ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Лизинговые схемы. Документы, мнения.

Дожить до расцвета

Слабое развитие лизинга как зеркало отражает общий уровень развития отечественной экономики и бизнес-культуры

Максим Рубченко

В Москве открылся Второй лизинговый конгресс СНГ, участники которого в течение трех дней будут обсуждать достижения и проблемы лизингового бизнеса. Поговорить есть о чем. Кажется, что времена сочувственных вздохов - "Бедная лизинг!" - миновали. Время от времени появляются сообщения о лизинговых сделках, которые еще года три назад казались невозможными. Например, 14 февраля компания "Ильюшин Финанс Ко." сообщила о подписании контракта на поставку шести самолетов Ил-96-300 "Аэрофлоту", а ровно месяц спустя в рамках данного контракта перевела первый транш в размере 180 млн рублей Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу. Прорыв? Несомненно. Компании, занимающиеся автолизингом, тоже рапортуют о лавинообразном росте спроса на лизинг - за последние пять лет количество автомобилей, реализованных по этой схеме, выросло в 40 раз (правда, всего лишь со ста десяти до четырех с лишним тысяч штук). У представителей ведущих лизинговых компаний происходящие перемены вызывают энтузиазм. "За последний год появился большой интерес к рынку лизинга, появился реальный спрос, - утверждает генеральный директор компании "Авангард-Лизинг" Александр Кожевников. - И теперь каждая более или менее уважающая себя финансовая структура, у которой раньше не было лизинговой компании, теперь ее создает. Стало понятно, что лизинговый бизнес - это, во-первых, дополнительные возможности заработать. Во-вторых, это серьезное закрытие рисков за счет права собственности. И уже стало понятно, что это интересный бизнес, которым неплохо бы заняться. Да и сам рынок стал более открытым: публикуется информация о компаниях, они уже не боятся говорить о себе".

Одним из наиболее ярких доказательств роста интереса к лизингу со стороны клиентов можно считать отсутствие традиционного зимнего спада спроса на услуги лизинговых компаний. Дело в том, что лизинг имеет ярко выраженный сезонный характер: пик спроса на эти услуги приходится на конец года, в первом же полугодии обычно "мертвый сезон". Объясняется это очень просто: в первом полугодии компании выбирают свои инвестиционные бюджеты, и если развитие бизнеса идет активно, то на второе полугодие они начинают искать дополнительные источники финансирования, в том числе в виде лизинговых схем. И первый квартал лизинговые компании обычно тратят на то, чтобы закончить проекты четвертого квартала. А вот нынешней зимой многие лизинговые компании не почувствовали сезонного спада спроса на свои услуги. "Я думаю, что у большинства лизинговых компаний бизнес сейчас растет на 50-100 процентов в год, - говорит генеральный директор компании DeltaLeasing Николай Зиновьев. - У нас этот рост превышает 100 процентов, если говорить о размерах портфеля".

Съесть-то он съест...

Впрочем, с предложением лизинговых услуг ситуация не столь радужна. "Большинство лизинговых компаний сталкивается сегодня с определенными проблемами, - отмечает Александр Кожевников. - Дело в том, что лизинговый бизнес - не самый простой хлеб. Если, конечно, не создавать лизинговую компанию в рамках финансовой группы, которая выполняет просто роль механизма инвестирования, а зарабатывать деньги именно на лизинге, то есть искать клиентов на стороне, привлекать их с рынка, приводить, давать деньги, не имея, по сути, никаких рычагов влияния, кроме права собственности на предмет лизинга. Вот это очень рискованно, и многие компании, попытавшись выйти на такой уровень работы, очень быстро возвращаются обратно в рамки своей финансовой группы".

Суть проблемы в том, что лизинг в России остается в первую очередь инструментом проектного финансирования: инвестор прибегает к лизингу тогда, когда берется за реализацию какого-либо крупного проекта и хочет уменьшить связанные с этим риски. "Соответственно, основные клиенты российских лизинговых компаний сегодня - это не те преуспевающие фирмы, у которых все хорошо, бизнес налажен, и им нужно лишь снижать издержки, - говорит Александр Кожевников. - Наши клиенты - это компании, которым нужно развивать бизнес, нужно совершить рывок, перейти с одного уровня на другой. Риски при этом возникают достаточно большие".

Такая ситуация в свою очередь приводит к тому, что подавляющее большинство лизинговых проектов - это сугубо индивидуальный продукт, штучная и, соответственно, дорогая услуга. Сегодня только автолизинг - более или менее накатанный инструмент, технологичный продукт, но и ему еще развиваться и развиваться. А в других отраслях каждая лизинговая сделка - это индивидуальный проект, требующий долгой и кропотливой работы. Взаимное недоверие и общая неустойчивость создают высокие транзакционные издержки в российском бизнесе, что выражается прежде всего в затратах времени: на что, чтобы узнать клиента и понять, что с ним можно работать, уходят месяцы. Ведь недостаточно посмотреть годовой отчет и баланс компании, нужно еще познакомиться со многими топ-менеджерами, понять, насколько им можно доверять. То есть копать приходится достаточно глубоко. Вынужденные своими силами досконально проверять каждого клиента, лизинговые компании оказываются перед незавидным выбором: либо раздувать штат сотрудников, занятых исключительно проверками, либо просто отказывать новым клиентам в обслуживании. Чаще всего, естественно, выбирается второй вариант.

"Одни из главных факторов, сдерживающих развитие лизинга в России, - отсутствие кредитной информации и кредитной культуры, - говорит Николай Зиновьев. - Мы вынуждены сами искать информацию о клиенте, сами проводить оценку предметов лизинга. И очень большое внимание приходится уделять кредитным рискам: несмотря на улучшение общей макроэкономической ситуации, в сфере кредитной культуры положение не меняется - есть компании, которые не выполняют своих обязательств. Все это ограничивает возможности расширять бизнес. Пока эта ситуация не изменится, о том, чтобы лизинг стал по-настоящему массовым продуктом, можно только мечтать".

Правда, представители лизинговых компаний не видят большой проблемы в том, что лизинг остается индивидуальным продуктом. "Массовый лизинг может идти на массовых продуктах, таких как оргтехника и автомобили, что подразумевает определенный уровень развития предприятий, - говорит Александр Кожевников. - А России сейчас необходимо в первую очередь развитие основных производственных фондов. Практически нет таких бизнесов, которые требуют небольшого обновления, в размере одного-двух процентов в год от общего размера основных фондов, поэтому у нас каждый лизинговый проект - индивидуального характера. Речь идет о прорывах, хотя и редких. Это означает, что экономика шагает не помаленьку, но часто, а делает гигантские шаги".

Само по себе то, что лизинговой компании и ее клиенту необходимо как можно больше узнать друг о друге, способствует установлению длительных деловых связей: "Если мы поставляем клиенту один станок, то этим дело все равно не ограничивается: так, чтобы сделали и разошлись, не получается - как правило, сотрудничество продолжается длительное время", - говорит Александр Кожевников. Впрочем, длительностью сотрудничества вряд ли можно искупить то, что лизинговые компании сегодня не в состоянии удовлетворить спрос на свои услуги: по признанию того же Александра Кожевникова, в реальный проект воплощается только одно из десяти обращений клиентов в лизинговую компанию.

Банковская реформа не поможет

"Темпы развития лизинга не соответствуют сегодняшним потребностям экономики, и спрос на эти услуги полностью не удовлетворяется, - уверен начальник управления проектного финансирования Альфа-банка Валерий Лукин. - Но основная причина задержки развития лизинга в России, на мой взгляд, заключается в отсутствии среднесрочных и долгосрочных пассивов. То есть тех ресурсов и денег, которыми должны располагать лизинговые компании, либо которые должны предоставлять лизинговым компаниям российские банки для последующей покупки имущества в лизинг. Сегодня банковская и государственная система не дают уверенности гражданам и физическим лицам в сохранности своих долгосрочных вложений. Если вы возьмете статистику вкладов в любой банк, вы увидите, что все кладут деньги на срок не более одного года. А для того чтобы делать полноценный лизинг, необходимы ресурсы как минимум на пять лет".

Отметим, что срок в пять лет определяется исключительно особенностями текущего политического момента - компании сегодня составляют перспективные планы на период до президентских выборов 2008 года. Можно предположить, что по мере приближения этого события горизонт планирования в большинстве российских компаний будет сокращаться, а получать долгосрочные кредиты в банках станет все труднее. Поэтому многие представители лизингового бизнеса все чаще говорят о необходимости инфраструктурных изменений. "Российские банки предоставляют финансирование на длительный срок только лизинговым компаниям, которые входят в их финансовые группы, либо при финансировании крупных проектов, в которые лизинг встроен как инструмент инвестирования, - говорит Николай Зиновьев. - Поэтому лизинговый рынок сегодня подошел к моменту, когда его дальнейшую судьбу будут решать инфраструктурные вещи, то есть банковская реформа. Пока не будет реформы банковского сектора, не появится реальная конкуренция в банковской сфере, говорить о рынке лизинга не имеет смысла".

Однако большинство специалистов склоняется к тому, что и банковская реформа не решит проблем отечественного лизинга. "Реформа банковской системы к развитию лизинга не приведет, - уверен генеральный директор компании "Альфа-Лизинг" Николай Жмуренко. - Потому что российские банки не имеют среднесрочных и долгосрочных активов по очень простой причине, которая никак не связана с банковской реформой: на сегодняшний день как население, так и предприятия с недоверием относятся к государству. Поэтому проблема отсутствия длинных денег не решаема: в ближайшей перспективе деньги из чулок, носков и офшоров не будут переведены в банки и реальный сектор экономики". В итоге, несмотря на отдельные прорывы, общую ситуацию в лизинговом бизнесе некоторые специалисты характеризуют как стагнацию. "К сожалению, я оцениваю состояние и динамику развития лизинга в государствах СНГ неудовлетворительно, - говорит председатель правления "СНГЛизинг" Владимир Синяев. - Темпы роста лизинговой индустрии в целом очень медленные, объемы незначительные. Достаточно сказать, что на долю России, имеющей самые большие объемы лизинга в СНГ, приходится всего лишь 0,28 процента общего объема лизинговых операций пятидесяти ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7 процента, у Японии - 15-18 процентов, на США приходится 47 процентов, суммарный объем лизинговых сделок в Америке равен почти 200 миллиардам долларов. Так что Россия находится в конце третьего десятка из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга, а другие страны СНГ вообще не вошли в этот список из-за маленьких показателей".

Общие проблемы

Говоря о лизинге в государствах СНГ, стоит отметить, что здесь самый распространенный предмет лизинга - сельскохозяйственная техника. Ровно потому, что на ее приобретение, как правило, выделяется бюджетное финансирование. За сельхозтехникой идут медицинская техника, автолизинг и компьютерная техника. "По объемам лизинга ближе всего к России стоит Украина, далее следуют Белоруссия и Казахстан, - отмечает Владимир Синяев. - Украина обязана развитием лизинга прежде всего своему машиностроению. Беларусь - страна транзитная, и в ней хорошо развит машиностроительный комплекс. Поэтому в лизинг берутся тракторы и автомобили Минского завода. Сильно развит автолизинг - дальнобойщики берут в лизинг траки, фуры. Белорусский лизинг фактически обслуживает транспортный коридор между Россией и Западом. Что же до Казахстана - когда руководящие инстанции не поддерживают лизинг, очевидно, получается отставание". Судя по всему, Владимир Синяев имеет в виду, что в Казахстане для лизинговых сделок предусмотрен минимум льгот и это явилось неприятным сюрпризом для российских лизинговых компаний, пытающихся делать бизнес в этой стране. "Все ругают российское законодательство, но недавно мы открыли лизинговую компанию в Казахстане, так там законодательство оказалось еще хуже, чем российское, с точки зрения льгот и преференций лизинговым компаниям, - жалуется Николай Жмуренко. - Сейчас мы рассматриваем вопрос о создании лизинговой компании на Украине, там вообще нет преференций лизинговым компаниям. Поэтому по сравнению с другими странами СНГ российский лизинг очень хорошо себя чувствует".

Небезынтересно, что думают по этому поводу представители лизингового бизнеса из стран СНГ. "Лизинговый бизнес очень перспективен, но находится сейчас в абсолютно зачаточном состоянии, - говорит председатель совета директоров казахского концерна "Сейпан" Маргулан Сейсембаев. - Я скажу для примера, что лизинговая компания, входящая в наш концерн, занимает второе место в Казахстане, хотя у нее очень маленький объем операций. Но я думаю, что процентное отношение объемов лизинга к объемам ВВП в Казахстане и в России примерно одинаково. Причина слабости лизинга в наших странах одна - очень маленькая ресурсная база. В этом плане я смотрю на уровень монетизации экономики и развитие денежной базы - в Казахстане они неуклонно расширяются: до 2007 года планируется почти удвоить денежную базу. Это и есть перспективный источник развития лизинга. Пенсионная система и страховой рынок пока не работают, но я думаю, что если в ближайшие два года страховой рынок разовьется, то и лизинг начнет развиваться активнее, потому что везде в мире основные поставщики длинных дешевых денег - это пенсионная система и страхование".

В России о развитии пенсионной системы и страхования в ближайшее время мечтать не приходится, поэтому отечественные энтузиасты лизинга рассчитывают на другие инструменты поддержки этого бизнеса. "Лизинговая конфедерация "СНГЛизинг" добивается того, чтобы в порядке государственной поддержки осуществлялось субсидирование или компенсация банковской процентной ставки, скажем, до уровня LIBOR, под лизинговые платежи банкам, - говорит Владимир Синяев. - Тогда банки с большим интересом будут заниматься кредитованием лизинговых сделок. Далее надо принять меры, чтобы банкам стало интересно давать долгосрочные кредиты. Сегодня у них есть система показателей, которые работают против этого. Мы выступаем и за то, чтобы перенести налоговую нагрузку с предмета лизинга на продукцию, которая выпускается на оборудовании, взятом в лизинг. В этом случае мы сразу двух зайцев убиваем: во-первых, открываем дорогу для развития лизинга, во-вторых, более энергично идет процесс расширения налогооблагаемой базы. И мы - за беспрепятственное перемещение предметов лизинга через границы СНГ".

На лобби надейся...

Представители крупных лизинговых компаний хотя и согласны с предложениями "СНГЛизинга", перспективы их практической реализации оценивают с изрядной долей скепсиса. "Да, мне не нравится валютное законодательство, не нравится то, что с бухучетом творится, ведь мне по сути дела надо в два раза увеличивать штат, чтобы нормально обрабатывать отчетность, поскольку есть налоговый учет и есть бухгалтерский, - говорит Александр Кожевников. - Но мы работаем в той среде, которая есть, и менять ее не наша задача. У нас периодически бывают суды, где мы доказываем, что государство не право. А лоббировать какие-то вещи... Не знаю, насколько сейчас лизинг в состоянии что-либо лоббировать. Закон о лизинге - еще куда ни шло, а Таможенный кодекс - вряд ли. К сожалению, нет у нас эффективной структуры, которая могла бы это сделать". Правда, руководство "СНГЛизинга" уверяет, что в его распоряжении есть более эффективные инструменты, чем у парламентского лобби. "Нам проще продвигать наши предложения, потому что речь идет о межгосударственных лизинговых отношениях, а они находятся в более благоприятном юридическом климате, - объясняет Владимир Синяев. - Здесь можно работать через межпарламентскую ассамблею, и это порой бывает проще, чем пробиваться через национальное законодательство".

Однако большинство лизинговых компаний все-таки надеются не на законодательные льготы, а на собственные силы, а потому осваивают новые сферы деятельности и изобретают новые продукты. "После 1998 года предприниматели заботились о приобретении главным образом основных средств, а производственные площади арендовали, - говорит Николай Зиновьев. - Сегодня их интересует инфраструктура. Поэтому мы начали развивать лизинг недвижимости - разработали в рамках действующего законодательства соответствующий легальный продукт".

"СНГЛизинг", в полной мере используя преимущества своего межгосударственного статуса, начал реализацию двух проектов, предусматривающих поставки по лизингу оборудования в разные страны СНГ. Первый проект связан с поставками природозащитного оборудования: комплекса из десяти установок, которые предназначены для нейтрализации экологических последствий работы нефтяной отрасли - от разведки нефти до утилизации отходов нефтепереработки, включая транспортировку нефти, ее хранение, а также ликвидацию ее разливов в результате аварий. Второй проект - межгосударственный лизинг энергетических турбин производства Калужского турбинного завода. В этих проектах задействованы компании Белоруссии, Казахстана, России и дальнего зарубежья.

"Авангард-Лизинг" стратегически ориентируется на освоение новых сфер деятельности. "Предприниматели, обращающиеся в лизинговые компании, зачастую получают отказы, потому что компания не имеет опыта в какой-то сфере и не готова входить в такой проект, - рассказывает Александр Кожевников. - Мы, наоборот, стараемся брать проект и на этом проекте въезжать в отрасль. Это самый эффективный способ вхождения в незнакомую промышленность. Так у нас было с рыбообработкой, а сейчас такая же ситуация с полиграфией".
Большие надежды представители лизинговых компаний связывают с развитием в России импортзамещающих производств, поскольку отмечают, что рентабельность производства здесь некоторых изделий, которые сегодня завозятся из-за границы, "ненормально высока". Например, это относится к производству изделий из пластика. Понятно, что долго такая ситуация не сохранится, и либо западные производители начнут здесь создавать свои производства, либо наши соотечественники займутся импортзамещением. Первый вариант особых радостей лизинговым компаниям не сулит - западники к ним не пойдут. А вот если за организацию новых производств возьмутся наши предприниматели, лизинговые компании смогут неплохо заработать. "Наши бизнесмены все чаще обращаются с очень интересными проектами по строительству заводов с нуля, - говорит Александр Кожевников. - Это проекты совершенно нового масштаба, там счет идет на миллионы и десятки миллионов долларов, но при этом они окупаются в те сроки, которые сегодня предъявляются к лизинговым проектам - за четыре-пять лет. Это проекты с объемом продаж в несколько миллионов долларов в месяц - вот уровень рентабельности, который есть на рынке по некоторым направлениям".

Проекты, о которых идет речь, предусматривают, как правило, использование самого современного, высокотехнологичного и дорогого оборудования, предназначенного для массового выпуска сравнительно простых изделий, которые пока в нашей стране не производятся. И здесь самое главное - найти соответствующую нишу, выбрать поставщика оборудования и научиться на этом оборудовании работать. Что, оказывается, тоже непросто: западные компании очень неохотно берут на стажировку российских предпринимателей. Но выгоды окупают все затраты сторицей. "Хороший пример - производство пластиковых тюбиков для зубной пасты, - рассказывает Александр Кожевников. - Человек поставил импортное оборудование стоимостью несколько миллионов долларов и сейчас работает с очень хорошей рентабельностью. Думаю, что за год он эту машину окупил. Правда, это была не лизинговая сделка - он пришел к нам, оценил объем, посчитал и решил, что лучше купит станок за собственные средства".

Примечательно, что когда после жалоб на тяжелую жизнь, трудных клиентов и отсутствие денег речь заходит о перспективах, представители лизинговых компаний начинают излучать энтузиазм и оптимизм. "Основы, то есть законодательство, у лизинга есть, - рассуждает Николай Зиновьев. - Это то, на чем можно строить бизнес. А все остальное влияет только на темпы строительства. Так что я думаю, что вопрос развития лизинга - это всего лишь вопрос времени". Александр Кожевников еще более оптимистичен: "У меня есть ощущение, что должна наступить некая вторая фаза развития российской экономики, когда вместо модернизации существующих предприятий начнется массовое создание новых производств. Это будет расцвет лизинга".

Эксперт, № 14 (369) от 14 апpеля 2003 г

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru