|
> Документация, документооборот, регламентыРоссийское законодательство в 1991-1998 г.г. Объем, структура, тенденции развития.В. Б. Исаков
Проблема создания национального электронного архива законодательства России Попытка статистического обсчета объема, структуры и тенденций развития законодательства России выявила обстоятельство, которое, на наш взгляд, имеет актуальный характер и в ближайшее время может стать заметным препятствием для научных исследований: в распоряжении исследователя в настоящее время не имеется надежного источника, который бы позволял применять методы статистического, социологического, лингвистического и иного характера. Другими словами, великое государство, Россия, до сих пор не имеет достаточно полного и надежного национального архива законодательства не только в электронной виде , но и на бумаге, который позволял бы применять современные методы исследования. В отсутствие такого архива многие суждения и оценки относительно объема, структуры, динамики, тенденций развития законодательства неизбежно носят приблизительный оценочный характер. Сведения о принятых и действующих нормативных правовых актах распылены по 14 федеральным архивам, десяткам тысяч опубликованных и неопубликованных источников. Собрать в одном месте архив российского законодательства - задача, требующая колоссальных материальных и организационных ресурсов, что в нынешних условиях проблематично. Но эту работу можно выполнить в электронной форме, если разделить ее на части, продумать единую методологию и правильно организовать взаимодействие участников. Создание национального электронного архива законодательства России - задача огромного культурного, научного и практического значения. Она имеет целью представить неограниченному кругу пользователей (политикам, ученым, государственным служащим, аспирантам, студентам) весь массив законодательства России, от первых кодексов обычного права до актов действующего законодательства, принятых в последние годы. Национальный архив может быть использован для изучения истории правового регулирования, сравнительных правовых исследований, в кодификации законодательства и проработке различных версий правовой реформы. Благодаря такому архиву ученые и практические работники получат фактологическую базу, которая позволит перейти от бездоказательных версий и субъективных оценок к точным фактически обоснованным выводам об особенностях правового пути России. Создание национального архива законодательства России может оказаться важным стимулом и дать толчок для развития аналогичных работ на региональном уровне (архивы регионального законодательства), а также выступить первым этапом создания баз данных сравнительного правоведения. Методологические вопросы создания такого архива достаточно давно обсуждаются в научной среде. В национальный архив законодательства России предполагается включение правовых документов в том виде, в каком они были приняты. Последующие изменения и дополнения фиксируются как самостоятельные правовые документы. Пользовательский интерфейс должен обеспечивать реконструкцию текущей редакции документа на любой момент времени и восстановление “цепочек” взаимосвязанных документов. В базе данных помещаются сведения как об источнике опубликования, так и месте хранения подлинника правового документа. Когда подлинник документа отличается от официально опубликованного текста или несет на себе важные дополнительные элементы (визы согласования, разрешающие штампы, рукописные пометы и т.д.) об этом сообщается в научно-вспомогательном комментарии либо путем подключения в архив электронной фотокопии подлинного текста. Крупномасштабные акты кодификации (Свод законов Российской империи, Своды законов СССР и РСФСР) помещаются в базу данных как самостоятельные правовые единицы наряду с нормативными актами, включенными в Свод. Это следует из того, что задача национального архива - не только показать достижения правовой систематизации, воплощенные в сводах законов, но прежде всего - дать максимально полную и точную картину всего правового процесса. Нельзя запретить исследователю повторить работу по систематизации и представить на суд юридической общественности новую кодификацию того или иного нормативного материала. Безусловно, наибольшую сложность вызовет обработка и включение в архив ранних памятников права (Русской правды, Судебников, Петровских указов и т.д.). Данные документы потребуют развернутого научно-вспомогательного комментария специалистов - историков права для уяснения общественно-политического контекста, в котором был принят правовой документ и его подлинного смысла. Возможно, в отношении подобных документов потребуется составление “поисковых масок”, передающих содержание данных документов современным языком, что позволит органично включить их в информационный массив, классифицировать данные акты, осуществлять по ним контекстный поиск и т.д. Другими словами, теоретические и методологические аспекты создания национального электронного архива законодательства России сегодня во многом понятны. Дело - за практическими шагами по реализации данной задачи. www.tpprf.ru |
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |