|
> Политика, что показалось интереснымПроблемы современного общества
2.1. Демократизация государственной власти. 2.1.1. Отказ от диктатуры. Идеология рациократии подразумевает, что при построении государства целесообразно отказаться от всех форм диктатуры и, соответственно, исключить применение насилия во взаимоотношениях между подсистемами общества. Государство обязано отстаивать общесистемные интересы общества, а возникающие противоречия между различными общностями разрешать с учетом интересов всех общностей. 2.1.2. Принципы демократии. Государственная власть в стране, по мнению рациократов, должна строиться на основе научной демократии, под которой следует понимать государственный механизм, позволяющий согласовывать интересы всех подсистем общества и тем самым ликвидировать противоречия между ними. Научная демократия подразумевает способность государства обеспечивать отпор действиям любых общностей, направленным на насильственную реализацию своих интересов за счет пренебрежения интересами всех других общностей. Принципы научной демократии исключают возможность прикрывать ими различные формы диктатуры, включая диктатуру большинства. Истинно демократическим может быть лишь такое государство, в котором обеспечивается защита интересов всех общностей независимо от различий их интересов и от доли в общей численности населения. Отдельные принципы научной демократии известны, но их неполнота приводит к извращению идеи о демократии. Системный подход позволяет устранить пробелы в совокупности принципов демократии и построить эти принципы в логическую последовательность. Демократия включает в себя следующие принципы взаимоотношений граждан и государственной власти: 1. Каждый дееспособный гражданин государства имеет равное с другими гражданами право на власть. Этот принцип демократии некоторые политики, в частности Ленин, истолковали как необходимость и обязательность непосредственного участия каждого гражданина в принятии управленческих решений. Но непосредственное участие может осуществляться только путем референдума, т.е. методом, обладающим множеством недостатков. Во-первых, в современных государствах с многомиллионным населением организация референдума превращается в дорогостоящий и длительный процесс. Во-вторых, референдум должен быть ограничен очень простым вопросом, допускающим односложный ответ: "да" или "нет". (В Казахстане нарушение этого принципа, превратило в профанацию референдум, которым была утверждена конституция страны.) В-третьих, решение вопроса большинством голосов означает не демократию, а диктатуру большинства. 2. Власть в государстве осуществляет парламент, т.е. орган, которому граждане страны делегируют свое право на власть. Управление такой сложной системой, как общество, не могут осуществлять люди, не имеющие специального образования и подготовки. Парламентская деятельность требует высокого профессионализма и культуры депутатов парламента и должна опираться на высокий уровень гражданского самосознания избирателей, голоса которых привели этих депутатов в парламент. 3. Деятельность каждого депутата в парламенте должна быть предсказуемой и открытой для его избирателей. Предсказуемость всех действий депутата обеспечивается обязательным наличием у него предвыборной программы, всем пунктам которой он обязан следовать после избрания. Открытость подразумевает возможность для избирателей контролировать соответствие деятельности поддержанных ими депутатов их предвыборным программам и обещаниям. Поэтому депутат парламента не должен иметь права на выражение личного мнения, скрываемого с помощью тайного голосования. Каждый депутат может высказывать и отстаивать свое индивидуальное мнение лишь по вопросам, не предусмотренным программой. Но и это мнение должно выражаться открыто. В случае выявления расхождений действий депутата с его программой, избиратели получают право на отзыв этого депутата и на возбуждение против него уголовного дела. 4. Профессионализм и предсказуемость действий депутата повышается при принадлежности его к какой-либо парламентской партии. Партия обладает возможностью подготавливать для работы в парламенте и исполнительных органах власти профессионалов самого разного профиля и обеспечивать их согласованную работу. Партия способна создавать программу своих действий по самому широкому кругу вопросов, обсуждаемых в парламенте, т.е. обеспечивать предсказуемость действий всех входящих в нее депутатов. При приходе представителя партии к руководству исполнительной властью, партия обеспечивает его командой профессионалов-единомышленников. Напротив, действия в парламенте так называемых “независимых” депутатов, т.е. депутатов, не имеющих развернутой программы, оказываются непредсказуемыми. Такие депутаты независимы лишь от своих избирателей. 5. Каждый гражданин реализует свое право на власть путем выбора между предвыборными программами (в частности, между партийными программами). Таким образом, участие каждого конкретного гражданина в управлении заключается лишь в том, что он делегирует свое право на власть путем голосования за партию, выражающую его интересы. Партии же при пропорциональной системе борются не за власть, а за поддержку своих программ соответствующей общностью. 6. Гражданин, делегировавший какой-либо партии свое право на власть, не может одновременно делегировать те же права другой партии. Этот принцип позволяет совместить выборы в различные органы государственной власти. Каждый избиратель страны осуществляет выбор партии, которой и отдает свой голос. Федеральный орган формируется из представителей партий пропорционально количеству всех избирателей страны, отдавших предпочтение той или иной партии. Региональные и местные органы власти формируются на основании того же выбора из представителей партий пропорционально количеству избирателей соответствующего региона. Для полного исключения конфликтов центробежного характера вышестоящие органы власти должны ограничить полномочия нижестоящих органов. В частности, региональные органы власти не должны нарушать положения правового поля, установленные федеральным органом власти. Одновременное существование двух и более выборных органов одного уровня неизбежно влечет за собой возникновение конфликтов между ними. Это означает, что в стране единовременно может существовать только один выборный орган: либо президент, либо парламент. Создание второй палаты в парламенте является формой нарушения демократии с целью ограничить волеизъявление народа. 7. Демократичность выборного органа должна оцениваться долей граждан, чьи интересы были учтены в процессе выборов. Все подсистемы общества (слои, классы, группы), имеющие политические интересы, должны иметь право на получение в парламенте мест для своих представителей, выражающих и защищающих их интересы. Из этого следует неправомерность установления всевозможных барьеров на представительство партий в парламенте. Подобные барьеры нарушают демократические права огромного количества граждан страны. Представительство каждой партии может быть непропорциональным числу проголосовавших за нее избирателей. Партии, представляющие не только себя, а интересы определенного слоя граждан страны, должны получать представительство в парламенте. Если партия немного не добрала голосов, достаточных для получения одного места в парламенте, ей это место должно быть предоставлено за счет партий, получивших большое представительство. Соответственно этому большая доля граждан получит возможность отстаивать свои интересы. Отсюда также следует, что любое решение, принимаемое большинством голосов, не является достаточно демократичным. Диктатура большинства является нарушением демократии. Выборный орган должен представлять всех граждан страны, а не какой-то их доли. В частности, президентское правление представляет собой форму авторитарной диктатуры, исключающую соблюдение этого принципа, и, соответственно, не совместимо с демократией. Исключением из этих правил должны быть экстремистские партии, ставящие перед собой антиобщественные цели и допускающие применение насилия в качестве средства политической борьбы. Эти партии должны быть лишены всяких прав и не допускаться к парламентской деятельности. 8. Партии, получившие представительство в парламенте, обязаны соблюдать определенные принципы парламентской деятельности. Каждый член партии, оказавшийся в составе законодательных и исполнительных органов государственной власти, обязан неуклонно следовать всем установкам партийной программы (с учетом возможных межпартийных компромиссов). При отсутствии большинства в парламенте партия занимает положение оппозиционной, использует парламентскую трибуну для критики действий правящей партии и для пропаганды своих взглядов. Даже будучи в оппозиции, партия должна поддерживать те законопроекты, которые соответствуют ее программе. При подготовке таких законопроектов она должна вступать в коалиционное сотрудничество с любыми другими партиями. При принятии законов и поправок к ним, затрагивающим интересы избирателей, любая партия, даже представленная одним депутатом, должна иметь право вето. Право вето не должно распространяться на вопросы регламента, кадровые и прочие текущие вопросы парламентской деятельности депутатов. Такие принципы участия депутатов в парламентской деятельности исключат возможность непредсказуемых действий с их стороны, что наиболее полно обеспечивает интересы их избирателей. 9. Парламент, как орган, отражающий интересы всех слоев населения, должен иметь приоритет над другими органами государственной власти: президентом и правительством. В случае возникновения конфликтов между парламентом и правительством или между парламентом и президентом в отставку должны уходить правительство и президент, но не парламент. Парламент, таким образом, является не просто законодательным органом, а механизмом, с помощью которого общество контролирует деятельность исполнительных органов, не допуская диктатуры какой-либо одной общности или одной партии. 2.1.3. Борьба за демократию. Рациократы считают демократию необходимым средством построения бесконфликтного общества. В соответствии с этим своей первоочередной целью они считают реализацию перечисленных принципов демократии в государственном устройстве. Средством достижения этой цели должно стать внесение соответствующих поправок в конституцию страны. Не вызывает сомнений, что борьба за демократию встретит ожесточенное сопротивление правящей верхушки, преодоление которого становится первоочередной задачей предстоящей политической борьбы. Это ставит вопрос о выборе сре дств дл я преодоления такого сопротивления. Если внимательно изучить “Всеобщую декларацию прав человека”, то легко убедиться в ее полном согласии с рациократическими идеями. Эта Декларация должна стать оружием борьбы рациократов за свои идеи. И вообще, пока партия легальна и находится в оппозиции, политическую борьбу целесообразно развернуть в области права, не оставляя без внимания ни одно нарушение правящей верхушкой Конституции и действующих законов государства. По поводу каждого такого нарушения следует возбуждать судебное дело, направлять материалы в прокуратуру. О передаче дел в суд и о ходе их рассмотрения надо информировать население с использованием средств массовой информации. Рациократы должны возглавить борьбу за превращение государства в действительно демократическое и правовое, в котором возможно использование парламентского метода достижения политических целей. На этом пути их союзниками являются все партии парламентского типа, которые называют себя демократическими и указывают в своих программах демократические цели. Все эти партии, если они не хотят быть обвиненными во лжи своими избирателями, встанут перед необходимостью способствовать демократическим преобразованиям. Демократизация общества требует внесения поправок к конституции, обеспечивающих создание механизмов в соответствии с принципами, изложенными в разделе 2.2.2. Их можно дополнить осуществлением следующих мероприятий: - ограничение полномочий президента с последующей полной отменой института президентства; - переход к пропорциональной системе выборов в однопалатный парламент с институтом партийных списков; - строгое правовое регламентирование форм партийной борьбы всех парламентских партий. Демократизация государственного управления на основе этих преобразований создает возможность изменения общественного строя парламентским путем, без применения насилия. 2.1.4. Разрешение противоречий между общностями. Гармонизация межнациональных отношений. Для устранения угрозы межнациональных конфликтов важнейшей нормой государственного права должно стать уважение прав национальных меньшинств и отсутствие всяких привилегий для "коренной нации". Партия рациократов считает недостаточно точными формулировки Статьи 1 Всеобщей декларации прав человека и Статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах. Отношение рациократов к национальному вопросу основывается на признании прав каждой нации на сохранение своего языка, своей культуры и национальной самобытности. В международном праве целесообразно закрепить приоритет территориальной целостности существующих государств по сравнению с правом наций на самоопределение. Важнейшей нормой государственного права каждой страны должно стать уважение прав национальных меньшинств и отсутствие всяких привилегий для "коренной нации". Гармонизация межрелигиозных отношений. Отношение рациократов к религии строится на признании принципа свободы совести, Статьи 18 Всеобщей декларации прав человека и Статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Идеи рациократии не противоречат тем или иным философским и религиозным убеждениям. Членами партии могут быть как последователи различных религиозных учений, так и атеисты. Вместе с тем рациократы выступают против вмешательства религии в вопросы политического характера, против признания незыблемости общественных отношений и общественного устройства, против принципа "непротивления злу насилием". Партия рациократов считает, что вопросы политического характера не могут решаться на основе каких-либо религиозных догм. Церковь должна быть конституционно отделена от государства. Государственное право не должно служить опорой какой-либо одной религии. Целесообразно рекомендовать терпимость в отношениях между концессиями. В связи с этим партия рациократов приветствует инициативу римской католической церкви, которая в мае-июле 2001 года сделала попытки смягчить свои противоречия с православной церковью и мусульманством. (Имеется в виду посещение Греции, Сирии и Украины папой Иоанном Павлом II.) Гармонизация международных отношений. Для преодоления межгосударственных противоречий необходимо повысить роль международного права и авторитет международных организаций. Надо отметить, что ликвидация эксплуатации человека человеком внутри страны еще не гарантирует общество от опасности попасть под иго международной эксплуатации. Это означает, что преимущества социалистического способа производства должны быть использованы для достижения страной технико-экономического уровня общественного производства, не уступающего уровню развитых стран капиталистического окружения. 2.2. Социализация общественного строя. 2.2.1. Высшая форма демократии. Демократическое государственное устройство представляет собой более высокую по сравнению с диктатурой ступень развития общества. Однако наличие даже полной демократии еще не устраняет несправедливость в обществе, лишь несколько смягчая антагонизм классовых противоречий. Таким образом, идея о демократии неизбежно приводит к идее о социализме, т.е. о новой общественной формации. Высшей формой научной демократии, по мнению рациократов, является социализм, т.е. общественный строй, при котором государственное право ставит вне закона все формы эксплуатации человека человеком, а гармонизация классовых интересов достигает путем внедрения принципа "каждому по труду". Социалистический способ производства устраняет противоречия капитализма и создает предпосылки для резкого ускорения темпов экономического развития, для достижения основной экономической цели общества - максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей каждого человека. Социализм создает правовую основу для повышения справедливости распределительных отношений в обществе. Реализация его принципов раскрепостит труд, сделает его более производительным, более эффективным, более качественным. Лучшие умы человечества издавна мечтали о полной ликвидации эксплуатации человека человеком и устранении классовых противоречий. Коммунистическая идеология, как известно, извратила эту мечту, связав ее с необходимостью построения бесклассового общества путем ликвидации частной собственности на средства производства и физического уничтожения “эксплуататорских классов”. Коммунисты, возглавлявшие СССР, усугубили недостатки идеологии ошибками в экономической практике: они не сумели наладить необходимый учет и не обеспечили реализацию принципа "каждому по его труду". Поэтому созданный ими общественный строй нельзя считать социалистическим. Это был всего лишь псевдосоциализм. Итак, причинами позорного провала построения социализма в СССР были грубые ошибки как политэкономического, так и правового характера. Необходим глубокий анализ этих ошибок, чтобы избежать их повторения в будущем. Рациократы должны быть готовыми к использованию различных форм государственной власти при построении социалистического общества. В каждой из этих форм возникают различные отношения между классами. В недрах буржуазного государства возможно вести борьбу за осуществление подлинной демократии, исключающей нарушение прав человека. Наличие демократии позволяет конституционно установить социалистический строй, запрещающий все формы эксплуатации человека человеком. В этом случае возможен переход к социализму мирным путем. Диктатура трудящихся, как форма власти, необходима лишь в случае, если в стране установится режим буржуазной диктатуры, исключающий демократию. И в этом случае диктатура трудящихся должна быть ограничена первым периодом существования государства, когда требуется преодолеть сопротивление буржуазии, установить демократию и на этой основе конституционно установить социалистический строй. После этого необходимость в осуществлении диктатуры трудящихся отпадет. Подавление каких-либо рецидивов эксплуатации человека человеком отойдет к сфере уголовного права и станет функцией правозащитных органов. 2.2.2. Правовые основы социализма. Как уже было сказано в разделе 1.2.5. настоящей программы, капиталистическая эксплуатация человека человеком в сфере общественного производства основана на буржуазном праве, рассматривающем право собственности на средства производства как бесспорное единое положение. Между тем права собственника сре дств пр оизводства состоят из пяти элементов: - право собственности на средства производства, подразумевающее возможность продавать эту собственность или передавать ее другому лицу; - право управления, т.е. право решения вопросов о перепрофилировании и ликвидации предприятия, назначения администрации и т.д.; - право распоряжения, т.е. право исполнения функций администрации; - право пользования, т.е. право исполнения функций трудового коллектива; - право собственности на товар, созданный пользователем этих сре дств пр оизводства. Совокупность этих прав является основой капиталистической эксплуатации, позволяя собственнику сре дств пр оизводства не полностью оплачивать труд рабочих, создающих новую стоимость, присваивать “прибавочную стоимость”, образующейся за счет такой недоплаты, а также нарушать общенародные интересы, защищаемые государством. Идеология рациократии строится на возможности устранения классовых противоречий при сохранении классовой структуры общества. Она включает в себя основной принцип социализма: "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Этот принцип соответствует интересам любой общественной системы и открывает перед человечеством неограниченные возможности повышения благосостояния и развития культуры. Рациократия исходит из возможности гармонизации взаимоотношений между классами в государстве на основе следующих принципов: 1. Капиталистический путь развития, подразумевающий обязательность эксплуатации человека человеком, не соответствует интересам основной массы населения. 2. Коммунистическая идеология, подразумевающая неизбежность насилия и уничтожения значительной части населения (целых классов общества), не соответствует интересам общества. 3. Ошибочна идея о возможности построения бесклассового общества, и, напротив, необходима и возможна гармонизация интересов всех классов общества. 4. Переход от капитализма к социализму возможен в результате демократических преобразований при сохранении классового общества. Социализм должен строиться на основе правовых норм, провозглашающих: - незаконность любых форм эксплуатации человека человеком; - обязательность соблюдения принципа оплаты по труду; - разделения прав на владение частной собственностью на средства производства, на управление этой собственностью и на распоряжение этой собственностью; - право собственника на владение средствами производства, реализуемое в форме владения акциями, стоимость которых отражает реальную стоимость этих сре дств пр оизводства; - право трудового коллектива на пользование и распоряжение средствами производства соответствующего предприятия; - исключительное право государства на управление частной собственностью, осуществляемое в интересах всего населения страны. Таким образом, в условиях социалистического государства возможно исключить эксплуатацию трудящихся классом капиталистов, хотя сам этот класс будет иметь право на существование. Но все огромные преимущества социалистического способа производства представляют собой всего лишь потенциальную возможность, реализация которой невозможна без учета объемов производства товаров на предприятиях, а также количества труда, затрачиваемого на производство этих товаров. Каких-то объективных экономических законов, которые обеспечивали бы реализацию потенциальных преимуществ социалистического способа производства независимо от способности общества найти путь этой реализации, к сожалению, не существует. Найти единственно правильное решение проблемы ликвидации классовых противоречий позволяет новая политическая экономия, которой располагает партия рациократов. В ней предложены методики исчисления вновь созданной стоимости, стоимости и индивидуальной стоимости продукции на отдельном предприятии. Эти три новых для экономистов-практиков показателя в сочетании с известной им ценой позволяют решать все те проблемы, которые стали камнем преткновения для экономической науки. Так, например, основой эксплуатации человека человеком в сфере общественного производства служат ошибки при распределении вновь созданной стоимости между претендующими на нее субъектами. Возможность устранения этих ошибок будет показана в последующих разделах данной части программы. Современная общественная система характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, т.е. наличием множества разнообразных групп населения, каждая из которых претендует на долю материальных благ. Надо иметь в виду, что проблема исключения эксплуатации может снова возникнуть в случае прихода к власти партии социалистического направления демократическим путем. Этой партии придется решать вопрос о возможности проведения социалистических преобразований без гражданской войны, что возможно лишь при условии сохранения частной собственности на средства производства. Путь решения этого вопроса открывает следующий политэкономический анализ. 2.2.3. Решение проблемы деления материальных благ. На долю во вновь созданном продукте претендуют три различных субъекта: общество в целом, трудовой коллектив и собственник сре дств пр оизводства. Для справедливого разрешения этого конфликта необходимо законодательно запретить эксплуатацию человека человеком внедрить социалистический принцип: каждому по труду. Интересы каждого из этих субъектов должны учитываться в сопоставлении с выполняемыми ими функциями, а при установлении их прав следует определить и их обязанности. Общество обязано поставить под жесткий контроль распределение всех материальных благ, создаваемых всеми производительными силами общества, и обеспечить выполнение своих требований. Доля трудового коллектива. Трудовой коллектив каждого предприятия является созидателем необходимых всему обществу потребительных стоимостей. В то же время он нуждается в потребительных стоимостях, создаваемых другими трудовыми коллективами. Интересы трудового коллектива не совпадают с интересами общества в целом. Каждый трудовой коллектив стремится получить максимально возможное количество материальных благ. Преследуя свои эгоистические интересы, он противостоит другим трудовым коллективам и при этом готов даже стать в отношении их эксплуататором. У трудового коллектива имеются определенные обязанности по отношению к государству, которое является выразителем интересов общества. Государство выражает свои интересы в форме законов и нормативных документов. А администрация предприятия, представляющая трудовой коллектив перед лицом государства, обязана соблюдать законы и исполнять положения нормативных документов. Есть у трудового коллектива обязанности и в отношении собственника сре дств пр оизводства. В частности, трудовой коллектив обязан обеспечить сохранность и своевременное воспроизводство сре дств пр оизводства. Доля трудового коллектива, составляющая фонд оплаты труда его членов, определяется как единая для всей страны доля вновь созданной стоимости. Это фонд полностью выплачивается членам трудового коллектива без всяких удержаний и налогов. При наличии правового поля, исключающего возможность классовой эксплуатации человека человеком, трудящимся становится безразличным то, кому принадлежит та или иная частная собственность. Доля государства. Государство выполняет ряд функций, необходимых обществу: создание инфраструктуры общественного производства, управление его развитием, поддержание правопорядка внутри страны, охрана территории страны от внешних противников, защита интересов государства во взаимоотношениях с другими государствами и других, предусмотренных законодательством страны. На выполнение этих функций государство получает финансовые средства, собираемые в форме налога от всех предприятий страны. Размер единого для всех предприятий налога, определяется в масштабе всего народного хозяйства, как отношение затрат государства на исполнение его функций к общей величине произведенного национального дохода. Каждое предприятие страны исчисляет налог, как соответствующую долю от вновь созданной стоимости. Этот налог отчисляется в государственный бюджет независимо от результатов хозяйственной деятельности. Государство осуществляет управление всеми средствами производства страны. Механизм государственного управления заключаться в создании “правил игры” для производителей, т.е. правовых условий их деятельности. Государственная система регулирования использует механизмы естественной конкуренции. Мелочное администрирование исключается. Государство и только оно принимает решения об изменении профиля предприятия или о его ликвидации. Наиболее важными с точки зрения управления народным хозяйством станут органы государственной статистики, планирования и финансов. На всех предприятиях страны, независимо от принадлежности контрольного пакета акций, должна быть введена подконтрольность государственным статистическим, плановым финансовым органам, а также трудовому коллективу. Никакой коммерческой тайны, маскирующей криминальность руководителей предприятий, не должно существовать. Капиталы и доходы на них финансовой и торговой буржуазии должны быть поставлены под строгий контроль. Их деятельность должна стать прозрачной и не прикрываться покровом “коммерческой тайны”. Напротив, следует организовать строжайшую проверку деятельности банков, банковских учреждений, посреднических, маклерских, биржевых и подобных им структур с решением вопроса о полезности этой деятельности для общества. При отсутствии полезности структуры должны ликвидироваться, а при выявлении криминальных аспектов их деятельности материалы проверки должны направляться в суд. Внешнеэкономическая деятельность должна стать монополией государства. Вывоз капиталов за границу, равно как и хранение своих ранее вывезенных капиталов в зарубежных банках, должно быть признано незаконным. Ссылки на то, что предприниматели других стран имеют такие права, не убедительны. В условиях отставания от развитых стран национальная безопасность требует защиты экономики от утечки капитала. * * * Фонд заработной платы предприятия в сумме с налогом, уплачиваемым государству должен быть равным величине вновь созданной стоимости. Этот принцип обеспечивает справедливое распределение материальных благ, т.е. открывает возможность гармонизации классовых отношений в обществе. Он должен быть распространен на все сферы деятельности: промышленное и сельскохозяйственное производство, образование, государственное управление, все виды услуг, коммерческую деятельность и т.д. Этот же принцип, соответственно, поставит барьеры на пути неэффективного и некачественного труда, который был бичом лжесоциализма. Доход собственника. Разделение права собственности, права пользования и права управления средствами производства резко изменяет содержание понятия “собственник сре дств пр оизводства”. Для устранения недоразумений целесообразно заменить его понятием “акционер”. Все акционеры должны иметь равные права независимо от количества принадлежащих им акций. Понятие “контрольный пакет” перестает действовать. Акционеры не участвуют в создании новой стоимости и, соответственно, не имеют права на какую-то ее долю. Таким образом, они лишены права и возможности эксплуатировать трудящихся. Но их интересы не игнорируются. Акционеры заинтересованы, во-первых, в увеличении стоимости акций и, во-вторых, в получении доходов из своей собственности для личного потребления. Первое обеспечивается механизмом амортизации сре дств пр оизводства, предусматривающим непрерывное обновление основных средств предприятия в соответствии со среднеотраслевым техническим уровнем соответствующей отрасли страны. Второе связано с конкуренцией между акционерами различных предприятий. Те из них, кто вкладывает инвестиции в научно-технический прогресс своего предприятия, обеспечивают себе высокие дивиденды. А недостаточно активные акционеры рискуют разориться, т.к. их дивиденды принимают отрицательное значение. Итак, доходы акционеров могут возрастать лишь в результате их жесткой конкурентной борьбы друг с другом за научно-технический прогресс на “своих” предприятиях. Конкуренция акционеров в этом направлении полезна обществу и стимулируется как расчетом на высокие дивиденды, так и риском разорения. Рядовые работники предприятий в результате конкуренции между собственниками тоже выигрывают. В размер дивидендов должны включаться проценты на вложенный капитал, которые, как и амортизационные отчисления, должны учитываться в себестоимости продукции и не входить в размер вновь созданной стоимости. Акционеры должны также обладать правами: - работать в составе трудового коллектива предприятия; - продавать свои акции по цене, сложившейся на рынке ценных бумаг; - в случае ликвидации предприятия получать от государства компенсацию за свои акции по цене, сложившейся на рынке ценных бумаг до принятия решения о ликвидации. - получать дивиденды на свои акции за счет: процента на вложенный капитал, прироста стоимости сре дств пр оизводства, разности между стоимостью и индивидуальной стоимостью продукции и разности между ценой и стоимостью продукции предприятия; - требовать от администрации предприятия поддержания качества используемых средств производства на среднеотраслевом техническом уровне. Для ортодоксальных коммунистов даже допущение подобного решения покажется недопустимым. Однако они должны учесть отрицательный опыт бывшего СССР, где государство столкнулось с проблемой накопления денег у населения. Хранение бумажных денег “в кубышках ” нарушало систему денежного обращения, а использование для этой цели безальтернативной системы сберегательных касс создало в стране огромную массу денег, не обеспеченную товарными запасами. Государство изымало деньги из сберегательных касс и вкладывало их в создание сре дств пр оизводства. Но средства производства не могли быть реализованы населению. В результате на счетах населения числилось огромное количество денег, не обеспеченных товарными запасами и даже не существующих в наличии. Система денежного обращения оказалась расстроенной. Очевидно, целесообразнее предоставить гражданам страны возможность вкладывать деньги непосредственно в производство, например, путем приобретения акций предприятий. Ясно, что допущение акционирования создает возможность сосредоточения значительной доли акций в одних руках, но понятие "контрольный пакет" ликвидируется. 2.3. Профессионализация управления государством. 2.3.1. Борьба против власти невежества. На существующем этапе развития России первоочередной задачей партии рациократов, т.е. партии власти разума, является разоблачение “власти невежества” и организация общества на борьбу против этой власти. Тотальное невежество можно победить только всеобщими усилиями. Каждый гражданин, которого волнует судьба его страны, обязан вооружиться знанием экономической теории. Когда общество преодолеет собственное невежество, невежды не смогут удерживать власть. Восторжествует рациократия, т.е. власть разума и знаний, способностей и профессионализма. Устранение “власти невежества” откроет обществу путь ускоренного экономического развития, при котором будут находить разрешение противоречия между общностями и достигаться гармония их интересов. Правовой основой гармонии станет такой порядок распределения материальных благ, при котором доля каждой общности окажется пропорциональной ее вкладу в общественное производство. Внутри общности материальные блага будут распределяться в соответствии с основным принципом социализма: каждому по его труду. 2.3.2. Повышение общественного самосознания. Средством повышения общественного самосознания должна стать широкая агитация партии за идеи рациократии среди всех слоев населения с целью повысить его политическую активность и привлечь его к поддержке партии в ее борьбе за участие в парламенте и правительстве. Для реализации потенциальных преимуществ, которые создает сочетание демократии и социализма, требуется использование новой экономической теории, которая отвечает требованиям современного народного хозяйства. Партия рациократов располагает теорией, которая соответствует современному уровню развития общества и его знаний и открывает возможность целеустремленного, планового, научного управления процессом экономического развития страны при устранении всех форм эксплуатации человека человеком. Эта теория позволяет преодолеть противоречия между различными подсистемами общества и обеспечить бесконфликтные условия экономического развития страны. Такой теорией является принципиально новая политическая экономия, которая способна обеспечивать любые требования народного хозяйства, давать однозначные и объективные количественные оценки всем экономическим фактам, явлениям, процессам. Она позволяет отказаться от “метода проб и ошибок”, заменив его точным расчетом результатов управленческих решений. Новая наука обеспечивает все требования практики, т.е.:
Она может и должна стать инструментом органов государственного управления, обеспечивая им возможность профессионального выполнения их функций. Для политических деятелей она создает возможность обеспечивать реальность экономической части их программ. Результатом этого должен стать детерминированный ход экономического развития страны. Новая наука позволит обществу вырваться из глубокой колеи, в которую завела вульгарная экономическая наука, и вырваться на скоростную магистраль экономического развития. Расширенные границы новой науки поставили ее на более высокую ступень по сравнению с классической теорией стоимости, подобно геометрии Лобачевского по сравнению с геометрией Евклида и физике Эйнштейна по сравнению с физикой Ньютона. Короче говоря, это именно то, чего не смогли дать ни отечественная, ни зарубежная экономическая наука и что может существенно повлиять на развитие человеческого общества в III тысячелетии. Предлагаемая экономическая наука является единственным оружием против власти невежества. Это оружие невозможно обернуть в противоположную сторону. Каждый, кто им овладеет, перестанет быть невеждой и обязательно начнет бороться против других невежд. 2.3.3. Совершенствование управления. Целью развития любого государства является достойное экономическое вхождение в мировое сообщество, участие в мировом рынке в качестве равного партнёра, способного устоять в конкуренции с другими странами. Чтобы достичь этой цели, необходимо выработать новое общественное сознание, способное квалифицированно регулировать социально-экономические процессы. Необходимым условием достижения этой цели является высокий профессионализм всех тружеников народного хозяйства, прежде всего, работников органов государственного управления. Вооружая трудящихся самыми современными средствами производства, общество требует от них совершенства во владении имеющейся у них техникой для обеспечения высокой производительности труда. Однако высокий профессионализм трудящихся может оказаться бесполезным при низком профессиональном уровне работников органов государственного управления. Профессионализм требуется не только от руководителей высшего уровня, но и от рядовых работников системы управления. Профессиональное управление требует от них способности действовать согласованно, трезво оценивать обстановку, выбирать наиболее оптимальный вариант развития экономики, используя имеющиеся ресурсы, принимать управленческие решения на основе точного знания результата этих решений. Ясно также, что в процессе управления необходима непрерывная обратная связь с управляемым объектом. Наивно делать ставку на благоприятный результат при стихийном развитии событий. В экономике подобный оптимизм приводит к тяжелейшим кризисам, которые по своим последствиям намного тяжелее катастроф на отдельных материальных объектах. Недопустимо и использование метода проб и ошибок, при котором руководство страны, не имея надежной обратной связи с народным хозяйством, хаотично двигает всеми имеющимися у него рычагами управления. ratiokrat.narod.ru |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |