|
> Рынок на современном этапе, аналитика, документыПроект невозможногоАНАЛИЗ И ПРОГНОЗ февраль 2000С помощью иностранных капиталовложений Туркменистан собирается уже до 2020 г. вступить в "золотой век" Ольга СЕРГЕЕВА Привлекательность молодых прикаспийских госуда рств дл я иностранных инвесторов в последние годы не подвергается сомнению: запасы нефти и газа, которыми они располагают, являются "лакомым кусочком" для нефтедобывающих компаний всего мира. В наиболее выгодном положении с этой точки зрения находится Азербайджан: в короткие сроки ему удалось не только начать добычу на каспийском шельфе, но и организовать транспортировку углеводородов на европейские рынки. Туркменистан продвинулся в этом направлении значительно меньше: разведка на принадлежащих ему месторождениях юго-восточного Каспия только начинается, а большинство маршрутов экспорта углеводородов пока существует лишь на бумаге. Соискатели Инвестиционная активность в Туркменистане постоянно нарастает. Уже более 780 зарубежных фирм открыли здесь свои представительства, создали дочерние структуры или участвуют в работе совместных предприятий. В частности, иранские компании занимаются в основном импортом туркменского газа, германские - поставками оборудования для энергетического сектора, британские и американские больше интересует возможность инвестирования сре дств в р азработку месторождений углеводородов, а японские - в модернизацию нефтепереработки. Перечень иностранных компаний, работающих в республике, вполне представителен. Активно участвует в туркменских проектах американская Mobil (теперь - Exxon / Mobil ), которой принадлежит 40% в разработке месторождения Бурун. Кроме того, компания подписала два СРП по участку Карашызлык (месторождения Котур-Тепе и Барса-Гелмес ) в западном Туркменистане. Наконец, именно Mobil в июне 1998 г. выиграла тендер на разработку месторождения Сердар ( Кяпаз ) на границе каспийских секторов Туркменистана и Азербайджана, работы на котором до сих пор не начались из-за противоречий двух стран. Инвестиционные проекты в нефтегазовом секторе Туркменистана, осуществленные с 1991 по 1998 г. Проект Стоимость, млн долл. Строительство газопровода Туркменистан - Иран 190 Строительство сооружений по сжижению газа в Наипе 45 Реабилитация нефтегазового месторождения Бурун 42 Реабилитация газового месторождения Корпейе 35 Строительство газопровода Казанык - Кизиларбат 24 В с е г о 336 И с т о ч н и к : Государственное агентство по иностранным инвестициям Инвестиционные проекты в нефтегазовом секторе Туркменистана, осуществляемые в данный момент Проект Стоимость, млн долл. Первая стадия реконструкции НПЗ в Туркменбаши 497 Реабилитация газового месторождения Давлатабад 180 Разведка на нефтегазовых месторождениях им. Иванова и им. Губкина 121 Реконструкция компрессорной станции в Барсагелмесе 50 В с е г о 848 И с т о ч н и к : Государственное агентство по иностранным инвестициям Вновь образованный гигант Exxon / Mobil подтвердил намерение активно участвовать в развитии туркменского нефтегазового сектора. В 2000 г. корпорация собирается продолжить начатое компанией Exxon исследование углеводородного потенциала берегов Амударьи, связанное с выяснением перспектив строительства газопровода Туркменистан - Китай - Япония. Интерес к туркменским проектам проявляют также именитые англичане. В частности, Monument Oil (позднее поглощенная Lasmo Oil ) совместно с Mobil начинала освоение месторождения Бурун (сегодня Lasmo принадлежит здесь 35%). Кроме того, Monument , в соответствии с СРП, подписанным в июле 1998 г., являлась партнером Mobil и на участке Карашызлык . Еще один крупный инвестор - компания Dragon Oil (ОАЭ), подписавшая СРП с туркменской стороной в ноябре 1999 г. В соответствии с его условиями, в течение 25 лет Dragon Oil будет заниматься добычей углеводородов и модернизацией нефтедобывающего оборудования на месторождениях Челекен , Лам и им. Жданова, а также поставлять в Туркменистан современную технику для переоборудования нефтяных платформ, трубопроводов, береговой инфраструктуры. Лидером среди компаний, инвестирующих в развитие газового сектора страны, безусловно, является Shell . В июле 1999 г. она заключила с правительством Туркменистана стратегический альянс, предполагающий ее участие в разведке и эксплуатации 6 газовых месторождений на шельфе. Неудивительно, что именно Shell стала участником (с долей 50%) консорциума по строительству транскаспийского газопровода. Что касается капиталовложений в усовершенствование инфраструктуры, то компании Petronas и Lasmo ориентируются на строительство нефтепровода Туркменистан - Иран, Delta Oil (Саудовская Аравия), Cresent Group (Пакистан), Hundai (Южная Корея), Inpex и Itochu (Япония) - на прокладку газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан. Sinopec (Китай) и Mitsubishi (Япония) являются партнерами Exxon / Mobil по осуществлению проекта транспортировки "голубого топлива" в Китай и далее в Японию. Российские инвесторы в Туркменистане пока практически не представлены. В то же время между отечественными компаниями и правительством Туркменистана уже возникли некоторые трения. Так, в июле 1997 г. была предпринята попытка приступить к разработке месторождения Сердар ( Кяпаз ) в соответствии с СРП, подписанным между "Роснефтью", "ЛУКОЙЛом" и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР). В ответ на это Туркменистан заявил протест, и освоение месторождения было отложено. Возможно, в случае принятия решения о совместной азербайджано-туркменской разработке этого участка, российские инвесторы смогут вернуться к первоначальным планам. Насколько перспективны капиталовложения в туркменский нефтегазовый сектор? Какова вероятность того, что первоначальный энтузиазм инвесторов не сменится скептицизмом, а Туркменистан все же сможет "догнать и перегнать" своих соседей по объему и, главное, результативности иностранного участия в его экономическом развитии? Это зависит как от объективных факторов - к примеру, таких, как потенциал туркменского шельфа и близость рынков сбыта, так и от субъективных - действий президента и правительства, политической и экономической стабильности в стране. Видит око, да зуб неймет Доказанные запасы нефти в стране составляют 546 млн баррелей (74,7 млн т). Вне всякого сомнения, эта цифра крайне мала: к примеру, аналогичные показатели по Казахстану колеблются в пределах 10-16 млрд баррелей (1,4-2,3 млрд т). Тем не менее, по оценкам представителей туркменского правительства, потенциальные запасы этого вида сырья могут достигать здесь 6 млрд баррелей (822 млн т). Некоторые официальные лица, в частности, председатель ГТК " Туркменнефтьгаз " Б.Реджепов, делают крайне смелые прогнозы - 87,6 млрд баррелей (12 млрд т). Безусловно, подобные оценки нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть: разведка на шельфе страны только начинается. Но огромный разброс в цифрах настораживает и готовит инвестора скорее к неприятным неожиданностям. Энергетический баланс Туркменистана Нефть Природный газ Доказанные запасы 546 млн барр . 2,8 трлн м3 Добыча 131 тыс. барр ./ сут . 25,2 млрд м3/год Потребление 54 тыс. барр ./ сут . 4,4 млрд м3/год Экспорт 77 тыс. барр ./ сут . 20,8 млрд м3/год Мощность НПЗ 237 тыс. барр ./ сут . И с т о ч н и к: EIA, сентябрь 1999 г. Сегодня объемы добываемой в стране нефти невелики - примерно 131 тыс. баррелей в сутки. Большая часть действующих месторождений располагается на суше Туркменистана. Крупнейшие среди них - нефтегазовые Котур-Тепе и Барса-Гелмес , нефтяные Небит-Даг и Челекен . Перспективы роста нефтедобычи в стране эксперты связывают с несколькими проектами. Первый - это реабилитация месторождения Бурун, дающего сегодня 7 тыс. баррелей в сутки (в 1998 г. - 14 тыс.). Второй - добыча углеводородов на участке Карашызлык (его площадь - 4494 км 2 ). Разрабатываемый с июля 1998 г. на условиях СРП, он включает в себя как подготовленные структуры, так и нетронутые резервуары, обнаруженные на нижних горизонтах месторождений Котур-Тепе и Барса-Гелмес . Mobil и Monument планируют инвестировать 100 млн долларов в сейсмические исследования и бурение оценочных скважин в этой зоне. По мнению специалистов этих компаний, разработка перспективных структур в районе Карашызлык вместе с мероприятиями по реабилитации месторождения Бурун может к 2006-2007 гг. довести уровень нефтедобычи в западном Туркменистане до 500 тыс. баррелей в сутки. Но этот показатель по стране в целом будет зависеть, прежде всего, от результатов разведки на туркменском шельфе. Основные надежды инвесторы связывают с так называемой южно-каспийской зоной, в которой, по последним подсчетам, находится около 30 месторождений различной нефтеносности. Правительство Туркменистана, крайне озабоченное необходимостью привлечения иностранных инвесторов к разработке шельфа, уже пыталось провести тендер на их освоение. В 1997-1998 гг. зарубежным компаниям было предложено 11 месторождений, расположенных на площади 22600 км2 и содержащих предположительно до 4,1 млрд т НЭ. На участие в тендере были поданы заявки от Amoco , Exxon , Mobil , Unocal / Delta ( США-Саудовская Аравия), Cairn Energy / Texuna (Великобритания-Китай), Agip (Италия), Petronas (Малайзия), Shell (Великобритания), TPAO (Турция). Но его итоги оказались неутешительными. 16 июня 1998 г. было объявлено, что право на переговоры о заключении СРП по месторождению Сердар ( Кяпаз ) (предполагаемые резервы - 200 млн т НЭ.) получает компания Mobil , а по структуре Гаплан (220 млн т НЭ) - консорциум Cairn Energy / Texuna . Но до заключения соглашений дело так и не дошло. Британо-китайский альянс отказался от переговоров по причине падения мировых цен на нефть, Mobil пришлось отступить из-за угрозы ее участию в азербайджанских проектах. Спустя год после отказа от разработки месторождения Сердар ( Кяпаз ) российским консорциумом, ситуация повторилась в зеркальном отражении: теперь протест заявил Азербайджан, намекнувший, что проекты Mobil в этой стране окажутся под угрозой, если компания пойдет на заключение сделки с туркменской стороной. Mobil пришлось публично признаться, что она не намерена подписывать соглашения с Туркменистаном или начинать работы на месторождении до того, как территориальный спор будет урегулирован. Однако маневр не удался - в ноябре 1998 г. туркменские власти объявили, что инвесторы потеряли эксклюзивное право на ведение переговоров. Неудача первого тендера не остудила пыл туркменских властей - уже на следующий год было решено провести второй раунд. К нему правительство Туркменистана подготовилось гораздо лучше: была распространена информация, согласно которой туркменский участок юго-восточного шельфа Каспия предположительно содержит очень крупные запасы углеводородов - 12 млрд т НЭ. Кроме того, участки, предложенные инвесторам, уже не могли стать предметом территориального спора, так как находились достаточно близко к туркменскому побережью. Во-первых, это снижало риск трений с Азербайджаном и Ираном, а во-вторых - обеспечивало компаниям-инвесторам сравнительно невысокий уровень затрат на бурение и сооружение инфраструктуры. В подготовке тендера, наряду с туркменскими властями, принимали участие американские компании Western Geophysical и Exploration Consultants Ltd , что также должно было послужить большему доверию к этому мероприятию со стороны иностранных инвесторов. 29 ноября 1999 г. было объявлено, что Western Geophysical получила первые сейсмические данные по месторождениям центрального и восточного Каспия, которые будут выставлены на международный тендер в рамках Программы лицензирования углеводородных проектов на 1999-2000 гг. Тем не менее, перспективы нового лицензионного раунда далеко не ясны. Во-первых, часть крупных инвесторов заинтересована в разработке именно спорных (а значит, не включенных в тендер) месторождений. Это означает, что их интерес к Туркменистану останется сниженным до тех пор, пока не урегулирована проблема статуса Каспия. Неудивительно, что президент страны Сапармурат Ниязов настаивает на скорейшем ее разрешении . "Нас устраивает и вариант общего моря, и полный секторальный раздел, - говорит он, - главное, чтобы прикаспийские государства как можно скорее нашли консенсус в данном вопросе". Кроме того, пока ничем не подтверждены первоначальные данные о запасах углеводородов на туркменском шельфе. Некоторые компании, в том числе Mobil , высказывали сомнение в том, что предложенные участки действительно содержат значительные объемы нефти и газа. Не изменились с первого раунда и условия СРП, хотя, справедливости ради, надо сказать, что инвесторы и не выражали недовольства