|
> Недвижимость: анализ рынка, проблемы, документыДальние перспективы рынка квартир, глазами Правительства России.Во второй половине сентября Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 675 “О федеральной целевой программе “Жилище” на 2002-2010 годы”. Ознакомление с 32 страничным официальным документом дело серьезное и требует немало времени, поэтому постараемся вкратце отразить его основные положения. Основная задача статьи вовсе не в ознакомлении читателей с очередным правительственным документом, а в том, что бы донести до масс видение жилищной политики со стороны властей и тех ориентирах, на которые необходимо обратить внимание при составлении перспективных семейных планов.Программа разделена на 4 направления:
Вот краткий перечень основных задач Программы: в области жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг; в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов; в области жилищного строительства - обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства; в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем граждан - обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств. За казенными словами о продолжении реформирования жилищно-коммунального хозяйства скрывается постепенный отказ государства от участия в эксплуатации жилого фонда и передачи этого вида деятельности в частные руки. Со своей стороны власти готовы оказать содействие становлению системы профессиональной подготовки управляющих недвижимостью, разработке и внедрению методологической базы такого рода деятельности и даже постараются решить проблемы накопленной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно - коммунального хозяйства, создать механизмы, не допускающие ее возникновения в будущем. А вот в области обеспечения доступности жилья намечены практические ориентиры. Наряду с организационными мероприятиями, направленными на усиление и уточнение отдельных положений законодательной базы, необходимо обеспечить доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года. Судя по перечню мероприятий, жилищная законодательная база в ближайшее время должна претерпеть значительные изменения. В том числе предполагается укрепить гарантии прав собственников жилья, а также прав добросовестных приобретателей жилья, упорядочить права членов семьи собственника жилого помещения. Планируется внести изменения в жилищное законодательство с целью совершенствования механизмов защиты прав нанимателей и арендаторов на рынке жилья, изменения роли и содержания института социального найма государственного и муниципального жилья. Кроме этого, работа будет направлена на совершенствование функционирования системы административных (государственных и муниципальных) органов и развитие частных профессиональных институтов по обслуживанию рынка недвижимости в жилищной сфере, совершенствование судебной системы. Практика жилищного строительства, в соответствии с Программой, должна, в первую очередь, ориентироваться на постоянное увеличение темпов жилищного строительства и реконструкции жилья и, по планам Правительства, рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья должен составлять не менее чем на 3 - 5 процентов в год. Таким образом, если федеральная Программа будет реализовываться без отступлений, объем строительства жилья в Москве к 2010 году должен достичь 5,5-6 млн. кв. метров в год. А теперь рассмотрим ценовую политику государства в области жилья в привязке к московскому рынку квартир. Напомню, что в соответствии с положением федеральной Программы средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра должна быть равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года. Попытка найти однозначно трактуемые реальные цифры совокупного денежного дохода положительных результатов не принесла. Поэтому высчитаем требования Программы другим путем. Для того чтобы конкретизировать цифры Программы и сравнить их с нынешними ценами на московские квартиры разделим площадь стандартной квартиры на 36 месяцев (3 года). В результате получим цифру 1,5. Это означает, что для выполнения условий федеральной целевой программы, семья из трех человек должна ежемесячно откладывать денежные средства на покупку 1,5 квадратных метров общей площади квартиры. Если это условие будет соблюдаться в течение трех лет, то результатом голодного существования станет 3-х комнатная панельная или кирпичная “хрущевка” с кухней менее 6 кв. метров или двухкомнатная квартира в более современном 4, 5, 7 или 9 этажном панельном доме серии П-46М, с кухней 11,9 или 8,6 кв. метров. А теперь по деньгам. На сегодняшний день стоимость одного квадратного метра в панельных пятиэтажках составляет около 650, в кирпичных - 750, а в девятиэтажных панельных домах - в районе 700 долларов за 1 квадратный метр. Следовательно, цена полутора квадратных метров будет равна 975, 1125 и 1050 долларов соответственно. Учитывая, что семье из трех человек приходится не только делать накопления, но питаться, покупать одежду и предметы первой необходимости добавим на каждого члена семьи еще по 100 долларов. В результате получается, что совокупный денежный доход такой семьи должен быть не менее 1300 долларов в месяц или около 430 долларов на каждого члена семьи. При этом надо учесть, что по официальным данным средняя зарплата москвичей за 1 полугодие 2001 года составляла около 150 долларов. В результате проецирования задач Программы на сегодняшнюю действительность можно прийти к выводу о невозможности ее реализации в ближайшей перспективе. Однако при трехкратном снижении цен на квартиры эта цель может быть достигнута. Но и этого не достаточно. Для сохранения аккумулируемых денежных средств необходимы новые финансовые инструменты, позволяющие, как минимум, компенсировать инфляционные потери, а как максимум, снизить стоимость покупки жилья, например путем размещения этих средств на том же рынке в виде кредитов населению. А, учитывая социальную значимость рассматриваемого вопроса государство должно обеспечить 100 % гарантию сохранения и возврата денежных средств.
|
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |