|
> Инвестиции в недвижимость. Документы, мнения, комментарииИнвестиционный климат в Российской Федерации и меры по его улучшениюКраткая характеристика инвестиционного климата и состояния экономики
В соответствие с Планом действий усилия Правительства Российской Федерации на ближайший год сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций. Итоги 2000 года и динамика основных экономических показателей в первой половине 2001 года подтверждают, что Правительству Российской Федерации удалось добиться последовательности в решении поставленных задач социально-экономического развития, создать условия для притока долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику России и, в первую очередь, в промышленный сектор экономики, в развитие новых отраслей. Налажено четкое и конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Согласованы общегосударственные цели и интересы. Это дало положительный результат и отразилось на качестве работы Правительства и Федерального собрания. Рост производства товаров и услуг, высокая инвестиционная активность, увеличение реальных доходов населения, наличие позитивных тенденций во внешнеэкономической сфере, оздоровление бюджетной ситуации, стабильность на внутреннем финансовом рынке, снижение уровня безработицы являлись важнейшими характеристиками складывающейся ситуации в российской экономике по итогам 2000 года. Развитие экономики России в 2001 году протекает согласно плану и прогнозу Правительства России. Сохраняется стабильность в области кредитно-денежной политики, курс рубля остается устойчивым и предсказуемым, продолжается рост золотовалютных резервов Банка России. Рост производства, очищенный от сезонной и календарной составляющих, продолжается уже шесть месяцев подряд. В I полугодии физический объем ВВП увеличился, по нашей оценке, на 5.4% к соответствующему периоду 2000 года. Это несколько выше, чем прогнозировалось в начале года. Реальные доходы населения возросли в I полугодии на 4,4% к такому же периоду прошлого года, реальная зарплата - на 18,3%. Оба показателя уже приближаются к своим докризисным уровням. Численность безработных сократилась за год (с середины 2000 по середину 2001 г.) на 10%. Повысились показатели рождаемости и снизилась смертность населения. В результате, естественная убыль населения сократилась (в расчете на 1000 чел.) на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, хотя она, безусловно, все еще остается недопустимо большой. При отмеченных благоприятных тенденциях, рост производства все же отстает от темпов, достигнутых в 2000 году. Это объясняется тем, что воздействие посткризисных факторов, продолжавшееся в течение двух лет, в основном уже исчерпано. Имеется в виду прежде всего эффект девальвации рубля, улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и снижения издержек производства за счет падения реальной заработной платы. В настоящее время вступают в действие другие источники роста, условия для которых формировались в последние годы. Они непосредственно связаны с намеченными и предпринимаемыми мерами Правительства. Эти источники - более устойчивые и долговременные, но их "включение" достигается с большим трудом. Динамика промышленного производства, очищенная от сезонных и календарных колебаний, после заметного спада в IV квартале 2000 г. показывает устойчивый рост в течение всего первого полугодия текущего года. Объем промышленного производства возрос за I полугодие по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 5.5%. При этом рост имеет широкую базу: он зафиксирован во всех крупнейших отраслях промышленности. Наиболее высокие темпы роста в первом полугодии наблюдались в машиностроении, химической и нефтехимической промышленности, пищевой и легкой промышленности, цветной металлургии и топливной промышленности. Необходимо отметить, что факторы роста в I полугодии 2001 года заметно отличаются от факторов роста в 2000 году. В первом полугодии и, особенно, во втором квартале генератором экономического роста выступили, в основном, два фактора. Во-первых, это потребительский спрос населения, (в особенности на непродовольственные товары, спрос на которые возрос по сравнению с I полугодием прошлого года на 12,8%). Во-вторых, это инвестиционный спрос, который заметно активизировался во втором квартале текущего года. Темпы роста инвестиций в последние месяцы (при устранении сезонных факторов) сопоставимы с инвестиционным бумом первого полугодия прошлого года. Причем особенностью нынешнего инвестиционного подъема является ускоренный рост вложений в машины и оборудование, что благотворно сказывается на динамике отечественного машиностроения. Уровень инфляции по результатам года превысит заложенный в Федеральном бюджете показатель 12% и по прогнозам составит 18%. Вместе с тем, продолжается превышение доходов Федерального бюджета над запланированным уровнем. В текущем году, как и в 2000 году, сохраняется тенденция увеличения реально располагаемых доходов населения. Продолжается рост производства практически во всех отраслях промышленности России, хотя, в целом прирост промышленного производства несколько снизится по сравнению с 2000 годом и по прогнозам составит 4% к показателю предыдущего года. Снижается зависимость динамики отечественного фондового рынка от ситуации на фондовых рынках США, что говорит смещении ожиданий настроений участников фондового рынка в сторону динамики изменений экономической и политической ситуации внутри страны. Разработаны долгосрочные программы реструктуризации естественных монополий, нацеленные на уменьшение роли государства и развитие конкурентного сектора в этих отраслях. Положительным итогом происходящего можно считать повышение активности производственной деятельности предприятий и их желание вкладывать собственные средства в дальнейшее развитие. Согласно результатам опроса руководителей базовых промышленных предприятий страны, проведенного Госкомстатом России, предпринимательский климат в стране сейчас наиболее благоприятный за последние 5 лет. Растет объем иностранных инвестиций в российскую экономику. По итогам 2000 года общий объем иностранных инвестиций, направленных в российскую экономику, вырос по сравнению с 1999 годом почти на 15 процентов. Из общего объема поступивших инвестиций около 40 процентов приходится на прямые. Динамика роста притока инвестиций сохраняется и в этом году. За I-е полугодие 2001 года иностранные инвесторы вложили в российскую экономику 6684 млн. долл. США, что составляет 139,9% по отношению к соответствующему периоду 2000 года, в том числе прямые инвестиции составили 2509 млн. долл. США.
ОБЩИЙ ОБЪЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ПОСТУПИВШИХ В НЕФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПО ВИДАМ (без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США)
Создание благоприятного делового климата Снижение административных барьеров и дебюрократизация экономики
Необходимость дебюрократизации экономики обсуждается практически на каждой встрече с представителями Правительства и деловым сообществом. Снижение административных барьеров для входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной конкуренции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, позволит рыночными методами перераспределить трудовые ресурсы из неэффективных предприятий в более эффективные и востребованные секторы экономики. В настоящее время принят ряд законопроектов, призванных улучшить предпринимательский и деловой климат. Система регистрации юридических лиц. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". Указанные законопроекты основаны на принципе единообразия и идее "одного окна" и предусматривают единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности а также принципы ведения единого государственного реестра юридических лиц. Принятие закона способствует упрощению порядка регистрации для заявителя, поскольку обязанность информирования налоговых и иных органов о регистрации юридического лица возлагается не на заявителя, а на регистрирующий орган. Еще один проект закона из "пакета по дебюрократизации" касается защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля на рынке. Законопроект "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", принятый Государственной Думой, оговаривает основные процедурные моменты проведения проверок с выходом на предприятия для того, чтобы снизить издержки предпринимателя на борьбу с контролерами, уменьшить возможность злоупотреблений в части недобросовестной конкуренции. Законом предлагается установить: периодичность проверок; механизм усиления контроля в тех случаях, когда выявлены нарушения; механизм перевода предприятия на облегченный режим в определенных условиях. Особого упоминания требует деятельность Минэкономразвития России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти по разработке новой редакции Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Необходимо отметить, что лицензирование - очень сильный способ государственного вмешательства в работу отраслевых рынков. И использоваться он должен в исключительных случаях. Поэтому основными задачами при разработке новой редакции этого закона были: формирование закрытого перечня лицензируемых видов деятельности, одновременное сокращение этого перечня и введение единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации с запретом применять отсылочные нормы. Исходными положениями для введения лицензирования являются невозможность регулирования другими методами, такими, как: регистрация, сертификация, стандартизация и аккредитация, недостаточность полномочий, имеющихся у контрольных и надзорных органов, а также потенциальная опасность данного бизнеса для жизни и здоровья неограниченного круга лиц. При этом следует четко выделять тот вид деятельности, который действительно необходимо лицензировать. Внесенный Правительством вариант закона был рассмотрен и принят во втором чтении Государственной Думой в июле месяце. В апреле 2001 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проекты законов "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". Указанные законопроекты приняты Государственной Думой в третьем чтении.
Принцип "одного окна" при регулировании инвестиционной деятельности
Законодательные инициативы Правительства Российской Федерации включают разработку ряда законопроектов, направленных на закрепление гарантий прав при осуществлении инвестиционной деятельности, установление четких и понятных принципов осуществления государственной поддержки инвестициям. Законопроекты, также предусматривают устранение необоснованных административных барьеров, повышение эффективности, согласованности и ответственности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за выполнение согласующих, стимулирующих, защитных и непосредственно инвестиционных функций при регулировании инвестиционной деятельности на территории страны. В сфере регулирования рынка земли и недвижимости предусматривается законодательно урегулировать процедуру землеустройства, в частности, сформировать земельные участки в качестве объектов недвижимости, что обеспечит защиту прав на землю и будет способствовать вовлечению земли в гражданский оборот. Утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Подготовлены предложения о порядке передачи владельцам зданий и предприятий в собственность земельных участков, на которых они расположены. Подготовлены предложения по упорядочению пользования находящимися в государственной собственности застроенными земельными участками, раздел которых невозможен. Разработаны предложения по регулированию процесса приобретения приватизированными предприятиями в собственность земельных участков, на которых расположены эти предприятия, что значительно повысит их инвестиционную привлекательность. Подготовлены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, которые предусматривают создание и вовлечение в гражданский оборот единого объекта недвижимости, в основу которого положен принцип единства прав на земельный участок и расположенную на нем недвижимость, а также невозможность вовлечения в гражданский оборот названных составляющих единого объекта недвижимости отдельно друг от друга. Положительное влияние на инвестиционный климат и ускорить темпы реформирования экономики должно оказать и принятие Земельного Кодекса (принят ГосДумой во втором чтении в июле 2001 года). Работа Минэкономразвития России, других министерств и ведомств сосредоточена на максимальном соблюдении принципа "одного окна" при осуществлении инвестиционной деятельности. В частности, в рамках внесенного Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" предусматривается введение ясного и простого порядка получения прав на осуществление строительной деятельности. Как минимум вдвое должны быть сокращены продолжительность подготовительного этапа инвестиционного процесса, связанного с разработкой разрешительной документации, а также количество согласующих инстанций и необоснованных выплат, производимых инвесторами. Все это позволит существенно улучшить положение отечественных инвесторов и поднять конкурентоспособность России на международном рынке инвестиций.
Защита прав собственников и инвесторов В области защиты прав собственников и инвесторов наметились обнадеживающие сдвиги, как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать как появление в российском частном секторе действительно эффективных собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических проектов, выстраивании стабильных легальных связей со своими контрагентами, развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику. Так, в целях обеспечения прав и законных интересов собственников и недопустимости осуществления национализации в интересах отдельных финансовых и политических групп был разработан проект федерального закона, в котором сформулированы основания и принципы проведения национализации, в том числе, носящей принудительный характер; определен объект национализации (предприятие как имущественный комплекс либо его часть); установлено обязательное принятие отдельного федерального закона по каждому объекту национализации. Решается задача защиты прав на интеллектуальную собственность, что необходимо для обеспечения благоприятных условий для активизации инновационной деятельности. С этой целью будут внесены изменения в Патентный закон Российской Федерации, гарантирующие соблюдение прав заявителей и патентообладателей и, тем самым, повышающие привлекательность и безопасность патентования в Российской Федерации. Многие положения Патентного закона будут приведены в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, являющимся частью договоров ВТО.
Совершенствование корпоративного управления
Корпоративное право должно быть дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и поглощения, процедуры выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных интегрированных бизнес-групп). Также, требуется существенное усиление ответственности собственников за действия исполнительных менеджеров и за собственные решения по развитию подконтрольной корпорации, принятые на уровне собрания акционеров или совета директоров. Необходимо сформировать условия для поддержания баланса интересов между различными группами акционеров (собственников), в первую очередь - между доминирующими и миноритарными акционерами. Давно назрело совершенствование механизмов перераспределения собственности в пользу наиболее сильных участников рынка. Целый комплекс поправок и дополнений в действующий Закон о банкротстве и принятие нового Федерального закона "Об оздоровлении несостоятельных предприятий" (внесен в ГосДуму) обеспечит движение по нескольким направлениям: - Упрощение изъятия собственности у неэффективных с точки зрения общества собственников, то есть создание угроз для неэффективных собственников, создание предпосылок для эффективного с точки зрения общества изъятия собственности. - Устранение возможности отъема у собственников относительно устойчиво работающих предприятий (т.е. защита эффективных собственников, предотвращение неэффективного с точки зрения общества изъятия собственности). - Создание возможностей для поглощения крепкими (эффективными) предприятиями слабых (неэффективных) предприятий, то есть создание механизмов прямого замещения неэффективных собственников эффективными. - Введение понятия "оздоровление", отличающегося от понятия банкротства; разделение понятий "несостоятельность" и "банкротство" и разделение процедур оздоровления и процедур банкротства.
Налоговая реформа
Продолжающаяся в 2001 году налоговая реформа затрагивает либерализацию амортизационной политики, снимает ряд существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, связанных с извлечением прибыли и в значительной степени приближает порядок налогообложения доходов и расходов к порядку, установленному международными правилами бухгалтерского учета. Со вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 "Налог на прибыль организаций", принятой Государственной Думой, предусматривается реформирование существующего налога на прибыль предприятий и организаций, включающее принятие к вычету необходимых и обоснованных деловых расходов, снятие ряда существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения и др. Глава НК по налогу на прибыль предполагает снижение с 1 января 2002 г. ставки налога на прибыль с 35% до 24% с одновременной отменой всех льгот. Проектом указанной главы устанавливается, что в состав расходов могут быть включены почти все расходы при условии доказательства налогоплательщиком их обоснованности и необходимости для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Предусматривается снятие действующих ограничений при отнесении на затраты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций отдельных видов расходов, в частности, расходов по рекламе; на обучение промышленно-производственного персонала работе на новом оборудовании и освоению новых технологий, внедряемых в производство; расходов по отдельным видам добровольного страхования и др. Предусматривается расширение возможностей вычета при определении налоговой базы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки через использование механизма капитализации расходов с последующей их амортизацией; увеличение предельного размера отнесения расходов на подготовку и переподготовку кадров к прочим расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Вместе с тем, уже с 1 апреля текущего года в 1,5 раза увеличен уровень расходов на представительские нужды, рекламу, подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, допустимый для отнесения на себестоимость продукции.
Переход на международные стандарты учета
Осуществление комплекса мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с принципами, содержащимися в международных стандартах финансовой отчетности, является в настоящее время одним из важнейших направлений деятельности Правительства Российской Федерации и требует внесения изменений в действующее законодательство. В первую очередь это касается Федерального закона "О бухгалтерском учете", Налогового кодекса Российской Федерации, а также целого ряда смежных законодательных актов. Исходя из этого, разработан проект федерального закона "О бухгалтерском учете", который направлен на реализацию комплекса мер, обеспечивающих прозрачность финансовой отчетности. В частности, предусматриваются обязательное составление и представление сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, а также процедуры проведения независимого аудита сводной отчетности. В тексте проекта закона определяются особенности ведения бухгалтерского учета при процедурах реорганизации и ликвидации организаций. Ключевым моментом при этом будет введение требования проведения переоценки всех активов и пассивов организации путем доведения их балансовой стоимости до величины рыночной оценки. В целях обеспечения условий для улучшения инвестиционной привлекательности Российской Федерации подготовлен план-график мероприятий по внедрению международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности по трем разделам: 1) совершенствование методологического обеспечения системы бухгалтерского учета; 2) обеспечение достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности; 3) развитие бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета. Окончательный переход на ведение бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами будет осуществлен к 2004 году.
Вступление России в ВТО
Внешнеэкономическая политика России сегодня во многом формируется под воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Мы учитываем эти процессы и готовимся присоединиться к ВТО. К настоящему времени завершен в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения, и одновременно ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики. В связи с присоединением к ВТО России предстоит внести определенные изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами этой международной организации. В частности, речь идет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, инвестиций и налогов. Первые пакеты законопроектов уже внесены Правительством России на утверждение Государственной Думой или находятся в Правительстве России на рассмотрении. Однако, в ответ на свои усилия по вопросам вступления в ВТО, Россия иногда сталкивается с намерениями некоторых стран ужесточить предъявляемые требования по отдельным элементам пакета присоединения. Неконструктивность данного подхода состоит в том, что чем быстрее Россия присоединится к ВТО, тем быстрее компании стран-членов ВТО получат лучшие условия для работы на российском рынке. Для России же выгоды от членства не будут немедленными. В целом, можно сказать, что на сегодня фактически определились позиции по практически всем укрупненным товарным позициям; с рядом стран в предварительном плане согласованы обязательства по значительной части тарифных позиций.
Таможенное регулирование и администрирование
Направленность таможенно-тарифной политики на стимулирование притока инвестиций обеспечивается совершенствованием Таможенного тарифа Российской Федерации. В ближайшей перспективе планируется дальнейшее снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, а также на отсутствующее в России сырье при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий. Это позволит создать благоприятные возможности для ввоза в Россию оборудования, комплектующих, полуфабрикатов и т.д. для организации современных, в т.ч. сборочных, производств взамен ввоза готовой продукции. В настоящее время формируется перечень прогрессивного технологического оборудования, в отношении которого предусматривается снижение действующих ставок ввозных таможенных пошлин вплоть до нулевого значения. Кроме того, принято Постановление Правительства Российской Федерации "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации".
Развитие концессионных форм инвестирования
Расширение притока иностранных инвестиций мы ожидаем за счет увеличения объемов добычи в минерально-сырьевых отраслях на условиях Соглашений о разделе продукции. С нашей точки зрения, цель СРП заключается в том, чтобы минимизировать издержки и риски инвесторов вне зависимости от конкретного проекта или осваиваемого месторождения. Именно для утверждения такого подхода функции координирующего органа по СРП передали Министерству экономического развития и торговли. Нами прилагаются усилия к интенсивному решению организационных, налоговых и правовых вопросов, связанных с заключением соглашений о разделе продукции. В направлении совершенствования законодательной базы в области СРП уже есть серьезные достижения. Совет Федерации одобрил Федеральный закон "0 внесении изменений в Федеральный закон о соглашениях о разделе продукции". Закон предлагает в дополнение к существующему новый порядок разделения произведенной продукции между государством и инвестором. Этим законом вводится более простой механизм, предусматривающий замену всех налогов и платежей "прямым разделом" продукции, в соответствии с заключенным соглашением между государством и инвестором. Такой подход, вместе со стабилизационной оговоркой о неизменности всех первоначально достигнутых соглашений по СРП на весь срок эксплуатации месторождения, позволяет в максимальной степени уменьшить суверенные риски для инвесторов, ведущих добычу полезных ископаемых на условиях соглашения о разделе продукции.
Реформирование банковской системы России
Процесс преобразований в финансовом секторе России в существенной мере определяется ходом реформирования банковской системы. Органам регулирования деятельности кредитных организаций за последние два года удалось в целом решить задачу расчистки банковской системы от неплатежеспособных банков, сохранения жизнеспособного ядра банковской системы и восстановления возможностей кредитных организаций по предоставлению базового комплекса услуг. Так, в настоящее время доля финансово стабильных банков в активах действующих кредитных организаций составляет практически 90%. Укрепление финансового положения банков стимулирует их постепенный разворот в сторону кредитования реального сектора экономики. Очевидно, что общие экономические показатели, а также участие банковского сектора в кредитовании реальной экономики ниже, чем в развитых и в большинстве развивающихся стран. Однако вряд ли корректно подходить к нашей банковской системе с мерками не только США, Англии или Японии, но и Чехии, где иностранный капитал владеет 80% банковской системы. Если же взять более близкие примеры - Украину, Казахстан, то у них показатели соотношения капитала и кредитов с ВВП такие же, как и в России, что позволяет сделать вывод: развитие банковской системы соответствует экономическим и правовым реалиям. В то же время, существует ряд серьезных проблем, в том числе системного происхождения, решение которых позволит ускорить развитие банковской системы. Так, существенной причиной, накладывающей экономические ограничения на расширение масштабов банковской деятельности, являются сохраняющиеся на высоком уровне системные риски банковской деятельности. Высокий кредитный риск значительно ограничивает потенциальные сферы приложения капиталов. Самостоятельным фактором, сдерживающим развитие активных долгосрочных операций банков, является сложившаяся структура их ресурсной базы, в которой преобладают краткосрочные обязательства и очевиден дефицит средне- и долгосрочных ресурсов. Очевидно, что капитализация банковского сектора России еще недостаточна для адекватного обслуживания растущих потребностей экономики. Поэтому, в нынешней ситуации в России позитивное влияние на развитие российской банковской системы способно оказать расширение присутствия банков с иностранным участием. Решающее влияние на повышение прозрачности кредитных организаций и более адекватную оценку их финансового состояния способно оказать внедрение международных стандартов финансовой отчетности. С августа 2001 г. реализуется проект программы ЕС ТАСИС "Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности" и аналогичный проект АМР (США). Основная задача указанных проектов состоит в улучшении функционирования и достижении большей прозрачности банковской системы Российской Федерации посредством обеспечения соответствия российских правил бухгалтерского учета и отчетности требованиям МСФО В соответствии с условиями данных проектов разрабатываются новые правила бухгалтерского учета кредитных организаций. В течение 16 месяцев указанные правила пройдут апробацию в 8 "пилотных банках", будет создана нормативная база, а также определены сроки перевода на МСФО всей банковской системы России. Ещё одним направлением банковской реформы будет резкое сокращение доли государства в банковском секторе, что, безусловно, позитивно отразиться на кредитных организациях и на финансово-кредитном рынке в целом.
Развитие рынка капиталов и внутреннего инвестиционного потенциала
В сфере развития фондового рынка разрабатываются нормативно-правовые акты, предусматривающие усиление административной и уголовной ответственности участников фондового рынка за нарушения законодательства, а также руководителей организаций за нарушения прав инвесторов и акционеров. С 2002 года предусматривается установить отчисления в накопительную составляющую обязательной пенсионной системы. В этом случае накопительная часть трудовой пенсии формируется за счет уплаты страховых взносов и начисленного на них инвестиционного дохода. Ставка страховых взносов в накопительную часть государственной пенсионной системы в течение всей трудовой деятельности не понижается. При этом отчисления единого социального налога в распределительную пенсионную систему будут снижаться на величину отчислений в накопительную систему. Пенсионные резервы по накопительной системе, которые по самым скромным подсчетам составят не менее 2 млрд. долларов к 2003 году будут подлежать инвестированию через уполномоченные инвестиционные компании, отбираемые на конкурсной основе и действующие под непосредственным контролем государства.
Основные направления структурной политики В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Первоочередные меры будут направлены на реализацию существующих конкурентных преимуществ (наличие незагруженных производственных мощностей, квалифицированного персонала, перспективных научно-технических разработок, высокого уровня платежеспособного спроса на продукцию) в перспективных секторах экономики. В указанной программе особое внимание уделяется формированию инфраструктуры экономики. В частности, предусмотрено: - развитие транспортной инфраструктуры за счет интеграции транспортных маршрутов России в континентальные транспортные коридоры, формирования логистических комплексов, стыкующих различные виды транспорта, усовершенствования процесса управления транспортной инфраструктурой, использования новых моделей техники; - формирование новых и поддержанию существующих экспортных направлений транспортировки нефти и нефтепродуктов; - развитие телекоммуникационной и информационной инфраструктуры на всей территории России, за счет повышения доступности информационных услуг для населения и юридических лиц, стимулирования притока инвестиций и улучшения инфраструктуры связи, массового внедрения автоматизированных информационных систем, в том числе в государственных органах; - стимулирование экспортоориентированных и импортозамещающих производств с высокой степенью переработки за счет привлечения инвестиций, размещения государственных заказов, применения правовых механизмов защиты отраслей отечественной промышленности от неравных условий конкуренции со стороны зарубежных конкурентов; - поддержка инноваций и научно-технической деятельности, за счет увеличения государственного заказа на научно-исследовательские и инновационные разработки, формирования законодательства о защите прав интеллектуальной собственности, снятия барьеров привлечения результатов научных разработок в хозяйственный оборот. Новая политика модернизации отраслей-естественных монополистов, России кардинально отличается от политики, проводимой на протяжении предыдущего периода. Вам, наверное, хорошо известно, что на сегодняшний день Правительством Российской Федерации вырабатываются программы реформирования естественных монополий- электроэнергетики, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Остановлюсь на основных аспектах подготовленной к детальному обсуждению в Правительстве программы реформы железнодорожного транспорта. Уже в течение ближайших 3 лет в железнодорожной отрасли необходимо: - в три этапа разделить монопольные и конкурентные виды деятельности; - прекратить перекрестное субсидирование перевозок за счет грузовых тарифов; - сформировать единую тарифную политику для перевозок по всей территории России, в том числе для экспортно-импортных грузов; - разделить основные (непосредственно связанные с перевозочным процессом) и неосновные виды деятельности, вывести за баланс предприятий объекты социальной сферы; - провести модернизацию технической и технологической базы; - создать и внедрить высокоэффективные информационные и ресурсосберегающие технологии; - модернизовать и внедрить перспективные образцы устройств железнодорожной автоматизации, телемеханики, связи; - обновить основные фонды железнодорожного транспорта; - повысить эффективность и безопасность перевозок.
Направления развития промышленности и ее отраслей
Реализация задачи развития промышленности будет осуществляться по следующим направлениям: - Сохранение и расширение предложения продукции отечественного машиностроения на рынках, где наблюдается повышение платежеспособного спроса. - Выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией современного и новейшего технологических укладов. В развитии промышленности могут быть выделены следующие этапы: Основные меры и инструменты реализации структурной политики в промышленности в 2001-2002 годах должны во-первых, стимулировать расширение спроса на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий экспортеров, во-вторых способствовать максимальному участию отечественных производителей оборудования в реализации этих инвестиционных проектов. Для решения первой задачи с участием представителей государства формируются инвестиционные программы крупнейших компаний с государственным участием в финансово-благополучных и экспортно-ориентированных отраслях. Государство через своих представителей реализует систему мер по стимулированию закупки техники в рамках данных проектов на основе обязательного применения конкурсных процедур. Решение второй задачи состоит в том, чтобы помочь отечественным производителям оборудования и техники представить конкурентные заявки на участие в указанных закупках с условиями не уступающими аналогичным иностранным компаниям. Будут развиваться принятые в мировой практике правовые механизмы (компенсационные, антидемпинговые) защиты отраслей отечественной промышленности, находящихся в процессе структурной перестройки, от неравных условий конкуренции, офсетное законодательство в отношении крупных импортных закупок товаров и услуг для государственных нужд. Одновременно, на первом этапе будет реализовываться система мер по политической, организационной, финансовой поддержке экспорта, в первую очередь продукции высокой степени переработки. Это должно стимулировать экспортеров энергетических ресурсов, металлов и производителей химических продуктов осуществлять вложения в предприятия более высоких переделов, содействовать интенсификации процессов вертикальной интеграции. Важной задачей первого этапа является реструктуризация предприятий и, прежде всего, предприятий государственного сектора. Политика государства в этой области будет направлена на повышение эффективности использования активов предприятия, проведение реструктуризации задолженности, создание более действенных механизмов смены неэффективных собственников и менеджеров, защиту интересов кредиторов и инвесторов. Результатом первого этапа должно стать оживление производства в отраслях, смежных с традиционными экспортными сферами, улучшение финансово-экономического положения части машиностроительных предприятий, что позволит им активизировать инновационную деятельность и начать программы модернизации своего производства, расширяя спрос на продукцию других отраслей машиностроения (с первую очередь станкостроения). Развитие экспортных отраслей и предприятий, обеспечивающих их модернизацию должно привести уже на первом этапе к росту платежеспособного спроса на потребительском рынке, что создаст стимулы к расширению производства в отраслях конечного потребления, таких как пищевая и легкая промышленность. Создание и расширение системы ипотечного кредитования в совокупности с ростом реальных доходов населения сможет обеспечить более высокие темпы роста жилищного строительства и соответствующий спрос на продукцию строительства, промышленности строительных материалов, мебельной промышленности и т.п. Увеличится спрос на продукцию сферы услуг, в том числе в новых, быстро растущих секторах, связанных с информатизацией.
Государственная научно-техническая и инновационная политика
При переходе к инновационной экономике особое значение приобретают вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара. Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения. В стране в ближайшее время должно быть завершено формирование нормативной правовой базы в этой области, обеспечено проведение мероприятий по закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, а также работ по постановке объектов интеллектуальной собственности на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов, определены ответственность и права государственных органов, являющихся государственными заказчиками научно-технических, опытно-конструкторских и технологических работ. При этом права на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств федерального бюджета, должны быть распределены между участниками правоотношений, включая государство, таким образом, чтобы не возникало препятствий при вовлечении результатов научных разработок в хозяйственный оборот.
Политика в сфере развития "новой экономики"
Развитие "новой экономики" является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Стратегическими целями в этой области являются: создание современных отраслей экономики, основанных на использовании информационных технологий; сохранение научного потенциала; повышение конкурентоспособности российской экономики. Последовательная и скоординированная между различными органами государственной власти реализация государственной политики в рамках единой программы развития "новой экономики" уже в среднесрочной перспективе будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест, изменению структуры экспорта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции, сокращению производственных издержек в "традиционных" отраслях экономики и повышению инвестиционной привлекательности российских предприятий.
Состояние и перспективы развития сектора новой экономики в России
В большинстве промышленно-развитых стран состояние отрасли ИТ является одним из индикаторов качества экономического роста. В США вклад этой отрасли в ВВП составляет 5.4%, в Японии, 3.2%, в Странах Европейского Союза - 2.9%. В США в 2000 году инвестиции только в Интернет составили около 51 млрд. долларов. Вклад отрасли информационных технологий в прирост ВВП в России составляет лишь 0,5%. К сожалению, в России развитию этой сферы традиционно уделялось мало внимания. В результате, несмотря на наличие значительного потенциала (в первую очередь кадрового и образовательного - в России более 1.2 программистов, по сравнению с 2 млн. в США и менее 1 млн. в Японии), образовался значительный и увеличивающийся разрыв в уровне развития и распространения информационных технологий по сравнению не только с развитыми странами, но и многими странами третьего мира. По обеспеченности персональными компьютерами Россия отстает от стран Европы примерно в 5 раз, от США - в 10 раз, Интернет-серверами соответственно в 7 и в 60 раз. Производительность труда, как один из наиболее значимых факторов конкурентоспособности на мировом уровне также достаточно высока. По данным McKinsey производительность труда в производстве программного обеспечения составляет в России 38% от уровня США (в среднем по экономике России -18%). Хотя развитие Интернета в России отстает по абсолютным показателям от США, Европы и Азии, темпы его роста превышают зарубежные. Годовой прирост Интернет-аудитории в США в 1999 г. составил 15 %, а в России - 108 %. По итогам 1999 г. Россия вошла в список 15 стран, в которых доля пользователей Интернета в общем объеме населения страны наиболее значительна. Текущие темпы прироста аудитории Интернета - 6-8% ежемесячно. По оценкам экспертов, в ближайшее время Россию ждет довольно значительный прогресс в области развития и внедрения информационных технологий. Текущее состояние этой сферы не соответствует потенциальным возможностям экономики страны. Динамика развития IT сектора экономики, по данным IDC, за прошедший год составила порядка 30%. Объем IT-рынка по тем же источникам составил 2.6 млрд. долл.
Потенциал этой индустрии сравнивают с возможностями нефтегазовой отрасли. Стратегическая ориентация на собственные интеллектуальные ресурсы в экономике страны позволит, как избежать многих текущих проблем, связанных с экспортом сырья (зависимости от мировых цен на нефть и газ, исчерпания ресурсов, экологических катастроф и т.д.), так и решить ряд социальных вопросов, в том числе проблему утечки мозгов. Потенциально Россия может стать одной из ведущих информационных держав мира, занять место на мировом рынке в ряду таких быстро развивающихся стран как Индия, Ирландия, Китай, Израйль и др. Однако, такой прорыв предполагает наличие четкой стратегии развития отрасли, последовательной и скоординированной государственной политики в этой сфере. Примером того, как государство поддерживает отрасли новой экономики для нас может стать политика Правительства Индии, направленная на развитие оффшорного программирования и экспортно-ориентированного hi-tech сектора страны в целом. Для решения данной задачи была создана общегосударственная программа, целью которой является увеличение годового экспорта ПО из Индии к 2008 г. до 50 млрд. долларов (цифра, сопоставимая с российским экспортом нефти и газа). В результате скоординированных действий, объем индийского "оффшорного программирования" возрос с 120 млн. долл. в 1990 г. до 4 млрд. долл. в 2000 г. За последние пять лет объем производимого (и экспортируемого) Индией ПО вырос на 55%, хотя во всем мире этот показатель увеличился в среднем на 20%.
Меры государственной политики в области развития "новой экономики"
Основной целью политики в области развития "новой экономики" является создание условий для построения в Российской Федерации эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг. Среди основных задач государственной политики в области информационных технологий можно выделить следующие: - Кардинальное сокращение разрыва между Россией и развитыми странами в уровне распространения, эффективности использования и производства информационных продуктов и технологий; - Создание конкурентоспособного производства программного обеспечения (на примере Индии), ориентированного как на внутренний, так и на внешний рынок. " Развитие электронной торговли товарами и услугами (Интернет-биржи, Интернет-банкинг, Интернет-услуги т др.); - Развитие центров доступа к Интернет-услугам со стороны региональных и местных органов власти, на базе существующей инфраструктуры (в том числе школ и ВУЗов); - Активная промышленная политика, направленная на поддержание отечественного производителя коммутационного и другого телекоммуникационного оборудования. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: 1) сформировать эффективную либеральную нормативно-правовую базу информационных и коммуникационных технологий, основывающуюся на законах прямого действия; 2) обеспечить эффективность коммуникации органов государственного управления, как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных информационных технологий; 3) обеспечить условия для повышения эффективности и масштаба использования информационных технологий в экономике на основе организационно-институциональных мероприятий; 4) обеспечить повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет модернизации системы образования на базе ИТ в координации с проводимой реформой образования. В настоящее время в Государственную Думу внесены проекты федеральных законов: "Об электронной цифровой подписи"; "О предоставлении электронных финансовых услуг"; "Об электронной торговле". Законопроекты "Об электронной цифровой подписи" и "Об электронной торговле" приняты Государственной Думой в первом чтении 6 июня. Кроме того, следует отменить или смягчить законы, нормативные акты и инструкции, предусматривающие обязательное бумажное оформление при заключении или регистрации сделок. Одновременно, необходимо пересмотреть и уточнить порядок налогообложения сделок, совершаемых через интернет, не налагая на участников сделок никаких новых налоговых обязательств. Следует ослабить неэффективные и нереалистичные нормы и ограничения на использование средств кодировки на потребительском уровне. Эти ограничения только мешают конкурентоспособности разработчиков программного обеспечения в России и за рубежом, а также создают неуверенность со стороны потребителей. Важно устранить административно-технологические барьеры на пути инвестиций в техническую инфрастуктуру, в частности запретить организациям связи, являющимся монополистами, иметь какое-либо отношение к интернет-провайдерам. Создание нормативной базы, регламентирующей электронный бизнес, позволит сформировать условия для интенсивного роста сектора информационных услуг, обеспечит предпосылки для активного притока инвестиций в эту высокотехнологичную сферу. Межведомственный и межотраслевой характер задач по развитию "новой экономики" в России требует использования программно-целевого подхода на федеральном уровне, что реализовывается в Федеральной Целевой программе "Электронная Россия", разработанной в Минэкономразвития России. Эта программа включена в Перечень федеральных целевых программ, предлагаемых Правительством Российской Федерации к финансированию из федерального бюджета, начиная с 2002 года. Цели и задачи настоящей Программы определены в развитие основных положений "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренной решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. № Пр-1694, Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Президентом Российской Федерации 26 июля 2000 г. и других документов Правительства Российской Федерации.
Информатизация государственного управления
Основная цель - снижение издержек и экономия средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности госаппарата, обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для общества. Так, в Великобритании к 2004 году почти все функции государства будут переведены на интеренет-технологии: подача деклараций, продление паспорта, регистрация ребенка. На это в 2000 году было потрачено более 1.5 млрд. долларов из Казначейства. В России пока объем государственных инвестиций на развитие данного сервиса в 2000 году составил не многим более 10 миллионов долларов. Основными направлениями по раскрытию информации является: - использование интернет-технологий, минимизирующих издержки публикации информации и доступа к ней. При этом требования существующих нормативных актов, регламентирующих обязательное раскрытие различных документов, информационных материалов, отчетов в средствах массовой информации, должна быть дополнены требованиями их публикации в сети Интернет, в соответствии со специально разработанными стандартами представления информации; - расширение объема информации, обязательной к общественному раскрытию органами государственной власти, предусмотрев соответствующие изменения в законодательстве (принятие закона "О праве на доступ к информации"). В рамках данного направления предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государства на федеральном, региональном и местном уровне, основными принципами которой должны стать: - Открытость нормотворческой деятельности, что предусматривает обязательную публикацию текстов и проектов всех нормативных актов, затрагивающих интересы граждан и организаций, (включая рассматриваемые Федеральным собранием тексты законопроектов, проекты постановлений правительства и ведомственные нормативные акты и д.р.). Также предполагается обязательная публикация стенограмм парламентских слушаний. - Открытость бюджетного процесса (планирования и реализации) предполагает публикацию проектов бюджета, бюджетной росписи, а также отчеты об исполнении бюджета в максимально детализированной структуре. - Открытость контрольно-ревизионной деятельности государства предполагает публикацию отчетов о результатах проверок, осуществляемых Счетной палатой, Главным контрольным управлением, КРУ Минфина и другими организациями государственного контроля. Повышение эффективности управления общегосударственными информационными ресурсами предполагает инвентаризацию и поэтапную публикацию баз информационных и статистических данных (не затрагивающих прав личности на защиту персонально информации), находящихся в собственности органов государственной власти, с их последовательным обновлением. Меры государства в рамках данного направления нацелены на извлечение из имеющихся у государства информационных ресурсов, открытых (публичных) сведений и организацию на их основе баз данных, доступных для хозяйствующих субъектов. В настоящее время проводится совместная работа с Мировым Банком в области создания "Электронного Правительства", создание баз данных и порталов в рамках зоны government.ru.
Ожидаемые результаты реализации политики в области ИТ
Реализация комплекса мероприятий в рамках Федеральной целевой программой "Электронная Россия" окажет комплексное воздействие на все сферы экономики и общественной жизни. Совершенствование законодательно-нормативной базы в области производства и распространения информационных технологий, направленное на упрощение порядка лицензирования процессов сертификации, будет способствовать ускорению темпов роста этого сектора экономики за счет снижения барьеров входа на рынок и сокращения издержек функционирования организаций сектора. Создание предпосылок для роста как спроса, так и предложения на рынке ИТ обеспечит темпы роста отечественного производства для внутреннего потребления и экспорта темпами не менее 15-25% в среднем в год в период до 2005 года. Быстрое развитие сектора ИТ, расширение применения современных информационных технологий в других отраслях экономики будет способствовать формированию более прогрессивной структуры экономики, послужит импульсом к развитию отечественных высокотехнологичных производств, создаст принципиально новые возможности для наращивания производства и экспорта отечественной продукции высокой степени переработки. На базе развития "новой экономики", основанной на информационных технологиях, станет возможным изменение тенденций нарастания доли сырьевого сектора в экономике России и, в частности, в экспорте. Меры Программы по развитию информатизации всех уровней государственного управления обеспечат кардинальное ускорение процессов информационного обмена как внутри общества и бизнеса, так и между гражданами и государством. Следствием этого станет повышение эффективности государственного управления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и общества и принятию своевременных решений по регулированию этих процессов. Внедрение современных информационных технологий в организацию работ министерств и ведомств, а также региональных органов управления позволит сократить издержки на управление, в том числе и за счет высвобождения части технического персонала этих служб. Важное значение будет иметь интеграция отдельных государственных информационных ресурсов в единую систему (в частности, МНС, ГТК и др. ведомств), что позволит радикально сократить возможности для хозяйственных махинаций, нарушения законов, уклонения от налогов и т.п. Создание единой системы сбора, передачи и обработки информации существенно повысит возможности скоординированных действий силовых структур и будет способствовать повышению безопасности и обороноспособности страны. В сфере бизнеса предусматриваемые Программой меры по ускорению распространения современных способов передачи информации и внедрение электронного документооборота приведет к сокращению времени на осуществление сделок, взаимодействия с государственными органами власти и, в конечном счете, к сокращению трансакционных издержек, повышению конкурентоспособности предприятий. Реализация Программы создаст необходимые и достаточны условия для ускоренной интеграции России в мировую систему коммуникаций и стандартов. Не меньшее значение, чем рост экономической эффективности, будет иметь создание единого информационного пространства на всей территории страны. Развитие ИТ создает предпосылки для преодоления экономического отставания отдельных территорий, обеспечивает равные возможности доступа населению, независимо от места проживания, не только к широкому кругу источников разнообразной информации внутри России, но и ко всем мировым информационным ресурсам. Особенности географического положения России, структуры размещения производства и расселения населения, отставание развития транспортной инфраструктуры определяют особую важность информационных технологий и систем удаленного доступа к информации для обеспечения населения и бизнеса необходимыми консультационными услугами. Развитие ИТ потенциала позволит всем гражданам получать дистанционно медицинские, юридические и иные виды консультационных услуг, существенно повысит возможности дистанционного обучения и повышения квалификации. Это явится важным шагом по пути развития демократии и реальному обеспечении равных прав всех граждан в области информации. На базе развития современных методов информационного обмена между государством и обществом будут созданы принципиально новые возможности для обеспечения информационной открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия между обществом и государством. У граждан России появятся условия для сокращения затрат времени на реализацию своих конституционных прав и обязанностей.
Заключение
Есть все основания полагать, что при сохранении нынешней динамики преобразований Россия в ближайшее время станет страной с благоприятными условиями для ведения бизнеса, строгим соблюдением прав и законных интересов собственников. При достижении этой цели наша страна станет не только привлекательным реципиентом иностранных инвестиций, но и более тесно интегрируется в международную экономическую и политическую систему. Правительством Российской Федерации будет продолжена целенаправленная политика по выработке и реализации мер, обеспечивающих равенство условий конкуренции; развитие финансовой инфраструктуры и иных условий стабильного развития экономики, причем проводиться данная политика будет с учетом мнений граждан, иностранных и российских бизнесменов, включая и всех тех, кто представлен на данной конференции. www.iip.ru |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2010 Интернет-агентство Laws-Portal.Ru |