ими. Согласно туркменскому варианту соглашений о разделе продукции, государство, в лице компании " Туркменнефть ", получит 5-15% в любом вновь образованном консорциуме, 10-15 млн долларов в качестве бонуса за подписание контракта по каждому месторождению, 25-30% добычи на первоначальном этапе его эксплуатации, 3-15% в качестве роялти. Доля средств, которые должны быть реинвестированы в проект, составит 40-70% от прибыли. И все же, велика вероятность, что нефть туркменского шельфа, по выражению представителя американского Института внешнеполитических исследований Майкла Раду, "останется под землей еще долгое время". Причина этого - в отсутствии адекватных и надежных маршрутов ее экспорта. До сих пор сырье, добываемое в Туркменистане иностранными инвесторами, доставляется в северо-иранский порт Нека в рамках договоров "об обратном выкупе", после чего обменивается на нефть, экспортируемую из Персидского залива (таким образом работают Lasmo , Dragon Oil ). При этом в довольно сложном положении оказывается американская Mobil : национальным законодательством ей запрещено торговать с Ираном. Складывается парадоксальная ситуация - крупнейший иностранный инвестор не может участвовать в реализации добытого им на территории Туркменистана сырья. В апреле 1998 г. компания представила на рассмотрение Отделения контроля зарубежных активов министерства финансов США заявку на получение лицензии, позволяющей участвовать в сделках "обратного выкупа". Но в апреле 1999 г. этот запрос был отклонен. Существуют планы по строительству нескольких нефтепроводов, соединяющих республику с соседними странами. В частности, один из них, пропускной способностью 0,5-1,0 млн баррелей в сутки (25-50 млн т в год), планируется проложить по территориям Казахстана, Туркменистана и Ирана. Готовить ТЭО его туркменского участка в октябре 1998 г. было поручено компании Total . Это еще больше осложнило положение Mobil : если к заключению договоров об "обратном выкупе" компания может подключиться в любой момент, то "упустить из рук" такую важную артерию, как нефтепровод, - означает потерять значительную часть своего влияния на ситуацию в нефтяном секторе Туркменистана. Единственный возможный выход для Mobil - строительство нефтепровода Туркменбаши - Баку, однако о подобных планах компании пока ничего не слышно. Есть также проект строительства Центральноазиатского нефтепровода от города Туркменабат ( бывш . Чарджоу) до пакистанского побережья Аравийского моря (через Афганистан). По подсчетам автора идеи - американской компании Unocal - его протяженность должна составить 1600 км, пропускная способность - 1 млн баррелей в сутки (50 млн т в год), а стоимость - 2,5 млрд долларов. Но, по мнению большинства аналитиков, в ближайшее время этот проект не получит финансовой поддержки - прежде всего, из-за нестабильной обстановки в Афганистане и Пакистане. Таким образом, круг замыкается. Иностранные инвесторы, планирующие довести добычу в Туркменистане хотя бы до 500 тыс. баррелей в сутки, должны быть уверены, что полученное ими сырье попадет на мировой рынок. Это означает, что вопрос его транспортировки стоит гораздо более остро, чем проблема разведки и разработки новых месторождений. Последние в Туркменистане имеются, хотя, по-видимому, далеко не такие крупные, как в соседних Казахстане и Азербайджане, в то время как соответствующих транспортных артерий для их экспорта пока не хватает. Перспектива роста нефтедобычи в стране вынуждает туркменские власти задумываться и о модернизации (реконструкции) находящихся на ее территории нефтеперерабатывающих заводов. В республике их два - в Туркменбаши (116,5 тыс. баррелей в сутки) и в Туркменабате (120,5 тыс. баррелей в сутки). Процесс модернизации первого уже начался, ситуация со вторым заводом несколько сложнее. Дело в том, что он приспособлен для переработки нефти, импортируемой Туркменистаном из Западной Сибири. Сегодня этот НПЗ загружен лишь наполовину, и экономическая выгода от его модернизации напрямую связана с темпами роста туркменской нефтедобычи. Пока инвесторы не получат веских подтверждений тому, что ее существенное увеличение неизбежно, работы на НПЗ в Туркменабате вряд ли начнутся. "Отложенный ресурс" В отличие от нефтяных, доказанные запасы газа в Туркменистане действительно значительны и насчитывают, по меньшей мере, 2,8 трлн м3 (2% мировых). Предположительно, еще больше их находится на шельфе страны (до 10-14 трлн м3). Что же касается "потолка" прогнозов - 50 трлн м3, - то он вряд ли будет кем-то рассматриваться всерьез. На протяжении 90-х годов общая добыча газа в Туркменистане неуклонно падала: с 81,9 млрд м3 в 1990 г. она сократилась до 16,2 млрд в 1997, и лишь в 1998 г. поднялась, наконец, до 25,2 млрд м3. Действующие месторождения "голубого топлива" располагаются в бассейне р. Амударьи ( Яшлар , Давлатабад , Донмез и др.), а также в котловине Копетдаг и вдоль каспийского побережья Туркменистана. По утверждению туркменских властей, уже сегодня страна в состоянии добывать более 80 млрд м3 газа в год, и экспорт этого сырья вполне способен стать основным источником возрождения туркменской экономики. Проблема состоит не столько в необходимости открытия новых месторождений, сколько в поиске путей доставки газа платежеспособным потребителям. Только при выполнении последнего условия появится реальный стимул для увеличения добычи. Таким образом, повторяется уже описанная применительно к нефти ситуация "отложенного ресурса", характерная тем, что реально существующие запасы углеводородов не могут попасть на рынок из-за их не слишком удачного географического и геополитического положения. Контракты на покупку газа, заключенные Турцией в 1986-1999 гг. Партнеры Объем поставок, млрд м3/год Дата подписания Срок, лет Рссия 6,0 Февраль 1986 г. 25 Россия 8,0 Февраль 1988 г. 23 Алжир 4,0 Апрель 1988 г. 20 Нигерия 1,2 Ноябрь 1995 г. 20 Иран 10 Август 1996 г. 22 Россия 16,0 Декабрь 1997 г. 25 Туркменистан 16,0 Май 1999 г. 30 В с е г о 61,2 И с т о ч н и к: Petroleum Argus Сегодня Туркменистан практически полностью зависит от российской трубопроводной инфраструктуры, что, по мнению властей республики, изолирует его от наиболее перспективных рынков "голубого топлива". Поставки газа Азербайджану и Украине не способствуют притоку валюты в страну. Особенно непросто складываются взаимоотношения Туркменистана с украинскими потребителями: из-за их 1,5-миллиардного долга (в долларовом выражении) поставки газа в Республику Украина время от времени прерываются. Кроме того, существуют разногласия с российским "Газпромом" по поводу транзитных тарифов. Попытки решить проблему неплатежей с помощью "натурального обмена" не меняют ситуации: так необходимые Туркменистану средства на развитие энергетического сектора не поступают в страну. К примеру, заключенный в декабре 1998 г. договор с Украиной предполагает ежегодные поставки газа в объеме 20 млрд м3 в течение 1999-2005 гг. При этом 40% сырья будет оплачиваться наличными, а остальной объем - товарами и строительными работами. Фактически, заинтересованность Туркменистана в снабжении украинских потребителей ограничивается именно этими 40%. Такая ситуация негативно отражается прежде всего на самой среднеазиатской республике - отсутствие экспортных возможностей приводит к падению добычи газа внутри страны. Выход на новые рынки становится для Туркменистана насущной необходимостью. Возможно, именно поэтому карта газопроводов, в строительстве которых страна собирается участвовать в начале XXI в., напоминает гигантского спрута, щупальца которого лучами расходятся во все стороны света. Единственный уже осуществленный проект - сооружение в 1997 г. газопровода Туркменистан - Иран стоимостью 190 млн долларов и пропускной способностью 4 млрд м3 (к 2006 г. она должна возрасти до 8 млрд м3). Это первый трубопровод в Центральной Азии, проложенный в обход России, однако значение его невелико: Иран сам располагает большими запасами природного газа и так же, как и Туркменистан, собирается экспортировать его в Турцию. Все остальные планы республики пока остаются на бумаге, в том числе и наиболее смелый из них - строительство транскаспийского трубопровода (ТКТ), который должен доставлять туркменский газ по дну Каспия в Турцию (через территории Азербайджана и Грузии). Его первая фаза рассчитана на транспортировку 16 млрд м3 и должна начать работать уже в 2002 г. Вторая фаза, предполагающая доставку туркменского газа в Европу, увеличит его пропускную способность до 30 млрд м3. По подсчетам компании Enron , готовившей ТЭО этого проекта, стоимость такого трубопровода составит 2,5 млрд долларов, а его строительство займет от двух до трех лет. После присоединения к этому проекту компании Shell , состав консорциума по сооружению ТКТ выглядит следующим образом: 50% принадлежит британцам, а еще 50% - совместному предприятию PSG, объединяющему американские строительные фирмы Bechtel GE и Capital . Самый большой вопрос - получит ли проект положительную оценку со стороны влиятельных финансовых и кредитных организаций. С одной стороны, этому благоприятствует демонстративная поддержка транскаспийского трубопровода администрацией США, очередным подтверждением которой стал августовский (1999 г.) визит в Туркменистан министра энергетики Соединенных Штатов Билла Ричардсона. Американские Эксимбанк и Корпорация по частным инвестициям за рубежом (OPIC) заявили о готовности предоставить определенные гарантии работающим в рамках этого проекта инвесторам. С другой стороны, немало остается и поводов для беспокойства. И традиционное нежелание большинства банков финансировать проекты в политически нестабильных регионах, к каким, безусловно, относятся и страны СНГ, не является здесь доминирующим фактором. Основной вопрос - будет ли спрос на газ в Турции достаточен, чтобы импортировать сырье сразу из нескольких источников. Дело в том, что туркменский проект имеет достаточно сильных конкурентов, во-первых, в лице России, которая собирается снабжать турецких потребителей по газопроводу "Голубой поток", а во-вторых, Азербайджана, на принадлежащем которому месторождении Шах-Дениз в конце 1999 г. были обнаружены крупные запасы газа. Что касается спроса на это топливо в Турции, то, по мнению сотрудников Кембриджской ассоциации энергетических исследований, к 2005 г. он достигнет 23-30 млрд м3 (по официальным данным - 46,3 млрд м3), что явно "не дотягивает" до 61,2 млрд м3, то есть до того объема, на импорт которого эта страна уже заключила контракты. Таким образом, в первом десятилетии XXI в. Турция рискует оказаться перенасыщенной импортным газом и дальнейшее увеличение поставок будет полностью зависеть от возможности его реэкспорта в Европу. В этой ситуации конкуренция между различными поставщиками будет только нарастать. В самой Турции, в свою очередь, чаша весов склоняется то в одну (российскую), то в другую (туркменскую) сторону. Сторонники приоритета ТКТ (и, соответственно, противники "Голубого потока") настаивают на том, что Турция нуждается в диверсификации импорта газа (Россия уже поставляет в эту страну 14 млрд м3 сырья по Балканскому трубопроводу). В частности, такой позиции придерживается бывший министр энергетики Турции Зия Актас , занимавший этот пост с марта по июнь 1999 г. Сменивший его Кумхур Эрсумер , по общему признанию, более лоялен к проекту "Голубой поток", в частности, как намекают его противники, из-за экономической заинтересованности в его осуществлении некоторых руководителей партии "Отечество", к которой принадлежит и сам министр. Но есть и другое мнение, согласно которому Эрсумер ориентируется сразу на оба проекта, добиваясь максимальных уступок как с российской, так и с туркменской стороны, а также увеличения потоков американской финансовой помощи. Сапармурат Ниязов, крайне обеспокоенный перспективой переориентации Турции на импорт российского газа, уже предложил увеличить экспорт "голубого топлива" в южном направлении с 16 до 30 млрд. м3. Однако объемы поставок интересуют турецкую сторону гораздо меньше, чем предполагаемая цена газа. Сегодня в соперничестве Туркменистана и России установился своеобразный паритет. С одной стороны, в конце ноября 1999 г. после длительных консультаций президенты Азербайджана, Туркменистана, Грузии, Турции и США подписали, наконец, соглашение о строительстве транскаспийского трубопровода, оговорив срок его окончания 2002 годом. С другой стороны, в начале декабря 1999 г. исчезло последнее препятствие на пути строительства подводной части газопровода "Голубой поток": Государственная Дума РФ ратифицировала Протокол к российско-турецкому договору от 1997 г., содержащий налоговые льготы для СП между "Газпромом" и ENI. По мнению представителей "Газпрома", это уменьшит стоимость строительства с 1,7 до 1,2 млрд долларов. Отгрузка газа в направлении Турции должна начаться уже в 2001 г., и это дает возможность российской стороне утверждать, что "Голубой поток" - единственный проект, который способен удовлетворить растущий турецкий спрос в кратчайшие сроки. Вторая "палка", неожиданно попавшая "в колеса" планов Ашхабада, - открытие крупного газового месторождения на шельфе Азербайджана, превратившее эту страну из транзитного коридора для туркменского сырья в потенциального экспортера газа в том же направлении. Туркменистану крайне невыгодно осуществление планов закавказской республики по завоеванию отдельных сегментов турецкого рынка. Представители Турции, в лице Кумхура Эрсумера , также не приветствуют (по крайней мере, публично) подобные инициативы, подчеркивая, что стоимость газа, добытого с месторождения Шах-Дениз (20 долл./ млн м3) гораздо выше туркменской (8 долл./ млн м3), а нынешние объемы добычи слишком малы для самоокупаемости проекта. Вывод, который делает турецкая сторона, очевиден: Азербайджану стоит включиться в проект ТКТ в качестве страны, чей газ также будет прокачиваться по этому трубопроводу. Однако такой поворот событий вряд ли обрадует Туркменистан, которому в этом случае придется сократить объем собственных поставок. Второй проект - трубопровод из Туркменистана в Пакистан через территорию Афганистана ( Центральноазиатский газопровод). Сегодня его строительство находится под угрозой из-за политической и военной нестабильности в регионе, которая спровоцировала выход из проекта американской компании Unocal . Последняя вместе с саудовской Delta Oil , а также официальными властями Туркменистана и Пакистана в июле 1997 г. подписала соглашение о прокладке газопровода стоимостью 2,0-2,7 млрд долларов и пропускной способностью около 20 млрд м3 от туркменского месторождения Давлатабад до пакистанского города Кветта . Позднее строительство было отложено. Тем не менее, участники консорциума, возглавляемого теперь Delta Oil , не теряют надежды на осуществление своих замыслов. Переговоры между правительствами Туркменистана и Пакистана, а также талибами продолжаются. В ближайшее время они вряд ли приведут к заметному прогрессу в осуществлении данного проекта, но в перспективе могут в значительной мере способствовать самостоятельному выходу центрально-азиатских государств на мировые рынки природного газа. Не менее фантастичной представляется сегодня и перспектива экспорта туркменского газа в Китай и далее в Японию. ТЭО газопровода протяженностью 6658 км показало, что экономическая целесообразность осуществления этого проекта пока сомнительна. В итоге, окончательное соглашение между Туркменистаном и Китаем было отложено. Тем не менее, если разведка на туркменском шельфе даст положительные результаты, азиатский рынок станет для Туркменистана реальной альтернативой перегруженным турецкому и европейскому. Наконец, республика планирует построить в городе Туркменбаши терминал для хранения и отгрузки сжиженного газа. В ноябре 1999 г. Министерство нефтяной и газовой промышленности Туркменистана объявило о начале международного тендера на разработку и осуществление этого проекта, реализация которого позволит стране снабжать этим видом сырья Азиатско-Тихоокеанский регион. Большие надежды Видимо, осознавая недостаточную экономическую привлекательность большинства грандиозных проектов в области энергетики, руководство Туркменистана делает все возможное для создания в республике благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего инвесторов вкладывать деньги "с оглядкой на долгосрочную перспективу". Одно из ключевых условий этого - политическая стабильность и прозрачность процесса принятия решений, позволяющая иностранным бизнесменам просчитывать свои шаги далеко вперед. И то, и другое имеется в Туркменистане в избытке, несмотря на то, что господствующие в стране политические устои характерны скорее для ближневосточной монархии, чем для демократии западного типа. Глава государства - президент Сапармурат Ниязов, именуемый также Туркменбаши (отец всех туркмен), - находится у власти фактически с 1985 г., когда он возглавил коммунистическую партию Туркменистана. И, судя по всему, в ближайшее время радикальных изменений в руководстве республики не предвидится. Фигура президента важна еще и потому, что именно он принимает наиболее важные решения в экономике. Его слово является решающим не только при определении инвестиционной стратегии страны, но и при заключении контрактов с отдельными иностранными фирмами. Наиболее крупные из них обязательно получают одобрение на президентском уровне и зачастую требуют прибытия главы соответствующей компании в Ашхабад. Подобная ситуация благоприятна для инвесторов в том случае, если на самом высоком уровне господствуют настроения, приветствующие вовлечение зарубежного капитала в работу республиканской промышленности. А именно так и происходит сегодня в Туркменистане. Принятая Народным Советом (представительный орган, главой которого является Туркменбаши ) "Программа развития Туркменистана до 2010 г." предполагает, что общий объем инвестиций в нефтегазовую отрасль страны в этот период составит 26,2 млрд долларов (51,7% от планируемого объема капиталовложений в народное хозяйство). При этом 23,3% этой суммы составят собственные средства, 21,7% - зарубежные кредиты и 55% - иностранные инвестиции. Приоритетные направления развития нефтегазовой отрасли - разведка и освоение месторождений на шельфе и суше, а также строительство экспортных газопроводов. В итоге, к 2020 г. добыча газа в стране должна составить 120 млрд м3 (из которых 100 млрд пойдет на экспорт), нефти и конденсата - 960 тыс. баррелей в сутки (48 млн т), 600 тыс. (30 млн ) из которых будут экспортироваться. Подобные планы вряд ли будут подвергнуты серьезной коррекции. Дело в том, что динамика ВВП Туркменистана во многом определяется концентрацией экономической активности в области добычи и экспорта углеводородов. К примеру, падение валового внутреннего продукта в 1997 г. было связано с отказом России предоставить Туркменистану доступ к трубопроводной сети "Газпрома", а экономический рост в 1999 г. отражал возобновление поставок газа в государства СНГ и благоприятную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Таким образом, развитие нефтегазового сектора, а значит, и привлечение зарубежных инвестиций, является основой поступательного развития страны и постепенной диверсификац ии ее э кономики. Особенность нефтегазовых ресурсов Туркменистана в том, что они - богатство, которое еще нескоро по-настоящему послужит своему повелителю - тому самому туркменскому народу, который уже готовится к жизни в "золотом веке". Нефть и газ Туркменистана пока по-настоящему не востребованы рынком - отсюда и проблемы с их транспортировкой. С северной стороны среднеазиатская республика "отсечена" от потребителей Россией, где нефти и газа больше, с южной - странами Персидского залива, где они еще и дешевле. Инвестиционные проекты в нефтегазовом секторе Туркменистана, планируемые к осуществлению Проект Стоимость, млн долл. Строительство газопровода Туркменистан - Китай - Япония 11000 Строительство газопровода Туркменистан - Иран - Турция - Европа 7600 Разведка и добыча углеводородов на участке Карашызлык 5800 Строительство транскаспийского газопровода 3000 Строительство газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан 2000 Строительство нефтепровода Туркменистан - Иран - Персидский залив 1100 Вторая стадия реконструкции НПЗ в Туркменбаши 755 Строительство установки сероочистки на месторождении Самантепе 270 Строительство нефтепровода Кокдумалак - Сейди 86 В с е г о 31611 И с т о ч н и к : Государственное агентство по иностранным инвестициям Однако в перспективе - через 10-20 лет - туркменский углеводородный потенциал, безусловно, получит достойное применение, прежде всего, в связи с ростом потребления энергии в Китае и Индии. Найдутся средства на строительство трубопроводов в сложных географических условиях, а угроза политической нестабильности отступит перед экономической целесообразностью. Но дождаться этого смогут лишь те инвесторы, которые способны вкладывать средства в проекты с отдаленной перспективой их окупаемости. press.lukoil.ru |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |