|
> Лизинговые схемы. Документы, мнения.Новые законодательные инициативы по лизингуМосква Пресс-центр РИА Новости 4 сентября 2003 г. Российская Ассоциация лизинговых компаний провела ежегодный опрос лизинговых компаний по результатам деятельности в 2002 году и прогнозам развития рынка лизинга на 2003-2004 год. Объем лизинговых операций в 2002 году компаний-членов Ассоциации “Рослизинг” составил более 700 млн. долларов. Это одни из самых крупных компаний, по деятельности которых можно судить о развитии лизинга в отдельных отраслях экономики, а в их совокупности – о лизинге в России в целом. С учетом этого и мнений независимых экспертов суммарный объем лизинга в 2002 году можно оценить в 2,5 млрд. долларов, а это около 4,5% от общего объема инвестиций в основные фонды. В таблице приведены суммарные объемы заключенных в 2002 году новых договоров лизинга оборудования и недвижимого имущества. По данным Ассоциации лизинг недвижимого имущества значительно отстает от лизинга оборудования. Присутствие компаний-членов Ассоциации в этом секторе лизинга крайне незначительно, включая лизинг воздушных и морских судов. Отмечено, что в прошлом году по линии лизинга наметились положительные тенденции в авиастроительной отрасли и авиационных грузопассажирских перевозок и в АПК в основном благодаря программам государственной поддержки той или иной отрасли. Наибольший инвестиционный вклад государства был осуществлен в конце 2001 года в сектор агропромышленного лизинга, когда реально заработала государственная агропромышленная лизинговая компания “Росагролизинг”. Сегодня уставный капитал этой крупнейшей в России лизинговой компании составляет 9 миллиардов 300 миллионов рублей. Компания работает на рынке за счет собственных средств и выступает, фактически, как самостоятельный инвестиционный институт. В прошлом году по сравнению с 2001 годом наибольший прирост инвестиций был сделан компаниями Ассоциации в секторах автотранспортных средств, сельскохозяйственной техники и медицинского оборудования. Лизинг машиностроительного оборудования уменьшился на 28,5%, отрицательные темпы прироста наблюдались в лизинге строительной техники (-5,48%) и специального оборудования (-44,9%). Наибольшее количество договоров, как и в 2001 году, заключается на срок от 2 до 5 лет. Однако второй год подряд присутствуют договора лизинга на срок от 5 до 10 лет. Соотношение собственных и заемных средств остается практически на прежнем уровне (17% и 83% соответственно). ВЫВОДЫИнвестиционная деятельность в последние годы ориентируется, главным образом, на активное включение в производство конкурентоспособных резервных мощностей и модернизацию производства. Сегодня основное предназначение инвестиций по лизингу – обновление основных фондов предприятий. Функция лизинга как инструмента продвижения продукции и услуг на рынке проявляется незначительно. Однако процесс создания лизинговых компаний, специально ориентированных на эти цели, в последние два года заметно активизируется. Примером тому является работа компании “Сиал-Лизинг” (входит в группу “Универсальный лизинг” при ФПГ “Сибирский алюминий”). Объявлено о создании лизинговых компаний КамАЗОМ, Промышленным союзом “Новое содружество” (с/х техника), дилеры большинства автомобильных заводов предлагают своим клиентам лизинг. Наибольшая активность лизинговых компаний наблюдается в секторе автомобильного транспорта, который признан членами Ассоциации наиболее перспективным объектом лизинга на ближайшие годы. Активность государства наблюдается в ключевых отраслях экономики, нуждающихся в крупных инвестиционных ресурсах: сельское хозяйство, авиационная отрасль, железнодорожный транспорт, общественный транспорт. Основные методы государственной: создание государственных лизинговых компаний со 100% государства, компенсация процентной ставки по коммерческим кредитам, компенсация затрат на страхование предмета лизинга. Имущественное страхование лизинговых операций достаточно развито. Страхование финансовых рисков находится в зачаточном состоянии. Степень концентрации рынка лизинга в России, рассчитанная по методике ЛИЗЮРОП (кривая Лоренца), достаточно высока. Индекс Gini=0,70 российского рынка лизинга по всем видам оборудования (у ЛИЗЮРОП – 0,74). Рынок лизинга машиностроительного оборудования поделен более равномерно, здесь индекс Gini=0,61. Наименьшей концентрацией капитала характеризуются секторы лизинга деревообрабатывающего оборудования (Индекс Gini=0,52), дорожно-строительной и строительной техники (Индекс Gini=0,54). Секторы лизинга легковых и малотоннажных автомобилей, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов имеют индекс концентрации рынка (0,69 и 0,61 соответственно). В стране преобладает внутренний лизинг. Примеры международного лизинга крайне редки. Прогноз о росте рынка лизинга в 2002 году сделанный участниками предыдущего опроса (в 2001 году) оказался завышенным (60%). Сегодня компании более реально смотрят на вещи. Темпы роста в 2003 году составят 36%, и будут снижаться в 2004 году до 30%. НОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ЛИЗИНГУВ начале 2003 года Советом Ассоциации принято решение о разработке новых законодательных инициатив в сфере лизинга. По инициативе участников “Круглого стола” международной практической конференции “Лизинг в России’2002. Состояние и перспективы развития” и при активном содействии Ассоциации создана экспертная группы из числа ведущих специалистов в сфере лизинга (руководители крупных компаний, финансовые директора, юристы). В основе разработанных поправок и изменений к действующему законодательству о лизинге лежит резолюция, принятая участниками конференции. Экспертная группа провела 5 заседаний. На сегодняшний день практически полностью согласованы дополнения и замечания к действующему Федеральному закону “О финансовой аренде (лизинге)”. Подготовлен проект закона о внесении изменений и дополнений в этот закон. Предлагаемые изменения закона направлены на расширение и закрепление понятия инвестиционного характера лизинга, на закрепление положительных традиций российского рынка лизинга, на предотвращение появления и развития так называемых “серых схем” и защиту цивилизованного рынка лизинга. Сформулированы поправки к отдельным нормам НК РФ. В основном они затрагивают вопросы налогообложения лизинговых операций, устраняют существующие противоречия между налоговым и бухгалтерским учетом лизинговых операций при учете лизингового имущества на балансе лизингполучателя и при сублизинге. Перед Ассоциацией стоит задача добиться включения в планы работы Государственной Думы РФ на 2004 год рассмотрения указанных законопроектов. Ассоциация намерена воспользоваться поддержкой РСПП (р), ТПП РФ, АРБ в решении этой задачи. Подготовленные экспертной группой законопроекты будут представлены на самое широкое обсуждение всем участникам рынка лизинга в России. Окончательный вариант поправок будет обсужден на очередной международной практической конференции “Лизинг в России’2003. Состояние и перспективы развития” 22-23 октября 2003 г. Секретариат 04 сентября 2003 года ПРЕСС-РЕЛИЗ пресс-конференции Ассоциации «Рослизинг» «ЛИЗИНГ В РОССИИ 2002-2003. |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |