|
> Недвижимость и бизнес: подборка документацииПрепятствие на пути прямых инвестиций: антимонопольное законодательство или несовершенство налоговой системы
Несмотря на такие факторы, как: необъятный рынок, развитая, хотя и требующая обновления, индустриальная база, высокий научно-технический потенциал, квалифицированная рабочая сила, огромные запасы разнообразного сырья, отсутствие ощутимой конкуренции со стороны национальных предпринимателей, существуют негативные аспекты, отпугивающие потенциальных инвесторов, как-то: неустойчивость национального инвестиционного климата, отсутствие четкой государственной стратегии стимулирования иностранных инвестиций и, как следствие, существование более высоких по сравнению с другими странами инвестиционных рисков. Инвесторы, желающие размещать свои инвестиции и получать отэтого прибыль, вынуждены выбирать между двумя направлениями инвестиций: прямыми (ихеще называют стратегическими) ипортфельными (спекулятивными). Портфельные (спекулятивные) инвестиции— подразумевают покупку ценных бумаг нарынке сцелью ихдальнейшей продажи иполучения прибыли. Приэтом инвестора неинтересует само предприятие (хотяон влюбом случае его оценивает)— его интересуют краткосрочные перспективы роста цены акций. Другим направлением инвестиций являются: Прямые (стратегические) инвестиции— инвестиции, которые предусматривают вложения непосредственно вреальные активы (производство и сбыт) или обеспечивают получение контроля надпредприятием (приобретение контрольного пакета акций). В соответствии с нашим законодательством под прямыми инвестициями понимается приобретение инвестором не менее 10% доли в уставном капитале создаваемого или действующего предприятия. При этом инвестор заинтересован втом, чтобы егоинвестиции обеспечили повышение эффективности работы предприятия иулучшили егофинансовое состояние. Это более рисковый вид бизнеса, требующий отинвестора серьезной подготовки каждой сделкии, соответственно, предъявляющий повышенные требования ккачеству документов, подготовленных сторонами. На Западе существует следующая классификация компаний, претендующих на получение инвестиций:
По сути, это - только проект или бизнес-идея, которую необходимо профинансировать для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок.
Недавно образованная компания, не имеющая длительной рыночной истории. Финансирование для таких компаний необходимо для проведения научно-исследовательских работ и начала продаж.
Компании, имеющие готовую продукцию и находящиеся на самой начальной стадии ее коммерческой реализации. Такие компании могут не иметь прибыли, и, кроме того, могут требовать дополнительного финансирования для завершения научно-исследовательских работ.
Компании, которым требуются дополнительные вложения для финансирования своей деятельности. Инвестиции могут быть использованы ими для расширения объемов производства и сбыта, проведения дополнительных маркетинговых изысканий, увеличения основных фондов или рабочего капитала. Кроме перечисленных выше, инвестиции могут быть использованы для:
Этот тип финансирования предназначен для компаний, преобразуемых из частных в открытые акционерные общества и пытающихся зарегистрировать свои акции на фондовой бирже.
Инвестиции, предоставляемые управляющим и инвесторам существующей компании для приобретения ими действующих производств или бизнеса в целом.
Финансовые ресурсы, предоставляемые венчурным инвестором управляющему или группе управляющих со стороны для приобретения ими компании.
Финансирование компаний, испытывающих те или иные проблемы в своей торговой деятельности с целью обретения стабильности и более прочного финансового положения.
Приобретение акций действующей компании другим акционером/акционерами. Сегодня в России инвестиции осуществляются преимущественно в компании первой группы. Последние пять типов финансирования практически не представлены на рынке. Зачастую инвестор стремиться вложить имеющиеся в наличии свободные средства в компанию либо ряд компаний в форме слияния или поглощения (в нашей практике - присоединение, т.е. прекращение существования одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу «Закон об акционерных обществах», ст.17), которое возможно путем приобретения контрольного пакета акций). Этим он преследует цель увеличения количества сделок, роста капитала, задействованного в них. Также единовременно могут быть достигнуты цели экономии от роста масштабов, сокращения издержек и избавления от излишних производственных мощностей (в случае финансовых организаций - сокращение дублирующего персонала), сокращения налоговых обязательств за счет превращения реализационного внешнего оборота во внутренний, снижение риска объединенной структуры за счет диверсификации. Также в соответствии с «Теорией рыночной мощи» слияния и поглощения приводят в конечном итоге к монополии компании на рынке и дают ей возможность вести свою ценовую политику. Однако в этом случае всегда нужно учитывать возможность оказания давления и установления контроля со стороны государства, начиная с разрешительного характера проведения таких объединений и заканчивая регулированием процесса ценообразования на продукцию монополистов, или доминирующих субъектов. В соответствии с Законом РСФСР от 22.03.1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов. В редакции Закона от 1994 г. доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65 процентов, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение вышеуказанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35 до 65 процентов, если оно доказано МАП РФ (территориальным управлением). Доминирующее положение рассчитывается как доля оборота предоставленных услуг на рынке в обороте услуг этого же вида, предоставленных всеми лицами, зарегистрированными должным образом, в установленных границах рынка. Оборот финансовой услуги рассчитывается на основании статистической, бухгалтерской отчетности и иной информации, представляемой финансовой организацией в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на соответствующем рынке финансовых услуг. Порядок определения оборота финансовых услуг и границ рынка обозначен в Методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. N 194. В целях антимонопольного регулирования на рынке финансовых услуг определяется граница регионального и федерального рынка предоставляемой услуги. Одно из самых серьёзных препятствий широкого привлечения капитала в российскую экономику - совместимость стандартов учёта, принятых в России, с западными. Отчетность российских компаний, составленная для целей налогообложения, служит цели не раскрывать, а, наоборот, затушевывать информацию об истинном положении компании. Для этого применяются как легальные, так и нелегальные методы, призванные, с точки зрения управляющих компаниями, снизить размер налогов, перечисляемых государству. При этом, вводя в заблуждение других, предприниматели сами попадают в ту же ловушку. Искаженная финансовая отчётность не является для них самих инструментом финансового управления и принятия управленческих решений. Во взаимоотношениях же с посторонними инвесторами они вообще оказываются в двусмысленном положении. Предприниматель, естественно, заинтересован в том, чтобы выторговать для себя и своей компании наиболее выгодные условия сделки. Деформация финансовой отчетности не позволяет ему обоснованно аргументировать свои претензии. Собственник предприятия не может подтвердить инвестору информацию о реальном положении дел на фирме, поскольку не имеет отчетности и первичных документов, отражающих реальную картину происходящего, и вынужден в связи с этим идти на уступки и соглашаться на менее выгодные условия. Однако проблема анализа и интерпретации финансовой отчетности российских компаний, претендующих на получение инвестиций, носит не только локальный характер, но и глобальный, влияющий на размер привлекаемых инвестиций в страну в целом. Дело в том, что несовершенство налоговой системы влечет за собой сокрытие значительной части оборота российских предприятий, это в целом влияет на размер такого показателя как ёмкость рынка, или, иными словами, суммарный оборот предоставляемых на рынке услуг, как следствие, при расчете ёмкости рынка происходит занижение данного показателя от фактического уровня. Но из упомянутой методики следует, что, чем больше учтённая ёмкость рынка финансовой услуги, тем больший размер инвестиций в натуральном выражении может быть привлечен без каких либо оговорок со стороны антимонопольных органов. Таким образом, проблема несовершенства российского налогового законодательства является двойным препятствием на пути привлечения прямых инвестиций. Не давая, с одной стороны, российским предприятиям возможности привлекать капитал на объективных условиях без потери тех выгод, в основном налоговых, которые возникают при сокрытии реального состояния дел компании. С другой - сужая границы рынка, доступного для инвесторов без вступления в противоречия с антимонопольным законодательством. Устранение этого препятствия возможно только на государственном уровне. На микро уровне эту проблему, к сожалению, решить невозможно. Источник: http://www.rosec.ru/consulting/artic/EBC10A10-6F81-7EC1-9ED2-0000FFA86F0E/index2.wbp |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |