ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Инвестиции в недвижимость. Документы, мнения, комментарии

Инвестиционная активность в ноябре 2002 г.

За январь-ноябрь 2002 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 1398.0 млрд. руб., или 102.5% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе в ноябре - 163.4 млрд. рублей (прирост к соответствующему периоду 2001 года - 2.2 процента).

Сопоставление динамики темпов роста инвестиций в основной капитал за два последних года по каждому месяцу периода январь - ноябрь подтверждает тенденцию ослабления инвестиционной активности в экономике в текущем году по отношению к 2001 году.

Одной из причин ослабления инвестиционной активности является замедление роста собственных средств организаций в инвестициях в основной капитал, который за январь - сентябрь 2002 года составил 102.4% (прирост за соответствующий период 2001 года - 6.4%). Их доля сократилась за январь - сентябрь 2002 года на 0.1 процентного пункта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Сокращение собственных средств организаций в инвестициях в основной капитал произошло в результате снижения темпа роста прибыли в составе собственных источников финансирования, который за январь - сентябрь 2002 года составил 82.3% (прирост за соответствующий период прошлого года - 18.2%). В результате доля прибыли в составе общих объемов инвестируемых собственных средств снизилась с 51.1% в январе - сентябре 2001 года до 41.1% в январе - сентябре 2002 года, а в общих объемах инвестиций в основной капитал - с 24.9% до 20% соответственно.

Снижение собственных средств организаций в источниках финансирования инвестиций в основной капитал сдерживал динамичный рост амортизации. За январь - сентябрь 2002 года темп роста амортизации в собственных источниках инвестиций составил 124.3% (за январь - сентябрь 2001 года - 101.2%). В результате доля амортизации в общих объемах инвестируемых собственных средств увеличилась до 50.1% (январь - сентябрь 2001 года - 41.3%), а в общих объемах инвестиций в основной капитал - до 24.4% (20.1% в январе- сентябре 2001 года).

Кроме того, на снижении инвестиционной активности сказалась отмена с 1 января 2002 г. льготы по налогообложению прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства. В результате предприятия сделали в начале текущего года в инвестиционной деятельности выжидательную паузу в связи с переходом на новые условия налогообложения.

Структурные сдвиги в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал. В январе - сентябре 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года доля инвестиций в основной капитал в промышленности уменьшилась с 43.7% до 43%, на транспорте - с 22.9% до 19.7%, увеличилась в отрасли связь - с 2.7% до 3.9%, сельском хозяйстве - с 2.5% до 3.0%, торговле и общественном питании - с 1.8% до 2.0 процентов.

В промышленности доля инвестиций в основной капитал уменьшилась в топливно - энергетическом комплексе с 27.4% до 26.1%, в том числе в нефтедобывающей промышленности - с 15.2% до 13.6%, нефтеперерабатывающей - с 2.2% до 2.0%, угольной - с 0.9% до 0.8%, увеличилась в электроэнергетике - с 4.1% до 4.7% и осталась без изменения в газовой промышленности - 5 процентов.

В металлургии доля инвестиций в основной капитал уменьшилась с 5.6% до 5.4%, в том числе в черной металлургии - с 2.4% до 2.2% и осталась без изменения в цветной металлургии - 3.2 процента.

В обрабатывающих отраслях увеличился удельный вес инвестиций в машиностроении и металлообработке - с 2.9% до 3.1%, пищевой промышленности - с 3.2% до 3.6%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - с 1.2% до 1.3%, производстве строительных материалов - с 0.6% до 0.8%, Осталась без изменений доля инвестиций в основной капитал в химической и нефтехимической промышленности - 1.8% и легкой промышленности - 0.2 процента.

Всего в развитие ТЭК и транспорта было направлено 45.8% инвестиций в основной капитал, по сравнению с 50.3% за соответствующий период прошлого года.

Однако хотя и произошло некоторое улучшение отраслевой структуры инвестиций в промышленности, в целом она остается неблагоприятной и не соответствует сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическому и моральном износу. Кроме того, объем инвестиций недостаточен для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов.

Государственные капитальные вложения. В январе-ноябре 2002 г., по предварительным данным Минфина, государственные капитальные вложения профинансированы в сумме 53.5 млрд. рублей, что составляет 91.3% уточненного годового лимита, в том числе в ноябре - 7.5 млрд. рублей. На погашение неоплаченных обязательств прошлых лет направлено 1.13 млрд. рублей, или 84.0% от уточненного годового лимита.

На реализацию программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" использовано 4.2 млрд. рублей, или 84.1% уточненного годового лимита.

На финансирование государственных капитальных вложений, предусмотренных государственным заказчикам по Федеральной адресной инвестиционной программы, в январе-ноябре 2002 года, по данным Минфина России, перечислено 48.2 млрд. рублей, или 92.2% уточненного годового лимита, в том числе в ноябре - 6.9 млрд. рублей.

По перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2002 год, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № 207-р и с учетом изменений согласно распоряжений от 24 августа 2002г. № 1176-р и № 1177-р (далее Перечень), в январе-ноябре 2002 года, по данным Госкомстата России, освоено государственными заказчиками 13.1 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или 54.3% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. Освоение годового лимита государственных капитальных вложений по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд в разрезе важнейших комплексов (отраслей) по итогам за январь-ноябрь характеризуются следующими данными:

По итогам января - ноября 2002 года уровень финансирования почти 25% строек, включенных в Перечень, составил менее 90%, а по 30.2% строек финансирование не осуществлялось. По состоянию на 1 декабря 2002 г. полностью профинансировано 770 строек, или 39.7% от их количества, включенного в Перечень. В целом уровень финансирования годового лимита составил 59.0 процентов.

Существенно ниже, чем в целом по стройкам, включенным в Перечень, профинансированы государственные капитальные вложения в строительном комплексе - 15.0%, специальном комплексе - 35.5% и лесопромышленном - 37.1 процента.

Срываются сроки ввода в эксплуатацию строек и объектов, включенных в Перечень. В текущем году намечено ввести в действие 692 стройки. Из них в январе-ноябре осуществлен ввод 46 строек, или 6.6 %, в том числе на полную мощность введено в эксплуатацию 37 строек и частично - 9 строек.

Включение в Перечень значительного числа строек, не имеющих других источников финансирования, кроме средств федерального бюджета, обусловило снижение уровня привлечения государственными заказчиками средств для финансирования капитальных вложений за счет дополнительных источников финансирования. Если в 2001 году на 1 рубль капитальных вложений, профинансированных за счет средств федерального бюджета, приходилось 3.0 рубля капитальных вложений, профинансированных за счет привлеченных средств, то в январе-ноябре текущего года - 1.9 рубля.

Общая динамика строительной деятельности в январе-ноябре 2002 года характеризуется продолжением тенденции замедления темпов роста работ, выполняемых по договорам строительного подряда. В январе - ноябре объем работ составил 773.7 млрд. руб., или 102.6% к уровню января - ноября 2001 года, в том числе в ноябре - 84.9 млрд. рублей, или 102.7% к уровню ноября 2001 года.

С исключением сезонности этот показатель в январе-ноябре текущего года характеризуется ростом.

Основными факторами, влияющими на снижение активности подрядных работ в январе - ноябре, являются следующие:

уменьшение собственных средств в источниках финансирования инвестиций;

высокая степень износа основных фондов в строительстве (около 40%);

большие объемы просроченной кредиторской задолженности, из которых 77.6% длительностью более 3-х месяцев;

значительная доля (январь-октябрь 2002 г. 40.5%) убыточных строительных предприятий и организаций (январь - октябрь 2001 г. - 36 процентов);

увеличение суммы убытка в строительстве с 8.8 млрд. рублей в январе-октябре 2001 г. до 12.5 млрд. рублей в январе-октябре 2002 года;

высокий уровень налогов.

Жилищное строительство. В январе - ноябре 2002 г. строительство жилья увеличилось по сравнению с тем же периодом 2001 г. на 13.0%. В указанный период строительными организациями всех форм собственности было построено 267.8 тыс. новых квартир общей площадью 23.7 млн. кв. метров.

В ноябре 2002 года строительство жилья предприятиями и организациями всех форм собственности увеличилось по сравнению с тем же периодом 2001 года на 10.1%, построено 32.9 тыс. новых квартир общей площадью 2.9 млн. кв. метров. Строительство жилья в январе-ноябре и ноябре текущего года характеризуется более высокой динамичностью, чем в соответствующем периоде предшествующего года.

По состоянию на конец сентября, накопленный иностранный капитал в экономике России составил 39.8 млрд. долл. США, что на 15.6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прямые инвестиции - 48.7% (на конец сентября 2001 г. - 51.6%), доля прочих инвестиций - 47.8% (45.3%), портфельных - 3.5% (3.1 процента).

Основными странами - инвесторами, осуществляющими значительные инвестиции в экономику России, являются Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия. На долю этих стран приходилось 75.4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых инвестиций приходилось 74.3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В январе - сентябре 2002 г. в экономику России поступило 12.9 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на 32.8% больше, чем за соответствующий период 2001 года. Следовательно, в январе - сентябре 2002 года темп прироста иностранных инвестиций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 9.6 процентного пункта.

За январь - сентябрь 2002 года прямые иностранные инвестиции составили 2631 млн. долл. США. Сокращение объема прямых инвестиций за девять месяцев текущего года составило 9.9 процента.

В указанный период портфельные инвестиции сократились на 24.3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составили 224 млн. долл. США. Прежде всего, сказалось сокращение вкладов иностранных инвесторов в паи и акции, объем которых составил 69% к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес портфельных инвестиций невелик и составляет 1.7% от общей суммы привлеченных иностранных инвестиций.

Прочие иностранные инвестиции в январе - сентябре 2002 года выросли на 54.4% и составили более 10050 млн. долл. США, из них торговые кредиты - 1482 млн. долл. США, или увеличились на 15% и прочие кредиты - 8458 млн. долл. США, рост на 63.8%, в том числе прочие кредиты на срок свыше 180 дней увеличились в 2.7 раза.

За январь - сентябрь 2002 года по сравнению с соответствующим периодом 2001 года доля прямых инвестиций уменьшилась с 30.0% до 20.4%, доля портфельных инвестиций - с 3.0% до 1.7% и доля прочих инвестиций увеличилась с 67.0% до 77.9 процента. Сформировалась устойчивая тенденция ухудшения структуры иностранных инвестиций в результате сокращения прямых инвестиций в их общем объеме.

Причины снижения темпов роста прямых иностранных инвестиций в январе-сентябре 2002 г. заключаются в следующем:

низкая конкурентоспособность прямых инвестиций относительно альтернативы размещения активов в торговые кредиты (с быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках, которые составляют большую часть иностранных инвестиций, относящихся к категории прочих. В отличие от прямых инвестиций, эти формы обладают не только более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков;

высокие инвестиционные риски для иностранных инвесторов в результате недостаточных гарантий прав, собственности и доходов;

нахождение рейтингов инвестиционной привлекательности российской экономики в спекулятивной фазе;

нестабильность российского фондового рынка, неэффективность его деятельности, обусловленная слабым развитием рынка и противоречивыми сигналами о состоянии мировой экономики и ухудшением конъюнктуры фондовых рынков США, Европы и стран с развивающейся экономикой;

общее снижение инвестиционной активности в мировой экономике. Так, согласно опубликованного в октябре 2002 года прогноза Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) общий объем прямых иностранных инвестиций в мире в текущем году по сравнению с предыдущим годом сократится больше чем на четверть.

В январе - ноябре 2002 года продолжалась работа по совершенствованию правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность.

26 ноября 2002 г. ратифицированы документы, заключенные Правительством Российской Федерации с правительствами ряда стран (Португальской Республики, Австрийской Республики, Финляндской Республики, Республики Индонезии, Королевством Норвегия, Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, Государством Кувейт) о регулировании вопросов об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

11 ноября 2002 г. принято постановление Правительства № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", которое устанавливает правила, определяющие порядок организации и проведения соответствующих торгов в форме аукциона или конкурса. В отношении федеральных земельных участков решение о проведении торгов в форме аукциона принимает Минимущество России, а решение о проведении торгов в форме конкурса - Правительство Российской Федерации.

19 ноября 2002 г. принято постановление Правительства № 833 "О государственном земельном контроле", которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель.

28 ноября 2002 г. принято постановление Правительства № 843 "О порядке регистрации таможенными органами Российской Федерации иностранных лиц, являющихся стороной в договоре с российским лицом (российскими лицами), в соответствии с которым иностранные товары, помещаемые под таможенный режим переработки на таможенной территории, ввозятся (ввезены) на таможенную территорию Российской Федерации", которое определяет, что регистрация осуществляется по заявлению иностранного лица, прилагаемому к заявлению российского лица о выдаче ему лицензии на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации.

12 ноября 2002 г. в Минюсте России под № 3909 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 25.09.2002 г. № 39/пс "О требованиях к отчету о прекращении паевого инвестиционного фонда и порядке его представления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг", которое определяет форму отчета о прекращении паевого инвестиционного фонда, сроки предоставления отчета, а также предоставляет ФКЦБ право требования документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в отчете.

19 ноября 2002 г. в Минюсте под № 3933 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11.09.2002 г. № 37/пс "Об утверждении Положения о порядке передачи управляющей компанией своих прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании", которое определяет порядок и сроки передачи прав и обязанностей управляющей компании паевого инвестиционного фонда по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другому юридическому лицу.

26 ноября 2002 г. в Минюсте под № 3950 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 09.10.2002 г. № 40/пс "О регулировании деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов", которое устанавливает требования к деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; уточняет обязанности управляющей компании паевого инвестиционного фонда и порядок ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

27 ноября 2002 г. в Минюсте под № 3963 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.10.2002 г. № 43/пс "Об утверждении Положения о порядке предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг электронных документов", которое устанавливает перечень и требования к электронным документам, а также порядок их предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

18 ноября 2002 г. в Минюсте России под № 3930 зарегистрировано "Положение о порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств", утвержденное Банком России от 16.10.2002 № 201-П. Положение предоставляет юридическим лицам - резидентам право открывать счета в иностранной валюте за пределами России для обслуживания деятельности своих представительств без разрешений Банка России. При этом они должны уведомить налоговые органы по месту своего нахождения в Российской Федерации об открытии (закрытии) каждого счета представительства.

19 ноября 2002 г. в Минюсте под № 3931 зарегистрировано "Положение о порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда", утвержденное Банком России от 16.10.2002 № 200-П. Положение устанавливает порядок открытия юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой, за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда, порядок проведения операций по этим счетам, а также порядок предоставления информации об операциях по этим счетам. Открытие вышеуказанных счетов производится без разрешений Банка России, но требует обязательного уведомления налоговых органов по месту нахождения в Российской Федерации юридического лица - резидента.

Рейтинги инвестиционной привлекательности России. 5 декабря 2002 года инвестиционная привлекательность по оценке международного рейтингового агентства Standard & Poor"s по долгосрочному рейтингу в иностранной валюте поднялась с ВВ - до ВВ, по долгосрочному рейтингу в национальной валюте - с ВВ - до ВВ +.

На 10 декабря 2002 г. рейтинги инвестиционной привлекательности международных агентств Moodyўs Jnvestors Service и Fitch Ratings оставались без изменений по отношению к октябрю и ноябрю текущего года.

Инвестиционный рейтинг оказывает положительное влияние на увеличение инвестиций. При присвоении инвестиционного рейтинга у государства появится возможность более дешевого заимствования средств, прежде всего - на зарубежных рынках. Получение инвестиционного рейтинга повлечет за собой повышение рейтинга российских хозяйственных субъектов.

Существующие рейтинги инвестиционной привлекательности являются максимальными уровнями рейтингов когда-либо присваиваемых России со стороны международных рейтинговых агентств. Однако страна прошла лишь первый этап восстановления доверия западных инвесторов после кризиса 1998 г. Уровень этих рейтингов отражает, в первую очередь относительно высокую способность страны своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, характеризует кредитоспособность России и вложения инвестиций за рубеж. Однако категории рейтингов инвестиционной привлекательности России всех международных агентств остаются на позициях, обладающих существенными спекулятивными характеристиками.

До инвестиционного класса долгосрочных рейтингов в иностранной валюте агентства Standard & Poorўs остался один уровень ВВ +, а агентства Fitch Ratings остались два уровня ВВ и ВВ +, агентства Moodyўs Jnvestors Service также осталось два уровня Ва 2 и Ва 1.

Инвестиционный класс рейтингов отражает достаточную и высокую способность к исполнению финансовых обязательств, адекватную финансовую устойчивость и более высокую чувствительность к неблагоприятным экономическим условиям.

Позитивная оценка развития российской экономики за последние годы адекватно отразилась в признании достойного места в мире другими международными иностранными компаниями. Так, например, инвестиционная привлекательность России для иностранного инвестора согласно рейтингу консалтинговой компании А.Т. Kearney (конец сентября 2002 г.) значительно выросла, страна поднялась по индексу доверия с 32-го на 17-е место, который вырос сразу на 19% и составляет значение этого рейтинга на октябрь 2002 г. - 0.99.

Россия впервые после 1998 г. вошла в состав 25 стран наиболее привлекательных для иностранных инвестиций. Такой уровень индекса доверия Россия обеспечила стабильным ростом ВВП, способностью выполнять свои долговые обязательства и вкладывать инвестиции в экономику зарубежных стран.

Министерство экономического развития и торговли

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru