|
> Лизинговые схемы. Документы, мнения.Российский бизнес хочет упростить лизингЭксперты ожидают замедления темпов роста рынка российского лизинга в этом году. Чиновники должны «дать импульс» его развитию, устранив ряд недостатков в современном законодательствеТемпы роста рынка лизинга в России в 2003 году замедлятся и составят 36% против 47% в прошлом году. Такие данные были обнародованы вчера на пресс-конференции, посвященной новым законодательным инициативам в области лизинга, которая проводилась под патронажем Российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг». Основных успехов в области лизинга, по мнению участников конференции, за прошлый год удалось добиться в тех отраслях, которые активно дотировались государством, –авиастроении и агропромышленном комплексе. Стимулировать темпы роста «негосударственных» лизинговых операций можно, лишь устранив целый ряд тормозящих факторов, содержащихся в российском законодательстве. Объем лизинговых операций в 2002 году, который пришелся на 40 крупнейших лизинговых компаний России, составил более 650 млн долларов. Суммарный объем лизинга в 2002 году эксперты оценивают примерно в 2,5 млрд долларов (это около 4,5% от всех инвестиций в основные фонды). Правда, рост наблюдался далеко не во всех отраслях – так, объем лизинга машиностроительного оборудования сократился на 28,5%, отрицательные темпы прироста наблюдались в лизинге строительной техники (-5,48%) и специального оборудования (-44,9%). Наибольшие «подвижки» были заметны в авиастроительной отрасли, авиационных грузопассажирских перевозках и в АПК – в основном благодаря программам государственной поддержки. «Развитие лизинга в стране свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии отечественной наукоемкой отрасли, – сказал RBC daily генеральный директор «Финансовой Лизинговой Компании» Евгений Зарицкий. – Если бы не правительство РФ, то сегодня, например, компания «Дальавиа» не смогла бы купить Ту-214». Правда, лизинговых компаний, работающих по схемам федерального лизинга либо реально пользующихся господдержкой, на данный момент совсем немного – они присутствуют только в АПК (ОАО «Росагролизинг»), авиаотрасли (FLC, «Ильюшин Финанс Ко.») и в дорожной отрасли («Росдорлизинг»). По прогнозам специалистов, в ближайшее время ожидается появление таких компаний на железнодорожном транспорте и в сфере управления и эксплуатации природных ресурсов. Для более эффективного развития «негосударственного» лизинга, отмечают эксперты, необходимо существенно реформировать законодательную базу в сфере лизинга. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются сейчас лизинговые компании в России, специалисты называют неотработанность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя. «До момента окончания срока лизинговой сделки объект лизинга по закону находится в собственности лизинговой компании, – сказал RBC daily заместитель генерального директора Московской лизинговой компании Михаил Ткаченко. – Однако Гражданский кодекс и иные нормативные акты не предусматривают возможности досудебного изъятия собственного имущества у недобросовестного лизингополучателя. Вернуть свою собственность лизинговая компания может только в судебном порядке. Известно, что судебное разбирательство в нашей стране может длиться 3–4 месяца и больше, кроме того, довольно сложно добиться реального возврата имущества, чем после вынесения арбитражным судом соответствующего решения должны заниматься судебные приставы, которые чаще всего работают «без огонька». В итоге лизинговой компании приходится ждать своего имущества по полгода, за это время объект лизинга теряет свою ликвидность». Еще одна сложность, которая тормозит развитие лизинга в России, – это проблемы с возвратом НДС. «Для того чтобы сдать некий объект в лизинг, компания должна сначала его купить и заплатить НДС государству, – сказал RBC daily начальник отдела лизинга и факторинга Судостроительного банка Алексей Куприянов. – Вернуть НДС из бюджета – большая проблема, это приводит к нехватке свободных денежных средств и к «застою» других проектов компании». Недостатком существующего законодательства в области лизинга эксперты считают также невозможность повторной сдачи объекта в лизинг. «В российском законодательстве не предусмотрено системы повторной сдачи имущества в лизинг, – говорит Михаил Ткаченков. – В случае если договор расторгается по каким-либо причинам, лизинговая компания не имеет право повторно сдать объект в лизинг. Дело в том, что налоговые органы признают сделку лизинговой, а значит, лизинговая компания получит все причитающиеся ей льготы (возможность включения лизинговых платежей в расходы, ускоренная амортизация объекта лизинга, и, как следствие, уменьшение налога на имущество. – Прим. RBC daily) лишь в том случае, если она покупает объект под заказ конкретного заказчика. В случае разрыва контракта ей остается либо снова его купить и тогда уже сдавать, либо кому-то продать». Серьезные помехи работе лизинговых компаний создает и распространение так называемых «серых» лизинговых схем, когда под видом лизинга компания просто покупает в рассрочку оборудование и т.п., не вкладывая никаких инвестиций, но пользуясь всеми лизинговыми льготами. «Из-за того что в законодательстве нет четко установленного срока лизинговых сделок, активно развиваются так называемые «серые схемы», когда компании «под прикрытием» налоговых льгот, предоставляемых в случае лизинга, просто покупают в рассрочку оборудование, машины и т. п., – говорит Михаил Ткаченков. – Подобная же проблема возникает из-за того, что в законодательстве не ограничена предоплата для покупки объекта лизинга со стороны лизингополучателя». Проблемы недобросовестности, правда, уже со стороны лизинговых компаний, возникли после отмены лицензирования этого вида деятельности. «Поставщики не могут отделить лизинговую компанию от псевдолизинговой, которая на самом деле, может, и не занимается лизингом, и, соответственно, это затрудняет предоставление ими скидок и отсрочек настоящим лизинговым компаниям», – сказал RBC daily директор лизинговой компании «Евролизинг» Сергей Бобровский. По мнению экспертов, необходимо вернуться к разрешительной системе лицензирования деятельности лизинговых компаний; подобные предложения сейчас уже готовятся экспертами «Рослизинга». Помимо законодательных проблем, отмечают эксперты, развитию российского лизинга мешает «косность» как банков, кредитующих лизинговые компании, так и производителей. «Например, есть проблемы со стороны производителей и дилеров: не все понимают значение лизинга для роста объемов продаж настолько, чтобы предоставлять лизинговым компаниям преференции при приобретении основных средств для последующей сдачи в лизинг, – говорит Сергей Бобровский. – То есть большинство из них не предоставляют лизинговым компаниям скидки при приобретении, рассрочку оплаты. Западные менеджеры большинства производителей это уже осознали. Кроме того, большинство лизинговых компаний испытывают трудности с финансированием. Банки пока не кредитуют независимые от них лизинговые компании. Подход банков к финансированию лизинговых компаний не отличается от стандартного подхода к другим категориям заемщиков». Однако проблемы «привыкания» банков и производителей к лизинговым схемам, по мнению экспертов, опять же напрямую зависят от законодательной «гладкости» этой процедуры, в первую очередь возможности лизинговой компании в досудебном порядке вернуть свою собственность за неуплату, зафиксировать сроки лизинговых сделок во избежание «серых схем» и вернуться к заявительной системе лицензирования лизинговой деятельности. Наталья Бендина,
|
|
|||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |