ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Политика, что показалось интересным

Пирамида, балансирующая в хаосе

Россия должна активно участвовать в выработке новой системы международных договоренностей и создании нового баланса сил. В этом заключается и ее национальный интерес, и ее традиционная функция одного из мировых лидеров.

Искандер Хисамов

Первый в наступившем 2003 году официальный визит президент Владимир Путин совершит в Японию. Обычно задолго до российско-японских саммитов информационное пространство в обеих странах докрасна разогревалось спекуляциями на тему Южно-Курильских островов: отдаст их Россия Японии или не отдаст, а если отдаст, то как - частями или все сразу и на каких условиях. Регулярно появлялись драматические утечки из официальных источников, что, дескать, да, все решено, отдаем. Патриоты поднимали страшный крик, либералы давили на общечеловеческие ценности, международные договоры и экономические выгоды. Теперь тишина, потому что все - и тут и там - знают: островов мы не отдадим. А это, в частности, означает, что российская внешняя политика становится наконец предсказуемой.

Что же касается всяческих старых договоров, на которые ссылаются самые упорные японцы, то России было бы предельно глупо обращаться к ним в эпоху, когда вся система прежних международных договоренностей развалена, и сделано это не Россией, вопреки ее воле и интересам.

Одинокий стержень

По Генри Киссинджеру, существуют всего три варианта мирового устройства: хаос, баланс сил и пирамида главенства одной державы. После того как исчезли Советский Союз и Варшавский договор, не стало и баланса сил. Всем поначалу казалось, что наступила эпоха пирамиды главенства Америки и что это очень надолго. Однако события 11 сентября показали, что пирамида эта высится посреди хаоса и ее способность устоять перед вызовами терроризма, антиглобализма, распространения ядерного оружия надо еще доказывать. Кроме того, и сама пирамида во многом пока виртуальна. Реален лишь стержень - гегемония США, обладающих громадным военно-техническим и экономическим превосходством над другими странами. По формальному признаку принадлежности к антитеррористической коалиции сюда можно включить 144 страны, но это очень рыхлый строительный материал, что хорошо понимают и в Вашингтоне.

--------------------------------------------------------------------------------

Объединяющаяся Европа и Соединенные Штаты демонстрируют серьезную разницу в подходах к большинству глобальных проблем. Социологи отмечают небывалый всплеск антиамериканизма в Европе

--------------------------------------------------------------------------------

Вызывает все больше сомнений стратегическое единство США даже с традиционными младшими партнерами. Объединяющаяся Европа и Соединенные Штаты демонстрируют серьезную разницу в подходах к большинству глобальных проблем. США не подписали Киотский протокол, не присоединились к соглашениям о запрете ядерных испытаний, биологического оружия, противопехотных мин, ко многим другим гуманитарным проектам. Евросоюз имеет свой, очень отличающийся от американского, взгляд на проблемы ближневосточного урегулирования и Ирака. ЕС уже практически догнал Америку по основным экономическим показателям, евро вытесняет доллар с континента. Культурологи отмечают, что укрепляющаяся с ростом ЕС и усилением его экономических и политических позиций европейская культурная идентичность все более противопоставляет себя американской. Социологи отмечают небывалый всплеск антиамериканских настроений в Европе.

Пришедшая к власти после десятилетия небывалого экономического расцвета и мировой гегемонии, администрация Буша была готова продолжать и развивать политику односторонности. Но последовавшие затем экономические и политические беды заставили ее кое-что пересмотреть. Сейчас в американской элите борются две тенденции, и новая состоит в осознании того, что в одиночку Америке с ролью мирового полицейского и мирового менеджера не справиться и что продолжение политики односторонних действий может привести страну не к лидерству, а к изоляции. Внешнеполитическая активность США выглядит поэтому противоречивой, бесцеремонные односторонние действия чередуются с попытками наладить равноправное сотрудничество со странами, которые не хотят быть частью американской пирамиды, но готовы вместе с Америкой налаживать расстроенный миропорядок. Первой в ряду таких стран оказалась Россия.

Переформулирование целей

Холодная война не закончилась, как принято считать, с коллапсом Советского Союза. Инерция доктринальной русофобии продолжалась все 90-е годы, да и сейчас еще не совсем исчезла. Запад продолжал окружать и изолировать Россию, расширять НАТО, его отношение к бывшим советским республикам было обратно пропорционально их нынешней политической близости к Москве. Главной задачей считалось удержать слабеющую Россию от ядерных эксцессов, а в долгосрочной перспективе свести ее стратегический и геополитический потенциал к нулю. Холодная война была закончена 11 сентября 2001 года, в день начала другой войны - с исламским терроризмом.

Вскоре после сентябрьских атак США назвали четыре главные цели своей политики в сферах международных отношений и национальной безопасности. Директор российских и стратегических программ Фонда Карнеги Эндрю Качинс изложил их так: "Со стороны США фундамент нового российско-американского партнерства основывается на переформулировании целей США в области внешней политики и безопасности, которые включают в себя: 1) успешное ведение войны против международного терроризма; 2) активизацию усилий по предотвращению распространения оружия массового поражения и средств его доставки; 3) мирное управление подъемом Китая как великой державы; 4) стабильность мирового энергетического обеспечения... Эффективно эти цели могут достигаться только в сотрудничестве с Россией. По сути, ни одна другая страна не может предложить для их реализации больше, чем Россия".

--------------------------------------------------------------------------------

Холодная война не закончилась, как принято считать, с коллапсом Советского Союза. Она закончилась 11 сентября 2001 года, в день начала другой войны - с исламским терроризмом

--------------------------------------------------------------------------------

Действительно, в качестве участника антитеррористической коалиции и гаранта международного порядка Россия имеет ряд решающих преимуществ. Во-первых, она сохраняет все еще громадный военный потенциал и развитую разведывательную сеть. Во-вторых, дуга мирового исламского терроризма проходит вдоль ее южной границы, а кое-где даже заходит на ее территорию. Отсюда жизненная заинтересованность и готовность реально воевать с экстремистами и террористами. Героическая операция по освобождению заложников, захваченных отрядом исламских смертников в Театральном центре на Дубровке в Москве, показала, что силовые структуры России способны успешно решать сложнейшие боевые задачи в условиях современной тотальной террористической войны. Стало также очевидно, что процесс государственной деградации страны прекращен, общество консолидируется, авторитет центральной власти и управляемость на всех уровнях восстановлены.

В преддверии большой войны в Персидском заливе резко возросла и роль России как крупнейшего экспортера энергоресурсов. Вышедшая на первое место по добыче нефти и уверенно удерживающая лидерство в добыче природного газа Россия способна подстраховать Запад на случай энергетической блокады со стороны государств Персидского залива. Об этом, в частности, договаривались участники прошедших в этом году конференции министров топлива и энергетики "большой восьмерки" в Детройте и российско-американского энергетического саммита в Хьюстоне. Располагающая наряду со США полным комплектом ядерных вооружений, технологий и систем контроля за ними, Россия остается ключевым гарантом нераспространения оружия массового уничтожения. И от России в первую очередь зависит, будет ли Китай иметь самую высокую современную военную технику, технологии и вооружения, поскольку практически только она их туда и поставляет.

Оказались востребованными и нерастраченные дипломатические ресурсы Москвы. На очередном саммите "большой восьмерки" в Канаде России были делегированы полномочия по индо-пакистанскому урегулированию. Уникальна роль России на Ближнем Востоке, где она пользуется доверием и арабов, и евреев, и в межкорейском диалоге.

Многосторонняя биполярность

На канадском саммите G8 Россия получила статус полноценного участника по всем, в том числе и экономическим, вопросам. И это уже не выглядело как некое вознаграждение за политическое сотрудничество. Россия остается в десятке наиболее крупных экономик мира и уже четвертый год демонстрирует динамичный рост - на фоне стагнации в западных экономиках. В ушедшем же 2002 году и Америка, и Евросоюз присвоили России статус страны с рыночной экономикой, в мае был создан Совет Россия-НАТО. Все это позволило многим политикам и здесь, и на Западе говорить о том, что отношения наши хороши как никогда во всей истории.

"Конечно, в конце концов баланс сил де-факто возникает, когда несколько стран взаимодействуют между собой. Вопрос только в том, сможет ли поддержание международной системы стать сознательным проектом или вырастет из серии испытаний силы", - писал упомянутый уже патриарх американской дипломатии Генри Киссинджер. Его вопрос пока остается без ответа.

Стороны продолжают сомневаться в возможности устойчивого стратегического сотрудничества и подают друг другу достаточно поводов для этого. Несмотря на резкие возражения США, Россия продолжает ядерное сотрудничество с Ираном, политические контакты с северокорейским режимом и, в свою очередь, критикует США за подготовку военной операции в Ираке. Вашингтон обозначил свое присутствие в бывших советских республиках - Узбекистане, Киргизии и Грузии, объясняя это задачами антитеррора. Официальная Москва старается реагировать спокойно, но ей явно это не нравится. Посетив в декабре Бишкек, Владимир Путин присутствовал на открытии военной базы стран - участниц Договора о коллективной безопасности (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения). Пикантность ситуации состоит в том, что совсем рядом расположена американо-французская военная база. При этом российские генералы высказывали ненатуральную озабоченность тем, что в регионе "может образоваться вакуум" после ухода западных коллег по истечении мандата ООН, хотя сами коллеги намерения уйти не выражали.

Жаркие споры с Евросоюзом вокруг достаточно простого вопроса о предоставлении возможности жителям калининградского эксклава выезжать в другие районы своей страны, категорический отказ большинства европейских политических сил понимать проблемы России в Чечне, время от времени возникающие "антидемпинговые" скандалы вокруг российского экспорта показывают, что никто не собирается делать России какие-либо уступки и поблажки, никто не собирается пускать ее на свои рынки.

--------------------------------------------------------------------------------

Ни Америка, ни Европа, ни ООН не могут дать России гарантий безопасности и соблюдения ее экономических интересов. Единственным надежным средством обеспечения безопасности и интересов страны остается система двусторонних договоренностей

--------------------------------------------------------------------------------

В начале 90-х в российском обществе бытовало убеждение (и оно поддерживалось туманными обещаниями руководителей ведущих стран Запада), что Россия должна быть "вознаграждена" за победу над коммунизмом, за добровольный и досрочный уход из Германии, за роспуск соцлагеря, за отказ от конфронтации и так далее, что ей помогут реструктурировать экономику, простят долги и так далее. Сегодня она уже не ждет награды за участие в мировом антитерроре. В конце концов и то и другое она делала и делает для себя, а не для Запада или Востока. Пришло грустное понимание, что надежных друзей во внешнем мире не бывает, что за место в новом мировом порядке, как и в мировой экономике, надо бороться. И здесь речь может идти только о тактических союзах.

Ни Америка, ни Европа, ни ООН не могут дать России - даже если захотели бы - гарантий безопасности и соблюдения ее экономических интересов. Не выказывая специальных предпочтений никому, Россия выбрала тактику "многосторонней биполярности", что и было продемонстрировано в конце 2002 года, когда Путин в течение трех недель провел двусторонние переговоры с лидерами Евросоюза, США, Китая, Индии и закончил турне в Киргизии, на тематике взаимодействия государств СНГ. Такая серия договоренностей остается пока единственным надежным средством обеспечения безопасности и интересов страны.

К новому миропорядку

В сентябре прошлого года опубликована новая Стратегия национальной безопасности США. В этом документе сказано, что если правительство США определит, что какое-то государство в будущем может представлять угрозу Америке или что оно укрывает на своей территории группу, которая несет потенциальную угрозу, то Соединенные Штаты проведут упреждающую акцию в этом государстве с целью устранения угрозы, если необходимо, путем смены правящего режима. Таким образом положен конец всей системе мирового правопорядка, существующей с Вестфальского соглашения 1648 года. Тогда были признаны абсолютный суверенитет и правовое равенство государств. Эти принципы до сих пор считались неоспоримыми, хотя и много раз нарушались.

Отмена национального суверенитета как основы законности и правопорядка грозит новым переделом мира - таково мнение специалистов по международному праву. "Стратегия" вызвала большое возбуждение среди европейских политиков и юристов, в России же она почти не встретила возражений. И дело не только в том, что Россия в советское время сама отвергала Вестфальский мир и утверждала, что пролетариат вправе менять "несправедливый" мировой порядок. Предыдущую отмену Ялтинских соглашений 1944 года и массовую перекройку границ, которые воспринимались ликующей Европой как торжество справедливости, постсоветская Россия трактовала как гибель вестфальских принципов. Новый шаг Америки в эту сторону был вполне предсказуем и, может быть, учитывая новые вызовы человечеству, даже необходим.

Внешнеполитическая доктрина Москвы должна заключаться в том, чтобы крах мирового порядка не привел ни к хаосу или войне всех против всех, ни к пирамидальной гегемонии. И Россия должна активно участвовать в выработке новой системы договоренностей, в создании новых правил игры, в создании нового баланса сил. В этом заключается и ее национальный интерес, и ее традиционная функция одного из мировых лидеров.

Эксперт, #01 (356) 2003

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru