ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Политика, что показалось интересным

Публичность как принцип

Только открытость информации позволяет обеспечить непосредственный общественный контроль за деятельностью властей

Марина Шпагина

"Доступ общественности к информации начинается не с Интернета, а с конституции", - говорит Джеф Гриффит, координатор информационных систем конгресса США. В его обязанности, помимо прочего, входит организация информационного обеспечения обеих палат конгресса, в том числе Библиотеки конгресса и одной из ее важных составляющих - информационной системы Thomas (В честь Томаса Джефферсона, третьего президента США, автора Декларации независимости. В 1815 году конгресс приобрел личную библиотеку Джефферсона - 6487 книг. Они и положили начало Библиотеке конгресса). Фактически Джеф Гриффит отвечает за информационную поддержку законодательного процесса в Соединенных Штатах и информационное взаимодействие законодателей, научного сообщества, бизнеса и общественных организаций в самой большой демократии мира. Поддерживаемая им система создана для того, чтобы информация о ходе законотворческого процесса была доступна всем, кто в ней заинтересован.

В интересах власти

Деятельность американского парламента должна быть публичной - это предусмотрено Конституцией США. Американские власти, в отличие, скажем, от наших, публичность понимают буквально: решения, которые затрагивают интересы граждан, должны быть опубликованы. И не в "Утренней заре округа Джонсон", а там, где с ними можно было бы ознакомиться без особых усилий. Принцип публичности был сформулирован на первом же заседании палаты представителей 4 марта 1794 года (кворума не было, поэтому решение утвердили на следующий день), и с тех пор этому принципу следуют неукоснительно. Сначала по итогам работы палаты выпускались бюллетени и вывешивались на стене, потом их стали публиковать в прессе, сейчас работу конгресса показывает еще и телевидение (специальный канал, кстати довольно популярный).

В 1995 году спикер палаты представителей конгресса США, лидер республиканского большинства Ньют Грингич внес изменения в порядок предоставления рабочих документов законодателям: члены конгресса должны получать их не раньше, чем их получит пресса и они станут доступны общественности. На выполнение этого требования было отведено три недели. "За этот срок и название-то трудно придумать, - вспоминает Джеф Гриффит, - но у нас были кое-какие наработки в интернет-технологиях, и мы это сделали". Система Thomas (thomas.loc.gov) стартовала в заданный срок, аналогов этому ресурсу на тот момент не было.

Джеф Гриффит говорит, что в 1995 году никто даже предположить не мог, что Thomas окажется столь популярным. Сегодня это один из самых посещаемых сайтов в мире. В системе можно найти исторические документы, свежие законы и проекты, документы и статданные, которыми руководствуются законодатели при рассмотрении этих законов, результаты голосований каждого конгрессмена и расшифровки слушаний, из которых становится ясно, чего он при этом добивался. По статистике Thomas, в прошлом году эта система направила почти 120 млрд документов в ответ на запросы посетителей, по большей части, конечно же, американцев. Но регистрируется множество запросов и из других стран, прежде всего из Великобритании, Японии, Канады, Швейцарии, Франции, в первых рядах оказался и Иран (страна занимает первое место в мире по доле молодежи в общей структуре населения и серьезно занимается ее образованием). По оценкам Джефа Гриффита, чаще всего к системе Thomas обращаются рядовые граждане, затем, в порядке убывания по числу обращений, представители лобби, журналисты, учителя, профессиональные политики, юристы, библиотекари и, конечно же, чиновники.

По мнению Джефа Гриффита, появление Thomas стало чудом не технологическим, а политическим. Чтобы эта система заработала, не потребовалось ни масштабных государственных программ, ни заседаний комитетов, ни шумных тендеров. Не было и до сих пор нет никакого официального органа, который направлял бы или хотя бы координировал ее деятельность. И тем не менее ни один законопроект не пройдет мимо Thomas, потому что каждый член конгресса США несет ответственность за поддержание структуры данных и пополнение этой системы. Это не вопрос сознательности парламентариев: "Я бы сказал, что конгресс использует технологии, когда они нужны ему", - признает Джеф Гриффит, сами члены конгресса оказались в зависимости от работоспособности системы, и это помогает ей существовать. Библиотека конгресса ежедневно обменивается данными с информационными системами Белого дома и правительства, в том числе с GILS (Global Information Locator Service), куда обязаны предоставлять текущую информацию все федеральные ведомства. Конгрессмены, имея доступ к этим данным, получили возможность независимо от правительства анализировать его деятельность. Значительная часть данных GILS и Библиотеки конгресса открыта и для исследовательских центров, и для частных лиц, а значит, возможность для такого анализа есть и у них.

Американцы считают, что информированность граждан во многом определяет прозрачность работы законодателей и подотчетного им правительства. И с этой точки зрения создание Thomas - закономерность, а не чудо. Власти обязаны сделать информацию доступной для граждан. С развитием технологий появляется возможность решать эту задачу дешевле, и они обязаны ею воспользоваться. К слову, сейчас конгресс хочет отказаться от трансляции заседаний по телевидению и переместить ее в Интернет, что позволит сэкономить немалые средства.

В интересах общества

Джеф Гриффит приезжал в Россию на международный семинар "Информационные системы парламентов. Доступ населения к правительственным документам". Ему показали в действии несколько крупных российских аналогов, в том числе информационные системы Госдумы, Совета Федерации, Университетскую информационную систему "Россия" (www.cir.ru), которая предоставляет классическим университетам и вузам доступ к нормативным документам федерального уровня, официальной статистике и аналитическим докладам российских и международных исследовательских центров. Если учесть еще ресурсы правительства, ведомств, президентской администрации, местных органов власти, то нельзя сказать, что дела с информированием общества о деятельности властей обстоят плохо. Да и международные организации довольно высоко оценивают готовность властей России работать на принципах электронного правительства (а информационная открытость властей - одна из его основ). Недавний доклад ООН отнес Россию по этому показателю к группе крепких средняков: наш "балл готовности" (e-gov capacity) - 1,89, средний показатель в мире - 1,62, а лидер - США - получил 3,11.

Находимся ли мы на пороге американского политического чуда семилетней давности? Сомнительно. Выступавший на семинаре член-корреспондент Российской академии естественных наук, директор НТЦ "Информрегистр" Минсвязи России Александр Антопольский отмечает, что у нас до сих пор не определены статус и форма собственности значительной доли информационных ресурсов, созданных на государственные деньги, а правильнее - на деньги налогоплательщиков. Кому принадлежат архивы, конструкторская и научная документация служебных и ведомственных библиотек, государственных АО и унитарных предприятий, межведомственная информация, обработанные данные муниципальных и федеральных бюджетов? По сути - государству и через него - обществу, по факту - администраторам этих баз данных, которые в отсутствие установленных законом норм распоряжаются ей по своему усмотрению. Но главное - у нас нет презумпции открытости информации, считает директор Института проблем вычислительной техники и автоматики Герман Артамонов. Законы слишком расплывчато определяют, какая информация должна быть общедоступной, тогда как они предельно конкретно должны определить обратное - что именно остается закрытым. Чтобы это переломить, нужна не только политическая воля со стороны власти, но и встречное требование - со стороны общества. В конечном счете в информационной открытости и прозрачности государства заинтересованы именно граждане.

Эксперт, Цифовой миp #6 (22) 2002

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru