. 1999. С. 95 - 99. Правовые аспекты земельных отношений в г. Москве. Ежеквартальный журнал "Правовое регулирование рынка недвижимости" № 4 (5) 2000. С.90-92. Авторский коллектив. Киселев В.И., Комов Н.В., Обуховская Т.Д., Солдатенков В.В., Спиридонов В.Ф., Шмелев Г.И., Щеглов В.А. Аренда земельных участков в Российской Федерации Теория и практический опыт для государственных, муниципальных служащих и граждан. Диссертантом написаны с. 50-51 (Государственная регистрация договоров аренды земельного участка) с. 92-96 (Предоставление земельных участков с определением доли в праве аренды земли), с. 97 - 110 (Аренда земельных участков в г. Москве), с. 120 - 138 (Сделки с правами аренды); с. 139 - 147 (судебная практика рассмотрения дел, связанных с арендой земли). |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |